УДК 378.147 10.20310/1810-231Х-2018-17-37-29-35
ТЕХНОЛОГИЯ НРАВСТВЕННОГО ВОЗВЫШЕНИЯ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Ходусов Александр Николаевич
Курский государственный университет, Россия, г. Курск е-mail: KononovaSv@yandex.ru
В статье представлена авторская технология нравственного возвышения будущего специалиста, деятельность которого в значительной степени зависит от ситуации неопределенности. Раскрыты отличительные признаки данной технологии: ее отличают динамика значения основных ценностей, смыслов, полных высокого нравственного содержания, которое способствует динамике формирования личностной идентичности. Подробно раскрыты структурно-содержательные компоненты технологии нравственного возвышения студента во взаимосвязи и взаимозависимости. Показаны этапы реализации данной технологии на примере курса «Нравственность профессиональной деятельности», включающего два модуля: «Рефлексия: путь к себе» и «Методологические и организационные основы нравственного анализа социально-профессиональных проблемных ситуаций».
Ключевые слова: нравственное возвышение, личностная идентичность, нравственный опыт, этапы профессиональной подготовки, педагогическая технология, структурно-содержательные компоненты
Гуманитарные науки утверждают, что общество (социум) не предстает перед нами гомогенно. Оно сложно структурировано, и при этом его структурные характеристики изменились. Современный человек, также стал проблематичным. Его поведение и деятельность в большей или меньшей степени зависят от ситуации неопределенности [1]. В ситуации неопределенности возрастает вероятность кризиса личностной идентичности. По утверждению Ю. Г. Овчинниковой, «человеку, переживающему кризис личностной идентичности, сложно понять, что он хочет определить, что в изменившейся ситуации для него ценно, какой профессиональной, личностной или мировоззренческой линии следовать. Нарушаются ценностные переживания: человек перестает ощущать многообразие и разносторонность жизни, ее осмысленность. Отсутствие динамических изменений в личностной идентичности приводит к сильному рассогласованию с окружающей действительностью, внутреннему дискомфорту, невозможности реализации жизненного смысла» [2, С. 69].
В этой связи возникает объективная и субъективная необходимость выявления адекватных механизмов развития личности. Меха-
низмы развития личности должны противостоять нереализации основных ценностей и ограничению разносторонности личности. Для человека, находящегося в ситуации неопределенности социума, механизмом реализации его основных ценностей и разносторонности личности является технология нравственного возвышения. Технологию нравственного возвышения человека отличают динамика значения основных ценностей, смыслов, полных высокого нравственного содержания, которое способствует динамике формирования личностной идентичности. Нравственное возвышение обладает собственной ценностью, наделено смысловым и духовным измерением. В ситуации неопределенности социума нравственное возвышение человека, также решает проблему выбора ценностных и духовных доминант, связанных с формированием личностной идентичности. Таковы общеметодологические характеристики технологии нравственного возвышения человека.
Особую роль технология нравственного возвышения человека выполняет в процессе профессиональной подготовки будущего специалиста, поскольку в этот период жизни складываются профессиональные ценностные
компоненты. Вместе с тем, заметим, что формирование профессиональных ценностных компонентов будущих специалистов происходит сегодня в условиях социально-профессиональной неопределенности [3]. Применение технологии нравственного возвышения в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов обеспечивает реализацию активности профессионального выбора на основе смысловой инициативности субъекта, а также инициирует нравственную рефлексию по отношению к профессиональной деятельности.
Технология нравственного возвышения человека, применяемая в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов - это педагогическая технология. Исследователи проблем педагогической технологии (И. Ф. Исаев, М. В. Кларин, М. М. Левина, В. А. Сластёнин, Н. Е. Щуркова и др.) отмечают, что педагогическая технология есть комплексный, интегративный процесс, включающий людей, идеи, средства и способы организации деятельности для анализа проблем и планирования, обеспечения и управления решения проблем, охватывающих все аспекты усвоения знаний, норм поведения и деятельности. При этом педагогическая технология рассматривается, как интерактивный процесс организации деятельности студентов. Она осуществляется людьми и для людей с помощью разнообразных средств и способов. Наконец, педагогическая технология обеспечивает процесс решения проблемы на этапе анализа, планирования, организации, оценивания.
