Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАГИСТРАНТОВ'

ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАГИСТРАНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
проектная деятельность / проектное обучение / технология проектной работы / проект / интеграция / профессиональная деятельность / project activity / project training / the technology of project work / project / integration / professional activity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Надежда Анатольевна Бреднева

Исследуется проблема использования метода проектов в учебном процессе магистратуры. Предложена технология организации проектной деятельности студентов, в основе которой лежит решение профессиональной задачи, имеющей прикладное значение. Рассмотрены этапы процесса проектирования: подготовительный, этап планирования, исследовательский, презентационный, рефлексивный. Представлен комплекс подготовительных заданий для создания проектов. Особое внимание уделяется роли интеграции в проектной деятельности. Используется трехуровневая интеграция – синтез специальности, иностранного языка, информационных технологий. Перечислены результаты проектного обучения магистрантов. Сделан вывод о том, что технология проектной деятельности способствует приобретению студентом комплекса компетенций, необходимых специалисту, чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда и соответствовать требованиям личности, социума, государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The organization technology of project activity of postgraduates

The problem of using the project method in the educational process of the Master's course is being investigated. The technology of organization of students’ project activities is proposed, based on the solving of the professional task, having an applied meaning. The stages of the design process are considered, such as: preparatory, planning, research, presentation, reflexive. A set of preparatory tasks is presented for creating projects. A special attention is paid to the role of integration in the project activity. Three-level integration is used – the synthesis of a specialty, a foreign language and information technology. The results of project-based training of undergraduates are listed. It is concluded that technology of project activity contributes to the acquisition by a student a set of competencies, required by a specialist to be competitive in the labor market to comply with requirements of personality, society, the state.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАГИСТРАНТОВ»

ПЕДАГОГИКА

(шифр научной специальности: 5.8.7)

Научная статья УДК 37

doi: 10.18522/2070-1403-2024-104-3-165-171

ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МАГИСТРАНТОВ

© Надежда Анатольевна Бреднева

Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанско-го, г. Липецк, Россия nadezhda. 1801@yandex.ru

Аннотация. Исследуется проблема использования метода проектов в учебном процессе магистратуры. Предложена технология организации проектной деятельности студентов, в основе которой лежит решение профессиональной задачи, имеющей прикладное значение. Рассмотрены этапы процесса проектирования: подготовительный, этап планирования, исследовательский, презентационный, рефлексивный. Представлен комплекс подготовительных заданий для создания проектов. Особое внимание уделяется роли интеграции в проектной деятельности. Используется трехуровневая интеграция - синтез специальности, иностранного языка, информационных технологий. Перечислены результаты проектного обучения магистрантов. Сделан вывод о том, что технология проектной деятельности способствует приобретению студентом комплекса компетенций, необходимых специалисту, чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда и соответствовать требованиям личности, социума, государства.

Ключевые слова: проектная деятельность, проектное обучение, технология проектной работы, проект, интеграция, профессиональная деятельность.

Для цитирования: Бреднева Н.А. Технология организации проектной деятельности магистрантов // Гуманитарные и социальные науки. 2024. Т. 104. № 3. С. 165-171. doi: 10.18522/2070-1403-2024-104-3-165-171

PEDAGOGY

(specialty: 5.8.7)

Original article

The organization technology of project activity of postgraduates

© Nadezhda A. Bredneva

Lipetsk State Pedagogical P.P. Semenov-Tyan-Shansky University, Lipetsk, Russian Federation nadezhda. 1801@yandex.ru

Abstract. The problem of using the project method in the educational process of the Master's course is being investigated. The technology of organization of students' project activities is proposed, based on the solving of the professional task, having an applied meaning. The stages of the design process are considered, such as: preparatory, planning, research, presentation, reflexive. A set of preparatory tasks is presented for creating projects. A special attention is paid to the role of integration in the project activity. Three-level integration is used - the synthesis of a specialty, a foreign language and information technology. The results of project-based training of undergraduates are listed. It is concluded that technology of project activity contributes to the acquisition by a student a set of competencies, required by a specialist to be competitive in the labor market to comply with requirements of personality, society, the state.

