Технология постановки познавательных задач
Вероника Евгеньевна Гаибова,
старший преподаватель кафедры теории и истории педагогики Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского, кандидат педагогических наук, dr.gaibova@mail.ru
• технология • продуктивные технологии • мышление • формирование понятий • интерпретация данных • применение правил •
Использование образовательных технологий — это подход к описанию педагогического процесса, ставящий своей задачей рекомендовать ключевые особенности деятельности субъектов образовательного процесса, в первую очередь — ученика, с высокой степенью приводящих к запланированному общеобразовательному результату.
Продуктивные технологии опираются на самостоятельную, а не организованную преподавателем деятельность учащихся и творческое мышление как ключевой момент результата образования. Результатом продуктивных технологий является формирование всесторонне развитой личности, умеющей творчески мыслить.
Х. Таба1 рассматривала мышление как активное взаимодействие ребёнка с получаемыми им данными. Его можно формировать в процессе обучения, если построить познавательную деятельность учащихся так, чтобы они продвигались последовательно по уровням мыслительной деятельности — от низшего уровня (формирование понятий) к более высоким уровням (обобщениям и выводам) и далее к применению этих обобщений. Однако интеллектуальные операции не передаются впрямую от учителя к ученикам, а формируются, вырастая из собственного познавательного опыта.
_ Следовательно, за-
1 Taba H. Taxonomy of educational objec- дача учителя — фор-tives / ed. by S. Bloom et al. — N.Y., 1967. мулировать задания 578 с. разного типа, на-
правленные на развитие разных уровней мыслительной деятельности.
Х. Таба выделила три последовательные ступени формирования мышления и, соответственно, три типа учебных заданий:
1) формирование понятий;
2) интерпретация данных;
3) применение правил и принципов.
Формирование понятий происходит по мере того, как дети отвечают на вопросы учителя, которые побуждают их:
• перечислять объекты (предметы, явления, их признаки и свойства);
• находить основу для объединения объектов, обладающих тем или иным сходством;
• выявлять общие характеристики объектов, объединённых в группу;
• подбирать категорию для обозначения группы;
• соотносить все перечисленные ими объекты с выделенными категориями (табл.1).
Интерпретация данных предполагает следующие шаги:
• рассмотрение одних и тех же выбранных примеров (объектов или явлений) под углом зрения одних и тех же вопросов;
• объяснение получаемых данных;
• построение обобщений, выводов относительно сходных черт и различий (табл.2).
ГАИБОВА В.Е. ТЕХНОЛОГИЯ ПОСТАНОВКИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ
ШЖШ.......У.......П^ШТИКА
Таблица 1
Стратегия формирования понятий (по Х. Таба)2
№ шага Внешне выраженные мыслительные действия Внутренние мыслительные операции Побуждающие вопросы
1 Перечисление объектов и составление их перечня Дифференциация (выявление различающихся объектов) Что вы увидели? Услышали? Заметили?
2 Объединение в группы Выявление общих свойств, абстрагирование Что связано (сочетается) друг с другом? По какому признаку (критерию)?
3 Обозначение, категоризация Установление иерархической последовательности объектов, их взаимосвязей Как бы вы назвали эти группы? Какие объекты к чему относятся?
Таблица 2
Стратегия интерпретации данных (по Х. Таба)
№ шага Внешне выраженные мыслительные действия Внутренние мыслительные операции Побуждающие вопросы
1 Выявление основных черт Дифференциация Что вы заметили? Увидели? Обнаружили?
2 Объяснение выявленных данных Соотнесение данных друг с другом. Определение причинно-следственных соотношений Почему это произошло?
3 Построение выводов Выход за пределы непосредственно данных. Поиск неявных следствий, экстраполяция Что это означает? Что из этого следует? Какая картина происходящего у вас создаётся? Какие выводы можно из этого сделать?
Применение правил и принципов побуждает детей к объяснению новых явлений (предсказание последствий, объяснение неизвестного, построение гипотез) путём применения общих правил и принципов, т.е. применения учащимися имеющихся у них знаний (табл. 3).
Таблица 3
Стратегия применения правил и принципов (по Х. Таба)
№ шага Внешне выраженные мыслительные действия Внутренние мыслительные операции Побуждающие вопросы
1 Предсказание последствий. Объяснение незнакомых явлений Анализ сущности проблемы (ситуации). Привлечение соответствующих сведений Что могло бы произойти, если бы...?
2 Объяснение и подтверждение предсказаний и гипотез Определение причинных соотношений, подводящих к предсказыванию или гипотезе Почему, по-вашему, это могло бы произойти?
3 Проверка предсказаний Применение логичных рассуждений или фактических сведений для определения необходимых и достаточных условий Что понадобилось бы, чтобы это утверждение было полностью (или по большей части) справедливым?
Этот подход к обучению перекликается с технологией постановки познавательных задач, разработанной С. Анофриковой3, которая предполагает:
1) выделение элементов знания по теме;
2) деятельность учащихся по созданию знаний;
Гаибова В.Е. Педагогические условия и средства развития общих
учебных компетентностей подростков. Дис. ... канд. пед. наук. лавль, 2006. 206 с.
■ Ярос-
Анофрикова С.В. Деятельностный подход в обучении физике // Урок
физики в современной школе: творческий поиск учителей. — М. щение, 1993. 254 с.
Просве-
2
3
ШКОЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 2'2015
3) деятельность учащихся по распознаванию знаний в конкретной ситуации;
4) создание ситуаций, соответствующих данному знанию.
Используя данный подход к обучению, а также технологию постановки познавательных задач, нами были разработаны уроки по физике, тема «Электромагнитная индукция», 9-й класс.
