9. Щербакова, Т.Н. Психологическая компетентность учителя : акмеологический анализ : автореф. дис. ... д-ра психол. наук / Т.Н. Щербакова. — Ростов н/Д, 2006. — 41 с.
10. Пуни, А.Ц. Проблема личности в психологии спорта /
А.Ц. Пуни. - М., 1980. - С. 2-28.
ЧЕРЕНКОВА Светлана Леонидовна, кандидат психологических наук, доцент (Россия), доцент кафедры «Физическое воспитание и спорт» Брянского госу-
дарственного университета, соикатель кафедры педагогики Санкт-Петербургского государственного университета физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта.
Адрес для переписки: e-mail: [email protected]: cherenkovabstu@ mail.ru
Статья поступила в редакцию 23.12.2009 г.
© С. Л. Черенкова
УДК 37.oi5.3i т. М. КОЖАНОВА
Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, г. Чебоксары
ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ РОДИТЕЛЬСКО-ДЕТСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ_________________________________________
Статья раскрывает сущность технологии формирования родительско-детских взаимоотношений в семьях, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья. Представлено содержание каждого из этапов технологии: диагностико-аналитического, целевого и процессуально-деятельностного.
Ключевые слова: технология, родительско-детские взаимоотношения, дети с проблемами в развитии.
Проблема родительско-детских взаимоотношений является актуальной в современном мире, т.к. влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Родительско-детские взаимоотношения являются основными в современной нуклеарной семье. Отношения между родителями и детьми являются производными от всей системы внутрисемейных связей и важным условием социализации ребенка, особенно с ограниченными возможностями здоровья [1-3].
Технология формирования родительско-детских взаимоотношений в семьях, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья состоит из трех этапов.
Первый этап технологии формирования родительско-детских взаимоотношений в семьях, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, можно условно назвать диагностико-аналити-ческим. Изучение отношений родителей к детям и детей к родителям - важный аспект в организации педагогической помощи семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья.
На данном этапе использовались следующие принципы изучения:
— системность и последовательность - изучение проводилось не от случая к случаю, а в определенной системе в соответствии с задачами формирования родительско-детских взаимоотношений в семьях, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья;
— планомерность - методы и способы изучения избирались в соответствии с содержанием и применялись в определенные сроки;
— научность - использовались известные методики, что не исключало творческого подхода, главное -обеспечение достоверности изучения;
— разносторонний подход - проводилось комплексное изучение проблемы.
Только ясное представление о том, на что будет направлено внимание на диагностическом этапе (что изучать, как изучать, для чего изучать), позволит управлять процессом педагогической помощи. Поэтому было разработано содержание деятельности на диаг-ностико-аналитическом этапе формирования родительско-детских взаимоотношений в семьях, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья.
Для получения информации по интересующей нас проблеме было проведено изучение:
— эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов отношения родителей к детям;
— эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов отношения детей к родителям;
— стилей межличностных взаимоотношений между родителями и детьми.
— содержания и методов педагогической помощи семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья, реализуемых в образовательном учреждении (программы и педагогические технологии, характер взаимодействия педагогов с родителями и детьми).
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (92) 2010 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (92) 2010
Объективную картину состояния формирования родительско-детских взаимоотношений в семьях, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, помогли получить следующие методы исследования:
— анкетирование;
— индивидуальные беседы;
— тестирование;
— самооценка;
— наблюдение;
— анализ документации.
В рамках нашего исследования необходимо было выяснить: в какой степени вопросы формирования родительско-детских взаимоотношений в семьях, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, являются проблемными. С этой целью было проведено выборочное обследование, в нем приняло участие 320 семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 3 до 10 лет.
С учетом выделенных компонентов отношения (эмоционального, когнитивного и поведенческого), у родителей выявлялись: чувства, которые родитель испытывает по отношению к ребенку с ограниченными возможностями здоровья, и эмоции, отражающие оценку ими своей родительской позиции; знания, представления родителя о своем ребенке и о себе, как о носителе социальной роли родителя; способы реализации определенного отношения к ребенку с ограниченными возможностями здоровья. У детей с ограниченными возможностями здоровья подверглись изучению: эмоциональное самочувствие ребенка в семье, выявление уверенности/неуверенности ребенка в родительской любви; идентификация детей с родителями; поведение ребенка по отношению к родителям.
В ходе диагностики уровня сформированности родительско-детских взаимоотношений в семьях, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, использовались беседы, анкетирование и тестирование [4-6].
