Научная статья на тему 'Технология интеллектуальной транспортной системы'

Технология интеллектуальной транспортной системы Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
830
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА / УМНЫЕ ДОРОГИ / ТРАНСПОРТ / ЭЛЕМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ДОРОГИ / МАРШРУТЫ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Лысенко Алексей Федорович

Дорога сложная система, являющаяся, в первую очередь, совокупностью подсистем различного назначения. Для комфортной эксплуатации данной системы необходимо наличие автоматизированных высокотехнологичных устройств, которые умеют распознавать конкретные ситуации, происходящие на дороге, и соответствующим образом на них реагировать. В данной работе рассматривается обзор и процесс развития технологии интеллектуальной транспортной системы. Затронуты некоторые моменты отечественного опыта в реализации интеллектуальных транспортных систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технология интеллектуальной транспортной системы»

ТЕХНОЛОГИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ТРАНСПОРТНОЙ

СИСТЕМЫ Лысенко А.Ф.

Лысенко Алексей Федорович - студент, кафедра прикладной информатики, экономический факультет, Белгородский государственный аграрный университет им. В.Я. Горина, г. Белгород

Аннотация: дорога - сложная система, являющаяся, в первую очередь, совокупностью подсистем различного назначения. Для комфортной эксплуатации данной системы необходимо наличие автоматизированных высокотехнологичных устройств, которые умеют распознавать конкретные ситуации, происходящие на дороге, и соответствующим образом на них реагировать. В данной работе рассматривается обзор и процесс развития технологии интеллектуальной транспортной системы. Затронуты некоторые моменты отечественного опыта в реализации интеллектуальных транспортных систем.

Ключевые слова: интеллектуальная транспортная система, умные дороги, транспорт, элементы управления, интерактивные дороги, маршруты.

УДК 351.811.111

Вопрос внедрения интеллектуальной транспортной инфраструктуры в дорожную отрасль является актуальным и широко обсуждаемым в мире, потому что проекты данного типа отличаются быстрой окупаемостью, чем привлекают массу инвесторов. На данный момент в нашей стране регулярно проводятся конференции, обсуждающие данную проблематику, активно развиваются и совершенствуются технологии интеллектуального дорожного контроля.

Концепций превращения дороги в интерактивную систему существует множество. Рассмотрим несколько ключевых направлений, в которых движутся инженеры и дизайнеры.

Проекты, которые представляют, позволяют:

• сделать дороги более безопасными и удобными для всех участников движения;

• увеличить срок службы дорожного полотна;

• прогнозировать изменения в транспортной инфраструктуре;

• информировать водителей о дорожной ситуации.

Одна из основных проблем любого крупного города - транспортные заторы. В качестве варианта, позволяющего решить проблему «пробкообразование», во многих статьях приводится интеллектуальное управление светофорами. Наружный комплекс видеокамер передает информацию о дорожном движении по уличной сети в центр управления. На основании полученной информации диспетчер центра управления производит смену режима работы светофора для предотвращения образования затора на городских дорогах. Развитая интеллектуальная транспортная система позволит производить автоматическую диспетчеризацию: включать специальные режимы светофоров, изменяя длительность разрешающего или запрещающего сигналов для любого светофора города. Помимо камер для реализации данной системы в некоторых статьях предлагается организовывать сбор о количестве машин при помощи информации, полученной непосредственно с мобильных телефонов водителей [2].

В соответствии с рекомендациями интеллектуальная транспортная система включает в себя безналичную оплату проезда в городском общественном транспорте и его диспетчеризацию. Такой комплекс позволит повысить качество предоставления услуг по перевозке пассажиров.

Безналичная оплата повысит эффективность контроля оплаты проезда, обеспечит внедрение гибкой системы тарифов, персонифицированного учета предоставления льгот, повысит собираемость оплаты за проезд, улучшит условия труда работников

системы пассажирского транспорта, обеспечит возможность внедрения бескондукторной схемы оплаты проезда. Диспетчеризация обеспечит качество управления движением транспортными средствами, выполняющими пассажирские перевозки в городе, качество составления расписаний и анализа маршрутов, автоматизацию ведения реестра транспортных средств компаний-перевозчиков, анализ данных о скорости движения этих транспортных средств, автоматизацию формирования прогноза прибытия общественного транспорта на остановочные пункты и другие улучшения [1].

Следуя разработанным рекомендациям, администрации городов могут за счет реализации одних элементов «умного города», развивать остальные элементы этой экосистемы без привлечения бюджетных средств. На базе интеллектуальной транспортной системы основываются, например, элементы «туристской платформы Сочи». Так, платежное средство безналичной системы оплаты проезда в общественном транспорте становится универсальным. Его можно использовать для оплаты других муниципальных услуг [3].

