Научная статья на тему 'Технология использования учебного метатекста как средства формирования читательской компетенции студентов'

Технология использования учебного метатекста как средства формирования читательской компетенции студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
235
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНЫЙ МЕТАТЕКСТ / ЧИТАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ТЕХНОЛОГИЯ / АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / ЛИНГВОКУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / КОМПЛЕКС ЗАДАНИЙ / EDUCATIONAL METATEXT / READING COMPETENCY / TEACHING STRATEGY / ENGLISH LANGUAGE / LINGUOCULTURAL CONTEXT / ACADEMIC ENVIRONMENT / SET OF ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пластинина Нина Анатольевна, Плеханова Юлия Валерьевна

В статье рассматриваются основные виды учебного метатекста и методика работы с ними для формирования читательской компетенции обучающихся. Авторы считают, что без сформированной читательской компетенции и навыков компетентного чтения, позволяющих постоянно обновлять оперативную часть своего культурного опыта, обучающийся не способен впоследствии компетентно осуществлять свою профессиональную деятельность. Авторы описывают технологии использования учебного метатекста как средства формирования читательской компетенции студентов в рамках курса по выбору «Аналитическое чтение (английский язык)». Полученные результаты доказывают, что учебный метатекст способен формировать у студентов взгляд на литературу как исторически изменчивое явление, развивать умения аналитического чтения и выработку углубленного и критического подхода к художественному произведению; преследует цели овладения приемами литературоведческого и стилистического анализа текста, развития умения воспринимать текст в его целостности, в единстве формы и содержания, в тесной связи с историей народа и его культурой; направлен на развитие читательской и языковой компетенции и общего филологического и культурного кругозора. Успешность использования учебного метатекста зависит от эффективности комплекса и характера вводных, комментирующих, инструктирующих, сопровождающих, обобщающих, творческих (продуктивных) заданий, составленных на основе основного текста. В ходе опытного обучения была подтверждена эффективность предложенной методики работы с учебным метатекстом с целью формирования навыков компетентного чтения благодаря созданию благоприятных педагогических условий, соразмерностью и логичностью используемых приемов на протяжении всех этапов работы с текстом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пластинина Нина Анатольевна, Плеханова Юлия Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational metatexts as a tool to develop students’ reading competency

The article concentrates on the analysis of educational metatexts and their role in developing reading competency. Reading competency helps students to evolve their professional competency. The research focuses on adequate didactic teaching strategies to foster reading competency through using educational metatexts at “Analytical Reading” classes. The results of a pilot study prove that educational metatexts encourage students to develop their analytical and critical reading skills. Studying metatexts closely helps to unearth layers of meaning that run deeper than just the basic plot, which happens on the surface level. Educational metatexts invite students to rely on their relevant prior subject knowledge about the topic, generate inferences, identify the main text structure, with the insight to the author’s goals and motives. Various reading strategies such as setting context, relating the text to students’ experiences and predicting or interpreting the text prove to be effective. The authors of the manuscript share the results of a pilot study, which confirm the effectiveness of the proposed teaching strategies to foster reading competency. The efficiency of using metatexts depends on the set of tasks, based on the main text.

Текст научной работы на тему «Технология использования учебного метатекста как средства формирования читательской компетенции студентов»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2019, №6, Том 7 / 2019, No 6, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-6-2019.html URL статьи: https ://mir-nauki. com/PDF/56PDMN619.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Пластинина Н.А., Плеханова Ю.В. Технология использования учебного метатекста как средства формирования читательской компетенции студентов // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №6, https://mir-nauki.com/PDF/56PDMN619.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Plastinina N.A., Plekhanova Yu.V. (2019). Educational metatexts as a tool to develop students' reading competency. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 6(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/56PDMN619.pdf (in Russian)

УДК 811.161.142; 372.881.111.1 ГРНТИ 14.35.09

Пластинина Нина Анатольевна

ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет», Нижневартовск, Россия

Доцент

Кандидат филологических наук E-mail: [email protected] РИНЦ: https://www.elibrary.ru/author profile.asp?id=788480

Плеханова Юлия Валерьевна

ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет», Нижневартовск, Россия

Доцент

Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: juliaplekhanova. nv@gmail .com РИНЦ: https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?id=788438

Технология использования учебного метатекста как средства формирования читательской