Вместе с тем, как отмечает В. А. Сластё-нин, любая педагогическая технология должна соответствовать закономерности и индивидуальности, субъектности участников образовательного процесса, не противоречить его «авторской», креативной, импровизационной природе [4]. В противном случае педагогическая технология сводится на уровень манипулирования сознанием и отношениями между людьми. Кроме того, необходимо учитывать и то обстоятельство, что нравственность и мораль - это социальные регуляторы взаимоотношений людей, имеющие для них нормативное значение.
Представленные здесь в интегрированном виде общеметодологические характеристики технологии нравственного возвышения человека и сущностно-структурные характеристики педагогической технологии позволяют
произвести структурно-содержательное описание технологии нравственного возвышения будущего специалиста в процессе профессиональной подготовки.
Ведущим структурно-содержательным компонентом технологии, является освоение студентом этических понятий профессиональной деятельности, закономерностей развития морали, норм нравственности. В этот период происходит формирование нравственного склада мышления как неотъемлемой части системного мышления человека; обогащение нравственной памяти и формирование понимания социального долга и нравственной оценки. Результат такой деятельности представлен, как правило, развитием нравственного мышления и обогащенной нравственной памятью. При этом нравственное мышление, в большинстве случаев, выступает самостоятельным процессом с внутренней мотивацией субъекта. Нравственная память, понимаемая как процесс запоминания, сохранения и последующего воспроизведения знаний и опыта нравственного поведения и деятельности, имеет индивидуальные особенности, детерминированные образованностью, воспитанностью и развитостью личности. Нравственная память имеет важное значение в жизни и деятельности каждого человека. Пережитые и сохраненные в памяти нравственные чувства выступают как сигналы, либо побуждающие к действию, либо удерживающие от действий, вызвавших в прошлом отрицательные нравственные переживания [5].
В технологии нравственного возвышения значимым структурно-содержательным компонентом, является формирование умения осуществить нравственный выбор, нравственную самооценку, самоанализ. Здесь также осуществляется стимулирование нравственного воображения и нравственного выбора. Результат данного процесса - сформированное нравственное воображение и нравственная оценка. Поскольку, воображение есть психический процесс оперирования образами и синтеза новых образов, то при условии сформирован-ности у будущего специалиста умения осуществлять нравственный выбор, он будет способен выбрать и построить новые нравственные образы. Нравственное воображение также участвует в регулировании эмоционального состояния человека, где доминантой выступает эмпатия. Благодаря нравственному воображению возможно планирование деятельности и
формирование внутреннего плана действий, выполненных с высоким смысловым и духовным содержанием [6]. Нравственная оценка характеризует степень освоения будущим специалистом ценностных и духовных доминант, смыслов, полных высокого нравственного содержания и умения осуществить нравственную самооценку.
Структурно-содержательным компонентом технологии нравственного возвышения, является формирования чувства социального и профессионального оптимизма и успеха, а также развития потребности в общении, эмпа-тии, социальной толерантности. Результат данного процесса - сформированные нравственная воспитанность и нравственное самонаблюдение. Нравственная воспитанность отражает согласованность между знанием нравственных основ деятельности, убеждениями и поведением. Нравственная воспитанность -актуальный уровень личностной идентичности, если нравственная воспитанность базируется на духовных доминантах. Нравственное самонаблюдение выполняет значимую функцию в структуре личностной идентичности. Оно устанавливает соответствие результатов деятельности и поведения избранному субъектом идеальному нравственному образу.