Для оценки сформированности компонентов родительско-детских взаимоотношений нами были приняты следующие уровни: низкий, средний и оптимальный.
В результате проведенного обследования было выявлено, что 21,8% опрошенных родителей присуща активная жизненная позиция, которая проявляется в желании найти выход из создавшегося положения как для себя, так и для своего ребенка. В отношениях с ребенком эти родители используют жесткие формы взаимодействия вплоть до холодности или отстраненности от проблем ребенка (авторитарный тип).
Для 9,1% респондентов характерна пассивная личностная позиция, фиксация на отсутствии выхода из сложившейся ситуации (не способны принять проблемы ребенка, не стремятся преодолевать их). Такие родители стремятся отгородить своего ребенка от всех проблем, некритично оценивают возможности и гиперболизируют проблемы своего ребенка (невротичный тип).
Большинство родителей (29,1%) скрывают от посторонних взглядов проблемы ребенка и личные переживания по этому поводу (психосоматичный тип).
Также были определены смешанные типы: психосоматичный с авторитарными проявлениями -27,3%; психосоматичный с невротичными проявлениями - 7,3%.
Таким образом, у 94,6% родителей выявлен такой психологический тип, который не позволяет им адекватно оценивать своего ребенка и, соответственно,
правильно строить с ним взаимоотношения. И только у 5,4% респондентов эмоциональная реакция на дефект ребенка лежит в плоскости нормативного отношения к проблеме ребенка, а это говорит о том, что лишь небольшое количество родителей правильно взаимодействуют с ребенком и тем самым успешно влияют на социализацию ребенка.
Анализ результатов диагностирования детей с ограниченными возможностями здоровья показывает, что все дети с проблемами в развитии привязаны к членам своей семьи. 96% воспитанников идентифицируют своих матерей с благоприятными цветами: 18 % - красным, 30% - зеленым, 36% - синим, 12 -желтым; отцов идентифицируют с менее благоприятными и темными цветами: зеленым - 6%, синим - 12%, фиолетовым - 12%, серым - 24%, черным - 30%, 10% - не идентифицировали вовсе.
Анализ рисунка семьи детей с ограниченными возможностями здоровья показал, что большинство испытуемых нарисовали реальный состав семьи и лишь один ребенок не изобразил себя, это указывает на то, что он испытывает чувства непринятия в семье, ощущение отверженности.
Диагностирование показало, что только 24% детей с ограниченными возможностями здоровья пребывают в психологически благополучной атмосфере, 64% - в промежуточной, 12% пребывают в атмосфере с низким уровнем эмоциональных связей, что характеризуется разобщенностью членов семьи и ведет, как правило, к дискомфорту пребывания ребенка в семье.
У 6% детей отмечаются страхи перед матерью, используемыми ею методами воспитания («ругает», «кричит»); отношения к отцу более эмоционально сдержанные: 76% испытуемых считают, что отцы чаще бывают строгими, злыми и лишь 24% - считают их добродушными.
У 17% наблюдается уменьшение идентификации с родителем, что обуславливается формированием «Я» концепции, т.е. развитием самосознания. Выяснилось, что больше половины, а именно 68% опрашиваемых боятся отцов, матерей - 17%, только 17% -уверены в том, что родители не накажут.
Выявление стилей межличностных взаимоотношений между родителями и детьми с ограниченными возможностями здоровья показало, что
— сотворчество - идеальный вариант взаимодействия, когда все наиболее значимые проблемы преодолеваются путем их обсуждения и совместного творческого решения, - присуще лишь 9,1% семей;
— сотрудничество - для этого стиля взаимоотношений характерны взаимопомощь и взаимоподдержка - 9,4% семей;
— паритетные - равные, основанные на взаимной выгоде всех членов семьи - 12,8%;
— независимые - каждый член семьи действует автономно от другого, якобы уважая свободу и независимость других - 5%;
— конкурентные - характеризуют стремление противопоставить одного другим, иметь преимущество перед остальными членами семьи - 16,2%;
— конфликтные - любые решения, обсуждение семейных проблем с неизбежностью приводят к конфликту - 25%;
— авторитарные - родители стремятся в любой ситуации подчинить поведение детей своей воле - 22,5%.
На основе совокупности выделенных показателей полученные результаты были обобщены и определены уровни сформированности родительско-детских взаимоотношений в семьях, имеющих детей
с ограниченными возможностями здоровья. Оптимальный уровень сформированности имеют 19,7% семей, средний уровень - 28,7%, низкий уровень - 51,6%.
