Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИЯ ПОЛУЧЕНИЯ АВТОКЛАВНОГО ГАЗОБЕТОНА НА ОСНОВЕ ВЫСОКОКАЛЬЦИЕВЫХ ЗОЛ'

ТЕХНОЛОГИЯ ПОЛУЧЕНИЯ АВТОКЛАВНОГО ГАЗОБЕТОНА НА ОСНОВЕ ВЫСОКОКАЛЬЦИЕВЫХ ЗОЛ Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
78
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ползуновский вестник
ВАК
RSCI
Ключевые слова
ВЫСОКОКАЛЬЦИЕВЫЕ ЗОЛЫ / ЗОЛОПОРТЛАНДЦЕМЕНТ / АВТОКЛАВНЫЙ ГАЗОБЕ- ТОН / ПЛАСТИЧЕСКАЯ / МАРОЧНАЯ ПРОЧНОСТЬ / РЕНТГЕНОФАЗОВЫЙ АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Щукина Ю. В., Гильмияров Р. И., Чиженко С. И., Овчаренко Г. И.

Представлены результаты использования вяжущих на основе высококальциевой золы ТЭЦ от сжигания Канско-Ачинских бурых углей в производстве автоклавных газобетонов с уменьшением доли вводимой извести. Установлено, что данная технология позволяет од- новременно сократить производственные затраты, а также улучшить технические харак- теристики автоклавного стенового материала. Исследован фазовый состав золосодержа- щего газобетона

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — Щукина Ю. В., Гильмияров Р. И., Чиженко С. И., Овчаренко Г. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИЯ ПОЛУЧЕНИЯ АВТОКЛАВНОГО ГАЗОБЕТОНА НА ОСНОВЕ ВЫСОКОКАЛЬЦИЕВЫХ ЗОЛ»

УДК 666.952.2

ТЕХНОЛОГИЯ ПОЛУЧЕНИЯ АВТОКЛАВНОГО ГАЗОБЕТОНА НА ОСНОВЕ ВЫСОКОКАЛЬЦИЕВЫХ ЗОЛ

Ю.В. Щукина, Р.И. Гильмияров, С.И. Чиженко, Г.И. Овчаренко

Представлены результаты использования вяжущих на основе высококальциевой золы ТЭЦ от сжигания Канско-Ачинских бурых углей в производстве автоклавных газобетонов с уменьшением доли вводимой извести. Установлено, что данная технология позволяет одновременно сократить производственные затраты, а также улучшить технические характеристики автоклавного стенового материала. Исследован фазовый состав золосодержа-щего газобетона.

Ключевые слова: высококальциевые золы, золопортландцемент, автоклавный газобетон, пластическая, марочная прочность, рентгенофазовый анализ.

ВВЕДЕНИЕ

В производстве строительных материалов предусматривается преимущественное развитие технологий, обеспечивающих снижение стоимости, материалоемкости и трудоемкости строительства, а также повышение теплозащитных свойств получаемых изделий. С этих позиций развитие получают эффективные строительные материалы автоклавного твердения, такие как ячеистобетонные изделия, изготавливаемые по энергосберегающей технологии. Автоклавная технология производства позволяет частично заменить постоянно возрастающие в цене традиционные вяжущие, такие как известь и, особенно, портландцемент, недефицитным сырьем -золами твердых топлив.

СЫРЬЕВЫЕ МАТЕРИАЛЫ

В качестве основных сырьевых материалов для производства изделий из автоклавного газобетона были использованы: портландцемент Голухинского цементного завода М400Д20; известь строительная с содержанием активных CaO и MgO 63,34 %; высококальциевая зола ТЭЦ-3 г. Барнаула (БУЗ), полученная путем сжигания бурых углей Канско-Ачинского бассейна с содержанием свободной открытой извести СаОсвотк 3,9 %, свободной общей извести СаОсвобщ 5,5 %; кварцевый песок Черемного месторождения, помолотый до остатка на сите №008 - 5 %.

В качестве контрольного был принят состав конструкционно-теплоизоляционного газобетона средней плотности 700 кг/м3 Барнаульского завода ячеистых бетонов (ЗЯБ) со следующим расходом сырьевых компонентов кг/м3: портландцемент - 130; известь - 135;

молотый кварцевый песок в виде шлама -380.