Для этого на первом этапе были выделены основные элементы знания: научные факты, понятие о физической величине, понятие о физическом объекте, понятие о физическом явлении, физический закон4.
Например, определить физическую величину — значит:
• определить, какое существенное свойство она выражает;
• какими несущественными свойствами мы пренебрегаем;
• понять, имеет физическая величина меру или нет;
• определить способ измерения, т.е. указать процедуру, которая позволяет опреде-
лить эту меру на основании какого-либо физического сравнения;
• указать, с чем сравнивается измеряемая мера, т.е. что принято за эталон данной физической величины;
• определить единицы измерения.
Эта структура должна быть записана у учащихся в тетради, чтобы они ею пользовались при описании физических величин.
Методическая проработка каждого понятия определила формы деятельности учащихся, а также содержание и характер заданий на различных этапах изучения темы (закрепление материала, домашнее задание, самостоятельная работа). На первом уроке было дано общее представление об объектах, явлениях и закономерностях темы на основе исторических опытов по магнетизму, а далее происходило углубление в изучение физического материала путём поэтапной его дифференциации.
Приведём элементы технологии постановки познавательных задач для курса физики 9-го класса. Тема: «Электромагнитная индукция» (табл. 4).
Таблица 4
£ « Вид деятельности:
1 $ ф « По созданию знаний Распознавание в конкретной ситуации Создание ситуаций, соответствующих физическому знанию
Научный факт Получение научного факта: поворот магнитной стрелки в магнитном поле электрического тока, притяжение и отталкивание двух проводников с током, движение электрического заряда по окружности в магнитном поле, сепарация зарядов магнитным полем Определение поведения магнитной стрелки в магнитном поле электрического тока. Определение взаимного направления токов по характеру взаимодействия с током. Определение траектории движения частиц в магнитном поле в зависимости от знака их заряда Воспроизводство исторических опытов и обсуждение мысленного эксперимента (с зарисовками на бумаге необходимых картинок) для доказательства научных фактов
Понятие о физической величине Формирование понятия о физической величине: сила взаимодействия токов, магнитная индукция Воспроизводство и анализ исторического опыта Ампера. Анализ физической величины на основании силы Ампера Определение характера и численного значения силы взаимодействия токов. Определение вектора магнитной индукции для проводников различной конфигурации и различного направления
4 Гаибова В.Е. Педагогические условия и средства развития общих учебных компетентностей подростков. Дис. ... канд. пед. наук. — Ярославль, 2006. 206 с.
ГАИБОВА В.Е. ТЕХНОЛОГИЯ ПОСТАНОВКИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ
ШЖШ.......У.......МША
-е
§
ни о По о
Формирование понятия о физическом объекте: намагниченные тела, магнитное поле
Определение, намагничено ли тело и выяснение причины намагниченности.
Определение, есть ли в данной точке пространства магнитное поле
Создание магнитного поля токами различной конфигурации Наблюдение магнитных полей при помощи индикаторов
з
и ф
о е
н о П
Формирование понятия о физическом явлении: намагничивание, экранирование от магнитного поля, магнитное действие постоянного тока, механическое взаимодействие токов, действие магнитного поля на ток, действие магнитного поля на заряд
Определение, намагничено ли тело и к какому классу магнетиков принадлежит тело. Определение, экранируется ли объект от магнитного поля. Определение, в чём проявляется магнитное действие постоянного тока.
Определение, в чём проявляется механическое взаимодействие токов.
Определение, в чём проявляется действие магнитного поля на ток.
Определение характера движения заряженного тела в магнитном поле
Создание из гвоздя магнита. Предложение вариантов защиты предметов от магнитного поля.
Доказательство опытным путём: магнитного действия постоянного тока; того, что два проводника с током взаимодействуют; того, что сила Ампера зависит от величины тока. Доказательство того, что магнитное поле действует на заряд
Выявление устойчивых связей между физическими величинами, описывающими закон, состояние объекта, условий, при которых объект находится в данном состоянии. Закон Ампера, сила Ампера, сила Лоренца
Анализ идеи и постановки опыта Ампера и определение характера взаимодействия токов. Анализ идеи и постановки опыта Ампера по определению силы Ампера и установление связи между физическими величинами, входящими в закон. Определение характера и величины силы Лоренца, действующей на движущийся заряд в магнитном поле
Определение по табличным данным характера зависимости и свойств взаимодействия. Предложение вариантов установок (и их анализ), позволяющих сепарировать частицы, изменять направление их движения, изменять их энергию и т.д.
Рассмотрим, например, задачу формирования понятия в теме «Постоянный магнит». Что означает сформировать понятие «постоянный магнит»? Это означает, что:
Учащийся имеет представление:
1) о признаках постоянных магнитов, их взаимодействии;
2) об индикаторах, т.е. способах определения намагниченности;
3) о способах намагничивания;
4) о том, какие тела можно намагнитить, какие — нет;
5) о том, можно ли экранировать объект от магнетизма или нет; если да, то каким образом.
Учащийся может провести самостоятельно:
1) определение, является ли тело магнитом;
2) определение полюса магнитов;
3) определение намагниченности тела;
4) классификацию тел на магнетики и немагнетики;
5) экранирование5.
Такая методическая проработка понятия постоянного магнита как объекта изучения определяет формы деятельности учащихся, а также содержание и характер заданий на различных этапах изучения темы (закрепление материала, домашнее задание, самостоятельная работа). Аналогичную работу необхо- _
димо провести для всех элементов знания по данной теме. □
Гаибова В.Е. Педагогические
условия
и средства развития общих учебных ком-петентностей подростков. Дис. ... канд.
пед. наук. — Ярославль, 2006. 206 с.
ШКОЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 2'2015