Научная статья на тему 'Технология формирования у старших дошкольников с патологией речи способности восприятия смыслового компонента текстового сообщения'

Технология формирования у старших дошкольников с патологией речи способности восприятия смыслового компонента текстового сообщения Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
483
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Ключевые слова
текст / смысловое восприятие / дети с общим недоразвитием речи / коррекция / text / semantic perception / children with general underdevelopment of speech / correction

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Автушенко Полина Андреевна

Смысловая сторона речи представляет собой сложный компонент речевой функции человека и требует активной мыслительной работы. Проходя несколько этапов обработки на сенсорном, перцептивном и смысловом уровнях восприятия, речевое сообщение в итоге переводится в сферу интеллектуальной деятельности, благодаря чему и становится ясен смысл высказывания. Целью исследования является осуществление логопедического воздействия, направленного на коррекцию у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) смыслового восприятия текстового сообщения. Ведущий метод исследования – эмпирический, поскольку эксперимент предусматривал проведение констатирующего, формирующего и контрольного этапов, их анализ и обобщение, а также изучение ответов старших дошкольников. Значимость исследования заключается в уточнении и обобщении современных представлений о смысловом восприятии текста старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи. Также были выделены направления логопедической работы, ориентированные на коррекцию смыслового восприятия текстового сообщения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Автушенко Полина Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technology of formation text message semantic component ability in senior preschoolers with speech pathology

The semantic side of speech is a complex component of the human speech function and requires active mental work. Going through several stages of processing at the sensory, perceptual and semantic levels of perception, the speech message is eventually transferred to the sphere of intellectual activity, due to which the meaning of the statement becomes clear. The aim of the study is the implementation of speech therapy, aimed at the correction of text message semantic perception by senior preschool children with a general underdevelopment of speech. The leading research method is empirical, since the experiment involved conducting ascertaining, formative, and control stages, analyzing and summarizing them, and studying the responses of senior preschoolers. The significance of the research lies in the modification and generalization of modern ideas about the semantic perception of text by senior preschoolers with a general underdevelopment of speech. There were also identified areas of speech therapy, focused on the correction of a text message semantic perception.

Текст научной работы на тему «Технология формирования у старших дошкольников с патологией речи способности восприятия смыслового компонента текстового сообщения»

Автушенко П. А. Технология формирования у старших дошкольников с патологией речи способности смыслового компонента текстового сообщения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. -№ V3. -0,4 п. л. - URL http://e-koncept.ru/2019/196025.htm.

ДРТ 196025 УДК 376.37

Автушенко Полина Андреевна,

магистрант ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический уни верситет», г. Омск kuttcpolina@list.ru

Технология формирования у старших дошкольников с патологией речи способности восприятия смыслового компонента текстового сообщения

Аннотация. Смысловая сторона речи представляет собой сложный компонент речевой функции человека и требует активной мыслительной работы. Проходя несколько этапов обработки на сенсорном, перцептивном и смысловом уровнях восприятия, речевое сообщение в итоге переводится в сферу интеллектуальной деятельности, благодаря чему и становится ясен смысл высказывания. Целью исследования является осуществление логопедического воздействия, направленного на коррекцию у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) смыслового восприятия текстового сообщения. Ведущий метод исследования -эмпирический, поскольку эксперимент предусматривал проведение констатирующего, формирующего и контрольного этапов, их анализ и обобщение, а также изучение ответов старших дошкольников. Значимость исследования заключается в уточнении и обобщении современных представлений о смысловом восприятии текста старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи. Также были выделены направления логопедической работы, ориентированные на коррекцию смыслового восприятия текстового сообщения.

Ключевые слова: текст, смысловое восприятие, дети с общим недоразвитием речи, коррекция.

Раздел: (01) отдельные вопросы сферы образования.

