ИЗУЧЕНИЕ, ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ
ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩБУЧББНЫХ УМЕНИЙ
У ГЛУХИХ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ
Бурова Н. И.
В условиях осуществления модернизации образования в отечественной школе проблема формирования общеучебных умений приобретает особый статус. Овладение основами учения является залогом интеллектуального, общекультурного развития учащихся, что предполагает необходимость не только присвоения школьниками знаний, но и способов овладения ими. Овладение соответствующими умениями способствует полной реализации возможностей учащихся в школьный и постшкольный периоды.
На фоне бесспорных достижений в обучении детей с нарушением слуха, в русле исследований, связанных с поиском резервов в повышении развивающей роли обучения, с пересмотром целей, задач, содержания современного специального образования, особую актуальность приобретает проблема обучения детей учиться, приобретать знания и пользоваться ими.
В данной статье мы хотим описать технологию формирования общеучебных умений у глухих учащихся младших классов, которая может быть использована в практике педагогической работы с глухими учащимися в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях в различных вариантах.
Предлагаемая нами технология основана на многолетних исследованиях автора, проходивших в образовательных учреждениях Челябинской области под руководством специалистов лаборатории содержания и методов обучения детей с нарушениями слуха ГНУ «Институт коррекционной педагогики РАО». Технология апробировалась на базе муниципальных специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений: (школы-
интерната № 10 I вида г. Челябинска, школы-интерната № 35 I вида г. Магнитогорска, школы-интерната I и II вида г. Миасса).
В результате мы создали программу формирования общеучебных умений, содержащую перечень наиболее значимых для становления учебной деятельности универсальных умений, сроки начала работы над каждым из них и требования к уровню их сформиро-ванности. Определены приемы и способы включения в уроки разного типа работы по
г. Челябинск
формированию общеучебных умений. Разработан инструментарий для диагностики уровня сформированности общеучебных умений.
Учеными даются разные определения понятия «умения». Общим для всех точек зрения является использование термина «способность» в качестве родового понятия по отношению к термину «умение». Различия во взглядах состоят в уточнении объема и содержания рассматриваемого понятия. Большинством исследователей умения рассматриваются как способность (готовность) к успешному выполнению определенной деятельности, совершаемой сознательно. Умения - это не всякие действия, но лишь такие, которые выполняются успешно, эффективно, с выбором и применением правильных приемов работы и с учетом конкретных условий деятельности.
Имеется ряд публикаций, в которых обобщаются и систематизируются сведения об умениях как компонентах учебной деятельности. Анализ научно-методической литературы показывает, что нет единой классификации умений, достаточно полно представляющей учебную деятельность учащихся.
Все умения, формируемые в каком-либо учебном предмете, делятся исследова -телями на специальные (предметные) и общеучебные умения. Специальные (предметные) умения имеют применение в процессе обучения конкретному учебному предмету и отчасти в смежных дисциплинах. Например, умения найти производную некоторой функции или определить валентность вещества нужны в курсе математики или химии. Общеучебные умения формируются у учащихся в процессе обучения многим дисциплинам, применяются во многих учебных предметах и в повседневной жизненной практике. Например, умение читать и записывать натуральные числа широко используется во многих других предметах (истории, литературе, труде) и в повседневной жизни.
Следуя научным подходам, под общеучебными умениями мы понимаем универсальные умения, необходимые учащимся для получения знаний по многим школьным предметам и формируемые в процессе
учебной деятельности школьников. Эти универсальные умения, необходимы глухим учащимся для освоения содержания школьного образования, а также в их дальнейшей социальной адаптации.
Существенной базой для определения условий формирования общеучебных умений являются результаты изучения проблемы формирования различных умений у глухих школьников учеными. Так, Т. В. Розанова исследовала проблему развития способностей у глухих детей в процессе обучения, Л. И. Тигранова - формирование общелогических умений у слабослышащих и глухих детей. Исследования
А. П. Гозовой касались психологии умений глухих учащихся. Анализ проблем учебной деятельности глухих детей мы находим в трудах
Н. В. Яшковой, Е. Г. Речицкой, В. Б. Суховой. Т. С. Зыковой изучены научно-методические вопросы организации и содержания работы по формированию общетрудовых умений на уроках предметно-практического обучения в школе для глухих, а также разработана методика обучения планированию предметно-
практической и речевой деятельности. Анализ этих и других трудов сурдопедагогов, психологов, методистов позволяет выделить факторы, влияющие на формирование общеучебных умений у глухих учащихся.
