В статье рассматривается система работы, основанная на использовании методов и приёмов, позволяющих создать мотивационную базу для развития познавательной и творческой активности обучающихся в группе продленного дня.
Ного Ирина Петровна
Воспитатель группы продленного дня II квалификационной категории Ямало-Ненецкий автономный округ Гимназия г. Лабытнанги
Технология коллективно-творческих дел. Программа «Ориентир»
Как организовать свободное время детей, чтобы каждое мероприятие было не только интересно, но и полезно для общего развития каждого ребенка в группе продленного дня?
Ключевые слова: коллективно-творческие дела, игровая форма организации, основные направления воспитания и развития: «Учение», «Творчество», «Здоровье», «Образ жизни», «Общение», «Досуг».
Направления Цели и задачи, примерная тематика
Название курса «Азбука нравственных наук» Разделы: «Школа общения» «Мои права» «Я и природа» «В книжном мире» «Экономическая азбука» «С чего начинается Родина» Разъяснение сущности нравственных норм и отношений к обществу, коллективу, труду, природе, к окружающим людям и себе, воспитание гражданской ответственности и активности. 1 класс: Игра «Виноградная гроздь», час общения «Зачем нужны правила», игра-знакомство «Твои комнатные растения», игра «Гусеничка» или «Я читаю сам», 2 класс: Диспут «Что такое характер», игра-путешествие «Страна справедливости», диспут «Почему погибла дубрава», КТД «Книжкина больничка»
Название курса «Школа рисования» Разделы: «Школьные годы» «Моя Родина» «Праздник «красного числа» «В мире книг» «Мир вокруг нас» «Осторожно, дорога!» Воспитание интереса и любви к искусству рисования, развитие изобразительных способностей и творческого восприятия; обучение основам рисования с натуры, по памяти и воображению 1 класс: Дом, в котором я живу. Первый учитель. Моя мама на работе Герои любимых книг. Путешествие в цветное королевство. Твой друг - светофор. 2 класс: Кукла в национальной одежде. Любимый урок. Новогодний хоровод. Ко дню рождения писателя. Секреты цветного королевства. Безопасный маршрут в школу.
Название курса «Уроки здоровья» Разделы: «Правила дорожного движения» «Правила пожарной безопасности» «Основы здорового образа жизни» «Пути-дороги в мир здоровья» Обучение основам здорового образа жизни, формирование мотивационной сферы гигиенического поведения, физического воспитания, воспитание осознанной потребности в здоровье, стремления к познанию и самосовершенствованию своего организма. 1 класс: Поучительная сказка «Как Бу-ратино ходить учился», поучительная сказка «Кошкин дом», игра «Цветок здоровья», практикум «Службы экстренной помощи» 2 класс: Поучительная сказка «Как весёлые человечки учили дорожную азбуку», практикум «План эвакуации», практикумы «Волшебная щёточка», час общения: «Кодекс городской безопасности»
Название курса «Клуб весёлых и находчивых» Разделы: «Играем в театр» «Музыкальное содружество» «Хочу всё знать» «Познай себя» Создание условий для творческой самореализации детей, развитие коммуникативных отношений, способствование взаимно обогащающему досугу детей. 1 класс: Инсценировки сказок: «Теремок», «Репка», «Волк и семеро козлят» Конкурсы: «Мы частушки вам пропели» Сюжетно-ролевые игры: «На приёме у врача...» Викторина «Наши любимые сказки» 2 класс: Сценки: «Весёлый огород»,, «Буква Я» Музыкальная игра «Дуэт» «Час весёлой математики» Турнир «В честь королевы Весны»
Название курса «Уроки Самодел-кина» Разделы: «Времена года» «Моя Родина» «Любимые герои книг» «Животный мир» «Осторожно, дорога!» Развитие творческих способностей и художественного вкуса детей; формирование трудовых умений и навыков; обучение различным технологическим приёмам работы с бумагой; создание условий для развития интереса к искусству аппликации. 1 класс: Рукавичка. Северные узоры. Аленький цветочек Голуби. Дорожный знак «Пешеходный переход» 2 класс: Ковёр из осенних листьев. Букет для любимого учителя Незнайка. Северный олень. Транспорт нашего города.
