Региональное развитие • № 3(7) • 2015
http://regrazvitie.ru
«Региональное развитие: электронный научно -практический журнал» Е -ISSN 2410-1672 http://regrazvitie.ru
Выпуск № 3(7), 2015 http://regrazvitie.ru/2015/05/
URL статьи: http://regrazvitie.ru/zemleustroi stvo -i-kadastry-37127/
УДК 69.001.6
Технология передвижки зданий
© Шадрина Альбина Александровна
старший преподаватель
Самарский государственный архитектурно-строительный университет
Е-mail: [email protected]
© Барышников Александр Анатольевич
студент
Е-mail: [email protected]
© Горелов Сергей Александрович
студент
Е-mail: [email protected]
© Никонова Ирина Олеговна
студент
Е-mail: ir.nikonova2011 @yandex.ru
Ключевые слова: передвижка зданий, технологии перемещения, гидравлические домкраты
Аннотация. Изучен опыт передвижки зданий. Рассмотрены основные технологии перемещений зданий. Проанализирована новейшая технология перемещения зданий.
The housemoving technology
© Shadrina Albina Alexandrovna
senior Lecturer
Samara state University of architecture and civil engineering
Е-mail: [email protected]
© Baryshnikov Alexander Anatolievich
student
Е-mail: bay67 @yandex. ru
37127
Землеустройство и кадастры
© Gorelov Sergey Alexandrovich
student
Е-mail: [email protected]
© Nikonova Irina Olegovna
student
Е-mail: ir.nikonova2011 @yandex.ru
Keywords: housemoving, technology movement, hydraulic jacks
Abstract. The article says about experience of the housemoving. The article deals with the main housemoving technology. New technology of building’s relocation was formulated.
Выходные сведения статьи:
Шадрина А.А., Барышников А.А., Горелов С.А., Никонова И.О. Технология передвижки зданий // Региональное развитие: электронный научно -практический журнал. 2015. № 3(7).
URL: http://regrazvitie.ru/zemleustrojstvo-i-kadastry-37127/ (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
Технолoгия перемещения зданий и сooружений заключается в их передвижке на нoвoе место в oснoвном в сooтветствии с градостроительными целями.
Передвижка oсуществляется с целью перепланирoвки гoрoдскoй среды, расширения автомагистралей или прoкладки швых улиц. К^гда здание мешает данному прoцессу, то его либo демoнтируют, либo, в случаях выгогой архитектурнoистoрическoй значимoсти, oсуществляют его перемещение на нoвoе место [1].
Перенoc зданий с места на меcтo - oдна из слoжнейших инженерных задач, вторые прихoдилось решать челoвечеству.
Пeрeмeщениe различного рoда построек и массивных элeментoв oсуществлялось ещe в глубoкoй дрeвнoсти, а имeнно вoзвeдение пирамид в Египте, кoгда трeбoвалось перeмещать на бoльшиe расстoяния блоки массoй до 100 т; при соoружeнии храма ^лнца в Баальбeке (Ливан) во II в.н.э. использовались oтдeльные блoки массoй дo 1200 т.
Бoлeе поздниe свeдения свидeтельствуют о том, что перeмещение различного рода сооружeний достаточно часто находило свoe применение. Так, в 1586 г. в Римe перемещен на 325 м обeлиск имтератора Калигулы массой 325 т и высотой 27 м. Он прoстоял на свoем мeсте 15 веков. В рeзультатe oсадки oснования прoизошлo отклoнение oт вeртикали и вoзникла oпасность eгo разрушeния. Рабoты пo перeмещeнию oбелиска на швое мeсто были выпoлнены Дoминикo Фoнтане. Перемещение oбелиска прoизводилoсь в три этапа: повoрот из вeртикальнoго в горизoнтальное сoстояние; перемещeние к нoвoму мeсту устанoвки; повoрот из горизонтального в вертикальнoe состoяние. Oтсутствие грузоподъeмных механизмoв потребовало примeнения
37127
Региональное развитие • № 3(7) • 2015
http://regrazvitie.ru
специальных башен, которые возводились вокруг обелиска. Затем с помощью полиспастов поднимался и опускался обелиск.
Из oтeчественной практики мoжно oтмeтить перемещение камня для постамента памятнику Петру I, масса которого составляла 1200 т, Александровской колонны, установленной на Дворцовой площади Санкт-Петербурга. Также свое местoполoжение меняли и здания - Мoссовет, подворье Саввинского монастыря, Глазная больница.
Технологии, которые сегодня применяются для перемещения столь габаритных грузов, несколько отличаются от тех, что использовались ранее.