В технологии нравственного возвышения особую функцию выполняет структурно-содержательный компонент, который предполагает создание условий для формирования у субъекта разнообразных умений нравственной самореализации и активизации нравственных привычек в профессиональном поведении и деятельности. Результат данного процесса - сформированные умения и навыки нравственной социализации и нравственного самообразования. Посредством нравственной социализации индивид усваивает систему социальных нравственных знаний, смыслов, ценностей, норм, обеспечивающих ему возможность нравственной самоактуализации и самореализации. Кроме того, нравственная социализация предполагает развитие у индивида умений и навыков адаптивной нравственной активности. Нравственное самообразование индивида - это самостоятельная, систематическая познавательная деятельность, направленная на нравственное самоусовершенствование. Нравственное самообразование - это индивидуальная система и реализуется самим субъектом.
Завершает характеристику технологии нравственного возвышения ее структурно-
содержательный компонент, отражающий процесс реализации нравственной самоактуализации, самооценки, самоконтроля. Результат данного процесса - сформированные нравственная зрелость и нравственное самосознание. Нравственная зрелость - доминирующая личностная характеристика. Она отражает высокий уровень нравственного развития субъекта. Нравственное самосознание индивида - это высшее выражение его сознания, проявляющееся в осознании системы нравственных смыслов и ценностей, объективной и субъективной необходимости нравственного поведения и деятельности.
Технология нравственного возвышения является составной, диалектически структурированной частью общей технологии профессиональной подготовки будущего специалиста. Вместе с тем, технология нравственного возвышения решает специальную задачу -формирует нравственный имидж будущего специалиста [7]. В процессе профессиональной подготовки нравственное имиджирование выступает как наиболее эффективное средство нравственного возвышения будущего специалиста. Систематическое возвышение повседневных самостоятельных действий будущего специалиста, углубленное моральное восприятие им собственного нравственного действия, отработанность нравственных механизмов саморегуляции, высокая развитость нравственного мышления составляют тот арсенал психолого-педагогических средств, которые обеспечивают высокую результативность имиджирования. Самоанализ, самопознание, рефлексия придают ускорение процессам нравственного возвышения личности будущего специалиста, переводят социальные нравственные и моральные установки в его внутренние духовные константы. Технология нравственного возвышения будущего специалиста должна соответствовать этапам профессиональной подготовки.
На младших курсах необходимо продолжить работу по этическому образованию студентов: они должны осваивать в более полном содержании этические понятия, закономерности развития морали, нормы нравственности. Одновременно у них формируется умение использовать этические понятия, не искажая его смысла и содержания, соотнося их со своим поведением и жизнедеятельностью. Этическая образованность способствует формированию нравственного склада мышления как
неотъемлемой составной части системного мышления человека. Обогащение нравственной памяти будущего специалиста приводит к пониманию социального долга и нравственной ответственности.
На младших курсах также следует развивать нравственное воображение будущего специалиста, создавая ситуации нравственного выбора. Постоянное стимулирование и самостимулирование нравственного воображения способствует интенсивной духовной перестройке личности. Умение дать нравственную оценку, нравственный самоанализ создают предпосылки для развития потребности ставить себя на место другого человека в ситуации неопределенности.
На старших курсах нравственная воспитанность будущего специалиста как качество личности начинает приобретать видимые черты и находить свое проявление в эмпатии и ответственности за происходящее в жизни студента.
При этом, необходимо создавать условия эмоционально-чувственного наполнения отношений студентов. Сформированное чувство социального и профессионального оптимизма, а также развитая потребность в общении способствуют образованию у будущих специалистов глубоких нравственных чувств.
Кроме того, на старших курсах и на этапе самостоятельной профессиональной деятельности следует создавать условия для нравственной социализации будущего специалиста, обретения им разнообразных нравственных умений и навыков. Ведущим методом здесь должно выступать упражнение в освоении нравственных норм, что одновременно создает предпосылки для активизации нравственных привычек в профессиональном поведении будущего специалиста.
