Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki = Tambov University Review. Series: Humanities
ISSN 1810-0201 (Print), ISSN 2782-5825 (Online) https://ve stsutmb .elpub.ru
ПЕДАГОГИКА СРЕДНЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Научная статья УДК 373+371.3
https://doi.org/10.20310/1810-0201 -2024-29-2-281 -293
Технология организации саморегулируемого обучения на этапе ранней профессионализации старшеклассников в психолого-педагогических классах
Наталья Владимировна ГАРАШКИНА1 ,, Анастасия Александровна ДРУЖИНИНА2©*
1ФГАОУ ВО «Государственный университет просвещения» 141014, Российская Федерация, Московская обл., г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, 24 2ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина» 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 *Адрес для переписки: drugininaan@yandex.ru
Актуальность. В современном мире роль учителя изменилась, и теперь перед студентами -будущими педагогами стоит задача не только обучать, но и быть готовыми к постоянному саморазвитию, профессиональному росту и непрерывному обучению. В современных нормативно-правовых документах системы педагогического образования определена компетенция, способствующая самообразованию как необходимая для овладения будущим педагогом. Развитие способности к саморегуляции у учащихся в системе педагогического образования имеет большой потенциал для успешного профессионального становления. Поэтому важно организовать эффективный процесс саморегулируемого обучения в современной школе на этапе ранней профессионализации в психолого-педагогических классах. Цель исследования - разработка и обоснование технологии организации саморегулируемого обучения, способствующей успешной готовности к личностно-профессиональному становлению старшеклассников - обучающихся психолого-педагогических классов.
Методы исследования. Анализ данных теоретических и эмпирических исследований в области саморегулируемого обучения, также применялись: анализ, синтез, обобщение, сравнение и интерпретация, опрос.
Результаты исследования. Саморегулируемое обучение - это процесс, в котором учащиеся активно участвуют в своей собственной учебной деятельности. Включенные в саморегулируемое обучение старшеклассники показывают более высокие образовательные результаты, быстро усваивают материалы курсов и чаще достигают своих личных целей. В контексте когнитивно-технологического подхода к обучению научно обоснована инновационная технология саморегулируемого обучения на этапе ранней профессионализации старшеклассников в профильных психолого-педагогических классах, включающая деятельностный алгоритм: самодиагностика - целеполагание - самомотивация - планирование - реализация личностной стратегии - саморефлексия; а также методы диагностики и автодидактики. Раз-
© Гарашкина Н.В., Дружинина А.А., 2024
281
работана диагностическая методика выявления уровня готовности учащихся к саморегулируемому обучению.
Выводы. Учитывая, что саморегулируемое обучение - это сложный процесс, требующий многолетней практики, обучения и опыта, результативно применение его в формате технологии организации саморегулируемого обучения, особенно на этапе ранней профессионализации в психолого-педагогических классах. Эффект усиливается при применении когнитивно-технологического подхода, алгоритма этапов и совокупности методов автодидактики. Спроектированная технология является ценным инновационным инструментом для повышения эффективности деятельности психолого-педагогических классов, а также для исследований и практики в области педагогического образования.
Ключевые слова: саморегулируемое обучение, психолого-педагогические классы, когнитивно-технологический подход в обучении, технология организации саморегулируемого обучения, ранняя педагогическая профессионализация, стратегия саморегулируемого обучения
Благодарности: Статья опубликована при поддержке гранта Министерства образования и науки Тамбовской области и Совета молодых ученых и специалистов Тамбовской области.
Для цитирования: Гарашкина Н.В., Дружинина А.А. Технология организации саморегулируемого обучения на этапе ранней профессионализации старшеклассников в психолого-педагогических классах // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2024. Т. 29. № 2. С. 281-293. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-2-281-293
PEDAGOGY OF SECONDARY AND PRESCHOOL EDUCATION
Original article
https://doi.org/10.20310/1810-0201 -2024-29-2-281 -293
Technology for organizing self-regulated learning at the stage of early professionalization of high school students in psychological and pedagogical classes
Natalia V. GARASHKINA1 ,, Anastasia A. DRUZHININA2©*
1Federal State University of Education 24 Vera Voloshina St., Mytishchi, 141014, Moscow region, Russian Federation 2Derzhavin Tambov State University 33 Internatsionalnaya St., Tambov, 392000, Russian Federation ^Corresponding author: drugininaan@yandex.ru
Importance. In the modern world, the role of the teacher has changed, and now students - future teachers are faced with the task of not only teaching, but also being prepared for constant self-development, professional growth and continuous learning. Modern regulatory documents of the teacher education system define competence that promotes self-education as necessary for mastery by a future teacher. Developing the ability for self-regulation in students in the pedagogical education system has great potential for successful professional development. Therefore, it is important to organize an effective process of self-regulated learning in a modern school at the stage of early professionalization in psychological and pedagogical classes. The purpose of the study is to develop and substantiate a technology for organizing self-regulated learning that promotes successful
readiness for personal and professional development of high school students - students of psychological and pedagogical classes.
Research Methods. Analysis of data from theoretical and empirical research in the field of self-regulated learning, also used: analysis, synthesis, generalization, comparison and interpretation, survey.
