Научная статья на тему 'Технология изготовления деталей минимальных размеров из проволочной заготовки'

Технология изготовления деталей минимальных размеров из проволочной заготовки Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
149
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технология изготовления деталей минимальных размеров из проволочной заготовки»

Секция ««ПЕРСПЕКТИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНОЛОГИИ»

УДК 621.91.01

И. В. Кукушкин1 Научный руководитель - Г. Г. Крушенко1'2 1 Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск 2Институт вычислительного моделирования СО РАН, Красноярск

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ МИНИМАЛЬНЫХ РАЗМЕРОВ ИЗ ПРОВОЛОЧНОЙ ЗАГОТОВКИ

При изготовлении обработкой резанием деталей малых размеров с использованием имеет место проблема, связанная с «геометрическим» качеством проволочной заготовки. В качестве примера рассмотрена технология изготовления цилиндрической детали «штифт» с чистовыми размерами 0 1,5+0'008 + 0,002 мм, 1 = 3,5 мм. Детали типа «штифт» применяются в технике, в том числе, и в аэрокосмической отрасли, в качестве соединительного элемента при сборке различных узлов и агрегатов с целью обеспечения гарантированного фиксирования соединяемых элементов в пределах допусков. В данной работе в качестве исходного материала применяют стальную проволоку марки 2,5-Т-2-20Х13, которая поставляется на предприятие в виде бухты. Отрезанные от бухты заготовки перед механической обработкой рихтуют на рихто-вочном станке, однако при этом на их поверхности возникает волнистость как по диаметру, так и по длине. Наличие этого дефекта не только затрудняет обработку данной заготовки на токарно-винторезном станке (поскольку вследствие волнистости невозможно установить идеально заготовку в люнет, чтобы поймать микроны, так как она начинает люфтовать и вибрировать в нём), но и делает практически невозможным получение с использованием таких заготовок готовой деталей требуемого размера.

На наш взгляд для решения этой проблемы необходимо ввести дополнительную бесцентрово-шлифовальную операцию после рихтовки заготовок. Бесцентрово-шлифовальная операция заключается в нарезке из бухты заготовок метровой длины, установ-

ке их в металлическую трубку с последующей калибровкой по всей длине посредством ручной подачи между двумя вращающимися шлифовальными кругами. Проволочные заготовки после выполнения данной операции выходит идеально ровной (без волнистости и овальности на всей длине), что позволяет при выполнении последующих токарной и шлифовальной операций получать деталь «штифт» с заданными размерами.

Предлагаемый перечень операций:

1. Слесарная (отрезка проволоки и её рихтовка).

2. Предварительная термообработка.

3. Дробеструйная очистка.

4. Бесцентрово-шлифовальная обработка.

5. Токарно-винторезная обработка (внешняя проточка и выточка наружных центров под 60°).

6. Шлифовальная обработка в центрах (получение диаметра точного размера).

7. Токарно-винторезная обработка (отрезка центров, подрезка обеих торцов, снятие фасок и острых кромок).

8. Термо-вакуумная обработка.

9. Травление (очистка поверхностей).

10. Гальваническая обработка (промывка поверхностей).

11. Химическая пассивация.

© Кукушкин И. В., 2014

УДК 521.1:[629.783:523.3/.4, 521.1-13:629.78

Е. Г. Лапухин

Научные руководители - Л. В. Границкий, В. М. Владимиров Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ПРОГРАММА ДЛЯ РАСЧЕТА ОРБИТАЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ИСКУССТВЕННОГО СПУТНИКА ЗЕМЛИ ПО ТРЕМ НАЗЕМНЫМ ОПТИЧЕСКИМ НАБЛЮДЕНИЯМ

Реализована программа для расчета орбитальных элементов космического аппарата методом Гаусса по трем наземных оптическим наблюдениям. Для расчета, помимо данных наблюдений, используются параметры вращения Земли. По результатам вычислений формируется двустрочный набор орбитальных элементов (ТЬЕ), который может быть использован для вычисления положения космического аппарата.

28 июля 2012 г. был осуществлен запуск МКА «Юбилейный-2» («МиР»), на борту которого установлены ретрорефлекторы для лазерной дальнометрии.

На сегодняшний день измерение дальности с помощью лазерных локационных систем (ЛЛС) осуществляется с точностью до долей сантиметров [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.