компетенции студентов

Аннотация. В статье рассматриваются основные виды учебного метатекста и методика работы с ними для формирования читательской компетенции обучающихся. Авторы считают, что без сформированной читательской компетенции и навыков компетентного чтения, позволяющих постоянно обновлять оперативную часть своего культурного опыта, обучающийся не способен впоследствии компетентно осуществлять свою профессиональную деятельность. Авторы описывают технологии использования учебного метатекста как средства формирования читательской компетенции студентов в рамках курса по выбору «Аналитическое чтение (английский язык)». Полученные результаты доказывают, что учебный метатекст способен формировать у студентов взгляд на литературу как исторически изменчивое явление, развивать умения аналитического чтения и выработку углубленного и критического подхода к художественному произведению; преследует цели овладения приемами литературоведческого и стилистического анализа текста, развития умения воспринимать текст в его целостности, в единстве формы и содержания, в тесной связи с историей народа и его культурой; направлен на развитие читательской и языковой компетенции и общего филологического и культурного кругозора. Успешность использования учебного метатекста зависит от эффективности комплекса и характера вводных, комментирующих, инструктирующих, сопровождающих, обобщающих, творческих (продуктивных) заданий, составленных на основе основного текста. В ходе опытного обучения была подтверждена

https:// mir-nauki. com

эффективность предложенной методики работы с учебным метатекстом с целью формирования навыков компетентного чтения благодаря созданию благоприятных педагогических условий, соразмерностью и логичностью используемых приемов на протяжении всех этапов работы с текстом.

Ключевые слова: учебный метатекст; читательская компетенция; технология; английский язык; лингвокультурный контекст; педагогические условия; комплекс заданий

Актуальность темы исследования обусловлена потребностью современного общества в индивидууме, способном компетентно развивать и реализовывать свои возможности в динамично развивающейся образовательной и социо-культурной среде и готового к самообразованию и информационному самообеспечению. Объем информации на современном этапе развития информационно-коммуникационной и образовательной среды поступательно нарастает, часть информации теряет актуальность и устаревает прежде, чем обучающийся завершает период вузовского обучения. Без сформированной читательской компетенции и навыков компетентного чтения, позволяющих постоянно обновлять оперативную часть своего культурного опыта, обучающийся не способен впоследствии компетентно осуществлять свою профессиональную деятельность.

Объектом исследования является процесс формирования читательской компетенции студентов лингвистических направлений.

Предмет исследования: учебный метатекст как средство формирования и развития читательской компетенции и навыков компетентного чтения.

Целью исследования является теоретическое обоснование и разработка методики использования учебного метатекста для развития навыков компетентного чтения у студентов языковых специальностей.

В основу исследования положена следующая гипотеза: учебный метатекст (как первичный, так и созданный преподавателем-профессиональным билингвом), в силу своей широкой объяснительной силы, может служить эффективным инструментом формирования и развития навыков компетентного чтения.

Методы исследования: общетеоретические (анализ отечественных и зарубежных источников по проблеме исследования, отечественных и зарубежных образовательных стандартов, изучение передовых технологий в области формирования читательской компетенции); эмпирические (изучение и обобщение педагогического опыта, включенное наблюдение, апробация использования учебного метатекста в учебном процессе ВУЗа).

Изучение современных исследований в области педагогики свидетельствуют об интересе ученых к вопросу формирования читательской компетенции в целом и аспектов формирования читательской компетенции студентов средствами иностранного языка, однако проведенные исследования касаются преимущественно общетеоретических вопросов и являются разрозненными попытками использования отдельных видов дидактических материалов для развития компетентного чтения в процессе изучения иностранного языка [1-4].

Формирование и развитие читательской компетенции и компетентного чтения невозможно без создания благоприятных условий внутри образовательного процесса в целом и

Введение

Результаты и обсуждение

осуществления учебного процесса на основе личностно-дифференцированного подхода с системой разноуровневых заданий, что позволяет индивидуализировать подбор заданий в зависимости от степени сформированности навыков компетентного чтения и от индивидуально-личностных особенностей студентов в частности. Учебный метатекст, в силу своей широкой объяснительной силы, играет важнейшую роль в организации предтекстовой, внутритекстовой и затекстовой работы, которая нацелена на актуализацию имеющихся у студентов знаний, необходимых для глубокого и полного проникновения в читаемый текст и расширение общего кругозора обучающихся [5; 6]. Учебный метатекст, по которым понимается «любой вид метатекста, используемый в образовательных целях» [11] выполняет существенные информативно-когнитивные функции, создавая определенный лингвокультурный контекст произведения/явления/культурного феномена, расширяя тем самым когнитивное пространство иноязычного и инокультурного реципиента.

