Научная статья на тему 'Технология организации измеримости знаний и сформированных компетенций при изучении истории'

Технология организации измеримости знаний и сформированных компетенций при изучении истории Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИИ / COMPETENCES / ПЕРСОНИФИЦИРОВАННАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / THE PERSONIFIED VOCATIONAL TRAINING / МАТРИЧНАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ / MATRIX MODEL OF FORMATION OF SELF-EDUCATIONAL ACTIVITY OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рябинова Елена Николаевна, Волошина Ольга Борисовна, Тарабрина Тамара Борисовна

Рассматривается проблема измеримости знаний и сформированности компетенций в профессиональном образовании при изучении дисциплины «История». Предложены тесты, представляющие собой взаимосвязанную последовательность элементов матрицы, которая определяется не только алгоритмом и логикой решения учебных заданий, но и зависимостью получения правильного ответа от верного выполнения предыдущего. Показано, что в современном образовании существенную роль будет играть персонифицированное обучение, опирающееся на дискретизацию и измеримость содержания учебного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рябинова Елена Николаевна, Волошина Ольга Борисовна, Тарабрина Тамара Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY OF THE ORGANIZATION OF MEASURABILITY OF KNOWLEDGE AND THE CREATED COMPETENCES WHEN STUDYING HISTORY

In article the problem of the measurability of knowledge and formation of competences of professional education when studying discipline "History" is considered. The tests representing interconnected sequence of elements of a matrix which is defined not only algorithm and logic of the solution of educational tasks, but also dependence of receiving the correct answer on right performance previous are offered. It is shown that in modern education the essential role will be played by the personified training relying on sampling and measurability of the content of educational process.

Текст научной работы на тему «Технология организации измеримости знаний и сформированных компетенций при изучении истории»

UDC 159.9.072.432

FEATURES OF THE SOCIO-PSYCHOLOGICAL ATTITUDES IN NEED-MOTIVATIONAL SPHERE STUDENTS

E.N. Rudneva, O.I. Lnogradskaya, V. V. Kostyanov Samara State Technical University 244, Molodogvardeiskaya Str., Samara, 443100 E-mail: Rudneva2005@yandex.ru

In this paper we attempt to determine the degree of importance of the motivational component of the personality of university students, their social attitudes in need-motivational sphere in the process of preparation of the expert professional. The paper proposes an integrated approach to the consideration of the nature and structure of motivation and motive. We discussed ways of classifying the motives suggested by various researchers of the problem. This paper describes a study whose purpose is to analyze the features of the socio-psychological attitudes of individual students at different stages of the learning process at the university. We conducted a study and described it, agreed goals and objectives, analyze the results.

Key words: socio-psychological personality attitudes, need-motivational sphere, motive, motivation, integrated approach.

Original article submitted 10.03.2014; revision submitted 10.03.2014

Elena N. Rudneva, senior lecturer, Department of Psychology and Pedagogic.

Olga I. Lnogradskaya(PhD), Associate Professor, Department of Psychology and Pedagogic.

Valeri V. Kostyanov, senior lecturer, Department of Psychology and Pedagogic.

УДК 37.013.75

ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ИЗМЕРИМОСТИ ЗНАНИЙ И СФОРМИРОВАННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ

Е.Н. Рябинова1, О.Б. Волошина2, Т.Б.Тарабрина3

1 Самарский государственный технический университет 443100, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244 E-mail: eryabinova@mail.ru

2 E-mail: ovoloshina@mail.ru

3 E-mail: ttb2007@yandex.ru

Рассматривается проблема измеримости знаний и сформированности компетенций в профессиональном образовании при изучении дисциплины «История». Предложены

Елена Николаевна Рябинова, доктор педагогических наук, профессор кафедры «Высшая математика и прикладная информатика».

Ольга Борисовна Волошина, кандидат исторических наук, доцент кафедры«Социология, политология и история Отечества».

Тамара БорисовнаТарабрина, старший преподаватель кафедры«Теоретические основы теплотехники и гидромеханики».

