ТЕХНОЛОГИЯ МОНИТОРИНГА МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕСУРСА КАК СРЕДСТВА СОЦИОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ *
Н .П .Рыжих,
кандидат педагогических наук, доцент
Аннотация. Сущность, структура и содержание мониторинга медиаобра-зовательного ресурса как средства социокультурного развития воспитанников детских домов заключается в выявлении различных уровней медиакомпетен-тности воспитанников, в определении сущности понятия «мониторинг медиа-образовательного ресурса как средства социокультурного развития воспитанников детских домов», в использовании методов проведения и анализа процесса мониторинга медиаобразовательного ресурса как средства социокультурного развития воспитанников детских домов.
Ключевые слова. Медиаобразование, медиакомпетентность, медиапе-дагогика, медиаграмотность, дети, детский дом, мониторинг.
Monitoring of technology media educational resources as a means of social and cultural development of orphans children
Dr. Natalia Ryzhikh
Docent of Anton Chekhov's Taganrog State Pedagogical Institute
(Taganrog, Russia) Member of Russian Association for Media Education
Abstract. The essence of the structure and content of media education resource monitoring as a means of social and cultural development of orphans children is to identify different levels of children' media competence, to use methods of analysis and process monitoring of the media education resource as a means of social and cultural development of orphans children.
Keywords: media education, media competence, children, media studies, media literacy, monitoring, orphans.
Социокультурное развитие подрастающего поколения - одна из приоритетных задач современного общества, которые решаются, прежде всего, в семье, в учреждениях общего и дополнительного образования. Особого внимания требует решение этого вопроса в детских
домах, в которых воспитываются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Необходимо привить ребёнку осознание себя в контексте исторического времени, в ориентации на социально-культурные идеалы и возможности их реализации во взрослой жизни.
* статья написана при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), проект № 11-06-18004е «Мониторинг медиаобразовательного ресурса как средства социокультурного развития воспитанников детских домов (на материале детских домов г. Таганрога). Научный руководитель проекта - кандидат педагогических наук, доцент Н.П. Рыжих.
Культура включает в себя регуляторы социального взаимодействия, имеющие непосредственное или закодированное символическое выражение. Те из них, которые ограничивают, структурируют и детерминируют активность людей в процессе социального взаимодействия, придают ей обязательный характер, носят название социокультурных норм. Те, что определяют поля и шкалы возможных предпочтений и выборов в сферах вещей, представлений, отношений, действий принято называть культурными ценностями. Таким образом, в понятие «культура» включаются принципы, поддерживающие организацию совместной жизни и деятельности людей, выраженные в символических формах нормативных и ценностных образований. Кроме того, признаётся, что хотя понятие «культура» и включает в себя множество объектированных феноменов прошлого и настоящего, его полнота достигается только при погружении таких объектов в контекст социального взаимодействия, информационного обмена (Ч.Морренс, К.Клакхон, А.Кребер). Мы разделяем эту точку зрения и считаем, что современные масс-медиа как раз и должны служить такому социальному взаимодействию, информационному обмену в плане усвоения таких культурных форм как стереотипные совокупности действий и актов поведения, а также социально-стандартизированные продукты групповой активности («паттерны»).
Социокультурные нормы и культурные ценности определяются социально-экономическими, полити-
ческими и социально-психологическими факторами, в частности, интенсификацией межкультурной коммуникации, развитием соответствующего ей стандартизированного языка, условно обозначаемого как массовая культура и распространившегося в глобальном масштабе. Методы гуманистического воспитания ставят во главу угла личность ребёнка как активного субъекта педагогического процесса, развитие его как человека культуры. В числе таких методов находятся коллективное и индивидуальное творчество, свободный выбор детьми способов и форм жизнедеятельности, жизнетворчества, трансляция и усвоение культурных ценностей, формирование основ нравственной и эстетической деятельности и др. В этой связи актуализируется необходимость организации процесса медиаобразования воспитанников детских домов, одной из целей которого - социокультурное развитие личности ребёнка.
