Научная статья на тему 'Технология обоснования и формирования системы целевых программ по реализации стратегий развития системы вооружения радиоэлектронной борьбы'

Технология обоснования и формирования системы целевых программ по реализации стратегий развития системы вооружения радиоэлектронной борьбы Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

CC BY
43
10
Поделиться
Ключевые слова
КОМПЛЕКСНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА / ТЕХНОЛОГИЯ ОБОСНОВАНИЯ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / СИСТЕМА ВООРУЖЕНИЯ РАДИОЭЛЕКТРОННОЙ БОРЬБЫ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБОРОННЫЙ ЗАКАЗ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ВООРУЖЕНИЯ / РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ / COMPREHENSIVE TARGET PROGRAMS / TECHNOLOGY JUSTIFICATION / DEVELOPMENT STRATEGY / WEAPONS WARFARE / THE STATE DEFENSE ORDER / THE STATE ARMAMENTS PROGRAM / THE IMPLEMENTATION OF THE STRATEGY

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Луценко Анатолий Дмитриевич, Орлов Владислав Александрович, Бывших Дмитрий Михайлович

В статье решается задача разработки рациональной технологии обоснования целевых программ по реализации стратегий развития системы вооружения радиоэлектронной борьбы Вооруженных Сил Российской Федерации. На основе анализа особенностей целевых программ различного уровня, их содержания, порядка разработки, длительности программного периода предложена процедура обоснования программных документов, позволяющая наиболее полно использовать имеющиеся ресурсы для достижения стратегических целей развития системы вооружения.

Technology of Substantiation and Formation of Targeted Development Programs for Electronic Warfare Weapons Systems

The article attempts to solve the problem of developing a rational technology of substantiation of targeted development programs for electronic warfare weapon systems for the Armed Forces of the Russian Federation. The procedure of justifying the program documents is based on the analysis of the characteristics of the targeted program on different levels, such as content, order of development, duration of the program period. The procedure allows the fullest use of available resources to achieve the strategic goals in the development of weapons systems.

Похожие темы научных работ по экономике и экономическим наукам , автор научной работы — Луценко Анатолий Дмитриевич, Орлов Владислав Александрович, Бывших Дмитрий Михайлович,

Текст научной работы на тему «Технология обоснования и формирования системы целевых программ по реализации стратегий развития системы вооружения радиоэлектронной борьбы»

Луценко А.Д., Орлов В.А., Бывших Д.М.

Технология обоснования и формирования системы целевых программ по реализации стратегий развития системы вооружения радиоэлектронной борьбы

Луценко Анатолий Дмитриевич — доктор технических наук, профессор, Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», Воронеж, РФ. E-mail: bozhkovi@,rambler.m SPIN-код РИНЦ: 2905-5053

Орлов Владислав Александрович — кандидат технических наук, доцент, Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», Воронеж, РФ. E-mail: orloff 69@mail.ru SPIN-код РИНЦ: 4015-3032

Бывших Дмитрий Михайлович — кандидат технических наук, старший научный сотрудник, Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», Воронеж, РФ. E-mail: biwshih2013 @yandex. ru SPIN-код РИНЦ: 1879-9333

Аннотация

В статье решается задача разработки рациональной технологии обоснования целевых программ по реализации стратегий развития системы вооружения радиоэлектронной борьбы Вооруженных Сил Российской Федерации. На основе анализа особенностей целевых программ различного уровня, их содержания, порядка разработки, длительности программного периода предложена процедура обоснования программных документов, позволяющая наиболее полно использовать имеющиеся ресурсы для достижения стратегических целей развития системы вооружения.

Ключевые слова

Комплексная целевая программа, технология обоснования, стратегия развития, система вооружения радиоэлектронной борьбы, государственный оборонный заказ, государственная программа вооружения, реализация стратегии.

Анализ системы планирования и управления развитием вооружения и военной техники (ВВТ) и системы вооружения (СВ) радиоэлектронной борьбы (РЭБ) Вооруженных Сил (ВС) Российской Федерации1, в частности, показывает, что совершенствование этой системы проводилось, в основном, в направлении реализации двух основных принципов — принципа системности формирования программ и планов развития техники РЭБ и принципа «реалистичности программ, то есть их адекватность финансовым возможностям страны и одновременно потребностям обороны»2. При этом реализация этих принципов обусловила необходимость, во-первых, поэтапного

1 Балыбин В.А., Батурин Ю.О., Гулидов А.А. О совершенствовании системы вооружения радиоэлектронной борьбы // Военная мысль. 2013. № 11. С. 14-20.