Key words: project activity, project training, the technology of project work, project, integration, professional activity. For citation: Bredneva N.A. The organization technology of project activity of postgraduates. The Humanities and Social Sciences. 2024. Vol. 104. No 3. P. 165-171. doi: 10.18522/2070-1403-2024-104-3-165-171

Введение

В ходе модернизации российского образования актуальным вопросом является обеспечение его высокого уровня и приведение в соответствие с потребностями личности, социума, государства. Современное общество требует появления высококвалифицированного специалиста, способного самостоятельно осуществлять профессиональный рост и развитие, проек-

тировать профессиональную деятельность, креативно мыслить, решать творческие задачи, адаптироваться к новым условиям труда, то есть быть конкурентоспособной личностью.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования последнего поколения (ФГОС ВО 3++) предусматривает развитие у бакалавров и магистров такой категории универсальных компетенций как «разработка и реализация проектов» [8]. Это значит, что каждый выпускник вуза должен обладать сформированными проектными компетенциями, уметь создавать и представлять проекты. Кроме того, в качестве одной из «видов профессиональной деятельности», к которой готовят магистрантов, выделена «проектно-организационная деятельность» [8].

Несмотря на требования ФГОС ВО и очевидные преимущества данного метода, исследователи отмечают недостаточную разработанность теоретических и практических аспектов его применения в вузе, особенно в магистратуре [2; 3; 5; 6]. Значительный потенциал проектного обучения, реализуемый в процессе работы над более крупными учебными проектами, зачастую не используется в традиционном образовательном пространстве высшей школы, что ведет к недооценке данной технологии как эффективного инструмента профессионально-ориентированной деятельности студентов [3]. Между тем, как показывают исследования, именно проектный подход в синтезе с традиционными методами способен обеспечить полноценную профессиональную подготовку будущих специалистов.

Целью работы является рассмотрение проблемы организации проектной деятельности магистрантов. Актуальность статьи обусловлена необходимостью разработки организационно-методических основ использования метода проектов в высшем профессиональном образовании с целью вооружения студентов общими и профессиональными компетенциями для повышения их уровня конкурентоспособности.

Обсуждение

Ученые по-разному трактуют проектную работу магистрантов. Н.П. Петрова делает акцент на реализации личностно-ориентированной парадигмы в ходе организации проектной и научно-исследовательской деятельности обучаемых, которая «оперирует такими категориями и понятиями, как субъект, образовательная свобода и образовательная ответственность, личностная самоактуализация и самореализация личности, целостность педагогического процесса, диалог» [4, с. 181].

И.А. Тишкова рассматривает проектное обучение магистрантов с точки зрения интегрированного подхода, в рамках которого происходит взаимодействие гуманитарных, естественнонаучных и технических дисциплин, подчеркивая, что «создание такой интегративной основы является ключевым фактором профессионально-ориентированной подготовки» [6, с. 31].

А.Ю. Тихонова и Н.М. Новичкова исследуют сущность проектной культуры педагога, под которой понимают «интегративную профессионально-личностную характеристику как совокупность: ценностного отношения к проектной деятельности, проектности как свойства мышления, творческих устремлений в проектировании, личностных качеств, проявляемых в самореализации проектировочных компетенций и умений как части проектной компетентности» [5, с. 18].

Р.Р. Хайрутдинов трактует проектный подход в магистерском образовании в контексте развития научно-проектной и проектно-творческой субъектности студента в научно-образовательном пространстве университета [9].

В целом ученые характеризуют проектную деятельность магистрантов как интегрированную исследовательскую работу, направленную на самоактуализацию и саморазвитие студента, формирование его профессиональных компетенций, конечной целью которой является повышение уровня конкурентоспособности и востребованности выпускников вуза на рынке труда.

Осознание ценности и значимости проектного обучения привело нас к разработке технологии организации проектной деятельности в магистратуре в процессе изучения дисциплин «Деловой иностранный язык» и «Иностранный язык в профессиональной коммуникации».