тесты, представляющие собой взаимосвязанную последовательность элементов матрицы, которая определяется не только алгоритмом и логикой решения учебных заданий, но и зависимостью получения правильного ответа от верного выполнения предыдущего. Показано, что в современном образовании существенную роль будет играть персонифицированное обучение, опирающееся на дискретизацию и измеримость содер-жанияучебного процесса.

Ключевые слова:компетенции, персонифицированная профессиональная подготовка, матричная модель формирования самообразовательной деятельности студентов.

В настоящее время на рынке труда наиболее конкурентоспособными и востребованными являются выпускники вузов, которые способны постоянно совершенствоваться и расти в профессиональном и личностном плане. Внедрение ФГОС ВПО третьего поколения существенно изменилообразовательную политику и практику высшей школы, положив в ее основу компетентностный подход. К понятиям, которые сегодня характеризуют результаты образования, относятся «компетенция», «компетентность», пришедшие на смену привычным: «подготовленность», «образованность», «воспитанность». Это потребовало смены системы оценивания уровня подготовки обучающихся и выпускников вуза исходя из измерения ихкомпетенций. В учебных планах и рабочих программах произошли существенные изменения, в том числе относящиеся к результатам обучения. В них нашли отражение основные требования к содержанию как общекультурных (ОК), так и профессиональных компетенций студентов, определены требуемые уровни ихсформированности в ходе изучения конкретной дисциплины или блока учебных дисциплин, а также описаны механизмы, позволяющие выявить промежуточные и итоговые результаты, отвечающие федеральным нормам качества.

Самообразование представляет собой познавательную деятельность, направленную на овладение систематическими знаниями, умениями и навыками в какой-либо области науки, техники, культуры и т.п., осуществляемую по инициативе самого обучающегося и управляемую им [2]. Основу самообразования составляет непосредственный интерес субъекта, который находится в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала. Самообразование следует рассматривать и как основное направление профессионального роста, и как важнейшее средство цивилизованного обеспечения конкурентоспособного специалиста на рынке труда. Очевидно, что самообразование следует формировать как некую дидактическую систему.

Возрастание роли и значения самообразовательной деятельности студентов (СОДС)настоятельно требует принципиального пересмотра организации всего учебно-воспитательного процесса в вузе. В его основу должны быть положены такие принципы, подходы и методы, которые направлены на развитие у студентов умения учиться, формировать способности к саморазвитию и самосовершенствованию, творчески применять полученные знания в практической деятельности,уметь адаптироваться к профессиональной деятельности в быстроменяющихся условиях.

Согласно матричной модели, подробно описанной в [3,7], формирование самообразовательной деятельности подчиняется принципу последовательного восхождения по деятельностным уровням сложности, что отражает иерархию возможностей человека: сначала осваивается репродуктивная самообразовательная деятельность (РСОД) на уровне узнавания, затем РСОД на уровне воспроизведения; далее возможно усвоение продуктивной самообразовательной деятельности (ПСОД) сна-

чала на уровне применения, а потом творчества [6].Разработанная матричная модель организации СОДС, связывающая умственные действия познавательного процесса с уровнями сложности учебных заданий и уровнем формирования требуемых компетенций, позволяет организовать не только самостоятельное изучение учебной информации, но и самоквалиметрию приобретаемых знаний. Отметим, что в результате проводимой квалиметрии при предлагаемой технологии конструирования тестов выявляется как количественная оценка усвоенной учебной информации, так и качественная, поскольку при выполнении учебных заданий разного уровня сложности каждый учебный элемент матрицы имеет свою компетентностную характеристику [2].