2 Буренок В.М., Косенко А.А., Лавринов Г.А. Техническое оснащение Вооруженных Сил Российской Федерации: организационные, экономические и методологические аспекты. М.: Издательский дом «Граница», 2007.

укрупнения объекта исследований от отдельных средств до систем вооружения, во-вторых, увеличения продолжительности рассматриваемого программного периода, в котором реализуются целевые комплексы работ (ЦКР) по созданию систем вооружения. Такое положение особенно четко прослеживается для средств РЭБ, как наиболее сложных наукоемких высокотехнологичных и динамично совершенствующихся радиоэлектронных систем, для которых явно выражена тенденция к интеграции как в конструктивно-техническом, так и в функциональном аспекте. Кроме того, использование в современных средствах РЭБ различных физических принципов и технологий обусловливает необходимость разработок в разнообразных областях и привлечения исполнителей с различной специализацией, что требует особых процедур согласования программных мероприятий по содержанию и срокам. При программно-целевом планировании перспектив развития комплексов и средств РЭБ переход от рассмотрения отдельных средств РЭБ к рассмотрению комплексов, технических систем РЭБ3, организационно-технических систем РЭБ, а затем и к СВ РЭБ ВС РФ, осуществлен в настоящее время в рамках стратегий развития (СР), что позволило наиболее полно учитывать аспекты взаимодействия средств РЭБ и других отечественных радиоэлектронных средств (РЭС) военного назначения в интересах повышения общей боевой эффективности при планировании на длительную перспективу (до 30 лет). При этом оказалось недостаточно существовавших ранее инструментов реализации целей развития СВ РЭБ — таких, как государственный оборонный заказ (ГОЗ), государственная программа вооружения (ГПВ) и Основные направления развития (ОНР), — и потребовалось введение и использование комплексных целевых программ (КЦП) как средств реализации стратегий, наиболее релевантных особенностям развития техники РЭБ, позволяющих оперативно реагировать на изменение тенденций в развитии РЭС при возможности корректировки тематики, объемов и сроков программных мероприятий в рамках КЦП.

Стратегии развития

В настоящее время выделяют три основных вида СР — традиционные, инновационные и прорывные. Если традиционные стратегии ориентированы на последовательное улучшение тактико-технических характеристик (ТТХ) средств РЭБ и могут быть реализованы в рамках ГПВ, инновационные и прорывные направлены на

3 Ашурбейли И.Р., Лаговиер А.И., Соколов С.П. Сложные радиоэлектронные системы вооружения. Планирование и управление созданием. М.: Радиотехника, 2010.

внедрение эффективных и сверх эффективных инноваций, реализация которых в образцах техники РЭБ возможна лишь в долгосрочной перспективе и посредством проведения ряда взаимосвязанных последующих КЦП различной тематической направленности с обеспечением возможности при необходимости (оценивается по результатам предшествующих мероприятий) корректировки по содержанию и срокам.

Особенности управления

Можно говорить, что особенностью управления развитием СВ РЭБ в рамках СР является:

- Более длительный срок реализации целей развития, что предполагает: наличие неопределенностей и необходимость более точных прогнозов для подготовки исходных данных по прогнозированию ассигнований и технико-экономическим показателям мероприятий КЦП; наличие ряда последовательных замен образца на более современный в ходе реализации стратегий;

- Необходимость ведения разработок в различных областях науки и техники, что обусловливает наличие в рамках КЦП сложных ЦКР, включающих фундаментальные, поисковые и прогнозные исследования (ФППИ), прикладные научно-исследовательские работы (НИР), опытно-конструкторские работы (ОКР), серийное производство (СП), капитальный ремонт (КР). Эти работы должны быть взаимоувязаны по тематике, срокам, исполнителям, а также согласованы с мероприятиями других КЦП, если эти мероприятия входят в один ЦКР;

- Ориентация на использование новейших научно-технических достижений при инновационных и прорывных СР СВ РЭБ ВС РФ, в том числе и находящихся в момент обоснования КЦП на стадиях исследований и разработок4. Это в значительной мере повышает уровень риска и предполагает многовариантность процесса реализации КЦП и необходимость оценки различных вариантов реализации мероприятий в аспекте их ресурсоемкости и эффективности. Эта особенность также обусловливает необходимость постоянного мониторинга и обеспечения возможности оперативной

4 Буренок В.М., Ивлев. А.А., Корчак В.Ю. Программно-целевое планирование и управление созданием научно-технического задела для перспективного и нетрадиционного вооружения. М.: Издательский дом «Граница», 2007; Кравченко А.Ю., Смирнов С.С., Реулов Р.В., Хованов Д.Г. Роль научно-технического задела в инновационных процессах создания перспективного вооружения: проблемы и пути решения // Вооружение и экономика: электронный журнал. 2012. № 4. С. 41-56. URL: http://www.viek.ru/20/41-55.pdf (дата обращения: 10.11.2016).

