М. Ю. Чандра, канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики, Волгоградский государственный социально-педагогический университет, г. Волгоград, Россия, [email protected]
ТЕХНОЛОГИЯ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ПРЕПОДАВАНИЯ В ВУЗЕ
*
В статье представлена технология мониторинга качества преподавания в вузе на основе обратной связи со студентами. Подробно охарактеризована последовательность действий, которые необходимо предпринять для ее реализации на внутривузовском уровне: уточнение субъектов оценивания, определение содержания мониторинга, выбор диагностического инструментария, планирование сроков проведения мониторинга, его организация, обработка результатов и принятие управленческих решений по улучшению качества преподавания в вузе. В качестве диагностического инструментария мониторинга предложено использовать такой опросный метод, как бланковое анкетирование. В контексте статьи уточнена специфика разработки анкеты для изучения уровня удовлетворенности студентов качеством преподавания в вузе, определены ее структурные элементы: обращение к респонденту, информация об организаторах опроса, цель мониторинга, способы обратной связи с респондентом, инструкция, объекты мониторинга, предложения респондента по улучшению качества преподавания в вузе, выражение благодарности респонденту. Параметрами оценки объектов мониторинга избраны закрытые высказывания с качественно-количественными оценочными шкалами, выражающими разную степень согласия.
Ключевые слова: качество преподавания в вузе, обратная связь со студентами, алгоритм мониторинга, бланковое анкетирование, структурные элементы анкеты.
В связи с переходом высшей школы России к реализации федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) вопрос о повышении качества преподавания в вузах приобретает особую актуальность. Введенные в действие ФГОС ВПО в разделе «Оценка качества освоения основных образовательных программ» содержат требование о том, что обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей1.
Продуктивное выполнение данного требования со стороны вузов существенным образом осложняется рядом причин.
Во-первых, в педагогической теории пока еще не разработан научно обоснованный инструментарий, позволяющий проводить целостное измерение качества преподавания в вузе, в том числе с учетом мнения студентов. Во-вторых, в практике внутривузов-ского управления оценивание студентами качества работы преподавателей пока еще не стало действенным управленческим ресурсом поддержки качества проектирования и реализации основных образовательных программ.
Анализ имеющегося опыта показал, что в настоящее время только незначительная часть вузов проводит систематическое изучение мнения студентов о качестве преподавания и принимает на этой основе управ-
* Исследование выполнено при финансовой поддержке Минобрнауки России на выполнение государственных работ в сфере научной деятельности в рамках базовой части государственного задания № 2014/411 (код проекта: 919).
ленческие решения. В основном это вузы, в которых созданы и эффективно функционируют собственные системы менеджмента качества, ориентированные на выполнение требований внешних =
и внутренних потребителей, а значит, в первую очередь, студентов. Во многом будущее системы оценивания студентами качества преподавания формируется именно сейчас, на этапе апробации процесса реализации основных образовательных программ в соответствии с ФГОС ВПО.
В связи с этим весьма актуальным представляется поиск механизмов эффективной организации оценивания студентами качества преподавания в вузе. Таким механизмом, по нашему мнению, может служить социологический мониторинг — как средство поддержки качества преподавания в вузе на основе обратной связи со студентами. По мнению А.Н. Майорова, социологический мониторинг обладает мощным управленческим потенциалом для сферы образования, так как позволяет изучать ожидания, требования, отношение, мнения заинтересованных субъектов о различных аспектах образования2.
В рамках данной статьи представлена технология мониторинга качества преподавания в вузе на основе обратной связи со студентами. Технология состоит из алгоритма последовательно реализуемых шагов, которые необходимо предпринять для того, чтобы мониторинг состоялся как эффективное средство поддержки качества преподавания в вузе. Охарактеризуем каждый из ее шагов.
Первый шаг, который необходимо предпринять при проектировании мониторинга ка- = чества преподавания, — это определение его субъектов. Для этого следует ответить на вопрос: кто будет оценивать качество преподавания в вузе? Субъектами оценивания,
Социологический мониторинг обладает мощным управленческим потенциалом для сферы образования, так как позволяет изучать ожидания, требования, отношение, мнения заинтересованных субъектов о различных аспектах образования.
Важно предоставить каждому студенту возможность систематического участия в оценивании качества преподавания по своей образовательной программе.
Выступая в роли экспертов, студенты осознают, что имеют возможность влиять на результаты своего образования.