Сегодняшние медиа - мощная сила воздействия на субъективный мир личности. Особенно большое влияние медиа оказывают на детей и молодёжь. Налицо объективно существующие противоречия:
- между необходимостью социокультурного развития детей и подготовки их к жизни в современном медийном сообществе и реальным состоянием практической подготовки учащихся в области медиаобразования;
- между вовлечением несовершеннолетней аудитории в процесс потребления медиапродукции и отсутствием целенаправленного педагогического руководства этим процессом;
- между настоятельной потребностью использования инновационных процессов в воспитательных учреждениях и слабым использованием потенциала медиаобра-зования;
- между накопленным в мировой медиапедагогике значительном опыте в использовании обучающих, креативных и воспитательных возможностей медиа и недостаточным использованием в нашей стране потенциальных возможностей медиаобразования в плане социокультурного развития личности ребёнка, особенно, если он находится в условиях детского дома.
Данное противоречие и породило проблему нашего исследования, которая заключается в поиске путей разрешения данных противоречий, требующих разработки технологии мониторинга использования медиаобразовательного ресурса в социокультурном развитии воспитанников детских домов, которая явится инструментарием диагностического эксперимента, а полученная в ходе исследования аналитическая информация может служить базой для разработки программы медиаобразования как средства социокультурного развития воспитанников детских домов.
Цель исследования: выявить, определить, обосновать сущность, структуру и содержание мониторинга медиаобразовательного ресурса как средства социокультурного развития воспитанников детских домов.
Мы определили следующие задачи исследования:
- выявить, определить и теоретически обосновать сущность мониторинга медиаобразовательного
ресурса как средства социокультурного развития воспитанников детских домов, организованного в соответствии с принципами научности, диагностико-прогностической направленности;
- разработать показатели развития медиакомпетентности воспитанников детского дома;
- определить специфику методов диагностического эксперимента.
В нашем понимании монито -ринг медиаобразовательного ресурса как средства социокультурного развития воспитанников детских домов - это процесс научно-обоснованного, диагностико-прогнос-тического планово-деятельностно-го изучения уровня медиакомпе-тентности личности воспитанников, наличия использования форм и методов медиаобразования в процессе организации различных видов социокультурной деятельности, готовности педагогов к использованию медиаобразования как средства социокультурного развития воспитанников детского дома.
Под медиаобразовательным ресурсом в данном контексте мы понимаем уровень медиакомпе-тентности личности воспитанников, использование форм и методов медиаобразования в процессе организации различных видов социокультурной деятельности, готовности педагогов к использованию медиаобразования как средства социокультурного развития воспитанников детского дома.
Социокультурная реальность выступает для школьника как основа для постепенного погружения в развивающееся проблемное поле культуры и освоения социокультур-
ного опыта. Однако движущая сила социокультурного развития ребенка - не просто присвоение человеческого опыта, а накопление и расширение его индивидуального жизненного опыта в процессе особого взаимодействия со взрослым. Поэтому очень важна задача развития воспитанника детского дома, с одной стороны, как человека социального, то есть способного занять свое место в обществе, с другой стороны, культурного, присваивающего культуру и преобразующего ее в своей деятельности.
В настоящее время отдельные аспекты социокультурного развития школьников освещаются во многих исследованиях и публикациях (Э.В. Андреева, Т.Ю. Бильгильдеева, РИ. Бунеев, Н.Ф. Голованова, Л.И. Капиц, Т.М. Кондратенко, Н.В. Недорезова, А.Д. Обутова, С.И. Осипова, С.В. Тарасов и др.). В общем, понятие «социокультурное развитие детей» трактуется, как создание условий в период первоначальной жизни человека для перехода его в более совершенное состояние, при котором раскрываются его особенности и возможности, путем овладения культурными средствами, формами и методами для усвоения им ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу посредством воспитания и обучения.
Результатом социокультурного развития личности воспитанника детского дома мы можем считать устойчивое проявление ценностного отношения к окружающему миру, развития рефлексивного контроля, уверенности в себе, эмоциональной устойчивости, социальной адаптиро-ванности, автономности, социаль-
ной активности, повышения уровня нравственной воспитанности.
Медиакомпетентность личности школьника - результат процесса медиаобразования - направления в педагогической науке, предусматривающая развитие «личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатек-стов, обучения различным формам самовыражения при помощи меди-атехники» [Федоров, 2001].
Медиакомпетентность личности - «это совокупность ее мотивов, знаний, умений, способствующих выбору, использованию, критическому анализу, оценке, созданию и передаче медиатекстов в различных видах, формах и жанрах, анализу сложных процессов функционирования медиа в социуме» [Федоров, 2007].