корректировки мероприятий КЦП, что подразумевает наличие системы управления по типу системы управления полным жизненным циклом ВВТ5.

Таким образом, в проблеме стратегического управления развитием СВ РЭБ ВС РФ можно выделить организационный аспект, касающийся разработки нормативно-правовой базы и организации системы управления КЦП, их мониторинга и оперативной корректировки, а также методический аспект6, связанный с разработкой процедуры и методического обеспечения обоснования предложений в КЦП по реализации СР7.

Технология обоснования стратегий

Под технологией обоснования стратегий в рамках формирования (планирования) программ понимают совокупность методов, приемов, способов, их взаимосвязи и взаимообусловленности по формированию оптимальных плановых решений, направленных на достижение поставленных целей с минимальными затратами ресурса8. Технологическая схема проведения исследований иллюстрирует эту технологию в основных ее аспектах — содержания этапов, научно-методического и информационного обеспечения и участников обоснования — органов и организаций МО и организаций и предприятий ОПК (оборонно-промышленного комплекса). Таким образом, разработка предложений в КЦП по реализации стратегий развития СВ РЭБ ВС РФ на долгосрочную перспективу с использованием программно-целевого метода осуществляется по определенной технологии9 (см. Рисунок 1).

5 Буренок В.М.Проблемы создания системы управления полным жизненным циклом вооружения, военной и специальной техники // Вооружение и экономика: электронный журнал. 2014. № 2. С. 4-9. URL: http://www.viek.ru/vie 14 2.pdf (дата обращения: 03.11.2016).

6 Борисенков И.Л., Леонов А.В., Нестеров Д.В. Методические аспекты формирования комплексных целевых программ создания нетрадиционного вооружения и технологий // Вооружение и экономика: электронный журнал. 2011. № 4. С. 21-28. URL: http://www.viek.ru/16/21-28.pdf (дата обращения: 03.11.2016).

7 Лавринов Г.А. Состояние и тенденции развития методов военно-экономического обеспечения реализации планов развития вооружения и военной техники // Вооружение и экономика: электронный журнал. 2012. № 4. С. 72-85. URL: http://www.viek.ru/20/72-85.pdf (дата обращения: 22.11.2016).

8Андрейчиков А.В., Андрейчикова О.Н. Анализ, синтез, планирование решений в экономике. М.: Финансы и статистика, 2000; Викулов С.Ф. Военно-экономический анализ. М.: Воениздат, 2001.

9 Буренок В.М., Ляпунов В.М., Мудров В.И. Теория и практика планирования и управления развитием вооружения / Под ред. А.М. Московского. М.: Вооружение. Политика. Конверсия, 2004.

Рисунок 1. Технологическая схема проведения исследований по обоснованию и формированию КЦП по реализации

стратегий развития СВ РЭБ ВС РФ10

10 Источник: разработано авторами.

В формировании КЦП участвуют:

- центральные органы военного управления, осуществляющие планирование и координацию реализации мероприятий строительства Вооруженных Сил;

- разработчики КЦП — довольствующие органы;

- координаторы КЦП — при необходимости синхронизации мероприятий межвидовых довольствующих органов, направленных на развитие системы вооружения вида (рода), по решению руководства Минобороны определяется координатор КЦП;

- НИО Министерства обороны, решающие задачи военно-научного сопровождения формирования и реализации КЦП, а также осуществляющие информационно-аналитическое обеспечение деятельности координатора КЦП.

Разработке КЦП предшествует подготовка необходимых исходных данных (ИД). При формировании КЦП используются: оперативно-стратегические исходные данные (ОСИД), военно-технические исходные данные (ВТИД), макроэкономические исходные данные (МЭИД), технико-экономические исходные данные (ТЭИД), научно-технические исходные данные (НТИД), исходные данные о ресурсах ОПК. Проводится сбор, обработка, группировка, хранение ИД, проверка качества ИД. Основные требования, предъявляемые к ИД: полнота; непротиворечивость; достаточность для решения задачи обоснования; отсутствие избыточности информации. Оценка ИД проводится с использованием статистических методов, методов пролонгации, экспертных методов, при необходимости проводится восполнение (прогнозирование) недостающих ИД.

