УДК 611.018: 378.147
ТЕХНОЛОГИЯ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ПРЕПОДАВАНИЯ ГИСТОЛОГИИ
В работе сформулированы основные противоречия процесса обучения гистологии, цитологии и эмбриологии при подготовке специалистов в медицинских университетах. Определены пути разрешения существующих проблем через совершенствование технологии модульного обучения, что позволит обеспечить реализацию требований, выдвигаемых общей теорией обучения морфологическому анализу объекта, активизировать самостоятельную деятельность студентов и, в конечном итоге, повысить эффективность преподавания предмета.
Ключевые слова: эффективность обучения, модульная технология, гистология.
Обучение гистологии, цитологии и эмбриологии является одним из элементов подсистемы теоретического образования и общей системы высшего медицинского образования, поэтому данный процесс требует продуманного реформирования, основанного на целостной концепции подготовки специалистов в медицинских университетах [2,3,6]. Модернизация системы университетского обучения требует пересмотра целей, содержания дисциплины «Гистология, цитология и эмбриология», а также организации самого учебного процесса [4,5,7]. Следует признать, что нынешний курс гистологии, цитологии и эмбриологии и существующая система преподавания этого предмета уже не отвечают новым требованиям, предъявляемым к выпускникам медицинских вузов, что порождает ряд серьезных противоречий. Выбор темы дискуссии обусловлен приведенными причинами, а также необходимостью разрешения существующих противоречий: - между традиционной системой медицинского образования и новыми требованиями, направленными на установление паритета в реализации идей глобализации и национальных особенностей медицинского образования; - между существующими учебниками по гистологии, с их устаревшим содержанием, неоптимальной тематической структурой и современным уровнем развития медицинской диагностики, молекулярной биологии и дидактики морфологии; - относительно стабильным содержанием типовых программ по гистологии, цитологии и эмбриологии и объективной необходимостью фундаментализации, интеграции и дифференциации теоретического обучения в медицинских университетах, а также отсутствием целостной концепции, позволяющей решить эти задачи; - традиционными содержанием и методикой обучения гистологии, цитологии и эмбриологии и новыми требованиями к уровню профессиональных знаний, умений и интеллекта врача, необходимостью расширения самостоятельной и научно-исследовательской работы студентов в целях повышения профессионального подготовки, приобретения ими общих, а также коммуникативных компетенций, необходимых для реализации национального и международного образовательных стандартов; - реальными возможностями студентов первокурсников усваивать материал с помощью традиционных методик и необходимостью интенсификации учебного процесса высокой сложности и теоретической насыщенности содержания обучения.
Перечисленные противоречия обосновывают необходимость создания теории, методологии совершенствования университетского курса гистологии, цитологии и эмбриологии, разрешающего эти противоречия и отвечающего современным тенденциям развития высшего образования [7,8,9]. Такой курс должен опираться на новую методологию образования, учитывающую фундаментальные идеи структурной организации человека, возможности вариативной системы образования, специфику и реалии университетов СНГ, ориентированных на подготовку семейных врачей, а также основываться на интересах и способностях студентов.
Гипотеза модернизации состоит в предположении, что система обучения гистологии, цитологии и эмбриологии студентов медицинских университетов станет более эффективной в содержательном и профессионально-деятельностном планах, а также будет содействовать обеспечению основных направлений стратегии реформирования высшего образования, если будет: - создана современная теория, методология и концепция модернизации содержания и процесса обучения теоретических дисциплин в медицинских университетах, учитывающая европейские тенденции развития медицинского образования; - разработана теоретическая квалификационная характеристика врача; - определено место, значение и функции дисциплины «Гистология, цитология и эмбриология» в системе подготовке врача, а также степень его соответствия современным требованиям и стандартам образования; - обеспечена преемственность изучения гистологии, цитологии и эмбриологии и будет реальная востребованность соответствующих знаний на разных курсах медицинского университета; - научно обоснованы новое содержание и структура учебного предмета гистологии, цитологии и эмбриологии, реализующие принцип изоморфизма учебного содержания;- реализована модульная технология обучения, основанная на принципах системности, проблемности и вариативности, единстве интеграции и дифференциации, преемственности и профессиональной направленности, фундаментальности знаний, усиления роли структурного гомеостаза в реализации, возрастных адаптационных и компенсаторных механизмов индивидуума, и возможности построения моделей основных гистофизиологических процессов; -разработан современный комплекс учебно-методического сопровождения изучения гистологии, цитологии и эмбриологии, включающий: лекционный курс, программу практических занятий, содержащих инвариантную и вариативную части содержания дисциплины в рамках отдельных модулей, принципиально новый практикум для самостоятельной работы, написанный в соответствии с современными методами исследования морфологических
объектов, и сориентированный на полифункциональное применение в диагностических целях; - создана новая система критериев и показателей эффективности изучения гистологии, цитологии и эмбриологии, адекватная целям и задачам подготовки современного врача.