Восприятие речи представляет собой очень сложный и многомерный процесс, который протекает с учетом тех же общих закономерностей, как и любой другой вид восприятия. Речевое развитие ребёнка строится на основе двух позиций: во-первых, это комплекс «активных» речевых умений, обеспечивающих порождение речи, в единстве с пассивными речевыми умениями, под которыми подразумевается способность к восприятию, осмыслению и пониманию речи; во-вторых, процессы говорения и понимания составляют речевую деятельность. Процесс понимания речи нельзя считать зеркальным отражением процесса составления отдельно взятого высказывания либо целого текста, он всегда представляет собой превращение такого высказывания в сокращенные смысловые схемы на уровне внутренней речи, которые потом снова могут быть развернуты в высказывания.

Изучением особенностей смыслового восприятия текстового сообщения у детей с общим недоразвитием речи занимались такие ученые, как Н. С. Жукова [1], в работах которой отмечается, что овладение родной речью дошкольниками основывается на речевых навыках и умениях воспринимать и понимать услышанное. Р. И. Лалаева [2] отмечала, что понимание является важным фактором как в развитии устной речи, так и в формировании внутренней речи детей с ОНР. Как подчеркивала в своих трудах Г. Д. Чистякова [3], понимание служит одним из основных регуляторов познавательной деятельности, выступает как показатель усвоенного материала, позволяя судить об уровне усвоения детьми знаний. В зарубежной литературе Д. Браун [4] отмечал,

ISSN 2304-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Автушенко П. А. Технология формирования у старших дошкольников с патологией речи способности смыслового компонента текстового сообщения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. -№ V3. -0,4 п. л. - URL http://e-koncept.ru/2019/196025.htm.

что смысловое восприятие текста является многогранным речемыслительным процессом, предполагающим сложные операции по свёртыванию и развёртыванию исходного замысла, по перекодированию чужой речи на код индивидуальных смыслов. Помимо этого восприятие целостной речевой продукции есть реконструкция смысла, перевод его на универсально-предметный код внутренней речи воспринимающего субъекта [5].

Цель педагогического эксперимента заключалась в апробации системы логопедического воздействия по коррекции у старших дошкольников с общим недоразвитием речи смыслового восприятия текстового сообщения.

С учётом поставленной цели решались следующие задачи:

- организовать логопедическую работу с детьми указанной категории;

- определить принципы логопедической работы;

- осуществить отбор материала для проведения экспериментальных занятий с испытуемыми;

- выделить направления логопедической работы с детьми;

- подобрать и апробировать специальные приемы, способствующие коррекции у детей с общим недоразвитием речи смыслового восприятия текстового сообщения.

Апробируя систему логопедического воздействия, во внимание принималось то, что у детей, особенно в самом начале экспериментальной деятельности, наблюдались следующие трудности:

- отсутствие контроля над воспроизведением содержания текста, что приводит к искажению, пропуску особо важных смысловых частей, а также действующих лиц и отношений между ними;

- ограничение контроля над словесным оформлением своих мыслей. У детей наблюдалось недоразвитие умения правильно распределять свое внимание, слабо прослеживалась связь между предметом высказывания и словесным оформлением мысли. В отдельных случаях воспитанники с патологией речи не могли заметить повторяющихся слов в тексте;

- неумение детей систематизировать и упорядочивать свой словарный запас, устанавливать семантическое сходство и различие между рядом лексических единиц;

- ограниченное использование в самостоятельной речи синонимов, антонимов, многозначных слов;

- расширение содержания текстов за счет включения в высказывание системы образов, не имеющей отношения к контексту;

- недоразвитие пространственных и квазипространственных отношений;

- недоразвитие умения строить связное высказывание, а также слабое владение нормами литературного изложения текстового сообщения.

Эти проблемы требовали серьёзной и систематизированной работы по их устранению.

Экспериментальное обучение проводилось с учетом особенностей состояния речевого, сенсомоторного и психического развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Учитывая данные современных исследований по указанной проблематике, а также полученные нами результаты изучения уровня развития смыслового восприятия текстового сообщения детьми старшего дошкольного возраста с ОНР, мы определили направления логопедической работы.

