Научная статья на тему 'Технология педагогической поддержки социализации воспитанников социально-реабилитационного центра'

Технология педагогической поддержки социализации воспитанников социально-реабилитационного центра Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
878
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ / SOCIALIZATION OF CHILDREN / СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / SOCIAL PEDAGOGY / СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР / SOCIAL REHABILITATION CENTER / ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ / TECHNOLOGY OF EDUCATIONAL SUPPORT / СОЦИАЛЬНЫЙ ПАТРОНАЖ / SOCIAL PATRONAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петьков Валерий Анатольевич

В статье рассмотрена одна из актуальных проблем социальной педагогики поиск подходов к оказанию помощи в социализации воспитанникам социально-реабилитационных центров. Определяется сущность педагогической поддержки развития личности ребенка и способ построения технологии педагогической поддержки процесса социализации воспитанников таких учреждений. Приведены результаты экспериментальной проверки разработанной технологии в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних «Улыбка» г. Армавира для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TECHNOLOGY OF EDUCATIONAL SUPPORT OF SOCIAL REHABILITATION CENTER STUDENTS'' SOCIALIZATION

The article discusses a relevant problem of social pedagogy search for new approaches to support socialization of social rehabilitation centers' students. The author defines the essence of the pedagogical support of students' personal development and the technology of development of the educational support of students' socialization in such institutions. The paper presents results of the experimental verification of the developed technology in Armavir social rehabilitation center for minors "Ulybka" for orphaned children and children deprived of parental care.

Текст научной работы на тему «Технология педагогической поддержки социализации воспитанников социально-реабилитационного центра»

УДК 370.18 Петьков Валерий Анатольевич

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной работы и социального права

Армавирского института социального образования (филиала) Российского государственного социального университета

ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА

Аннотация:

В статье рассмотрена одна из актуальных проблем социальной педагогики - поиск подходов к оказанию помощи в социализации воспитанникам социально-реабилитационных центров. Определяется сущность педагогической поддержки развития личности ребенка и способ построения технологии педагогической поддержки процесса социализации воспитанников таких учреждений. Приведены результаты экспериментальной проверки разработанной технологии в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних «Улыбка» г. Армавира для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Ключевые слова:

социализация детей, социальная педагогика, социально-реабилитационный центр, технология педагогической поддержки, социальный патронаж.

Petkov Valery Anatolyevich

D.Phil. in Education Science, Professor, Head of Social Work and Social Law Department, Armavir Institute of Social Education (branch) of Russian State Social University

THE TECHNOLOGY OF EDUCATIONAL SUPPORT OF SOCIAL REHABILITATION CENTER STUDENTS' SOCIALIZATION

Summary:

The article discusses a relevant problem of social pedagogy - search for new approaches to support socialization of social rehabilitation centers' students. The author defines the essence of the pedagogical support of students' personal development and the technology of development of the educational support of students' socialization in such institutions. The paper presents results of the experimental verification of the developed technology in Armavir social rehabilitation center for minors "Ulybka" for orphaned children and children deprived of parental care.

Keywords:

socialization of children, social pedagogy, social rehabilitation center, technology of educational support, social patronage.

Социально-экономические изменения в общественной жизни нашей страны актуализировали процессы гуманизации и демократизации в системе образования. В этом контексте является актуальной проблема педагогической и психологической поддержки процесса социализации детей, оставшихся без попечения родителей и воспитывающихся в социально-реабилитационных центрах.

В современном понимании термин «социализация» имеет несколько значений и интерпретируется разными авторами неоднозначно. Возникновение термина «социализация» связывают с именем американского социолога Ф.Г. Гиддингса, который назвал так процесс формирования личности, происходящий как в результате стихийного воздействия окружения, так и благодаря воздействиям общества согласно сознательному плану. Подобные воздействия исходят от семьи, школы и других институтов социализации и носят воспитательную направленность [1].

