Научная статья на тему 'Технология Форсайт-исследований как инструмент долгосрочного прогнозирования развития образования в странах постсоветского пространства'

Технология Форсайт-исследований как инструмент долгосрочного прогнозирования развития образования в странах постсоветского пространства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
681
275
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мариносян Тигран Эмилович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технология Форсайт-исследований как инструмент долгосрочного прогнозирования развития образования в странах постсоветского пространства»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПАРАТИВИСТИКА

Т.Э. Мариносян

Ключевые слова:

Форсайт, Форсайт-технология, прогнозирование, прогнозирование в образовании, образование, система образования, СНГ, Содружество Независимых Государств, страны постсоветского пространства.

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРСАЙТ-ИССЛЕДОВАНИЙ КАК ИНСТРУМЕНТ ДОЛГОСРОЧНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В СТРАНАХ ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА

В статье рассматривается современная тенденция активного применения Форсайт-технологии в прогнозировании образовательных процессов в глобальном и национальном масштабах, происходящих как в развитых государствах мира, так и в странах постсоветского пространства. Отмечается, что происходит постепенная интеграция Форсайта в существующую систему прогнозирования и планирования развития образования; использование Форсайт-технологии способствует формированию долгосрочной образовательной политики стран СНГ.

В настоящее время ведущие страны мира уделяют особое внимание эффективному функционированию сферы образования, требующей использования современных технологий прогнозирования. Они заключаются в том, чтобы, с одной стороны, определить перспективы ближайшего или отдаленного будущего в области образования, определить цели его развития, а с другой - способствовать формированию оптимальных планов, основываясь на прогнозе и оценке принятого решения с позиций его последствий в прогнозируемом периоде. В результате распада

Союза Советских Социалистических Республик в 1991 году была разрушена единая система образования со своей общей для всех республик нормативно-правовой базой, единым языком общения и обучения, единым подходом к прогнозированию и планированию развития образования. Страны Содружества Независимых Государств - бывшие республики СССР начали разрабатывать собственные национальные образовательные системы, при этом некоторые из них базируются на советской образовательной системе, другие ориентируются на западные образовательные нормы и технологии прогнозирования образовательных процессов. На промахи, просчеты, совершенные странами постсоветского пространства в процессе преобразований в сфере образования, обращает внимание А.В. Тодосийчук:

«Прогнозирование - необходимый элемент государственного регулирования системы образования, разработки перспективных стратегических планов, национальных программ и проектов. Принятие стратегических решений без учета прогнозных оценок последствий их реализации усуглубля-ет кризисные явления в экономике и жизни общества. В этой связи следует отметить, что в России и других постсоциалистических странах начиная с 90-х годов ХХ столетия работа по прогнозированию и стратегическому планированию развития образования практически свернута, что привело к множеству ошибок и провалов» [13].

Во всех предыдущих теориях прогнозирования в образовании не учитывался фактор времени - скорость, частота происходящих изменений в социумах, мировой науке, психологии масс в масштабе планеты. В течение жизни только одного поколения происходят перемены революционного характера. До недавнего времени в прогнозировании образовательных процессов в какой-то степени достаточно было применить линейно-экстраполяцион-ную методологию, основанную на выяснении за достаточно длительный период тенденций развития и, соответственно, их продления на будущее с той или иной поправкой на базе экспертных оценок. Известно, что идеи экстраполяции получили весьма широкое распространение в педагогике. При этом, как считает один из ведущих специалистов в области педагогического прогнозирования Б.С. Гершунский, «по-видимому, методы экстраполяции в чистом виде применимы лишь на уровне тактического, краткосрочного прогнозирования изменений отдельных параметров педагогических объектов. Однако прогностическая ценность этих методов существенно возрастает, если они используются в сочетании с другими методами прогнозирования. Недооценка этого требования, стремление использовать методы экстраполяции в чистом виде применительно к сложным педагогическим явлениям

могут привести к серьезным ошибкам» [3, 117]. Аналогичного мнения по поводу экстраполяции как метода прогнозирования в образовании придерживается и Б.Л. Вульфсон, полагая, что «в условиях резких количественных колебаний и глубоких структурных изменений линейная экстраполяция оказывается недостаточной для высококачественного прогноза и должна корректироваться поправочными коэффициентами, учитывающими дальнейшие изменения социально-экономической структуры, особенности демографической эволюции, сдвиги в социальной психологии масс, наконец, модификацию самой системы образования» [2, 94].

