Научная статья на тему 'Технология организации групповой работы в начальной школе'

Технология организации групповой работы в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3602
1039
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНОСТЬ / УЧАЩИЕСЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ГРУППЫ / МЕТОДЫ / ТРУДНОСТИ / ТЕХНОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мочкаева Ирина Анатольевна

Данная статья посвящена раскрытию технологии групповой работы при формировании коммуникативных способностей учащихся через ее организацию. Описывается поэтапное формирование коммуникативных умений через технологию групповой работы, и определяющих развитие способностей к эффективному взаимодействию в группе, команде на разных уроках в начальной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технология организации групповой работы в начальной школе»

ф

Муниципальное образование: инновации и эксперимент. №4 • 2015

Инновационные и исследовательские проекты, программы, подходы

УДК 371.311

И.А. Мочкаева

Технология организации групповой работы

в начальной школе

Аннотация. Данная статья посвящена раскрытию технологии групповой работы при формировании коммуникативных способностей учащихся через ее организацию. Описывается поэтапное формирование коммуникативных умений через технологию групповой работы, и определяющих развитие способностей к эффективному взаимодействию в группе, команде на разных уроках в начальной школе.

Ключевые слова:

коммуникативность, учащиеся, взаимодействие, группы, методы, трудности, технология.

Keywords:

communication, pupils, interaction, group practices, difficulties, technology.

Abstract. This article deals with the disclosure of technology of group work in the formation of communicative abilities of pupils. The article describes the gradual formation of communicative skills through technology of group work. Communicative universal actions determine the development of skills for effective interaction in the group at different classes in primary school.

«Умение учиться — это новообразование, которое, в первую очередь, связано с освоением формы учебного сотрудничеств»

Г.А. Цукерман

Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств.

Технология, классно-урочной системы на протяжении столетий оказывалась наиболее эффективной для массовой передачи знаний, умений, навыков молодому пополнению. Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем_ профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания. Тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планиро-

вать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах. Быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс. Проблема выбора необходимого метода работы возникала перед педагогами всегда. Но в новых условиях нам необходимы новые методы, позволяющие по-новому организовать процесс обучения, взаимоотношения между учителем и учеником. Ученики сегодня другие, и роль учителя также должна быть другой (тьюторской, например). Как организовать обучение через желание? Как активизировать учащегося, стимулируя его природную любознательность, мотивировать интерес к самостоятельному приобретению новых знаний?

Нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы методы обучения [2,4,5,7,8,9,10].

Так, я, учитель начальных классов, работаю по комплекту «Ритм» в МАУ СШ № 4 г. Бор Нижегородской области.

Процесс обучения рассматриваю как процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого решаются задачи образования, воспитания и развития.

Любой учитель, тем более учитель, работающий в системе проблемно-диалогического обучения (ПДО), стремится воспитать ученика, умеющего учиться, стре-

миться обучить детей умению спорить, отстаивать свое мнение, задавать вопросы, быть инициативным в получении новых знаний. Известно, что умение учиться — это «новообразование, которое в первую очередь связано с освоением формы учебного сотрудничества». Психологи давно определили, что «инкубатором» самостоятельного мышления, познавательной активности ребенка является не индивидуальная работа под руководством сколь угодно чуткого взрослого, а сотрудничество в группах совместно работающих детей. [4,5,7,11]

Поэтому, развитие детей в школе должно происходить на основе современных технологий и методик, которые помогут учащимся владеть учебной деятельностью, т.е. уметь учиться («умею учить себя»), развивать познавательные интересы («люблю учиться») и внутреннюю мотивацию («понимаю, зачем учусь»), а также рефлексивные качества («умею принять оценку учителя и сам объективно оцениваю свою деятельность») [1,2,8].

Обладая большим опытом работы в образовательной сфере, я имела возможность убедиться в том, что на разных этапах профессиональной деятельности эффективными бывают и разные методы работы с детьми. Опытным путём отсеивались менее эффективные формы работы, и по крупицам собиралось и применялось все более плодотворное и результативное, приносящее удовлетворение в работе и мне, и детям.