Выделяя в качестве критерия определенные уровни сформированности самообразовательных компетенций (СК), например: низкий, средний и высокий или соответствующий оценке «отлично», «хорошо», «удовлетворительно»,необходимо не допустить чисто умозрительного выделения, субъективного, при котором ни о какой объективности и достоверности результатов речь идти не может. Чтобы избежать этого, нами были введены качественно различные уровни оценки сформированности инвариантных самообразовательных компетенций СК/[4,8]:

I уровень (СК1) - умение отражать, осмысливать, алгоритмизировать и контролировать усвоенный учебный материал на уровне узнавания, т. е. начальное овладение учебными навыками, способность использовать базовые знания в профессиональной деятельности, понимание смысла полученного результата;

II уровень (СК2) - овладение навыками логического мышления, т. е. информация не только узнается, но и воспроизводится в различных сочетаниях и комбинациях, обнаруживая различные логические связи и аналоги на уровне воспроизведения;

III уровень (СК3) - умение применять полученные знания, т.е. информация не только узнается и воспроизводится, но и применяется в более сложных задачах смешанного типа, требующих осмыслить поставленную задачу, предварительно поняв конечный результат;

IV уровень (СК4) - способность к творческим действиям, к исследованию, умение трансформировать и переносить знания.

Можно считать формирование инвариантных компетентностей СК2 минимальным (низким) уровнем для профессиональной подготовки студентов, СК3 - средним, СК4 - высоким. Формирование инвариантной компетенции на уровне узнавания СК1 (первого уровня сложности) происходит регулярно и является необходимым условием для формирования СКЬ /=2-4.

Рассмотрим применение технологии СОД на основе матричной модели к организации контроля знаний и уровня сформированности требуемых компетенций при изучении курса «История», который является частью гуманитарного, социального и экономического цикла дисциплин подготовки студентов. Целью освоения дисциплины «История» является формирование общекультурных компетенций, необходимых для реализации организационно-управленческой и научно-исследовательской деятельности.

В табл. 1 приведены необходимые для формирования заявленных общекультурных компетенций инвариантные составляющие самообразовательных компетенций.

Таблица 1

Связь ОК и инвариантных составляющих СК

Код Компетенция Инвариантные составляющие СК

Общекультурные компетенции

ОК-5 Способность к организации своей жизни в соответствии с социально-значимыми представлениями о здоровом образе жизни СК1, СК2, СКз,СК4

ОК-6 Способность на научной основе организовывать свой труд, оценивать с большой степенью самостоятельности результаты своей деятельности, владениенавыками самостоятельной работы СК1, СК2, СКз,СК4

ОК-8 Способность самостоятельно применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля, выстраивание и реализация перспективных линий интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования, способность с помощью коллег критически оценить свои достоинства и недостатки с необходимыми выводами СК1 , СК2, СК3

ОК-10 Умение использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования СК1, СК2, СКз,СК4

ОК-13 Знание основных методов, способов и средств получения, хранения, переработки информации, использование для решения коммуникативных задач современных технических средств и информационных технологий с применениемтрадиционных носителей информации, распределенных баз знаний, а также информациив глобальных компьютерных сетях СК1 , СК2, СК3

Из таблицы следует, что формирование ОК невозможно без СК: самообразовательные компетенции являются необходимой составляющей общекультурных компетенций. Таким образом, технологии формирования самообразовательных компетенций, системообразующим фактором которых являются матричная модель, могут быть использованы и для формирования заявленных общекультурных компетенций.

Поскольку измерение уровня сформированности компетенций представляет собой процедуру количественного сравнения, то предполагается определение соответствующих показателей и индикаторов, в качестве которых могут выступить задания, позволяющие измерить конкретную способность обучающегося к выполнению тех или иных действий. Результатом измерения является выраженная в числовой форме оценка степени сформированности компетенций, готовности к действию в определенной ситуации с использованием конкретных знаний и способов деятельности.

Учебным планом СамГТУ в рамках изучения дисциплины «История» для направления 140400 «Электроэнергетика и электротехника» широко используютсяразличные образовательные технологии (лекции, самостоятельная работа, тестирование, опрос и т.д.),в том числе и интерактивные. По итогам изучения темы «XVII век в истории Российского государства» предусмотрен проверочный тест [1]. Правильно подобранное содержание заданий позволяет качественно и количественно оценить уровень подготовленности обучаемых.