Если на протяжении столетий основной формой обучения была классно-урочная, истоки которой можно обнаружить и в эпоху античности, а разум человека развивался линейно-гармонично, и человеческие знания передавались только по одному пути - от учителя к ученику, то в современном мире у ребенка есть множество других альтернативных способов познания окружающего его мира. Учитель и учебник уже не являются единственными источниками знаний. Интернет, современные библиотеки, «третье место», интерактивные пространства являются средами, разумеется, не заменяющими образовательные среды, но существенно способствующими получению школьниками, студентами необходимых знаний и навыков. Становится очевидным, что классно-урочная система постепенно сдает свои позиции системе онлайн-образования. Например, в Форсайт-исследовании «Образование 2030: Дорожные карты будущего» прогнозируется, что в период 2022-2030гг. произойдет слом/ликвидация традиционных моделей образовательной системы [11]. Уже сегодня юридически и практически существующие учебные заведения из-за своей инертности фактически оказываются недееспособными давать учащимся знания, требуемые временем. Ученики, студенты оперативно могут найти интересующую их информацию не в образовательных учреждениях и учебниках, а в Интернете.

Казалось бы, разумно полагать, что в сегодняшнем учебнике в какой-то степени заложен прогностический компонент на 5-10 лет вперед. Однако факт с большой частотой меняющихся учебников говорит об обратном, что ничего прогнозировать невозможно. Даже учебник математики может по своеобразной причине быть изъят из федерального перечня рекомендованных учебников. Достаточно, например, такого экспертного мнения, как: «Содержание учебника математики не способствует формированию патриотизма. Герои произведений Родари, Перро, братьев Гримм, Милна, Линдгрен, Распе, гномы, эльфы, факиры со змеями, три поросенка вряд ли

призваны воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою страну и свой народ» [10], - чтобы учебник, по которому многие годы обучались школьники страны, оказался непригодным.

Очевидно, что возможно использование, например, сценарного подхода к прогнозированию в образовании или системы долгосрочного научно-технического прогнозирования - Форсайта - с целью прогнозирования будущего в сфере образования (Форсайт-технология возникла в 1980-е годы в результате исследовательской деятельности, проводимой Ирвином (Irvine) и Мартином (Martin) в рамках программы распределения финансирования научных исследований в Великобритании) [17, 150]. Но будут ли результаты прогноза удовлетворительны, учитывая тот факт, что сегодня даже развитие мировой экономики не поддается прогнозированию по причине непредсказуемости изменений геополитических ситуаций в мире. Понятно, что любой прогноз должен включать обязательную погрешность .

Тем не менее в последнее время правительства стран постсоветского пространства, разрабатывая и представляя общественности долгосрочные программы социально-экономического развития, все чаще обращаются к технологии Форсайт-исследований1 - одного из ключевых инструментов выявления перспективных направлений развития - широко применяемой в США и Европе. Технология Форсайт-исследований позволяет заглянуть в будущее науки, экономики, образования, здравоохранения, общества на основе масштабного опроса специалистов-экспертов с целью определения сфер стратегических исследований и технологий, а также выявления технологических прорывов, которые способны оказать воздействие на экономику и социальную жизнь в средне - и долгосрочной перспективе и которые, вероятно, смогут принести наибольшие социальные и экономические выгоды.

Форсайт-технология используется уже более 30 лет во многих странах мира, а «с начала 90-х годов многие развитые государства, такие как, например, Великобритания, Германия, Франция, Нидерланды, Австрия и другие запустили программы в области технологических форсайтов. Южная Корея и Индия также запустили подобные программы» [6,3].

В результатах первого российского этапа исследования Форсайта «Образование 2030» приводится следующее предупреждение:

Форсайт не является ни прогнозом развития событий, ни планом действий. Это карта достаточно вероятных событий, которые могут произойти в обозримом будущем и которые важно учитывать для принятия решений в настоящем [11].

1 Форсайт (англ. Foresight) - видение будущего, предвидение.

