УДК 337.031.4
DOI: 10.18384/2310-7219-2019-1-13-18
ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СТАНОВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО ТЕХНОЛОГА РЫБНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Хайдарова А. Р.
Камчатский государственный университет имени В. Беринга 683032, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Пограничная, д. 4, Камчатский край, Российская Федерация
Аннотация. В представленной статье описана технология педагогического сопровождения становления конкурентоспособной личности будущего технолога рыбной промышленности в условиях среднего профессионального образования. Автор выделяет условно четыре основных этапа в представленной технологии. Автор считает, что реализация каждого этапа приводит к определённому уровню сформированности конкурентоспособности личности будущего технолога рыбной промышленности в условиях среднего профессионального образования. Результатом проведённого теоретического обоснования процесса педагогического сопровождения становления конкурентоспособной личности будущего технолога рыбной промышленности стало внедрение разработанной автором технологии в образовательный процесс среднего профессионального образования.
Ключевые слова: конкурентоспособность, конкурентоспособность личности, компетенция, компетентность, профессиональная компетентность, кейс-технологии.
THE PROBLEM OF PREPARING THE FUTURE TECHNOLOGIST OF THE FISHING INDUSTRY IN CONDITIONS OF SECONDARY EDUCATION AT THE PRESENT STAGE
A. Khaydarova
Kamchatka State University named after Vitus Bering
4, Pogranichnaya ul, Petropavlovsk-Kamchatsky, Kamchatka, 683032, Russian Federation
Abstract. The article presents the technology of formation of the competitive personality of the future technologist of the fishing industry in conditions of secondary vocational education and its pedagogical support. Relying on scientific literature, the author identifies conditionally four main stages in the presented technology. The author considers the realization of each stage to result in a certain level of the future technologist's competitive personality development. The result of the theoretical substantiation of the process of the pedagogical support of the future technologist's competitive personality development is the implementation of the author's technology into the process of professional education.
Key words: competitiveness, competitiveness of the individual, competence, professional competence, case-studies.
© CC BY Хайдарова А. Р., 2019.
Анализ развития общественных и производственных отношений, а также прогноз социально-экономического развития общества и профессиональной школы показывают, что рыночная экономика предъявляет к студенту новые требования [1; 4]. Сегодня, когда предложение рабочей силы значительно превышает спрос, только конкурентоспособный специалист востребован на рынке труда [6, с. 117]. Рыночные условия, а также расширение и качественное изменение поля деятельности современного специалиста требуют от учебного заведения значительного повышения качества его образования, выводя на первый план такую характеристику выпускника, как «конкурентоспособность» [3, с. 126].
В связи с этим главной задачей профессионального образования является обеспечение не только усвоения будущим специалистом совокупности профессиональных знаний, умений и навыков, но и формирования у него профессиональных компетенций, умения предложить себя на рынке труда, способности в любой период времени и в разных ситуациях оптимально, гибко и эффективно решать возникающие проблемы [2, с. 102].
Перед учебным заведением встаёт необходимость поиска и реализации таких подходов, которые способствовали бы будущему специалисту в эффективной конкуренции и реализации его потенциала с учётом конъюнктуры рынка труда, собственных возможностей и потребностей [4, с. 75]. «Конкурентоспособность, а следовательно, и новое качественное состояние специалиста, можно отнести к числу стратегических ценностей, которые наряду
с ориентацией на собственные силы и предприимчивостью способствуют преодолению неопределенности в жизненной перспективе, помогают упорядочить всю систему жизнедеятельности в условиях перехода к новым рыночным отношениям и в конечном итоге выйти социуму из тупиковой ситуации» [5, с. 61].
В связи с этим на основе анализа научной литературы по проблеме исследования нами были разработаны технология процесса становления конкурентоспособной личности студента, будущего технолога рыбной промышленности, и её педагогическое сопровождение. Научно обоснованная технология исследуемого процесса была интегрирована в образовательный процесс среднего профессионального учреждения, обоснованы её поэтапный и процессуальный характер, а также диалектическая взаимосвязь всех элементов её содержания (схема 1).
В данной технологии как организационно, так и с точки зрения личностного и профессионального развития отражены четыре основных этапа: ценностно-смысловой, направленный на формирование внутренней установки личности студента на учебно-практическую деятельность и на освоение технологических знаний в её процессе; профессионально-личностный, способствующий формированию професионально-личностных качеств, необходимых будущему специалисту; производственно-ориентированный, направленный на формирование профессиональных компетенций в процессе освоения будущей профессиональной деятельности; и профессионально-творческий, способствующий формированию профессионально-
Схема 1. Поэтапная технология процесса педагогического сопровождения становления конкурентоспособной личности студента.
