УДК 001+004 ББК 73
ТЕХНОЛОГИЯ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ПОДХОД К ПОВЫШЕНИЮ ПРОДУКТИВНОСТИ
Ильин В. Д.1
(Учреждение Российской академии наук Институт проблем информатики РАН, Москва)
Статья содержит постановочную часть концепции технологии научной деятельности в человеко-машинной среде символьного моделирования произвольных объектов (и-среде [1]). Предложен подход к формализованному описанию научных результатов, сформулированы правила их публикации, обсуждения, оценки значимости, хранения и распространения в и-среде.
Ключевые слова: технология научной деятельности, научная продуктивность, информатизация, 5-моделирование, 5-среда.
Введение
Значение научной продукции объёмнее общепонятной прикладной полезности. Модели систем знаний (раздел 1.1.1), описывающие апробированные результаты исследований, служат образцами моделей познаваемых объектов. На их основе создаются учебники и энциклопедии, строятся процессы просвещения и образования.
Лучшие образцы научных рассуждений и описаний научных результатов служат примерами, на которых учатся. Результативных исследователей небезосновательно считают мастерами, а науку - мастерской познания.
1 Владимир Дмитриевич Ильин, доктор технических наук, профессор ([email protected]).
88
Выбор научных проектов, достойных финансирования, и оценка полученных результатов - проблемы неубывающей актуальности для тех, кто обязан стимулировать научную продуктивность, подверженную влиянию множества факторов (включая технологии публикаций и рейтинги научных изданий [3-4]).
Информатизация [1-2], являющаяся одним из испытанных средств повышения продуктивности, не может быть эффективной без изменения существующих технологий описания научных результатов, публикации, обсуждения, оценки значимости, сохранения и распространения опубликованных научных материалов.
Продуктивность научной деятельности при преобладающем бумажном документообороте, безусловно, ниже, чем могла бы быть при использовании гипермедийного документооборота и современных сервисов интенсивно развивающейся 5-среды 2 (раздел 2).
Уходит бумажная почта, теряют тиражи многие бумажные газеты и журналы. На территориях, где есть интернет-доступ, всё труднее найти научных сотрудников, которые не пользуются сервисами глобальной сети. Имеющим постоянную широкополосную связь с интернетом всё меньше оснований пользоваться бумажными ресурсами. Гипермедийные энциклопедии и журналы, словари и другие издания, доступные в глобальной сети, стали информационными ресурсами массового применения именно потому, что представлены в гипермедийной форме и выложены на сайтах с удобными для пользователей сервисами. Число и качество гипермедийных ресурсов прирастает довольно интенсивно. Бумага (как носитель для массовых изданий) неспешно отправляется в историю. Слишком неспешно.
Конечно, никакие изменения технологии не добавят изобретательности исследователям, но могут существенно улуч-
2 Префиксом 8- обозначена принадлежность понятия к понятийному аппарату символьного моделирования произвольных объектов в человеко-машинной среде (8-моделирования [1]).
шить условия: сетевой доступ к хранилищам формализованных моделей научных знаний, незамедлительная публикация и обсуждение на сайтах научных сообществ и др.
Решение задачи повышения научной продуктивности с использованием средств 8-среды предполагает иные (по сравнению с нынешними) подходы не только к представлению научных материалов, но и к их созданию и апробации.
СРЕДСТВА ФОРМАЛИЗАЦИИ
1. В статье применяются средства выделения фрагментов описания, входящие в комплекс ТБМ-формализованного представления гипермедийных и-моделей [1]:
□<фрагмент описаниям ~ утверждение (определение, аксиома и др. утверждения, которые автор считает важными); ^<фрагмент описания>^ ~ пример;
◊<фрагмент описания^ ~ замечание.
Здесь символ ~ служит заменителем слова «означает».
2. В разделе 1.1.1. средства ТБМ применяются для записи 8-моделей систем понятий и систем знаний.
