Научная статья на тему 'Технология информационного обеспечения бизнес-процессов в экстремальных ситуациях'

Технология информационного обеспечения бизнес-процессов в экстремальных ситуациях Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
191
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕСТРУКТИВНЫЕ СОБЫТИЯ / ТЕХНОЛОГИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ / ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / DESTRUCTIVE EVENTS / TECHNOLOGY OF THE INFORMATION SUPPLY / INFORMATION-COMMUNICATION INFRASTRUCTURE / METHODOLOGICAL APPROACHES / DIDACTIC POTENTIAL / PROFESSIONAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Гатчин Ю. А., Арустамов С. А., Сухостат В. В.

В статье изложены методологические основания технологии информационного обеспечения бизнес-процессов в экстремальных ситуациях и дидактические аспекты совершенствования профессионализма сотрудников бизнес-структур. Рассмотренные вопросы могут служить контентом одной из дистанционных образовательных технологий case-study при подготовке менеджеров, ИТ-специалистов бизнес-структур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The dataware technology of business process in emergency situations

The methodological bases of the protection of the information resource of a company in the case of destructive events and didactic potential of developing and making managerial decisions are described in the article. The considered issues can be a content of one of remote educational technologies a case-study in preparation of managers, IT-experts of the business structures.

Текст научной работы на тему «Технология информационного обеспечения бизнес-процессов в экстремальных ситуациях»

В качестве задания на самостоятельную работу студентам предлагается получить таблицу сигнатур работоспособной схемы, заданной преподавателем, а также сигнатуры при заданных видах отказов.

Таким образом, на взгляд авторов, использование новых средств схемотехнического моделирования должно поддерживаться более детальной «доказательной базой». Только так можно в какой-то мере избавиться от иллюзии «чудотворности» информационных технологий и воспитывать умение мыслить, доказывать, убеждать. Кроме того, невзирая на тотальное тестирование, итог обучения должен подводиться по результатам решения индивидуальных задач, а для этого должно быть достаточное количество вариантов. Так, при изучении кодирования информационный полином кодируется десятичным числом, не превышающим 255. В разделе сигнатурного анализа вариант задания представляется простой трехвходовой схемой.

Литература

1. Аляев Ю. А. Тюрин С. Ф. Дискретная математика и математическая логика. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 368 с.

2. Угрюмов Е. П. Цифровая схемотехника: Учебное пособие для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: БХВ-Петербург, 2007. - 800 с.

3. Потемкин И. С. Функциональные узлы цифровой автоматики. - М.: Энергоатомиздат, 1988. -320 с.

4. Тюрин С. Ф. Системы контроля технического состояния и диагностирования ракетных комплексов: Конспект лекций. Часть 1. Техническая диагностика. - Пермь: ПВВКИКУ, 1995. - 148 с.

5. Тюрин С. Ф., Олейников А. В., Белых А. А. Основы технической диагностики: Руководство для лабораторных работ. - Пермь: ПВВКИКУ, 1995. - 72 с.

УДК 004.853 ББК 20

ТЕХНОЛОГИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ

Ю. А. Гатчин, д. т. н., профессор, декан факультета повышения квалификации преподавателей, зав. кафедрой Проектирования компьютерных систем

Тел.: (812) 233-47-09, e-mail: gatchin@mail.ifmo.ru С. А. Арустамов, д. т. н., профессор кафедры проектирования компьютерных

систем

Тел.: (812) 232-86-02, e-mail: sergey.arustamov@gmail.com

В. В. Сухостат, к. п. н., доцент кафедры проектирования компьютерных систем Тел.: (812) 233-47-09, e-mail: sukhostat@mail.ru Санкт-Петербургский университет информационных технологий,

механики и оптики http://www.ifmo.ru

The methodological bases of the protection of the information resource of a company in the case of destructive events and didactic potential of developing and making managerial decisions are described in the article. The considered issues can be a content of one of remote educational technologies — a case-study in preparation of managers, IT-experts of the business structures.

В статье изложены методологические основания технологии информационного обеспечения бизнес-процессов в экстремальных ситуациях и дидактические аспекты совершенствования профессионализма сотрудников бизнес-структур. Рассмотренные вопросы могут служить контентом одной из дистанционных образовательных технологий case-study при подготовке менеджеров, ИТ-специалистов бизнес-структур.