Учитывая, что при помоле свойства золы улучшаются, зола совместно с готовым портландцементом размалывалась в соотношении 50/50, 60/40 и 70/30 при энергии 75 % от затрат энергии помола клинкера на цемент. Полученным золопортландцементом (ЗПЦ) в составе газобетона замещались 100 % цемента и от 50 до 100 % извести. При этом при замене 100 % извести расход цемента был таким же, как и в контрольном составе, а вместо извести использовалась зола. При замене 50 % извести расход цемента составлял 75 % от заводского состава, а расход извести составлял 50 %.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Известь в автоклавном газобетоне выполняет не только роль вяжущего, но и служит интенсификатором газовыделения. Эксперименты показали, что даже в безизвест-ковых составах на ЗПЦ достигается требуемая высота вспучивания массива.

От ускоренного структурообразования газобетонных смесей зависит время нахождения массива в форме до распалубки и резки. Поэтому исследование реологических характеристик таких систем является обязательным этапом. Как видно из рисунка 1 разработанные составы обеспечивают более ранний набор структурной прочности в 2,5 кПа на 30-60 минут в зависимости от состава. Это способствует увеличению производительности предприятия на составах с применением ЗПЦ.

Следующей важной характеристикой является прочность после автоклавной обработки. Поэтому была проведена работа по

изучению газобетона при различных соотношениях сырьевых материалов и нахождению оптимального состава при разных параметрах автоклавной обработки. В результате эксперимента установлено, что преимуществом данного газобетона является на 50-

100 % сниженный расход извести и на 025 % - портландцемент. Это обеспечивает получение более высоких прочностных характеристик материала при параметрах водяного пара не менее 175 С (рисунок 2).

Рисунок 1 - Зависимость пластической прочности автоклавного газобетона от состава сырьевой смеси на ЗПЦ с содержанием БУЗ 50 %

Рисунок 2 - Зависимость прочности составов от количества извлекаемой извести и содержания БУЗ в ЗПЦ при режиме запаривания 8 часов 10 атмосфер

Исследование фазового состава показывает, что автоклавированный камень из контрольной газобетонной массы, на основе

извести, портландцемента и кварцевого шлама по данным РФА содержит следующие основные фазы: 11,3 А тоберморит ^п =

ЩУКИНА Ю.В., ГИЛЬМИЯРОВ Р.И., ЧИЖЕНКО С.И., ОВЧАРЕНКО Г.И.

11,30; 2,97; 2,15; 2,00; 1,84 А, Са(ОН)2 с1/п = 4,93; 2,63; 1,93; 1,8 А, С-Б-И (I) С/п = 3,079; 2,80; 1,82 А, гидрогранаты С/п = 5,06; 3,34; 2,44; 2,32 А, гиролит С/п = 4,25; 3,85; 3,16 А (рисунок 3).

При запаривании высококальциевой золы в камне по данным РФА в золе синтезируется тоберморит С/п = 11,30; 3,07; 2,97; 2,28 2,01 А, гидрогранаты С/п = 5,08; 4,4; 2,53 2,27 А, гидросиликаты кальция С/п = 3,07 1,84; 1,67 А (рисунок 3).

При автоклавировании золо-цементно-известково-кварцевой газобетонной массы отмечается синтез тоберморита С/п = 11,30; 5,47; 3,52; 2,97; 2,16; 2,0 А, а также гидрогранатов С/п = 4,39; 3,35; 2,53; 2,24 А, гидросиликатов кальция С/п = 3,07; 1,82; 1,67 А, карбонатов кальция С/п = 3,03; 2,84; 2,28; 2,09 А и гиролита С/п = 3,83; 3,09; 2,85; 2,80 А.

Сопоставление фазового состава из-вестково-цементно-кварцевой и золо-цеме-нтно-известково-кварцевой композиций не дает прямого ответа на причины более высокой прочности золосодержащих составов. Как известно, гидрогранаты кальция, обладая кубической сингонией, играют структурно-активную роль только в плотных прессованных материалах и в газобетонных смесях они не должны обладать преимуществами. Судя по потерям массы, как тоберморита, так и С-Б-И (I) фазы в золосодержащих композициях

несколько меньше, чем в контрольном составе. Возможно, повышенная прочность связана с оптимальным распределением гелевид-ной и кристаллических фаз, а также с отрицательной ролью избыточного портландита в заводском составе, который отсутствует в зольных композициях.

Важнейшим свойством ячеистого бетона, определяющими его долговечность и надежность изделий из него, является морозостойкость и усадка при высыхании.

В результате проведенного эксперимента установлено, что полученный автоклавный газобетон обладает морозостойкостью не менее 25 циклов, при этом у составов на основе высококальциевой золы наблюдается увеличение прочности от 10 до 80 %.