Подходы к формированию общеучебных умений у глухих учащихся выстраиваются с учетом особенностей развития данной категории детей: своеобразного уровня речевого и общего развития, особенностей развития мышления, сниженной способности к приему, переработке, хранению и использованию информации, трудностей словесного опосредствования, замедления процесса формирования понятий. Поэтому работа по формированию общеучебных умений у глухих учащихся будет эффективной только при создании определенных условий:
• разработка специального содержания обучения,
• использование оптимальных коррекционных приемов и методов организации учебного процесса,
• учет общих закономерностей и индиви -дуальных особенностей развития глухих школьников младших классов.
Отбор содержания общеучебных умений и закрепление его в специально-разработанной программе определяет систематичность данной работы с глухими учащимися и осуществляется на основе анализа учебных программ по предметно-практическому обучению, развитию речи, чтению, математике, в которых они были представлены в роли пред-
метных (специальных) умений. Необходимо учитывать, что многие общеучебные умения на начальной стадии формирования выступают в качестве специальных, имеющих ярко выраженную научно-предметную основу (чтение, письмо, некоторые грамматические, математические умения). В дальнейшем они выступают и воспринимаются как общие по широте сферы их применения и по принадлежности их к уровню образованности, развития, считающемуся в данный период образовательной нормой. Это обусловливает нечеткость границ между выделенными группами умений. Приведем фрагмент программы для 2-го и 3-го классов по первым двум группам общеучебных умений.
Во 2-м классе группа учебноорганизационных умений включила в себя следующие умения:
• самостоятельно готовить рабочее место на уроке и дома;
• соблюдать правильную осанку за рабочим столом;
• понимать учебную задачу, предъявляемую для индивидуальной и коллективной деятельности;
• выполнять советы учителя по оказанию помощи товарищам в учебной работе по совместному выполнению учебных заданий;
• проверять работу по образцу, по результату;
• оценивать свою учебную деятельность в сравнении с деятельностью одноклассников по заданному алгоритму;
• помогать учителю в подготовке оборудования к уроку.
В этом же 2-м классе группа учебноинформационных умений включила в себя следующие умения:
• осмысленно, правильно, плавно читать вслух рассказ, статью, стихотворение, сказку;
• при чтении вслух самостоятельно делать паузу за запятой, при наличии тире;
• делать смысловые паузы при отсутствии знаков препинания, пользуясь указаниями учителя;
• соблюдать при чтении словесное ударение (после разбора текста с учителем);
• пользоваться различными видами чтения: сплошное, вслух, выборочное, по ролям;
• подбирать в тексте материал для рассказа о людях, о природе, о животных; составлять рассказ о герое, о природе;
• пользоваться оглавлением книги для нахождения нужного рассказа;
• определять основное содержание текста с помощью вопроса: «О чем говорится в рассказе?»;
• сообщать товарищам прочитанный рассказ или статью, понять рассказанное товарищами и изобразить понятое в схематичных рисунках, проверять правильность рисунков, пользуясь текстом;
• бережно обращаться с книгой, иметь общее представление о расстановке книг в библиотеке.
Таким же образом были разработаны требования к общеучебным умениям глухих учащихся 3 класса. Так, среди общеучебных умений первой группы - учебно-
организационные умения - нами были выделены следующие умения:
• готовить рабочее место для занятий и труда;
• самостоятельно выполнять основные правила гигиены учебного труда;
• выполнять режим дня;
• понимать учебную задачу, которую ставит учитель, и действовать строго в соответствии с ней;
• учиться пооперационному контролю учебной работы своей и товарища;
• оценивать свои учебные действия по образцу оценки учителя;
• работать самостоятельно и в паре с товарищем;
• оказывать необходимую помощь учителю на уроке и вне его.