При современной технологии требуется следующее оборудование: металлические балки, гидравлические домкраты, электронная система управления, колесные тележки. [2]
До осуществления цикла передвижки зданий производится детальный инструментальный контроль технического состояния наружных и внутренних стен, перекрытий, лестничных клеток, лифтовых шахт и других конструктивных элементов. В случае нарушения состояния узлов, наличия недопустимых прогибов балок, плит перекрытия, снижения несущей способности стен и т.п. осуществляется их восстановление известными методами и технологиями.
Проектирование процесса передвижки зданий осуществляется путем разработки проектов производства работ и технологических карт. Они разрабатываются на несколько стадий. Подготовительный период: отрывка траншеи для обнажения фундамента, отделение здания от фундамента и устройство обвязочных балок; устройство путей перемещения в соответствии с принятой трассой; непосредственное перемещение и установка здания на новый фундамент. [1]
Каждый из перечисленных циклов требует детального расчеета несущей способности вспомогательных элементов, осадки основания, подбора средств механизации, режима перемещения, потребности в материалах, рабочей силе, специальных приспособлениях, инвентаре и т.п.
Рассмотрим технологию передвижения зданий подробнее. Начало данной технологии передвижения стандартное. Здание окапывают траншеей для обнажения фундамента. Отделение здания от фундамента осуществляется по линии среза, которая в каждом конкретном случае принимается с учетом конструктивных особенностей. Как правило, линия среза располагается между перекрытием подвальной части и основанием фундамента таким образом, чтобы обеспечивалась возможность устройства обвязочного пояса, расположения опорных балок и путей для передвижки здания. При расположении линии среза ниже дневной поверхности осуществляется отрывка траншей по периметру здания на глубину размещения путей.
После отделения здания от фундамента через подвальное помещение в здание заводят массивные двутавровые балки, которые должны стать основой прочной рамы. После выпоняется самая ответственная часть всего передвижения - здание необходимо приподнять, чтобы подвести под него колесные тележки. Это производится с помощью гидравлических домкраты
37127
Землеустройство и кадастры
расставляемых на подставках из деревянных брусков. Сам процесс подъема требует высокой точности. Усилие должно распределяться равномерно, и здание не должно иметь крен. В процессе работы, пока одни домкраты удерживают здание, под другие подкладывают дополнительные бруски. После уже и эти домкраты приводятся в действие. Современное оборудование позволяет управлять всеми работающими домкратами одновременно, добиваясь того, чтобы поднятое здание занимало идеальное горизонтальное положение. При достижении требуемой высоты под металлические балки рамы под-водят колесные тележки. С помощью стойки-домкрата тележки упираются в железные балки, принимая вес здания на себя, после чего начинается транспортировка с помощью буксира. [3]
В зависимости от средств механизации процесс передвижки зданий осуществляется двумя методами: подтягиванием и с помощью системы гидравлических домкратов.
При подтягивании используют систему полиспастов и электролебедок. В зависимости от траектории перемещения используют одно, два или несколько положений электролебедок. Устойчивость положения лебедки и полиспастов обеспечивается креплением к якорям. Каждый из якорей рассчитывается на максимальную нагрузку, возникающую в первый момент сдвижки здания, и определенный запас которой составляет не менее 2-кратной величины максимальной нагрузки. При методе подтягивания главным образом возникает необходимость обеспечить синхронность работ лeбeдок, чтобы обеспечить контроль параметров натяжения канатов. Для гашения инерционности передвигаемого здания используют лебедки, располагаемые с противоположной стороны (тормозные лебедки).
При передвижке объектов с помощью системы гидравлических домкратов используют такие же технические решения по устройству обвязочного пояса, ходовых балок и путей, как и при методе подтягивания. Домкратная система обеспечивает возможность создания мощного передвигаемого усилия. В то же время из-за достаточно малого хода штоков домкратов требуется частая перестановка упоров, а процесс перемещения носит циклический характер.
Достоинством домкратной системы является возможность обеспечения их синхронной работы, что позволяет контролировать усилия и равномерность хода.
Работы по перемещению различных крупнотоннажных элементов, зданий и сооружений всегда уникальны и требуют индивидуальных решений, расчетов, специфической организации труда, большого количества рабочей силы. Ранее в основе методов перемещения использовались, как правило, кату-чие опоры, которые обеспечивали снижение нагрузок при перемещении грузов в результате перехода от сил трения скольжения на трение качения. Это обстоятельство позволяло в десятки раз снизить усилия, необходимые для перемещения. [4]
Наиболее распространенными механизмами для осуществления цикла работ являлись: система рычагов, лебедок и кабестанов.
37127
Региональное развитие • № 3(7) • 2015
http://regrazvitie.ru
Постепенная модернизация технических средств позволило выполнять весь процесс передвижки с меньшими трудозатратами. Определенный шаг в этом направлении был достигнут при использовании механизмов вертикального подъема в виде механических, а зaтем и гидравлических домкратов, что позволило заменить малоэффективные громоздкие рычажные устройства.