Ещё много лет назад я стала применять эпизодически парную работу, а затем уже внедряла её и в групповую работу с временными творческими группами. Со временем этот вид работы стал необходимостью, так как давал положительные результаты. А потом я стала работать в 1 классе по федеральному образовательному стандарту нового поколения. И думаю, что именно групповая технология стала наиболее приемлема при формировании компетентностей учащихся, что предполагает новый стандарт. Поэтому приоритетным направлением в своей работе ставлю групповую методику.

Цель: сформировать умение использовать знания в различных учебных ситуациях, самостоятельность и инициативность детей в выборе необходимых средств решения учебной задачи.

Работа в системе ПДО и использование на уроках групповой работы убедили меня в том, что:

• возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;

• меняется характер взаимоотношений между детьми: исчезает безразличие, приобретается теплота, человечность;

• сплоченность класса резко возрастает, дети начинают лучше понимать друг друга и самих себя;

• растет самокритичность, дети более точно оценивают свои возможности, лучше себя контролируют;

• учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: откровенность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиции других людей.

Сама организация совместного обучения предполагает учебное взаимодействие детей, поэтому я строю

взаимоотношения не с каждым учеником в отдельности, а с группой совместно работающих детей и использую следующие приёмы:

• Предлагаю учащимся такую работу, которая позволяет общаться

• Создаю в группе дух единой команды

• Обеспечиваю положительный эмоциональный фон во время работы

• Стараюсь высоко оценивать и поощрять достигнутые ребятами результаты

• Организую самоконтроль и взаимоконтроль учащихся

• Организую работу в группе так, чтобы каждый мог проявить инициативу и ответственность

При групповых методах работы действуют следующие принципы:

• Взаимного обогащения

• Обмена информацией

• Активности (исчезает анонимность деятельности)

• Использования личного опыта

• Взаимопомощи, взаимоподдержки и взаимопонимания

• Ответственности и долга

• Общего анализа деятельности

При групповой работе действуют также воспитательные задачи:

• умение слушать и слышать;

• правильно воспринимать обучающую задачу;

• умение правильно относиться к своей работе и коллективной;

• умение правильно оценивать деятельность свою и своих товарищей;

• умение подчиняться правилам поведения в группе;

• умение преодолевать трудности, конфликты;

• это мощный фактор психического развития учащихся;

• общение и совместная деятельность позволяют укреплять друг в друге самостоятельности, независимости;

• практикуются контроль и оценка ситуации;

Мотивы включения в совместную учебную деятельность:

• Вместе работать веселее и интереснее.

• Общение, положительный настрой, ведь практически все дети имеют опыт коллективных действий игровых или трудовых.

• Возможность научиться способам взаимодействия в обучении (при распределении этапов работы).

• Лучшее запоминание материала.

• Возможность реально видеть, что по каждому действию, задаче и так далее может существовать не одна, а несколько точек зрения.

• Возможность сопоставлять, сравнивать, оспаривать другие точки зрения, доказывать свою правоту.

• Ребенок начинает проверять самого себя, искать другие варианты действия, сопоставлять их между собой.

Существуют различные методы групповой работы. Некоторые из них я использую у себя на уроках:

• Кооперативное обучение — это метод взаимодействия учащихся в небольших группах, объединенных для решения общей задачи.

• Групповая дискуссия — это способ организации совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решить

56

Муниципальное образование: инновации и эксперимент. № 4 • 2015

• групповые задачи или воздействовать на мнения участников в процессе общения

Мозговой штурм — используется для стимуляции высказываний детей по теме или вопросу. Учеников просят высказывать идеи или мнения без какой-либо оценки или обсуждения этих идей.

Групповой опрос — проводится для повторения и закрепления материала после завершения определенного раздела программы. Во время группового опроса консультант в соответствии с перечнем вопросов спрашивает каждого члена своей группы.