ББГ»! 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Автушенко П. А. Технология формирования у старших дошкольников с патологией речи способности смыслового компонента текстового сообщения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. -№ V3. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2019/196025.htm.

Направления логопедической работы, реализованные на формирующем этапе экспериментального исследования

Рассмотрим каждое направление логопедической работы по коррекции смыслового восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР более подробно.

Первым направлением логопедической работы было развитие у старших дошкольников с ОНР способности к антиципации.

ниегп

issN 2304-i20x Автушенко П. А. Технология формирования у старших дошкольников с патологией речи способности смыслового компонента текстового сообщения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. -№ V3. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2019/196025.htm.

научно-методический электронный журнал

Данное направление основывалось на определении смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделении его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации. В рамках этого направления решалась следующая задача: развить умение предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации и группе ключевых слов. Антиципация применялась в период перед чтением текста логопедом, когда нужно было подумать и сказать, о чем будет говориться в тексте, по заглавию или по предложенному наглядному материалу.

Работа над развитием смысловой догадки включала в себя следующие этапы:

1-й этап - работа с текстом до начала чтения;

2-й этап - работа с текстом во время чтения;

3-й этап - работа с текстом после его прочтения:

4-й этап - учим прогнозировать, домысливать текст;

5-й этап - работа с текстом в режиме диалога.

Работа над новым этапом была организована только после того, как был отработан предыдущий.

1-й этап - работа с текстом до начала чтения.

Цель этапа - развитие у старших дошкольников с ОНР такого важнейшего умения, как антиципация, т. е. умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации, по фамилии автора и группе ключевых слов.

2-й этап - работа с текстом во время чтения.

Цель этапа - достижение понимания у старших дошкольников с ОНР текстового сообщения на уровне содержания.

Логопед задавал вопросы по ходу чтения текста рассказа, учил обращать внимание на непонятные детям слова, показывал, что из себя представляет «диалог с автором» (постановка вопросов к тексту по ходу чтения и поиск ответов на них в тексте).

3-й этап - работа с текстом после его прочтения.

Цель этапа - достижение понимания у старших дошкольников с ОНР основной мысли, скрытого смысла, а также подтекста услышанного.

На данном этапе работы использовались:

- беседа по проблемному вопросу ко всему тексту в целом. Результатом этой беседы должно было стать понимание замысла произведения, того, что автор прямо «не высказал словами»;

- рассказ о писателе;

- повторное обращение к заглавию и иллюстрации, беседа о смысле заглавия, его связи с главной мыслью, о содержании иллюстрации, взгляде художника и т. д.;

- выполнение творческих заданий (иллюстрирование, устное, словесное рисование, инсценирование и др.).

Таким образом, в рамках данного направления у детей изучаемой категории развивалось умение предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации и группе ключевых слов до начала чтения логопедом текста, во время его чтения и после его прочтения.

Второе направление логопедической работы - это развитие способности у старших дошкольников с ОНР к реципации.

Целью данного этапа являлось осмысление старшими дошкольниками с ОНР трудностей, встреченных в тексте во время первого прочтения педагогом текста рассказа.

Реципация могла выступать в двух формах:

- вспоминание имеющегося знания в связи с услышанным; переосмысление раннее изученного материала.

ниегп

issn 2304-120X Автушенко П. А. Технология формирования у старших дошкольников с патологией речи способности смыслового компонента текстового сообщения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. -№ V3. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2019/196025.htm.

научно-методический электронный журнал

Третьим направлением логопедической работы являлось развитие у старших дошкольников с ОНР способностей к целостной передаче содержания текста.

Целью этапа было формирование у дошкольников указанной категории навыков аналитико-репродуктивной деятельности по воспроизведению речевого материала на основе целостного анализа текста, в процессе преобразования элементов текста.