Также в экосистему «умных дорог» можно отнести такие элементы управления:

• система управления транспортной инфраструктурой, которая состоит из подсистем мониторинга состояния дорог и подсистемы интеллектуального управления средствами регулирования дорожного движения.

• система умный пассажирский транспорт, состоящая из подсистем мониторинга движения и скорости общественного транспорта и оплаты проезда. Подсистемы гибкого реагирования на фактор загруженности общественного транспорта и подсистемы распределения транспортных потоков.

Положительные эффекты, полученные от взаимодействия данных систем это: повышение уровня безопасности, увеличение пропускной способности транспортной инфраструктуры, повышение доходов в бюджет, эффективное планирование управления ремонтом дорог.

Крупные компании, занимающиеся строительством «умных дорог» предлагают решение, заключающееся во введении системы управления транспортом. Эта система подразумевает, что на дороге будут размещаться датчики весового контроля, видеокамеры (для измерения плотности и скорости потока), баннеры (для отображения проблемных участков на трассе и данных о метеоусловиях). Светофорами, регулируется скорость потока. Как правило, все компоненты «умной дороги» объединяются на базе единой платформы. Однако даже по одиночке они позволяют решить большое количество локальных задач. С учетом прогнозируемого роста количества беспилотных автомобилей - идеальное решение. Также существует возможность экономии электроэнергии в городе, умным освещением. Отвечает за все компоненты диспетчерский центр.

Благодаря «умным дорогам» можно будет эффективнее выбирать маршрут и своевременно узнавать о ситуации на дороге. Любой человек может зайти в приложение или на сайт, для планирования своей поездки. Приложение на смартфоне взаимодействует с сайтом, который, занимается оптимизацией транспортной ситуации. Предлагается, что сайт будет использовать новейшие алгоритмы big Data (больших данных) и технологии сайтостроения, такие как Python и django. Сервер считывает информацию с датчиков и управляет светофорами.

В России, как известно, обстановка с дорогами очень тяжелая - в целых регионах они практически отсутствуют, а 1235-километровая федеральная трасса А-360 «Лена» вообще вошла в народный фольклор как одна из наиболее страшных и небезопасных дорог в мире.

Тем не менее параллельно с разговорами о реставрации обычной дорожной сети ведется речь и о появлении у нас элементов интеллектуальных дорог. В Москве рассматриваются проекты по улучшению пешеходных переходов - в списке

изучаемых инноваций и «Воздушная зебра», и разработки южнокорейских дизайнеров. Пока планируется сделать несколько пробных переходов на отдельных участках и посмотреть, какая от этого будет польза.

Уже сейчас на федеральных трассах установлено почти одна тысяча метеостанций и почти полторы тысячи видеокамер. В режиме онлайн отслеживается ситуация на федеральных трассах.

Система оперативного мониторинга включает в себя автоматизированные пункты учета интенсивности движения, их количество достигает одна тысяча. Такие системы используется ситуационным центром Росавтодора.

Аналитическая система управления транспортным комплексом (АСУ ТК) находится в процессе создания. Она реализуется для эффективного мониторинга состояния транспортного комплекса страны и уровня его технологической безопасности. АСУ ТК планируется интегрировать со всеми важнейшими информационными ресурсами как транспортной отрасли, так и других сфер экономики.

Государственная информационная система навигации на автомобильных дорогах (ГИС НАД) находится в процессе создания. ГИС НАД ляжет в основу практически всех навигационно-информационных сервисов.

В целом, мир готов к принятию интерактивных дорог. Технологии позволяют разместить под дорожным покрытием солнечные батареи, связать разметку с дорожными знаками в единую сеть и даже превратить трассу в один большой интерактивный экран. Грамотное и законное использование технологий позволит увеличить комфорт поездки и безопасность для водителей, что позволит повысить дисциплину на дорогах. Вопрос в первую очередь в стоимости и целесообразности подобных проектов.

Список литературы

1. Интеллектуальная транспортная инфраструктура (ИТС) Россия // tadviser.ru. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.tadviser.ru/index.php/Статья: Интеллектуальная_транспортная_инфраструктура_(ИТС)_Россия/ (дата обращения: 29.04.2018).

2. Умные дороги и Интеллектуальная транспортная система // unistroy.spbstu.ru. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://unistroy.spbstu.ru/index_2017_53/1_dmitrie v_53.pdf/ (дата обращения: 29.04.2018).

3. Частные инвестиции в умный город // it-weekly.ru. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.it-weekly.ru/news-company/projects/135836.html/ (дата обращения: 29.04.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.