Развитие медиакомпетентнос-ти должно предоставить учащимся возможность:
- развивать способности, знания и отношения, необходимые для анализа способов, с помощью которых медиа активно конструируют реальность;
- получать знания социального, культурного, политического и экономического значения этих конструкций и распространяемых ими ценностей;
- развивать уровни оценки и эстетического восприятия медиа-текстов;
- декодировать медиатексты, чтобы распознать и оценить соци-
окультурные ценности, практическую значимость, идеи, содержащиеся в них;
- распознавать, анализировать и применять разнообразие технического использования и создания медиатекстов;
- осознавать, что те, кто создают (конструируют) медиатексты, делают это, исходя из множества мотивов (контроль, давление и др.) - экономических, политических, организационных, технических, социальных и культурных;
- понимать, что каждый человек вовлечён в селективный и аналитический процесс исследования меди-атекстов. Этот процесс и связанные с ним смыслы зависят от психологических, социальных и природных факторов [А.В.Федоров, 2007].
Медиакомпетентность определяется по наличию и степени проявления таких показателей как:
1) мотивационный: широкий комплекс жанровых, тематических, эмоциональных, гносеологических, гедонистических, психологических, этических, интеллектуальных, эстетических, творческих мотивов контакта с медиа и медиатекстами;
2) контактный: частота общения/контакта с различными видами медиа и медиатекстов;
3) информационный: знание большинства базовых терминов, теорий, основных фактов истории развития медиакультуры, творчества деятелей медиакультуры, ясное понимание процесса массовой коммуникации и медийных воздействий в контексте реального мира;
4) перцептивный: способность к восприятию медиатекстов - отождествление с автором медиатекста
при сохранении основных компонентов «первичной» и «вторичной» идентификации;
5) интерпретационный/оценочный: умения критически анализировать процесс функционирования медиа в социуме с учетом разнообразных факторов на основе высокоразвитого критического мышления, интерпретировать медиатек-сты на основе определённого уровня медиавосприятия;
6) практико-операционный: практические умения самостоятельного выбора, создания/распространения собственных медиа-текстов различных видов и жанров, умения активного самообразования в медийной сфере;
7) креативный: ярко выраженный уровень творческого начала в различных видах деятельности (перцептивной, игровой, художественной, исследовательской и др.), связанной с медиа [Федоров, 2006; 2007; 2008; 2009; 2010; 2011; РеСогоч 2007; 2010; 2011].
Как отмечает А.А. Филиппова, компетентностный подход принят международным педагогическим сообществом за основу обновления системы образования. Ключевые компетентности, определенные Советом Европы, включают политическую и социальную компетентность, способность жить в поликультурном обществе, коммуникативную культуру, владение информационными технологиями, способность к самостоятельному получению знаний.
Поэтому именно компетентность составляет основу социализации личности, что особенно важно для детей-сирот и детей, остав-
шихся без попечения родителей, воспитывающихся в детском доме.
Необходимое условие успешной и эффективной социализации детей - восстановление их социально и личностно значимых качеств и характеристик, преодоление ситуации социальной и личностной недостаточности.
Эта задача, как нам представляется, может и должна быть успешно решена в условиях детского дома в процессе организации и проведения мероприятий, направленных на социокультурное развитие воспитанников средствами ме-диаобразования.
Деятельность детских домов регулируется Типовым положением об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 676 от 1 июля 1995 г Документ закрепляет права детского дома на самостоятельность, на разработку и реализацию образовательных программ, дает возможность определять формы, средства и методы обучения и воспитания.
В своей деятельности эти учреждения руководствуются такими документами как Федеральным законом от 24 июня 1999 г № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Семейным кодексом РФ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2000 г. № 896 «Об утверждении примерных Положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации», Постановлением Правительства РФ «О
первоочередных мерах по улучшению положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 14.05.2001 года № 374, Федеральным законом от 16.04 2001 года № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей», Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2007 г N 172 «О федеральной целевой программе «Дети России» на 2007 - 2010 годы».
Детский дом - государственное воспитательное учреждение интернатного типа. Целевая установка учреждения - социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте от 3 до 18 лет, передача им навыков поведения, приемлемого в обществе, определение для них оптимального жизненного пути, восстановление физического и психосоциального здоровья, в том числе посредством организации социокультурной деятельности.