На Рисунке 1 отражены также модели и методики, используемые на этапах обоснования КЦП.

На первом этапе проводится формирование исходного поля мероприятий КЦП по реализации стратегий, выполняющего решение полного перечня перспективных задач РЭБ (см. Рисунок 1). Определяется цель (цели) КЦП по реализации стратегий11, которая разукрупняется на подцели, включая обоснование необходимости их решения на федеральном уровне12.

Особое внимание при выборе и ранжировании целей обращается на значимость; сложность их достижения традиционными методами; невозможность концентрации ресурсов и требование координации деятельности многочисленных

11 Актуальные задачи развития Вооруженных Сил Российской Федерации. М.: Агентство «Военинформ» МО РФ, 2003.

12 Рахманов А.А., Буренок В.М., Мельников И.Д. Государственная программа вооружения: этапы и принципы формирования в современных условиях // Военная мысль. 2000. № 2. С. 17-21.

органов управления и заключения межведомственных экономических соглашений. Заказчик ставит исходное задание (задачу) на разработку программы для ее решения, в котором(-ой) определяются цели программы и другая необходимая информация13.

На этом этапе конкретизируются параметры, характеризующие цели программы, и определяются задачи ее реализации по отдельным периодам14. Формируются состав заданий и комплекс мероприятий для реализации программы. Состав основных заданий программы устанавливается исходя из построенной иерархии целей. По каждому из заданий разрабатываются последовательные этапы их выполнения.

На втором этапе проводится предварительный анализ сформированного комплекса мероприятий. Оценивается целесообразность проведения каждого мероприятия в рамках обосновываемой КЦП. Как уже отмечалось, стратегии развития реализуются посредством проведения разного рода мероприятий — ФППИ, прикладных НИР, ОКР, СП, КР, мероприятий по оснащению и переоснащению войск РЭБ. Их содержание различно. Например, НИОКР в интересах стратегий развития СВ РЭБ ВС РФ может затрагивать проблемы в областях материаловедения, создания радиоэлектронной компонентной базы, радиотехники, оптики, радиоэлектроники, принципов конструирования радиоэлектронной аппаратуры, физики больших мощностей, ядерной физики, информационных технологий, автоматизированных систем управления, робототехники и т. д. Объединение таких разноплановых работ в комплексную целевую программу зачастую нецелесообразно, тем более при наличии межведомственных, федеральных и других программ, решающих задачи, сходные с частными задачами стратегий по развитию СВ РЭБ ВС РФ. Т. е. экономически целесообразнее проводить одну несколько более ресурсоемкую работу в рамках специализированной КЦП (например, по созданию элементной базы), чем ставить две «параллельные» в рамках КЦП по созданию элементной базы и КЦП по развитию СВ РЭБ ВС РФ. Основной задачей при обосновании предложений в ЦКП разного уровня и тематической направленности является обеспечение соответствия содержания распределяемых работ тематике программ, согласование сроков проведения и финансирования при сохранении целостности замысла реализации стратегии. Здесь

13 Маевский Ю.И. Система вооружений РЭБ: основные направления исследований // Военная мысль. 2005. № 11. С. 9-14.

14 Луценко А.Д., Орлов В.А. Направления совершенствования методологии обоснования перспектив развития радиоэлектронной техники специального назначения // Материалы X Международной конференции и российской научной школы. М., 2005. Ч. 5. С. 61-65.

имеется в виду, что стратегии опираются на проведение вполне определенных целевых комплексов работ (технологических цепочек), когда результаты одних работ являются заделом и базой для начала других. Поэтому процесс обоснования предложений по реализации стратегий является сложной итерационной процедурой по согласованию состава и сроков комплекса мероприятий, проводимых в рамках различных КЦП (см. Рисунок 2), который по ожидаемым результатам максимально соответствовал бы целям стратегий при имеющихся ресурсных ограничениях. Формируется перечень предполагаемых исполнителей плановых мероприятий. На этом этапе производится расчет основных показателей: эффективности, ресурсоемкости15, реализуемости, соответствия концептуальным документам. Оценивается ВЭЦ проведения мероприятий и реализации стратегий. Определяется приоритетность мероприятий КЦП с учетом влияния макрофакторов16.