Использование направляющих в виде металлических рельс, обвязочных поясов из стального профиля и других прогрессивных материалов обеспечивало переход на более эффективные технологии.
Проблема передвижки исторически значимых зданий и сооружений остается актуальной и в настоящее время. Экономические расчеты показывают, что в ряде случаев передвижка зданий является более эффективным решением, чем его разборка и утилизация. Актуальность существенно повышается при интенсивном развитии автотранспорта, когда необходимы расширение и прокладка новых магистралей и требуется сохранение зданий, имеющих акцентное значение в городской застройке.
Отечественный и опыт зарубежных стран говорит, что в целом общие принципы технологии сохраняются. В то же время развитие техники вносит определенные изменения в технологию производства работ.
В первую очередь следует отме-ить использование рамных конструкций индустриального изготовления взамен ходовых балок. Их оснащение гидравлическими домкратами с дистанционным управлением существенно упрощает передвижку и контроль качества работ. Как правило, платформы снабжаются роликовыми опорами, что является более прогрессивным по сравнению с катками. Колесные платформы могут быть рассчитаны и на движение по поверхности без устройства рельсового основания. Это обстоятельство существенно снижает трудоемкость и металлоемкость процессов.
Расширяется использование гидравлических домкратов не только для подъема зданий, но и их перемещения. Применение новых материалов, например тефлонового покрытия направляющих, позволит откзаться от катучих опор.
Имеется опыт использования пневмоколесных платформ с индивидуальным механическим приводом и управляемой системой пово-рота. Управление режимом изменения давления в шинах позволяет осуществлять подъем и опускание здания. Применение таких систем исключает трудоемкие и металлоемкие процессы устройства накатных путей и ходовых балок. При этом трасса перемещения объектов выполняется в виде железобетонного основания.
Также широко используются пневмоподушки совместно с гидродомкратами для вывешивания и транспортирования здания. Современные технологии позволяют перемещать здания высотой 8-12 этажей и более. [5]
Целесообразность передвижки зданий часто оценивается с экономической точки зрения. При этом учитываются такие показатели, как техническое состояние объектов и затраты на усиление конструктивных элементов, непосредственно стоимость передвижки, в зависимости от трассы и с учетом
37127
Землеустройство и кадастры
вспомогательных работ, продолжительность, трудоемкость и другие показатели.
Как показал опыт, в большинстве случаев здание может быть передвинуто без нарушения режима его работы, без выселения жильцов, без остановки работы администрации учреждений и даже больниц. И при экономической целесообразности передвижения зданий эта процедура может привести к сохранению ценных или исторически значимых зданий, а также к улучшению планировки районов в соответствии с генеральным планированием.
Литература:
1. Антонец В.Н. «Особенности производства строительно-монтажных работ в условиях реконструкции зданий и сооружений.» Учебное пособие. Хабаровское издательство ХГТУ- 2012.
2. Вольфсон В.Л. и др. «Реконструкция и капитальный ремонт жилых и общественных зданий: Справочник производителя работ» — М. Стройиздат, 2001.
3. Гендель Э.М. «Передвижка, подъем и выпрямление сооружений» — М.: Стройиздат, 1975.
4. Федоров В.В., Федорова Н.Н. «Реконструкция зданий и сооружений, городской застройки» Учебное пособие — М.: Изд. ИНФРА. 2011 г.
5. Шагин А.Л. и др. «Реконструкция зданий и сооружений. » М. Высшая школа, 1991.
Literature:
1. Antonets V. N. "Peculiarities of construction and installation works in the reconstruction of buildings and structures." Training manual. Khabarovsk publishing house KSTU - 2012.
2. Wolfson V. L. and others "Reconstruction and capital repair of residential and public buildings: Guide of foreperson " — M. Stroyizdat, 2001.
3. Handel, E. M. «Pulling, lifting and straightening facilities" — M.: Stroiizdat, 1975.
4. Fedorov V. V., Fedorova N. N. "Reconstruction of buildings and structures, urban development" Training textbook — M.: Izd. INFRA. 2011
5. Shahin, A. L., and others. "Reconstruction of buildings and structures. M.: Higher school,1991.
Рецензенты: Власов Александр Григорьевич, кандидат технических наук, профессор, заведующий кафедрой землеустройства и кадастры, Самарский государственный экономический университет
Васильева Дарья Игоревна, кандидат биологических наук, доцент Самарский государственный экономический университет
37127
Региональное развитие • № 3(7) • 2015
http://regrazvitie.ru
Reviewers: Alexander Grigoryevich Vlasov, candidate of technical Sciences, Professor, Samara state University of Economics
Daria Igorevna Vasilyeva, candidate of biological Sciences, associate Professor, Samara state University of Economics
37127