Общеучебные умения второй группы -учебно-информационные - представлены следующими умениями:
• осмысленно, правильно, бегло читать вслух рассказ; различать сказку рассказ, стихотворение;
• соблюдать правила орфоэпии;
• уметь делать по указанию учителя смысловые паузы при отсутствии знаков препинания;
• соблюдать логическое ударение при чтении (после разбора текста с учителем);
• пользоваться различными видами чтения: вслух, сплошное, по ролям, про себя, выборочное;
• уметь делить текст на законченные смысловые части;
• находить в тексте образные выражения, необходимые для характеристики событий, природы, людей и уметь употреблять их в своей речи;
• пересказывать товарищу прочитанный рассказ, понимать рассказанное товарищем, задавать товарищу вопросы по тексту, записать то, о чем рассказал товарищ, проверять правильность записи, пользуясь текстом;
• подбирать из рассказов или статей материал
о людях, о природе, о животных;
• читать статьи из детской газеты, журнала, понять содержание, обращаясь за пояснениями к учителю, товарищу;
• пересказывать прочитанное с изменением лица и времени.
Аналогичным образом разрабатываются требования к другим группам общеучебных умений. На основе программы составляется план формирования общеучебных умений, определяются сроки и этапы работы с постепенным повышением уровня требований к содержанию и характеру деятельности учащихся. Процесс формирования общеучебных умений - это интегративный процесс, который реализуется на широкой межпредметной основе и логично вписывается в действующую систему обучения глухих детей. Решение этой задачи возможно, благодаря обучению глухих детей с широкой опорой на предметно - практическую деятельность, урокам предметно-практического обучения, имеющим, в силу своей специфики, характер интегрированного предмета. На этих уроках развиваются организационные, коммуникативные, интеллектуальные умения. Поэтому предметно-практическое обучение является базовой дисциплиной в формировании всех групп умений. Сформированное на уроках предметно - практического обучения общеучебное умение переносится сначала на уроки развития речи, чтения и лишь потом на остальные предметы. Процесс формирования общеучебных умений осуществлялся в единстве с развитием речи детей. Предусматривался постепенный переход от формирования общеучебных умений в условиях предметнопрактической деятельности к другим видам, в том числе и речевой.
Отбор целесообразных приемов и методов обучения составляет сущность второго условия эффективного формирования общеучебных умений у глухих учащихся.
В качестве инвариантных положений, характеризующих условия и определяющих оптимальные приемы формирования общеучебных умений, служат следующие: специальное моделирование ситуаций, вызывающих потребность в общеучебных умениях; целенаправленное, длительное и поэтапное их формирование; использование предметно-практической деятельности и постепенный переход на другие виды деятельности; межпредметная основа овладения общеучебными умениями; перевод специальных умений в общеучебные.
Процесс формирования учителем общеучебных умений должен строиться с учетом
основных компонентов структуры обучения глухих учащихся.
Целевой компонент состоит в осознании сурдопедагогом цели, задач, значения формирования общеучебных умений.
Содержательный компонент процесса формирования общеучебных умений у глухих учащихся регламентирован программой общеучебных умений. Сурдопедагог реализовует программу с учетом особенностей контингента учащихся класса.
Стимулирующе-мотивационный компонент отражает необходимость в процессе формирования общеучебных умений, опираясь на имеющуюся систему мотивов, побуждающих учиться, формировать у глухих учащихся познавательную мотивацию, осознанность в овладении учебной культурой.
Операционно-деятельностный компо-
нент предполагает организацию деятельности по формированию общеучебных умений с использованием сурдопедагогом общих, специальных и специфических методов обучения, средств и форм, обеспечивающих эффективное формирование общеучебных умений у глухих учащихся.
Контрольно-регулировочный компо-
нент включает различные виды контроля овладения учащимися общеучебными умениями.
Ориентация на данную структуру формирования общеучебных умений позволяет учителю целенаправленно руководить учебным процессом, видеть достижения и трудности детей на всех этапах овладения умением, подбирать адекватные методические приемы обучения.
При формировании общеучебных умений на разных уроках учителям рекомендуется использовать принципы, методы, приемы, формы предметно-практического обучения, принципы коммуникативной системы обучения языку, разработанные С.А.Зыковым: 1) коммуникация; 2) потребность в общении; 3) связь обучения языку с деятельностью; 4) организация речевой среды.
Рекомендации по формированию общеучебных умений в структуре урока: главное
- это постановка учителем цели, определение мотивации в овладении определенным умением. Мотивация - своеобразный двигатель учения, как в любой другой деятельности. Она может быть разной по своей сути и оказывать в силу этого разное влияние на развитие учебной деятельности, но без сильных реально действующих мотивов успешное обучение невозможно. Формирование рациональных умений, которые приводят к решению учебнопознавательных задач наиболее коротким и экономным путем, способствует формированию
положительной мотивации. В свою очередь, положительная мотивация благотворно влияет на приобретение учащимися умений учиться.