Results and Discussion. Self-regulated learning is a process in which students actively participate in their own learning activities. High school students involved in self-regulated learning show higher educational results, quickly master course materials and more often achieve their personal goals. In the context of the cognitive-technological approach to learning, an innovative technology of self-regulated learning at the stage of early professionalization of high school students in specialized psychological and pedagogical classes is scientifically substantiated, including an activity algorithm: self-diagnosis - goal setting - self-motivation - planning - implementation of personal strategy - self-reflection; as well as diagnostic and autodidactic methods. A diagnostic technique has been developed to identify the level of students' readiness for self-regulated learning. Conclusion. Considering that self-regulated learning is a complex process that requires many years of practice, training and experience, its effective use in the format of technology for organizing self-regulated learning, especially at the stage of early professionalization in psychological and pedagogical classes. The effect is enhanced when using a cognitive-technological approach, an algorithm of stages and a set of auto-didactics methods. The designed technology is a valuable innovative tool for increasing the efficiency of psychological and pedagogical classes, as well as for research and practice in the field of teacher education.
Keywords: self-regulated learning, psychological and pedagogical classes, cognitive-technological approach to learning, technology for organizing self-regulated learning, early pedagogical professionalization, strategy for self-regulated learning
Acknowledgements: The article was published with the support of a grant from the Ministry of Education and Science of the Tambov Region and the Council of Young Scientists and Specialists of the Tambov Region.
For citation: Garashkina, V.N., & Druzhinina, A.A. (2024). Technology for organizing self-regulated learning at the stage of early professionalization of high school students in psychological and pedagogical classes. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki = Tambov University Review. Series: Humanities, vol. 29, no. 2, pp. 281-293. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-2-281-293
АКТУАЛЬНОСТЬ
Современными исследователями подчеркивается, что необходимо развивать образовательные инициативы и инновации, поддерживающие продвижение гибких учебных компетенций, которые можно применять в различных контекстах (например, навыки творческого и критического мышления, коммуникативные навыки, навыки решения проблем и др.). Социальный заказ общества и государства направлен на развитие полноценной личности обучающегося и на индивидуализацию образовательной среды, ее вариативность и гибкость. Современный образовательный процесс должен учитывать склонности и потребности каждого ребенка,
адаптируясь и обновляясь вместе с быстро развивающимся и изменяющимся миром [1].
В статье Закона РФ «Об образовании» фиксируется необходимость ориентации содержания образования на обеспечение самообразования личности1.
В Федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования по педагогическому направлению подготовки2, которые сопряжены с Профес-
1 Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3. Доступ из СПС КонсультантПлюс.
2 Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование. Доступ из СПС Гарант.
сиональным стандартом педагога, определена компетенция, отражающая способность к самообразованию как необходимую компетенцию, которой должен владеть будущий педагог3.
В современном мире роль учителя изменилась, и теперь перед студентами - будущими педагогами стоит задача не только обучать, но и быть готовыми к постоянному саморазвитию и профессиональному росту, стимулированию непрерывного обучения. Одним из важных качеств учителя является способность адаптироваться к изменяющимся условиям, проявлять инициативу и принимать решения в изменяющихся условиях. В современном образовательном процессе требуется использовать инновационные подходы и технологии, поэтому важно быть готовым к креативному действию и применению новых методик, для этого необходимо четко понимать цель и задачи своей профессиональной деятельности, а также уметь планировать свое самообразование. Формирование готовности студентов - будущих педагогов к профессиональному саморазвитию и самообразованию является цикличным и организованным процессом. Современный учитель должен вдохновлять учащихся, быть образцом для подражания и показывать, что обучение и саморазвитие, то есть саморегулируемое обучение - это непрерывный процесс, который продолжается на протяжении всей жизни [2].
Анализ исследований Н.Н. Калацкой, А.О. Прохорова и М.Г. Юсупова, обращений к термину «саморегулируемое обучение» в базе данных Scopus показывает возрастающий интересе к данной проблематике среди ученых за 5 лет (2017-2021 гг.), общее количество работ за 5 лет (2017-2021 гг.) составило 1783 [3].
3 Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)): приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н (ред. от 05.08.2016). Доступ из СПС КонсультантПлюс.
Таким образом, современное образование должно быть направлено на развитие гибких учебных компетенций, которые могут быть применены в различных контекстах. Важно ориентировать содержание образования на самообразование личности, так как от учителя требуются не только способности обучать, но и готовность к постоянному саморазвитию и профессиональному росту. Развитие саморегуляции в образовании имеет большой потенциал для успешного профессионального становления будущего учителя, в том числе обучающихся психолого-педагогических классов. Поэтому важно организовать процесс саморегулируемого обучения на этапе ранней профессионализации старшеклассников в психолого-педагогических классах на основе когнитивно-технологического подхода в обучении.
Цель исследования - разработка и обоснование технологии организации саморегулируемого обучения, способствующей успешной готовности к личностно-профессио-нальному становлению старшеклассников-обучающихся психолого-педагогических классов.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В работе использовались аналитические данные теоретических и эмпирических исследований в области саморегулируемого обучения с целью определения составляющих технологии, эффективных способов его поддержки в условиях ранней профессионализации в психолого-педагогических классах. В качестве методов исследования применялись: анализ, синтез, обобщение, сравнение и интерпретация, опрос.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Саморегулируемое обучение является процессом, позволяющим учащимся принимать активное участие в своей учебной деятельности. Оно предполагает инициативу в постановке целей обучения, а также контроль, корректировку и оценку собственных
знаний, мотивации, эмоций, поведения и образовательной среды для достижения поставленных целей. Анализ зарубежных и отечественных исследований и анализ образовательных практик позволяет выделить закономерность взаимовлияния развития навыка саморегулируемого обучения учащихся и студентов на достижение высоких образовательных результатов. Они также способны усваивать материалы курса быстрее и чаще достигать собственных целей. Это подчеркивает важность развития саморегулируемого обучения на этапе ранней профессионализации, чтобы учащиеся могли активно участвовать в своем процессе обучения и достигать желаемого успеха.
