организация самостоятельной работы студентов в контексте компетентностного подхода в системе гарантий качества профессиональной подготовки специалиста
УДК 378.14.015.62
Корзнякова Юлия Викторовна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры высшей математики
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь, Россия, e-mail:[email protected]
ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЙТИНГА ДОСТИЖЕНИЙ СТУДЕНТОВ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ПГГПУ
Yulia V. Korznyakova
Candidate of Pedagogical Sciences, Assistant Professor of Department of Higher Mathematics
Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm, Russia, e-mail: [email protected]
THE TECHNOLOGY OF ORGANIZING STUDENTS ACADEMIC ACHIEVEMENTS RATING AT THE PSHPU MATHEMATICAL FACULTY
Аннотация. ^атья посвящена описанию технологии начисления рейтинга студентов математического факультета ПГГПУ. Сформулированы цели создания рейтинговой системы, целесообразность ее ориентации на стимулирование развития профессионально значимых качеств.
Ключевые слова: рейтинг; студенты; профессиональные качества.
Abstract. This paper describes the technological process of rating the PSHPU students at the Department of Mathematics. The system of rating the students' academic achievements is created to reveal and encourage active and ambitious students, who have credentials in scientific, social, sport, cultural and creative activities arranged by the university, while proving high standard of knowledge.
Key words: rating; students; professional qualities.
Согласно профессиональному стандарту педагога [1], одним из трудовых действий учителя математики является «формирование позитивного отношения со стороны всех обучающихся к интеллектуальным достижениям одноклассников». Это означает, что будущие педагоги еще студентами должны учиться адекватно оценивать собственные возможности и достижения, чтобы впоследствии грамотно применить это умение в профессиональной деятельности.
© Корзнякова Ю.В., 2014
Т^П ВЕСТНИК ПГГПУ
Серия № 1. Психологические и педагогические науки
Вуз в свою очередь обязан создавать условия, необходимые для всестороннего развития личности, выявлять и поощрять студентов, показавших за время обучения не только высокий уровень знаний, но и имеющих достижения в научной, общественной, спортивной и культурно-творческой деятельности университета.
С этой целью на математическом факультете ПГГПУ была разработана модель рейтинговой системы оценок (РСО) достижений студентов.
Внедрение модели происходило в несколько этапов.
Этап 1. Студенты факультета были проинформированы о внедрении РСО, им были представлены ключевые позиции начисления баллов за каждый вид деятельности. Идея получила позитивный отклик у студентов, поступили предложения о корректировке в начислении баллов.
Этап 2. Разработано Положение о РСО достижений студентов математического факультета ПГГПУ. Положение было утверждено на совете математического факультета ПГГПУ в апреле 2014 г.
Перечислим ключевые моменты организации РСО. РСО достижений студентов выстраивается для каждого курса очного отделения математического факультета; имеет в своей основе накопительную систему баллов, которая действует один календарный год. В начале календарного года рейтинг каждого студента обнуляется и баллы начинают накапливаться вновь.
Достижения студентов оцениваются в баллах, которые суммируются. Информация о достижениях студентов является общедоступной и размещается на сайте ПГГПУ; обновляется один раз в два месяца. В рейтинге учитывается участие студентов в мероприятиях различного уровня. Начисление баллов происходит по результатам в пяти видах деятельности (учебной, научно-исследовательской, культурно-творческой, спортивной, общественной). Предпочтение отдается достижениям студентов в учебной и научно-исследовательской деятельности.
Положительное оценивание результатов студента в учебной деятельности происходит при успешной (на «4»-«5» или только на «5») сдаче сессии; начисляются бонусные баллы, если две и более подряд сессий сданы хорошо.
В научной деятельности баллы начисляются по следующим показателям:
- выступление с докладом на конференции;
- публикация тезисов доклада (статьи);
- оказание помощи в организации и проведении мероприятий на осенней (весенней) студенческой сессии студентов математического факультета ПГГПУ (помощь в подготовке, участие в проведении и разработке конкурсов, семинаров, мастер-классов);
- организация и проведение мероприятий кафедры, факультета, вуза;
- работа в составе СНО (совета СНО) математического факультета или вуза, проблемных студенческих групп при кафедрах;
- участие в конкурсах научно-исследовательских работ различных уровней;
организация самостоятельной работы студентов в контексте компетентностного подхода в системе гарантий качества профессиональной подготовки специалиста
- участие в олимпиадах по математике и других предметах.
В культурно-творческой деятельности учитывается успешность студентов при выступлении на студенческих веснах, организации и проведении адаптационных мероприятий первокурсников и др.
Все документы, подтверждающие достижения студента, представленные для определения рейтинга, должны быть оформлены в соответствии с внутренним документооборотом университета, полученные в других организациях документы должны быть подписаны уполномоченным лицом и удостоверены печатью организации.
Для изменения собственного рейтинга студенты самостоятельно подают информацию зам. декана по НИРС не позднее 20-го числа каждого месяца о достигнутых ими результатах в различных видах деятельности. Они могут осуществлять это в электронном виде, отправляя информацию с прикрепленными отсканированными документами на электронную почту ответственному за начисление баллов.
Ответственным за начисление баллов, их своевременное обновление и представление информации является заместитель декана математического факультета по НИРС.
Результаты РСО достижений студентов влияют на принятие решения о начислении именных стипендий, надбавок к стипендиям и других видов материальных поощрений.
Этап 3. Внедрение модели РСО в учебный процесс факультета.
Для реализации модели РСО была выбрана система дистанционного образования Moodle. Ее использование дает ряд преимуществ:
- свободный доступ студента, желающего ознакомиться с показателями своего рейтинга;
- каждый студент может отслеживать только свои показатели и то, каким в данный момент является его личный рейтинг;
- закрытость системы от просмотра студентами других факультетов,
вузов.
Стоит признать, что процесс отслеживания текущих показателей рейтинга потребует немалых усилий со стороны организаторов, но мы надеемся, что наша работа не будет напрасной: на наш взгляд, на сегодняшний день в вузе не полностью реализована система, учитывающая все стороны студенческой жизни, позволяющая оценивать всесторонние достижения студентов.
Список литературы
1. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»» от 18 октября 2013 г. № 544н [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты РФ. - URL: http://www.rosmintrud.ru/ (дата обращения: 07.10.2014).