Этот блок включал в себя задания по пересказу текста по картинкам, по плану, с использованием схем, а также сжатие текста. Предложенные задания способствовали формированию активного и самостоятельного осмысления содержания текста, умения соотносить предыдущий материал с последующим.

Необходимо было помнить, что текст для пересказа был доступен для понимания дошкольников с ОНР и имел следующие показатели:

- сравнительно небольшой объем высказывания (с постепенным увеличением);

- доступность содержания для детей данного возраста и уровня их речевого развития;

- четко выраженную линейную последовательность и членимость; простоту сюжета; доступность языка;

- этическую составляющую содержания;

- богатый синонимический ряд, использование образных средств.

При выборе текстов также учитывались индивидуальные речевые и когнитивные возможности детей с ОНР. Язык подобранных текстов служил образцом для дошкольников, был доступным для их понимания. Также учитывались такие требования к языку произведений, как его выразительность, свежесть и динамизм (наличие несложных форм прямой речи и пр.). В ходе работы над пересказом, в рамках беседы, использовались следующие вопросы:

- вопросы, которые ориентировали дошкольников на совместный пересказ (направленный на последнее слово фразы);

- проблемно-поисковые вопросы, направленные на установление причинно-следственных связей, мотивов поступков героев;

- «вопросы-подсказки»; наводящие вопросы; прямые вопросы;

- вопросы-указания.

Вопросы были составлены таким образом, чтобы отразить основные моменты сюжета в строгой последовательности, определить действующих лиц и наиболее значимые детали повествования.

В рамках работы над пересказом мы использовали определенную последовательность:

- первичное чтение логопедом текста без установки на его запоминание и пересказ, влияющее на целостное эмоциональное, а также художественное восприятие текста детьми;

- вторичное чтение произведения педагогом с установкой на запоминание с последующим пересказом;

- беседу по содержанию.

Также велась работа по сжатию текста. На данном этапе использовались разные приёмы сжатия информации, так у детей с речевой патологией создавалось своё собственное высказывание, обладающее всеми признаками текста. Логопедическая ра-

ниегп

issN 2304-i20x Автушенко П. А. Технология формирования у старших дошкольников с патологией речи способности смыслового компонента текстового сообщения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. -№ V3. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2019/196025.htm.

научно-методический электронный журнал

бота учитывала содержательно-тематическое единство; подчинённость всех предложений основной мысли; логическую и языковую связность; структурную упорядоченность; смысловую и композиционную завершённость; стилевую однородность.

При обучении сжатию текста применялись три способа: исключение, обобщение, упрощение.

Первый способ сжатия текста - исключение - предполагал:

- исключение повторов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- исключение вводных слов;

- исключение однородных членов предложения;

- исключение одного или нескольких синонимов;

- исключение уточняющих и поясняющих конструкций;

- исключение подробностей, деталей, конкретных примеров;

- исключение фрагмента предложения;

- исключение одного или нескольких предложений;

- исключение риторических вопросов и восклицаний, цитат;

- исключение рассуждений.

Для того чтобы это сделать, нужно было разделить полученную информацию на главную с точки зрения основной мысли текста и второстепенную (несущественную), а затем исключить и второстепенную.

Объектом сжатия, сокращения при реферировании могла быть не только сама информация, но и языковая форма ее изложения.

При исключении детям с ОНР необходимо было:

- выделить главное с точки зрения основной мысли текста, затем убрать ненужные подробности и детали;

- объединить полученное, используя основные средства связи между предложениями.

Третий способ сжатия текста - упрощение. Упрощение - это работа по упрощению содержания абзаца текста, трансформация сложных предложений в простые.

Упрощение предполагало:

- слияние нескольких предложений в одно;

- замену предложения или его части указательным местоимением;

- замену сложноподчинённого предложения простым;

- замену фрагмента предложения синонимичным выражением.

