Научная статья на тему 'Технология постановки цели при проектировании индивидуальной образовательной программы по информатике в профильных классах'

Технология постановки цели при проектировании индивидуальной образовательной программы по информатике в профильных классах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
828
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНОЕ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ / ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ / ЦЕЛЬ-ПРОЕКТ / ЦЕЛЬ-ПРОЦЕСС / ЦЕЛЬ-РЕЗУЛЬТАТ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ИНФОРМАТИКЕ / PERSONAL GOAL-SETTING / TECHNOLOGY OF PEDAGOGICAL GOAL-SETTING / GOAL-PROJECT / GOAL-PROCESS / GOAL-RESULT / INDIVIDUAL EDUCATIONAL PROGRAM IN INFORMATICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ческидова Анна Александровна

Представляется анализ подходов к определению понятия цели. Выделяются три уровня целей и предлагается технология педагогического целеполагания в рамках проектирования индивидуальной образовательной программы по информатике. Обосновывается целесообразность разработки технологической карты педагогического целеполагания с выделением технологических аспектов построения и реализации индивидуальной образовательной программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The technology of goal-setting at planning of individual educational program in informatics

Analysis of approaches to the definition of purpose is presented. Three levels of purposes were defined and the technology of pedagogical goal-setting by means of creation an individual educational program in Informatics was proposed. The expediency of working out the technological chart within the confines of pedagogical goal-setting was substantiated. The technological aspects of building and implementing of individual educational program were marked at the technological chart of pedagogical goal-setting

Текст научной работы на тему «Технология постановки цели при проектировании индивидуальной образовательной программы по информатике в профильных классах»

УДК 372.85 ББК Ч426.29-21

А. А. Ческидова

Нижний Тагил

ТЕХНОЛОГИЯ ПОСТАНОВКИ ЦЕЛИ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ В ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССАХ

ГСНТИ 14.25.01 Код ВАК 13.00.02 КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: личностное целеполагание; технология педагогического целеполагания; цель-проект; цель-процесс; цель-результат; индивидуальная образовательная программа по информатике.

АННОТАЦИЯ. Представляется анализ подходов к определению понятия цели. Выделяются три уровня целей и предлагается технология педагогического целеполагания в рамках проектирования индивидуальной образовательной программы по информатике. Обосновывается целесообразность разработки технологической карты педагогического целеполагания с выделением технологических аспектов построения и реализации индивидуальной образовательной программы.

A. A. Cheskidova

Nizhniy Tagil

THE TECHNOLOGY OF GOAL-SETTING AT PLANNING OF INDIVIDUAL EDUCATIONAL PROGRAM IN INFORMATICS

KEY WORDS: personal goal-setting; technology of pedagogical goal-setting; goal-project; goal-process; goal-result; individual educational program in informatics.

ABSTRACT. Analysis of approaches to the definition of purpose is presented. Three levels of purposes were defined and the technology of pedagogical goal-setting by means of creation an individual educational program in Informatics was proposed.

The expediency of working out the technological chart within the confines of pedagogical goal-setting was substantiated. The technological aspects of building and implementing of individual educational program were marked at the technological chart of pedagogical goal-setting.

Безусловный приоритет среди целей образования имеет цель развития личности ученика. Тем не менее, данное по существу аксиоматическое положение, в реальной практике работы школы соблюдается далеко не всегда. Одной из основных причин рассогласования желаемого и действи-

© Ческидова А. А., 2011

тельного в обучении является неоднозначность его целей на уровне реального учебного процесса.

Ученик имеет право на осознанный и согласованный с педагогом выбор основных компонентов процесса обучения: смысла, целей, задач, темпа, форм и методов обучения, личностного со-

держания, системы контроля и оценки результатов.

Целеполагание является общенаучной проблемой. Дидактические аспекты постановки целей обучения отражены в трудах В. П. Беспалько, Е. С. Заир-бек, М. Б. Кларина, В. В. Краевского, Д. Г. Ле-витсса, А. В. Петровского, П. И. Пид-касистого, М. Н. Скаткина, С. А. Смирнова, А. В. Хуторского, Р. Р. Бибриха, И. А. Володарской, А. М. Митиной, С. Л. Рубинштейна, В. В. Серикова,

И. С. Якиманской и др. [1; 6; 7; 9].