Ключевые слова: деструктивные события; технология информационного обеспечения; информационно-коммуникационная инфраструктура; методологические подходы; дидактический потенциал; профессиональная компетентность.

Key words: destructive events, technology of the information supply, information-communication infrastructure, methodological approaches, didactic potential, professional competence .

Введение

Повышение творческого начала (креативности) в открытом образовании путем фундамен-тализации и применения новых подходов с использованием информационных технологий обусловливает готовность личности к переменам как в социальной, так и в профессиональной сфере.

Профессиональная готовность характеризует состояние деятельных профессиональных способностей специалиста по критерию их соответствия характеру и уровню сложности ожидаемых от него действий, наличие необходимого понимания сути дела, требуемых знаний и умений, а также состояние его мотивационной сферы (мотивированная предрасположенность).

Соответственно под профессиональной компетентностью можно понимать готовность личности справляться с профессиональными ситуациями, которые даже невозможно предвидеть, и ее включенность в решение профессиональных проблем. Причем включенность предполагает проявление активной деятельностной позиции специалиста по отношению к профессиональным реалиям, согласованной с его внутренней, индивидуальной потребностью.

Важно для понимания сути проблемы определить методологические основания как фундамент построения различных моделей систем профессиональной деятельности. Логика выстраивания методологической программы любой деятельности представлена на рис. 1.

Рис. 1. Методологическая программа профессиональной деятельности

Данная схема отражает суть любой профессиональной деятельности.

Первая ее часть - методологическая, в основании которой лежит понимание сути профессиональной деятельности и отражение аксиологических ориентаций руководства и персонала фирмы.

Вторая часть позволяет определить те пути, средства и условия, которые помогают приблизиться к желаемой цели, отражает адекватные и взаимообусловленные целям средства ее достижения.

Третья часть выявляет результаты деятельности и продолжается анализом.

Вследствие этого можно считать, что составляющие модели специалиста в области бизнес-процессов в новых условиях в общем виде включают:

• фундаментальную подготовку высокого уровня;

• глубокие специальные знания;

• способность целенаправленно порождать новое информационное содержание;

• наличие профессионально значимых личностных качеств;

• широкое междисциплинарное образование, нравственность и культуру.

Таким образом, профессиональная компетентность как интегративная способность содержит не просто указанный набор элементов, а определяет связи между ними. Конкретное содержание зависит от типов ситуаций.

Профессиональные универсальные знания, сформированные умения и навыки, образовательный и профессиональный опыт особенно востребованы при защите информационных ресурсов предприятия от деструктивных событий.

Уровень информационной безопасности компьютерных систем достигается обеспечением приемлемого уровня рисков нарушения конфиденциальности, целостности и доступности информационных ресурсов. Нарушение доступности информационных ресурсов может произойти в результате следующих событий:

• технический сбой аппаратных либо программных средств;

• умышленная атака на ресурсы со стороны внешних или внутренних злоумышленников;

• физическое уничтожение носителей информации или средств доступа в результате воздействия деструктивных процессов или стихийных природных явлений [1, 2].

Классификация возможных масштабов деструктивных событий приведена в табл. 1.

Таблица 1

Классификация технических сбоев и катастроф

Уровень Время простоя Типичные причины Доступность территории предприятия Число лиц, затронутых аварией Воздействие на предприятие

A Не более 2 часов Отказ нескольких рабочих станций Да Не более пяти Низкое

B Не более 8 часов Отказ сервера, нарушение работы локальной сети Да Более десяти Умеренное

C Не более 24 часов Затопление, длительное отключение энергии Нет Около 50% сотрудников Значительное

D Более 24 часов Землетрясение, наводнение, пожар, террористический акт, война Нет Большинство сотрудников Критическое

В настоящей статье:

1) изложен опыт разработки, тестирования и внедрения плана мероприятий по ликвидации катастроф (английская аббревиатура DRP от Disaster Recovery Planning [3]) класса C и D в российском отделении западной кредитно-финансовой организации (КФО) с численностью персонала в 150 человек;

2) представлены методологические и дидактические аспекты совершенствования профессионализма сотрудников, необходимого для того, чтобы во всеоружии встретить вызовы современного бизнеса.

