Научная статья на тему 'Технология организации экспериментирования в процессе изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста'

Технология организации экспериментирования в процессе изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1619
355
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТЕХНОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бубнова Светлана Юрьевна, Андриеш Валентина Александровна

В статье представлено научно-методическое обоснование технологии организации экспериментирования детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бубнова Светлана Юрьевна, Андриеш Валентина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технология организации экспериментирования в процессе изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста»

Технология организации экспериментирования в процессе изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Бубнова Светлана Юрьевна, Андриеш Валентина Александровна

ФГБОУ ВО "Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева"

Ключевые слова:

детское художественное экспериментирование, изобразительная деятельность, технология

В статье представлено научно-методическое обоснование технологии организации экспериментирования детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности.

Технология организации экспериментирования в процессе изобразительной деятельности детей

старшего дошкольного возраста

Введение

В контексте требований ФГОС ДО образовательный процесс современной дошкольной образовательной организации максимально ориентирован на реализацию принципа сознательности, активности и самостоятельности в процессе познания «нового». Он выражается в целенаправленном активном восприятии детьми изучаемых явлений, их осмыслении, творческой переработке и применении.

Значительный потенциал для реализации данного принципа на этапе дошкольного детства заключен в экспериментировании. Теоретические и прикладные аспекты детского экспериментирования представлены в работах Н.Н. Поддьякова, Н.Е. Вераксы, А.И. Савенкова, Л.Н. Прохоровой и др.

В частности, исследованы своеобразие и виды детского экспериментирования (Н.Н. Поддьяков); определены условия формирования исследовательских умений детей в процессе экспериментирования (Н.Е. Веракса, А.И. Савенков); рассмотрены возможности организации экспериментирования при освоении детьми содержания различных образовательных областей (О.В. Дыбина, И.Э. Куликовская, И.А. Лыкова, Л.Н. Прохорова, Н.Н. Совгир).

Вместе с тем остаются малоизученными возможности использования детского экспериментирования в процессе изобразительной деятельности. В связи с этим одним из направлений экспериментальной деятельности лаборатории творческого развития личности НИИ психологии и педагогики ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С.Тургенева» на базе МБДОУ «Детский сад №36 комбинированного вида» г. Орла стало изучение возможностей организации детского художественного экспериментирования.

Цель

Экспериментальная деятельность была направлена на разработку и апробацию технологии организации экспериментирования в процессе изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Методы

Для достижения поставленной цели на разных этапах реализации экспериментальной деятельности были использованы следующие методы: диагностические методики «Выбор деятельности», «Маленький исследователь» Л.Н. Прохоровой [1], педагогический эксперимент.

В инновационном проекте были задействованыдети в возрасте 5,5 - 7 лет (58 чел.). Результаты

Обобщение данных диагностического обследования детей по методике «Выбор деятельности» позволяет констатировать, что в старшем дошкольном возрасте экспериментирование относится к наиболее предпочитаемым видам деятельности (для 41,4% воспитанников), наряду с игрой (67,2%) и изобразительной деятельностью (46,6%). При этом анализ эмпирических материалов, полученных по методике «Маленький исследователь», показал, что чаще всего старшие дошкольники в качестве объектов для экспериментирования выбирают природный материал и оборудование для опытов.

Изучение уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью позволяет констатировать, что у старших дошкольников наблюдается неустойчивый интерес к экспериментированию в процессе изобразительной деятельности. Они не всегда понимают и принимают поставленную проблему; не способны устанавливать причинно-следственные связи; малоактивны в выдвижении идей по решению изобразительных задач; тяготеют к однообразным, примитивным действиям с художественными материалами. Вместе с тем некоторые дошкольники способны высказывать предположения о возможных способах создания изображений, осознанно подходят к выбору художественных материалов, проявляют творчество и инициативу в решении проблемных задач. Таким образом, по данным диагностического обследования доминирующими являются низкий и средний уровни овладения детьми экспериментальной деятельностью (46,6% и 37,8% соответственно). Количество воспитанников, находящихся на высоком уровне незначительно - 15,6%.