Нравственное самообразование будущего специалиста способствует формированию нравственного самообладания. Систематическое нравственное самовоспитание приводит к повышению уровня нравственного самосознания. Чем выше уровень нравственного самосознания, тем продуктивней осуществляется самооценка, самоконтроль будущего специалиста. Такая работа над собой создает предпосылки для достижения будущим специалистом высокого уровня нравственной зрелости.
Для реализации цели, задач и содержания технологии нравственного возвышения буду-
щих специалистов в процессе их профессиональной подготовки вводится специальный обогащенный модульный курс «Нравственность профессиональной деятельности». Модулей в этом курсе два. Первый модуль «Рефлексия: путь к себе» (второе название «Рефлексия - самореализация»). Второй модуль «Методологические и организационные основы нравственного анализа социально-профессиональных проблемных ситуаций».
Одновременно с данным модульным курсом студентам могут быть предложены индивидуально-развивающие курсы и семинары по выбору: «Нравственность как социально-антропологическое явление», «Психологические основы нравственного формирования личности», «Индивидуальная система нравственного самовоспитания».
Модуль «Рефлексия - путь к себе» рассчитан на студентов старших курсов. В профессиональной подготовке будущих специалистов данный модуль реализует две взаимосвязанные функции. Первая - представление рефрексии как ценности профессионального образования, обеспечивающей его эффективность, а вторая - представление рефлексии как ценности, обеспечивающей переход к процессам саморазвития личности в профессиональной деятельности.
Цель обучения рефлексии состоит в том, чтобы воспитать у будущих специалистов привычку «обращаться к себе», которая будет способствовать формированию умений и навыков системного самоанализа.
В основу программы курса положены идеи о том, что общим в профессиональной подготовке будущего специалиста, является развитие его интеллектуальных и нравственных сил. Развитый ум, при условии профессиональной компетентности, позволяет успешно осуществлять профессиональную деятельность. Нравственность будущего специалиста в профессиональной деятельности выражается, прежде всего, в чувстве ответственности, гуманном отношении к субъектам деятельности.
Кроме того, учитывая то обстоятельство, что у будущего специалиста формирование нравственных ценностей в решающей степени зависит от его «само» (самосознания, самопознания, саморегуляции), необходимо избирательно отнестись к средствам обучения студентов рефлексии. Прежде всего, их необходимо учить самоанализу, самокоррекции соб-
ственного поведения и деятельности. В процессе обучения будущих специалистов рефлексии следует учитывать и то, что одним из первых личностных показателей неразвитости рефлексии является неумение обосновать цели и мотивы своей деятельности (отношение первого ко второму порождает смысловую сторону жизнедеятельности студента). Поэтому в процессе профессиональной подготовки будущего специалиста нужно обратить внимание на формирование его личностно-индивидуальной «философии жизни» с использованием возможностей рефлексии и ознакомления с различными формами ее выражения. Это во-первых. Во-вторых, формирование личностно-индивидуальной «философии жизни», следует осуществлять в процессе овладения студентом практической стороной рефлексии (самоизучение с помощью тестов, участия в организационно-деловой игре, научном споре, дискуссии и т. д.).
Обучение рефлексии создает предпосылки для развития у будущих специалистов способности к видению своего образа профессионального бытия, к учету множественности подходов, альтернатив.
Обучение студентов рефлексии осуществляется на лекциях и практических занятиях в тренинговом режиме на двух уровнях: с использованием технологии конструирования ориентировочной основы деятельности и в процессе реконструкции профессионального опыта будущих специалистов.
В процессе систематической рефлексии накапливаются знания критериального характера, которые становятся для студентов ориентиром при анализе более сложных профессиональных проблемных ситуаций на следующих практических занятиях. В свою очередь этот процесс сопровождается реализацией возможностей рефлексивного мышления, обеспечивающей двойственность отображения в сознании обучаемых исходной абстракции: как действия в рамках проекта и как действия по проекту, который конструируется, исходя из определенных критериев.
На различных по типу и виду занятиях у будущих специалистов формируется готовность к осуществлению отчетливой рефлексии на принимаемые решения в ситуации выбора образа профессионального бытия.