В рамках данной статьи хотелось бы остановиться на вышеупомянутой модульной технологии обучения, как ключевом элементе организации учебного процесса [1,2,3]. По сути, модульное обучение базируется на принципах структурирования содержания обучения, четкого определения фрагментов (микромодулей) учебного материала, оперативного подтверждения эффективности усвоения знаний, введения элементов управляемой и самостоятельной работы обучающихся, возможности индивидуализированного обучения. Следует признать, что в настоящее время внедрение форм модульного обучения в преподавание теоретических дисциплин, значительно опережает создание соответствующей психолого-педагогической теории. В подавляющем большинстве случаев использование модульной технологии осуществляется на эмпирической основе, без должной проработки ее научно-методической стороны, исходя лишь из опыта и здравого смысла кафедральных коллективов. В сущности, имеется несоответствие между необходимостью разработки научно-обоснованной технологии обучения, отвечающей современным требованиям функционально-целевой подготовки врачей, и недостаточностью соответствующего теоретико-методологического аппарата, обеспечивающего эффективность использования модульного обучения в преподавании теоретических дисциплин. В этой связи целесообразно: - обобщить накопленный опыт модульного обучения студентов на теоретических кафедрах медицинских университетов. Очевидно, что каждая из теоретических дисциплин, входящих в структуру учебного плана подготовки врача, вносит свой вклад в формирование компетенций будущего специалиста. И эффективность системы управления качеством профессиональной подготовки в целом определяется совокупностью результатов управления качеством подготовки по отдельным учебным дисциплинам.
Таким образом, решение проблемы повышения качества подготовки специалистов обусловлено совершенствованием системы управления качеством профессиональной подготовки на уровне «преподаватель-студент» в рамках каждой конкретной учебной дисциплины, отвечающей за соответствие «своего» образовательного результата современным критериям качества;
- усовершенствовать структуру и содержание модульной программы как средства управления содержанием профессиональной подготовки студентов в соответствии с современными требованиями к качеству образовательных результатов. При этом структура и содержание модульной программы учебной дисциплины должны выступать как средство организации учебного процесса на основе проектирования индивидуальной траектории самостоятельной деятельности студентов в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта и индивидуальными запросами студентов; - выявить и охарактеризовать теоретико-методологические основы технологии модульного обучения, комплементарные процессу формирования фундаментальных знаний врача; - реализовать возможности модульной технологии в воспроизведении теоретических знаний при изучении клинических дисциплин с целью формирования профессионально-ориентированного обучения студентов медиков; - обосновать условия результативности внедрения модульной технологии при изучении гистологии, цитологии и эмбриологии, в частности, выявить педагогический потенциал кредитно-модульной системы организации обучения в формировании умений самообразовательной деятельности студента: - разработать концепцию повышения эффективности модульной технологии обучения студентов в рамках изучения дисциплины «Гистология, цитология и эмбриология». Основой такой концепции может быть: -учебный процесс, основанный на личностно-деятельностном подходе в обучении, обеспечивающим междисциплинарные связи в учебно-познавательной деятельности студентов посредством интеграции информации из гистологии, цитологии и эмбриологии со знаниями других теоретических дисциплин; модульно-рейтинговой технологии обучения; принципах адекватности современным требованиям к качеству инновационной модели профессиональной подготовки специалистов; - структурирование будущей профессиональной деятельности, достигаемое на основе использования схем «знания - ориентировочная основа действия»; -оптимальное соотношение учебного времени, выделяемого на теоретическое обсуждение материала и самостоятельную работу студента;- контекстный (мотивационный) подход к учебной информации и организации учебного процесса, обеспечивающий приобретение студентами предметно-профессионального опыта при изучении теоретических дисциплин. Именно контекстная технология управления качеством профессионального обучения студентов, обеспечивает ориентированность целей и содержания обучения на формируемые компетенции за счет моделирования в учебном процессе ситуаций профессиональной деятельности, побуждающих студента к выполнению учебно-профессиональных действий; - максимальная визуализация учебной информации; - жесткое пошаговое (алгоритмизация) усвоения профессионально необходимых модульных блоков и учебных элементов;- постоянный контроль эффективности усвоения знаний и навыков; -актуализация самостоятельности и ответственности обучающихся; - разработка технологии управления качеством самостоятельной деятельности студентов; при этом повышение эффективности самостоятельной работы студентов как субъектов учебно-познавательной деятельности должно осуществляться за счет активизации и мотивации познавательной, практико-ориентированной деятельности.