ОБЛАСТЬ ПРИМЕНИМОСТИ
Утверждения, замечания и примеры, приведённые в статье, относятся к системе понятий «научная деятельность» [раздел 1.1.1] и адресованы исследователям, научным администраторам, разработчикам проектов информатизации научной деятельности.
Цель, при достижении которой материал статьи может быть полезен: повышение продуктивности научной деятельности в 5-среде путём комплексного усовершенствования технологий формализованного описания научных результатов, публикации, обсуждения, оценки значимости, хранения и распространения опубликованных материалов.
1. Изучаемые объекты и научная продукция
□Изучаемые объекты относятся либо к природным, либо к изобретаемым .□
Природные объекты изучают физика, астрономия, биология и др. науки, а изобретаемые - информатика, электротехника, радиотехника и др.
Независимо от содержания научного результата и области, к которой он относится, его судьба существенно зависит от того, как составлено описание, насколько быстро и в каких изданиях оно опубликовано, как устроены процессы обсуждения, оценки значимости, распространения и др.
◊Целесообразность унификации описаний, сохраняемых в 5-среде, неоспоримо доказана успешным развитием автоматизированного проектирования в различных предметных областях (включая проектирование программных и аппаратных средств 5-машин).0
В эти дни для описаний научных результатов обычно регламентируются только структуры и форматы документов, хотя в 5-среде с описаниями научных результатов можно работать так же, как в САПР3 работают с проектной документацией. При этом описания должны удовлетворять требованиям реализуемости в 5-среде.
1.1. НАУЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
□Научный результат - модель системы знаний (раздел 1.1.1), описывающая совокупность объектов, включающую изучаемый объект, и связи между ними. Описание модели представлено в форме сообщения, рассчитанного на распознавание и интерпретацию научным сообществом.□
Значение результата зависит от предсказательной силы, воспроизводимости и применимости модели, а также от свойств сообщения, содержащего её описание.
1.1.1. 8-МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ ПОНЯТИЙ
□Б-модель са системы понятий - это пара <тет[5с] ~ ~ память модели 5с системы 5С понятий>, <ге1(тет[5с]) ~
3 САПР - система автоматизированного проектирования.
~ семейство связей, заданных на тет[5с]> (где [5с] - помета). Здесь тет[5с] и ге/(тет[5с]) соответствуют совокупности понятий моделируемой системы 5С и семейству связей, заданных на этой совокупности. □
□Определение системы понятий - описание её 5-модели, сопровождаемое указанием области применимости.
Описание представлено в форме сообщения, рассчитанного
на:
• интерпретацию научным сообществом;
• представление, сохранение, распространение, накопление и поиск в 5-среде. □
□Определение системы понятий должно удовлетворять трём необходимым требованиям конструктивности:
1) представление в виде пары <описание области применимости>, <5-модель системы понятий>;
2) в систему понятий, считающуюся определённой, не должны входить понятия, не имеющие определений (и при этом не относящиеся к понятиям-аксиомам);
3) должна быть определена область применимости.□
□Определение области применимости модели - это описание типов:
• корреспондента (кому адресовано определение);
• цели, в процессе достижения которой определение имеет смысл (классы задач, при изучении которых определение может быть полезно);
• стадии, на которой целесообразно использовать определение (концепция, методология решения и т.д.)^
◊Область применимости модели может принадлежать совокупности областей, в которых исследуются природные объекты, или к совокупности областей, в которых изучаются изобретаемые объекты.◊
В науке и технике особое внимание сосредоточено на 5-моделях, где семейства связей ге/(тет[5с]) представлены в форме разрешимых задач (задавая значения некоторого подмножества элементов памяти тет[5с], можно вычислять значения других элементов).