Под технологией проектной работы Е.А. Уракова понимает «особую личностно-ориентиро-ванную технологию обучения, такой способ организации активности обучающегося, при котором

он будет иметь высокую самостоятельность при решении задач, в конечном счете, направленных на учебный проект. Иначе говоря, технология проектной деятельности, как минимум, ориентируется на развитие личности обучающегося, а как максимум, предполагает интеграцию накопленного ранее опыта обучающегося и его перенос на решение текущих творческих задач» [7, с. 283]. Здесь делается акцент на самообразовании и самореализации студента, на трансформации теоретических знаний в практический результат в ходе проектирования.

В основе проектной работы магистранта лежит решение профессиональной задачи, которая имеет прикладное значение. Этот процесс требует привлечения знаний, умений, навыков из разных дисциплин, как специальных, так и непрофильных. Проблема должна быть значима и актуальна для будущей профессиональной деятельности выпускника.

а) перевод наличной статьи по специальности

_Z_

б) составление терминологического словаря i

в) реферирование научных статей i

г) решение профессионально-ориентированных задач

г

2. Этап планирования

Рисунок. Структура технологии проектной деятельности магистрантов

Необходимым условием продуктивности проектной технологии является ее структурирование. Структура процесса проектирования представляет собой последовательность взаимосвязанных этапов. Реализация технологии предполагает постепенный переход от одной ступени к другой с обязательным подведением итогов и соотнесение их с целью работы (рисунок).

Рассмотрим более подробно этапы проектного обучения магистрантов.

Подготовительный этап играет важную роль в технологии. Его цель - вооружить студента умениями и навыками, необходимыми для проектной деятельности. На данном этапе происходит расширение научного кругозора студентов, знакомство с иноязычными трудами ученых, приобретение современных знаний посредством иностранного языка, получение навыков перевода специальных текстов, решения профессионально-ориентированных задач. Непосредственно для проектной работы этот этап имеет определенную ценность: он дает материал будущего проекта, иноязычную основу (профессиональную лексику), учит работать с иностранной литературой.

На данной ступени магистрант осуществляет перевод научных статей по специальности с английского на русский язык объемом 2500 слов, составляет терминологический словарь, реферирует статьи, учится анализировать, синтезировать информацию и оформлять ее в готовое высказывание. Важным условием подготовки к проектированию является решение профессионально-ориентированных задач. Мозговой штурм, проблемные задания, деловые игры, ситуативные задачи, дискуссии воссоздают будущую профессиональную деятельность и позволяют магистранту почувствовать себя специалистом.

Студент получает возможность реализовать полученные ранее иноязычные знания и умения на практике. Он активно использует терминологию, учится вести диалог, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения. Результатом подготовительного этапа должны быть сформированные навыки поиска научной информации, ее анализа и синтеза, перевода иноязычных профессиональных текстов, знание специальной лексики, умение ее использовать в устной и письменной речи, способность вести дискуссию, отвечать на вопросы. На данной ступени магистрант накапливает знания, умения и навыки, необходимые для создания проекта.

Этап планирования предполагает выбор темы, постановку цели и задач работы, составление плана будущего проекта. Так как проект является профессионально-ориентированным, тема выбирается в соответствии с направлением подготовки магистранта и его научными интересами. Она должна быть актуальной и иметь прикладной характер. Формулируется профессиональная задача, которую предстоит решить в ходе проектирования. Далее происходит разработка стратегии проектной деятельности. Обучаемый должен в общих чертах представлять будущий проект, предвидеть результат. Конечной целью магистранта является создание и презентация иноязычного интегрированного проекта на профессиональную тему.

Исследовательский этап имеет целью осуществить сбор и анализ информации, провести эксперимент. Для этого магистранту следует ознакомиться с научной литературой на русском и иностранном языках, проанализировать ее, перевести, синтезировать, провести практическое исследование, получить результаты, проанализировать их, сделать выводы, подготовить сообщение на иностранном языке.

На следующем этапе магистрант выступает с докладом, сопровождаемом презентацией. Его цель - представить итоги своей проектной деятельности. Студент обобщает теоретический материал по теме, показывает способ решения профессиональной задачи, сообщает результаты эмпирического исследования, делает выводы, защищает свой проект, отвечает на вопросы, участвует в дискуссии.