Учитывая, что современный мир сталкивается с постоянно возрастающими факторами нестабильности, неопределенности, непредсказуемости, нелинейности социальных, экономических, политических событий и процессов, становится очевидным, что велика вероятность ошибки в определении связанных с прогнозируемыми величинами и сроками, представленными теми или иными технологиями для различных сфер жизнедеятельности общества, в частности для сферы образования. Многообразие связей, характеризующих современное образование, требует использование новых прогностических технологий и прогнозно-аналитического инструментария. При этом необходимо учитывать опыт прогнозирования в образовании отечественных ученых и специалистов, которые сочетали в прогнозировании использование педагогикой собственных исследовательских методов - наблюдение, собеседование, анкетирование, педагогический эксперимент, изучение учебной документации - с новыми методами, используемыми в других науках - в социологии, математике, кибернетике. Что же касается того или иного конкретного метода прогнозирования в образовании, по мнению Б.С. Гершунского, «критерием его эффективности может служить лишь педагогическая практика в наиболее широком ее понимании. При этом приходится считаться с тем, что прогнозы в области образования могут быть с достаточной надежностью и полнотой верифицированы практикой только в рамках более широких систем (социальных, экономических, политических и т.д.), т.е. фактически вне системы образования. Это объясняется тем, что решающий критерий достоверности того или иного общего педагогического прогноза, касающегося, например, целей, содержания, форм и методов обучения и воспитания учащихся, надо искать в степени соответствия «продукта» системы образования (количества обученных и качества их подготовки) объективным требованиям научно-технического и социального прогресса» [3, 79-80].

Форсайт-технология, используемая для прогнозирования в сфере образования, представляет собой более комплексный подход, чем традиционное прогнозирование, формируемое узким кругом специалистов-экспертов и ассоциирующееся с предсказаниями. По мнению некоторых исследователей в области прогнозирования в образовании, «из существующих в настоящее время методологий прогнозирования только Форсайт позволяет обеспечить учет всех вариантов развития событий в их взаимосвязи с мерами образовательной политики, возможными сценариями экономического развития» [8, 113-117]. Применение Форсайт-технологии в образовании позволяет оценить возможные перспективы инновационного развития,

связанные с прогрессом науки и технологий в целом, очерчивать вероятные технологические горизонты, которые могут быть достигнуты при вложении определённых средств и организации целенаправленной деятельности, а также возможные эффекты для образовательной системы. Данная технология подразумевает участие многих экспертов из всех сфер деятельности, в той или иной степени связанных с тематикой образования, а также, при необходимости, проведение опросов определённых групп населения (школьников, студентов, преподавателей), прямо заинтересованных в решении образовательных проблем. Еще одно отличие Форсайт-технологии от традиционных прогностических методов заключается в ее нацеленности на разработку практических мер по приближению выбранных стратегических ориентиров. Например, в прогнозировании образования в странах СНГ невозможно не учитывать совместно с другими государствами Содружества определение и принятие концепции и программы формирования единого образовательного пространства. В данном случае стратегическим ориентиром можно считать Программу поддержки РФ интеграционных процессов в области образования в СНГ [14]. Тем не менее, даже имея концепцию формирования единого образовательного пространства, возможны радикальные изменения в ходе ее реализации. Например, можно ли прогнозировать ослабление или укрепление позиций русского языка, российского образования за рубежом, основываясь на методе линейного прогнозирования? Очевидно, что русский язык является мощной связующей основой для развития различных направлений кооперации между странами Содружества, помогает преодолевать межгосударственные барьеры, в первую очередь в сфере образования. Соответственно при понимании особого статуса русского языка как объединяющего фактора СНГ рассмотрение вопросов, дающих представление о проблеме языкового единства и коммуникативной разрозненности на постсоветском пространстве в ретроспективном ключе, способствует определению направления дальнейшего развития стран Содружества [9, 83-93]. Однако такой прямолинейный подход к прогнозированию роли русского языка в образовании стран постсоветского пространства может оказаться ошибочным ввиду возможных геополитических изменений.

Форсайт является перспективным направлением исследований развития образовательных процессов и активно используется в развитых странах мира (ЕС, США, Канада, Япония). В последние годы отмечается тенденция объединения потенциалов нескольких стран с целью проведения совместных Форсайт-исследований и разработок в сфере в образования.