Мотивация в вербальной форме оказывается малодейственной для глухих учащихся. Форма мотива должна учитывать особенности развития глухих детей. Наилучшие условия для мотивированной деятельности создаются в условиях предметно-практической деятельности. Уроки предметно-практического обучения первоначально несут основную нагрузку в аспекте формирования мотивации учения. Общая задача учителя состоит в том, чтобы ученик постоянно был мотивированным к действиям - и в начале урока, и в ходе его, и в конце урока. В начале урока ученик должен понять, что полезного и нового он узнает сегодня, где сможет применить усвоенное, какие преимущества ему даст овладение данным умением. В ходе урока помимо сохранения и усиления исходной мотивации могут возникнуть новые дополнительные мотивы. Это происходит, если ученик начинает осознавать и понимать, какими способами он действует, умеет их оценить, сравнить, получить удовлетворение от самого процесса своего учения. В конце урока необходимо создать мотивацию завершения: ученик должен уметь оценить, какие поставленные в начале урока задачи выполнены, какие - нет, уметь определить причину этого, наметить для себя выводы, задачи для дальнейших этапов.
Развивающие задания, которые могут быть использованы учителем, стремящимся проводить целенаправленную работу по формированию мотивов умения учиться - это задания по формированию у школьников понимания целей и задач, их активное принятие для себя. Большое значение имеют также задания по формированию у учащихся умения выполнять отдельные учебные действия в нужной последовательности (сначала по инструкции, затем самостоятельно); по обучению их приемам самоконтроля и адекватной самооценки; по обучению умениям ставить промежуточные цели в своей учебной работе, планировать отдельные учебные действия и их последовательность, преодолевать затруднения при их реализации, рассчитывать свои силы.
Следующий этап - организация деятельности, совместной с учителем. В совместной деятельности ученик получает образец и инструкцию. У глухих учащихся недостаточно развита способность внутренне программировать действия, имея познавательную задачу. Действуя во внутреннем плане, дети сталкиваются со значительными трудностями, поэтому им нужны более легкие, доступные дей-
ствия, внешние по форме. Методические рекомендации учителям заключаются в организации совместной деятельности учащихся, вначале с максимально развернутыми действиями. По мере отработки умения, операции, действия свертываются. Например, при обучении умению правильно оформлять тетради и письменные работы в соответствии с принятыми нормами учитель показывает образец пооперационного выполнения действия. Ориентируясь на него, ученики выполняют задание. Далее они совместно с учителем тщательно анализируют результаты своих работ, сопоставляя их между собой и с образцом.
Следующий этап в формировании умения - тренировка, упражнения в использовании полученного умения. Ученику недостаточно знать рациональные правила учебной работы, он должен еще научиться применять их в собственной практике. Упражнения, в ходе выполнения которых отрабатывается умение, должны быть разнообразны. Например, при обучении умению различать главное и второстепенное используются, в частности, такие упражнения, задания: нарисовать самые важные события, о которых говориться в тексте, опустить при пересказе текста второстепенные моменты; расположить учебный материал в определенном порядке, соответствующем степени его важности; сравнить какие - либо явления, сходные в главном и разнящиеся в частностях, объяснить, что существенно, а что нет.
Приведем пример формирования общеучебных умений на уроке усвоения новых знаний. В описанной ниже структуре урока дается максимально полный перечень возможных задач каждого этапа урока, общеучебных умений, которые могут включаться в отработку, методы и действия учителя. При планировании конкретного урока, учитель, пользуясь перечнем, выбирает задачи, соответствующие конкретной теме и цели урока, продумывает характер общеучебных умений, которые целесообразно формировать на уроке, подбирает методы обучения, которые способствуют решению задач конкретного этапа и всего урока.
Характеристика каждого из этапов урока с позиции решаемых дидактических задач, формируемых общеучебных умений и используемых для этого методов и действий учителя.
I этап - организационный. Дидактическая задача этапа - подготовить учащихся к работе на уроке.
Общеучебные умения: подготовка рабочего места, самоорганизация ученика (рабочая поза, организация внимания).
Методические рекомендации: органи-
зация внимания, последовательность в предъявлении требований, системность организационного воздействия.