На последнем этапе магистрант осуществляет анализ и оценку своей работы, соотносит итоги исследования с целью проекта, осознает его достоинства и недостатки. Рефлексия помогает осмыслить полученные результаты, проанализировать свой опыт, создать вектор дальнейшего развития. Как отмечает А.Г. Алексеев, проектирование связано с началом мыслительной деятельности, с реализацией замысла, рефлексия - с концом, с осознанием уже проделанного [1]. В целом, рефлексия способствует закреплению процессов самоорганизации и самообразования.

Необходимым элементом проектной деятельности является интеграция. Проектная работа по сути своей интегративна, основана на связях различных дисциплин, как специальных, так и непрофильных. В магистратуре это имеет особое значение, так как у студентов имеются профессиональные знания, а метод проектов позволяет углубить, расширить и дополнить их, формируя у обучаемых универсальное, целостное мировоззрение.

Мы предлагаем использовать трехуровневую интеграцию, а именно - синтез трех направлений: специальности, иностранного языка, информационных технологий. По нашему мнению, именно такой подход обеспечивает высокое качество профессиональной подготовки, воспитывая эрудированного специалиста и целостную личность.

Педагогический мониторинг и коррекция осуществляется на всем протяжении проектной деятельности магистранта. Педагог помогает с выбором темы, формулировкой целей и задач проекта, следит за работой обучаемого, направляет, корректирует его действия, подсказывает, помогает при обсуждении проектов и рефлексии. Р.Р. Хайрутдинов придает первостепенное значение «фасилитационному наставничеству» преподавателя вуза по отношению к магистранту и подчеркивает необходимость психолого-дидактического сопровождения процесса профессиональной подготовки в ходе проектной деятельности [9].

При реализации проекта происходит синтез проектной и исследовательской работы, которые выступают в единстве и дополняют друг друга. Это единство проявляется в том, что процесс создания проекта всегда предполагает исследование, накопление научной информации, ее анализ, оформление. Результатом является конкретный продукт - проект. Проектиро-

вание объединяет в себе исследовательскую теорию и экспериментальную практику, их интеграция обеспечивает успешное решение профессиональной задачи.

Проекты магистрантов оцениваются по следующим критериям:

1) качество информации (оригинальность, проблемность, новизна);

2) соответствие полученных результатов целям и задачам проекта;

3) иноязычная грамотность;

4) корректное использование специальной лексики;

5) владение темой;

6) умение четко и грамотно отвечать на вопросы.

Проектная технология позволяет обучаемым овладевать иностранным языком активно, в ходе проведения теоретического и практического исследования. Студент выступает не пассивным участником учебного процесса, а активным деятелем, творцом своего собственного образования.

В нашем случае проектная работа является и личностно-ориентированной, так как магистрант представляет свои научные интересы и решает значимую для него проблему, и профессионально-ориентированной, поскольку тема связана с направлением подготовки обучаемого.

Результаты исследования показали, что в ходе проектного обучения осуществляется:

- воспитание познавательной активности, инициативности и самостоятельности магистранта;

- расширение и углубление знаний по специальности:

- активизация творческого потенциала студента;

- развитие иноязычной компетенции;

- получение опыта использования иностранного языка в профессиональной деятельности;

- формирование интегративных умений;

- самореализация и самообразование обучаемых;

- стимулирование критического, творческого, проектного мышления;

- развитие профессиональной компетентности;

- повышение уровня конкурентоспособности.

Выводы

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:

1. Разработанная нами проектная технология позволяет полноценно и качественно подготовить магистрантов к проектно-организационной деятельности, что отвечает требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

2. Проектное обучение в условиях интеграции специальных дисциплин и дисциплин «Деловой иностранный язык», «Иностранный язык в профессиональной коммуникации» способствует синтезу профессиональных и гуманитарных знаний, что обеспечивает их целостность и, следовательно, создает более широкую картину мира у будущих специалистов.

3. В процессе создания проекта происходит развитие проектных умений и навыков студента как компонента проектной компетенции, необходимой для будущей профессиональной деятельности. Кроме того, осуществляется совершенствование проектной культуры обучающегося, что ориентирует его на профессиональное и личностное саморазвитие.