Основные виды социокультурной деятельности - познавательная, художественно-творческая, общественно-полезная, ценностно-ориентировочная, свободное общение. Мы полагаем, что организация социокультурной деятельности воспитанников детского дома включает связанные друг с другом компоненты: целевой (программно-методическое обеспечение), структурно-содержательный (содержание, технологии, методы, приемы, формы в их взаимосвязи), динамический (включение индивидуального опыта учащихся в познание, освоение и преобразование окружающего мира).
Цель познавательной деятельности - ориентация учащихся на
познание окружающего мира, привитие учащимся интереса к учению, расширение кругозора, углубление знаний по предметам учебного плана, развитие интеллекта, самостоятельности мышления, допро-фессиональная подготовка.
Формы включения воспитанников в этот вид деятельности - устный журнал, просмотр и обсуждение медиатекстов, выпуск тематических стенгазет, экскурсии, беседы, диспуты, соревновательные и игровые формы (конкурсы, турниры, викторины, брейн-ринги, «мозговой штурм» и др.).
Художественно-творческая деятельность направлена на эстетическое развитие воспитанников, формирование эстетических ценностей и идеалов, привитие интереса к художественному творчеству, развитие творческих способностей. Художественно-творческая деятельность может осуществляться в таких формах как кружки, секции, клубы, студии, хобби-центры, литературная гостиная, музыкальный салон, киноклуб, медиастудия, тематические выставки, конкурсы, концерты и др. Общественно-полезная деятельность нацелена на осознание воспитанниками полезности труда на общее благо, развитие у воспитанников чувства гражданской ответственности, эмпатии, милосердия. Формами организации этого вида деятельности могут быть различные благотворительные акции, концерты художественной самодеятельности (в дошкольных учреждениях, домах престарелых, домах инвалида) и др. Ценностно-ориентировочная деятельность направлена на привитие воспитанникам общеприня-
тых в социуме норм, ценностей, общественно-значимых идеалов. Этот вид деятельности, фактически, пронизывает всю социокультурную деятельность, но здесь также выделяются специальные формы ее организации - диспуты, уроки этики, тематические встречи, беседы, коллективные обсуждения различных медиатекстов, игры, практикумы, тренинги.
Свободное общение имеет своей целью обучение навыкам социального взаимодействия, сплочение детского коллектива, создание благоприятной, психологически комфортной атмосферы дружбы, сотрудничества, взаимопомощи, взаимоподдержки. Формы свободного общения - праздники, утренники, вечера, «Огоньки», тематические экскурсии, совместные прогулки, походы, поездки и др.
Под готовностью педагогов к использованию медиаобразова-ния как средства социокультурного развития воспитанников детского дома мы понимаем осознание членами педагогического коллектива важности этого процесса, владение формами интегрированного, факультативного медиаобразования, а также умениями использования дескриптивных, наглядных, проблемных, игровых, творческих методов развития медиакомпетентнос-ти воспитанников.
Структура мониторинга медиа-образовательного ресурса как средства социокультурного развития воспитанников детских домов может состоять из таких стадий как:
- исходно-диагностическая стадия (исследование проблемы как данности, принятие её);
- установочно-подготовитель-ная стадия (определение содержания мониторинга, подготовка со-держательно-информаиционного инструментария, определение состава субъектов мониторинга);
- содержательно-прогностическая стадия (запуск механизма мониторинга, промежуточный съем информации);
- диагностико-прогностическая (съем характеристик наблюдаемого объекта, оценка качественного состояния объекта, прогнозирование тенденций и продвижения использования медиаобразователь-ного ресурса как средства социокультурного развития воспитанников детских домов);
- планово-диагностическая стадия (планирование перспектив развития).