^Элементарным примером системы понятий с разрешимыми задачными связями между элементами памяти является система понятий треугольник (в 5-модели № этой системы стороны а, Ь, с и периметр р являются элементами памяти, а связь р = а + Ь + с — элементом семейства связей).ф
◊8-модель системы понятий относится к символьным моделям, существование которых возможно только в форме 5-сообщений (сообщений, реализуемых в 5-среде). ^Сообщения, хранящиеся на носителях, с которых 5-машины не могут считывать и на которые не могут записывать (фпамять человека^) не являются 5-сообщениями.
1.1.2. Б-МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ ЗНАНИЙ □Б-модель системы знаний - триада
<са ~ 5-модель системы Бс понятий>,
<5е1[1п^\ ~ 5-модель совокупности языков сообщений, интерпретируемых на са>,
<5е^Мг] ~ 5-модель совокупности интерпретаторов на са сообщений, составленных на языках из 5et[lng]>.□
Интерпретация сообщения на модели са:
1. Построение выходного сообщения (извлечение информации) по заданному входному (сообщения представлены на языках из совокупности set[lng]).
2. Анализ выходного сообщения (требуются ли изменения в модели са).
3. Если требуются, то - изменение модели са; если нет -завершение.
1.2. ИНЖЕНЕРНЫЕ МОДЕЛИ
□Изобретённая инженером модель - утверждение, описывающее принцип действия множества устройств или систем, которые могут представлять собой символьные или воплоти-мые «в металле» конструкции.□
◊Важно: не одного устройства или системы, а множества (типа). При этом для истолкования и воплощения модели не требуется участие автора. ◊
Если модель удовлетворяет требованиям, предъявляемым к научному результату, и обоснована целесообразность реализации устройств или систем, принцип действия которых описан моделью, то она, несомненно, является научным результатом.
◊Научность модели не зависит от области знаний, к которой она относится (связь, электротехника, математика, физика, биология или что-то ещё)^
ФТеории сопротивления материалов, электротехники, связи и многие др. - научный фундамент, имеющий непреходящее значение. Построенные на нём методы расчётов разного назначения апробированы поколениями инженеров (при проектировании мостов и зданий, электрических машин и линий электропередач, самолётов и морских судов, радио и тв-систем, космических кораблей и систем спутниковой связи - этот список даже не инженер может легко продолжить, внимательно посмотрев на мир вещей, без которых теперь и не обойтись. Все искусственные сооружения, которыми пользуется современный человек, изобретены и спроектированы инженерами. ф
Изучение изобретаемых объектов так же важно, как исследование природных: ведь исследования природных объектов ведутся с использованием изобретённых (методов 5-моделирования, математического моделирования и др.).
1.3. ВИДЫ НАУЧНОЙ ПРОДУКЦИИ
□Основными видами научной продукции являются:
• опубликованные модели знаний (представленные в статьях, монографиях, отчётах о выполненных НИР);
• физически реализованные модели изобретённых объектов;
• рецензии на модели знаний, изобретённые другими;
• результаты образовательной и экспертной деятельности;
• просветительская продукция (энциклопедические статьи; сайты, посвящённые популярному изложению научных результатов и др.)л
□Научные материалы:
• статьи, монографии, отчёты о выполненных НИР и др. документы, содержащие описания результатов научных исследований, дискуссий, совещаний и др. составляющих научной деятельности;
• физические модели, макеты научно-технических сооружений и дрл
2. Э-среда: инфраструктурное основание информатизации
□Б-среда - объединение взаимодействующих 5-сетей и отдельных 5-машин, используемых для решения задач 5-моделирования и применения полученных результатов. Средство информатизации различных видов деятельности людей [1]л
Современным воплощением ядра 5-среды является интернет.
Каждая 5-модель, хранящаяся в 5-среде - это некоторое сообщение, рассчитанное на интерпретацию получателем определенного типа.