Дж. Бродбент и У.Л. Пун отмечают, что «саморегулируемое обучение представляет собой процесс, в котором учащиеся активно участвуют в своей собственной учебной деятельности» [4].
Согласно И.В. Еновой, «саморегулируемое обучение происходит тогда, когда ученики проявляют инициативу в постановке целей обучения, а затем контролируют, корректируют и оценивают свои знания, мотивацию, эмоции и поведение для их достижения» [5].
Я.В. Корякина, Т.Н. Ломтева и М.В. Каменский определяют «саморегулируемое обучение как самостоятельный процесс, позволяющий студентам преобразовать свои умственные способности в академические навыки, помогающие им управлять своими мыслями, поведением и эмоциями, чтобы успешно справляться с обучением» [6].
Н.Д. Берман и К.Л. Безматерных подчеркивают, что «в России под «саморегулируемым обучением» принято считать процесс самостоятельного приобретения знаний обучающимися» [7].
Н.С. Киргинцева утверждает, что саморегулируемое обучение - это «процесс и результат андрагогического взаимодействия, в ходе которого на основе механизмов самоуправления и саморегуляции реализуются все этапы учебно-познавательной деятельности, посредством чего обеспечивается его
переход на более высокий уровень самореализации и самоактуализации»4.
«Саморегуляция учебной, как и любой другой деятельности, состоит из принятия субъектом цели его учебной активности, плана необходимых для достижения поставленной цели, системы критериев успешности деятельности, информации о реально достигнутых результатах, оценки соответствия реальных результатов критериям успеха, решения о необходимости и характере коррекций деятельности» [8].
К.А. Вилкова определяет «саморегулируемое обучение как процесс, в рамках которого учащиеся ставят перед собой цели обучения, а затем отслеживают, регулируют и контролируют свои познания, намерения и поведение, руководствуясь не только своими целями, но и особенностями окружающей среды» [9]. В результате учащиеся с развитым навыком саморегулируемого обучения имеют более высокие образовательные результаты5, они могут усваивать материалы курса быстрее [10] и чаще достигать собственных целей [11].
Таким образом, саморегулируемое обучение - это длительный процесс, в рамках которого учащиеся ставят перед собой цели обучения, разрабатывают проект, план и критерии успешности деятельности.
В ходе анализа выделены модели саморегулируемого обучения.
Модель самостоятельной образовательной деятельности B.J. Zimmerman6 представляет собой цикл, состоящий из трех этапов: планирование, реализация плана и саморефлексия. Эта модель позволяет уча-
4 Киргинцева Н.С. Саморегулируемое обучение студентов лингвистических специальностей в условиях дидактических информационных сред: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Майкоп, 2003. 21 с.
5 Williams P.E., Hellman C.M. Differences in Self-Regulation for Online Learning between First and Second Generation College Students // Research in Higher Education. 2004. Vol. 45. № 1. P. 71-82.
6 Zimmerman B.J., Moylan A.R. Selfregulation: where metacognition and motivation intersect // Handbook of Metacognition in Education / eds. D.J. Hacker, J. Dun-losky, A.C. Graesser. N. Y.: Routledge, 2009. Р. 29-315.
щимся проанализировать поставленную задачу, разработать план выполнения и прогнозировать желаемый результат. На этапе реализации плана ученики самостоятельно осуществляют деятельность, анализируют свои действия и делают самокоррекцию. Наконец, на этапе саморефлексии учащиеся оценивают результат своих усилий и сопоставляют его с прогнозируемыми результатами. Также существует опросник, разработанный на основе модели Б. Циммермана, это «восприятие ответственности за обучение». Он позволяет определить уровень осознания ответственности обучающегося за свои академические успехи. В целом модель самостоятельной образовательной деятельности Б. Циммермана и опросник «Восприятие ответственности за обучение» представляют собой эффективные инструменты для анализа и оценки самостоятельной деятельности учащихся. Они помогают обучающимся осознать свою ответственность за собственное обучение, а преподавателям - взаимодействовать с учащимися и находить эффективные подходы к их обучению [12].
Модель саморегулируемой образовательной деятельности P.R. Рт1псЬ [13] является важным инструментом для изучения и понимания процесса саморегулируемого обучения. Она разделена на четыре фазы, каждая из которых включает различные области, такие как познание, мотивация, поведение и среда. Комбинация этих фаз и областей позволяет обучающимся контролировать и регулировать свой процесс обучения. Включение метакогнитивных стратегий в область познания также помогает обучающимся контролировать и оценивать свои знания и понимание. На основе этой модели разработан опросник по мотивации и применению стратегий в обучении, он является эффективным инструментом для измерения навыков саморегуляции в процессе обучения и позволяет обучающимся оценить свои мо-тивационные убеждения и применение стратегий обучения. Опросник также предоставляет детальную информацию о когнитивных,
метакогнитивных и управленческих стратегиях обучения [12].