Основополагающие принципы разработанной нами технологии использования учебного метатекста согласуются с отечественными и зарубежными исследованиями в области формирования читательской компетенции и развития коммуникативных навыков обучающихся в целом и студентов лингвистических направлений в частности [1; 7-10]. Т.А. Разуваева разработала алгоритм формирования читательской компетенции, который позволяет использовать учебный метатекст на основных этапах ее формирования: реализация программы и технологии формирования читательской компетенции на занятиях по практике устной и письменной речи иностранного языка и педагогическое побуждение студентов к проявлению данной компетенции в других сферах деятельности [1]. Нам представляется возможным расширить круг учебных дисциплин, в рамках которых возможно успешное использование учебного метатекста, например, на занятиях по истории литературы страны изучаемого языка, страноведению, дискурсу средств массовой информации и др.

Изучение существующих учебных планов лингвистических и педагогических направлений показало, что читательскую компетенцию можно формировать:

1. в рамках курса «Аналитическое/Домашнее чтение» (студенты самостоятельно прочитывают отдельные главы/рассказы и обсуждают прочитанное в аудитории под руководством преподавателя, выполняя различные задания как в аудитории, так и самостоятельно);

2. в рамках курса «Экстенсивное/Индивидуальное чтение (студенты самостоятельно прочитывают выбранные ими произведения в свободное от занятий время, преподаватель контролирует и поощряет процесс чтения, организовывает читательские сессии для обсуждения прочитанных книг).

Эффективность приемов, направленных на развитие читательской компетенции, может зависеть от соблюдения ряда условий:

• педагогических вводных и педагогического побуждения к проявлению и развитию читательской компетенции;

• организации предтекстовой/внутритекстовой/затекстовой работы, направленной на активизацию уже имеющихся у студентов знаний и на расширение их общего кругозора;

• собственно формирования читательской компетенции с использованием текстов разных жанров и типов;

• создания технологии формирования читательской компетенции (создание, использование комплекса заданий и мер, направленных на понимание и

интерпретацию текста, поиск и обработку информации, создания студентами собственного продукта в виде эссе, творческих проектов и др.);

• проведения занятий (в рамках учебных курсов); организации самостоятельной работы студентов и творческих проектов, консультационных занятий с целью формирования и развития читательской компетенции студентов;

• организации обратной связи и рефлексии студентов с целью выявления трудностей и коррекции формирования читательской компетенции с учетом результатов обсуждения прочитанного, выполнения индивидуальных и групповых заданий и проектов и др. [11].

Апробация предлагаемой технологии формирования читательской компетенции студентов с использованием учебного метатекста проходила в рамках реализации программы курса по выбору «Аналитическое чтение (английский язык)», направление подготовки 45.03.02 Лингвистика (уровень бакалавриата), направленность (профиль) образовательной программы «Перевод и переводоведение» и направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата), направленность (профиль) образовательной программы «Иностранный язык» (ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет, 2018-2019 учебный год).

В процессе работы был определен алгоритм использования учебного метатекста:

1. введение в тему на этапе предтекстовой работы (презентации преподавателя, работа с издательскими аннотациями и др.);

2. текстовый этап предполагает работу с комментариями к основному тексту в процессе прочтения и обсуждения произведения (поглавные комментарии, гид для читателя и др.);

3. задания для организации завершающей дискуссии (проблемные вопросы, задания обобщающего характера и др.);

4. на послетекстовом этапе выполняются задания на расширение понимания места и роли произведения и его автора в современном обществе, даются педагогические вводные к выполнению творческих заданий;

5. рефлексия студентов о прочитанном произведении/рефлексия преподавателей о степени полезности и уместности использования учебного метатекста с целью формирования читательской компетенции.

Рассмотрим виды учебного метатекста и технологии их использования на примере комплекса заданий к романам современных английских писателей в рамках курса по выбору «Аналитическое чтение (английский язык)» (Приводимые примеры являются частью базы данных «Современная английская литература») [12].

Использование первичного метатекста

1. Презентации преподавателя презентации (PowerPoint, Prezi) на основе различного первичного метатекста (фотографии, блоги, шорт-листы номинации, критические статьи и др.), используемые в качестве педагогических вводных к курсу.

2. Задания, составленные на основе издательских метатекстов, и используемые для организации мини-проекта внутри курса и/или в качестве завершающих заданий, направленных на формирование целостной картины произведения и его места в литературе и социальной жизни.