II этап - проверка знаний. Задача: проверить знания отдельных учащихся, выявить причины обнаруженных пробелов, стимулировать учащихся к овладению рациональными приемами умений учиться.
Общеучебные умения: умение выделять главное, умение сравнивать, классифицировать, оперировать признаками предметов; развитие речи (монологической, диалогической); частичное обобщение; самоконтроль, взаимоконтроль.
Методические рекомендации: использование самых различных приемов проверки знаний (фронтальная беседа, индивидуальный опрос, постановка дополнительных вопросов для проверки глубины, прочности, оперативности знаний; создание нестандартных ситуаций; привлечение с помощью специальных заданий всех учащихся к активному участию в поиске более полных и правильных ответов). Рецензирование ответов учащихся, направленное на указание того, что необходимо сделать для усовершенствования приемов самостоятельной работы.
III этап - подготовка учащихся к усвоению нового материала. Задача: настроить учащихся на активную работу по изучению нового материала, организовать познавательную деятельность учащихся. На этом этапе идет сообщение темы, цели, задач и мотивация учебной деятельности, показывается значимость и важность материала для учеников.
Общеучебные умения - организационные умения внутренней деятельности (умение ставить цель предстоящей работы; умение планировать деятельность; умение осуществлять самоконтроль).
Методические рекомендации: четкое, однозначное определение образовательной цели урока, того чему должны научиться, какими знаниями, умениями и навыками овладеть; вариативность приемов сообщения учащимся на различных уроках.
IV этап - усвоение новых знаний. Дидактическая задача этапа - дать конкретное представление об изучаемых явлениях, фактах, добиться восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний, усвоения учащимися способов, путей, средств интериоризации знаний, выработать соответствующие умения и навыки.
Общеучебныге умения: умение выделять главное; составление плана; восприятие информации из различных источников; накопление и обобщения словарного запаса; овладение разговорной фразеологией и связной речью
как средством общения и усвоения знаний; скорость письма, чтения, систематизация, частичное обобщение.
Методические рекомендации: организация внимания, использование приемов, усиливающих восприятие существенных сторон изучаемого материала, полное и точное определение отличительных признаков изучаемых объектов, явлений, выделение в них наиболее существенных признаков. Использование алгоритмов, составление плана работы, использование наглядности, работа с книгой. Использование приемов мышления (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, конкретизации и т.д.), постановка перед учащимися учебной проблемы, создание проблемной ситуации, постановка эвристических вопросов, составление таблиц первичного обобщения материала, актуализации личного опыта учащихся и опорных знаний, словарная работа.
V этап - проверка понимания нового материала. Задача: установить, усвоили ли учащиеся новый материал, содержание новых понятий, связь между фактами, устранить обнаруженные пробелы.
Общеучебные умения: умение выделить главные, существенные признаки.
Методические рекомендации: постановка вопросов, требующих активной мыслительной деятельности учащихся; создание нестандартных ситуаций при использовании знаний; учить учащихся уточнять, дополнять, исправлять ответ соученика; найти другое решение.
VI этап - закрепление нового материала. Задача: закрепить знания, умения, навыки, необходимые для самостоятельной работы по новому материалу.
Общеучебные умения: перенос умений в новую ситуацию, умение оперировать полученными знаниями, умение конкретизировать, умение делать умозаключения, опираясь на данные посылки, умение выделить существенные признаки ведущего понятия.
Методические рекомендации: закрепление алгоритма изучения нового материала и предстоящего ответа, использование разнообразных форм закрепления знаний, умений; выработка умений оперировать ранее полученными знаниями.
VII этап - информирование учащихся о домашнем задании, подведение итогов урока. Задачи: настроить учащихся на осознанное выполнение домашнего задания, разъяснить методику его выполнения, подвести итоги урока.
Общеучебные умения: умение анализировать свою деятельность на уроке, самооценка.
Методические рекомендации: диффе-
ренцированный подход, подведение итогов: как работал класс, кто особенно старался, что узнали нового. Краткое указание, как выполнить домашнее задание. Проверка того, как учащиеся поняли содержание домашней работы и способы ее выполнения.
Глухие учащиеся имеют ряд особенностей в психофизическом развитии, порожденных первичным недостатком - нарушением слуха, поэтому педагогическая работа по формированию общеучебных умений учащихся строиться с учетом закономерностей и особенностей психофизического развития глухих учащихся. Поскольку ребенок развивается, то развиваются и изменяются его индивидуальные психофизиологические особенности. Соответственно целесообразность и адресность педагогического руководства в его развитии определяется адекватностью применяемых учителем педагогических приемов. Это указывает на необходимость учета психофизиологических особенностей глухих учащихся на всем протяжении образовательного процесса, так как в течение, например, учебного года эти особенности могут неоднократно изменяться.