Название курса « Развитие» Развитие творческой и познавательной активности каждого ребенка в группе. «Копилка хороших дел» Цель: Привлечение к общественно-полезной деятельности. «Золотая голова» Цель: Закрепление и повторение системы знаний, полученных на уроках. «Светофор» Цель: Повышение качества выполнения домашних заданий. «Гусеничка» Цель: Развитие читательской активности.
Методические рекомендации к курсу «Развитие»
«Копилка хороших дел»
Игровой материал: коробка-копилка, самодельные медали-поощрения, конверт для каждого участника игры.
Правила игры. В течение каждого дня дети получают медали за активное участие в общественных делах группы. Полученные медали дети хранят в своих конвертах. В конце каждой недели медали подсчитываются, а результаты фиксируется в общей таблице. В начале каждой следующей четверти подводится общий итог игры-соревнования, и награждаются победители, занявшие I, II, III место.
«Золотая голова»
Игровой материал: тетрадь для каждого участника игры, подбор развивающих упражнений и заданий, карточки по русскому языку, математике и окружающему миру, цветные наклейки, условные значки-поощрения.
Правила игры. Ученик, выполнивший задание без ошибок, получает значок-поощрение «скрипичный ключ» За пять набранных «ключей» ученик получает наклейку себе на тетрадь. В начале каждой следующей четверти подсчитывается количество наклеек на тетради каждого ученика, награждаются победители, занявшие ЦЦП место. Результаты игры каждую четверть фиксируется в общей таблице.
Примерный план - сетка воспитательных мероприятий в ГПД 1-2ых классов
Понедельник Азбука нравственных наук Вторник Школа рисования Среда Уроки здоровья Четверг Клуб весёлых и находчивых Пятница Уроки Самоделкина
30.03 Игра «У меня в порядке книжки и тетрадки» 31.03 Конкурс рисунков: Забавные человечки 01.04 День спортивных рекордов «Малая олимпиада» 02.04 Конкурс частушек 03.04 Конкурс юмористических листовок
06.04 Час общения: «Почему погибла дубрава» 07.04 Конкурс плакатов «Береги природу» 08.04 «Экология человека» «Береги здоровье смолоду» Урок феи Экологии 09.04 Подвижная игра Космонавты 10.04 Оформление классных стендов ко Дню космонавтики Конкурс поделок: «Космос»
13.04 «Трудовой десант» 14.04 Зарисовки трудовых дел 15.04 Операция «Зеленый мир Гимназии» 16.04 Сценка «Буква Я» 17.04 Выпуск стенгазеты «Как мы потрудились»
20.04 Час общения «Я часть своей страны» 21.04 Конкурс рисунков «Бравые солдаты» 22.04 Операция «Чтобы зубы не болели» 23.04 Подготовка к конкурсу чтецов «Алло, мы ищем таланты» 24.04 Конкурс поделок «Самолетик»
27.04 Конкурс чтецов 28.04 Конкурс рисунков «Пусть всегда будет солнце» 29.04 Часы общения: «Витамины наши друзья» 30.04 Музыкальная гостиная «Песни военных лет» 01.05_ Оформление классных уголков ко Дню победы «Праздничный салют»
04.05 Викторина «От Москвы и до Берлина» 05.05 Конкурс рисунков «Русский богатырь» 06.05 Конкурс «Если хочешь быть здоров - закаляйся!» 07.05 Рыцарский турнир 08.05 Конкурс поделок «Солдатская пилотка»
11.05_ Час общения: Диспут «Что такое характер» 12.05 Конкурс рисунков «Моя семья» 13.05 Что такое «Домашняя аптечка» 14.05 Сценка «Репка» 15.05_ Оформление классных уголков ко Дню семьи Фотовыставка «Моя семья»
18.05 Операция «Чистый двор» 19.05 «Школьный звонок» 20.05 Час общения: «Кодекс городской безопасности 21.05 Награждение победителей игры«Познай себя» 22.05 «Голуби»
«Светофор»
Игровой материал: три шариковые ручки - с жёлтой, зелёной и красной пастой, тетрадь-журнал наблюдений за успехами детей, самодельные медали-поощрения.