конечно же, должны стать сами студенты. Именно они как потребители образовательных услуг, активные участники образовательного процесса в вузе имеют самые развернутые представления о том, как был организован процесс преподавания каждой дисциплины. При этом для достоверности результатов недостаточно ограничиться просто репрезентативной выборкой. Важно предоставить каждому студенту возможность систематического участия в оценивании качества преподавания по своей образовательной программе. Оценивая свое отношение к преподаванию, выступая в роли экспертов, студенты осознают, что имеют возможность влиять на результаты своего образования. Это создает предпосылки для проявления доверия к руководству вуза со стороны студентов.
Второй шаг связан с выбором объектов оценивания качества преподавания, то есть содержания мониторинга. В ходе его реализации необходимо ответить на вопрос: какие элементы процесса преподавания требуют оценки со стороны студентов и, возможно, изменений, направленных на повышение его качества? В широком смысле основным объектом, качество которого мы рассматриваем, является преподавание каждой отдельной дисциплины по той или иной основной образовательной программе, а в узком смысле — это предполагаемые проблемные области в процессе их преподавания, на преобразование которых планируется оказывать управленческое воздействие по итогам мониторинга3. При их выявлении важно не смешивать оценку процесса преподавания и оценку личности преподавателя, то есть отношения студента к преподавателю. Оценка процесса преподавания — это прежде всего оценка качества работы преподавателя. О.П. Меркулова правомерно отмечает
по этому поводу, что требовать изменений в личности преподавателя — это нарушение прав человека, а изменений в выполняемой работе — вполне правомерное действие руководства вуза4. Учиты- = вая данное обстоятельство, объектами мониторинга могут выступать только те требования к организации процесса преподавания, которые закреплены в нормативной документации каждого конкретного вуза: положении об организации образовательного процесса в вузе, должностных инструкциях преподавателей, положении о текущей успеваемости студентов и промежуточной аттестации, положении о программах учебных дисциплин и пр. В содержание мониторинга целесообразно включать только те требования, выполнение которых, предполагаемо, носит проблемный характер. Например, если в период промежуточной аттестации (зачет/экзамен) всё чаще стали возникать конфликтные ситуации между преподавателями и студентами по причине неудовлетворенности последних полученными оценками, — это предполагаемая проблемная область. А вот каковы причины ее возникновения? Ответ на данный вопрос можно получить на основе обратной связи со студентами, если в качестве переменных оценивания представить требования, содержащиеся в нормативной документации вуза и имеющие отношение к этой проблеме. Если в соответствии с документами преподаватель обязан в начале семестра проинформировать студентов о требованиях к текущему и промежуточному контролю по дисциплине и критериях оценки, целесообразно отразить это требование в содержании мониторинга. Таким образом, по одной проблемной области может быть несколько переменных оценивания. Так, например, проблема «неудовлетворенность студентов полученными на зачете/экзамене оценками» может раскрываться следующими оценочными суждениями, предъявляемыми студентами: «В начале изучения курса преподаватель предоставил мне подробную информацию о рейтинговой методике и критериях оценки на зачете/экзамене»;
Важно не смешивать оценку процесса преподавания и оценку личности преподавателя, то есть отношения студента к преподавателю. Оценка процесса преподавания - это прежде всего оценка качества работы преподавателя.
«Преподаватель проинформировал меня, на формирование каких компетенций в соответствии с заявленными требованиями направлено изучение этой дисциплины»;
«Изучаемое содержание дисциплины в полной мере способствовало формированию требуемых компетенций»; «Все необходимые учебные и методические материалы по дисциплине были мне доступны»;
«Оценивание моей работы в течение семестра и на экзамене/зачете соответствовало заявленным критериям».
Третий шаг мониторинга связан с выбором диагностического инструментария, а точнее метода его проведения. Наиболее распространенным и простым методом является анкетирование, предъявляемое в форме бланка анкеты. Меньшей популярностью в вузовской практике пользуются устные опросы. Это объясняется трудоемкостью их проведения, относительной сложностью учета различных мнений, их анализа, и интерпретации.
Специфика разработки анкеты для реализации мониторинга качества преподавания в форме бланкового анкетирования заключается в следующем. Анкета — это не только перечень высказываний, но и форма общения между разработчиком анкеты и респондентом. Поэтому текст анкеты, как любое общение, должен начинаться именно с приветствия. Далее следует вводная часть, в которой необходимо отразить информацию об организаторах опроса, целях мониторинга, способах обратной связи, то есть как сам студент сможет узнать о результатах опроса и принятых управленческих решениях.