Разработка научных основ методологического обеспечения учебного процесса связана с всесторонним анализом существующей практики преподавания теоретических дисциплин в медицинском университете, с
научно-обоснованной оценкой того положительного и отрицательного, что сложилось в процессе преподавания гистологии, цитологии и эмбриологии. Актуальной является разработка педагогической технологии, позволяющей привести в соответствие качество учебной деятельности и уровень профессиональной компетентности специалистов. Компетентностная модель специалиста является выражением современных требований к качеству профессиональной подготовки врача, которые трансформируются в конкретные образовательные цели, содержание и планируемые результаты обучения, детерминируют систему управления качеством профессиональной подготовки студентов. Управление содержанием подготовки студентов при изучении гистологии, цитологии и эмбриологии, реализованное посредством модульной технологии, может обеспечить реализацию требований, выдвигаемых общей теорией обучения морфологическому анализу объекта, а также индивидуальную траекторию самостоятельной деятельности студентов в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта.
1. Бажина И. А. Модульное обучение: цели, структура, результаты / И.А. Бажина // В мире научных открытий. - 2010. - №4-2. - С.81-83.
2. Баринов Э.Ф. Проблемы реализации лекционного курса при модульной технологи обучения на теоретических кафедрах медицинских вузов /
3.Ф. Баринов // Морфология. - 2010. - Т.138, №6. - С.76-77.
3. Баринов Э.Ф. Факторы, предопределяющие эффективность изучения гистологии при модульной технологии обучения / Э.Ф. Баринов, О.Н. Сулаева, О. И. Николенко// Вкник проблем бюлоги i медицини. - 2011. - Вип.2. - Т.1. - С.17-20.
4. Павлов А.В. Опыт проектирования современной образовательной среды на кафедре гистологии: подходы, результаты, перспективы /А.В. Павлов, А.Н. Гансбурский // Морфология. - 2012. - Т.143, №2. - С.68-72.
5. Шамшурина Е.О. Комплексный подход в преподавании гистологии в рамках компетентностного подхода выпускников вуза / Е.О. Шамшурина, С.Ю. Медведева, Б.Г. Юшков// Вопросы морфологии XXI века: сб.научютрю - СПб., 2012. - Вып.3. - С.150-153.
6. Шевлюк Н.Н. Роль лекционной формы преподавания морфологических дисциплин в медицинском вузе в условиях перестройки высшего медицинского образования. История и современные проблемы / Н.Н. Шевлюк, А. А. Стадников // Морфология. - 2012. - Т. 142, №6. - С.87-90.
7. Щеголева Т.А. Новые образовательные технологии на кафедре гистологии, цитологии и эмбриологии / Т. А. Щеголева // - Архангельск, 2009. - С.48-49.
8. Harden R.M. A practical guide for medical teachers / R.M. Harden // - Edinburgh; New York: Elsevier Health Sciences, 2009. - 435 p.