фСпецификации программируемых задач интерпретируют программисты. Исходные тексты написанных ими программ -программы-трансляторы (компиляторы, интерпретаторы, ассемблеры). Инструкции, из которых состоят исполняемые программы, интерпретируют микропроцессоры 5-машин. Сообщения, представленные в форме аудио- и видеофайлов - соответствующие программы-плееры. Сообщения, поступающие от веб-серверов в ответ на запросы пользователей и представляющие собой веб-страницы, интерпретируют программы-браузеры. Графические (текст, неподвижные и подвижные изображения), аудио и механические сообщения, выводимые соответственно на экраны мониторов, колонки аудиосистем (или наушники) и корпуса, например, мобильных устройств (вибровызовы) - такие сообщения интерпретируют люди.ф
Книга, созданная писателем, музыкальная композиция, произведение художника и т. д. - всё это сообщения, рассчитанные на получателей различных типов. Успешная интерпретация сообщений позволяет извлечь информацию [1].
2.1. ИЗОБРЕТАТЕЛИ И СТРОИТЕЛИ Б-СРЕДЫ
Изобретатели систем символов и систем кодов [1], систем
машинных команд и языков программирования, трансляторов, сетевых архитектур и протоколов, сервис-ориентированных архитектур, чипсетов и т. д. - это творцы, деятельность которых осуществляется в 5-среде и направлена на методологическое обеспечение проектов её непрерывно продолжающегося строительства. Их продукция служит основанием для творчества программистов, разработчиков аппаратных составляющих 5-машин и др. (строителей 5-среды). Все вместе они изобретают и строят 5-среду. Б-среда служит инструментарием, позволяющим творцам использовать при создании своих произведений сочетания выбранных ими символьных систем и непрерывно прирастающий арсенал сообщений, хранящихся в ней.
2.2. ПОЛЬЗОВАТЕЛИ Б-СРЕДЫ
Ими являются все, кто применяет средства 5-среды. В их число входят изобретатели и строители 5-среды. Программисты и проектировщики, использующие САПРы различного назначения; дизайнеры, композиторы, художники, литераторы, создающие свои произведения с использованием различных редакторов, установленных на их 5-машинах (ноутбуках, персональных компьютерах и др.) - все они пользователи 5-среды.
Изобретатели, строители и другие пользователи 5-среды соединены ею: могут обмениваться гипермедийными сообщениями, проводить видеоконфереции, коллективно формировать документы, выполнять различные проекты и многое др. Их деятельность непрерывно увеличивает число 5-моделей систем понятий и систем знаний [1], хранящихся и используемых в 5-среде. Вместе они увеличивают потенциал 5-среды, который, в свою очередь, позволяет увеличить потенциал каждого из них.
2.3. ЭЛЕКТРОННАЯ И БУМАЖНАЯ ФОРМЫ СООБЩЕНИЙ
В эти дни преобладают две формы документального представления сообщений: в 5-среде - электронная (файлы на различных носителях, веб-сайты и др.), вне её - бумажная (книги,
брошюры и др.). При этом большинство бумажных документов получают путём распечатки соответствующих им электронных. В частности, бумажные книги выпускают, используя так называемые оригинал-макеты, представляющие собой электронные документы. Бумажная форма часто используется для дублирования электронной. На начальном этапе создания продукции интеллектуальной деятельности современные авторы пользуются различными редакторами для построения сообщений, установленными на 5-машинах. Поэтому рождаются сообщения в электронной форме и сохраняются в виде файлов.
Пока еще сохраняющаяся потребность в бумажных формах связана с тем, что:
• часть населения не пользуется 5-машинами (по разным причинам);
• среди пользующихся 5-машинами есть те, кто иногда или постоянно предпочитает бумажные формы для того чтобы читать произведения.
2.4. ВОЗМОЖНОСТИ: ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ, НАВИГАЦИОННЫЕ И ДР.
