УДК 378:658:151.8
ТЕХНОЛОГИЯ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ СФОРМИРОВАННОСТИ ОРГАНИЗАТОРСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ В УСЛОВИЯХ СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
л
М.В.Василиженко1
Русско-Британский Институт Управления, 454014, г. Челябинск, ул. Ворошилова, 12.
Для проведения эксперимента был выбран план с входной и заключительной диагностикой, промежуточными срезами, с использованием контрольной и нескольких экспериментальных групп. Организаторская компетентность будущих менеджеров оценивалась по следующим критериям: когнитивный (организаторские знания, умения), мотивационно-волевой (мотивация и личностные качества: доминантность, креативность, решительность, ответственность и др.) и процессуальный (опыт и результат практической организаторской деятельности). Каждый показатель оценивался по трехуровневой шкале, затем путем усреднения полученных оценок определялся общий уровень организаторской компетентности: репродуктивный, интегративный или творческий. Переход участника эксперимента на более высокий уровень организаторской компетентности являлся основным критерием эффективности построенной нами технологии. Табл. 2. Библиогр. 4 назв.
Ключевые слова: экспериментальная работа; технология; формирование; организаторская компетентность; критерии; показатели; уровни.
A TECHNOLOGY TO ASSESS THE FORMATION EFFECTIVENESS OF FUTURE MANAGER ORGANIZATIONAL COMPETENCE UNDER THE CONDITIONS OF STUDENT SELF-ADMINISTRATION M.V. Vasilizhenko
Russian-British Institute of Management, 12, Voroshilov St., Chelyabinsk, 454014.
A plan with input and final diagnosis, intermediate tests, with the use of a control group and several experimental groups was chosen for the experiment. Organizational competence of future managers was assessed by the following criteria: cognitive (organizational knowledge, skills), motivational and volitional (motivation and personal qualities: dominance, creativity, determination, responsibility, etc.) and procedural (experience and the result of practical organizational activity). Each indicator was evaluated according to a three-level scale. Then, by averaging the obtained estimates, a general level of organizational competence was determined: reproductive, integrative or creative one. The transfer of the participant of the experiment to a higher level of the organizational competence was the major criterion of the efficiency of the technology created by the author. 2 tables. 4 sources.
Key words: experimental work; technology; formation; organizational competence; criteria; indicators; levels.
Данное исследование направлено на разрешение противоречия между изменившимися требованиями общества к уровню профессиональной компетентности менеджера, в том числе в организаторском аспекте, и фактическим уровнем образования и развития выпускников образовательных учреждений, а также между содержанием образования и требованиями практики ввиду отсутствия обратной связи; необходимостью в решении проблемы формирования организаторской компетентности будущих менеджеров в рамках профессиональной подготовки и недостаточной ее теоретической разработанностью; практической востребованностью в методико-технологическом обеспечении процесса формирования организаторской компетентности будущих менеджеров и его научно-технологическим обоснованием, которое пока не позволяет вывести исследуемый процесс на технологический уровень.
В связи с этим, целью исследования явилась разработка, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка технологии формирования организаторской компетентности будущих менеджеров в условиях студенческого самоуправления.
Для достижения этой цели на констатирующем этапе экспериментальной работы при решении первой задачи нашего исследования на основе психолого-педагогической и методической литературы по обозначенной проблеме нами было определено, что в теории современного высшего образования вопросы формирования организаторской компетентности будущих менеджеров являются слаборазработанными [3]. В практике работы большинства вузов отсутствуют специальные дисциплины, не ведется целенаправленная работа по формированию организаторской компетентности будущих менеджеров, не в полной мере используется потенциал самоуправленческой
1Василиженко Мария Валерьевна, преподаватель, соискатель кафедры педагогики, психологии и предметных методик, тел.: 89191128777, e-mail: [email protected]
Vasilizhenko Maria, Lecturer, Competitor for a scientific degree of the Department of Pedagogics, Psychology and Subject-teaching Methods, tel.: 89191128777, e-mail: vasilizhenko.maria2010 @ yandex.ru
деятельности как механизм развития полноценной конкурентоспособной личности, способной организовать работу любого коллектива и нести ответственность за достижение результатов.
