Научная статья на тему 'Технология повышения уровня профессионально-речевой образованности студентов'

Технология повышения уровня профессионально-речевой образованности студентов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
159
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Евтюгина Алена Александровна

В статье представлены анализ дипломных работ и классификация ошибок, которые допускаются в научной речи студентов. В связи с этим представлена концепция практического курса «Стилистика научной речи», который проводится на 3–4 курсах всех специальностей университета. Владение научным стилем речи – это часть технологии повышения образованности. Целью данного курса является повышение уровня профессионально-речевой образованности студентов высших учебных заведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article covers the graduate research works analysis and classification of mistakes that students make in their scientific speech. The concept of practical course “Scientific speech stylistics” learned by all specializations of 3–4 year is presented to that point. The aim of the course is improving the competence of professional speaking among students of high educational institutions.

Текст научной работы на тему «Технология повышения уровня профессионально-речевой образованности студентов»

Summary

The article analyses the results of the experimental research of the conditions of constructive and destructive influence of situational anxiety on students, productivity in solving creative tasks.

Its for the first time in the research on the problem of connections of situational anxiety and productivity of creative activity, that a number of parameters of anxiety as an emotional state have been represented by practically all main characteristics with a special stress on the qualitative characteristics showing its essence as a specific kind of reflection.

The possibility of increasing productivity of students, creative activity by means of regulating intensity of situational and personal anxiety has been proved.

Поступила в редакцию 13.02.06.

УДК 378

А.А. Евтюгина

ТЕХНОЛОГИЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-РЕЧЕВОЙ ОБРАЗОВАННОСТИ СТУДЕНТОВ

Профессионально-речевая образованность представляет интегративное качество человека, формирование которой целесообразно осуществлять в образовательных учреждениях. На технологическом уровне повышение уровня образованности реализуется как последовательность стадий взаимодействия студентов и преподавателей. Обязательной составляющей технологии является владение научным стилем речи, поскольку интегрирование образовательного процесса с научным предстает как образовательная среда, в которой осуществляется развитие профессионально-речевой образованности студента как системы. Научно-исследовательская работа студентов, выражающаяся в создании таких речевых произведений, как курсовая работа, выпускная квалификационная работа, реферат, тезисы, устный доклад, предполагает владение соответствующими навыками языкового оформления данных текстов. Как научить студентов создавать произведения научной речи?

Профессионально-речевая образованность, помимо знания языковых норм, включает достаточно полное представление о стилях и стилевых нормах русского литературного языка. Уровень профессионально-речевой образованности должен позволять студенту создавать тексты, полноценные как с точки зрения языковых норм и коммуникативных качеств речи, так и в плане жанрово-стилистической адекватности. Обучение научному стилю речи и созданию научных речевых произведений должно стать обязательным компонентом программы вузовского образования.

Цель дисциплины «Стилистика научной речи» - обучение студентов создавать научные тексты в соответствии с жанрово-стилевыми требованиями, нормами литературного языка. Признаки научных текстов специфичны в зависимости от характера науки и выполняемых задач, и, для того чтобы данные тексты адекватно решали поставленные задачи, обязательным признаком является их культурность. С этой точки зрения были проанализированы реферативные и дипломные работы (всего 68) студентов таких факультетов, как социология, психология, машиностроение, электроэнергетика, юриспруденция, экономика и др., и выявлены недостатки, связанные с композиционным и структурно -содержательным аспектами научной речи (Ср.: Васильева, 1990) [1].

Процесс формирования профессионально-речевой образованности более высокого уровня, включающий языковую и коммуникативную компетенции студентов в области стилистики научного текста, содержит четыре блока: композиционный и структурно-содержательный, стилистический, нормативный и коммуникативный, блок правописания. Далее представлено описание блоков, которое сопровождается указанием на соответствующие недочеты в проанализированных квалификационных работах.