Модель саморегулируемого обучения P.H. Winne и A.F. Hadwin7 основана на теории обработки информации и представляет собой процесс, состоящий из четырех фаз (определение задачи; целеполагание и планирование; использование стратегий; мета-когнитивная корректировка), включающих цикл обратной связи. Важнейшим аспектом этой модели является использование критериев и стандартов для постановки целей, мониторинга и оценки [14].
Модель Я.В. Корякиной, Т.Н. Ломте-вой, М.В. Каменского содержит алгоритм выполнения веб-задания для саморегулируемого обучения: 1) мотивационный компонент; 2) исполнительский компонент (целеполагание; планирование; 3) осуществление учебно-познавательной деятельности);
4) контрольно-оценочный компонент (контроль; коррекция действий; оценка результатов; интеллектуальная рефлексия) [6].
Авторская модель саморегулируемого обучения основана на применении когнитивно-технологического подхода, обеспечивающего когнитивную вовлеченность [15]. Особенность модели связана с введением самодиагностического компонента, технология организации саморегулируемого обучения старшеклассников в психолого-педагогических классах включает: самодиагностику; постановку цели; самомотивацию; планирование и прогнозирование желаемого результата; реализацию личностной стратегии; саморефлексию; а также совокупность методов автодидактики и методов диагностики уровня готовности учащихся к саморегулируемому обучению.
Начальным этапом разработанной технологии является самодиагностика. Это важный аспект в саморегулируемом обучении, как освоении учащимися умений и навыков выполнения когнитивных действий.
7 Winne P.H., Hadwin A.F. Studying as self-regulated learning // Metacognition in Educational Theory and Practice / eds. D. Hacker, J. Dunlosky, A. Graesser. N. Y.: Routledge, 1998. P. 277-305.
И.Я. Лернер утверждает, что «при определении самостоятельной работы следует исходить из специфики учебной деятельности обучающихся, учитывая их уровень активности и самостоятельности» (цит. по: [16]).
В нашей технологии оценка степени готовности обучающихся профильных психолого-педагогических классов включала опрос, спроектированный на основе методики Т.В. Малковой:
1) в чем, на ваш взгляд, заключается ваша ответственность за собственное обучение?
2) каким образом вы определяете свои учебные цели?
3) заинтересованы ли вы в учебном процессе?
4) какие методы вы используете для планирования своего учебного процесса?
5) как вы управляете своим временем в процессе обучения?
6) знаете ли вы, что необходимо предпринять для получения более высоких результатов обучения?
7) можете ли вы самостоятельно оценить свой уровень знаний?
8) как вы контролируете свой прогресс в обучении?
9) как вы оцениваете уровень своей самодисциплины в учебном процессе?
10) как вы поддерживаете собственную мотивацию в обучении?
11) как вы думаете, в чем заключается ваша ответственность за собственное обучение?
12) каким образом вы планируете поддерживать свои навыки в будущем? [9].
Результаты диагностики позволяют выявить три уровня готовности обучающихся профильных психолого-педагогических классов к саморегулируемому обучению. Представим примерные ответы, характерные для высокого уровня (табл. 1).
После анализа ответов на вопросы учащимся, проявившим достаточный и высокий уровни готовности к саморегулируемому обучению, переходим к следующим этапам технологии организации саморегулируемого обучения в ходе ранней профессионализации
старшеклассников в психолого-педагогических классах:
Этап: Целеполагание - Что необходимо достичь?
Этап: Самомотивация - Что полезного и ценного для себя я могу достичь при освоении навыка?
Этап: Прогнозирования и планирования: Как наиболее эффективно можно достичь цели? Каков будущий, прогнозируемый результат?
Этап: Реализация личностной стратегии -анализ промежуточных результатов - Что уже достигли, что будет в дальнейшем? Что необходимо изменить?
Этап: Саморефлексия - Насколько результат соответствует планируемому? Что можно было сделать, чтобы достичь цели эффективнее?
В зависимости от степени готовности учащемуся предоставляется возможность пройти эти этапы самостоятельно (высокая степень готовности); по необходимости обращаться к педагогу для консультирования и сопровождения (достаточная степень готовности); осуществлять выполнение заданий под руководством педагога, под наставничеством сверстника (недостаточная степень готовности).
Для разработки комплекса методов автодидактики как механизма разработанной технологии были изучены исследования в данной области на разных уровнях педагогического образования.
Я.Н. Поддубная, К.С. Котов и А.А. Слу-кина рассматривают методы учебной автономии в образовательном пространстве как способ повышения осознанности студентов в обучении [17].
И.С. Батракова и А.В. Тряпицын выделяют методы и формы реализации стратегии саморегулируемого обучения: работа с различными источниками информации; организация группового взаимодействия; контекстного обучения; метапознавательной деятельности студентов [18].