Проведенный теоретический анализ позволил нам конкретизировать и разработать основополагающие понятия проблемы, что позволило нам сформулировать основные положения гипотезы, требующие экспериментальной проверки в ходе исследования. Согласно данным положениям, формирование организаторской компетентности будущих менеджеров в условиях студенческого самоуправления будет результативным, если на основе системного, компетентностно-го и субъектно-деятельностного подходов разработана технология этого процесса, эффективность которой обеспечивается:
- сочетанием форм, методов и средств формирования организаторской компетентности при реализации образовательного комплекса, обеспечивающего единство научного просвещения и практической организаторской деятельности будущих менеджеров в условиях школы студенческого актива;
- этапностью деятельности студенческого самоуправления (подготовительный, практико-ориентированный, деятельностно-результативный этапы), которая обеспечивает процесс движения от цели через способы к результату и направлена на реализацию содержательного, деятельностного и диа-гностико-результативного компонентов данного процесса;
- реализацией принципов кластерного и модульного подходов: интеграции в деятельности приобретенных знаний, направленности и качеств личности, самостоятельного выбора кластеров, осознанной перспективы, модульности.
Сформулированные таким образом положения гипотезы являются проверяемыми в связи с тем, что экспериментальная работа позволяет реализовать все ее составляющие в соответствии с основными положениями системного, компетентностного и субъ-ектно-деятельностного подходов, на основе сущности процесса формирования организаторской компетентности разработать и внедрить технологию формирования организаторской компетентности будущих менеджеров в условиях студенческого самоуправления, продиагностировать и оценить уровневую динамику показателей сформированности организаторской компетентности будущих менеджеров, подтвердить полученные данные методами математической статистики.
Для проверки выдвинутых положений гипотезы нами были разработаны критерии, согласно которым была проведена диагностика уровня сформированно-сти организаторской компетентности будущих менеджеров.
Результаты проведенной диагностики показали, что в среднем 70 % будущих менеджеров имеют низкий уровень организаторской компетентности, не способны работать в коллективе, имеют низкую мотивацию к осуществлению такого рода деятельности. Совместно с экспертами нами было сделано предположе-
ние о том, что такие низкие показатели обуславливаются отсутствием систематической целенаправленной деятельности по формированию данного вида компетентности.
Опираясь на данное предположение, на формирующем этапе экспериментальной работы нами была разработана, теоретически обоснована и внедрена в практику ЧГИ технология формирования организаторской компетентности будущих менеджеров в условиях студенческого самоуправления. Инструментом реализации процесса формирования организаторской компетентности будущих менеджеров в условиях студенческого самоуправления является разработанная технология. В своем исследовании мы рассматриваем педагогическую технологию как установленный порядок действий, соответствующий определенной последовательности алгоритмов и приводящий к достижению запланированного результата, а именно поэтапному формированию организаторской компетентности будущих менеджеров в условиях студенческого самоуправления.
Особенность данной технологии заключается в инициации активной ролевой позиции будущих менеджеров, целенаправленном поэтапном формировании их организаторской компетентности в условиях студенческого самоуправления. Технология представляет адекватное сочетание форм, методов и средств формирования организаторской компетентности при поэтапной реализации образовательного комплекса, обеспечивающего единство научного просвещения и практической организаторской деятельности будущих менеджеров в условиях школы студенческого актива.
Структура рассматриваемой технологии включает в себя два основных блока: концептуальный и процессуальный. Такая структура дает представление о технологии как о научно разработанной и обоснованной программе педагогической деятельности.
Концептуальный блок педагогической технологии раскрывает ее предметно-теоретические основы. В рамках нашего исследования концептуальный блок технологии формирования организаторской компетентности будущих менеджеров в условиях студенческого самоуправления представлен предметом, целью, задачами.
Процессуальный блок рассматриваемой технологии содержит этапы, формы, методы, средства и результат формирования организаторской компетентности будущих менеджеров в условиях студенческого самоуправления. Такое представление технологии, с нашей точки зрения, приведет к осуществлению необходимой последовательности этапов формирования организаторской компетентности будущих менеджеров в условиях самоуправления, обеспечит последовательное движение с низкого уровня к более высокому.
В концептуальном блоке отражен мотивационно-целевой компонент процесса формирования организаторской компетентности будущих менеджеров в условиях студенческого самоуправления, который представляет:
а) «предмет» - организаторская компетентность
будущего менеджера; характеризуется совокупностью функционально-предметной, профессионально-личностной и предметно-ориентированной областей;
б) «цель» - формирование организаторской компетентности будущих менеджеров в условиях студенческого самоуправления. Осуществление данной цели предполагает решение задач, которые определяются требованиями к специалисту ГОС ВПО, требованиями общества и личной позицией субъектов образовательной деятельности, а именно:
- формирование у будущего менеджера организаторских знаний и умений;
- формирование мотивации и личностной ориентации на практическое применение приобретенных знаний и умений;
- обеспечение приобретения опыта и результатов практической организаторской деятельности.