По богатству изобразительных, навигационных и др. возможностей (в частности, связанных с распространением произведений) гипермедийные сообщения, используемые, например, в веб-сервисах, нелепо сравнивать с бумажными. Сочетание в них текста, картинок, аудио- и видео- составляющих, гиперссылок, позволяющих вызывать различные сервисы (почтовый, поисковый и др.) и перекрёстных ссылок, дающих возможность произвольного перемещения внутри документа - всё это несопоставимо с тем, что может дать самая роскошная книга с цветными иллюстрациями.
ФЧитая (интерпретируя) гипермедийную книгу, можно быстро выяснить значение непонятного слова (перейдя к электронному словарю или энциклопедии) и снова вернуться; можно посмотреть видеоклип, послушать аудиозапись (например, с комментарием автора). Таких возможностей довольно много и с каждым месяцем становится всё больше. Гипермедийная биб-
97
лиотека объемом, превышающим в разы бумажные библиотеки самых ярых библиофилов, легко уместится на нескольких жёстких дисках. Отправляясь в отпуск, командировку или еще куда-то, можно закачать избранные вещи на карту памяти своего коммуникатора или на жёсткий диск субноутбука.ф
2.5. ОБНОВЛЕНИЯ
Гипермедийная форма даёт возможность относительно легкого обновления хранящегося сообщения (дополнения, изъятия каких-то фрагментов; изменений в оформлении, исправления ошибок и др.). Если сообщение (например, научная статья) размещено на веб-сайте, то процесс обновления выполняется довольно просто. Сразу после его завершения пользователи имеют возможность ознакомиться с обновленным произведением (с точным указанием содержания выполненного обновления).
2.6. КОММЕНТАРИИ, ФОРУМЫ, РЕЦЕНЗИИ
Существование произведения в форме гипермедийного сообщения позволяет автору выбрать приемлемые для него дисциплины комментирования, форумов и рецензирования (если он выкладывает произведения на своём сайте). Если же на сайте сообщества или научного издания, то всё это должно соответствовать правилам сообщества или научного издания.
2.7. АВТОРСКОЕ ПРАВО
фВыложил автор произведение на сайте сообщества. Поступившее сообщение автоматически зарегистрировано (на него заведена электронная карточка). Любое обновление регистрируется в этой карточке.
Скрыть улики хищения значительно труднее, чем в случае с бумажной формойф.
2.8. ПЕРСПЕКТИВЫ
Ближайшее будущее 5-среды определено интенсивным развитием разнообразных сервисов (в том числе научных и образовательных). Блог-сервисы, предоставившие огромному числу
людей возможность иметь персональные сайты, продолжат интенсивное развитие. Набирающие обороты процессы конвергенции технологий цифровой связи, массового распространения сообщений (телевидения, радио) и 5-машинных технологий решения разнообразных задач (включая научные) преобразят
5-среду, сделают её еще более мощным средством поддержки научной и образовательной деятельности.
3. Гипермедийные научные издания
□Гипермедийное научное издание — тип электронного издания, в котором публикуемые материалы представлены в форме гипермедийных документов.□
◊В эти дни нет оснований для сохранения бумажных научных изданий, научных конференций с изданием бумажных трудов, нынешних принципов формирования редколлегий, рецензирования и обсуждения научных материалов.
Ложное связывание возможности продавать научные материалы с бумажной формой их представления - плод неосведомлённости: файлы научных статей, книг и др. продаются так же, как файлы программ, музыкальных произведений и др.
Распечатка и переплёт по заказу - повсеместно существующий коммерческий сервис. Кто экранам 5-машин предпочитает бумажные листы и согласен на неизбежные потери в информативности и своевременности, всегда имеет возможность реализовать свои предпочтения.◊
◊Каждый день недопустимо затянувшейся обороны владельцев и сторонников бумажных научных изданий дорого обходится науке:
• гипермедийные научные материалы несопоставимо информативнее бумажных;
• бумажные публикации недопустимо запаздывают (в лучшем случае на месяц, а как правило - на несколько);
• невозможна неограниченная по времени открытая научная дискуссия (как в правильно устроенных гипермедийных научных изданиях);
• доступность бумажных материалов несопоставима с доступностью гипермедийных;
• опубликованные в бумажных изданиях неквалифицированные материалы, содержащие грубые ошибки, нет возможности прокомментировать (◊в правильно устроенных гипермедийных научных изданиях это можно сделать в любое время^).