Следующий элемент анкеты — это инструкция, в которой поясняется, что именно нужно сделать респонденту в процессе работы с анкетой. Четкая инструкция облегчает последующую обработку данных. В качестве параметров оценки объектов мониторинга целесообразно использовать вопросы или утверждения с качественно-количественными оценочными шкалами, выражающими разную степень согласия. По мнению О.П. Меркуловой, формулиров-
ка утверждения в анкете должна предполагать возможность оценки не только полного согласия/несогласия, но и промежуточного отношения. В инструкции к заполнению анкеты должны быть четко указаны интерпретация шкалы и правила выбора оценки5. Для этого каждое высказывание анкеты целесообразно формулировать в виде утверждения, соответствующего максимальной степени удовлетворенности респондента. Для оценки избирается количественно -качественная шкала согласия, например 5-балльная: 1 — «полностью не согласен»; 2 — «скорее не согласен, чем согласен»; 3 — «отчасти согласен, отчасти нет»; 4 — «скорее согласен, чем нет»; 5 — «полностью согласен»; 0 — «не могу определить своего отношения к данному высказыванию».
Далее следует основная часть анкеты — перечень закрытых высказываний, представленных в форме вопросов или утверждений. В связи с тем, что в соответствии с учебными планами различных основных образовательных программ, реализуемых в вузе, перечень дисциплин определенного семестра разный, для каждой программы создается индивидуальная анкета. Она содержит фиксированный для всех основных образовательных программ перечень высказываний и вариативный для каждой про-
граммы список дисциплин, которые были изучены студентами в предыдущем семестре. В результате студентам предлагается возможность оценить качество преподавания каждой отдельной дисциплины по ряду стандартных показателей.
Четвертый шаг, который необходимо предпринять при проектировании мониторинга качества преподавания в вузе, связан с планированием сроков его проведения. Обратную связь с мнением студентов о качестве преподавания в вузе целесообразно осуществлять после каждого семестра обучения. Желательно, чтобы сам опрос и обработка его результатов не превышали двух месяцев после сдачи студентами очередной сессии. Это позволит своевременно принять соответствующие корректирующие и предупреждающие меры и обеспечить их реализацию еще до начала следующего учебного года.
Пятый шаг технологии мониторинга связан с организацией опроса в студенческой среде. Анкета тиражируется с учетом контингента студентов, обучающихся на каждом курсе реализуемой основной образовательной программы в вузе. Распространение анкет желательно поручить ответственным за организацию опроса: представителям рабочих групп, специально
создаваемых на факультете для организации обратной связи. В их состав могут входить сотрудники деканата, руководители и академические консультанты по основным образовательным программам, кураторы студенческих групп и др. Важно, чтобы организаторы опроса были достаточно хорошо знакомы с ситуацией на факультете, но вместе с тем могли занять нейтральную позицию между преподавателями и студентами.
Опрос может проводиться индивидуально (самостоятельное заполнение анкеты студентом и ее возврат ответственному лицу в установленный срок) или фронтально. В последнем случае необходимо выделить на заполнение анкеты удобное для студенческой группы время. Преимущества фронтального опроса в том, что у студентов во время заполнения анкеты есть возможность задать вопросы организатору анкетирования и более корректно оценить утверждения.
При проведении опроса организаторы должны создать максимально благоприятные условия для заполнения анкет, обстановку доброжелательности, доверия, уважения к личности студента.
Шестой шаг — обработка результатов анкетирования. Обработка данных и подготовка аналитической справки или отчета по итогам мониторинга не требует обязательной разработки специализированного программного обеспечения. Ответственным за обработку результатов достаточно владеть навыками оперативной работы со стандартными офисными программами MS-Office и Excel. Количественная обработка закрытых ответов с помощью программы Excel может быть проведена в абсолютных (число ответов) и относительных (проценты) показателях как среднее значение и стандартное отклонение (мера вариативности, позволяющая учитывать разброс мнений при оценке высказывания: единодушие или разногласие во мнениях респондентов).
Седьмой шаг — принятие управленческих решений по итогам мониторинга. Как
правило, основная часть проблемных областей, выявленных по итогам мониторинга качества преподавания в вузе, а следовательно, и основная часть принятых управленческих решений, касается конкретных основных образовательных программ, закрепленных за каким-либо факультетом или кафедрой. В связи с этим и в первую очередь результаты такого мониторинга должны стать предметом пристального внимания со стороны руководителя основной образовательной программы (декана факультета или заведующего кафедрой).