Процессуальный блок рассматриваемой технологии представляет процесс движения от цели через способы к результату и направлен на реализацию содержательного, деятельностного и диагностико-результативного компонентов. Процесс представлен этапами формирования организаторской компетентности будущих менеджеров в условиях студенческого самоуправления. Включение будущих менеджеров в организаторскую деятельность происходит постепенно, при отработке отдельных профессиональных умений, осуществлении практической организаторской деятельности в условиях самоуправления, а также на основе тренинговых занятий.
Первый этап - подготовительный. Целью данного этапа является повышение теоретических организаторских знаний будущих менеджеров, инициативы и мотивации к формированию организаторской компетентности.
Продолжительность и частота проведения теоретических занятий соответствуют тематическому планированию, что придает процессу признак целенаправленности и систематичности, способствует улучшению уровня теоретического материала, формированию ценностного отношения к процессу формирования умений. Приращение организаторской компетентности в данном блоке происходит за счет приобретения будущими менеджерами знаний и умений организаторской деятельности в контексте образовательного процесса.
Второй этап - практико-ориентированный. В процессе практической организации различных дел будущие менеджеры усваивают содержание организаторской работы. Они планируют коллективную творческую деятельность, разрабатывают сценарии ее проведения, отвечают за реализацию воспитательных программ и проектов. Процесс подготовки организатора протекает в условиях взаимозависимой корпоративной деятельности куратора и будущего менеджера, мотивированного управления самостоятельной познавательной деятельностью, что обеспечивает не только передачу знаний и опыта, но и эмоционально-ценностное отношение к содержанию и процессу деятельности. На данном этапе уровень мотивации и личностного отношения к осуществлению данного
вида деятельности повышается за счет систематического применения организаторских знаний и умений в практической организаторской деятельности в рамках самоуправления и получения первых результатов.
Третий этап - деятельностно-результативный. Будущие менеджеры занимаются организацией (подбором исполнителей, распределением обязанностей, контролем) программных мероприятий по закрепленной программе. Практический раздел предоставляет возможность осуществления различных видов деятельности, которые реализуются в рамках работы студенческого самоуправления с целью применения полученного организаторского опыта на практике.
В связи с вышеизложенным, процесс формирования организаторской компетентности будущих менеджеров в условиях студенческого самоуправления представлен поэтапным движением от цели (предмета) через средство (процесс) - подготовительный, практико-ориентированный, деятельностно-результативный этапы - к результату - повышению уровня сформированности организаторской компетентности.
Обобщающий этап экспериментальной работы по формированию организаторской компетентности будущих менеджеров в условиях студенческого самоуправления был направлен на экспериментальную проверку эффективности технологии формирования организаторской компетентности будущих менеджеров в условиях студенческого самоуправления. Данная задача решалась нами посредством отслеживания динамики в уровнях сформированности организаторской компетентности будущих менеджеров, а также анализа данных, полученных на констатирующем и обобщающем этапах экспериментальной работы.
После проведенного формирующего этапа экспериментальной работы, в результате которого будущие менеджеры были активно включены в учебную и внеучебную деятельность студенческого самоуправления, стали активными участниками воспитательных мероприятий, где развивали свой организаторский талант в процессе интерактивных упражнений, в трех опытных группах будущие менеджеры достигли высоких результатов развития организаторской компетентности. В качестве организационных форм мы выделяем: тренинг, групповые и индивидуальные занятия в рамках осуществления образовательного комплекса, мультимедиа лекции, олимпиады, научно-практические конференции, самостоятельную работу будущих менеджеров, научно-исследовательскую работу [2]. В качестве средств мы определяем теоретический, методический и практический разделы образовательного комплекса «Активизация формирования организаторской компетентности будущих менеджеров в условиях студенческого самоуправления». Результаты наблюдения за практической самоуправленческой деятельностью будущих менеджеров показали, что к концу осуществления образовательного комплекса будущие менеджеры стали более активны в проявлении организаторской компетентности. Включение будущих менеджеров в организаторскую дея-
тельность происходило постепенно, при отработке отдельных профессиональных умений, осуществлении практической организаторской деятельности в условиях самоуправления, а также на основе тренин-говых занятий [4]. Уже к концу первого курса будущие менеджеры становились участниками, а к концу третьего курса и разработчиками различных инновационных проектов, осуществляли их с привлечением других будущих менеджеров других академических групп. Это означает, что будущие менеджеры овладели необходимыми инструментами для воплощения в жизнь самых грандиозных проектов, познакомились с ведущими разработками в формировании организаторской компетентности, а главное - получили социальный опыт, опыт решения практических задач.
