Научная статья на тему 'Технология малоэмиссионного горения RQQL как направление в достижении высокой надежности стационарного газотурбинного двигателя'

Технология малоэмиссионного горения RQQL как направление в достижении высокой надежности стационарного газотурбинного двигателя Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
640
216
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Иноземцев А. А., Токарев В. В.

Рассматривается применение технологии малоэмиссионного горения "богатое" горение резкое разбавление "бедное" горение для решения функциональных проблем, свойственных двигателям с камерами с горением "бедных" предварительно перемешанных топливовоздушных смесей. Показано, что при NОх = 150…100 мг/нм3 технология RQQL предпочтительнее, чем технология горения "бедных" предварительно перемешанных смесей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Иноземцев А. А., Токарев В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RQQL LOW EMISSION COMBUSTION PROCESS AS A WAY OF ACHIEVING HIGH RELIABILITY OF STATIONARY GAS TURBINE ENGINE

The article covers the process of low emission combustion "Rich Burn Quick Quench Lean Burn" that is applied to settle functional problems typical for engines equipped with combustors with lean premixed fuel/air mixtures. The article shows that RQQL process with NOx = 150…100 mg/nm3 is more preferable compared to the process of lean premixed fuel/air mixtures burning.

Текст научной работы на тему «Технология малоэмиссионного горения RQQL как направление в достижении высокой надежности стационарного газотурбинного двигателя»

УДК 621.438.536.58

ТЕХНОЛОГИЯ МАЛОЭМИССИОННОГО ГОРЕНИЯ яооь КАК НАПРАВЛЕНИЕ В ДОСТИЖЕНИИ ВЫСОКОЙ НАДЕЖНОСТИ СТАЦИОНАРНОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ

© 2002 А. А. Иноземцев, В. В. Токарев

ОАО «Авиадвигатель», г. Пермь

Рассматривается применение технологии малоэмиссионного горения «богатое» горение - резкое разбавление - «бедное» горение для решения функциональных проблем, свойственных двигателям с камерами с горением «бедных» предварительно перемешанных топливовоздушных смесей. Показано, что при ЫО = 150... 100 мг/нм3 технология RQQL предпочтительнее, чем технология горения «бедных» предварительно перемешанных смесей.

1. Введение

Современный газотурбинный двигатель (ГТД) является сложным и ответственным техническим продуктом, который должен соответствовать большому перечню требований, входящих в параметрические, ресурсные и эксплуатационные показатели.

Снижение норм на эмиссии ЫОх и СО обусловило разработку и применение в стационарных ГТД принципиально новых технологий организации горения и, соответственно, конструкций камер сгорания, осуществляющих эти технологии, и систем автоматического управления (САУ) малоэмиссионным горением в системе «камера сгорания - двигатель».

Новые технологии организации горения уменьшили на порядок эмиссию наиболее токсичного загрязнителя окружающей среды - окислов азота. Такое радикальное уменьшение концентрации ЫОх стало возможным в результате организации горения «бедных» предварительно перемешанных топливовоздушных смесей с температурой пламени 1 800. 1 900 К (температура погасания пламени - 1 550 К).

Низкие уровни эмиссии ЫОх и СО требуют поддержания однородного состава смеси в зоне горения и строгого его контроля. Это - новая технология для конструкторов камер сгорания, что требует большого объема НИОКР. Обеспечить в зоне горения условия, необходимые для предотвращения образования высоких концентраций ЫОх и СО при одновременном сохранении рабочих харак-

теристик ГТД, можно, используя стадийную подачу воздуха в камерах с изменяемой геометрией, а также стадийную подачу топлива в продольном или радиальном направлениях. Конструкции камер сгорания и процесс горения в них стали чрезвычайно рискованными, что отрицательно сказывается на надежности ГТД. В работе [1] дается обширный перечень новых проблем, которые характерны для ГТД с малоэмиссионной камерой сгорания (МЭКС). С описанием проблем «бедного» горения в малоэмиссионных камерах сгорания различных конструкций на стадии опытной доводки можно ознакомится в публикациях их разработчиков [2, 3]. О ресурсных и эксплуатационных проблемах ГТД с МЭКС сообщается в зарубежных публикациях. Однако отсутствуют публикации о характере работы ГТД с малоэмиссионными камерами сгорания в составе ГПА на трассах Газпрома (їн = -50.. .+40 °С). Эта информация позволила бы определить конструкцию камеры, которая в наилучшей форме организует горение «бедной» предварительно перемешанной топливовоздушной смеси.