Содержание и рассмотренные вопросы статьи могут служить контентом одной из дистанционных образовательных технологий case-study при подготовке менеджеров, ИТ-специалистов бизнес-структур.

Предпосылки разработки плана мероприятий по ликвидации катастроф

Необходимым условием успешной реализации плана мероприятий по ликвидации катастроф является признание актуальности и приоритетности такого проекта руководством предприятия и выделение достаточных бюджетных средств на его реализацию.

Одним из главных факторов является удачный выбор расположения резервного офиса по критерию транспортной доступности, с одной стороны, и достаточной удаленности от основного офиса с целью обеспечения независимости его энергообеспечения и выведения его из зоны поражения, с другой. На практике для мегаполиса идеальным расстоянием между основным и резервным офисом следует считать расстояние в 5-10 км. Меньшая удаленность не гарантирует сохранность резервного офиса при катастрофе, большая вызывает затруднения не только при реализации плана по факту наступления катастрофического события, но и значительно повы-

шает стоимость тестирования решения при его верификации.

Другим фактором является учреждение (подтвержденное приказом по предприятию) комитета по антикризисному управлению, в который обязательно должны входить представители руководства в ранге членов совета директоров и руководители отделов, отвечающие за важнейшие направления деятельности. Для кредитно-финансовой организации (КФО) такими представителями являются коммерческие и операционные отделы, бухгалтерия, ИТ и служба главного инженера.

Аудит информационных ресурсов и определения критического набора бизнес-процессов, необходимых для продолжения деятельности

На этом этапе принципиальным решением является определение минимального набора бизнес-процессов, которые считаются критическими для предприятия. Для КФО таким решением должен стать ответ на вопрос, является ли критичным поддержание услуги управления счетами клиентов через Интернет, можно ли ввести временный мораторий на специфические услуги, такие как отчеты по клиентским транзакциям в нетрадиционном детализированном формате и т. п. Очевидно, что признание возможным функционирование КФО с предоставлением ограниченного набора банковских услуг в течение оговоренного времени (например, в течение 3-4 месяцев, необходимых для восстановления старого офиса или поиска аренды нового) может значительно снизить стоимость решения.

Другим важным фактором является оценка минимально возможной численности персонала, необходимого для поддержания бизнес-процессов в восстановительный период. При этом для удешевления проекта приходится признать необходимость работы в две или три смены и некоторое ослабление требований безопасности при выполнении бизнес-процедур (например, отказ от привлечения более одного сотрудника к выполнению некоторых критических операций). При этом необходимо строго контролировать уровень изменения рисков нарушения двух других компонентов безопасности (конфиденциальности и целостности информационных процессов) и избегать их недопустимого увеличения при решении задачи экономии ресурсов.

На практике при организации резервного офиса рекомендуется организация 40-60% рабочих мест сотрудников, при этом рекомендуется рассмотреть возможность организации двухсменной работы до полного восстановления технической инфраструктуры предприятия.

Планирование информационно-коммуникационной инфраструктуры (ИКИ) резервного офиса

Удачная реализация этого этапа напрямую зависит от качества инвентаризации информационных ресурсов предприятия и от принятия решения о наборе бизнес-процессов, поддерживаемых после начала реализации DRP.

При планировании ИКИ необходимо учитывать:

• формирование перечня оборудования, включая ПК, серверы, сетевое и оконечное оборудование, учрежденческую АТС (УАТС) с аппаратами; линии передачи данных, осуществляющие связь резервного офиса с партнерами (для КФУ - валютная и фондовые биржи, доступ к системам REUTERS и SWIFT), регуляторами деятельности (для КФО это Центральный банк России, налоговые органы), Интернетом, головным офисом (актуально для российских отделений западных КФО) и бизнес-приложениями, размещенными вне территории России;

• разработку политики поддержания актуальности данных (электронных документов, баз данных, содержимого корпоративных почтовых ящиков), необходимых для продолжения бизнеса после наступления деструктивного события.