Например, Объединенный исследовательский центр Европейской комиссии - Институт перспективных технологических исследований в 2009 году внедрил Форсайт-программу под названием «Будущее обучения: новые способы приобретения новых навыков для будущей работы». Программа рассматривает серию из шести сценариев, описывающих возможные изменения в учебной среде в 2020-2030 гг. [17, 158]. При таком сценарном прогнозировании, исходя из представления о неопределенности и неоднозначности траектории развития образовательных процессов и рассматриваемых сценариев, для каждого из них разрабатывается соответствующая схема реализации.

В странах постсоветского пространства Форсайт-технология в настоящее время практически не находит своего применения в прогнозировании развития национальных систем образования. В настоящее время в РФ рассматриваются такие Форсайт-проекты, как «Образование 2030» и «Компетенции 2030». Эти проекты разрабатываются в рамках деятельности, в первую очередь, следующих организаций: НИУ «Высшая школа экономики», Московская Школа Управления Сколково, Агентство стратегических инициатив, являющееся инициатором указанных проектов. В реализации проекта участвуют ведущие международные эксперты в области образования из России, США, стран Европы и Азии.

В Республике Казахстан с целью объединения общества для накопления и реализации личностного потенциала страны через развитие национальной системы образования и науки в 2008 году был создан Научно-образовательный фонд «Аспандау». Фонд способствует разработке, продвижению и реализации политики развития образования РК «Информационное общество - 2030». Главной целью Фонда является создание в Казахстане системы образования информационного общества к 2030 году. Фонд принял участие в создании национальной инновационной сети «Казахстан Форсайт».

В рамках Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы, с целью проведения систематического мониторинга образовательных результатов и социальных эффектов на национальном и региональном уровне, будет внедрена единая система мониторинга образования в виде информационной базы управления и прогнозирования путей развития [5]. Хотелось бы отметить, что Форсайт как методика принятия стратегических решений с 1970-х годов используется такими технологическими лидерами, как Япония и Южная Корея, и с 2011 года этот опыт «предвидения» трендов, способных стать прорывами

в науке, перенимает Казахстан [16]. Данная программа предполагает дальнейшую модернизацию системы образования и перспективу ее выхода на европейский уровень. Приведем некоторые целевые индикаторы и показатели результатов реализации программы (см. табл.).

Форум «Синергия: объединяя науку, бизнес и общество»

Индикатор 2015 2020

С 2015 г. во всех организациях образования, кроме МКШ, внедрен механизм подушевого финансирования 60% 60%

Доля высококвалифицированных педагогических работников, имеющих высшую и первую категории, от общего количества педагогов 47% 52%

В организациях образования используется система электронного обучения 50% 90%

Охват детей в возрасте с 3 до 6 лет дошкольным воспитанием и обучением 73,5% 100%

В 2020 г. осуществлен полный переход на 12-летнюю модель обучения 1 ,У, Х1 классы 1-Х,Х11 классы

Результаты учащихся казахстанской общеобразовательной школы в международных сравнительных исследованиях PISA, TIMSS, PIRLS PISA: 50-55-е место, TIMSS: 10-15-е место PISA: 40-45-е место, TIMSS: 10-12-е место, PIRLS: 1015-е место

Увеличена доля школ, создавших условия для инклюзивного образования (от общего количества) 30% 70%

Доля колледжей, прошедших процедуру национальной институциональной аккредитации 10% 30%

Доля выпускников вузов, прошедших независимую оценку квалификации в сообществе работодателей с первого раза ( от общего количества принявших участие) 10% 80%

Количество вузов Казахстана, отмеченных в рейтинге лучших мировых университетов 1 2

Доля вузов, прошедших независимую национальную специализированную аккредитацию по международным стандартам 20% 30%

Показатель 2015 2020

Доля образовательных программ, разработанных в соответствии с международными требованиями 40% 70%

Продолжение таблицы

Количество введенных ученических мест в системе ТиПО 2 660 уч. мест 16 940 уч. мест

Доля учебных заведений ТиПО, оснащенных современным обучающим оборудованием ( от общего количества) 75% 90%