Недёшево обходится и налогоплательщикам содержание государственных бумажных научных изданий:
• помещения, кадровый корпус, оборудование, материалы (включая бумагу, конечно);
• библиотеки вынуждены тратиться на сканирование бумажных научных материалов вместо того, чтобы сразу получать их в гипермедийной форме;
• к тому же отсканированные и представленные в электронной форме материалы не становятся гипермедийными (т. е. их информативность не увеличивается по сравнению с бумажными оригиналами);
• хранилища бумажных экземпляров имеют несопоставимо
большие объёмы и их необходимо периодически расширять. ◊
◊То, что нынешние электронные научные издания продолжают публиковать материалы ещё и в бумажной форме, определяется, прежде всего, позицией Министерства образования и науки Российской Федерации.◊
ФНаучные материалы в бумажной форме продолжают принимать и РГБ4, и ВНТИЦ5.
Большая российская энциклопедия (30-томник), выпускающаяся под научным руководством РАН, до сих пор не имеет гипермедийного аналога.
В итоге читатели лишены навигационных возможностей (перехода по гиперссылкам и перекрёстным ссылкам), возмож-
4 Российская государственная библиотека.
5 Всероссийский научно-технический информационный центр. 100
ностей увидеть цветные иллюстрации, видеосообщения автора и тематические презентации. Читатели лишаются тех возможностей, которые делают материал не только выразительнее, но и объёмнее по смыслу. ф
□Электронные научные издания должны быть гипермедийными. □
Статьи, монографии, научные отчёты, труды конференций и др. материалы, выложенные на их сайтах, должны быть гипермедийными документами.
□ Предстоит разработать правила регистрации и функционирования гипермедийных научных изданий.□
3.1. СЕРВИСЫ
□Сайт гипермедийного научного издания должен иметь набор сервисов, необходимых для:
• регистрации пожелавших участвовать в работе издания (к ним относятся авторы, рецензенты и те, кто предполагает публиковать комментарии, оценки, предложения по улучшению работы издания);
• управления базами данных, содержащими обращения участников, публикуемые материалы, рецензии и др.;
• гипермедийного представления материалов (включая презентации и видеосообщения). □
3.2. ПРАВО РЕГИСТРАЦИИ
□Право регистрации гипермедийных научных изданий должны иметь аккредитованные научные и образовательные учреждения (научно-исследовательские институты и вузы).Ъ
6 ФГУП НТЦ «Информрегистр» целесообразно оставить в качестве хранилища электронных материалов, освободив от регистрации изданий.
4. Публикация в в-среде
□Исследователь должен иметь возможность незамедлительной публикации своей продукции в гипермедийных научных изданиях [статей и монографий; рецензий (обязательно подписанных) и комментариев; заметок и оценок; образовательных материалов].^
Для публикации достаточно, чтобы представленный материал соответствовал тематике издания и был оформлен в соответствии с требованиями этого издания. Выложенный на сайте издания материал публично рецензируется и обсуждается сообществом.
5. Хранение и распространение
Зарегистрированные научные издания размещают в хранилищах те материалы, которые считают апробированными. Государственные хранилища опубликованных научных статей, монографий, отчётов о НИР, рефератов успешных соискателей учёных степеней и др. должны принимать материалы в гипермедийной форме.
◊Бумажные распечатки и пр. негипермедийные формы представления принятых материалов - только по заказу.◊
Сервисы каждого хранилища должны обеспечивать передачу материалов в интерактивном режиме: заполняется библиографическая карточка отправляемого на хранение материала ^ программа-робот хранилища проверяет её и, если всё в порядке, сообщает о готовности принять материал ^ после успешного завершения приёма материала робот завершает заполнение полей библиографической карточки, заверяет её цифровой подписью (эцп) администратора хранилища и отсылает подателю материала.