При формировании перечня оборудования рекомендуется оснащение резервного офиса вычислительными платформами и линиями связи с производительностью и пропускной способностью не меньшей, чем в основном офисе. Более того, заслуживает внимания подход, при котором резервный офис укомплектовывается оборудованием следующего поколения, по производительности превышающем имеющиеся в основном офисе вычислительные мощности. Это позволяет экономить средства на этапе поддержания DRP в актуальном состоянии при плановой смене платформ основного офиса. Следует признать неудачной политику отправки в резервный офис оборудования, списанного в основном офисе в ходе амортизации. Ожидаемая экономия средств на оснащение резервного офиса оборачивается на практике невозможностью обеспечить нормальное функционирование бизнеса после наступления деструктивного события из-за нехватки оперативной памяти, медленного исполнения приложений, несовместимости

версий программного и аппаратного обеспечения, сбоев линии связи.

При предварительной настройке рабочих мест в резервном офисе важно соблюдение принципа индивидуальности, учитывающего список локальных приложений и средств доступа к удаленным ресурсам, ориентированных на ведение бизнеса конкретной группой пользователей. При игнорировании этого фактора точная настройка откладывается на период проведения тестирования качества проекта или (что еще хуже) на период после деструктивного события, что задерживает время активации резервного офиса за счет повышения нагрузки на ИТ-специалистов при наличии других неотложных задач.

Политика поддержания актуальности данных резервного офиса должна опираться на классификацию данных по степени важности для бизнеса и частоте их изменяемости.

По степени важности для бизнеса данные классифицируются так:

• критические;

• существенные;

• некритические.

По частоте изменяемости это:

• изменяющиеся в реальном режиме времени (динамические);

• изменяющиеся несколько раз в неделю/месяц (квазидинамические);

• изменяющиеся время от времени при наступлении некоторых событий (квазистатические).

В зависимости от типа данных применяются различные стратегии их актуализации.

Для критических динамических данных рекомендуется применять технологии переноса изменений, сделанных в основном офисе, в резервный в режиме реального времени (кластерные решения аппаратного уровня, либо программные решения, обеспечивающие мгновенную актуализацию (например, пакет Double Take, обеспечивающий «зеркалирование» данных по технологии «источник - приемник»).

При обоих вариантах решения актуальной остается задача создания ежедневных резервных копий данных основного офиса, не связанных с платформами обработки данных (магнитные ленты, внешние диски), для возможности их восстановления при событиях класса A и B, т. к. технологии зеркалирования не защищают бизнес-пользователей от случайных потерь данных при ошибочных манипуляциях с приложениями.

При реализации программного зеркалирования рекомендуется внедрение двухэтапного процесса: на первом этапе данные зеркалируются с продукционного сервера на резервный, находящийся в основном офисе (необходимый для восстановления данных после событий класса A и B). На втором этапе данные передаются на сервер резервного офиса. При таком подходе удается значительно снизить нагрузку на продукционный сервер, т. к. при одноэтапном зерка-лировании непосредственно через канал связи между продукционным сервером и сервером резервного офиса бизнес-пользователи чувствуют значительное замедление работы приложений продукционного сервера, связанное с замедлениями при удаленной передаче данных от источника к приемнику.

При реализации этой технологии немаловажное значение имеет обоснованный выбор пропускной способности канала передачи между основным и резервным офисами, который должен осуществляться исходя из объемов данных, передаваемых в реальном режиме времени и цикличности бизнес-процедур.

Для квазидинамических и квазистатических данных политика актуализации заключается в создании копий на магнитных носителях (ленты, внешние диски) и регулярной их доставке в резервный офис. В ряде случаев приходится идти на разумные компромиссы. Например, несмотря на высокую частоту изменения данных корпоративных почтовых ящиков, (пример динамических данных) их, ввиду среднего уровня критичности, приравнивают к квазидинамическим данных и вместо актуализации в реальном режиме времени применяют еженедельную доставку обновленных копий в резервный офис. Принятие таких компромиссных решений возможно только при условии их утверждения комитетом по антикризисному управлению с последующим информированием об этом решении бизнес-пользователей. Схема ротации носителей с данными между основным и резервным офисами и их общее количество должна быть строго согласована с принятой политикой восстановления доступности данного типа данных. При этом необходимо помнить об ограниченном ресурсе магнитных носителей при часто повторяющихся процедурах перезаписи и своевременной замене носителей, выработавших свой

ресурс.