Для осуществления процесса мониторинга медиаобразователь-ного ресурса как средства социокультурного развития воспитанников детских домов мы считаем целесообразным использование следующих методов:
- для выявления уровня меди-акомпетентности личности воспитанников - анкетирование, опрос, тестирование воспитанников разного возраста;
- для установления наличия использования форм и методов медиаобразования в процессе организации различных видов социокультурной деятельности - беседа, опрос воспитанников, анкетирование педагогов, наблюдение, изучение документации (планов работы воспитателей групп, педагогов дополнительного образования и т.п.);
- для изучения готовности педагогов к использованию медиаоб-разования как средства социокультурного развития воспитанников детского дома - анкетирование педагогов, беседа с администрацией, с педагогами;
- для обработки эмпирических данных - методы анализа, синтеза, сравнения, ранжирования, статистической обработки данных, рейтинговая оценка.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что сущность, структура и содержание мониторинга медиаобразовательного ресурса как средства социокультурного развития воспитанников детских домов заключается в выявлении различных уровней медиакомпе-тентности воспитанников, в определении сущности понятия «мониторинг медиаобразовательного ресурса как средства социокультурного развития воспитанников детских домов», в использовании методов проведения и анализа процесса мониторинга медиаобразователь-ного ресурса как средства социокультурного развития воспитанников детских домов.
Литература
Fedorov. A. (2007). Media Study in the Classroom: Creative Assignments for Character Analysis. Thinking Classroom. 2007. N 3. p.13-19.
Fedorov, A. (2010). Media Education and Media Literacy: Russian Point of View: History, Concepts. Saarbrucken (Germany): Lambert Academic Publishing, 356 p.
Fedorov, A. (2010). Russian Media education Literacy Centers in the 21st Century. In: The Journal of Media Literacy (USA). 2010. Vol. 57. NN 1-2, p.62-68.
Fedorov, A. (2011). Russian Media Education Researches (1950-2010): Past and Present. Saarbrucken (Germany): Lambert Academic Publishing, 2011, 132 p.
Fedorov, A. (2011). Modern Media Education Models. Acta Didactica Napocensia. 2011, vol.4, N 1, p.73-82. http:/ /adn.teaching.ro/
Федоров А.В. Автобиографический (личностный) анализ на медиаоб-разовательных занятиях в студенческой аудитории // Инновации в образовании. 2009. № 1. C. 118-128.
Федоров А.В. Анализ культурной мифологии медиатекстов на занятиях в студенческой аудитории // Инновации в образовании. 2008. № 4. С.60-80.
Федоров А.В. Анализ медийных стереотипов на занятиях в студенческой аудитории//Инновации в образовании. 2006. N 6. С. 24-38.
Федоров А.В. Анализ персонажей медиатекстов на занятиях в студенческой аудитории // Инновации в образовании. 2009. № 8. C.89-110.
Федоров А.В. Анализ персонажей медиатекстов на занятиях: творческие задания // Перемена. 2007. N 3. C.15-21.
Федоров А.В. Герменевтический анализ культурного контекста процессов функционирования медиа в социуме и медиатекстов на занятиях в студенческой аудитории // Инновации в образовании. 2008. № 8. C. 99-126.
Федоров А.В. Идеологический и философский анализ процессов функционирования медиа в социуме и ме-диатекстов на медиаобразовательных занятиях в студенческой
аудитории // Инновации в образовании. 2008. № 12. С.117-141.
Федоров А.В. Иконографический анализ медиатекстов на медиаобразо-вательных занятиях в студенческой аудитории // Инновации в образовании. 2008. № 2. С.73-90.
Федоров А.В. Контент-анализ процессов функционирования медиа в социуме и медиатекстов на медиаоб-разовательных занятиях в студенчес-
кой аудитории // Инновации в образовании. 2008. № 10. С.26-40.
Федоров А.В. Культивационный анализ на медиаобразовательных занятиях в студенческой аудитории // Инновации в образовании. 2007. № 6. С.64-77.
Федоров А.В. Медиаобразование: история, теория и методика. Ростов н/ Д. ЦВВР, 2001. 708 с.
Федоров А.В. Модель развития медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза на занятиях медиаобразователь-ного цикла // Инновации в образовании. 2007. № 7. С.107-116.
Федоров А.В. Развитие медиа-компетентности и критического мышления студентов педагогического вуза. М.: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех». 2007. 616 с.
Федоров А.В. Структурный анализ на медиаобразовательных занятиях в студенческой аудитории. Инновации в образовании. 2008. N 6. С.101-111.
Федоров А.В. Технология развития медиакомпетентности и критического творческого мышления в процессе медиаобразования студентов: общие подходы // Alma Mater - Вестник высшей школы. 2009. № 7. С.34-44.