Нами были проанализированы содержание и методы педагогической помощи семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья, реализуемые в образовательных учреждениях. Основной формой педагогической помощи семье является «Школа матерей» (проводится в среднем 1 раз в 2 месяца) , где мамам даются рекомендации по уходу и воспитанию детей в виде консультаций специалистов -медиков, психологов и педагогов. Проблемы взаимоотношений в семьях, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, редко привлекали внимание специалистов. К тому же не проводилось практически никакой работы с отцами и другими родственниками детей.
В процессе диагностико-аналитического этапа полученные результаты не только фиксировались, но и анализировались. Проведенная аналитическая работа позволила сделать общее заключение о состоянии исследуемой проблемы и на основе этого определить содержание следующего, целеполагающего этапа формирования родительско-детских взаимоотношений в семьях, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, структурными компонентами которого выступают концептуальная основа и цель.
Цель: оптимизация внутрисемейных взаимоотношений через принятие родителями адекватных ролевых позиций по отношению к ребенку и друг другу, обучение родителей педагогическим навыкам налаживания контакта с ребенком. Данная цель конкретизировалась рядом задач:
— профилактика семейного неблагополучия в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья;
— восстановление благоприятной семейной среды для воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
— формирование новых жизненных ориентиров родителя ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
— улучшение взаимоотношений в диаде родитель -ребенок с ограниченными возможностями здоровья;
— изменение неадекватных поведенческих реакций родителей как в отношении своих детей (наказание за любую провинность, окрик, подавление личности ребенка), так и в отношении с социумом (скандальное поведение, агрессии, реакция протеста);
— формирование адекватного восприятия проблем, связанных с воспитанием ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
— расширение осознанности мотивов воспитания в семье;
— изменение неадекватной родительской позиции;
— формирование позитивных родительско-детских взаимоотношений в семьях, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья;
— педагогическое просвещение родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья.
Структурными компонентами процессуальнодеятельностного этапа формирования родительско-детских взаимоотношений в семьях, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, являются:
— ребенок, родители, педагог как субъекты педагогической помощи семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
— содержание;
— организация процесса;
— средства взаимодействия;
— деятельность педагога по управлению процессом.
Субъектная позиция предполагает, что человек, находящийся в ней, во-первых, желает, может и реально влияет на определение целей, задач, средств воспитательной деятельности; во-вторых, он активно участвует в воспитательной (самовоспитывающей) деятельности; в-третьих, анализирует результаты воспитания, периодически принимает «рефлексивную позицию», вносит в свою деятельность коррективы, влияет на конкретные дела и процесс в целом; в-четвертых, морально готов к ответственности за результаты деятельности и реально относит эту ответственность на свой счет.
Педагог по должности должен занимать квалифицированную субъектную позицию организатора процесса формирования родительско-детских взаимоотношений в семьях, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья. Эта особенность ставит педагогов в ответственное положение: именно от уровня их профессионализма зависит, будет ли в процессе воспитания осуществлена педагогическая помощь семье воспитывающей ребенка с ограниченным возможностями здоровья. Однако, как показывают исследования, далеко не все педагоги занимают субъектную позицию и готовы к организации процесса формирования родительско-детских взаимоотношений в семьях. Имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья.
В условиях педагогического процесса, ориентированного на развитие личности, в субъектную позицию должны вставать (на определенном этапе своего развития) не только педагоги, но и дети. Переход ребенка в субъектную позицию - показатель того, что процесс формирования межличностных отношений в семье достигает оптимального уровня.
Субъектом является и семья ребенка - уникальная и неповторимая моно-, полинациональная среда для развития личности, именно ей отводится приоритетное место в воспитании и развитии личности.
На данном этапе (процессуально-деятельностном) происходило осуществление процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств:
— занятия с детьми и родителями, направленные на формирование умений и навыков устанавливать и поддерживать гармоничные взаимоотношения в диаде «родитель»-«ребенок», в микросоциуме, преодолевать конструктивно-кризисные ситуации, повышение уверенности в себе;
— занятия для родителей по формированию благоприятного отношения к себе и к окружающему миру;
— занятия с детьми в сенсорной студии в условиях специально оборудованной полифункциональной интерактивной среды;
— индивидуальные занятия детей и родителей со специалистами (учитель-логопед, учитель-дефектолог);
— работа с родителями (законными представителями) по обучению эффективному общению с детьми и установлению гармоничных межличностных отношений в семье.