Итак, первый блок связан с композицией. Одна из частотных ошибок - неполноценность вводной и заключительной частей. Введение не имеет в своей основе необходимой композиционной модели и не включает требуемых содержательных компонентов (описание степени исследованности темы, обоснование актуальности, обозначение объекта исследования, формулировка цели и задач

исследования, указание методов исследования, описание структуры работы). Требования, предъявляемые к тексту введения, нарушаются в разной степени - от отсутствия одного-двух необходимых содержательных компонентов до абсолютной неадекватности жанру (например, введение дипломной работы студента юридического факультета, начинающееся с пересказа притчи и не имеющее ни одного необходимого компонента содержания).

Заключение в ряде дипломных сочинений либо вообще не содержит выводов, полученных в ходе работы, либо представляет собой формальный повтор введения или других предыдущих частей без каких-либо изменений, либо является в целом кратким и малосодержательным.

Несоразмерность частей предметно-логической структуры текста наблюдается в 60% проанализированных работ. Недостаток выражается, прежде всего, в несоответствии объема введения и заключения объему основной части работы. Нередко вводная и заключительная части составляют 1-2 страницы из 100-200 страниц общего объема.

Наиболее распространенный недостаток - недостаточная мотивирующая экспликация связанности содержательно-композиционных частей, выражающаяся в отсутствии выводов в конце глав, обобщающих абзацев по подглавам и логических переходов от одной главы к другой. Кроме того, в некоторых работах структура основной части не соответствует задачам, сформулированным во введении. Малосодержательны начальные фразы разделов, фактически повторяющие их заглавия (Рассмотрим теперь СПК с точки зрения отечественных психологов (к разделу «Теории СПК в отечественной психологии»)).

Таким образом, обучение созданию научного текста определенного жанра (в данном случае дипломной (курсовой) работы - жанра, наиболее актуального и показательного в процессе вузовского образования) должно, прежде всего, включать в себя выработку умения адекватно организовывать текст в композиционном и структурно-содержательном отношении.

В ходе анализа квалификационных работ всех факультетов были выявлены многочисленные недочеты в оформлении библиографического аппарата (ссылки, сноски, список литературы). В частности, это:

а) подача библиографического списка не по алфавиту;

б) разнообразные ошибки в оформлении цитат и ссылок (отсутствует фамилия автора, не указана страница, с которой взята цитата и пр.);

в) отсутствие необходимых знаков и элементов или включение лишних при библиографическом описании работы (напр.: М.К. Бункина, В.А. Семенов; Г.Л. Шагинян «Общая экономическая теория» курс лекций Ростов-на-Дону. 1999).

Таким образом, складывается впечатление, что студенты в подавляющем большинстве не умеют системно и последовательно работать с библиографическим аппаратом.

Предварительный этап завершается выработкой основной идеи работы, обдумыванием композиции будущего текста и созданием его первоначального плана. В задачи руководителя здесь входит разъяснение функционально-содержательной сути таких частей жанровой структуры работы, как введение и заключение, помощь в оформлении предметно-логической структуры основной части текста.

Следующий этап работы связан с созданием первичного текста. Здесь весьма значимым методическим моментом следует признать обучение студентов приемам реферирования, компрессии текста, соотнесения в рамках своей работы собственного и чужого текстов.

Нередко работы представляют собой переписанные фрагменты чужого текста, зачастую с сохранением вводных слов и фраз, эксплицирующих личность создателя. Созданные самостоятельно и чужие текстовые фрагменты никак не разграничиваются, этика цитирования нарушается, так что в большинстве случаев неясно, анализируется какой-либо первоисточник или чужие мысли выдаются за свои: фамилии авторов не вводятся, не ставятся кавычки при прямом цитировании, нет ссылок, в лучшем случае используются формулировки «одни авторы ... другие авторы» (но без указания фамилии), практически не используются языковые средства, выражающие рефлексию автора дипломной работы (реферата) по поводу приводимых фрагментов чужого текста. Умение создавать текст реферативного характера без указанных нарушений складывается из ряда составляющих и может быть выработано последовательно, практическим путем. Прежде всего, важную роль здесь играет способность аналитически воспринимать читаемый текст, членить его на смысловые фрагменты, выделять главное и второстепенное, видеть тезис и аргументы и т. п. Эта способность является основой навыка переработки прочитанного текста. Переработка может выражаться в компрессии текста путем вычленения и формулирования его главных мыслей,