Именно задания в тестовой форме позволяют эффективно реализовать их высокий обучающий потенциал и обеспечить качество профессионального образования. Система заданий в тестовой форме должна охватывать всю содержательную часть проверяемого учебного материала, а также взаимосвязанные элементы знаний.

Тест, основанный на матричной модели организации самообразовательной деятельности студентов, дает возможность проверить формируемый на семинарах по дисциплине «История» опыт поэтапного решения и логического мышления.

Первый блок тестов состоит из задач первого уровня сложности, отвечающих за формирование инвариантных составляющих СК1 и соответственно участвующий в формировании всех заявленных ОК по дисциплине. По результатам решения теста первого уровня заполняется бланк ответов, который дает возможность оценить сформированные компетенции каждым отдельным студентом - это умения отражать, осмысливать, алгоритмизировать и контролировать учебный материал на уровне узнавания, что означает начальное овладение терминологией дисциплины, способность использовать базовые знания в будущей профессиональной деятельности, понимание смысла заданий 1 -го уровня сложности, готовность к формированию будущих знаний по дисциплине [6].

Рассмотрим поэтапное решение теста I уровня сложности (табл. 2).

Таблица 2

Поэтапное решение теста I уровня сложности

Задание/Правление какого князя ознаменовало Крещение Руси?

Этапы решения Варианты ответов

Кп Откуда пришло христианство на Русь? 1) Византия; 2) Греция; 3) Рим

К21 Кто первым из русских князей принял христианство? 1) Ольга; 2) Олег; 3) Игорь

К31 В каком городе возникли первые христианские общины? 1) Киев; 2) Новгород; 3) Изборск

К41 При каком князе произошло Крещение Руси? 1) Владимир; 2) Святослав; 3) Ярослав

Второй блок тематического теста состоит из заданий второго уровня сложности, отвечающих за формирование инвариантных составляющих СК2.

Рассмотрим поэтапное решение задания II уровня сложности (табл. 3).

Для сильных студентов предусмотрены блоки тестов с заданиями 3-го и 4-гоуровней сложности [3,5].

Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

1. Используемая матричная модель СОДС обеспечивает механизм систематизации учебных заданий. Содержание учебного материала изучаемой дисциплины можно рассматривать как систему учебных заданий, имеющую свою структуру в зависимости от сложности.

2. Разработаны тесты для измеримости знаний и сформированных компетенций, представляющие собой взаимосвязанную последовательность элементов матрицы, которая определяется не только алгоритмом и логикой решения учебных заданий, но и зависимостью получения правильного ответа от верного выполнения предыдущего.

3. Организация квалиметрии следует принципу последовательного восхождения

по уровням сложности учебного материала, отражающего иерархию возможности деятельности человека.

4. Матричная модель СОДС является инвариантной относительно содержания изучаемой учебной дисциплины и в равной степени может быть применена к гуманитарному циклу, в частности к курсу «История».

Таблица 3

Поэтапное решение теста II уровня сложности

Задание: Назовите причины принятия христианства на Руси.

Этапы решения Варианты ответов

К„ Какая религия была господствующей до христианства? 1) язычество; 2) ислам; 3) иудаизм

К12 Что характерно для язычества? 1) многобожие; 2) единобожие; 3) атеизм

К21 Для укрепленияго сударства Владимиру необходимо было: 1) создать единую духовную основу для объединения; 2) силой удерживать племенав едином государстве; 3) обратиться за помощью к другим государствам

К22 Почему выбор сделан был в пользу христианства? 1) Русь связывали тесные экономические связи с христианским миром; 2) князю Владимиру при выборе веры больше всего понравился христианскийпроповедник; 3) о других религиях русские мало что знали

К31 Чем привлекалоправославие Владимира? 1) церковная власть была подчинена светской власти; 2) церковная власть была выше светской в делах не только церковных, но и мирских; 3) духовная и светская власти соперничали за влияние на общество

К32 Отношение православия к княжеской власти: 1) христианство укрепляло авторитет князя, провозглашало его власть божественной; 2) признавало власть только народного собрания (вече); 3) равнодушно относилось к власти