При оснащении резервного офиса телекоммуникационной инфраструктурой следует руководствовать следующими принципами:

• заказ каналов передачи данных, голосовой связи и оборудования для телефонизации офиса должен производиться с привлечением провайдеров, не задействованных при оснащении основного офиса;

• при организации тендера на подобные проекты, предпочтение должно отдаваться провайдерам, использующим альтернативные арендные мощности и узлы коммутации, находящиеся в районах города, удаленных от районов размещения узлов коммутации провайдеров основного офиса.

Наличие проекта DRP у претендентов в провайдеры является необходимым условием проведения тендера на заключение договоров о предоставлении телекоммуникационных услуг.

Цель подобной политики - уменьшение рисков повреждения технической инфраструктуры провайдера при локализации деструктивного события в пределах некоторой зоны. Ярким примером такого события является «блэкаут» (одновременное прекращение энергопитания во многих районах Москвы), имевший место 25 мая 2005 г.

Документирование процедур DRP и осведомленность бизнес-пользователей

Важным этапом разработки DRP, во многом определяющим его успешную реализацию, является его детальное документирование, включающее описание отдельных процедур, регламентирование ответственности членов комитета и сотрудников, реализующих процедуры восстановления, и осведомленность бизнес-пользователей в отношении существования такого плана и перспектив восстановления технической инфраструктуры бизнеса после деструктивных событий.

При составлении такого документа важно детально описать процедуры оповещения сотрудников об объявления активации плана, места сбора и маршрута следования до резервного офиса. Оповещение сотрудников организуется на основе так называемого «дерева вызовов» (call tree), согласно которому первоначально оповещается ограниченное число ответственных сотрудников, которые, в свою очередь, «спускаясь» по дереву вызовов, доводят информацию до своих подчиненных.

Документ должен содержать графическую информацию о месте нахождения резервного офиса и детальный маршрут следования со стрелками, указывающими направление движения. В резервном офисе на каждом рабочем месте необходимо оставить подробную инструкцию, описывающую условия работы в экстремальных условиях на родном языке. Последнее требование специфично для зарубежных организаций, ведущих бизнес на территории России, в которых многие регламентирующие документы составлены на английском языке с целью инспектирования представителями заграничного руководства.

Отдельный документ необходимо подготовить для сотрудников отдела ИТ. В документе необходимо указать последовательность действий по активации ИКИ резервного офиса, которая должна учитывает приоритетность восстановления информации с учетом ее критичности и частоты изменения и способы информирования бизнес-пользователей о готовности отдельных систем к эксплуатации.

Особое внимание следует уделить распределению обязанностей и распараллеливание независимых процессов восстановления данных с целью минимизации времени активации ИКИ и методам быстрого контроля актуальности и целостности данных, переданных в резервный офис по каналу связи, возможности корректного открытия баз данных и других проверок, подтверждающих работоспособность ИКИ.

Тестирование работоспособности плана DRP и верификация корректности его реализации

Отработка основных положений документов для пользователей и служб ИТ проводится в ходе регулярных тестов, имитирующих различные ситуации, возникающие после деструктивных событий. При организации теста отправной точкой является определение модели деструктивного события (например, пожар, уничтоживший всё здание). Как это ни парадоксально, отработка тестов по модели полного уничтожения офиса является более простой задачей, чем введение модели частичной деструкции ресурсов (например, затоплен первый этаж, но есть возможность эксплуатации остальных). В последнем случае приходится рассматривать множе-

ство вариантов частичного перемещения сотрудников в основной офис и модифицировать бизнес-процессы, объединяющие отделы, оказавшиеся после катастрофы в удалении друг от друга. Это сильно усложняет реализацию единого плана из-за многообразия вариантов частичной деструкции. На практике при тестировании ограничиваются ситуацией полного уничтожения офиса.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ввиду невозможности совмещения тестирования с повседневными задачами бизнеса тестирование проводится в один из выходных дней, что усложняет задачу проверки процедур взаимодействия с бизнес-партнерами (например, пересылку тестовых платежей в платежную систему ЦБ России). При организации тестирования важно предусмотреть наличие тестовых копий продукционных баз данных с целью исключения искажения бизнес-данных в ходе тестирования, разработать контролируемые процедуры доступа к ним и процедуры возвращения (т. н. «отката») пользователей и ИКИ в обычный бизнес-режим.