Следующий этап является заключительным (см. Рисунок 1). Он связан с формированием программных документов, согласованием и, при необходимости, утверждением программы. Определяются приоритетные стратегии и реализующие их мероприятия, которые должны проводиться в ближайшее десятилетие (программный период) согласно технологическим цепочкам и моделям замены. Эти мероприятия включаются в формируемую КЦП. Мероприятия, которые согласно технологическим цепочкам должны проводиться в более поздний период, будут включены в следующую КЦП и так далее. На данном этапе также определяются рациональные варианты КЦП в интересах реализации стратегий развития для различных уровней финансирования (см. Рисунок 1). Программы увязываются по времени, ресурсам и исполнителям. Задания по выполнению программы и рекомендации доводятся до соответствующих министерств и ведомств.

15 Арепин Ю.И., Зосиев В.В., Допира Р.В. Тактические особенности обоснования стоимости жизненного цикла образцов вооружения и военной техники // Программные продукты и системы. 2013. № 2. С. 123126.

16 Бывших Д.М., Орлов В.А., Ярыгин Ю.Н. Методический подход к обоснованию приоритетных направлений сосредоточения усилий в развитии многофункциональной организационно-технической системы военного назначения // Вооружение и экономика: электронный журнал. 2014. № 3. С. 51-61. URL: http://www.viek.ru/vie 14 3.pdf (дата обращения: 03.11.2016).

Рисунок 2. Согласование КЦП по реализации СР СВ РЭБ ВС РФ с другими программами17

17 Источник: разработано авторами.

В результате проект КЦП должен содержать:

- основание для разработки КЦП;

- структуру КЦП;

- анализ причин возникновения проблемы, включая анализ исходной (текущей) ситуации, анализ нормативно-правовой базы;

- изложение сути проблемы, обоснование значимости цели программы, ее соответствие установленным концептуальным положениям развития техники РЭБ и строительства войск РЭБ, приоритетам развития ВС РФ, а также краткое обоснование использования программного метода решения проблемы;

- сроки и этапы решения проблемы программно-целевым методом;

- предложения по целям и задачам программы, целевым индикаторам и показателям (измеряемым количественным показателям решения поставленных задач), позволяющим оценить ход реализации программы по годам;

- оценку потребности в ресурсах, включая финансовые, материальные, трудовые;

- предложения по проведению и использованию результатов мероприятий других федеральных КЦП (ФКЦП), межведомственных (МКЦП), ведомственных КЦП и ГПВ;

- ожидаемый результат решения проблемы, достижимость заявленного конечного результата реализации программы;

- предложения по выбору исполнителей плановых мероприятий;

- предложения по возможным вариантам форм и методов управления реализацией программы;

- правовой акт, определяющий полномочия по реализации поставленной проблемы.

Разработанный проект КЦП отправляется государственному заказчику. Заказчик на федеральном уровне выносит его на рассмотрение и согласование с Министерствами (Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации), видовыми институтами и основными заинтересованными участниками программы по возможным срокам выполнения мероприятий, объемам и источникам финансирования. Если рассмотренный проект устраивает все заинтересованные стороны, то подписываются соглашения (договоры) о намерениях между заказчиком программы и предприятиями, организациями, органами государственной власти субъектов РФ. В противном случае проект отправляется на доработку, и вся процедура согласования повторяется вновь.

Государственный заказчик целевой программы направляет на утверждение согласованный проект целевой программы с пояснительной запиской, технико-экономическими обоснованиями, предварительной бюджетной заявкой, соглашениями (договорами) о намерениях между государственным заказчиком программы и предприятиями, организациями. В зависимости от уровня КЦП в качестве утверждающего лица могут выступать Президент РФ, представители аппарата Президента РФ, Министр обороны и др.

Утвержденная КЦП подлежит официальному опубликованию в установленном порядке и направляется в видовые институты и заинтересованные организации для обеспечения возможности участия в разработке (реализации) плановых мероприятий.

После утверждения целевой программы государственный заказчик на основе соглашений (договоров) о намерениях и с учетом объемов финансирования за счет средств федерального бюджета на конкурсной основе проводит отбор исполнителей работ или услуг, а также организует конкурс среди предприятий и НИИ по каждому конкретному мероприятию.

Участники программы и заинтересованные организации согласовывают сроки выполнения мероприятий и источники финансирования.

Государственный заказчик несет ответственность за своевременную, качественную подготовку и реализацию целевой программы: разрабатывает исходное задание на ее формирование; координирует исполнение программных мероприятий (мониторинг их реализации); осуществляет непосредственный контроль хода реализации мероприятий программы; ежемесячно (ежегодно) направляет в министерство экономического развития и торговли РФ (министерство финансов РФ, МО) отчет (доклад) об исполнении программы с оценкой эффективности ее реализации, динамики финансирования и выполнения за весь период реализации программы и планируемым мероприятиям на очередной финансовый год.