C.A. Brenner определил набор практик саморегулируемого обучения, которые могут
Таблица 1
Соответствие вопроса и примерного ответа, характерного для высокого уровня сформированности готовности к саморегулируемому обучению
Table 1
Correspondence of the question and an example answer, characteristic of a high level of preparedness for self-regulated learning
Вопрос Примерный ответ (соответствующий высокому уроню сформированности готовности к саморегулируемому обучению)
1. В чем, на ваш взгляд, заключается ваша ответственность за собственное обучение? Я осознаю, что я отвечаю за свой собственный прогресс и достижение учебных целей. Я понимаю, что я должен быть активным участником учебного процесса
2. Каким образом вы определяете свои учебные цели? Я определяю свои учебные цели путем постановки конкретных и измеримых задач. Я выявляю области, которые требуют улучшения, и формулирую цели, которых я хочу достичь
3. Заинтересованы ли вы в учебном процессе? Я заинтересован в учебном процессе и осознаю, что образование является важным и ценным ресурсом. Я стремлюсь к постоянному обучению и развитию, потому что понимаю, что это поможет мне достичь своих личных и профессиональных целей
4. Какие методы вы используете для планирования своего учебного процесса? Я стремлюсь регулярно заниматься своим обучением, также я использую различные инструменты планирования
5. Как вы управляете своим временем в процессе обучения? Я устанавливаю четкие рамки и дедлайны для выполнения задач. Я также стараюсь избегать отвлекающих факторов
6. Знаете ли вы, что необходимо предпринять для получения более высоких результатов обучения? Я понимаю, что для получения более высоких результатов обучения мне необходимо постоянно осуществлять поиск учебных материалов, участвовать в групповых заданиях, а также консультироваться с преподавателями и экспертами
7. Можете ли вы самостоятельно оценить свой уровень знаний? Я могу оценить свой уровень знаний самостоятельно, иногда я прибегаю к объективным методам оценки, таким как тесты, обратная связь от преподавателей
8. Как вы контролируете свой прогресс в обучении? Я отслеживаю выполнение целей и задач обучения, измеряю свой прогресс с помощью оценок, обратной связи и самооценки
9. Как вы оцениваете уровень своей самодисциплины в учебном процессе? Я стараюсь быть дисциплинированным, придерживаться установленного плана и сроков
10. Как вы поддерживаете собственную мотивацию в обучении? Я ищу дополнительную мотивацию во внешних источниках, таких как вдохновляющие книги, лекции или успешные истории других людей
11. Как вы думаете, в чем заключается ваша ответственность за собственное обучение? Я должен активно участвовать в учебном процессе и использовать все доступные мне ресурсы для обучения
12. Каким образом вы планируете поддерживать свои навыки в будущем? Я буду продолжать изучать новую информацию в области своих интересов, чтобы быть в курсе последних тенденций. Я планирую регулярно применять свои навыки на практике, чтобы сохранить и улучшить их
применять учителя: выбор; контроль над задачей; самооценка; поддержка учителей; поддержка со стороны сверстников; встроенная оценка; сложные задачи [19].
О.В. Бажук, Л.П. Берестовская и ТВ. Ме-рецкая выделили следующие приемы и методы реализации саморегулируемого обучения в педагогическом образовании: анализ науч-
ных статей; решение педагогических задач через разработанные конкретные педагогические ситуации (кейсы); исследовательский прием (самостоятельная учебно-позна-ва-тельная деятельность); метод групповой дискуссии; методы формирования рефлексивной позиции будущих педагогов; метод проектов [2].
Особенностью когнитивно-технологического подхода и разработанной технологии является применение личностных стратегий обучения старшеклассников. Стратегия саморегулируемого обучения включает различные приемы, которые способствуют активному, самостоятельному и глубокому усвоению знаний учащимся самостоятельно. Работа с различными источниками информации позволяет старшекласснику расширить кругозор и обогатить знания, а организация группового взаимодействия способствует обмену опытом и совместному конструированию знаний. Стратегии саморегулируемого обучения позволяют учиться в контексте реальных ситуаций и применять знания на практике, а метапознавательная деятельность способствует осознанию и контролю над собственным процессом обучения. Для реализации саморегулируемого обучения педагоги могут предоставлять учащимся выбор в заданиях и контролировать их выполнение, что позволит стимулировать развитие ответственности и самостоятельности. Прием самооценки позволяет обучающимся оценить свой прогресс, понять свои сильные стороны и то, над чем еще нужно поработать. Поддержка педагогов и сверстников является важным методом в саморегулируемом обучении, так как она усиливает мотивацию и создает поддерживающую образовательную среду.
Анализ практик психолого-педагогических классов показал, что в настоящее время применяются приемы и методы, используемые в непрерывном педагогическом образовании. Решение педагогических задач через конкретные педагогические ситуации, такие как кейсы, способствует развитию аналитических и проблемных навыков старшеклассников. Исследовательский прием позволяет учащимся самостоятельно исследовать предмет и строить новые знания. Групповая дискуссия стимулирует обмен идеями и развитие коммуникативных навыков. Формирование рефлексивной позиции обучающихся позволяет им осознанно анализировать свою деятельность и принимать обосно-
ванные решения. И, наконец, метод проектов позволяет учащимся применять полученные знания в создании и реализации практических проектов.
В ходе исследования разработаны конкретный комплекс методов и соответствующие им задания с учетом особенностей старшеклассников. Представленный пакет заданий можно использовать с учащимися психолого-педагогических классов для организации саморегулируемого обучения на этапе ранней профессионализации (табл. 2).
Таблица 2
Задания учащимся психолого-педагогических классов для организации саморегулируемого обучения на этапе ранней профессионализации
Table 2
Assignments for students in psychological and pedagogical classes to organize self-regulated learning at the stage of early professionalization
Методы и приемы Примерные задания
Решение кейс-ситуаций Просмотр фильмов и видео с конкурса «Учитель года России», обсуждение вопросов к каждому кейсу
Исследование Темы исследований - статей: Влияние социальной среды на обучение младших школьников; Влияние мотивации на учебный процесс; Развитие эмоционального интеллекта в образовании; Нейросети в образовании и др.