Различными аспектами целепола-гания в области информатики занимались С. А. Бешенков, И. А. Деревянко,

Н. И. Рыжова, С. Д. Каракозов, М. П. Лапчик, Б. Е. Стариченко, М. В. Швецкий и др. [2].

Однако проблема определения личностной цели при проектировании индивидуальной образовательной программы по информатике в профильных классах остается недостаточно освещенной в научно-педагогической литературе.

Анализ научно-педагогической литературы показывает, что к определению понятия «цель» как педагогической категории существует несколько подходов.

Основное различие взглядов на смысл педагогических целей проявляется в понимании следующего.

Ожидаемые изменения

в личности ученика

Специфика педагогических целей заключается в том, что они всегда лежат в сфере деятельности учащихся. Следовательно, педагогические цели — это результаты индивидуального развития учащихся, ожидаемые участниками педагогического процесса.

Условно цели деятельности учащихся можно разделить на две группы — внешние и внутренние.

Внешние цели определяются предметным аспектом изучения содержания курса «Информатика и ИКТ». Цели достижения качества образования определяются государственным образовательным стандартом по информатике для профильных классов.

Кроме того, родители учеников устанавливают некоторые целевые установки для своих детей. Для выявления доминирующего направления педагогического целеполагания отдельных учеников и класса в целом проводится диагностика познавательного уровня потребностей учеников и их родителей.

Внутренние цели определяются личностным аспектом изучения курса «Информатика и ИКТ» учащимися и заключаются в личностных изменениях учащихся, таких, как воспитание чувства ответственности за результаты своего труда, формирование установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, на недопустимость действий, нарушающих правовые, этические нормы работы с информацией, и т. д.

Необходимо отметить, что наиболее актуальными являются внутренние цели, потребности учеников, приобретение субъектного опыта и личностные изменения.

Направленность педагогических ориентаций на внешние результаты, не имеющие особой ценности, с точки зрения учащихся, приводит к отсутствию внутренних результатов, соответствующих социальным ожиданиям.

Особенно актуальна обозначенная проблема при реализации индивидуальной образовательной стратегии ученика, и в частности при проектировании индивидуальной образовательной программы по информатике в профильных классах.

На наш взгляд, необходима некоторая трансформация внешней цели во внутреннюю (личностную) цель ученика.

Для успешной реализации интеграции внешних и внутренних целей осуществляется диагностика готовности учеников к осуществлению учебной деятельности (мотивационноцелевой компонент), определение личностного смысла по отношению к изучаемым фундаментальным объектам курса «Информатика и ИКТ», а также уровня обученности и обучаемости учеников.

Создание педагогических условий для развития ученика

Обучение задает не столько вектор развития, сколько необходимые условия. Его задачи не планировать общую единую и обязательную для всех линию образовательного развития, а помогать каждому ученику с учетом имеющихся индивидуальных особенностей и способностей формировать субъектный опыт познания, совершенствоваться и развиваться как личность. В связи с большим количеством учащихся в классе и соответственно с многообразием индивидуальных особенностей, способностей и потребностей каждого из учеников сложно создать для каждого ученика педагогические условия, полностью соответствующие его индивидуальным особенностям, потребностям и склонностям.

Индивидуальная образовательная программа по информатике в профильных классах позволяет максимально приблизиться к необходимым педагогическим условиям для каждого ученика. Учебный процесс должен отвечать необходимым оптимальным условиям для развития познавательных способностей, это:

объективный учет начального уровня познавательных способностей учащихся;

выявление познавательной направленности личности каждого ученика класса, его потребностей, интересов, склонностей и мотивов; соответствие содержания обучения уровню развития познавательных способностей учащихся и индивидуальному познавательному стилю ученика;

сочетание разнообразных дидактических форм, методов, приемов, средств и технологий обучения.