9. Swanwick T. Understanding medical education: evidence, theory and practice / T. Swanwick // - Oxford: Wiley-Blackwele and ASME, 2010. - 464 p.
ТЕХНОЛОГ1Я МОДУЛЬНОГО НАВЧАННЯ ЯК ШСТРУМЕНТ П1ДВИЩЕННЯ ЕФЕКТИВНОСТ1 ВИКЛАДАННЯ ПСТОЛОГН Бартов Е.Ф., Сулаева О.М., Степура А.В., Гатша К., Прилуцька I.
У po6oii сформульоваш основш суперечносп процесу навчання пстологи, цитологи та ембрюлоги при тдготовщ фахiвцiв у медичних ушверситетах. Визначено шляхи виршення юнуючих проблем через вдосконалення технологи модульного навчання, що дозволить забезпечити реалiзацiю вимог, висунутих загальною теорieю навчання морфолопчному анашзу обекпв, акт^зувати самостшну дяльшсть студент i, в остаточному пщсумку, пщвищити ефектившсть викладання предмета.
Ключов1 слова: ефектившсть навчання, модульна технолопя, пстлопя.
TECHNOLOGY OF MODULAR TRAINING AS TOOL TO INCREASE THE EFFECTIVENESS OF HISTOLOGY TEACHING Barinov E.F., Sulaieva O.N., Stepura A.V., Gatina K., Prylutska I.O.
Basic contradictions of histology, cytology and embryology studying connected with training of specialists in medical universities are formulated in the paper. The ways to solve these problems by improvement of module education technology are determined. Authors postulated that tproposed ways will help to provide the implementation of demands, to activate students' independent work and as a result to increase the level of teaching the subject.
Key words: learning effectiveness, modular technology, histology.
УДК 37.015.3+376.68(477)
Ш
ПРО ДЕЯК1 СОЩАЛЬШ, ПСИХОЛОГ1ЧН1 ТА ПЕДАГОГ1ЧН1 АСПЕКТИ НАВЧАННЯ 1НОЗЕМНИХ СТУДЕНТГО У ВИЩИХ МЕДИЧНИХ НАВЧАЛЬНИХ ЗАКЛАДАХ УКРАШИ
Мета дослщження: аналiз умов й фактс^в, ям забезпечують штерес шоземних студенпв до здобуття вищо! медично! освгги в Укршш та проблем, пов'язаних iз адаптащею цього контингенту до умов життя в новому соцiальному середовищi. Методи дослщження: теоретичнi — анал™чний огляд педагопчно!, соцiологiчноi, психологiчноi лiтератури; емшричш — спостереження, бесiда, анкетування, обробка й iнтерпретацiя отримано! iнформацii. Матерiали дослiдження: данi, здобутi на основi анкетування, проведеного зi студентами-шоземцями 1-го, 111-го i ГУ-го курав, якi навчаються у ВДНЗУ «УМСА». Результатом дослiдження е пiдтвердження, що незважаючи на достатню привабливють укра!нського ринку освiтнiх послуг для iноземних студентов, iснуе низка адаптацiйних проблем, яга потребують розв'язання.
Ключов1 слова: глобалiзацiя, вища медична освiта в Укршш, iноземнi студенти, адаптацiя.
Складш й суперечлив1 процеси глобашзаци як комплексного геоеконом1чного, геопол1тичного й геогумаштарного явища, що поступово перетворюе св1т на единий прост1р, — визначальна характеристика вс1х сфер сусп1льного життя св1тово! сп1льноти, р1вноправним членом яко! е й молода незалежна держава Украша. Ц1лком законом1рно, що свое вщображення ц1 процеси знаходять 1 у сфер1 вищо! осв1ти, медично! зокрема, яка на р1зних р1внях 1нтегруеться у м1жнародний осв1тн1й проспр. Передуем це виявляеться в змшах структури та зм1сту вищо! медично! осв1ти, !! диверсиф1кац1!, розвитков1 широкого сощального партнерства, виробленн1 й впровадженш д1евих механ1зм1в мон1торингу якост1 медично! осв1ти на вс1х !! етапах, прозоросп системи перезарахування кредит1в БСТБ.