(В своей работе чаще всего использую кооперативное обучение, т.к. решение общей задачи сплачивает учащихся, а также, работают все члены группы и мозговой штурм — при изучении нового материала. А также прием «Зигзаг», «Мозаичная группа», «Снежный ком», «Пазлы» и игры «Продолжи», «Охота за сокровищами»).

Существует много идей рассадки учащихся для работы в группе. Могу предложить некоторые из них:

Как может происходить деление на группы?

По желанию. Объединение в группы происходит по взаимному выбору.

Случайным образом. Группа, формируемая по признаку случайности

• По определенному признаку. Такой признак задается либо ведущим, либо выбранным участником. Так, можно разделиться по первой букве имени (гласная — согласная), в соответствии с тем, в какое время года родился (на четыре группы), по цвету глаз (карие, серо-голубые, зеленые) и так далее.

• По выбору «лидера». «Лидер» в данном случае может либо назначаться организатором (в соответствии с целью, поэтому в качестве такового может выступать и аутсайдер), либо выбираться игроками. Формирование групп осуществляется самими «лидерами».

• По выбору педагога. В этом случае ведущий создает группы по некоторому важному для него признаку, решая тем самым определенные педагогические задачи. Он может объединить учеников с близкими интеллектуальными возможностями, со схожим темпом работы, а может, напротив, создать равные по силе команды. (В моём классе чаще всего происходит деление на группы по желанию, если задаётся внеклассное задание, случайным образом — влияет посадка детей по рядам и по выбору педагога, т.к. делаю группы равноценные)

Основные противопоказания при организации работы в группе:

• Недопустима пара из двух слабых учеников: им нечем обмениваться, кроме собственной беспомощности.

• Детей, которые по каким бы то ни было причинам отказываются сегодня работать вместе, нельзя принуждать к общей работе (а завтра стоит им предложить снова сесть вместе). Чтобы не отвлекать класс во время урока на разбор личных неурядиц, вводится (постепенно, не с первого дня групповой работы) общее правило: «Если ты хочешь сменить соседа, сам договорись с ним и со своим новым соседом и все вместе предупредите учителя до урока».

Если кто-то пожелал работать в одиночку, учитель разрешает ему отсесть и не позволяет себе ни малей-

ших проявлении неудовольствия, ни в индивидуальных, ни тем более в публичных оценках (но один на один с ребенком старается понять его мотивы и поощряет всякое побуждение кому-то помочь или получить чью-то помощь).

Вот некоторые «нельзя» при организации работы в группе:

1. Нельзя наказывать детеИ лишением права участвовать в групповоИ работе. Достаточным наказанием обидчику будет отказ партнера сегодня с ним работать. Но обидчик имеет право наИти себе нового товарища для работы на этом уроке (договорившись на перемене и сообщив учителю до звонка)

2. Нельзя занимать совместной работоИ детеИ более 10-15 минут урока в 1 классе и более половины урока во 2 классе — это может привести к повышению утомляемости.

3. Нельзя требовать абсолютноИ тишины во время совмест-ноИ работы дети должны обмениваться мнениями, высказывать свое отношение к работе товарища. Бороться надо лишь с возбужденными выкриками, с разговорами в полныИ голос. Но бороться мягко, помня, что младшие школьники, увлекшись задачеИ, не способны к полному самоконтролю. В классе полезен «шумомер»- звуковоИ сигнал, говорящиИ о превышении уровня шума [3,6].

Плюсы группового обучения:

• психологическиИ комфорт в общении;

• воспитательное значение;

• создание творческого характера мышления в работе;

• возможность решить любую ситуацию самостоятельно либо при обращении к товарищам;

• возможность добывать знания самостоятельно;

• момент игры

• возможность открыто помогать друг другу;

• учитель не доминирует, а сотрудничает или координирует деятельность учащихся;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• отсутствуют дисциплинарные нарушения;

• учащиеся свободно анализируют свои ошибки, осознают границы своего незнания.

Считаю целесообразно вводить групповую работу на следующих этапах урока: при закреплении изученного материала (работа в группе помогает ученику мобилизовать свои знания по данноИ теме, уметь владеть методом взаимопроверки), при объяснении нового материала (ставиться задача, которую дети в группе должны решить), при повторении проИденного (дети работают по схеме — «учусь сам — учу другого»).