2. Обзор проблем малоэмиссионных камер сгорания

Основными проблемами ГТД, согласно многочисленным публикациям, являются «проскок» пламени и вибрационное горение. Спектр частот пульсаций давления воздуха широк: / = 200.500 Гц и 4 000.7 000 Гц. Сложная система регулирования обусловливает сбои в работе автоматики на переходных режимах, т. е. во время включения (выклю-

чения) групп горелок. Проблемой эксплуатации является неустойчивая работа ГТД с МЭКС при низких температурах воздуха.

Новые проблемы малоэмиссионной камеры сгорания придают первостепенную значимость работам по обеспечению высокой надежности ГТД в течение всего ресурса, который определяется в 25 000 часов и более. Надежность функционирования системы «камера сгорания - двигатель» в условиях обеспечения экологической совместимости ГТД с окружающей природной средой является новым условием в организации процесса горения. Проблему обеспечения надежности системы «камера сгорания - двигатель» необходимо решать, согласовывая с общим планом обеспечения технического уровня ГТД, поскольку цели и средства получения высокой надежности вступают в противоречие с задачей повышения других показателей технического совершенства ГТД.

Основным источником информации об уровне надежности обычно является статистика отказов в условиях широкой эксплуатации. Однако для конструктора МЭКС подобная информация о камере сгорания будет слишком запоздалой, поскольку конструкция уже выбрана. Поэтому крайне важно еще в ходе проектирования и доводки новой камеры сгорания (МЭКС) разработать стратегию по обеспечению ее будущей надежности в эксплуатации. Высокая надежность ГТД с низкой эмиссией ЫОх и СО должны сочетаться с низкой себестоимостью изготовления ГТД, низкими стоимостными и временными затратами на обслуживание ГТД в эксплуатации.

3. Выбор технологии малоэмиссионного горения для ГТД ОАО «Авиадвигатель»

Основным потребителем стационарных ГТД в России является РАО «Газпром», использующий их для привода газоперекачивающих агрегатов (ГПА). Основной парк ГТД имеет пе = 25.30 % и большие концентрации ЫОх и СО. Снижение концентрации ЫОх на всех ГПА до уровня 150 мг/нм3 в сочетании с увеличением Ле ГТД до 34.38 %, уменьшающим количество сжигаемого топ-

лива, значительно уменьшит валовый выброс ЫО .

х

В ОАО «Авиадвигатель» осуществляется концепция поэтапного уменьшения эмиссии ЫОх по мере всесторонней проверки надежности работы ГТД с малоэмиссионной камерой сгорания. На первом этапе выполняется требование ГОСТ 28775-90 на эмиссию ЫОх < 150 мг/нм3. Проведя эксплуатационную проверку двигателя с МЭКС (ЫОх = 150 мг/нм3) и НИОКР по усовершенствованию камеры сгорания, приступают к поэтапному уменьшению эмиссии ЫОх до 100 и 80 мг/нм3. Такая концепция усовершенствования (развития) малоэмиссионной камеры сгорания, базирующаяся на проверенных в ходе промышленной эксплуатации и НИОКР материалах, является основой построения работ по обеспечению высокой надежности ГТД с малоэмиссионной камерой сгорания. Поэтапное усовершенствование малоэмиссионного горения, когда концентрация ЫОх этапами уменьшается с 150 до 100 и 80 мг/нм3, позволит избежать возникновения в эксплуатации критических ситуаций в работоспособности ГТД.

Концепции поэтапного усовершенствования камеры сгорания в наибольшей степени с позиций надежности ГТД соответствует технология малоэмиссионного горения: «богатое» горение - резкое разбавление - «бедное» горение (RQQL).

Технология малоэмиссионного горения RQQL формирует в камере сгорания три последовательно расположенных зоны горения. В первой зоне формируется горение «богатой» топливовоздушной смеси ( а = 0,6. 0,8). Во второй зоне горения продукты неполного сгорания топлива из «богатой» зоны интенсивно смешиваются с большим количеством воздуха (зона резкого разбавления). Смешение продуктов неполного сгорания из «богатой» зоны с «холодным» воздухом понижает температуру и увеличивает коэффициент избытка воздуха в смеси, поступающей в зону «бедного» горения. В третьей зоне камеры происходит горение «бедной» топливовоздушной смеси (а = 2,2.. .3,0), образовавшейся на выходе из зоны резкого разбавления.

Концентрация окислов азота в «богатой» зоне ограничивается недостатком кислорода и низкой температурой горения. Наблюдается уменьшение МОх в результате действия радикалов несгоревших углеводородов. В зоне «бедного» горения концентрация ЫОх ограничивается температурой смеси и временем пребывания. Основной источник образования ЫОх - зона резкого разбавления, в которой возможно образование стехиометрических зон горения. Управление процессом смешения струй воздуха с продуктами сгорания позволяет изменить концентрацию ^Ох. На рис. 1 показано влияние способа подачи струй воздуха на концентрацию ЫОх и СО.