3. Гид для читателя, направленный на детальное обсуждение прочитанного (сюжета, героев, взаимоотношений и эволюции/деградации героев, стилистических особенностей произведения), содержащий вопросы для завершающей дискуссии в группе и творческое задание «За пределы романа» (гид предусматривает постраничные ссылки на текст оригинала для удобства работы).

В рамках данной статьи рассматриваются первые два вида заданий.

Презентации преподавателя могут быть использованы в качестве педагогической вводной на первом занятии для привлечения интереса к личности писателя, героям и сюжету, к прочтению всего произведения.

Пример 1

Пример использования презентации преподавателя на основе первичного метатекста

Julia Darling, shades of light

'Julia Darling was born in Winchester in 235 in the house Jane Austen died in. '

The Independent

N. A. Plastinina for Reading Group Guide/ on ORF project books

Рисунок 1. Титульный слайд презентации по роману Дж. Дарлинг «Дочь таксиста» (разработано автором)

Цитата из биографической справки отсылает студентов к творчеству другой английской писательницы с непростой судьбой, Д. Остин. Студентам предлагается обсудить название презентации и спрогнозировать дальнейшие события, вехи в жизни и творчестве автора. После этого предлагается просмотреть следующие слайды и убедиться в правильности высказанных предположений.

Short bio

• began her writing career as a poet, working with a performance group The Poetry Virgins'for many years, 'taking poetry to the places that least expected it'

• publisheda book of short stories, Bloodlines with Panurge Press (many of these stories were broadcast or BBC Radio^

• published her first novel Crocodile Soup ir 1998, lorg-listedforthe Orange Prize

> published The Taxi Driver's Daughter in 2003, long-listed for the Man Booker Prize and short-listed for the Encore Award.

* wrote many plays for stage and radio

* worked on a number of arts and health projects

* ran drama workshops for doctors and patients with the project 'Operating Theatre'

* was a recipient of the prestigious Northern Rock Foundation Writer's Award, the largest annual literary award in England

* died of breast cancer in 2005 aged 48

Darling in print

Plays

Eating the Elephant and Other Plays (New Writing North, 2005) Novels

Crocodile Soup (Anchor Books, 1998),

The Taxi Driver's Daughter (Viking, 2003)

Collections of Poetry

Sudden Collapses in Public Places

(Arc Publications, 2003),

The Poetry Cure (Bloodaxe Books Ltd, 2005),

Apologyfor Absence (Arc Publications, 2005)

Short Stories

Bloodlines (Panurge Publishing, 1995)

Darling in person

Reviews can be painful, or The best ideas are , , , ,

, nappy. These days I don t

mysterious to the writer I , .

,' . . read them,

think, so that one

discovers as are writes. Fiction was the place I

ended up when the outside

One of tie wdestM ngsaooutoe nc wor|d became too chaotic.

unwell isfeeling disempowered and o ... , .

3 It has always been a refuge

of control. Writing poetry can make v< . . . ,

3 ^ ' ' and a place where I feel

feel in charge again. Also, many of the mQre jn contm|

poems I wrote were begun in waiting

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

rooms. Waitingforan appointment can

make one feel hopeless and helpless,

and I found that doing some absorbing

creative activity in the waiting room

completely altered the experience.

Рисунок 2. Слайды презентации по роману Дж. Дарлинг «Дочь таксиста» (разработано автором)

Далее, с опорой на презентацию и экземпляры книги, следует обсуждение заголовка романа и издательской аннотации с целью прогнозирования героев, контекста и сюжета романа, предполагаемых событий.

TheTaxi Driver's Daughter

'What's wrong with being a taxi driver?" (Degna, in the Taxi Driver's Daughter)

I thinkTHE TAXI DRIVER'S DAUGHTER is about today, our predicament, and our isolation brought on to some extent by television, better housing, and the difficulty of finding time to stand back and see the whole picture. Anonymous on the web

Waitingforthe ^^^ big fare, bleakly hilarious tale of life in Newcastte A Hicktingforthe

A. Hicklingfor the Guardian

TheTaxi Driver's Daughterjust happens to be a comedy about something very sad: wanting thingsand not having any idea howtogetthe G. Bedsit for the Observer

Now, with what you've been presented and told? With what you've learnt both aboutthe authorandthe novel you're goingtoread, what are your predictions

* aboutthenovel and your expectations

* aboutthe characters/ events and plot

* aboutthe language of the novel? ^^^^

Take a copy of the novel, have a quick glance, leaf through, read some extracts and discuss your predictions and expectationswith your group-mates. Give reasons why you thinkthisorthatway, whyyou think this particular event should happen, etc. Discuss the title/the bookcover of the novel. How informative/ intriguing is it?