Доля обучающихся по госзаказу по программам магистратуры от объема госзаказа бакалавриата 20% 40%

В том числе по программам одногодичной магистратуры от объема госзаказа бакалавриата 14% 25%

Число обучающихся по госзаказу по программам докторов PhD с ежегодным увеличением госзаказа начиная с 2012 г. не менее 1000 человек не менее 2000 человек

Доля вузов, имеющих доступ к Республиканской межвузовской электронной библиотеке 55% 100%

Доля вузов, создавших инновационные структуры, научные лаборатории, технопарки, центры, от общего количества технических вузов 20% 50%

Доля вузов, создавших структурные подразделения научных и проектно-конструкторских организаций от их общего количества 10% 25%

Для финансирования образовательной деятельности гражданских вузов за счет ГЧП 10% 50%

Доля финансирования научной и инновационной деятельности гражданских вузов за счет ГЧП 10% 50%

Очевидно, что реализация Государственной программы (дорожной карты согласно терминологии, используемой в Форсайт-исследованиях) будет зависеть от сценария социально-экономического развития страны. В Прогнозе социально-экономического развития Республики Казахстан на 2015-2019 годы [12] приводится три варианта сценария в зависимости от влияющих на развитие экономики факторов и тенденций (развитие мировой экономики в 2015-2019 годы, разрешение долговых проблем стран Еврозоны, цена на нефть, кризисные явления в экономике Республики, обусловленные замедлением роста мировой экономики и др.): оптимистический, базовый, пессимистический.

В том же документе прогнозируются следующие направления и меры экономической политики в сфере образования.

Для формирования инновационной экономики будет продолжена модернизация системы образования, являющейся предпосылкой динамичного экономического роста и социального развития общества, условием

благополучия и безопасности страны.

Рост потенциала образовательного сектора будет осуществляться через обновление содержания образования, развитие учебно-методической литературы, внедрение прогрессивных и эффективных методик преподавания. Педагогические технологии будут формировать образовательную среду, способствующую сохранению и укреплению здоровья детей.

Будет сделан акцент на обеспечение доступности и повышение качества образования.

Продолжится расширение инфраструктуры дошкольного образования через строительство и открытие государственных и частных детских садов, мини-центров, развитие механизма государственно-частного партнерства.

Гарантированное обязательное среднее образование останется одним из основных приоритетов государственной политики в сфере образования.

Будет продолжена работа по ликвидации аварийных и трехсменных школ, снижению дефицита ученических мест и увеличению количества опорных школ - ресурсных центров для малокомплектных школ.

В организациях образования будет поэтапно внедряться опыт Назарбаев - Университета, Назарбаев - Интеллектуальных школ и колледжей мирового уровня НАО «Холдинг «Кэсшкор».

Для создания качественной и доступной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями будет разработан план действий по дальнейшему комплексному развитию инклюзивного образования.

Ежегодно будет увеличиваться государственный заказ на подготовку специалистов с техническим и профессиональным образованием. Программы технического и профессионального высшего образования будут ориентированы на потребности реального сектора экономики.

Будут разработаны новые образовательные программы на основе профессиональных стандартов.

Несомненно, что прогноз становится как бы частью плана действий по реализации поставленных задач, начальным этапом его обоснования.

В Республике Беларусь для обоснования государственной научно-технической политики правительство страны организует разработку Комплексного прогноза научно-технического прогресса РБ. Государственным заказчиком Комплексного прогноза научно-технического прогресса Республики Беларусь является Государственный комитет по науке и технологиям Республики Беларусь (ГКНТ), а головной организацией-исполнителем -Национальная академия наук Беларуси. В проведении работ по комплексному прогнозированию научно-технического прогресса участвуют:

• министерства, разрабатывающие прогнозы технологического развития соответствующих отраслей;

• органы государственного управления, подчиненные правительству;

• объединения, разрабатывающие собственные прогнозы технологического развития. В целях развития системы прогнозирования Институтом экономики Национальной академии наук Беларуси разработана и утверждена ГКНТ Методика выбора приоритетов научно-технической деятельности в Республике Беларусь, в основу которой положено применение подходов, используемых в ходе форсайтных исследований [4, 51].