В качестве индикатора качества верифицируемого решения можно предложить коэффициент K числа обращений пользователей к службам ИТ по поводу недоступности данных или невозможности реализации отдельных процедур:

K = L/(P*N) где L - общее число обращений, P - число тестируемых процедур, N - число ^ '' пользователей, участвовавших в тесте.

Методологические подходы и дидактический потенциал совершенствования профессиональной компетентности работников бизнес-структур при чрезвычайных ситуациях

Людские ресурсы - весомый фактор в уравнении стратегического успеха финансово-кредитной организации. Поэтому эффективная и качественная реализация плана DRP возможна только на основе методологических подходов и дидактических предпосылок совершенствования профессиональной компетентности участников бизнес-процессов путем повышения квалификации [4].

Актуальность и взаимосвязанность обучения с практическими условиями позволяют привить своим сотрудникам желаемые культуру и систему ценностей.

Задачный подход, включающий в себя проблемный и творческий характер решения жизненно-профессиональных противоречий, способствует новому осознанию сотрудниками своих возможностей и ограничений в условиях необходимости принятия ответственного решения [5].

Чтобы при решении профессиональных проблем сотрудник мог выходить на новый виток развития своей профессиональной компетентности, ему необходимо преодолеть в себе следующие барьеры: ригидность или стереотипность мысли, приобретаемую в процессе профессиональной деятельности, жизненного опыта; импульсивность мысли или стремление принимать непродуманные решения в условиях высокой мотивации, недостатка времени, стресса и т. д.; негибкость мысли, то есть неспособность человека перейти от одной точки зрения к другой, более широкой.

При неожиданном появлении нестандартной ситуации в процессе работы организации появляется необходимость в «генерации идей». Проблема быстрого и точного подбора «генераторов идей» снимается в том случае, если в организации уже действует постоянная группа профессионалов и интеллектуалов с целью накопления опыта решения управленческих задач, совершенствования мастерства в этом деле, оттачивания оперативности и точности выдвигаемых проектов.

Метод коллективной творческой деятельности, основанный на целенаправленном использовании интуитивно-образного, метафорического мышления участников называется синектика (synectics; 50-60-е гг. XX в.; основатель - американский психолог У. Гордон). Как совместная поисковая деятельность экспертных групп с использованием догадок, смелых гипотез, «сумасшедших идей» и интуитивных решений синектика применяется для инновационных решений проблем промышленности и управления, решения сложных учебно-профессиональных проблем, а также в целях обучения самому процессу творческого поиска.

Кроме того, синектика допускает критику, но только в благожелательной и конструктивной форме, поскольку в удачном решении заинтересованы все участники. Критик в своем выступлении должен в первую очередь отметить все плюсы обсуждаемого проекта и лишь после этого остановиться на минусах. Критикам не рекомендуется давать проектам своих оценок: это руководство оставляет за собой. Тем самым исключается обострение отношений между генера-

торами идей, критиками и руководством, а толерантное отношение друг к другу благоприятно влияет на атмосферу сотрудничества в чрезвычайных ситуациях.

Дидактическими предпосылками совершенствования профессиональной компетентности участников бизнес-процессов является развитие:

• навыков переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, экстраполяция, оценка, аргументация, умение сворачивать информацию);

• творческого мышления (перенос, видение новой функции, видение проблемы в стандартной ситуации, видение структуры объекта, альтернативное решение, комбинирование известных способов деятельности с новыми).

Аналитическая деятельность в структуре профессиональной компетентности работников фирмы в нестандартной ситуации приобретает особенно большое значение. При этом понимание смысла задач, а также знание видов и методов анализа и их использование в возникшей экстремальной ситуации способствует принятию верных решений.

Участники комитета должны владеть всеми формами анализа и применять их в данной ситуации при выполнении управленческих функций.

Так, анализ как интеллектуальная процедура определяется:

• как операция расчленения целого на составные элементы, выполняемая в процессе познания и практической деятельности;

• как один из логических приемов (частных методов) получения новых познавательных результатов;

• как процесс, ведущий к бесконечному углублению познания объекта;

• как метод получения новых знаний;

• как способ систематического изложения уже имеющихся научных истин.