Правила игры. В тетради фиксируется цветовой знак - сигнал выполнения домашнего задания по основным предметам: русскому языку, математике и литературе. Задача детей набрать как можно больше зелёных сигналов. Учитывается также итоговая отметка за предыдущее домашнее задание, если оно выполнено на «4 и 5» В конце каждой недели подсчитывается количество зелёных сигналов и награждаются победители. Результаты фиксируются в общей таблице. В начале каждой следующей четверти подводится итог игры-соревнования, и награждаются победители, занявшие I, II, III место.
«Гусеничка»
Игровой материал: читательский дневник на каждого участника игры.
Правила игры заключается в чтении книг и ведение читательского дневника, который представляет собой книжку-раскладушку в форме гусеницы. Каждая страничка книжки - это часть её туловища, на которой дети должны записать количество страниц прочитанной книги и её автора. В начале каждой следующей четверти подводится итог игры-соревнования, и награждаются победители, прочитавшие большее количество страниц. Правила игры предполагают совместную деятельность детей и их родителей.
Используемая литература
Основная литература:
Осипова М.П. Воспитание. Учебно-методическое пособие для учителей и воспитателей. Мн.: Интерпрессервис; Экоперспектива, 2002.
Касаткина Н.А. Учебно-воспитательные занятия в группе продлённого дня. Волгоград: «Учитель», 2005.
Попова И.Н. Организация и содержание работы в группе продлённого дня. М.: Айрис - пресс, 2004.
Кулъневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в начальной школе. Ростов-на- Дону: ТЦ «Учитель», 2002.
Лупоядова Л.Ю., Якимович И.Г. Копилка классного руководителя. Брянск: «Курсив», 2004.
Беляева Е.Б. Развитие психических процессов младших школьников в процессе игры как ведущей формы обучения //Инновационные проекты и программы в образовании. -2009. -№ 6.
Конаныхина О.М. Развитие двигательной активности младших школьников через подвижные игры // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2010. -№ 2.
Дополнительная литература:
Курс «Азбука нравственных наук»
Шепелёва Т.П. Государственная символика России. Волгоград: «Учитель», 2004.
Бобкова Н.Н. Азбука права. Волгоград: «Учитель», 2006.
Сафронова Г.А. Экономическая игротека на уроках математики. 1-4 классы. Волгоград: «Учитель», 2004.
Сусой Е.Г. Из глубины веков. Институт проблем освоения Севера. Тюмень, 1994.
Фролова Н.Я., Трубина С.М. Воспитание экологической культуры младших школьников. //Эксперимент и инновации в школе. - 2008. - №3.
Курс «Школа рисования»
Школа рисования для начинающих. Рисуем человека. Забавные фигурки. Птицы. Звери. ООО Издательский дом «Оникс 21 век», 2001.
Курс «Уроки здоровья»
Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Тридцать уроков здоровья для первоклассников: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2002.
Шевченко Г.Н. Основы безопасности жизнедеятельности 1-4 класс. Волгоград: «Учитель», 2004.
Павлова О.В., Попова Г.П., Шевченко Г.Н. Пожарная безопасность в начальной школе. Волгоград: «Учитель», 2006.
Башмакова Е.А., Юматова Д.Б. Баныкина С.В. Программа курса по технологии самосбережения здоровья и жизненного оптимизма «В Царстве здоровья» (для детей младшего школьного возраста) // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2009. -№3.
Курс «Клуб весёлых и находчивых»
Загребина Г.В. Давай устроим праздник! Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2003.
Савинова С.В. Праздники в начальной школе. Волгоград. Издательство «Учитель», 2002.
Калашников О.В. Праздники круглый год. Волгоград: «Учитель», 2002.
Курс «Уроки Самоделкина»
Богатеева З.А. Занятие аппликацией. М.: Просвещение, 1988.
Щеблыкин И.К. Аппликационные работы в начальных классах. М.: Просвещение, 1990.
Роберт Нил Самоделки из бумаги. М.: Дрофа, 1995.
Геронимус Т.М. Работаем с удовольствием. Уроки труда 1-4 классы. М.: АСТ - Пресс, 2000.