личностной позиции и технологического мышления в процессе выполнения профессиональной деятельности. Следует также отметить, что выделенные этапы являются условными, так как невозможно обозначить границы между ними. Это связано с тем, что, во-первых, сам процесс становления является целостным и непрерывным, во-вторых, каждый человек обладает индивидуальными особенностями, позволяющими одним достигать становления конкурентоспособности быстрее, а другим - медленнее [7, с. 17].
Кроме того, обозначенные этапы являются взаимообусловленными и взаимодополняющими. Каждому этапу соответствуют определённые уровни, критерии и показатели.
Опираясь на рассмотренные этапы процесса педагогического сопровождения становления конкурентоспособной личности студента, будущего технолога рыбной промышленности, в условиях среднего профессионально-
го учреждения, мы выделили уровни сформированности этой конкурентоспособности у студентов. Следует отметить, что разделение процесса педагогического сопровождения становления конкурентоспособной личности будущего технолога рыбной промышленности на уровни, так же как и соотнесение их с выделенными этапами, возможно только теоретически, поскольку на практике этот процесс происходит комплексно. Одновременно с этим мы можем добавить, что этапы становления конкурентоспособной личности и уровни её сформированности у студентов не всегда совпадают. Переход с одного уровня на другой будет обусловлен не прохождением последовательности этапов, а степенью сформированно-сти личностно-профессиональной позиции как целостной характеристики личности будущего технолога рыбной промышленности на каждом из указанных этапов процесса педагогиче-
ского сопровождения его становления. Такая степень определяется сформи-рованностью её структурных компонентов, реализуемых через систему внутренних и внешних критериев.
Так, первый уровень становления конкурентоспособной личности студента, будущего технолога рыбной промышленности условно определяется как профессионально-смысловой. Основная функция этого уровня - смыс-лообразующая. Основу его составляет понятийный компонент, характеризующийся формированием у студентов технологических знаний и умений, составляющих основу профессиональной деятельности. Критериями данного уровня являются гностический и деятельностный. Показателем гностического критерия является сфор-мированность общелогических способностей в учебной практике (умение анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и т. д.). Показателями деятельностного критерия являются следующие: умение работать с информацией, умение находить способы решения проблемы, умение аргументировать. Показателем профессионально-личностного критерия является формирование мотивации достижения успеха.
Второй уровень мы обозначили как компетентностный. Основной функцией данного уровня является компе-тентностная. На этом уровне студенты приобретают профессиональный опыт в деятельности, у них формируется техническое мышление как основа профессиональных компетенций. В основе данного уровня лежит деятельностный компонент, характеризующийся формированием у студентов способности решать технические задачи в услови-
ях производственной деятельности. Критериями данного уровня являются гностический, профессионально-личностный, коммуникативно-организаторский. Показателем гностического критерия является формирование технического мышления. Показателями коммуникативно-организаторского критерия являются следующие: умение работать в команде, развитые коммуникативно-организаторские способности. Показателями профессионально-личностного критерия являются следующие: поддержка, опора на себя, ценностная ориентация, гибкость поведения, самоуважение, самопринятие, креативность.
Третий уровень мы обозначили как технологический. Основной функцией данного уровня является технологическая. Этот уровень характеризуется готовностью студентов к проектной деятельности. Критериями данного уровня являются гностический, профессионально-личностный, проектировочный. Показателем гностического критерия является формирование индивидуально-личностного проявления студентов в профессиональной деятельности. Показателями проектировочного критерия являются умение ориентироваться на конечный результат, умение планировать и организовывать свою деятельность для достижения результата, умение обосновывать последовательность действий, этапов проектирования. Показателями профессионально-личностного критерия являются следующие: способность к рефлексии, саморегуляции.
Четвёртый уровень становления обозначен нами как творческо-прак-тический. Данный уровень обусловлен переходом студентов на этап профес-
сионально-творческой самореализации в процессе их стажерской практики. Критериями данного уровня являются гностический, профессионально-личностный, конструктивный. Показателем гностического критерия является развитие творческого мышления. Показателями конструктивного критерия являются поиск эффективных путей решения задач и выработка собственных творческих решений в различных производственных ситуациях. Показатели профессионально-личностного критерия - развитое воображение, специфические личностные качества (готовность к риску, целеустремленность, самостоятельность, настойчивость, энтузиазм).