Механизм разработки и реализации программных мероприятий

Представляемый механизм разработки и реализации программных мероприятий является наиболее целесообразным с учетом сложившегося в МО РФ порядка формирования программ развития ВВТ (см. Рисунок 3).

Рисунок 3. Механизм разработки и реализации программных мероприятий18

18

Источник: разработано авторами.

Основной проблемой при формировании КЦП является сохранение ведомственности. Министерству обороны РФ и другим силовым министерствам и ведомствам не удалось сформировать единый действенный организационно-методологический базис скоординированного формирования программы19.

По-прежнему она разрабатывается каждым из ведомств обособленно, на основе собственных организационных и методологических принципов. Поэтому вопросы стандартизации, унификации, каталогизации продукции военного назначения в военных организациях и смежных организациях ОПК решаются раздельно. Формирование информационных пространств министерств и ведомств, системы методического обеспечения проводится несогласованно, что в будущем станет основным препятствием для реализации на основе современных информационных технологий оптимальных процедур обоснования КЦП в интересах стратегического развития СВ РЭБ20. В этом контексте можно говорить о необходимости разработки и внедрения механизма общегосударственного управления информационным пространством в области РЭБ и смежных областях21.

Существование проблем при формировании и реализации Государственных целевых программ, в том числе и в гражданской сфере, отмечается рядом экспертов22. Прежде всего, эти проблемы связаны со сложностями координации и объективно существующими рисками отрицательного исхода работ на стадиях исследований и разработок. При жесткой взаимосвязанности мероприятий с последующими работами в рамках ЦКР срывы на начальных стадиях могут негативно сказаться на достижении конечных целей программы23. Тем не менее, эти проблемы решаются, во-первых, в

19 Карпухин В.И., Маевский Ю.И., Годуйко В.А. Направления развития системы вооружения РЭБ межведомственного назначения // Вооружение и экономика: электронный журнал. 2010. № 2. С. 55-60. URL: http://www.viek.ru/10/55-59.pdf (дата обращения: 10.11.2016).

20 Орлов В.А., БывшихД.М., Ярыгин Ю.Н. Автоматизация процессов планирования развития техники радиоэлектронной борьбы // Вооружение и экономика: электронный журнал. 2015. № 4. С. 75-83. URL: http://www.viek.ru/vie 15 4.pdf (дата обращения: 22.11.2016).

21 Манойло А.В. Государственная информационная политика в особых условиях. М.: МИФИ, 2003.

22 Зайцев В.Е. Организационные и методологические проблемы государственных программ // Государственное управление. Электронный вестник. 2016. № 57. С. 115-135. URL: http://e-journal.spa.msu.ru/uploads/vestnik/2016/vipusk 57. avgust 2016 g./problemi upravlenija teorija i praktika/ zaitsev.pdf (дата обращения: 23.11.2016); Хачатурян К.С., Николаев А.Е. Основные проблемы разработки и реализации федеральных целевых программ в рамках развития науки и технологий в оборонной промышленности // Вестник Московского университета имени С.Ю. Витте. Серия 1. Экономика и управление. 2014. № 1. С. 31-40. URL: http://cyberleninka.ru/artide/n/osnovnye-problemy-razrabotki-i-realizatsii-federalnyh-tselevyh-pro gramm-v-ramkah-razvitiya-nauki-i-tehnolo giy-v-oboronnoy-1 (дата обращения: 23.11.2016).

23 Беспалова А.А., Курзюкова Ф.В. Проблемы планирования целевых программ // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2010. Т. 2. № 6. С. 95-96. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-planirovaniya-tselevyh-pro gramm (дата обращения: 17.02.2017).

ходе ежегодного уточнения номенклатуры работ КЦП при формировании государственного оборонного заказа; во-вторых, постоянным мониторингом хода финансируемых работ и их промежуточных результатов; в-третьих, учетом уже на этапе формирования программ рисков различного вида24, связанных как с финансированием, так и научно-технических рисков25, обусловленных сложностью процессов исследований и разработок перспективной техники РЭБ.

Основным результатом настоящей статьи является технология формирования планов мероприятий по реализации стратегий системы вооружения РЭБ в рамках комплексных целевых программ. В частности, разработана технологическая схема проведения исследований обоснования и формирования системы целевых программ по реализации стратегий развития техники РЭБ на долгосрочную перспективу. Технологическая схема включает описание: необходимого информационного и методического обеспечения; этапы обоснования и их последовательность; основные промежуточные и заключительные результаты обоснования.

