Научная статья на тему 'Технология формирования плотов на минирейде'

Технология формирования плотов на минирейде Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
80
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по ветеринарным наукам, автор научной работы — Посыпанов С. В.

The paper describes the technology of small-sized rafts shaping at logs rafting sites located at small and medium-sized rivers.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технология формирования плотов на минирейде»

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПЛОТОВ НА МИНИРЕЙДЕ

Посыпанов С.В. (С(А)ФУ, г.Архангельск, РФ)

The paper describes the technology of small-sized rafts shaping at logs rafting sites located at small and medium-sized rivers.

Минирейды предназначены для формирования небольших плотов на малых и средних реках, что стало особенно актуальным после прекращения молевого сплава. В условиях кратковременной навигации при относительно небольших объемах сплотки применение традиционных технологий, предполагающих использование достаточно большого количества наплавных сооружений, специальных дорогостоящих машин и механизмов, экономически неоправданно, а во многих случаях и технически нереализуемо. В указанных условиях требуется технология, позволяющая формировать плоты при минимуме наплавных сооружений с использованием простейших механизмов и машин, имеющихся даже на небольших лесозаготовительных предприятиях. Применяемые устройства специального назначения должны быть предельно просты, их установка должна занимать минимальное количество времени. Такое формировочное устройство (рис. 1, а) и его установка были подробно описаны нами ранее [1].

Вспомогательные пучки выполняют роль направляющей, служат упором при развороте пучков, устанавливаемых в бортовую линейку, обеспечивают подход рабочих к формируемой линейке.

Бухту бортлежня укладывают на формировочное устройство с береговой стороны. Свободным концом бортлежня выполняют 2...3 оборота вокруг анкера. Ветвь бортлежня между бухтой и анкером фиксируют на шлаге выноса.

Сплотку пучков в рассматриваемом случае выполняют в челюстном захвате лесопогрузчика, например ЛТ-163. Этим же погрузчиком пучки доставляют к месту сброски, их укладывают между формировочным устройством и вспомогательными пучками. На первом пучке бортовой линейки бортлежнем делают шлаг, фиксируемый после утяжки двумя дуговыми сжимами. Затем ошлагованный пучок разворачивают вокруг угла вспомогательного и отпускают его вниз по течению до натяжения бортлежня. Далее опускают в воду следующий пучок, разворачивают его и, подправляя багром, сопровождают до контакта с предыдущим. По аналогии продолжают набор бортовой линейки с периодическим стравливанием бортлежня. Пучки крепят к бортлежню в соответствии с ТУ.

б

Рисунок 1 - Формирование бортовой линейки: а - начало формирования; б -завершение формирования; 1 - бортовой лежень; 2 - пучок, установленный в линейку; 3 - формировочное устройство; 4 - вынос с береговой опоры; 5 -анкер; 6 - вспомогательный анкер: 7 - борткомплект; 8 - трап; 9 - пучок, устанавливаемый в линейку; 10 - вспомогательный пучок; 11 - бортовая линейка у берега; 12 - бортовая линейка переставленная; 13 - береговая опора; 14 - вспомогательные канаты

На заключительном этапе формирования бортовой линейки (рис. 1, б) к концу бортлежня на заданном расстоянии от коуша тремя дуговыми сжимами крепят вспомогательный канат, связанный с ближним анкером. Это позволяет выполнить шлаговку крайнего пучка бортовой линейки свободным концом бортлежня. После этого ближний конец бортлежня соединяют с концом вспомогательного каната, закрепленного на дальнем от берега анкере. Рекомендуется в качестве такого каната использовать бортлежень следующей секции.

Затем речную бортовую линейку переводят от берега в требуемое положение (на рис. 1, б показано пунктиром). Для этого стравливают вспомогательный канат на ближнем от берега анкере. После завершения

перевода бортовой линейки вспомогательный канат с береговой стороны открепляют от ее бортлежня.

б

Рисунок 2 - Формирование внутренней линейки: а - начало формирования; б - завершение формирования; 1 - проволочный хомут; 2 - пучок, устанавливаемый в линейку; 3 - вспомогательный канат; 4 - вспомогательный пучок; 5 - внутренняя линейка у берега; 6 - внутренняя линейка переставленная

Далее формируют внутреннюю линейку (рис. 2). Для обеспечения более удобных условий работы к формировочному устройству подвешивают еще один вспомогательный пучок, который располагают с речной стороны у ближнего к берегу анкера. Конец вспомогательного каната после двух-трех оборотов вокруг анкера укладывают на ближний вспомогательный пучок. К нему подают первый пучок для внутренней линейки. На нем делают концом вспомогательного каната два шлага (у обвязок) таким образом, чтобы канат оставался наверху, размещаясь по оси пучка. Затем стравливают канат. Вновь подаваемые пучки крепят к вспомогательному канату при помощи временных проволочных хомутов (рис. 2, а ). Действия продолжают по аналогии до набора нужной длины линейки (рис. 2, б ), соответствующей длине секции.

Готовую внутреннюю линейку переводят к речной бортовой (на рис. 2, б показано пунктиром). Для этого к используемому вспомогательному канату (береговому) крепят на крайнем пучке линейки аналогичный канат (речной), второй конец которого фиксируют на вспомогательном анкере формировочного устройства на соответствующем расстоянии от каната бортовой линейки. После

этого стравливают береговой вспомогательный канат. При подходе внутренней линейки к бортовой при необходимости стравливают речной вспомогательный канат, добиваясь требуемого взаимного расположения линеек по длине. Далее верхний конец берегового вспомогательного каната открепляют, переносят к верхнему концу речного и фиксируют рядом с ним на вспомогательном анкере. После этого речной вспомогательный канат может быть освобожден.

Далее по аналогии набирают и устанавливают в требуемое положение остальные внутренние линейки. Береговую бортовую линейку формируют также как речную.

Бревна или полухлысты для брустверов рекомендуется укладывать на соответствующие крайние пучки плота в процессе формирования линеек у формировочного устройства. Их следует крепить к обвязкам пучков временными проволочными хомутами.

Завершают накладывание формировочного такелажа, На крайних секциях устраивают брустверы. Затем снимают вспомогательные канаты, временные проволочные хомуты.

Готовую секцию (рис. 3) стравливают вниз по течению, используя бортлежни следующей секции, и крепят ее за береговую опору. До крепления к береговой опоре между берегом и верхней частью секции должен быть установлен опорный пучок, предотвращающий прижим секции к берегу. Бортлежни, на которых стравливали секцию, отсоединяют от нее и подтаскивают их к формировочному устройству. Далее по аналогии формируют следующие секции.

Рисунок 3 - Готовая секция

Литература

1. Харитонов В.Я., Посыпанов С.В. Минирейд для формирования плотов//Сборник реферативной информации ученых АГТУ о результатах НИР и НИОКР, рекомендованных к практическому использованию. - Архангельск: Изд-во АГТУ, 2007. - с. 13 - 15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.