Программа модуля «Рефлексия: путь к себе» рассчитана на 32 часа, включает 12 теоретических блоков и предусматривает проведе-
ние лекционных, семинарских и лабораторных занятий, а также самостоятельную работу.
Модуль «Методологические и организационные основы нравственного анализа социально-профессиональных проблемных ситуаций» рассчитан также на студентов старших курсов. Методологический, логико-гносеологический и аксиологический (ценностный) анализ социальных и профессиональных проблемных ситуаций обеспечивает целостность восприятия, поведения и деятельности будущего специалиста на уровне нравственных доминант.
В процессе усвоения будущими специалистами содержания данного модуля осуществляется всестороннее и глубокое осмысление социально-профессиональных проблем. Но оно не ограничивается формально-логическим анализом ситуаций, а опирается на категории, закономерности, принципы нравственного воспитания.
На занятиях по данному модулю будущих специалистов необходимо ориентировать на то, что в процессе объяснения или предвидения социально-профессиональных ситуаций важное место занимает установление нравственной истины. Это сложный мыслительный процесс, требующий использования логического аппарата и приемов формализации. Но и эти средства не могут решить многие проблемы познания. Тогда в действие вступают эвристические методы, построенные на творческой прогностической деятельности. Эвристика решает задачи, связанные с принятием решений в условиях нестандартных проблемных ситуаций. При этом необходимо использовать специфические модели для анализа конкретных социально-профессиональных ситуаций:
а) модель слепого поиска по методу проб и ошибок. Здесь последовательно проводится отбор все новых возможностей (новых выборов) исключение уже рассмотренных ранее;
б) лабиринтная модель. Эта модель обладает структурностью и направленностью поиска. Структурность соответствует конструкции лабиринта. Где имеется определенная направленность движения (по ходам лабиринта);
в) модель, основанная на догадке, близка к лабиринтной, но она, на основании прошлого опыта, позволяет выявить закономерности;
Структурно-семантическая модель - наиболее содержательная для эвристической деятельности. Здесь учитывается структура се-
мантических (смысловых) связей между объектами, образующими «поле задачи»; эта структура позволяет определить серию вариантов ее решения.
В приведенных моделях сочетаются формально-логические (кибернетические), социально-психологические и социально-семантические принципы. Создаются системы для решения все более сложных задач, недоступных для формально логических моделей.
Программа модуля предполагает использование различных форм организации занятий: лекции, семинары, лабораторные занятия. Всего на эти занятия отводится 36 часов.
Кроме того, в процессе реализации содержания модулей применяется специальная группа форм организации обучения, методов и приемов. К ним относятся: вербальный автопортрет «Я - будущий специалист» (по выбору); информационно-познавательный практикум по заданной социально-профессиональной проблеме; тренинг «Моделирование профессионального поведения и деятельности»; организационно-деловая игра; организационно-ролевая игра, «профессиональная мастерская»; анализ биографий выдающихся профессионалов и успешных выпускников вуза и т. д.
В целом реализация технологии нравственного возвышения будущих специалистов в процессе профессиональной подготовки базируется на важнейшем методологическом принципе - воспитания у личности нравственности и гуманизма. Это позволяет решить несколько интегрированных задач:
- инициировать рефлексию личного нравственного опыта будущего специалиста с позиций норм и принципов социально и гуманистически ориентированного государства и общества;
- сформировать у будущих специалистов совокупность нравственных знаний, умений и навыков для анализа и оценки поведения, деятельности, профессиональных и личностных качеств;
- активизировать нравственное сознание будущих специалистов для формирования личностной идентичности.
Литература
1. Макарова Л. Н. Индивидуальные траектории развития преподавателя и студента: философский уровень методологии // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2013. № 5(121). С. 70-75.
2. Овчинникова Ю. Г. Кризис личностной идентичности как ситуация неопределенности //
Человек в ситуации неопределенности / под ред. А. К. Болотовой. М., 2007. С. 69-72.