Проектная деятельность - универсальный педагогический прием, позволяющий магистрантам в полной мере проявить свою самостоятельность, целеустремленность, творческие способности, исследовательские навыки, умение стратегического планирования, реализации на практике полученных профессиональных и иноязычных знаний. Проектная технология обучения является одним из перспективных направлений политики в области образования и позволяет приобрести компетенции, необходимые специалисту, чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда и соответствовать требованиям личности, социума, государства.

Список источников

1. Алексеев Н.Г. Проектирование и рефлексивное мышление // Развитие личности. 2002. № 2. С. 85-115.

2. Белкина Е.П. Об использовании проектной работы при обучении иностранному языку студентов магистратуры // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2012. № 5 (16). С.19-21.

3. Новиков А.М. Основания педагогики: пособие для авторов учебников и преподавателей. М.: Эгвес. 2010. 208 с.

4. Петрова Н.П. Организация проектной и научно-исследовательской деятельности магистрантов в условиях трансформации образовательной парадигмы // Гуманитарные и социальные науки. 2022. Т. 92. № 3. С. 178-184.

5. Тихонова А.Ю., Новичкова Н.М. Формирование проектной культуры у магистров в условиях практико-ориентированной профессиональной подготовки // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 1(50). С. 16-20.

6. Тишкова И.А. Проектная деятельность как средство профессионально-ориентированной подготовки обучающихся в магистратуре технических вузов // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ. 2014. № 1. С. 116-118. С. 117.

7. Уракова Е.А., Колдина М.И., Корнусова В.М. Сущность и характеристика технологии проектной деятельности // Проблемы современного педагогического образования. 2023. С. 282-284. С. 283.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 45.04.01 Филология. - URL: https://fgosvo.ru/ fgosvo/downloads?f=0/o2Fuploadfiles0/o2FFGOS+VO+3%2B%2B%2FMag %2F450401_M_3_31082020.pdf&id=1951 (дата обращения 16.02.2024).

9. Хайрутдинов Р.Р. Проектно-ориентированный подход в подготовке магистров в университете // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 2. - URL: https:// science-education.ru/ru/article/view?id=28716 (дата обращения 11.02.2024).

References

1. Alekseev N.G. Projecting and reflexive thinking // Personality development. 2002. No. 2. P. 85-115.

2. Belkina E.P. On the use of project work in teaching a foreign language to graduate students // Philological Sciences. Questions of theory and practice. 2012. No. 5 (16). P.19-21.

3. Novikov A.M. Foundations of pedagogy: a handbook for textbook authors and teachers. M.: Egves. 2010. 208 p.

4. Petrova N.P. Organization of project and research activities of magicians in the conditions of transformation of the educational paradigm // Humanities and social sciences. 2022. Vol. 92. No. 3. P. 178-184.

5. Tikhonova A.Yu., Novichkova N.M. Formation of project culture among masters in conditions of practice-oriented professional training // The world of science, culture, and education. 2015. No. 1(50). P. 16-20.

6. Tishkova I.A. Project activity as a means of professionally oriented training of students in the magistracy of technical universities // Bulletin of FGOU VPO MGAU. 2014. No. 1. P. 116-118. Pp. 117.

7. Urakova E.A., Koldina M.I., Kornusova V.M. The essence and characteristics of the technology of project activity // Problems of modern pedagogical education. 2023. P. 282-284. P. 283.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. The Federal State educational standard of higher education is a master's degree in the field of training 45.04.01 Philology. - URL: https://fgosvo.ru/fgosvo/downloads?f= %2Fuploadfiles%2FFGOS+VO+3%2B%2B%2FMag %2F450401_M_3_31082020.pdf&id=1951 (accessed 16.02.2024).

9. KhairutdinovR.R. Project-oriented approach in the preparation of masters at the university // Modern problems of science and education. 2019. No. 2. - URL: https://science-educa-tion.ru/ru/article/view?id=28716 (accessed 11.02.2024).

Статья поступила в редакцию 03.05.2024; одобрена после рецензирования 28.05.2024; принята к публикации 28.05.2024.

The article was submitted 03.05.2024; approved after reviewing 28.05.2024; accepted for publication 28.05.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.