Федоров А.В., Левицкая А.А. Массовое медиаобразование в мире: прошлое и настоящее. Saarbrucken (Germany): Lambert Academic Publishing, 2011. 616 с.
Федоров А.В., Левицкая А.А. Ме-диаобразовательные центры: научные исследования и практическая деятельность. Saarbrucken (Germany): Lambert Academic Publishing, 2011. 476 с.
References
Fedorov, A.V. (2011). Modern Media Education Models. Acta Didactica Napocensia. 2011, vol.4, N 1, p.73-82. http://adn.teaching.ro/
Fedorov, A.V. (2011 ). Russian Media Education Researches (1950-2010): Past and present. Saarbrucken (Germany): Lambert Academic Publishing, 2011, 132 p.
Fedorov, A.V. (2010). Media Education and Media Literacy: Russian Point of View: History, Concepts. Saarbrucken (Germany): Lambert Academic Publishing, 356 p.
Fedorov, A.V. (2010). Russian Media Education Literacy Centers in the 21st Century. In: The Journal of Media Literacy (USA). 2010. Vol. 57. NN 1-2, p.62-68.
Fedorov, A.V. (2009). Analysis of the Characters of Media Texts in Students' Classroom. Innovation in Education. 2009. № 8, p.89-110.
Fedorov, A.V. (2009). Autobiographical (Personal) Analysis on Students' Media Studies. Innovation in Education. 2009. № 1, p.118-128.
Fedorov, A.V. (2009). Technology Development Media Literacy and Critical Creative Thinking in Students' Media Education. Alma Mater - Journal of Higher Education. 2009. № 7, p.34-44.
Fedorov, A.V. (2008). Analysis of the Cultural Mythology of Media Texts in the Classroom in Student Audience. Innovation in Education. 2008. № 4, p.60-80.
Fedorov, A.V. (2008). Content Analysis of the Processes of Functioning of Media in Society and Media Texts in Media Studies in Student Audience. Innovation in Education. 2008. № 10, p.26-40.
Fedorov, A.V. (2008). Hermeneutical Analysis of the Cultural Context of the Processes of Functioning of Media in Society and Media Texts in Students' Classroom. Innovation in Education. 2008. № 8, p.99-126.
Fedorov, A.V. (2008). Iconographic Analysis of Media Texts in Media Studies of Students. Innovation in Education. 2008. № 2, p.73-90.
Fedorov, A.V. (2008). Ideological and Philosophical Analysis of the Processes of Functioning of Media in Society and Media Texts in Media Studies of Students.
Innovation in Education. 2008. № 12, p.117-141.
Fedorov, A.V. Structural Analysis on Students' Media Studies. Innovation in Education. 2008. N 6, p.101-111.
Fedorov, A.V. (2007). Analysis of the Characters of Media Texts in the Classroom: Creative Tasks. Peremena. 2007. N 3, p.15-21.
Fedorov, A.V. (2007). Cultivating Analysis on Media Studies in students' audience. Innovation in Education. 2007. № 6, p.64-77.
Fedorov, A.V. (2007). Development of Students' Media Literacy and Critical Thinking. Moscow: ICOS UNESCO «Information for All", 616 p.
Fedorov, A.V. (2007). Media Study in the Classroom: Creative Assignments for Character Analysis. Thinking Classroom. 2007. N 3. p.13-19.
Fedorov, A.V. (2007). Model of Development of Media Competence and Critical Thinking of Students in Media Education Lessons. Innovation in Education. 2007. № 7, p.107-116.
Fedorov, A.V. (2006). Analysis of Media Stereotypes in Student Audience. Innovation in Education. 2006. N 6, p. 24-38.
Fedorov, A.V. (2006). Analysis of Media Stereotypes in the Classroom in the Student Audience. Innovation in Education. 2006. N 6., p.24-38.
Fedorov, A.V. (2001). Media Education: History, Theory and Methods. Rostov: CVVR, 708 p.
Fedorov, A.V., Levitskaya, A.A. (2011). Mass Media Education in the World: Past and Present. Saarbrucken (Germany): Lambert Academic Publishing, 616 a
Fedorov, A.V., Levitskaya, A.A. (2011). Media Education Centers: Researches and Practical Works. Saarbrucken (Germany): Lambert Academic Publishing, 476 a