в использовании соответствующих фрагментов текста для подтверждения собственных тезисов и иллюстрации высказываний, в сопоставлении фрагментов текстов различных авторов для выведения собственных аналитических суждений и т. п. Данный навык должен подкрепляться наличием в лексиконе автора, создающего реферативный текст, клишированных конструкций для описания чужого текста (в статье автор освещает ..., суть статьи сводится к следующему ... и др.), а также соответствующих единиц вербального оформления собственной личности (на наш взгляд / с нашей точки зрения, ценность работы заключается в.). Указанные навыки переработки чужого текста и включения его фрагментов в текст, создаваемый самостоятельно, могут быть выработаны в процессе выполнения соответствующих упражнений, предполагающих работу с чужим научным текстом в различных аспектах (создание конспектов различных типов, создание реферата статьи (ряда статей), создание развернутой аннотации к монографии и т. п.).

Наконец, после того как первичный текст создан целиком, важно сориентировать студента на дальнейшую поэтапную работу с полученным первичным текстом, предполагающую неоднократное возвращение к написанному, редактирование.

Известно, что письменная работа, как правило, создается не одним усилием, а является процессом длительным, разделенным на отрезки (А.Н. Васильева, Л.К. Граудина, Н.А. Купина, Е.Н. Ширяев). Текст сначала создается в «черновом» варианте (первичный текст), а затем на его основе порождаются новые, более совершенные варианты, каждый из которых соответствует определенной стадии речемыслительного процесса грамматического синтаксиса с учетом восприятия текста адресатом [2].

При создании текста научного стиля указанная поэтапность имеет особую значимость, и выявленные недостатки выпускных квалификационных работ могут быть устранены именно на этапе редактирования, когда создание первичного текста завершено. В частности, в процессе редактирования законченного текста дипломного сочинения может быть устранен такой систематически проявляющийся недостаток, как недоработанность и малосодержательность вводной и заключительной частей. Введение в контексте написанного целого почти всегда обнаруживает свою недоработанность, а иногда требует и коренной переработки. При этом типичными следует считать недоработки трех родов: краткое (формальное, неинформативное), гипертрофированное (избыточное) и дефективное вступление. Последнее представляет собой сочетание гипертрофированности в одних и недостаточности в других моментах предваряющего обоснования актуальности проблематики и ориентирования адресата в существе и структуре работы. Недостатками заключения являются, судя по анализу работ, либо его формальный характер (заключение по способу суммирующего повторения без необходимого синтеза выводного знания), либо общая информационная дефективность (неадекватность акцентирования наиболее важных моментов выводного знания) [3]. Работа над текстом заключения, помимо формулировки выводов и указания на перспективы исследования, предполагает его соотнесение с заключительными фрагментами глав и также может быть полноценно осуществлена в ходе редактирования.

Повторная работа над созданным первичным текстом направлена на устранение информативной недостаточности и информативной избыточности, поскольку оценка текста в целом позволяет обнаружить те его содержательные части, которые были упущены или не укладываются в рамки предметно-логической структуры научного произведения

Взгляд на текст как на целостное произведение позволяет также устранить недочеты, связанные с несоразмерностью частей текстовой предметно-логической структуры, избавиться как от гипертрофии, так и от редукции некоторых составляющих. Параллельно с этим может осуществляться корректировка расположения частей текста, т. е. устранение недостатков его композиции. Композиционные нарушения могут влиять на содержательную структуру, затрудняя ее восприятие. Содержательная структура вне текста в принципе синхронна, но в тексте приобретает линейность и соответственно диахронность продуцирования и восприятия. Максимальное сближение предметно-логической и композиционно-текстовой структур является законом научного стиля.