Функции управления и место анализа представлены в виде диаграммы непрерывного процесса на следующих рисунках: рис. 2а, рис. 2б, рис. 2в.

Основная задача анализа в нестандартной ситуации - вскрытие причины фактов и явлений; отделение их от последствий; изменение, улучшение ситуации. При этом используется следующий механизм анализа: расчленение объекта на элементы, а после изучения каждого из них производится синтез, то есть воссоздается общая картина объекта. В нашем случае - создание резервного офиса с полным резервированием информационно-коммуникационных инфраструктур (с репликацией - дублированием критических данных в реальном режиме времени). Качество анализа зависит от учета такого офиса, то есть от того, насколько декомпозиция соответствует природе и внутренним связям такового.

Далее следует остановиться на достоинствах аналитического текста при принятии управленческих решений. Этому способствует знание достоинств аналитических текстов:

• систематичность, построенная вокруг ключевых идей, в зависимости от решаемой задачи;

• ключевой компонент анализа - связь целей, средств и результатов;

• активная позиция аналитика в контексте забот и переживаний современников;

• уважительное отношение к предмету анализа.

Понимание сущности таких видов анализа, как стратегический, тактический (текущий), итоговый (рубежный), и владение ими позволяет руководству фирмы правильно расставить акценты в работе организации в экстремальной ситуации.

Если стратегический анализ подразумевает своим результатом миссию, смысл профессиональной деятельности, то тактический (текущий) - содержательное представление о состоянии дел в фирме, об отклонениях от стратегии, о профессиональных затруднениях, о направлениях коррекции. Результат итогового (рубежного) анализа: подведение итогов этапа деятельности, представление о степени выполнения плана работы.

Продуктом стратегического анализа является проект становления и последующее развитие фирмы, концепция профессиональной деятельности, стратегия работы с персоналом, программа комплекса мероприятий и внутрифирменного обучения, тактического - аналитическая справка (анализ экстремальной ситуации), разрешение ситуации, итогового - оценочный доклад, аналитический отчет, решение проблемы.

Источниками информации стратегического анализа являются: экономическая политика, международные исследования, социальная среда, мониторинг; тактического и рубежного -внутрифирменный контроль, мониторинговые исследования, самодиагностика.

Этапы работы над текстом анализа деятельности за восстановительный период:

• составление «скрытой схемы» анализа (см. табл. 2);

• определение проблем;

• ранжирование проблем;

• анализ проблем;

• определение задач на следующий период;

• написание текста.

Таблица 2

«Скрытая схема» анализа

Задачи работы на прошедший период Фактические результаты достижения целей Формулирование проблемы

позитивные негативные

При анализе проблем определяется:

• сущность проблемы;

• причины (факторы, способствующие ее появлению);

• возможности, которыми располагает руководитель, руководители отделов, фирма для решения проблемы;

• угрозы, которые могут помешать эффективному решению проблемы

• оценка потребности в дополнительных ресурсах, включая финансовые. Структура аналитического текста представлена на рис. 3.

'Злдлчи т

11| И> III ЛЬ III ПР])1ЮЛ

Рис. 3. Структура аналитического текста

Самоанализ профессиональной деятельности как основа проектирования представляет следующую логику профессионального развития:

• осознание недостаточности (рис. 4);

• построение «скрытых схем» анализа;

• проблемный анализ;

• проектирование профессиональной деятельности.

Нл турл льньш переход

Рис. 4. Осознание недостаточности профессионального развития

Составление «скрытых схем» анализа своей профессиональной компетентности проявляется в проектировании как мотивированном целенаправленном способе изменения профессиональной реальности на основе самоопределения автора в ценностно-смысловом профессиональном пространстве. Пространства самоопределения можно представить в виде табл. 3.

Таблица 3

Пространства самоопределения

Пространства самоопределения Тип жизненной активности Схема жизненной активности Способ самоопределения

Экзистенциальное Деяние Ценность - путь - ответственность Рефлексия бытия Анализ ограничений

Культурное Дело Замысел - реализация - рефлексия Рефлексия деятельности Анализ последствий

Социальное Деятельность Цель - средства - результат Рефлексия действий

Ситуативное Действие Ориентировка - исполнение -контроль Оценка результата

Технология проблемного анализа содержит следующие этапы:

1. Определение проблем (рис. 5).