Прогнозирование развития системы образования закреплено в Кодексе РБ об образовании [7]:

1. Развитие системы образования в Республике Беларусь осуществляется на основе программы социально-экономического развития Республики Беларусь, программы развития системы образования, программ развития дошкольного, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, высшего, специального образования, дополнительного образования детей и молодежи и дополнительного образования взрослых.

2. Прогнозными показателями в системе образования являются сеть учреждений образования, контингент обучающихся, организация образовательного процесса, количество выпускников, их направление на работу и трудоустройство, материально-техническая база учреждений образования, потребности в педагогических кадрах, учебно-методических комплексах и иные.

3.Прогнозирование развития системы образования осуществляется на республиканском, областном, районном уровнях.

В основу Кодекса положены: законодательство Республики Беларусь в области образования, международные договоры Республики Беларусь в этой сфере и основополагающие акты ООН, ЮНЕСКО и других международных организаций [1].

Сценарное планирование, используемое в Форсайт-технологии, является эффективным инструментом средне - и долгосрочного стратегического планирования поведения противоречивых разнородных систем и процессов при прогнозировании в неопределенных условиях. Становится очевидным, что эффективный результат прогнозирования в образовании можно получить, только если правительственные программы будут разрабатываться с применением технологии сценарного планирования. Относительно связи прогнозов, специально посвященных сфере образования, и планирования развития образования Б.Л. Вульфсон, отмечая, что

прогнозы эти по своему содержанию крайне разнообразны, пишет: «Одни имеют в виду относительно недалекое будущее и фактически смыкаются с перспективным планированием, другие рисуют картину образования через много десятилетий и носят футурологический характер; одни посвящены количественной эволюции образования, другие ставят в центре внимания предполагаемые качественные сдвиги» [2, 93].

К полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования относится разработка прогнозов подготовки кадров, требований к подготовке кадров на основе прогноза потребностей рынка труда (статья 6. Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере образования) [15].

Заключение

По понятным причинам изменения, происходящие в системах образования различных стран мира, можно рассматривать как несколько запаздывающие во времени отражения глобальных социально-экономических процессов. Высокие темпы развития науки и техники не позволяют оперативного внедрения их достижений в практику образовательного процесса. Сегодня в разрабатываемых возможных сценариях развития образования глобального масштаба, дающих представление об образовании в долговременной перспективе, применение методов экстраполяции тенденций не является целесообразным, поскольку даже в ближайшей перспективе вероятность сохранения тех или иных тенденций существенно уменьшается, соответственно недостаточно надежными и достоверными оказываются и прогнозы. Таким образом, прогнозирование в образовании должно быть построено на системном подходе и только на основе анализа мировых и отечественных тенденций развития социально-экономических систем и научной, технической сфер.

Исследователи процессов, происходящих в области образования в мире, солидарны во мнении, что в ближайшие 20 лет изменятся основные институты, занимающиеся образованием сегодня. Изменения будут касаться цели, содержания и формы образования. Необходимы будут новые методы образования и новые способы доставки образовательного контента. Специалисты, занимающиеся Форсайт-исследованием в образовании, объективно отмечают, что признаки этого процесса проявляются уже сейчас. Таковыми являются: применение вики-сред для обучения, распространение дистанционного цифрового образования, образование в социальных играх и мобильных приложениях.

Форсайт-технология, являясь значительно более комплексным методом прогнозирования, чем традиционный, позволяет дать оценку возможным перспективам развития образования, связанным с прогрессом науки и техники. Форсайт-исследование процессов, происходящих в образовании, подразумевает участие экспертов из различных областей деятельности, в той или иной степени связанных с образовательными проблемами. Но главное отличие Форсайта от традиционных технологий прогнозирования заключается в нацеленности на разработку практических мер по реализации выбранных стратегических ориентиров и планов. Сочетание прогнозирования, стратегического и индикативного планирования в Форсайт-технологии способствует государственному регулированию системы образования. Сочетание методов планирования, являющегося одной из важнейших функций управления образованием, с методами прогнозирования, используемыми в Форсайт-технологии, позволяет составлять обстоятельные прогнозы и планы, лежащие в основе рациональных управленческих решений и правильных стратегических направлений развития образовательных процессов в мире. Технология Форсайта, используемая в прогнозировании образовательных процессов, позволяет учитывать также такой важный фактор, как система управления образованием (централизованная, децентрализованная) в разных государствах мира. Система управления образованием может со временем меняться, например, если в федеративных государствах «планирование являлось главным образом прерогативой региональных органов (штатов США и Индии, земель в ФРГ, провинций в Канаде), теперь, однако, обнаруживается тенденция к расширению централизованного планирования» [2, 95].