Таким образом, дети в ходе данного направления работы могли вычленять главную мысль в тексте, знакомились с некоторыми способами сжатия текстового сообщения, а также учились применять данные способы сжатия текста в ходе выполнения упражнений.

Подводя итог, отметим, что самым результативным приёмом логопедической работы было составление картинного ряда, который отражал программу вторичного текста; тем самым происходило моделирование сюжета произведения (после вторичного чтения текста детям предлагалось выложить картинный ряд в той последовательности, которая прослеживалась в исходном тексте).

Также работа велась с применением наглядных опор в сочетании со словесным планированием пересказа (например, использовался прием озаглавливания микро-тем текста), что способствовало программированию содержания развернутого текста пересказа, установлению и удержанию главных звеньев произведения, правильной передаче последовательности событий. Предлагая детям придумать название частям текста, мы давали им возможность осмыслить, представить и пережить произведение по эпизодам.

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Автушенко П. А. Технология формирования у старших дошкольников с патологией речи способности смыслового компонента текстового сообщения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. -№ V3. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2019/196025.htm.

Ссылки на источники

1. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - М., 1990. - 231 с.

2. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. -СПб., 2004. - 188 с.

3. Чистякова И. А. 33 игры для развития глагольного словаря дошкольников. - СПб.: Изд-во «Каро», 2005. - 96 с.

4. Шахнарович А. М. Место семантического компонента в языковой способности // Семантика языковых единиц и текста. - М., 1979. - С. 5-18.

5. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие. - М., 2004. - 253 с.

Polina Avtushenko,

Graduate Student, Omsk State Pedagogical University, Omsk kuttcpolina@list.ru

Technology of formation text message semantic component ability in senior preschoolers with speech pathology

Abstract. The semantic side of speech is a complex component of the human speech function and requires active mental work. Going through several stages of processing at the sensory, perceptual and semantic levels of perception, the speech message is eventually transferred to the sphere of intellectual activity, due to which the meaning of the statement becomes clear. The aim of the study is the implementation of speech therapy, aimed at the correction of text message semantic perception by senior preschool children with a general un-derdevelopment of speech. The leading research method is empirical, since the experiment involved conducting ascertaining, formative, and control stages, analyzing and summarizing them, and studying the responses of senior preschoolers. The significance of the research lies in the modification and generalization of modern ideas about the semantic perception of text by senior preschoolers with a general underdevelopment of speech. There were also identified areas of speech therapy, focused on the correction of a text message semantic perception.

Key words: text, semantic perception, children with general underdevelopment of speech, correction. References

1. Zhukova, N. S., Mastyukova, E. M. & Filicheva, T. B. (1990). Preodolenie obshchego nedorazvitiya rechi u doshkol'nikov, Moscow, 231 p. (in Russian)

2. Lalaeva, R. I. & Serebryakova, N. V. (2004). Formirovanie pravil'noj razgovornoj rechi u doshkol'nikov, St. Petersburg, 188 p. (in Russian).

3. Chistyakova, I. A. (2005). 33 igry dlya razvitiya glagol'nogo slovarya doshkol'nikov, Izd-vo "Karo", St. Petersburg, 96 p. (in Russian).

4. Shahnarovich, A. M. (1979). "Mesto semanticheskogo komponenta v yazykovoj sposobnosti", Semantika yazykovyh edinic i teksta, Moscow, pp. 5-18 (in Russian).

5. Filicheva, T. B. & Chirkina, G. V. (2004). Ustranenie obshchego nedorazvitiya rechi u detej doshkol'nogo vozrasta: prakt. posobie, Moscow, 253 p. (in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук; Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакцию Received 20.12.18 Получена положительная рецензия Received a positive review 10.02.19

Принята к публикации Accepted for publication 10.02.19 Опубликована Published 31.03.19

www.e-koncept.ru

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2019 © Автушенко П. А., 2019

977230412019703

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.