Различные аспекты социализации подрастающего поколения отражены в философских, социологических и психолого-педагогических исследованиях отечественных и зарубежных ученых (Б.Г. Агапов, Г.М. Андреев, Н.В. Андреенков, Л.С. Выготский, Э. Дюркгейм и др.).

Психолого-педагогические основания процесса социализации детей в условиях социально-реабилитационного центра достаточно полно исследованы в работах А.Г. Асмолова, А.Ф. Березина, H.A. Величко, Л.Я. Газмана, М.Ю. Кондратьева, H.H. Репиной, А.Г. Лидерса, E.H. Шиянова и др.

Анализ научных работ, посвященных проблеме социализации детей и подростков, показал, что в социальной сфере нашего общества имеют место кризисные ситуации, определяющие успешность социализации детей и молодежи, которые оказывают значительное влияние на результаты их полноценного личностного развития. В числе факторов, негативно влияющих на социализацию детей, отмечаются следующие: тяжелое материальное положение в семье, высокая коммерционализация и криминализация российского общества, отсутствие социально значимых мотивов, ценностей и нравственных идеалов и ряд других. Эти факторы обусловливают высокий уровень социально-психологической и психофизической дезадаптации детей, входящих в группу

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

риска и воспитывающихся в социально-реабилитационных центрах. Вышеизложенное актуализирует разработку перспективных направлений, форм, методов и условий реализации психолого-педагогической поддержки детей в их социализации [2; 3].

Понятие «педагогическая поддержка» прочно вошло в научную лексику педагогики и психологии личности. Ее сущность, виды, структура и содержание исследованы в работах Т.В. Анохиной, В.П. Бедерхановой, О.С. Газмана, В.А. Петькова.

В современной социальной педагогике идет активный поиск способов построения педагогической поддержки в специальных образовательных учреждениях закрытого типа. Наиболее перспективными, по нашему мнению, являются направления в построении педагогической поддержки через организацию института тьюторства, психологическое консультирование и оказание помощи ребенку в проблемных жизненных ситуациях [4; 5].

В контексте гуманистически ориентированного подхода «педагогическая поддержка» приобрела статус педагогической технологии, обеспечивающей полноценное раскрытие потенциала личности посредством оказания помощи в преодолении социальных, психологических и личностных трудностей [6].

Одной из значимых функций педагогической поддержки является помощь и содействие ребенку в его социализации, признание его уникальности, индивидуальности, создание условий для их максимальной реализации.

Эффективность реализации педагогической поддержки значительно возрастает при условии придания этому процессу технологичности. В научной литературе под педагогической технологией понимается целенаправленная, организованная и планомерно реализуемая последовательность социально-педагогической деятельности педагога. Технологичность достигается применением совокупности форм, методов и приемов, обеспечивающих достижение планируемой цели. В разработку определения термина «педагогическая технология» значительный вклад внесли ученые В.П. Беспалько, М.Б. Кларин, B.C. Леднев, В.А. Сластенин и др.

Одним из перспективных направлений деятельности по оказанию помощи в личностном и социальном развитии ребенку, оставшемуся без попечения родителей, является создание технологии педагогической поддержки процесса социализации воспитанника центра.

Основными задачами педагогической поддержки воспитанников социально-реабилитационного центра являются: оказание помощи в преодолении социально-психологической дезадаптации, создание условий для формирования социальной активности личности, развития коммуникативных качеств, необходимых для полноценного общения.

Разработанная нами технология представляет собой алгоритм этапов и стадий совместной деятельности педагога и ребенка, направленной на социально-психологическую адаптацию ребенка к образовательной среде центра и обеспечение процесса его полноценной социализации.