Создание студентом самостоятельного научного текста (в том числе и текста реферативного характера) сопряжено с трудностями, касающимися стилистических норм литературного языка, а именно - стилистических норм научного текста. Теоретические знания относительно стилистики русского языка вообще и стилистики научного текста в частности здесь следует уметь сопрягать с практическим навыком последовательного и четкого следования требованиям стиля.

Как показал анализ, студенты в подавляющем большинстве не обладают соответствующими знаниями и навыками, что ведет к нарушению стилистических норм, стилевой интерференции (смешению научного стиля с публицистическим и разговорным). Указанный недостаток

систематически проявляется во фрагментах текста, создаваемых студентами самостоятельно (например, вступление, заключение), а также в тех случаях, когда студент привлекает чужие тексты публицистического или научно-популярного характера и оказывается неспособным должным образом их адаптировать. Примеры иностилевых включений многочисленны и связаны с различными уровнями языковой системы:

- газетно-публицистические клише: до этого времени все шло в славных традициях упадка и застоя; от нас всех, как рядовых членов коллектива, тоже очень многое зависит; концепция риска, как и его существование, стара как мир; методическая деятельность, методическое руководство - выражения, привычные для уха и глаза современного человека); экологические значения необходимы каждому человеку, чтобы сбылась мечта многих поколений мыслителей; потери от брака (...) особенно нежелательны - в деталь уже вложено много труда.

- метафорические выражения (типичные для публицистической речи): надо коренным образом изменить дух законов о труде;

- высказывания, оформленные с привлечением синтаксических средств выразительности, типичных для публицистического стиля: Каждый человек рано или поздно начинает задумываться о собственной квартире или доме. Только где же взять средства на покупку?; Надо ли в наши дни говорить о том, что цвет влияет на настроение человека?; Но под этим понятием некоторые предполагают и систему воспитательных мероприятий, и систему воспитательной работы, и систему коллективных творческих дел, и систему педагогических воздействий. Это одни. А другие считают, что);

- слова и выражения, принадлежащие разговорному стилю: ютятся в битком набитых «коммуналках»; хотя и годовалый уже может проявить «характер»; кстати говоря, даже на базовом уровне не обязательно наличие модных систем контроля усвоения знаний в виде всякого рода тестов; жаль, конечно, что теперь уже большие деревья рубят;

- разговорные парцеллированные и ненормативные конструкции: И все это было тогда, в 60-70-е г. Теперь же многое что изменилось; И еще, что следует отметить, говоря о несовершенных правонарушителях, то, что кредо многих из них - повеселее пожить; Много что надо будет изменить, а главное принять меры, направленные на повышение эффективности.

Кроме того, во многих работах эпизодически (в самостоятельно написанных фрагментах) используется форма 1 -го лица единственного числа (отмечу, напомню, мне бы хотелось в своей работе, на мой взгляд, мои рекомендации) .

Обучение созданию адекватного и однородного со стилистической точки зрения текста является достаточно серьезной научно-методологической проблемой. Отсутствие у обучаемых «чувства стиля» можно преодолеть путем длительной и целенаправленной работы, связанной с выполнением системно подобранных упражнений. На первоначальном этапе могут быть предложены упражнения по стилистическому анализу определенного научного текста, в котором студентам нужно будет обнаружить проявление стилеобразующих факторов научной речи (абстрактность, точность, логичность, отсутствие эмоциональной оценки и др.) и указать на типичные языковые особенности - лексические (термины, общенаучная лексика, абстрактные и отглагольные существительные, выражения-экспликанты интеллектуальной оценки и пр.) и синтаксические (использование слов и выражений, обеспечивающих связь мыслей, причастные и деепричастные формы, безличные предложения, конструкции в пассивном залоге и пр.). На следующем этапе весьма целесообразной будет серия упражнений, направленных на актуализацию в ходе речемыслительного процесса конкретных языковых черт стиля. Здесь для редактирования могут предлагаться тексты, в которых последовательно нарушается какая-либо одна стилистическая черта (например, используется эмоционально окрашенная лексика либо абсолютно преобладают глаголы в личной форме); студент должен устранить обнаруженный недостаток (заменить экспрессивы на лексику интеллектуальной оценки; личные формы глаголов преобразовать в более сложные синтаксические конструкции - причастные обороты, пассивные конструкции и пр.). Далее, по мере усложнения заданий, текст должен быть дефективен по нескольким признакам; здесь для комментированного редактирования уже можно использовать реальные тексты студенческих работ. На заключительном этапе развития стилевой грамотности студент должен уметь создавать научный текст, полноценный в отношении стилистических норм, обладать навыками рефлексии и самостоятельного редактирования своего текста.