Рисунок 3. Слайды презентации по роману Дж. Дарлинг «Дочь таксиста» (разработано автором)

В качестве второго примера рассмотрим использование первичного метатекста:

a) использование обложек к различным изданиям и переводам романов, сериалу-сиквеллу и др. [20];

b) подкастов ВВС, в данном случае интервью с писателями [13-15; 22; 24];

c) авторских блогов, видеодневников и веб-сайтов [17; 18; 20; 21].

Отметим, что в первом случае работа с первичным учебным метатекстом может потребовать создания: (а) сценария, в котором обучающимся будет присвоена определенная роль, например, издателя или специалиста по локализации продукта; (б) заданий, направленных на контроль понимания, интерпретацию аудио или видеоматериала. В обоих случаях предусмотрена рефлексия студентов.

Пример 2а.

Сценарий

Согласно заданию, студентам предлагается:

1. Обсудить, что обычно изображается на обложке издания. Чем вызвано такое смысловое и иллюстративное содержание? Будет ли оно меняться в зависимости от лингвокультурных особенностей страны, на языке которой публикуется перевод? Какие дополнительные факторы можно/желательно учесть к обложкам повторных изданий?

2. Изучив обложку английского издания к предлагаемому роману, разработать контент для обложки американского, русского или др. издания и/или предложить решения для контента обложки дополнительного или повторного издания.

3. Найти/изучить предложенные варианты обложек английских, американских, русских и др. изданий прочитанного романа, сиквелов или приквелов романа и проанализировать свою работу. Резюмировать полученные данные в виде доклада/презентации.

Примерный иллюстративный материал для работы со сценарием может включать копии доступных студентам изданий книги (читаемое издание + другие издания).

Во втором случае к подкастам и видеокастам ВВС были разработаны упражнения для самостоятельной работы студентов и направлено на активизацию уже имеющихся у студентов знаний и навыков по обработке информации, направлено на расширение их кругозора, формирование представление о роли писателя и его произведения в обществе. Обучающиеся должны прослушать подкаст и выполнить предлагаемые задания, направленные на контроль понимания аудио и видео материала, интерпретацию полученной информации. Упражнение предварят вступление, кратко рассказывающее о подкасте и его ведущей. Предлагается ссылка, по которой можно скачать подкаст или прослушать его онлайн. Во время прослушивания студенты выполняют задания, направленные на поиск определенной информации, ответов на вопросы. Упражнение содержит вспомогательные комментарии относительно ключевых терминов, которые употребляет ведущая. В конце задания, обучающимся предлагается представить себя на месте одного из слушателей и сформулировать вопрос, который они хотели бы задать Д. Лоджу, а также представить, что они не читали роман до этого и ответить на вопрос, способствовало ли бы данное интервью с писателем их мотивации прочитать роман. Полностью задание представлено ниже.

Пример 2б.

Работа с подкастом

Out of the novel

World Book Club Interview with David Lodge (The assignment is based on free resources of WBC BBC)

World Book Club invites the globe's great authors to discuss their best known novel. This monthly programme, presented by Harriett Gilbert, includes questions by World Service listeners.

Harriett Sarah Gilbert (b. 1948, London, England) is an English writer, academic and broadcaster, particularly of arts and book programmes on the BBC World Service. She presents two literary programmes on BBC World Service radio: the weekly magazine The Word and the monthly World Book Club. She has also presented arts programmes for BBC Radio 4, Radio 3 and BBC4 television. She was literary editor of The New Statesman and, before that, of City Limits. Her non-fiction books include The Sexual Imagination from Acker to Zola and A Women's History of Sex. She has lectured in the Department of Journalism since 1992, and was director of the MA in Creative Writing (Novels) until 2008. ' '

Interview Assignment (the podcast is archived at http://www.bbc.co.uk/podcasts/series/wbc/)

• When starting the interview Harriet Gilbert refers to Nice Work as a culture clash novel she means that 1) the main characters come from absolutely different walks of life and 2) their ideologies collide head on, 3)...

• Does Lodge find talking about his own works easier/harder than talking about other people's writings?

• Harriet Gilbert describes Lodge as a 'man of many talents' which include... (1..., 2..., 3...)