3. Исаев И. Ф., Ерошенкова Е. И. Векторы развития современного воспитания: от осознания цели к профессионально-педагогической культуре учителя // Воспитание школьников. 2016. № 9-10. С. 3-9.
4. Сластенин В. А. Универсальное педагогическое образование: проблемы и решение // Профессионально-педагогическая культура: история, теория, технология. Белгород, 1996. С. 7-15.
5. Ходусов А. Н. Воспитание в ХХ-начале XXI в. // Педагогика. 2013. № 6. С. 83-88.
6. Извеков И. Н., Алалыкин В. Н. Генеалогическое исследование как технология духовно-нравственного воспитания личности // Гуманизация образования. 2016. № 4. С. 54-57.
7. Гильманов С. А. Имидж: нравственные измерения // Вестник Югорского государственного унисверситета. 2014. № 1(32). С. 242-28.
References
1. Makarova L. N. Individual'nye traektorii razvitiya prepodavatelya i studenta: filosofskij uroven' metodologii [Individual trajectories of development of the teacher and student: philosophical level of methodology] // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2013. № 5(121). S. 70-75.
2. Ovchinnikova Yu. G. Krizis lichnostnoj identichnosti kak situatsiya neopredelennosti [Crisis of personal identity as uncertainty situation] // Chelovek v situatsii neopredelennosti / pod red. А. K. Bolotovoj. M., 2007. S. 69-72.
3. Isaev I. F., Eroshenkova E. I. Vektory razvitiya sovremennogo vospitaniya: ot osoznaniya tseli k professional'no-pedagogicheskoj kul'ture uchitelya [Vectors of development of modern education: from understanding of the purpose to the professional and pedagogical culture of the teacher] // Vospitaniye shkol'nikov. 2016. № 9-10. S. 3-9.
4. Slastenin V. А. Universal'noye pedagogi-cheskoye obrazovaniye: problemy i resheniye [Many-sided pedagogical education: problems and decision] // Professional'no-pedagogicheskaya kul'tura: istoriya, teoriya, tekhnologiya. Belgorod, 1996. S. 7-15.
5. Khodusov А. N. Vospitaniye v XX - nachale XXI v. [Education in XX - the beginning of the XXI century] // Pedagogika. 2013. № 6. S. 83-88.
6. Izvekov I. N., АЫуЫп V. N. Genealogi-cheskoye issledovaniye kak tekhnologiya dukhovno-nravstvennogo vospitaniya lichnosti [Genealogical research as technology of spiritual and moral education of the personality] // Gumanizatsiya obrazovaniya. 2016. № 4. S. 54-57.
7. Gil'manov S. А. Imidzh: nravstvennye izmereniya [Image: moral measurements] // Vestnik Yugorskogo gosudarstvennogo unisversiteta. 2014. № 1(32). S. 242-28.
* * *
TECHNOLOGY OF THE MORAL EMINENCE OF FUTURE EXPERT IN THE COURSE OF VOCATIONAL TRAINING
Khodusov Aleksandr Nikolaevich
Kursk State University, Russia, Kursk e-mail: KononovaSv@yandex.ru
In article the author presented technology of the moral eminence of future expert which activity substantially depends on an uncertainty situation and disclosed distinctive signs of this technology: dynamics of value of the main values distinguishes it, meanings full of the high moral content which promotes dynamics of formation of personal identity. The author in detail opened structural and substantial components of technology of the moral eminence of the student in interrelation and interdependence and showed stages of realization of this technology on the example of the course «Morality of Professional Activity» including two modules: «Reflection: way to yourself» and «Methodological and organizational bases of the moral analysis of social and professional problem situations».
Key words: moral eminence, personal identity, moral experience, stages of vocational training, pedagogical technology, structural and substantial components
Об авторе:
Ходусов Александр Николаевич, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Курского государственного университета, г. Курск
About the author:
Khodusov Aleksandr Nikolaevich, Doctor of Pedagogics, Professor of the Pedagogy Department, Kursk State University, Kursk