Групповая дискуссия Темы для групповых дискуссий: Текущие тенденции и реформы в образовании; Способы развития профессиональных компетенций учителя; Как эффективно работать в динамичной образовательной среде и др.
Формирование рефлексивной позиции Попросите учащихся вести журнал, в котором они будут записывать свои мысли, ощущения, реакции и рефлексию по поводу своей будущей профессиональной деятельности
В процессе опытно-экспериментальной работы был проведен опрос старшеклассников педагогических классов и студентов первого курса педагогических направлений в ходе обучения по дисциплине «Введение в специальность», в ходе которого уточнены вопросы диагностического инструментария и дополнен перечень заданий. 100 % респондентов отметили важность ответственности за результаты собственного обучения; студенты отметили дефициты в следующих областях:
- «определения своих учебных целей» (85 % (студенты 1 курса); 74 % (старшеклассники));
- «планирование своего учебного процесса» (64 % (студенты 1 курса); 63 % (старшеклассники));
- «управление временем в процессе обучения» (96 % (студенты 1 курса); 96 % (старшеклассники));
- «самооценка уровня знаний» (82 % (студенты 1 курса); 85 % (старшеклассники));
- «контроля прогресса в обучении» (71 % (студенты 1 курса); 70 % (старшеклассники));
- «самодисциплина» (89 % (студенты 1 курса); 96 % (старшеклассники)).
Выявленные дефициты показывают важность реализации когнитивно-технологического подхода и разработанной технологии для разных уровней непрерывного педагогического образования, включая подготовку старшеклассников в психолого-педагогических классах, формировать навыки саморегуляции, ответственности и самостоятельности на этапе ранней профессионализации.
ВЫВОДЫ
Учитывая, что саморегулируемое обучение - это сложный процесс, требующий многолетней практики, обучения и опыта, мы считаем, что применение его должно включать технологии организации саморегулируемого обучения, особенно на этапе ранней
профессионализации в психолого-педагогических классах. Эффект усиливается при применении когнитивно-технологического подхода, алгоритма этапов и совокупности методов автодидактики. Спроектированная технология является ценным инструментом для повышения эффективности педагогического образования, деятельности психолого-педагогических классов, а также для исследований и практики в области педагогического образования. Для создания этой технологии необходима подготовительная диагностическая работа с целью выявления уровня готовности к саморегулируемому обучению.
Саморегулируемое обучение является важным процессом, позволяющим учащимся преобразовать свои способности в академические навыки и управлять своей учебной деятельностью. Оно требует от учащихся психолого-педагогических классов когнитивных умений: самодиагностики, целепола-гания, самомотивирования, прогнозирования и планирования, контроля и самооценки. Разработанная технология поможет обучающимся - будущим педагогам на этапе ранней профессионализации развивать навыки саморегуляции, обеспечивающие более высокие образовательные результаты и достижение личных целей.
Для эффективной поддержки саморегулируемого обучения крайне важно учитывать педагогические и психологические аспекты проектирования, такие как возрастные особенности, индивидуальные особенности, когнитивную включенность личности учащегося, активность и позицию учащегося.
Необходимы дальнейшие исследования для изучения, использования и совершенствования технологии саморегулируемого обучения в классных условиях, синхронных и асинхронных форматах обучения с использованием различных современных методов, смешанном обучении; с учетом преемственности процесса саморегулируемого обучения в непрерывном педагогическом образовании.
Список источников
1. Лозовицкая А.А. Особенности развития экосистемы партнерства «педагогический вуз - муниципальная система образования» в контексте расширения возможностей построения индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2022. № 205. С. 149-157. https://doi.org/10.33910/1992-6464-2022-205-149-157, https://elibrary.ru/wcmuwi
2. Бажук О.В., Берестовская Л.П., Мерецкая Т.В. Формирование готовности студентов педагогического вуза к профессиональному самообразованию // Перспективы науки и образования. 2022. № 1 (55). С. 111-129. https://doi.Org/10.32744/pse.2022.1.7, https://elibrary.ru/qofbxw
3. Калацкая Н.Н., Прохоров А.О., Юсупов М.Г. Особенности саморегулируемого обучения юношей и девушек // Образование и саморазвитие. 2023. Т. 18. № 1. С. 135-150. https://doi.org/10.26907/esd. 18.1.10, https://elibrary.ru/deqdqg
4. Broadbent J., Poon W.L. Self-regulated learning strategies & academic achievement in online higher education learning environments: A systematic review // The Internet and Higher Education. 2015. Vol. 27. P. 1-13. https://doi.org/10.1016/j.iheduc.2015.04.007
5. Енова И.В. Формирование личностной самоэффективности студентов вуза в процессе обучения: психолого-педагогические аспекты // Образование: традиции и инновации. 2020. № 4 (31). С. 40-43. https ://elibrary.ru/pouboo
6. Корякина Я.В., Ломтева Т.Н., Каменский М.В. Саморегулируемое обучение в условиях цифровиза-ции образования // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2019. № 2 (71). С. 141148. https://doi.org/10.37493/2307-907X-2019-71-2-141-148, https://elibrary.ru/ztlwj