Для реализации указанных условий проводится диагностика готовности к осуществлению учебной деятельности (содержательно-процессуальный, рефлексивно-оценочный компоненты), осуществляется выявление учебно-познавательных стилей отдельных учеников, а также их уровень обученности и обучаемости.

Таким образом, в рамках проектирования индивидуальной образовательной программы по информатике в профильных классах определяется уровень содержания изучения отдельных фундаментальных объектов, осуществляется выбор форм и технологий организации учебного процесса.

Результатом реализации индивидуальной образовательной программы по информатике является социально значимый субъектный опыт каждого ученика.

Часть ученых (Е. С. Заир-Бек, И. П. Раченко и др.) придерживаются позиции одновременного определения в едином педагогическом процессе целей разного характера: цели как ориентиры на ценность образования (цели-проекты); цели как контролируемые результаты обучения (цели-результаты); цели, определяющие педагогические условия эффективного обучения информатике (цель-процесс).

В нашем исследовании мы будем придерживаться позиции одновременного определения в едином педагогическом процессе целей разного характера (см. рис.).

Под целью-проектом изначально понимается некоторая глобальная цель, заданная в различных законодательных актах (Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, Государственный образовательный стандарт основного и общего образования по информатике и ИКТ и др.) [3; 5], т. е. определяемая социальным заказом современного общества.

Цель-проект не формируется ни учеником, ни учителем, а задается извне и является внешней глобальной целью.

Однако мы в рамках педагогического исследования для организации и реализации индивидуальной образовательной программы по информатике будем понимать под целью-проектом интеграцию внешней цели, заданной обществом, определяемой родителями ученика и собственной глобальной цели ученика.

/иа-Ч

ВНУТРЕННИЕ К И- ВНЕШНИЕ '

ЦЕЛЬ- ЦЕЛЬ-

ПРОЕКТ РЕЗУЛЬТАТ

Ожидаемые изменения в личности ученика (личностные новообразования, ожидаемые учеником)

ЦЕЛЬ-

ПРОЦЕСС

Ожидаемые изменения в личности ученика на уровне знаний, умений, навыков решения конкретных задач по информатике

Создание педагогических условий для развития ученика

Рис. Соотношение целей и результатов

Цель-процесс — создание педагогических условий для успешной реализации цели-проекта. Вариативная часть индивидуальной образовательной программы позволяет ученику самостоятельно определить технологии, методы обучения, уровень и объем содержания учебного материала по информатике.

Цель-результат определяет содержание обучения, конкретные образовательные продукты, полученные в результате образовательной деятельности по информатике, а также реализацию субъектного опыта каждого из учеников в рамках решения конкретной задачи.

Анализ различных подходов к технологии целеполагания (А. В. Хуторской, В. В. Сериков, Н. Я. Коростылева и др.) позволил нам выделить этапы реализации педагогического целепола-гания:

диагностика индивидуальных особенностей деятельности, потребностей субъектов целеполагания, уровня обученности и обучаемости; формулировка целей-проектов; формулировка целей-процессов; формулировка целей-результатов.

Имеются общие условия выполнения

учеником процедуры целеполагания [8]: наличие познавательного стремления ученика;

определение предмета своей цели; представление образа предполагаемого результата своей деятельности по отношению к предмету цели; вербальное (словесное) формулирование цели;

предвидение и прогнозирование того, как будет достигаться цель; наличие средств для достижения цели; соотношение получаемых результатов с целью;

корректирование поставленной цели.

Однако, как показывает педагогический опыт, далеко не все ученики даже профильных классов готовы самостоятельно поставить и сформулировать личностную образовательную цель.

В связи с этим мы предлагаем следующую технологию образовательного целеполагания.

1. Определение основного направления целеполагания ученика. Ученики формулируют свое отношение к изучаемому объекту, которое отражает и актуализирует его личностные качества, относящиеся к курсу «Информатика и ИКТ».

Диагностика социально-экономи-

ческих условий жизни и воспитания учащихся в семьях проводится на основе бесед, анкетирования детей и родителей, наблюдения и оценок педагогов.