Особое место в рамках курса должно занять обучение стилистике устной научной и научно-педагогической речи. Серьезным недостатком устных научных докладов и сообщений следует

признать неадаптированность письменного текста для устной формы речи: текст в процессе выступления либо зачитывается, либо заучивается наизусть и произносится без необходимых трансформаций. Выступающий при этом зачастую терпит коммуникативную неудачу вследствие того, что его речевое произведение не вполне соответствует ситуации общения и противоречит законам слухового восприятия. Студент должен владеть такими основными приемами адаптации письменного текста для устного выступления, как перестройка безличных и обобщенно-личных конструкций в личные (я рассмотрю ... предпочтительнее, чем следует рассмотреть ... или мы рассмотрим ...), частичная замена причастий и деепричастий глаголами в личной форме, использование средств диалогизации (различные формы обращения к слушателям, фразы в повелительном наклонении и пр.). Выработка соответствующих навыков построения устной научной речи может осуществляться с помощью ряда упражнений, направленных на обучение приемам трансформации письменного текста в устный, а также - на заключительном этапе -путем подготовки и осуществления пробных устных выступлений, которые подвергаются анализу со стороны преподавателя и аудитории.

Нормативный и коммуникативный аспекты: лексические и грамматические нормы русского литературного языка, коммуникативные качества речи. Полноценный научный текст должен быть безупречен с точки зрения языковых норм, и обучение созданию научного речевого произведения неотделимо от повышения уровня общей языковой грамотности и речевой культуры студентов вуза.

Следует констатировать, что студенты допускают в своей письменной речи значительное число речевых ошибок различных типов. Стремление к наукообразности, абстрагированию от разговорного уровня приводит к нарушению норм литературного языка и коммуникативных качеств речи (таких, как точность, логичность, информативность, богатство речи).

Нарушение норм словоупотребления и лексической сочетаемости (в том числе при использовании терминологической лексики): подписка с предупреждением о такой ответственности ... у них не отбирается; попытка ... столкнулась со многими трудностями; бизнес еще не привык к данной сфере деятельности. Нарушение информативности речи (речевая избыточность: повторы, тавтология, плеоназм): адаптация к необычным экстремальным условиям; при выборе стратегии личности оценивается потенциал личности. Нарушение норм управления: свое неуважение к родителям проявляет на всех взрослых людей; разработан технологический процесс, который достигает технологические требования. Нарушение норм согласования: ряд ученых полагают; одними из основных направлений развития литейного производства является ... К вышеприведенным примерам можно также привести случаи парцелляции, неправильного употребления деепричастного оборота, неправильного порядка слов, влекущего за собой нарушение логичности речи.

Представляется, что определенное количество присутствующих в работах речевых ошибок является не столько следствием незнания студентами языковых норм, сколько результатом недостаточно ответственного подхода к создаваемому тексту: многие ошибки, вероятно, могли бы быть исправлены самими авторами в результате тщательной проверки и редактирования собственных произведений. С другой стороны, нельзя не указать на недостаточный уровень грамотности некоторых студентов и на необходимость его повышения в ходе образовательного процесса, и прежде всего - в рамках данного курса.