В заключение отметим, что мониторинг качества преподавания в вузе на основе обратной связи со студентами имеет большое значение для эффективного управления качеством проектирования и реализации основных образовательных программ, так как позволяет более четко определить сильные стороны этого процесса и области для его улучшения. Но своевременно реагировать на возникающие проблемы по итогам такого мониторинга руководителю основной образовательной программы вуза целесообразно не с помощью каких-либо репрессивных жестких мер, а исключительно с позиции проявления доверия к преподавателям, принятия управленческих решений на коллегиальной основе. Не менее важной представляется и организация совместной с преподавателями деятельности по планированию корректирующих и предупреждающих действий, направленных на улучшение качества преподавания в вузе. Для более осознанного отношения преподавателей к своей работе руководителю основной образовательной программы необходимо делегировать свои полномочия, четко распределять ответственность между преподавателями, устанавливать конкретные сроки исполнения, прогнозировать показатели результативности. ^
Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования
Мониторинг качества преподавания в вузе на основе обратной связи со студентами имеет большое значение для эффективного управления качеством проектирования и реализации основных образовательных программ, так как позволяет более четко определить сильные стороны этого процесса и области для его улучшения.
по направлению подготовки 050100 — Педагогическое образование квалификация (степень) «бакалавр». [Электронный ресурс]. URL: http://www.edu. ru/db-mon/mo/Data/d_11/prm46-1.pdf (дата обращения 15.01.2013).
2. Майоров А.Н. Мониторинг в системе информационного обеспечения управления образованием: дисс. ...д-ра пед. наук: 13.00.01. М., 2003. 335 с.
3. Чандра М.Ю. Мониторинг качества преподавания дисциплин основных образовательных программ вуза
// Модернизация образования на компетентностной основе: опыт и результаты внедрения образовательных стандартов нового поколения: материалы Региональной научно-практической конференции 24 января 2012 г. В 3 ч. Волгоград: «Колледж». Ч II. С. 86—91.
4. Меркулова О.П. Опросные методы в системе поддержки качества образовательного процесса: учеб.-метод. пособие. / О.П. Меркулова. Волгоград: Перемена, 2005. 119 с.
5. Там же.
TEACHING QUALITY MONITORING TECHNOLOGY IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION
M. Y. Chandra, Candidate of Pedagogy, Docent, department of pedagogy, Volgograd State Socio-Pedagogical University, Volgograd, Russia, [email protected]
This article provides the teaching quality monitoring technology in higher educational institutions on the basis of students' feedback. It characterizes in details the sequence of actions, which should be hold for its realization on internal level: specification of estimation subjects, defining of monitoring content, choice of diagnostic tools, planning of monitoring time, monitoring organization, data processing and making of management decision about quality improvement. As the diagnostic tool for monitoring the work suggests survey method as blank polling. The context of the article specifies the specificity ofpoll's development for learning students' satisfaction by teaching quality, defines its structural elements: appeal to respondent, information about poll's organizers, monitoring goal, ways of feedback with respondents, manual, monitoring objects, respondent's recommendations for teaching quality improvement, expressing thanks to respondent. Parameters of monitoring objects' evaluation are chosen closed expressions with qualitative and quantitative evaluation scales which express different degree of agreement.
Key words: quality of teaching courses in high school, feedback from students, monitoring algorithm, blank questionnaires, structural elements of the questionnaire.
References
1. Federal state educational standard of higher professional education on a direction of preparation 050100 — Teacher education qualification (degree) «bachelor». Available at: http://www.edu.ru/db-mon/mo/ Data/d_11/prm46-1.pdf (accessed 15.01.2013).
2. Maiorov A.N. Monitoring v sisteme informatsionnogo obespecheniia upravleniia obrazovaniem. Diss. dokt. ped. nauk [Monitoring in the system of information support for education management. Dr. of pedagogical sci. diss.]. Moscow, 2003. 335 p.
3. Chandra M.Iu. [Monitoring the quality of teaching disciplines of basic educational programs of the university]. Materialy Regional'noi nauchno-prakticheskoi kon-ferentsii «Modernizatsiia obrazovaniia na kompetentnostnoi osnove: opyt i rezul'taty vnedreniia obrazovatel'nykh stan-
dartov novogo pokoleniia» [Materials Regional Scientific and Practical Conference « Modernization of competency-based education: experience and results of the introduction of a new generation of educational standards»]. Volgograd, «Kolledzh» Publ., 2012. Part II, pp. 86-91. (in Russian).
4. Merkulova O.P. Oprosnye metody v sisteme podderzhki kachestva obrazovatel'nogo protsessa: ucheb.-metod. Po-sobie [Questionnaires methods in support of education quality: textbook]. Volgograd, Peremena Publ., 2005. 119 p.
5. Merkulova O.P. Oprosnye metody v sisteme podderzhki kachestva obrazovatel'nogo protsessa: ucheb.-metod. Posobie [Questionnaires methods in support of education quality: textbook]. Volgograd, Peremena Publ., 2005. 119 p.