7. Берман Н.Д., Безматерных К.Л. Поддержка саморегулируемого обучения в онлайн-среде // ЦИТИСЭ. 2023. № 2 (36). C. 335-344. https://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.2.29, https://elibrary.ru/wuoxpi
8. Малкова Т.В. К вопросу о важности формирования и совершенствования навыков саморегулируемого обучения // Вопросы педагогики. 2022. № 1-2. С. 213-216. https://elibrary.ru/vlzvra
9. Вилкова К.А. Измерение саморегулируемого обучения: обзор инструментов // Современная зарубежная психология. 2020. Т. 9. № 2. С. 123-133. https://doi.org/10.17759/jmfp.2020090211, https://elib-rary.ru/dyaxtf
10. Kizilcec R.F., Pérez-Sanagustm M., Maldonado J.J. Self-regulated learning strategies predict learner behavior and goal attainment in massive open online courses // Computers & Education. 2017. № 104. P. 18-33. http://doi.org/10.1016/j.compedu.2016.10.001
11. Littlejohn A. Learning in MOOCs: motivations and self-regulated learning in MOOCs // The Internet and Higher Education. 2016. Vol. 29. P. 40-48. http://doi.org/10.1016/j.iheduc.2015.12.003
12. Сиразиева Л.М., Фахрутдинова Р.А. Модели и методики оценки навыков самостоятельной образовательной деятельности обучающихся // Педагогическое образование и наука. 2018. № 4. С. 71-76. https ://elibrary.ru/yornlv
13. Pintrich P.R., Smith D.A.F., Garcia T., Mckeachie W.J. Reliability and predictive validity of the motivated strategies for learning questionnaire (MSLQ) // Educational and Psychological Measurement. 1993. Vol. 53. Issue 3. P. 801-813. http://doi.org/10.1177/0013164493053003024
14. Фомина Т.Г. Концептуальные подходы к анализу саморегулируемого обучения в зарубежной психологии образования // Современная зарубежная психология. 2022. Т. 11. № 3. С. 27-37. https://doi.org/10.17759/jmfp.2022110303, https://elibrary.ru/gpdxmx
15. Гарашкина Н.В., Дружинина А.А. Когнитивная вовлеченность как основа проектирования учебного процесса в подготовке студентов педагогических направлений // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 1. С. 93-109. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-1-93-109, https://elib-rary.ru/jdktod
16. Минюрова Г.Х. Самостоятельная работа и познавательная самостоятельность как психолого-педагогические категории // Сибирский педагогический журнал. 2007. № 1. С. 170-176. https://elib-rary.ru/jvtmxz
17. Поддубная Я.Н., Котов К.С., Слукина А.А. Повышение осознанности студентов в обучении посредством использования технологии учебной автономии в образовательном пространстве педагогического вуза // Международный научно-исследовательский журнал. 2022. № 6-4 (120). С. 72-76. https://doi.org/10.23670/IRJ.2022.120.6.147, https://elibrary.ru/wumrte
18. Батракова И.С., Тряпицын А.В. Анализ опыта построения образовательного процесса в магистратуре как ресурса развития высшего педагогического образования // Научное мнение. 2023. № 9. С. 78-82. https://doi.org/10.25807/22224378_2023_9_78, https://elibrary.ru/orbntk
19. Brenner C.A. Self-regulated learning, self-determination theory and teacher candidates' development of competency-based teaching practices // Smart Learning Environments. 2022. № 3. https://doi.org/10.14288/L0406447
References
1. Lozovitskaya A.A. (2022). Development of the partnership ecosystem "pedagogical university-municipal education system": expanding possibilities of individual educational routes for students. Izvestiya RGPU im. A.I. Gertsena = Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences, no. 205, pp. 149-157. (In Russ.) https://doi.org/10.33910/1992-6464-2022-205-149-157, https://elibrary.ru/wcmuwi
2. Bazhuk O.V., Berestovskaya L.P., Meretskaya T.V. (2022). Formation of pedagogical university students' readiness for professional self-education. Perspektivy nauki i obrazovaniya = Perspectives of Science and Education, no. 1 (55), pp. 111-129. (In Russ.) https://doi.org/10.32744/pse.2022.L7, https://elib-rary.ru/qofbxw
3. Kalatskaya N.N., Prokhorov A.O., Yusupov M.G. (2023). Features of self-regulated learning of male and female students. Obrazovanie i samorazvitie = Education and Self-development, vol. 18, no. 1, pp. 135-150. (In Russ.) https://doi.org/10.26907/esd.18.1.10, https://elibrary.ru/deqdqg
4. Broadbent J., Poon W.L. (2015). Self-regulated learning strategies & academic achievement in online higher education learning environments: A systematic review. The Internet and Higher Education, vol. 27, pp. 1-13. https://doi.org/10.1016/j.iheduc.2015.04.007
5. Enova I.V. (2020). Formirovanie lichnostnoi samoeffektivnosti studentov vuza v protsesse obucheniya: psikhologo-pedagogicheskie aspekty [Formation of personal self-efficacy of university students in the learning process: psychological and pedagogical aspects]. Obrazovanie: traditsii i innovatsii [Education: Traditions and Innovations], no. 4 (31), pp. 40-43. (In Russ.) https://elibrary.ru/pouboo
6. Koryakina Ya.V., Lomteva T.N., Kamenskii M.V. (2019). Self-regulated learning under the conditions of digitalization of education. Vestnik Severo-Kavkazskogo federal 'nogo universiteta = Newsletter of North-Caucasus Federal University, no. 2 (71), pp. 141-148. (In Russ.) https://doi.org/10.37493/2307-907X-2019-71-2-141-148, https://elibrary.ru/ztlvvj