Целесообразно предусмотреть два типа сервисов хранения и распространения научных материалов: платный и бесплатный.
6. Сайты исследователя и преподавателя
Как правило, исследователь занимается и преподаванием.
◊Среди блог-сервисов, предлагаемых в 5-среде, легко найти подходящий для размещения научных и учебно-методических материалов (фЭнциклопедия информатики ИНФОПЕДИЯ Шр://тйэре&а2008^оМрге88.сотф).^
□ Сайты исследователя - это и мастерская изобретателя 5-моделей знаний, и средство их представления и продвижения. □
◊Для популяризации научных результатов и просветительства целесообразно использовать предложения наиболее популярных блог-сервисных компаний. ◊
7. Авторство и оценка значимости научных результатов
□Положительное влияние на продуктивность научной деятельности могла бы оказывать система регистрации авторства и оценки значимости научных результатов, поддерживаемая государством. Ключевые роли в этой системе должны принадлежать научным сообществам.□
Может ли член сообщества, имеющий учёную степень по специальности, отнесённой к специальностям сообщества, не быть автором ни одного из признанных этим сообществом научных результатов? Ответы на этот и связанные с ним квалификационные вопросы, предложенные объединением научных сообществ, целесообразно оформить в виде положения о научном сообществе.
□Научным объектом признаваемого государством авторства (далее - н-объектом) служит научный материал (раздел 1.2), зарегистрированный и размещённый в государственном хранилище. □
□Субъектом научного авторства (далее - автором) может быть физическое лицо или несколько физических лицл
В электронном каталоге государственного хранилища н-объектов каждый из хранящихся н-объектов должен быть представлен уникальным идентификатором и гиперссылкой на стандартную (для каждого типа н-объектов) гипермедийную спецификацию, включающую описатель автора (содержащий поля: ф.и.о.,учёная степень и др.).
7.1. СИМВОЛЬНЫЕ И НЕСИМВОЛЬНЫЕ Н-ОБЪЕКТЫ Н-объекты делятся на символьные и несимвольные.
К символьным н-объектам относятся монографии, записи алгоритмов решения задач с помощью 5-машин и др. символьные сообщения (включая 5-сообщения [1]), для каждого из которых указаны язык (или языки) сообщения и средства, необходимые для интерпретации сообщения.
◊Отличительным признаком символьных н-объектов является относительно легко (по сравнению с несимвольными н-объектами) осуществляемые копирование без искажений и распространение копий.◊
К несимвольным н-объектам относятся физические модели, макеты научно-технических сооружений и др.
7.2. ЗНАЧИМОСТЬ Н-ОБЪЕКТА: ОТКРЫТИЕ, ИЗОБРЕТЕНИЕ, РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ
□Открытие - доказательство существования ранее неизвестного природного объекта. □
фДоказано существование элемента, отсутствовавшего в таблице Менделеева, - это открытие.ф
□Изобретение - создание ранее неизвестного объекта. □ фИзобретаются языки программирования (в информатике), формальные системы (в математике) и др. объекты. ф
□Рационализация - усовершенствование существующего изобретения. □
фУсовершенствуются технологии, устройства и др. объекты. ф
◊Определение значимости н-объектов (открытие, изобретение, или рационализация) осуществляется научными сообществами в процессах публичного обсуждения на их сайтах.◊
7.3. ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ПОДТВЕРЖДЕНИЕ АВТОРСТВА И ПРИЗНАНИЕ Н-ОБЪЕКТА
□Свидетельство автора н-объекта - стандартный гипермедийный документ, подтверждающий авторство. Содержит уникальный идентификатор и спецификацию н-объекта. В любое время может быть получен автором по запросу к сервису свидетельств авторов н-объектов государственного хранилища н-объектов. □
□Сообщество, признавшее н-объект, выставляет одну из трёх оценок значимости н-объекта: открытие, изобретение или рационализация.