Наибольшей усадкой при высыхании (2,25 мм/м) при хранении в среде с 1=19...21 0С и относительной влажностью 50 - 70 %, обладают изделия из контрольного заводского газобетона, цементируемые вещества которого представлены плохо закристаллизованной массой с относительно большим содержанием С-Б-И (I). Увеличение количества тоберморита в новообразованиях золосо-держащих газобетонов и улучшение их кристаллического состояния приводит к снижению усадки на 14 - 36 %. При этом, значение усадочных деформаций ниже в безизвестко-вых составах.

Рисунок 3 - Рентгенограммы продуктов гидратации автоклавного газобетона

ВЫВОДЫ

1. Для составов газобетона на основе ЗПЦ имеется оптимум по содержанию извести (И), который составляет 0 - 10 % от ее ис-

ходного содержания. Также на прочность газобетонных образцов влияют режимы запаривания. Так максимальная прочность газобетона на основе ЗПЦ достигается при пара-

метрах водяного пара не менее 175 С (8-10 атм).

2. Частичное или полное исключение извести в составах автоклавного газобетона на ЗПЦ сокращает время выдержки массива до резки.

3. Использование ЗПЦ для производства автоклавного газобетона позволяет снизить

расход извести на 50 - 100 % по сравнению с контрольным заводским составом. Из такой сырьевой шихты возможно получение автоклавного газобетона, свойства которого соответствует требованиям ГОСТ 31360-2007: по плотности, прочности, усадке при высыхании и морозостойкости Р25.

УДК 666.973.6

НЕАВТОКЛАВНЫЙ ЗОЛОСОДЕРЖАЩИЙ ГАЗОБЕТОН, ТВЕРДЕЮЩИЙ НА МОРОЗЕ

Ю.В. Щукина, К.С. Кулиш

В статье изложены результаты исследования влияния высококальциевых зол ТЭЦ от сжигания Канско-Ачинских бурых углей и химических добавок на свойства неавтоклавного газобетона, твердеющего на морозе. Предложен способ производства неавтоклавного газобетона в условиях отрицательных температур, который позволяет существенно снизить технологические затраты и улучшить свойства материала.

Ключевые слова: неавтоклавный газобетон, химические добавки, высококальциевые золы, пластическая, марочная прочность.

ВВЕДЕНИЕ

В последние годы в России, из-за относительно небольших капиталовложений, по сравнению с автоклавной технологией, широкое распространение получило производство неавтоклавных стеновых газобетонных блоков на основе цемента и немолотого песка. Главным преимуществом такой технологии является возможность организации производства продукции практически в любых условиях. Однако, в качестве её недостатков можно отметить длительность полного цикла в технологии без пропаривания, повышенную плотность материала (850 - 950 вместо 650 -700 кг/м3) для обеспечения минимально допустимой прочности в 2,5 МПа (В 1,5), повышенную усадку блоков при эксплуатации (до 3 мм/м). Существующие способы устранения данных недостатков (помол песка, тепло-влажностная обработка изделий) требуют существенных капиталовложений, что не всегда экономически доступно для малых предприятий.

Практически все отмеченные недостатки неавтоклавного газобетона и технологии его производства устраняются при использовании вместо немолотого песка высококальциевых зол ТЭЦ (ВКЗ) от сжигания Канско-Ачинских углей [1, 2].

Преимуществом ВКЗ является достаточно высокая удельная поверхность (2300 -3100 см2/г), наличие вяжущих свойств, содержание свободной извести и проявление температурного эффекта ранней гидратации (ДТ). Использование зол способствует повышению прочности неавтоклавного газобетона с одновременным уменьшением плотности, обеспечением его безусадочности и требуемой долговечности.

При расходе цемента до 300 кг/м можно добиться прочности 2,5 - 3,5 МПа при плотности газобетона в 700 кг/м3. В процессе твердения наблюдается расширение образцов газобетона за счет гашения свободной извести золы, а при использовании добавок хлорида и сульфата натрия быстрее протекают обменные реакции по ее связыванию, что уменьшает чрезмерные деформации расширения, которые стабилизируются на отметке около 1 мм/м. Весомым аргументом также является то, что зольный газобетон набирает отпускную прочность уже после 3 -5 суток нормального твердения.

Одной из основных статьей затрат при производстве газобетонных стеновых блоков по неавтоклавной технологии в зимний период является отопление относительно больших производственных и складских площадей, предназначенных для размещения про-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.