В настоящее время как в развитых государствах мира, так и в странах постсоветского пространства отмечается тенденция к активному применению Форсайт-технологии в прогнозировании образовательных процессов в глобальном и национальном масштабах. Форсайт-технологии органично встраиваются в существующую систему планирования развития образования, а выявленные при этом проблемы учитываются в процессе формирования долгосрочной образовательной политики многих стран, что позволяет повысить эффективность проведения государственной политики в сфере образования.

Литература

1. Борисова Г., Тимо Куусела. Обзор тенденций в сфере образования Республики Беларусь. - Ноябрь, 2009. [Электронный ресурс]. - Режим до-

ступа: http://www.etf.europa.eu/webatt.nsf/0/00F88F65D4821333C12579C9003 A8C37/$file/NOTE87MKS5.pdf

2. Вульфсон Б.Л. Актуальные проблемы управления образованием за рубежом: централизация и децентрализация//Проблемы современного образования. - 2012. - №2.

3. Гершунский Б.С. Образовательно-педагогическая прогностика. Теория, методология, практика. М., 2003.

4. Гончаров В.В., Марков А.В., Успенский А.А. Исследования по технологическому предвидению. Зачем они необходимы Республике Беларусь? Минск, 2009. - 51 с.

5. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://strategy2050.kz/ru/page/gosprog2/

6. Княгинин В. Rapid Forsight. Методология. Форсайт школа НТИ, 2015. - С. 3

7. Кодекс Республики Беларусь об Образовании 243-3 от 13.01.2011 г. Статья 113 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kodeksy-by.com/ kodeks_ob_obrazovanii_rb.htm

8. Ланских А.Н. Прогнозирование тенденций развития системы высшего образования на основе методологии Форсайт. Российское предпринимательство. - 2011. - № 8. - Вып. 2 (190). - С. 113-117.

9. Мариносян Т.Э., Куровская Ю.Г. Положение русского языка в условиях интеграции и дезинтеграции стран. Россия - Армения // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2015. - № 3 (24). - С. 83-93.

10. Непатриотичная математика // Газета.га [Электронный ресурс]. -Режим доступа: (http://www.gazeta.ru/social/2014/03/20/5957145.shtml)

11. Образование 2030: Дорожные карты будущего. Результаты первого российского этапа исследования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.slideshare.net/MetaverMedia/2030-8031807

12. Прогноз социально-экономического развития Республики Казахстан на 2015-2019 годы // Официальный интернет-ресурс Министерства национальной экономики Республики Казахстан. ИКИ КАЗАХСТАН [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://economy.gov.kz/ economyabout/9463/61807/

13. Тодосийчук А. В. Прогнозирование развития системы образования. http://www.bim-bad.ru/biblioteka/article_full.php?aid=994

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Указ Президента РФ от 13 июня 1996 г. № 902 «О поддержке Российской Федерацией интеграционных процессов в области образования

в Содружестве Независимых Государств» (с изменениями от 14 ноября 1997 г., 30 января 1999 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

15. http://www.tk461.stankin.ru/rus/base/pres/prf_n902.htm

16. Федеральный Закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 07.05.2013 с изменениями, вступившими в силу с 19.05.2013) «Об образовании в Российской Федерации»16. Форум «Синергия: объединяя науку, бизнес и общество [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ncste.kz/ru/news/ форум-«синергия-объединяя-науку-бизнес-и-общество»

17. Tryggvi Thayer Constructing Optimal Futures for Education Technology Foresight in Educational Policy and Planning. Nordic Journal of Digital Literacy, vol. 9, Nr. 2-2014. P. 150. [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://www. idunn.no/file/pdf/66706045/constructing_optimal_futuresfor_education_-_ technology_for.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.