• His campus novels include. (1., 2., 3.)

• According to the hostess, Robyn is/has. (1., 2., 3.)

• How does Harriet Gilbert introduce the audience to the plot of the novel? Does she tell much? Why?

• Robyn's ideas of the factory are described as. (1., 2., 3.)

• Lodge reads from the novel (pp. 113-114). Did the emphasis in his reading live up to your interpretation of the same passage?

There are several questions asked by the audience in the studio, over the phone and by e-mail. Relate Lodge's answers to the questions in as detailed way as you can. (Most of the questions are given as they appear in the interview):

1. What is the proportion of fiction and reality in Nice Work? Was there in reality such a scheme between industry and university as the one that brings Vic and Robyn together?

2. Do you identify with any of your characters if at all?

*Binary structure/opposition - essentially, the concept of the organization everything into a hierarchical structure; terms and concepts are related to positives or negatives, with no apparent latitude for deviation: i.e. Man/Woman, Black/White, Life/Death, Inside/Outside, Presence/Absence, and so on. Thus, the binary opposition is fundamentally a structurally.

3. This novel exposes the readers to the minds of management industrialists and academia but not to the minds of the workers. Why? Is this left for another novel?

4. This novel is about a feminist, Robyn Penrose. To what extent is it a feminist novel?

5. The advanced notice on Robyn's and Vic's affair in Frankfurt intrigues me. Could you comment on that?

*Prolepsis - a figure of speech in which a future act or development is represented as if already accomplished or existing. The anticipation and answering of an objection/argument/question before it has been put forward.

6. Lodge again reads from the novel (p. 290). Did the emphasis in his reading live up to your interpretation of the same passage?

7. Why is Robyn almost cruel to Vic after their fling (affair)? Do you see the reason for their switching the roles (because it is usually the man who walks away after a one-night stand) in Robyn's feminism?

8. Was there a special message that you wanted to get across to the reader in this novel?

9. What would Robyn be doing now? Would her life have changed significantly?

10. What kind of confession does Loge make at the end of the interview? Why does it cause laughter in the studio?

Think of yourself as one of the audience. But the one who hasn't yet read the novel. Would you like to read it, would you be intrigued? If yes, what would contribute to your desire to read the novel?

В качестве еще одного примера приведем задание для работы с авторским блогом (веб сайтом). Оно направлено на повышение интереса к личности писателя и способствует повышению мотивации к обсуждению выполненного задания на последующем занятии, так как тематика задания затрагивает актуальные вопросы бытия каждого человека на примере известного писателя. Полностью данное задание выглядит следующим образом.

Пример 2c.

Работа с авторским блогом (веб-сайтом)

Julia Darling. In person

1. What is a web log/blog? Is blogging popular today? What types of blogs do you know? Give examples.

What is a post? What do you do when you post? How are the entries - 'posts' displayed?

2. When Darling was first diagnosed with cancer, the disease changed her life in many ways and became a fixture in her literary works. To deal with its effects, Darling launched a Weblog in 2002.

"I hate cancer. It's taken me away from such life. Tonight I'd like to strangle it the way that it is doing to me but I must look at the dark horizon of chimneys out of the window and imagine what is beyond. But count your blessings - a. No pain unless I try and dance the hokey cokey. B. fantastic cuisine [sic] cooked by my mother. C. No family arguments. D. No fear. E. Cornflakes and milk. F. Trina's ice cream. G. my new NHS bath seat and squashy mattress. H. You only have to do death once", Darling wrote on April 8.

Go to J. Darling official website to her weblog page which is displayed differently if you click this link (http://www.juliadarling.co.uk/weblog/) and if you follow this one (http://www.juliadarling.co.uk/weblog/everything.html). Why do you think they display the same content differently? What is the purpose?

3. 'My joints are rusty cranes' that's the title of a comment piece Julia wrote for the Guardian (http://www.guardian.co.uk/books/2004/aug/05/health.poetry) which was published on August 5th 2004. Writing about her work with patients and doctors, Julia said: "I believe that poetry can help to make you better. Poetry is essential, not a frill or a nicety. ... Poetry should be part of every modern hospital, and not just something to keep patients amused. It's a powerful force, which can help us through the darkest times". Read more and tell in class.