Представлен наиболее целесообразный (с учетом сложившегося в МО РФ порядка формирования программ развития ВВТ) механизм разработки и реализации программных мероприятий КЦП, включая перечень заказывающих, координирующих, согласующих, утверждающих и разрабатывающих КЦП органов, порядок их взаимодействия при разработке, согласовании и утверждении документа КЦП, а также при его реализации.

Предложенная процедура обоснования программ позволит исключить нерациональное расходование ресурсов, связанное с дублированием, параллелизмом, финансированием неактуальных мероприятий в части исследований, разработок, производства образцов техники РЭБ и оснащения системы вооружения РЭБ.

Результаты исследований могут быть использованы при программном планировании стратегий развития системы вооружения РЭБ ВС РФ.

Список литературы:

1. Актуальные задачи развития Вооруженных Сил Российской Федерации. М.: Агентство «Военинформ» МО РФ, 2003.

24 Лавринов Г.А., Козин М.Н. Управление рисками в системе государственного оборонного заказа. Саратов: Наука, 2010.

25 Боев А.С, Бывших Д.М., Коробейников А.С., Строкова Т.М. Анализ рисков при подготовке научно-технического и технологического задела инноваций // РИСК: Ресурсы. Информация. Снабжение. Конкуренция. 2013. № 3. С. 214-221.

2. Андрейчиков А.В., Андрейчикова О.Н. Анализ, синтез, планирование решений в экономике. М.: Финансы и статистика, 2000.

3. Арепин Ю.И., Зосиев В.В., Допира Р.В. Тактические особенности обоснования стоимости жизненного цикла образцов вооружения и военной техники // Программные продукты и системы. 2013. № 2. С. 123-126.

4. Ашурбейли И.Р., Лаговиер А.И., Соколов С.П. Сложные радиоэлектронные системы вооружения. Планирование и управление созданием. М.: Радиотехника, 2010.

5. Балыбин В.А., Батурин Ю.О., Гулидов А.А. О совершенствовании системы вооружения радиоэлектронной борьбы // Военная мысль. 2013. № 11. С. 14-20.

6. Беспалова А.А., Курзюкова Ф.В. Проблемы планирования целевых программ // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2010. Т. 2. № 6. С. 95-96. иКЬ: http://cyberleninka.rU/article/n/problemy-planirovaniya-tselevyh-programm (дата обращения: 17.02.2017).

7. Боев А.С, БывшихД.М., Коробейников А.С., Строкова Т.М. Анализ рисков при подготовке научно-технического и технологического задела инноваций // РИСК: Ресурсы. Информация. Снабжение. Конкуренция. 2013. № 3. С. 214-221.

8. Борисенков И.Л., Леонов А.В., Нестеров Д.В. Методические аспекты формирования комплексных целевых программ создания нетрадиционного вооружения и технологий // Вооружение и экономика: электронный журнал. 2011. № 4. С. 21-28. №Ъ: http://www.viek.ru/16/21-28.pdf (дата обращения: 03.11.2016).

9. Буренок В.М. Проблемы создания системы управления полным жизненным циклом вооружения, военной и специальной техники // Вооружение и экономика: электронный журнал. 2014. № 2. С. 4-9. ЦКЪ: http://www.viek.ru/vie 14 2.pdf (дата обращения: 03.11.2016).

10. Буренок В.М., Ивлев. А.А., Корчак В.Ю. Программно-целевое планирование и управление созданием научно-технического задела для перспективного и нетрадиционного вооружения. М.: Издательский дом «Граница», 2007.

11. Буренок В.М., Косенко А.А., Лавринов Г.А. Техническое оснащение Вооруженных Сил Российской Федерации: организационные, экономические и методологические аспекты. М.: Издательский дом «Граница», 2007.

12. Буренок В.М., Ляпунов В.М., Мудров В.И. Теория и практика планирования и управления развитием вооружения / Под ред. А.М. Московского. М.: Вооружение. Политика. Конверсия. 2004.

13. Бывших Д.М., Орлов В.А., Ярыгин Ю.Н. Методический подход к обоснованию приоритетных направлений сосредоточения усилий в развитии многофункциональной организационно-технической системы военного назначения // Вооружение и экономика: электронный журнал. 2014. № 3. С. 51-61. URL: http://www.viek.ru/vie_14_3.pdf (дата обращения: 03.11.2016).