На данном этапе определяются познавательные стремления учеников и их родителей, уровень познавательных потребностей, формируется представление образа предполагаемого результата своей деятельности по отношению к цели-проекту как к внешней цели, осуществляется вербальное (словесное) формулирование личностной цели в общем виде.

Кроме этого, диагностируется уровень умения формулирования целей. Для этого ученикам предлагается определить 3—4 цели наиболее важные для их дальнейшего обучения, самореализации в жизни и будущей профессии (если же они испытывают затруднения, то цели ставятся совместно с учителем и родителями, при этом они могут выбрать из предложенного списка) и выстроить цели по приоритетам.

Список целей может выглядеть так: усвоить основные понятия и законы темы;

проявить и развить свои способности (назвать их); организовать свою учебу по выбранной теме: поставить достижимые цели, составить реальный план, выполнить его и оценить свои результаты;

окончить школу и учиться дальше; быть культурным и развитым человеком;

получать хорошие отметки; быть лучшим учеником в классе; добиться в будущем больших успехов; свой вариант цели.

По результатам диагностики возможностей, склонностей, интересов потребностей, личных и профессиональных планов учащихся, заказа родителей на образование своих детей производится сведение результатов диагностики с помощью соответствующих таблиц.

Первая четверть предпрофильного 9-го класса завершается анализом материалов диагностики, проведением психолого-педагогического консилиума с участием классного руководи-

теля, психолога и разработкой общих подходов в работе с учащимися и его родителями.

2. Определение личностного смысла по отношению к изучаемым фундаментальным объектам, т. е. обозначение в объекте того, чем он связан с личностью познающего его субъекта. В рамках диагностического этапа определяются готовность к осуществлению учебной деятельности (мотивационноцелевой компонент), уровни обученности и обучаемости для выявления возможности дальнейшего продвижения ученика по проектированию индивидуальной образовательной программы по информатике для профильных классов.

Ученику предлагается сформулировать свою цель по типу:

«Изучение рассматриваемого вопроса поможет в будущей профессиональной деятельности...», «Изучение рассматриваемого вопроса пригодится для повышения культурного уровня.»,

«Изучение рассматриваемого вопроса понадобится для того, чтобы общаться с друзьями.» и др.

Таким образом, на втором этапе осуществляется трансформация цели-проекта как внешней цели во внутреннюю личностную цель.

По результатам второго этапа с каждым учащимся предпрофильного класса и его родителями проводится индивидуальное собеседование при участии психолога школы, классного руководителя.

Учащимся и родителям предоставляется информация об уровне обученности и обучаемости по отдельным фундаментальным объектам курса «Информатика и ИКТ».

По итогам проведенной работы во второй четверти девятого класса анализируются возможности реализации поставленной учеником личностной цели-проекта.

3. Изучение фундаментальных образовательных объектов курса «Информатика и ИКТ». Осуществляется выбор технических приемов, способов и технологий, т. е. целей ученика в облас-

ти применяемых образовательных технологий.

Образовательные цели ученика относятся не только к изучаемым объектам, но и к способам изучения (освоения) этих объектов.

По результатам диагностики таких показателей готовности к осуществлению учебной деятельности, как содержательно-процессуальный, уровень обученности и обучаемости отдельных учеников, определяется желаемый уровень изучения фундаментальных образовательных объектов: содержательный,

содержательно-профессиональный,

профессиональный.

Проводится разъяснительная работа с учениками и их родителями по поводу методов и форм индивидуализированного обучения, а также диагностика готовности к осуществлению учебной деятельности (рефлексивно-оценочный компонент), особенностей индивидуального познавательного стиля отдельных учеников.

По окончании третьей четверти предпрофильного класса учащиеся совместно с родителями и учителям формируют цели-процессы, определяющие желаемый уровень изучения содержания курса «Информатика и ИКТ» (не ниже заявленного государственным образовательным стандартом), а также формы и методы педагогического взаимодействия и сопровождения.

Таким образом, в результате диагностического этапа проектирования индивидуальной образовательной программы по информатике для учащихся профильных классов определяются психолого-педагогические особенности учеников, уровень их мотивации к изучению информатики, а также индивидуальные потребности и особенности к построению учебного процесса по изучению курса информатики.

