Научная статья на тему 'Технология интерактивного обучения'

Технология интерактивного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
598
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ СОДЕРЖАТЕЛЬНОГО ОБОБЩЕНИЯ / ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ИМИТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Раджабова Маржона Ахмадовна

В этой статье рассматривается генерализация учебного материала и интеграция учебных предметов. В статье говорится об игре учащихся с различными уровнями обученности. Также в статье подчеркивается необходимость применения сразу несколько технологий в учебном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технология интерактивного обучения»

преобладающем темпе работы и т.п.). Системы учета и анализа ошибок обучаемых, предусмотренные во многих КОП либо существующие в виде отдельных программ, дают возможность выявить динамику и закономерности процесса обучения в ходе экспериментальных педагогических исследований и позволяют упростить работу по организации учебного процесса [2].

Список литературы

1. Гребенев И.В. Методические проблемы компьютеризации обучения в школе. // Педагогика. № 5. 1994.

2. Карамышева Т.В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера. С.П.: Союз, 2001.

ТЕХНОЛОГИЯ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ Раджабова М.А.

Раджабова Маржона Ахмадовна — преподаватель, кафедра английского языка, факультет легкой промышленности, Бухарский инженерно-технологический институт, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в этой статье рассматривается генерализация учебного материала и интеграция учебных предметов. В статье говорится об игре учащихся с различными уровнями обученности. Также в статье подчеркивается необходимость применения сразу несколько технологий в учебном процессе.

Ключевые слова: концепция содержательного обобщения, интерактивное обучение, взаимодействия, имитация.

В процессе обучения можно выделить как минимум содержательную, процессуальную, мотивационную и организационную стороны. Каждой из этих сторон соответствует ряд концепций. Так, первой стороне соответствуют концепции содержательного обобщения, генерализации учебного материала, интеграции учебных предметов, укрупнения дидактических единиц и др. Процессуальной стороне - концепции программированного, проблемного, интерактивного обучения и др. Мотивационной - концепции мотивационного обеспечения учебного процесса, формирования познавательных интересов и пр. Организационной - идеи гуманистической педагогики, концепции педагогики сотрудничества, "погружения" в учебный предмет, концентрированного обучения и др. [1]. Все эти концепции в свою очередь обеспечиваются технологиями. Например, концепции проблемного обучения соответствуют такие его технологии: проблемно-диалоговое обучение; проблемно-задачное; проблемно-алгоритмическое; проблемно-контекстное; проблемно-модельное; проблемно-модульное; проблемно-компьютерное обучение. Концепция и технология интерактивного обучения основаны на явлении интеракции (от англ. interaction - взаимодействие, воздействие друг на друга). В процессе обучения происходит межличностное познавательное общение и взаимодействие всех его субъектов. Развитие индивидуальности каждого школьника и воспитание его личности происходит в ситуациях общения и взаимодействия людей друг с другом. Адекватной, с точки зрения сторонников этой концепции, и наиболее часто применяемой моделью таких ситуаций является учебная игра. Образовательные возможности игры, применяемой в процессе обучения: игры предоставляют педагогу возможности, связанные с воспроизведением результатов обучения, их применением, отработкой и тренировкой, учетом индивидуальных различий, вовлечением в игру учащихся с различными уровнями обученности. Вместе с тем игры несут в себе возможности значительного эмоционально-личностного воздействия, формирования коммуникативных умений и навыков, ценностных отношений. Поэтому применение учебных игр способствует развитию индивидуальных и личностных качеств школьника. Под технологией интерактивного обучения (ТИО) мы понимаем систему способов организации взаимодействия педагога и учащихся в форме учебных игр, гарантирующую педагогически эффективное познавательное общение, в результате которого создаются условия для переживания учащимися ситуации успеха в учебной деятельности и взаимообогащения их мотивационной, интеллектуальной, эмоциональной и других сфер. В структуре процесса обучения с применением ТИО можно

выделить следующие этапы: а) Ориентация. Этап подготовки участников игры и экспертов. Учитель предлагает режим работы, разрабатывает вместе со школьниками главные цели и задачи занятия, формулирует учебную проблему. Далее он дает характеристику имитации и игровых правил, обзор общего хода игры и выдает пакеты материалов; б) Подготовка к проведению. Это этап изучения ситуации, инструкций, установок и других материалов. Учитель излагает сценарий, останавливается на игровых задачах, правилах, ролях, игровых процедурах, правилах подсчета очков (составляется табло игры). Учащиеся собирают дополнительную информацию, консультируются с учителем, обсуждают между собой содержание и процесс игры. С момента начала игры никто не имеет права вмешиваться и изменять ее ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они отклоняются от главной цели игры. Учитель, начав игру, не должен без необходимости принимать в ней участие. Его задачи заключаются в том, чтобы следить за игровыми действиями, результатами, подсчетом очков, разъяснять неясности и оказывать по просьбе участников помощь в их работе; в) Обсуждение игры. Этап анализа, обсуждения и оценки результатов игры. Учитель проводит обсуждение, в ходе которого выступают эксперты, участники обмениваются мнениями, защищают свои позиции и решения, делают выводы, делятся впечатлениями, рассказывают о возникавших по ходу игры трудностях, идеях, приходивших в голову [2].

Обратим внимание на тот факт, что в целостном процессе обучения учителю необходимо применять сразу несколько технологий, обслуживающих различные его стороны. Но в реальной практике это положение не всегда реализуется. Дело в том, что зачастую учитель стремится, прежде всего, овладеть и применить в практике какую-либо одну технологию или отдельные внешне привлекательные ее элементы. В этом случае нарушается принцип целостности: процесс обучения требует всестороннего его обеспечения различными технологиями, сами же технологии дают педагогический эффект только будучи целостными.

Список литературы

1. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. «Технологии игры в обучении и развитии» М., 1996,

268 с.

2. СувороваН. «Интерактивное обучение: Новые подходы» М., 2005.

О ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ОСНОВАХ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ

ПРОИЗНОШЕНИЮ Раджабова М.А.

Раджабова Маржона Ахмадовна — преподаватель, кафедра английского языка, факультет легкой промышленности, Бухарский инженерно-технологический институт, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в этой статье рассматриваются лингвистические основы обучения иноязычному обучению. В статье говорится об использовании различных подходов обучению иностранным языкам. Также в статье подчеркивается сфера и ситуация общения и правила речевого этикета.

Ключевые слова: фонологическая теория, способы и приёмы обучения, социокультура, прикладная лингвистика.

В условиях независимости Республики Узбекистан возрастает роль фундаментальных исследований, в том числе в изучении и преподавании иностранных языков. Знание иностранных языков как в практическом, так и в теоретическом аспектах, безусловна, обогащает духовный мир человека. Именно наука является одним из основных факторов успешного овладения языком, развития образования, совершенствования системы подготовки кадров: "Наука должна стать средствам, силой, движущей вперед развитие общества" [1].

В настоящее время система образования претерпевает огромные изменения. Это связано как с заменой устаревших учебных программ, так и с интеграцией нашей системы образования в международную. Для такой серьезной перестройки требуются существенные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.