Содержание процесса формирования родительско-детских взаимоотношений в семья, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, отражает всю совокупность действий и взаимовлияний его субъектов, опосредуемых его целями, задачами и мотивами.
После процессуально-деятельностного этапа формирования родительско-детских взаимоотношений
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (92) 2010 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (92) 2010
в семьях, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, мы вновь возвращаемся к диагно-стико-аналитическому.
Приступая к осуществлению процесса формирования родительско-детских взаимоотношений в семьях, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, мы формулируем его цель и задачи. Завершая его, мы должны подвести итоги, только тогда мы сможем определить успешность проведенного процесса, правильность намеченных задач, верность избранных путей решения, а также выявить, какие нужны изменения и корректировки в процессе формирования родительско-детских взаимоотношений в семьях, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья. Кроме этого, коллективы детей образовательных учреждений каждый год меняются (уходят выпускники, приходят новые дети), происходят частичные изменения в составе педагогического коллектива, поэтому необходима диагностика вновь прибывших ребят, их родителей, для постановки дальнейших задач процесса формирования родительско-детских взаимоотношений в семьях, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья.
Таким образом, педагогическую технологию формирования родительско-детских взаимоотношений в семьях, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, можно представить как непрерывный цикл сменяющихся этапов со своими специфическими структурными составляющими - компонентами.
Данная технология отвечает основным методологическим требованиям, которым должна удовлетворять любая педагогическая технология. Ей присуща:
— концептуальность. Технология опирается на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения цели формирования родительско-детских взаимоотношений в семьях, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья;
— системность. Технология обладает всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью;
— управляемость. В технологии существует целеполагание на диагностической основе, плани-
рование, проектирование процесса формирования родительско-детских взаимоотношений в семьях, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, поэтапная диагностика, варьирование средств и методов с целью коррекции результатов;
— эффективность. Технология эффективна по результатам и оптимальна по затратам, гарантирует достижение цели социально-личностного развития детей с ограниченными возможностями здоровья;
— воспроизводимость. Технология воспроизводится в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.
Библиографический список
1. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии /
В.П. Беспалько. - М. : Просвещение, 1989. - 190 с.
2. Кружилина, Т.В. Педагогизация сознания субъектов образовательного пространства как основа преодоления отчуждения между поколениями : автореф. дис. ... док. пед. наук : 13.00.01 / Т.В. Кружилина. - Магнитогорск, 2002. - 48 с.
3. Кульневич, С.В. Педагогика личности от концепций до технологий : учебно-практическое пособие для учителей и классных руководителей, студентов, магистрантов и аспирантов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК / С.В. Кульневич. -Ростов-н/Д : Творческий центр «Учитель», 2001. - 160 с.
4. Демакова, И.Д. Деятельность педагога в воспитательном пространстве / И.Д. Демакова // Стратегия воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы ; под ред. проф. И.А. Зимней. - Изд. 2-е, доп. и перераб. - М. : Агентство «Издательский сервис», 2004. - С. 279-284.
5. Кларин, М.В. Педагогическая технология в учебном процессе (Анализ зарубежного опыта) / М.В. Кларин. - М. : Знание, 1989. - 11 с.
6. Педагогические технологии : учеб. пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей ред. В.С. Кукушина. -Серия «Педагогическое образование». - М. : ИКЦ «МарТ» ; Ростов н/Д : Издательский центр «МарТ», 2004. - 336 с.
КОЖАНОВА Татьяна Михайловна, аспирантка кафедры теории и методики дошкольного образования. Адрес для переписки: e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 16.11.2010 г.
© Т. М. Кожанова
Книжная полка
Фопель, К. Барьеры, блокада и кризисы в групповой работе : сб. упражнений / К. Фопель ; пер. с нем. - 3 изд.-М. : Генезис, 2008.-160 с.
Специалистам, работающим с группами, рано или поздно приходится сталкиваться с ситуациями, блокирующими развитие группового процесса. Это могут быть напряженные отношения и скрытые конфликты между участниками, невыраженные эмоции, потеря внимания и т.д. Книга содержит описание процедур, помогающих стимулировать работу группы и преодолевать возникающие барьеры и помехи. С помощью этих процедур можно восстановить рабочую атмосферу, которая предполагает доверие, безопасность и готовность к риску. Книга адресована психологам, ведущим групповую работу-в том числе в бизнесе, в образовании.