По окончании 9-го предпрофильно-го класса учащиеся имеют возможность скорректировать поставленные цели

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(цель-проект, цель-процесс, цель-результат) по проектированию индивидуальной образовательной программы по информатике профильных классов.

В процессе реализации индивидуальной образовательной программы по информатике в профильных 11-х классах проводится мониторинг реализации поставленных целей и по результатам полугодий 10—11-х классов.

У учащихся также есть возможность скорректировать цели дальнейшего построения учебного процесса и будущих профессиональных потребностей.

Технологическая карта целеполага-ния отражает соотнесение результатов диагностического этапа сформированных целей на этапе целеполагания и технологических аспектов проектирования индивидуальной образовательной программы по информатике в профильных классах с описанием деятельности учителя и ученика (см. табл.).

Формирование целей разного уровня позволяет учитывать как стратегические цели обучения, заложенные в различных законодательных актах, так и оперативные цели, определяемые совместно учителем, учениками и их родителями.

Разработанная нами технологическая карта целеполагания отражает взаимосвязь формирования целей различного уровня с соответствующим технологическим аспектом проектирования индивидуальной образовательной программы по информатике в профильных классах и этапы трансформации внешней цели, определяемой стандартом и социальным заказом, в некую внутреннюю цель.

Таким образом, предложенная технология педагогического целеполага-ния позволяет проектировать индивидуальную образовательную программу по информатике в профильных классах, определяющую содержание, инструментарий и профессиональную направленность деятельности ученика.

Таблица

Технологическая карта целеполагания

Этапы целеполагания Уровень (тип) цели Технологические аспекты построения индивидуальной образовательной программы учеников Деятельность ученика Деятельность учителя

Определение доминирующего направления целеполагания Определение личностного смысла по отношению к изучаемым фундаментальным объектам Цель-проект (внешняя цель) Цель-проект (внутренняя цель) Диагностика образовательных потребностей: • уровень познавательной потребности; • потребности учеников и их родителей. Диагностика уровня умений формулировать цели. Диагностика показателей готовности к осуществлению учебной деятельности: • мотивационно-целевой компонент; • уровень обученности и обучаемости Отбор целей обучения из предложенного учителем набора,их дополнение. Обозначение своих целей Анализ отобранного набора целей, классификация ученических целей, определение мотивов учеников

Познание фундаментальных образовательных объектов и выбор технических приемов, способов и технологий Цель- процесс Цель- результат Диагностика показателей готовности к осуществлению учебной деятельности: • содержательнопроцессуальный компонент; • рефлексивнооценочный компонент. Выявление познавательного стиля Составление набора целей изучения конкретной темы Определение приоритетных целей изучения темы. Конструирование системы учебных занятий по теме

ЛИТЕРАТУРА

1. БЕСПАЛЬКО В. П. Слагаемые педагогической технологии. М. : Педагогика, 1989.

2. БЕШЕНКОВ С. А. Управление качеством образования в образовательном учреждении // Информатика и образование. 2009. № 4.

3. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ образовательный стандарт основного общего образования по информатике и ИКТ. Российский общеобразовательный портал. URL: http://www.school. edu. ru/dok_edu.asp?ob_no=2l9l7.

4. ЗАИР-БЕК Е. С., КАЗАКОВА Е. И. Педагогические ориентиры успеха. СПб. : «Петроградский и К»,1995.

5. КОНЦЕПЦИЯ долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года / Центр исследований региональной экономики. URL: http://www.lerc.ru/?part =агйс^&аг!= l2&page=2/

6. СЕРИКОВ В. В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. Волгоград :

Перемена, 19947. ХУТОРСКОЙ А. В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех

по-разному? : пособие для учителя. М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.

8. ХУТОРСКОЙ А. В. Современная дидактика : учеб. пособие. 2-е изд., перераб. М. : Высш. шк., 2007.

9. ЯКИМАНСКАЯ И. С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения // Вопросы психологии. 1995. № 2.

Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. А. П. Усольцев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.