Групповая технология даёт:

• каждому ребёнку эмоциональную поддержку, без кото-роИ у робких и слабых детеИ развивается школьная тревожность, а у лидеров искажается становление характера

• возможность самоутвердиться

• даёт учителю дополнительные мотивационные средства вовлечь детеИ в содержание обучения.

Результатами моеИ работы по данноИ технологиям считаю: высокие результаты обученности и качества знаниИ в классах, а также готовность ребёнка к взаимо-деИствию с окружающим миром, способность работать с информациеИ разного типа, желание и умение проявлять самостоятельность и инициативу, способность использовать средства речи для получения и передачи

информации, умение участвовать в диалоге, способность осуществлять контроль и оценку своей деятельности, способность переводить практическую задачу в учебную, способность решать учебную задачу творчески, желание и умение отказаться от образца, обоснованное желание учиться

Групповая технология даёт каждому ребёнку:

• эмоциональную поддержку, без которой у робких и слабых детей развивается школьная тревожность, а у лидеров искажается становление характера

• возможность самоутвердиться

• даёт учителю дополнительные мотивационные средства вовлечь детей в содержание обучения.

С использованием данного метода обучения учебная деятельность учащихся приобрела неоспоримые плюсы:

• психологический комфорт в общении;

• воспитательное значение;

• создание творческого характера мышления в работе;

• возможность решить любую ситуацию самостоятельно либо при помощи товарищей;

• возможность добывать знания самостоятельно;

• момент игры;

• возможность открыто помогать друг другу;

• учитель не доминирует, а сотрудничает или координирует деятельность учащихся;

• отсутствуют дисциплинарные нарушения;

• учащиеся свободно анализируют свои ошибки, осознают границы своего незнания.

Проблемы и трудности группового обучения, которые определяют задачи для дальнейших исследований:

• охват объема знаний каждым ребенком;

• проблема личной победы;

• темп работы — нет времени на «подумать»;

• учет личного вклада в коллективную деятельность;

• внутригрупповое распределение.

Итак, диапазон совместной работы учащихся в группе огромен. Это работа обеспечивает процесс развития социальных компетенций учащихся при ФГОСах. Я их

реализую с помощью тетрадей «Учусь мыслить» Вене-диктова Д.Н., Кисилева О.В. и «Я учусь» Джина А.Г., разработанные НОУ НЦНО г. Нижний Новгород.

С радостью готова поделиться практическими наработками по данной теме.

Литература

1. Алёхина И. А. Групповая работа как форма организации деятельности младших школьников. // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 3. С. 25-28.

2. Глазкова А. В. Организация индивидуальной, групповой, коллективной деятельности. // Начальная школа. 1999. № 10.

3. Громыко Ю.В. Понятие проект в теории развивающего образования В.В. Давыдова // Изв. Рос. акад. Образования. 2000. (Филос.— психол. основы теории В.В. Давыдова).

4. Кадыкова О.М. Подросток в группе. // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 6. С. 56-60.

5. Ковылева Ю.Э. Организация групповой работы учащихся старших классов на основе деятельностного подхода. // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 6.С. 47-52.

6. Курятов В.М. Как организовать обучение в малых группах. СПб.: Педагогика, 2000

7. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, 2000. № 7.

8. Римская Т.Г., Мироненко Т.И. Использование метода групповой работы в психотерапии женщин с ролевым конфликтом. // Инновационные проекты и программы в образовании. 2015. № 1. С.68-71.

9. Свиридова Е.М. Индивидуализация обучения: проектирование, малые учебные группы, индивидуальная траектория // Эксперимент и инновации в школе 2013. № 4.С.57-64.

10. Сиденко А. С. Виды проектов и этапы проектирования // Муниципальное образование: инновации и эксперимент, 2008. № 2. С.76-80.

11. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск: Пеленг, 1993.

12. Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1988

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.