В ходе проверки эффективности разработанной нами технологии формирования организаторской компетентности будущих менеджеров в условиях студенческого самоуправления совместно с экспертами нами проводилось 3 среза: нулевой срез (на констатирующем этапе экспериментальной работы), промежуточный срез (на формирующем этапе экспериментальной работы) и итоговый срез (на обобщающем этапе экспериментальной работы).
Результаты нулевого среза, проводимого экспертами на констатирующем этапе эксперимента, в целом показали недостаточный уровень сформированности организаторской компетентности будущих менеджеров.
Проводимый экспертами в конце второго года обучения промежуточный срез позволил констатировать положительную динамику в уровнях организаторской компетентности, в образовательном процессе которых комплексно внедрялась технология формирования организаторской компетентности будущих менеджеров в условиях студенческого самоуправления.
Особо следует отметить то, что в наибольшей степени динамика формирования организаторской компетентности будущих менеджеров выражена в группе ЭГ-3, где процесс формирования организаторской компетентности в условиях студенческого самоуправления осуществлялся при полном внедрении технологии. Таким образом, число будущих менеджеров, перешедших на более высокий уровень сформированности организаторской компетентности, увеличилось в ЭГ-3 значительнее, чем в ЭГ-1 и ЭГ-2, т.к. в последних группах этапы и принципы процесса формирования организаторской компетентности реализо-вывались частично. Это позволило нам сделать промежуточный вывод о том, что разработанная технология формирования организаторской компетентности в условиях студенческого самоуправления обладает потенциалом.
После завершения формирующего этапа экспериментальной работы (в конце 3-го курса) был проведен контрольный срез по определению уровня сформиро-ванности организаторской компетентности в условиях студенческого самоуправления.
Определение уровня организаторской компетентности будущих менеджеров на итоговом срезе осуществлялось на основе той же диагностики, что и на
констатирующем этапе экспериментальной работы. В связи с тем что продуктивное осуществление самоуправленческой деятельности будущего менеджера составляет основу процесса формирования его организаторской компетентности, нами было выявлено, что организаторская компетентность будущего менеджера имеет сложную структуру, состоящую из взаимосвязанных и проявляющихся в деятельности компонентов, акцентирующих функционально-предметную (наличие знаний об организаторской деятельности, умения принимать адекватные решения и делегировать полномочия), профессионально-личностную (мотивация и личностные качества: доминантность, креативность, решительность, ответственность) и предметно-ориентированную (опыт и результат практической организаторской деятельности: умение проявлять высокую социальную активность, активное участие в осуществлении организаторской деятельности) области. Таким образом, для оценки формирования организаторской компетентности будущих менеджеров нами, в соответствии с гипотезой нашего исследования, были выбраны следующие критерии: когнитивный (организаторские знания, умения), мотивационно-волевой (мотивация и личностные качества: доминантность, креативность, решительность, ответственность и др.) и процессуальный (опыт и результат практической организаторской деятельности) (табл.1).
Каждый показатель оценивался по трехуровневой шкале, затем путем усреднения полученных оценок определялся общий уровень организаторской компетентности: репродуктивный, интегративный или творческий. Переход участника эксперимента на более высокий уровень организаторской компетентности являлся основным критерием эффективности построенной нами технологии. Количественные характеристики, полученные при контрольном срезе, показали положительный результат. На наш взгляд, данная ситуация объясняется реализацией технологии формирования организаторской компетентности будущих менеджеров в условиях студенческого самоуправления. Так, числовые данные значений среднего балла подтвердили наличие положительной динамики в первой (ЭГ-1), второй (ЭГ-2) и третьей (ЭГ-3) экспериментальных группах (табл.2).
Необходимо отметить, что по результатам контрольного среза позитивные изменения в ЭГ-1, ЭГ-2, ЭГ-3 имеют место по всем критериям сформирован-ности организаторской компетентности, что полностью согласуется с концептуальными положениями нашего исследования, подтверждает правильность выбранного пути и средств организации педагогического процесса и свидетельствует об их эффективности.