4. BBC devoted a special page for J. Darling called 'Days of terrible tiredness' (http://www.bbc.co.uk/insideout/northeast/series6/julia darling feature.shtml) which includes Julia's videodiary (http://www.bbc.co.uk/insideout/northeast/series6/julia darling video diary.shtml), Julia's Q&A (http://www.bbc.co.uk/insideout/northeast/series6/julia darling qanda.shtml), Julia's poems (http://www.bbc.co.uk/insideout/northeast/series6/julia darling poems.shtml). Explore the page and its entries, report in class.

5. J. Darling held a Guardian workshop called 'How to...' at (http://www.guardian.co.uk/books/2005/jan/05/poetry1). Read the article, take a look at Julia's poem, How To Deal With Terrible News (http://www.guardian.co.uk/books/2005/jan/05/poetry). Read the shortlisted poems and Julia's response (http://www.guardian.co.uk/books/2005/jan/24/poetry11), write your own "How to..' poem. Tell about the workshop in class and read your poem".

6. In 2004 Julia Darling was interviewed for the BBC Tyne website by Rahul Shrivastava and talked about her inspiration, picked her favourite music, gave a little advice to aspiring writers, and discussed her Tyneside-based novel, The Taxi Driver's Daughter. That interview remains online at the BBC website (http://www.bbc.co.uk/tyne/features/2004/07/julia darling.shtml).

'Meet the Author' resource also has a short video interview with J. Darling (http://www.meettheauthor.com/bookbites/455.html). Read the interview, watch the video and tell in class about Darling as a person that emerges from the interviews. If you could ask her a question, what would you ask?

On the whole, what kind of person does Julia darling emerge from what you've read, watched and listened to on the web?

Как явствует из примеров, использование различных видов учебного метатекста доказывает наши положения о широкой объяснительной силе учебного метатекста, его способности управлять понимаем читателя, оказывать влияние на его языковую картину мира и, таким образом, формировать его читательскую культуру. Учебный метатекст развивает навыки поиска и обработки информации, способствует более глубокому пониманию оригинального текста читателем-инофоном, формируя и развивая читательскую компетенцию.

ЛИТЕРАТУРА

1. Разуваева Т.А. Формирование читательской компетенции будущих учителей иностранного языка в рамках компетентностной модели образования // Преподаватель XXI век. Язык и образование. №3. 2010. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-chitatelskoy-kompetentsii-buduschih-uchiteley-inostrannogo-yazyka-v-ramkah-kompetentnostnoy-modeli-obrazovaniya (дата обращения 15.11.2019).

2. Ростовцева В.М. Текстовая компетенция в современных научных исследованиях // Современные направления анализа и интерпретации инокультурных текстов: сборник научных трудов III Всероссийской школы-семинара, г. Томск, 3-5 апреля 2013 г. Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ); под ред. Ю.В. Кобенко и др. Томск: Изд-во ТПУ, 2013. С. 107-111.

3. Сарпух Т. В., Скворцова М.В. Процесс формирования читательской компетенции студентов университета // Вестник Оренбургского государственного университета. Оренбург, 2015. №2. С. 14-144. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/protsess-formirovaniya-chitatelskoy-kompetentsii-studentov-universiteta (дата обращения 02.11.2019).

4. Стефановская Н.А. Экзистенциально-коммуникативные основы чтения: теория, методология и методика социологического исследования: автореф. дис. ... д-ра социол. наук: 22.00.06. Тамбов, 2009. 363 с.

5. Котюрова М.П., Баженова Е.А. Культура научной речи: текст и его редактирование. Пермь, 2007. 282 с.

6. Alikina E.V., Kushnina L.V., Naugolnykh A.Y., Falko K.I. Integrative Methodology of Teaching Translation and Interpreting // Going Global through Social Sciences and Humanities: A Systems and ICT Perspective: Proceedings of the 2nd International Conference Going Global through Social Sciences and Humanities, 27-28 February 2019, Tomsk, Russia. / Springer Nature Switzerland AG, Ed. Z. Anikina. Cham: Springer Nature Switzerland AG, 2019. P. 245-251.

7. Bamford J., Day R.R. Extensive reading: What is it? Why bother? // The Language Teacher Online. 1997. № 21 (5). URL: http: jalt-publications.org/old_tlt/files/97/may/ extensive.html (дата обращения 14.11.2019).

8. Dorn L.J., Soffos C. Teaching for deep comprehension: A reading workshop approach. Portland, ME: Stenhouse, 2005. URL: http://plopp.bradford0086.com/82a8cbc/teaching-for-deep-comprehension-a-reading-workshop-approach.pdf (дата обращения 12.11.2019).