На основе полученных данных была разработана и частично апробирована технология организации художественного экспериментирования детей старшего дошкольного возраста. При этом детское художественное экспериментирование рассматривается нами как деятельность поискового характера, направленная на познание ребёнком свойств и качеств художественных материалов и их нетрадиционное использование в процессе создания изображения [2].

Разработанная технология включает три взаимосвязанных этапа: побудительно-стимулирующий, конструктивно-формирующий и инициативно-творческий [3].

Побудительно-стимулирующий этап направлен на создание положительно-эмоциональной атмосферы и интереса дошкольников к экспериментированию, а также преодоление скованности детского мышления, боязни ошибок и неверных действий в решении познавательных и творческих задач. С этой целью возможно включение сюрпризных моментов, введение игровых персонажей, создание игровой мотивации, демонстрации нового оборудования, инструментов и художественных материалов. Данные приёмы вызывают у детей не только удивление и эмоциональный отклик, а также развивают наблюдательность, умение анализировать и сравнивать.

Например, в некотором царстве, в Гуашевом государстве жили-были три прекрасные царевны -Красная, Желтая и Синяя. Красная царевна была самой горячей, яркой, величественной, веселой и смелой. Желтая царевна была доброй, солнечной, золотой и богатой. А Синяя царевна была спокойной, тихой и печальной. Однажды прекрасным царевнам захотелось нарисовать радугу, и они обратились к вам за помощью: как три цвета превратить в радугу?

Деятельность педагогов в рамках конструктивно-формирующегоэтапанаправлена на стимулирование познавательной активности старших дошкольников в условиях постепенно усложняющегося экспериментирования. С этой целью целесообразно создание проблемных и проблемно-игровых ситуации, способствующих развитию исследовательских умений, таких как принятие проблемы, поставленной взрослым; выдвижение гипотез; совместный с воспитателем поиск способов проверки гипотез путем экспериментирования. Например, Ребята, пираты украли все карандаши и краски. Как же мы теперь будем рисовать?

Особое внимание на данном этапе уделяется побуждению детей к самостоятельному воспроизведению различных способов художественного экспериментирования в новых условиях. Этому способствуют элементы соревнования между дошкольниками (В конце занятия

мы с вами выберем самый сказочный лес), прием точных установок (Дальше каждый из вас сам выберет необычную технику изображения существ, населяющих сказочный лес).

Инициативно-творческий этаппредполагает продолжение работы по формированию экспериментирования с художественными материалами, их свойствами и способами применения, но уже в условиях самостоятельного детского экспериментирования. На данном этапе рекомендуется стимулировать проявление познавательной и творческой активности детей в условиях свободного детского экспериментирования «по выбору». Важно заметить, что при этом обеспечивается свобода выбора объектов экспериментирования, партнёров, схем, вариативных решений.

Поэтапная организация работы предполагает также последовательное освоение детьми различных видов художественного экспериментирования: сначала предусмотрено экспериментирование с цветом, затем - экспериментирование с материалами, их свойствами и способами применения, на завершающем этапе - экспериментирование с художественными эффектами и различными способами создания изображений.

Выводы

Таким образом, поэтапная организация работы, создание определенных алгоритмов действий являются важнейшими элементами технологии формирования навыков художественного экспериментирования детей старшего дошкольного возраста. В качестве перспективных направлений в исследовании данной проблемы можно рассматривать поиск путей стимулирования самостоятельного художественного экспериментирования дошкольников.

Список литературы:

1. Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. - М. : Аркти, 2008. - 64 с.

2. Бубнова С.Ю. Инновации в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста // Детский сад: научно-методический журнал для педагогов и родителей от А до Я, - № 1, - 2015. - С. 32-38.

3. Андриеш В.А., Бубнова С.Ю. Этапы формирования интеллектуальной компетентности старших дошкольников в процессе экспериментирования // Традиции, задачи, перспективы развития дошкольного образования Материалы Международной научно-практической конференции /под ред. М.Н.Дементьевой, О.С.Ушаковой и др. - Рязань, 2011. - С. 27-30.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.