Сравнительный анализ данных (табл.2) начального, промежуточного и контрольного срезов позволяет сделать вывод о том, что в результате проведенной экспериментальной работы по формированию организаторской компетентности будущих менеджеров в условиях студенческого самоуправления количество будущих менеджеров, имеющих низкий (репродуктивный) уровень, снизилось в ЭГ-1 на 66 %, в ЭГ-2 на
Таблица 1
Критерии оценки сформированности организаторской компетентности будущих менеджеров в усло-_виях студенческого самоуправления_
Критерии Показатели Методы диагностики
Когнитивный - Знания организационных основ эффективного управления; - знания принципов и методических основ организации работы; - умения принимать адекватные решения и делегировать полномочия Анкетирование, беседа, метод экспертных оценок, наблюдение, тест для определения уровня знаний организаторской деятельности; тест «Как Вы справляетесь с делегированием?»; тест «Умеете ли Вы принимать рациональные решения?»
Мотивационно-волевой -Проявление решительности, упорства, желания и стремления к осуществлению организаторской деятельности; - наличие установок и мотивации к выполнению организаторской деятельности; - проявление убежденности и направленности при решении организаторских вопросов Наблюдение, «Самооценка силы воли» Н.Н. Обозова, тест «Мотивация к достижению успеха» Т.Элерса, методика изучения мотивов участия в деятельности Л.В. Байбородовой
Процессуальный - Активное участие в осуществлении организаторской деятельности будущими менеджерами; - помощь в организации мероприятий, осуществлении программ, выполнении поручений; - направленность на повышение уровня развития студенческого самоуправления; - проявление высокой социальной воздей-ственности Методика оценки эффективности деятельности организатора Е.Н. Степанова, методика изучения уровня студенческого самоуправления М.И. Рожкова; методика «Психологическая оценка организаторских способностей личности в рамках организуемой группы» Л.И. Уманского, А.Н. Лутошкина, А.С. Чернышова и Н.П. Фетиски-на
57%, в ЭГ- 3 на 62,5%.
Количество учащихся со средним (интегративным) уровнем возросло в ЭГ-1 на 33,3%, в ЭГ-2 на 35,7%, в ЭГ-3 на 25 %, в КГ-4 на 7,7%.
Также произошло перераспределение будущих менеджеров на высокий уровень сформированности организаторской компетентности: в ЭГ-1 их число повысилось на 33,3%, в ЭГ-2 - на 21%, в ЭГ-3 - на 37,5%, в КГ-4 - на 7,7%.
Итак, формирующий этап экспериментальной работы привел к устойчивому проявлению профессионально важных качеств будущих менеджеров, принимавших участие в исследовании. Контрольный срез показал, что у этих будущих менеджеров в процессе
участия в деятельности студенческого самоуправления, основой которого являлась разработанная технология, произошло формирование организаторской компетентности. Таким образом, в ситуации, в которой будущие менеджеры смогли отработать на практике навыки планирования, самоорганизации, повышения работоспособности и стрессоустойчивости, навыки эффективного делового общения, умение вырабатывать стратегию поведения в конфликтных ситуациях, умение ставить и достигать цели, стало возможным формирование фундаментальной базы для будущего организатора. По итогам контрольного среза у будущих менеджеров более ярко стали проявляться волевые качества, интеллектуальные и организатор-
Группа Кол-во человек Уровни организаторской компетентности будущих менеджеров
начальный срез промежуточный срез контрольный с рез
низкий средний высокий низкий средний высокий низкий средний высокий
кол-во % кол-во % кол-во % кол-во % кол-во % кол-во % кол-во % кол-во % кол-во %
ЭГ-1 12 9 75 3 25 0 0 5 41,7 5 41,7 2 16,6 1 8,4 7 58,3 4 33,3
ЭГ-2 14 10 71,4 3 21,4 1 7,1 7 50 5 35,7 2 14,3 2 14,3 8 57,1 4 28,6
ЭГ-3 16 12 75 3 18,75 1 6,25 6 37,5 6 37,5 4 25 2 12,4 7 43,8 7 43,8
КГ-4 13 10 76,9 3 23,1 0 0 9 69,2 4 30,8 0 0 8 61,5 4 30,8 1 7,7
Таблица 2
Сводная таблица результатов оценки уровня сформированности организаторской компетентности будущих менеджеров, полученных на начальном, промежуточном и контрольном срезах
экспериментальной работы
ские способности. Сформировалась адекватная самооценка личностных достижений.