Логика построения и содержание этапов технологии педагогической поддержки социализации воспитанника социально-реабилитационного центра состоит в следующем:

- диагностический этап предполагает всестороннее изучение особенностей личности воспитанника, его положительных и отрицательных качеств, последствий проявлений личностной деформации, трудностей социально-психологической адаптации. На этом этапе осуществляется прогнозирование перспектив развития личности;

- целевой этап - определение целей и задач педагогической поддержки;

- этап выбора способа реализации педагогической поддержки (разработка траектории ин-дивидуально-коррекционных маршрутов развития личности, определение специфических форм и методов обучения и воспитания, способов стимулирования процессов саморазвития, вариантов преодоления проблем и трудностей в различных жизненных ситуациях);

- этап отбора содержания учебного процесса и способов его реализации предполагает отбор программного обеспечения для осуществления процесса обучения и воспитания, а также определение содержания педагогической поддержки в соответствии с траекторией индивидуального развития воспитанника;

- экспертно-оценочный этап включает определение состава экспертов, подбор критериев, показателей, уровней и отдельных тестов для оценки эффективности педагогической поддержки.

Разработанная технология педагогической поддержки социализации воспитанников реабилитационного центра была успешно апробирована для детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения в 2014-2015 гг. в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних «Улыбка» г. Армавира.

В условиях центра «Улыбка» технология педагогической поддержки предполагала комплексную реализацию следующих мероприятий:

- исследование уровня социально-экономического благополучия семьи и образовательных учреждений;

- оказание социально-психологической и педагогической помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации;

- повышение психолого-педагогической культуры педагогов и родителей в сфере межличностного, внутрисемейного взаимодействия;

- консультирование по проблемам детско-родительских отношений;

- социальный патронаж семей и детей, нуждающихся в социальной помощи и опеке;

- участие в работе по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, защите их прав и др.

Целью организованной нами экспериментальной работы являлась проверка эффективности авторской технологии социально-педагогической поддержки процесса социализации воспитанников реабилитационного центра.

В экспериментальной работе приняли участие 40 воспитанников и 15 специалистов центра. Диагностика проводилась по следующим критериям, характеризующим уровень социализации воспитанников:

- аксиологическому - характеризующему ценностные основания личности (ценности-цели, ценности-средства);

- когнитивному - определяющему наличие знания норм и правил социального поведения;

- эмоциональному - характеризующему эмоциональные проявления в различных жизненных ситуациях;

- поведенческому - отражающему адекватность поведения, деятельности и поступков. Полученные результаты фиксировались специалистами центра в индивидуальных картах

развития воспитанника, обобщались и обсуждались педагогическим консилиумом центра, после чего предлагались мероприятия по коррекции недостатков.

Анализ экспериментальных материалов свидетельствует о том, что социально-педагогическая поддержка воспитанников центра способствовала качественному улучшению воспитательной работы, стимулировала их социализацию. Об успешности этого процесса свидетельствует более высокий уровень социализации, который в экспериментальной группе стал на 15,6 % выше, чем в контрольной. Более 90 % детей экспериментальной группы успешно адаптировались к образовательной среде центра и являются успевающими учениками. Важной качественной характеристикой социализированности в условиях центра выступает подготовленность выпускников к самостоятельной жизни, которая в экспериментальной группе стала на 24,7 % выше, чем в контрольной. Таким образом, внедрение технологии педагогической поддержки воспитанников способствовало улучшению эффективности образовательной и воспитательной работы реабилитационного центра и позитивно повлияло на успешность процесса их социализации.

Ссылки:

1. Анохина Т.А. Педагогическая поддержка как реальность современного образования // Новые ценности образования. 1996. № 6. С. 71-80.

2. Там же.

3. Баранникова Е.А., Петьков В.А. Педагогическая поддержка развития личности дошкольников // Культурная жизнь Юга России. 2008. № 2. С. 58-60.

4. Там же.

5. Андрющенко С.И., Петьков В.А. Организация инновационной среды образовательного учреждения // Вестник Адыгейского государственного университета. 2012. № 1. С. 145.

6. Баранникова Е.А., Петьков В.А. Указ. соч.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.