Процесс признания н-объекта сообществом может находиться в одном из четырёх состояний:
• не представлен автором для обсуждения;
• обсуждается;
• признан;
• не признан.□
◊В поле Кем установлена значимость заносится описатель сообщества, дата принятия решения, гиперссылки на протокол о принятии решения и базу данных материалов обсуждения н-объекта.◊
7.4. УНИФИКАЦИЯ ОПИСАНИЙ Н-ОБЪЕКТОВ И МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРИЗНАНИЕ
Признанные научными сообществами разных стран стандарты описаний н-объектов различных типов - необходимое условие организации процессов международного признания значимости н-объектов.
◊На стартовом этапе научным сообществам нашей страны целесообразно утвердить требование о представлении описания н-объекта не только на русском, но и на английском языке (ставшем де-факто международным языком исследователей).◊
8. Об оценке продуктивности научной деятельности
◊Есть основания полагать, что предложенная в статье оценка значимости н-объекта (открытие, изобретение, рационализация), признанная научным сообществом, не будет лишней среди существующих средств определения научной продуктивности. ◊
фМожно сделать несколько публикаций примерно об одном и том же в различных научных изданиях с хорошими рейтингами цитируемости. А вот получить положительную оценку значимости ранее оценённого н-объекта, представленного под изменённым названием, вряд ли получится. ф
Заключение
Предложен подход к повышению продуктивности научной деятельности в 5-среде:
1. Определены требования к формализованному описанию научных результатов, их публикации, обсуждению, хранению и распространению;
2. Обосновано, что научные издания должны быть гипермедийными, а право их регистрации должны иметь аккредитованные научные и образовательные учреждения;
3. Основными средствами представления и продвижения научных результатов в 5-среде должны стать сайты исследователей, научных сообществ и гипермедийные научные издания;
4. Сформулированы принципы определения значимости (открытие, изобретение, рационализация) научных объектов авторства путём их обсуждения на сайтах научных сообществ.
Литература
1. ИЛЬИН А. В., ИЛЬИН В. Д. Основы теории 5-моделирования. - М.: ИПИ РАН, 2009. - 143 с. - ИИЬ: http://smodeling .wordpress.com/2009/ 12/30/а-в-ильин-в-д-ильин-основы-теории^-модел/
2. ИЛЬИН В. Д. Основания ситуационной информатизации. -М.: Наука, 1996. - 180 с.
3. НОВИКОВ Д. А. Дискуссия о проблемах оценки научных журналов: вводное слово главного редактора / Управление большими системами. - 2009. - Выпуск 27. - С. 5-17. -URL: http ://ubs. mtas.ru/archive/search_results_new.php? publication_id=17895
4. ФЕДОРЕЦ О. В. Коллективная экспертиза научных журналов: методика агрегирования экспертных оценок и построения рейтинга / Управление большими системами. -2009. - Выпуск 27. - C. 18-35. - URL: http://ubs.mtas.ru/ archive/search_results_new.php?publication_id=17896
TECHNOLOGY OF SCIENTIFIC ACTIVITIES:
AN APPROACH TO IMPROVE EFFICIENCY
Vladimir Ilyin, Institute of Informatics Problems of RAS, Moscow, Doctor of Science, professor ([email protected]).
Abstract: This article describes the fundamental part of the conception for technology of scientific activities in human-machine environment for symbol modeling of arbitrary objects (s-environment). Further, the article proposes an approach to formalized description of scientific results and defines rules of publication, discussion, evaluation of the significance, storage, and distribution of these results in s-environment.
Keywords: technology of scientific activity, efficiency of scientific activity, informatization, s-modeling, s-environment.
Статья представлена к публикации членом редакционной коллегии М. В. Губко