Ключевыми процессами технологии RQQL, определяющими минимальный уровень эмиссии ЫО являются внутрикамерная аэродинамика и химические процессы, протекающие в «богатой» и «бедной» зонах горения.

На рис. 2 показаны уровни эмиссий ЫОх и СО, достигнутые в экспериментальной камере сгорания для ГТУ-12П и ГТУ-16П. Показанные на графике концентрации ЫОх и СО получены в камере сгорания с одним топлив-

ным коллектором (дозатором САУ) и без перепуска воздуха из камеры сгорания для управления горением в ней. Ведутся работы по уменьшению эмиссии ЫОх в диапазоне а = 3,4...2,8 до значения 40 ppm.

4. Характеристики ПС-90ГП1

с технологией горения RQQL

В ГТД с жк < 20 при условии гарантированного уровня ЫОх = 80 или 100 мг/нм3, технология RQQL является целесообразной альтернативой технологии горения «бедной» предварительно перемешанной топливновоздушной смеси. Камеры сгорания RQQL обладают превосходными эксплуатационными качествами, решая все проблемы камер сгорания с «бедным» горением [3]. Камера сгорания RQQL не имеет проблем с «проскоком пламени» и самовоспламенением топлива в смесительном модуле, что возможно в камере с предварительным смешением. Конструкция камеры сгорания и система автоматического управления рабочим процессом в камере сгорания просты. В камере сгорания отсутствует сложный процесс регулирования геометрии. Число форсунок равно числу жаровых труб. Применяется один топливный

NOx 5% 02 C015% 02

Рис. 1. Влияние смешения в зоне резкого разбавления на эмиссию ЫОх

N0^

СО 15% 02

Рис. 2. Изменение концентрации N0 и СО по коэффициенту избытка воздуха в камере

коллектор для подвода топлива к форсункам и один дозатор в САУ Такая камера сгорания не требует настройки режима горения в эксплуатации. Для работы камеры сгорания на дроссельных режимах мощности не требу ет-ся перепуска воздуха из компрессора или камеры сгорания или регулирования компрессора, а это означает, что коэффициент полезного действия ГТД не ухудшается.

Камера сгорания RQQL не увеличивает стоимость производства ГТД, как это происходит в случае с камерами с горением «бедных» топливовоздушных смесей [3]. Простые конструкции камеры сгорания и САУ обеспечивают низкие затраты на техническое обслуживание ГТД в эксплуатации.

Первым промышленным ГТУ ОАО «Авиадвигатель» для Газпрома стал ПС-90ГП1 (ГТУ-12), прошедший МВИ в 1995 году. Его экологическая концепция была основана на умеренном использовании неап-робированных технических решений для выполнения требований надежности за ресурс 25 000 часов и экологии при минимальных затратах на изготовление и эксплуатацию двигателя. Эмиссия ЫОх и СО первых ГТУ-12П составила, соответственно, 125 мг/нм3 и 15 мг/нм3 (15 % О2). Обеспечение надежности системы «камера сгорания - двигатель» с ЫО = 150 мг/нм3 в целях создания первых

камер сгорания ГТУ-12П стояло на первом месте перед требованиями экологии.

После получения информации о надежности ГТУ с первыми камерами сгорания RQQL приступили к поэтапному применению в камерах усовершенствований, уменьшающих эмиссию ЫОх (рис. 3).

Экспериментальные стендовые испытания ГТУ-12П и их эксплуатация показали полную устойчивость горения во всем диапазоне изменения параметров двигателя. Не зафиксированы режимы вибрационного горения при стендовых испытаниях с измерением пульсаций давления газа в камере, а также работой камеры сгорания при эксплуатации в составе ГПА. На 30 апреля 2002 года в эксплуатации находятся 15 ГТУ 12П с наработкой от 2 500 до 27 500 часов с общей наработкой 140 000 часов. На деталях камеры сгорания отсутствуют повреждения, характерные для вибрационного горения. Тепловое состояние жаровых труб (сплав ВХ-4А) соответствует ресурсу двигателя. В жаровых трубах при температуре стенок не более 850 оС отсутствуют повреждения в виде короб -лений стенок, прогаров и т. д. Стабильное температурное поле на выходе из камеры сгорания с параметрами 0рад < 1,10 и 0тах = 1,35

обеспечило ресурс лопаточной части турбины.

Эмиссия

Технология горения

Конфигурация камеры сгорания

NOx = 60.. .40 ррт CO < 30 ррт

Камера сгорания с трехстадийной технологией горения: «богатое» горение - резкое разбавление -«бедное» горение (RQQL)

NOx < 40 ppm CO < 50 ppm

Комбинированное горение: «богатое» горение - резкое разбавление - «бедное» горение, переходящее в «бедное» горение предварительно перемешанной смеси (RQQL+LP)

Рис. 3. Направления развития технологии малоэмиссионного горения для ГТД ОАО «Авиадвигатель»

Камера сгорания RQQL ГТУ -12П устойчиво разжигается в проверенном диапазоне атмосферных температур от -35 до +30 оС.