7. Berman N.D., Bezmaternykh K.L. (2023). Support for self-regulated learning in online environment. TsITISE = CITISE, no. 2 (36), pp. 335-344. (In Russ.) https://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.2.29, https://elibrary.ru/wuoxpi
8. Malkova T.V. (2022). K voprosu o vazhnosti formirovaniya i sovershenstvovaniya navykov samoreguliru-emogo obucheniya [On the importance of developing and improving self-regulated learning skills]. Voprosy pedagogiki [Pedagogical Issues], no. 1-2, pp. 213-216. (In Russ.) https://elibrary.ru/vlzvra
9. Vilkova K.A. (2020). Measuring self-regulated learning: a review of questionnaires. Sovremennaya zaru-bezhnaya psikhologiya = Journal of Modern Foreign Psychology, vol. 9, no. 2, pp. 123-133. (In Russ.) https://doi.org/10.17759/jmfp.2020090211, https://elibrary.ru/dyaxtf
10. Kizilcec R.F., Perez-Sanagustin M., Maldonado J.J. (2017). Self-regulated learning strategies predict learner behavior and goal attainment in massive open online courses. Computers & Education, no. 104, pp. 18-33. http://doi. org/ 10.1016/j. compedu.2016.10.001
11. Littlejohn A. (2016). Learning in MOOCs: Motivations and self-regulated learning in MOOCs. The Internet and Higher Education, vol. 29, pp. 40-48. http://doi.org/10.1016Zj.iheduc.2015.12.003
12. Sirazieva L.M., Fakhrutdinova R.A. (2018). Models and methods of assessment of independent learning activity skills of students. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka [Pedagogical Education and Science], no. 4, pp. 71-76. (In Russ.) https://elibrary.ru/yornlv
13. Pintrich P.R., Smith D.A.F., Garcia T., Mckeachie W.J. (1993). Reliability and predictive validity of the motivated strategies for learning questionnaire (MSLQ). Educational and Psychological Measurement, vol. 53, issue 3, pp. 801-813. http://doi.org/10.1177/0013164493053003024
14. Fomina T.G. (2022). Conceptual approaches to the analysis of self-regulated learning in foreign psychology. Sovremennaya zarubezhnayapsikhologiya = Journal of Modern Foreign Psychology, vol. 11, no. 3, pp. 27-37. (In Russ.) https://doi.org/10.17759/jmfp.2022110303, https://elibrary.ru/gpdxmx
15. Garashkina N.V., Druzhinina A.A. (2023). Cognitive engagement involvement as a basis for designing the educational process in the preparation of students of pedagogical directions. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia, vol. 32, no. 1, pp. 93-109. (In Russ.) https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-1-93-109, https://elibrary.ru/jdktod
16. Minyurova G.Kh. (2007). Samostoyatel'naya rabota i poznavatel'naya samostoyatel'nost' kak psikhologo-pedagogicheskie kategorii [Independent work and cognitive independence as psychological and pedagogical categories]. Sibirskii pedagogicheskii zhurnal = Siberian Pedagogical Journal, no. 1, pp. 170-176. (In Russ.) https://elibrary.ru/jvtmxz
17. Poddubnaya Ya.N., Kotov K.S., Slukina A.A. (2022). Increasing students 'awareness in teaching by using the technology of educational autonomy in the educational space of pedagogical university. Mezhdunarod-nyi nauchno-issledovatel'skii zhurnal = International Research Journal, no. 6-4 (120), pp. 72-76. (In Russ.) https://doi.org/10.23670/IRJ.2022.120.6.147, https://elibrary.ru/wumrte
18. Batrakova I.S., Tryapitsyn A.V. (2023). The experience of building the educational process in the Master's Degree programme as a resource for the development of higher pedagogical education. Nauchnoe mnenie = The Scientific Opinion, no. 9, pp. 78-82. (In Russ.) https://doi.org/10.25807/22224378_2023_9_78, https ://elibrary.ru/orbntk
19. Brenner C.A. (2022). Self-regulated learning, self-determination theory and teacher candidates' development of competency-based teaching practices. Smart Learning Environments, no. 3. https://doi.org/10.14288/L0406447
Информация об авторах
Information about the authors
Гарашкина Наталья Владимировна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики и современных образовательных технологий, Государственный университет просвещения, г. Мытищи, Московская обл., Российская Федерация.
Natalia V. Garashkina, Dr. habil. (Education), Professor, Professor of Pedagogy and Modern Educational Technologies Department, Federal State University of Education, Mytishchi, Moscow region, Russian Federation.
https://orcid.org/0000-0001-9212-4235
https://orcid. org/0000-0001-9212-4235
nagaraisr@mail.ru
nagaraisr@mail.ru
Дружинина Анастасия Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры теории и методики дошкольного и начального образования, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация.
Anastasia A. Druzhinina, PhD (Education), Associate Professor, Associate Professor of Theory and Methodology of Preschool and Primary Education Department, Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russian Federation.
https://orcid.org/0000-0002-1146-0374
https://orcid.org/0000-0002-1146-0374
drugininaan@yandex.ru
drugininaan@yandex.ru
Информация о конфликте интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Information on the conflict of interests: authors declare no conflict of interests.
Поступила в редакцию 10.01.2024 Получена после доработки 06.03.2024 Принята к публикации 13.03.2024
Received 10.01.2024 Revised 06.03.2024 Accepted 13.03.2024