В первую очередь здесь должна быть создана или восстановлена теоретическая база, заключающаяся в знании основных грамматических норм и правил русского языка (правила употребления деепричастного оборота, норм согласования при употреблении причастных оборотов и придаточных предложений, правила порядка слов в предложении и пр.). Далее внимание должно быть направлено на формирование навыков практической грамотности студентов. Выявление наиболее распространенных типов ошибок позволяет создать соответствующие упражнения, нацеленные на освоение ряда конкретных трудностей языка (например, отработка правила согласования при употреблении клишированных конструкций; ср. частотность ошибки при использовании фразы один из . ). Повторим, что основной целеустановкой образовательного процесса в рамках данного курса должна стать ориентировка студентов на длительную, тщательную и многоэтапную работу с создаваемым текстом. В ходе такой работы будут развиваться навыки авторедактирования, что позволит сделать конечный вариант научного текста полноценным с точки зрения общенормативного и коммуникативного аспектов.

Четвертый блок включает орфографические и пунктуационные правила русского языка. Письменный научный текст должен быть эталоном грамотной речи; это в полной мере касается и оформления текста с точки зрения норм правописания.

Практически во всех проанализированных квалификационных работах в той или иной степени нормы правописания нарушаются. В меньшей степени это касается норм орфографии, в большей - норм пунктуации.

В рамках курса «Стилистика научной речи» данный блок наиболее целесообразно осваивать пролонгированным способом, на каждом занятии уделяя внимание какому-либо правилу. Поскольку данный материал не является новым для студентов, преподаватель должен в большей степени активизировать их самостоятельную работу.

Итак, дисциплина «Стилистика научной речи» имеет своей целью повысить уровень профессионально-речевой образованности языковой личности студентов для создания полноценного речевого произведения научного стиля. Стратегической доминантой курса является ориентация студентов на длительную, тщательную, поэтапную работу по созданию научного текста, предполагающую охват нескольких разноуровневых аспектов: композиционное и структурно-содержательное оформление текста, стилистические требования, языковые нормы, коммуникативные качества речи, нормы требования орфографии и пунктуации.

Литература

1. Васильева, А.Н. Основы культуры речи / А.Н. Васильева. - М.: Русский язык, 1990. - 247 с.

2. Культура русской речи: учеб. для вузов / под ред. проф. Л.К. Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева. -М.: Издательская группа Норма-Инфа, 1998. - 560 с.

3. Купина, Н.А. Дипломная работа по русскому языку: методические рекомендации / Н.А. Купина. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2001. - 36 с.

Summary

The article covers the graduate research works analysis and classification of mistakes that students make in their scientific speech. The concept of practical course "Scientific speech stylistics" learned by all specializations of 3-4 year is presented to that point. The aim of the course is improving the competence of professional speaking among students of high educational institutions.

Поступила в редакцию 22.02.06.

УДК 373.3

В.Г. Кухаронак

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Одной из важнейших задач современной школы является формирование у ребенка способности быть творцом новых ценностей, что позволит ему достичь успехов в различных видах деятельности. Однако прочно обосновавшаяся в педагогической практике система воздействия на ребенка (а не взаимодействия с ним) не позволяет последнему приобрести опыт творческой деятельности.

Погружение ребенка в атмосферу творчества способствует удовлетворению его потребности в активном познании нового. Именно с начальных классов следует включать ребенка в творческую деятельность. Процесс и результаты данной деятельности во многом зависят от творческой активности ребенка, развитие которой становится одной из главных задач в рассматриваемом нами возрастном периоде.

«Творчество - деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающие общественной значимостью» [1, т. 42, 54].

В процессе творчества как развитие можно рассматривать и результат, и сам процесс. Мысль о том, что творчество - это, прежде всего, процесс, характер деятельности, прослеживается в работах Л.С. Выготского, Л.Н. Когана, Я.А. Пономарева и др. Нам ближе данная точка зрения, ибо, по меткому замечанию Л.С. Выготского, «основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, но в самом процессе. Важно не то, что создадут дети, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении» [2, 63].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.