РЕАЛЬНОЕ положение дел

^расхождение)

Чг

ПРОБЛЕМА

ЖЕЛАЕМОЕ положение дел

Рис. 5. Определение проблем

решения проблем.

В этом случае определение проблем можно представить в виде табл. 4.

Ранжирование проблем

2. Ранжирование проблем определяется через показатели актуальности, а именно:

•степень рассогласования между требуемыми и реальными результатами;

.•насущность требуемых результатов; •наличие объективных средств для

Таблица 4

«Уже не проблема» «Актуальная проблема» «Еще не проблема»

1) Рассогласование с требуемыми результатами незначительное. 2) В организации имеются средства для решения проблемы 1) Рассогласование с требуемыми результатами значительное. 2) Объективно средства для решения проблемы есть, но их нет в организации 1) Рассогласование с требуемыми результатами значительное. 2) Объективных средств для решения проблемы недостаточно или они отсутствуют вообще

Рис. 6. «Декомпозиция» проблем

Рис. 7. Построение «дерева целей»

3. «Декомпозиция» проблем имеет вид, представленный на рис. 6.

4. Из «декомпозиции» проблем и учета их сущности вытекает построение «дерева целей», показанное на рис. 7.

Универсальные знания, сформированные умения и навыки и развитая способность действовать на их основе - залог качественного решения организационных и технических вопросов осуществления плана DRP.

Заключение

В работе приведена классификация деструктивных событий, воздействующих на информационное обеспечение бизнес процедур, разработана технология создания ИКИ резервного офиса, включающая организационные и технические решения, предложен формальный критерий качества решения, представлены методологические подходы и дидактический потенциал совершенствования профессиональной компетентности работников бизнес-структур. Тем самым представленные технологии, в свою очередь, являются содержанием case-study в открытом образовании и могут служить непосредственным наполнением и уточнением таковых.

Литература

1. Шаньгин В. Ф. Защита компьютерной информации. Эффективные методы и средства. - М.: ДМК Пресс, 2008. - 544 с.

2. Белов Е. В., Лось В. П., Мещеряков Р. В., Шелупанов А. А. Основы информационной безопасности: Учебное пособие для вузов. - М.: Горячая линия-Телеком, 2006. - 544 с.

3. Арустамов С. А., Гатчин Ю. А., Крылов Б. А. Организационные и технические аспекты защиты информационных ресурсов предприятия от деструктивных событий // Труды конгресса по интеллектуальным системам и информационным технологиям «AIS-AT'09». Т. 2. - М.: Физматлит, 2009.

4. Аляев Ю. А., Беляков А. Ю., Гейхман Л. К. Формирование управленческих компетенций с использованием экспертных систем обучения // Открытое образование, 2006. № 3 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.e-joe.ru.

5. Сухостат В. В. Условия педагогической поддержки развития способности к самоанализу в процессе обучения // General Issues on the Modern Social Education (Issues & Discussion): Jure 23, 2005, Khabarovsk State Pedagogkal University, Russia; Gyeongnam Province, Korea. - Seoul, Korea, 2005. - 353 с.

УДК 004.853 ББК 20

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ИНТЕГРАЦИЯ СВОЙСТВ КОГНИТИВНЫХ СТИЛЕЙ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ АГЕНТОВ КАК ОСНОВА СОЗДАНИЯ АДАПТИВНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОБУЧАЮЩИХ СИСТЕМ

Ю. А. Кравченко, к. т. н., доцент кафедры САПР Тел.: (8634) 37-16-51, e-mail: krav-jura@yandex.ru Технологический институт Южного федерального университета в г. Таганроге

http://www.tsure.ru

This paper dwells on the method of the integration of the psychological researches results of the students cognitive personality peculiarities and artificial intelligence technologies to create cognitive diagnostic systems with further development of individual trajectories and educational models of reference groups on the basis of the theory of multi-agent systems.

Объект внимания данной работы представляет собой метод интеграции результатов психологических исследований когнитивных особенностей личности обучаемого и технологий искусственного интеллекта для создания систем диагностики познавательных стилей с дальнейшей разработкой индивидуальных образовательных траекторий и моделей референтных групп на основе теории многоагент-ных систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.