9. Grzesik J. Textverstehen lernen und lehren. Stuttgard Klett, Verlag fur wissen und Bildung, 1990. 405 s. URL: https://www.zvab.com/.../textverstehen-lernen-lehren-geistig (дата обращения 12.1.2019).

10. Ortlieb E. Theoretical Models of Learning and Literacy Development. Emerald Group Publishing, 2014. 280 pp. URL: https://books.google.ru/books?id=aWPsAwAAQBAJ &dq=Dorn,+L.+J.,+and+C.+Soffos.+2005.+Teaching+for+deep+comprehension&sou rce=gbs_navlinks_s (дата обращения 14.11.2019).

11. Пластинина Н.А., Плеханова Ю.В. Учебный метатекст как основа формирования и развития читательской компетенции обучающихся // Вестник Удмуртского университета. Серия История и филология. 2018. Т. 28. № 6. С. 1008-1019.

12. База данных «Современная английская литература. Свидетельство о регистрации базы данных № 2013621252. Дата государственной регистрации в Реестре баз данных от 26 сентября 2013 г.

13. BBC Special Darling Page. URL: http://www.bbc.co.uk/insideout/northeast/series6/jul ia_darling_feature.shtml (дата обращения 14.05.2018).

14. BBC Darling Workshop. URL: http://www.guardian.co.uk/books/2005/jan/05/poetry1 (дата обращения 14.05.2018).

15. BBC Open Book programme. URL: http://www.bbc.co.uk/radio4/arts/openboook (дата обращения 24.09.2017).

16. Bedell G. I had that Lady Macbeth in the back of my cab. The Observer. URL: http://www.observer.co.uk/ (дата обращения 14.05.2018).

17. Blogs and forums quotes. URL: http://www.librarything.com/work/1136962 (дата обращения 14.05.2018).

18. Book S. The Leeds Guide review. URL: http://www.leedsguide.co.uk/review/ (дата обращения 24.09.2017).

19. Darling J. The Taxi Driver's Daughter. Penguin books, 2004.

20. Darling's official site. URL: www.juliadarling.co.uk (дата обращения 14.05.2018).

21. Denton Park Reading Group discussion blog posts, Civic Centre Reading Group blog posts, Newcastle & Gateshead Staff Reading Group posts, Culture Café Reading Group blog posts. URL: http://readers.penguin.co.uk/nf/Document/DocumentDisplay/0,,P00 0100000027,00.html#Poem_inspired_by_The_Taxi_Driver_s_Daughter (дата обращения 14.05.2018).

22. Gilbert H. Interview for World Book Club, BBC Podcasts. URL: http://www.bbc.co.uk/podcasts/series/wbc/ (дата обращения 21.05.2016).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. Hikling A. Waiting for the big fare // The Guardian review. 2003. 27 July. URL: http://www.guardian.co.uk/books/2003/jul/27/fiction.features3 (дата обращения 14.05.2018).

24. Shrivastava R. The Darling of Tyneside's literary world. J. Darling interview for the BBC Tyne website. URL: http://www.bbc.co.uk/tyne/features/2004/07/julia_darling.s html (дата обращения 14.02.2016).

Plastinina Nina Anatol'evna

Nizhnevartovsk state university, Nizhnevartovsk, Russia E-mail: [email protected]

Plekhanova Yulia Valer'evna

Nizhnevartovsk state university, Nizhnevartovsk, Russia E-mail: [email protected]

Educational metatexts as a tool to develop students' reading competency

Abstract. The article concentrates on the analysis of educational metatexts and their role in developing reading competency. Reading competency helps students to evolve their professional competency. The research focuses on adequate didactic teaching strategies to foster reading competency through using educational metatexts at "Analytical Reading" classes. The results of a pilot study prove that educational metatexts encourage students to develop their analytical and critical reading skills. Studying metatexts closely helps to unearth layers of meaning that run deeper than just the basic plot, which happens on the surface level. Educational metatexts invite students to rely on their relevant prior subject knowledge about the topic, generate inferences, identify the main text structure, with the insight to the author's goals and motives. Various reading strategies such as setting context, relating the text to students' experiences and predicting or interpreting the text prove to be effective. The authors of the manuscript share the results of a pilot study, which confirm the effectiveness of the proposed teaching strategies to foster reading competency. The efficiency of using metatexts depends on the set of tasks, based on the main text.

Keywords: educational metatext; reading competency; teaching strategy; English language; linguocultural context; academic environment; set of activities

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.