14. Викулов С.Ф. Военно-экономический анализ. М.: Воениздат, 2001.

15. ЗайцевВ.Е. Организационные и методологические проблемы государственных программ // Государственное управление. Электронный вестник. 2016. № 57. С. 115-135. URL: http://e-

iournal.spa.msu.ru/uploads/vestnik/2016/vipusk 57. avgust 2016 g./problemi upravlenija te orij a_i_praktika/zaitsev.pdf (дата обращения: 23.11.2016).

16. Карпухин В.И., Маевский Ю.И., Годуйко В.А. Направления развития системы вооружения РЭБ межведомственного назначения // Вооружение и экономика: электронный журнал. 2010. № 2. С. 55-60. URL: http://www.viek.ru/10/55-59.pdf (дата обращения: 10.11.2016).

17. Кравченко А.Ю., Смирнов С.С., РеуловР.В., Хованов Д.Г. Роль научно-технического задела в инновационных процессах создания перспективного вооружения: проблемы и пути решения // Вооружение и экономика: электронный журнал. 2012. № 4. С. 41-56. URL: http ://www.viek.ru/20/41 -5 5.pdf (дата обращения: 10.11.2016).

18. Лавринов Г.А. Состояние и тенденции развития методов военно-экономического обеспечения реализации планов развития вооружения и военной техники // Вооружение и экономика: электронный журнал. 2012. № 4. С. 72-85. URL: http://www.viek.ru/20/72-85.pdf (дата обращения: 22.11.2016).

19. Лавринов Г.А., Козин М.Н. Управление рисками в системе государственного оборонного заказа. Саратов: Наука, 2010.

20. Луценко А.Д., Орлов В.А. Направления совершенствования методологии обоснования перспектив развития радиоэлектронной техники специального назначения // Материалы X Международной конференции и российской научной школы. М., 2005. Ч. 5. С. 61-65.

21. Маевский Ю.И. Система вооружений РЭБ: основные направления исследований // Военная мысль. 2005. № 11. С. 9-14.

22. Манойло А.В. Государственная информационная политика в особых условиях. М.: МИФИ, 2003.

23. Орлов В.А., Бывших Д.М., Ярыгин Ю.Н. Автоматизация процессов планирования развития техники радиоэлектронной борьбы //Вооружение и экономика: электронный журнал. 2015. № 4. С. 75-83. URL: http://www.viek.ru/vie_15_4.pdf (дата обращения: 22.11.2016).

24. Рахманов А.А., Буренок В.М., Мельников И.Д. Государственная программа вооружения: этапы и принципы формирования в современных условиях // Военная мысль. 2000. № 2. С. 17-21.

25. Хачатурян К.С., Николаев А.Е. Основные проблемы разработки и реализации федеральных целевых программ в рамках развития науки и технологий в оборонной промышленности // Вестник Московского университета имени С.Ю. Витте. Серия 1. Экономика и управление. 2014. № 1. С. 31-40.

URL: http://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-problemy-razrabotki-i-realizatsii-federalnyh-tselevyh-pro gramm-v-ramkah-razvitiya-nauki -i -tehnologiy-v-oboronnoy-1 (дата обращения: 23.11.2016).

Lutsenko A.D., Orlov V.A., Byvshich D.M.

Technology of Substantiation and Formation of Targeted Development Programs for Electronic Warfare Weapons Systems

Anatoliy D. Lutsenko — Ph.D., Professor, Air Force Military Educational and Scientific Center "N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin Air Force Academy", Voronezh, Russian Federation. E-mail: bozhkovi@rambler.ru

Vladislav A. Orlov — Ph.D., Associate Professor, Air Force Military Educational and Scientific Center "N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin Air Force Academy", Voronezh, Russian Federation.

E-mail: orloff 69@mail.ru

Dmitry M. Byvshich — Ph.D., Senior Researcher, Air Force Military Educational and Scientific Center "N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin Air Force Academy", Voronezh, Russian Federation.

E-mail: biwshih2013 @yandex. ru Annotation

The article attempts to solve the problem of developing a rational technology of substantiation of targeted development programs for electronic warfare weapon systems for the Armed Forces of the Russian Federation. The procedure of justifying the program documents is based on the analysis of the characteristics of the targeted program on different levels, such as content, order of development, duration of the program period. The procedure allows the fullest use of available resources to achieve the strategic goals in the development of weapons systems.

Keywords

Comprehensive target programs, technology justification, development strategy, weapons warfare, the state defense order, the state armaments program, the implementation of the strategy.