Таким образом, проведённое теоретическое обоснование процесса педагогического сопровождения становления конкурентоспособной личности студента в условиях среднего профессионального образования позволило нам разработать и методологически подкрепить его технологию, определить и рассчитать с позиции педагогической науки и теории профессионального образования наиболее продуктивные условия для его осуществления. Всё это позволило нам интегрировать разработанную технологию в практику и получить продуктивные результаты.
Статья поступила в редакцию 04.12.2018
ЛИТЕРАТУРА
1. Андреев В. И. Актуальные проблемы ориентации воспитания на саморазвитие интеллигентности и конкурентоспособности личности // Ориентация воспитания на саморазвитие интеллигентности и конкурентоспособности личности: материалы XVI Всероссийской научной конференции с международным участием. Казань, 2009. С. 3-6.
2. Вербицкий А. А., Ларионова О. Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции: монография. М., 2013. 336 с.
3. Гришин А. В. Актуализация социально-педагогической инициативы и развитие профессиональной конкурентоспособности специалистов средней профессиональной школы: монография. Магнитогорск, 2014. 185 с.
4. Компетентностный подход в образовательном процессе: реализация, проблемы и перспективы: материалы Международной научно-практической конференции, 16-17 ноября 2013 г. Псков, 2013. 273 с.
5. Педагогика среднего профессионального образования: учеб. пособие для преподавателей. Казань, 2016. 383 с.
6. Профессиональное образование: теория и практика: монография / Л. И. Автушко и др. Новосибирск, 2015. 324 с.
7. Среднее профессиональное образование. Конкурентоспособность выпускника на рынке труда: сборник статей. Петрозаводск, 2016. 205 с.
REFERENCES
1. Andreev V. I. [Actual problems of education orientation on the self-development of intelligence and the competitiveness of the individual]. In: Orientatsiya vospitaniya na samoraz-vitie intelligentnosti i konkurentosposobnosti lichnosti: materialy XVI Vserossiiskoi nauchnoi konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem [Orientation of education on the intelligence and self-development of competitiveness of the personality: materials of the XVI all-Russian scientific conference with international participation]. Kazan, 2009, pp. 3-6.
2. Verbitsky A. A., Larionova O. G. Lichnostnyi i kompetentnostnyi podkhody v obrazovanii: problemy integratsii [Personal and competence approaches in education: problems of integration]. Moscow, 2013. 336 p.
3. Grishin A. V. Aktualizatsiya sotsial'no-pedagogicheskoi initsiativy i razvitie professional'noi konkurentosposobnosti spetsialistov srednei professional'noi shkoly [The actualization of so-cio-pedagogical initiatives and professional development of the competitiveness of specialists at secondary professional schools]. Magnitogorsk, 2014. 185 p.
4. Kompetentnostnyi podkhod v obrazovatel'nom protsesse: realizatsiya, problemy i perspektivy: materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, 16-17 noyabrya 2013 g. [Competence approach in the educational process: implementation, problems and prospects: materials of International scientific-practical conference, November 16-17, 2013]. Pskov, 2013. 273 p.
5. Pedagogikasrednegoprofessional'nogo obrazovaniya [Pedagogy of secondary vocational education]. Kazan, 2016. 383 p.
6. Professional'noe obrazovanie: teoriya i praktika [Professional education: theory and practice]. Novosibirsk, 2015. 324 p.
7. Sredneeprofessional'noe obrazovanie. Konkurentosposobnost' vypusknika na rynke truda [Vocational secondary education. The competitiveness of the graduates in the labour market]. Petrozavodsk, 2016. 205 p.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Хайдарова Анжелика Рифовна - соискатель, методист МАОУ «Гимназия № 39» Петропавловск-Камчатского городского округа; e-mail:
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Angelika R. Khaydarova - competitor for the degree, methodologist of the Municipal Autonomous Educational Institution "Gymnasium #39", Russia, Kamchatka, Petropavlovsk-Kamchatskiy; e-mail: [email protected]
ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ
Хайдарова А. Р. Технология педагогического сопровождения становления конкурентоспособной личности будущего технолога рыбной промышленности // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2019. № 1. С. 13-18. Б01: 10.18384/2310-7219-2019-1-13-18
FOR CITATION
Khaydarova A. R. The Problem of Preparing the Future Technologist of the Fishing Industry in Conditions of Secondary Education at the Present Stage. In: Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Pedagogics, 2019, no. 1, pp. 13-18. DOI: 10.18384/2310-7219-2019-1-13-18
Vjay