Проблемой камеры сгорания с технологией RQQL является возможность наличия большого количества углерода в выхлопных газах. В очень «богатых» смесях в процессе термического разложения природного газа в отсутствие окислителя образуется значительное количество углерода в твердой фазе.

В процессе доводочных работ в некоторых вариантах камер наблюдались значительные отложения углерода на стенках жаровой трубы в «богатой» зоне горения высотой до 10...12 мм. Надежность работы ГТД требует исключения отложений углерода на стенках камеры, а соответствие экологическим нормам - незначительную концентрацию его в выхлопных газах, обеспечивающую «прозрачность» выхлопной струи. Камеры сгорания, применяемые в ГТД ОАО «Авиадвигатель», не имеют отложений углерода на стенках жаровых труб. Выхлоп из двигателя -«прозрачный».

При конструировании камеры сгорания с технологией RQQL требуется обеспечить выполнение противоречивых требований на эмиссию NОх, CO, углерода, радиальную и окружную неравномерности температуры газа на выходе из камеры и т. д. Компромисс

в удовлетворении перечисленным характеристикам достигается в значительной степени конструкцией смесительного модуля в зоне резкого разбавления. Проблема компромисса в характеристиках камеры сгорания успешно решена в камерах сгорания ГТД ОАО « Авиадвигатель».

Эксплуатация с 1995 года ГТУ-12П показала высокую надежность работы системы «Камера сгорания - Двигатель», которая обеспечила наработку 27 500 часов лидерного ГТУ-12П и 7 000.19 170 часов десяти двигателей.

Камера сгорания ГТУ -12П является унифицированной камерой сгорания для ГТУ -10П N = 10 МВт) и ГТУ-16П (Ые = 16 МВт).

Технология RQQL применена в камере сгорания ГТУ-4П (пк = 7,3, ТГ = 1124 К), обеспечив устойчивые значения эмиссий ЫОх = 50 мг/нм3 и СО = 50 мг/нм3 при 15 % О2, что зафиксировано экологическим сертификатом соответствия ГОСТу 29328-92.

Направления развития технологий малоэмиссионного горения для газотурбинных двигателей, создаваемых в ОАО «Авиадвигатель», показаны на рис. 3. Первое направление - это технология «богатое» горение -резкое разбавление - «бедное» горение -предназначается для достижения уровня

NОх = 60.40 ppm в двигателях с пк < 20. Для более низких уровней эмиссии NОх и двигателей с пк > 20 предназначено комбинированное горение, сочетающее в себе две технологии. Процесс горения в камере начинается в режиме RQQL с выходом на режим

0,85 N. Далее по мощности режим горения переводится в горение предварительно перемешанной «бедной» топливовоздушной смеси (LP). «Богатая» зона RQQL используется для образования пилотного пламени. Комбинированная технология горения, состоящая из технологии RQQL и переходящей в горение «бедной» смеси (LP), позволяет снизить эмиссию NОх до 35 ppm. Для управления процессом комбинированного горения требуется один топливный дозатор в САУ и распределительный кран для двух коллекторов камеры сгорания.

Комбинированное горение и конструкция камеры сгорания развивают концепцию поэтапного усовершенствования с позиций обеспечения высокой надежности стационарных ГТД, создаваемых в ОАО «Авиадвигатель».

Список литературы

1. Романов В. И., Равич А. В. и др. Совершенствование экологических характеристик ГТД НПП «Машпроект» // Известия Академии инженерных наук Украины. Вып. № 1, 1999.

2. Вестник СГАУ Сер.: Процессы горения, теплообмена и экология тепловых двигателей. Вып. № 2, 3. Самара, 1999- 2000.

3. Фармер Р. Альтернативные решения по «сухой» малоэмиссионной камере сгорания с низким NOx для ГТУ разработанных на базе авиационных двигателей, и для малых ГТУ // «Gas Turbine World», июль-август 1994. С. 37.

RQQL LOW EMISSION COMBUSTION PROCESS AS A WAY OF ACHIEVING HIGH RELIABILITY OF STATIONARY GAS TURBINE ENGINE

© 2002 A. A. Inozemtsev, V. V. Tokarev Corporation «Aircraft Engine», Perm

The article covers the process of low emission combustion “Rich Burn - Quick Quench - Lean Burn” that is applied to settle functional problems typical for engines equipped with combustors with lean premixed fuel/air mixtures. The article shows that RQQL process with NOx = 150... 100 mg/nm3 is more preferable compared to the process of lean premixed fuel/air mixtures burning.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.