Наименьших результатов достигли будущие менеджеры КГ-4, формирование организаторской компетентности будущих менеджеров в этой группе осуществлялось фрагментарно, вне технологии реализации данного процесса. При этом следует отметить, что в этой группе произошло уменьшение количества будущих менеджеров с низким уровнем организаторской компетентности на 2 человека и даже появились результаты со средним и высоким уровнем.
Таким образом, на основании сравнительного анализа трех срезов по выявлению уровня сформиро-ванности организаторской компетентности будущих менеджеров можно сделать вывод о положительных результатах проводимого исследования. В результате внедрения технологии формирования организаторской компетентности будущих менеджеров в условиях студенческого самоуправления в экспериментальных группах произошел значительный рост уровня организаторской компетентности, причем наибольший рост произошел в ЭГ-3, в которой процесс формирования осуществлялся полностью согласно технологии.
Приведенные результаты позволяют констатировать, что разработанная технология формирования организаторской компетентности будущих менеджеров в условиях студенческого самоуправления является эффективной и обеспечивает результативность формирования исследуемых качеств.
Таким образом, если на констатирующем этапе экспериментальной работы будущие менеджеры были плохо мотивированы на достижение успеха (преобладала коллективистская мотивация), были не способны к самостоятельной организаторской деятельности, то на формирующем этапе они стали проявлять высокую социальную активность. За счет умения работать с активом и координировать его действия будущие менеджеры проявляли высокую степень самостоя-
тельности в выборе и осуществлении деятельности.
Учет принципов кластерного и модульного подходов [1] в спроектированной нами технологии привел наше исследование к положительным результатам процесса формирования организаторской компетентности будущих менеджеров в условиях студенческого самоуправления. Будущие менеджеры подтвердили это активным участием в разработке бизнес-проектов, в профессиональных конкурсах, работах в творческих студиях, что позволило им приобрести еще во время учебы практические навыки, организаторскую и управленческую подготовку для того, чтобы владеть не только организаторскими знаниями, но и опытом применения их в конкретном проекте.
Практикоориентированность образования в ЧГИ проходит через весь образовательный процесс. Все теоретические вопросы преломляются в плоскость решения конкретных задач и ситуаций, возникающих в профессиональной деятельности. Возможность участия будущих менеджеров в творческих профессиональных конкурсах - также практическая школа, а их победы стали лучшим показателем нашей работы. В целом, преподаватели, администрация, проректоры, а также представители экспертной группы отмечали после многочисленных успешно проведенных мероприятий, что будущие менеджеры, задействованные в экспериментальной работе, значительно отличаются от других высокой инициативностью, самостоятельностью, целеустремленностью, настойчивостью в достижении желаемых результатов, наличием организаторской компетентности высокого уровня.
Таким образом, увлеченное участие будущих менеджеров в жизни института и самоуправленческой деятельности свидетельствует о результативности нашей работы по формированию их организаторской компетентности в условиях студенческого самоуправления.
Библиографический список
1. Марков М. Технология и эффективность социального управления М., 1982. 136 с.
2. Обозов Н.Н. Эффективность групповой деятельности в связи с некоторыми социально-психологическими характеристиками членов малой группы // Человек и общество. Проблемы социализации индивида. Л.: Изд-во Ленингр. гос. ун-та, 1971. С. 179-183.
3. Основные тенденции совершенствования образовательного процесса в высшей школе: науч. изд. / С.А. Под-лесный [и др.]. Красноярск: ИПЦ КГПУ, 2006. 396 с.
4. Решетников П.Е. Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей: Рождение мастера: кн. для преподават. высш. и средн. пед. учеб. Заведений. М.: ВЛА-ДОС, 2000. 304 с.
УДК 327(571.5)(091).
К ИСТОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНСУЛЬСКИХ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ В ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА
А
И.А.Воронов1
Иркутский государственный университет, 664025, г. Иркутск, ул. Чкалова, 2.
На основе архивных документов подробно освещен исторический процесс открытия консульских представительств иностранных государств в Восточной Сибири. Проблема рассмотрена в контексте общих положений внутренней и внешней политики Российской Империи в хронологический период с 1896 по 1914 год.
1 Воронов Илья Александрович, аспирант, тел.: 89149364867, e-mail: [email protected] Voronov Ilya, Postgraduate, tel.: 89149364867, e-mail: [email protected]