К41 Что благоприятствовало принятию христианства? 1) в городах существовали христианские общины; 2) княжеская дружина была христианской; 3) народ требовал принятия новой веры

К42 Причины принятия христианства: 1) христианство отвечало идее централизации Руси, усилениявласти князя, укрепления международных связей; 2) Русь искала поддержку в борьбе с другими религиями; 3) христианство сохраняло самобытные черты отдельных славянских племен

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Волошина О.Б., Румянцева М.А., Федотов В.В. Отечественная история: учеб.-метод. пособие. - Самара: СамГТУ 2009. - 108 с.

2. Рябинова Е.Н. Успешная математическая подготовка как результат формирования навыков самообразовательной деятельности студентов// Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию Могилёвского государственного университета им. А.А.Кулешова. Беларусь, г. Могилёв. 20-22 февраля 2013 г. - С.48-62.

3. Рябинова Е.Н., Тарабрина Т.Б. Матричная модель формирования навыков самообразовательной деятельности у студентов// Вестник Самарского государственного тех-

нического университета. Серия «Психолого-педагогические науки». - 2013. - №1 (19). - С.138-144.

4. Рябинова Е.Н., Тарабрина Т.Б., Кузнецов В.П., Хайрулина Р.Н. Компетентностный подход к организации самообразовательной деятельности студентов// Вестник Самарского государственного технического университета. Серия «Психолого-педагогические науки». - 2013. - №2 (20). - С.207-214.

5. Рябинова Е.Н., Титов Б.А., Павлова И.О. Проблема измеримости знаний и сформированных компетенций при изучении гуманитарных дисциплин // Вестник Самарского государственного аэрокосмического университета им. академика С.П. Королёва (НИУ). - Самара: Изд-во ИПУ СГАУ 2012. - № 3 (31). - С. 332-341.

6. Рябинова Е.Н.,ТитовБ.А. Адаптивная система персонифицированного обучения: Монография. - Германия: LAMBERT Academic Publishing, 2012. - 385с.

7. Тарабрина Т.Б. Формирование и оценка инвариантовсамообразовательной компетентности студентов //Вектор науки ТГУ, 2013. - С. 38-43.

8. Тарабрина Т.Б.,Рябинова Е.Н.Один из методов формирования профессионального самообразования студентов//Вестник Поволжской государственной социально-гуманитарной академии. Факультет математики, физики и информатики: выпуск № 8. - Самара: ПГСГА, 2013. - С.215-222.

Поступила в редакцию 31.03.2014; в окончательном варианте 02.04.2014

UDC 37.013.75

TECHNOLOGYOFTHEORGANIZATIONOFMEASURABILITY OF KNOWLEDGE AND THE CREATED COMPETENCES WHEN STUDYING HISTORY

E.N. Ryabinova1, O.B.Voloshina2, T.B. Tarabrina3

Samara State Technical University

443100, Samara, Molodogvardejskaya Str., 244

1 E-mail: eryabinova@mail.ru

2 E-mail: ovoloshina@mail.ru

3 E-mail: ttb2007@yandex.ru

In article the problem of the measurability of knowledge and formation of competences ofpro-fessional education when studying discipline "History" is considered. The tests representing interconnected sequence of elements of a matrix which is defined not only algorithm and logic of the solution of educational tasks, but also dependence of receiving the correct answer on right performance previous are offered. It is shown that in modern education the essential role will be played by the personified training relying on sampling and measurability of the content of educational process.

Keywords: The competences, the personified vocational training, matrix model of formation of self-educational activity of students.

Original article submitted 31.03.2014; revision submitted 02.04.2014

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Elena N. Ryabinova, Doctor of Pedagogical Science (P.D.), Professor, Chair of Higher Mathematics and Applied Informatics.

Olga B. Voloshina, candidate of historical sciences, associate professor, «Sociology, Political Science and Fatherland History» chair.

Tamara B. Tarabrina, Postgraduate student, department of Psychology and Pedagogy. УДК 378.147

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.