Это условие реализуется через выстраивание работы по формированию общеучебных умений с опорой на современные психолого-педагогические представления о глухом школьнике, структуре, и особенностях его познавательной деятельности, основах логического мышления, возможностях саморегуляции, самовоспитания, совершенствования личности в целом.
Цель организации педагогической работы по формированию общеучебных умений учащихся с нарушением слуха заключается в формировании конструкций, воплощающихся, с одной стороны, в абстрагированных структурах рассматриваемого нами процесса, с другой стороны, - в стремлении зафиксировать проектируемый процесс и проследить в соответствующей схеме его развитие.
Изучение индивидуальных особенностей учащихся следует начинать с собеседования с учителем и воспитателем класса и изучения личных дел учащихся. Серьезное внимание при изучении индивидуальных особенностей учащихся отводится знакомству с продуктами учебной деятельности учащихся (выполнение ими письменных работ, домашних заданий, заполнение дневников и т.д.). При изучении индивидуальных особенностей учащихся акцент делается на изучение тех личностных качеств учащихся, которые обусловливают успешное осуществление учебной деятельности, а именно: память, работоспособность и др.
Целостное представление об индивидуальных особенностях учащихся отражается в подробных характеристиках, которые составляются на основе непосредственных наблюдений, изучения анкетных данных и продуктов деятельности учащихся и т.д. В них раскрываются:
- отношение учащихся к учебной деятельности, их интересы и склонности;
- особенности познавательной деятельности, эмоциональной, волевой сфер;
- отношение к оценке их деятельности, данной учителем;
- основные личностные качества.
Индивидуальный подход в работе по
формированию общеучебных умений проявляется в том, что учащимся предлагаются задания различной степени сложности в зависимости от уровня сформированности у них общеучебных умений на предыдущем этапе.
Пример заданий по формированию умения «Выполнять советы учителя по подготовке рабочего места для учебных занятий», который наглядно демонстрирует это положение.
Варианты заданий 1-го уровня сложности:
1. Приготовь к уроку учебник по чтению (развитию речи, математике). Положи слева. Приготовь к уроку тетрадь по математике (развитию речи, предметно-практическому обучению, ознакомлению с окружающим миром). Положи на учебник. Положи на парту ручку (карандаш, линейку, ножницы, клей, кисточку, краски). Приготовь к уроку альбом, ножницы, цветную бумагу... .
2. Положи слева книгу и тетрадь. Положи справа ручку, карандаш, линейку, кисточку.
Варианты заданий 2-го уровня сложности:
1. Достань из сумки (достань из шкафа) книгу и тетрадь по развитию речи (по математике, по чтению). Положи возле тетради ручку, карандаш, линейку.
2. Приготовь к уроку предметно- практического обучения линейку, карандаш, альбом. Возьми в шкафу синюю бумагу. Налей в стакан воды, поставь на парту.
3. Прочитай план урока. Приготовь все, что надо к уроку. Разложи правильно на парте.
Варианты заданий 3-го уровня сложности:
1. Приготовься к уроку математики
(развития речи, чтения, предметно-
практического обучения, ознакомлению с окружающим миром).
2. Что ты приготовил к уроку предметно-практического обучения (математики, раз-
вития речи, чтения)? Что ты забыл приготовить к уроку предметно-практического обучения? Почему ты приготовил книгу по чтению?.
Задания по формированию у учащихся умения «Помогать учителю в подготовке оборудования к уроку, обеспечении товарищей раздаточными материалами» включает в себя три уровня сложности:
Задание 1-го уровня сложности:
1. Достань альбомы, ножницы, кисточки ... . Раздай альбомы, ножницы, карандаши, цветную бумагу, клей. . Убери в шкаф альбомы, ножницы.
Задание 2-го уровня сложности:
1. Возьми в шкафу и раздай ребятам
альбомы, ножницы, карандаши, цветную бумагу. . Возьми в шкафу шесть листов зеленой
бумаги, шесть кисточек, шесть ножниц. Раздай ученикам. Положи на стол учителя два листа синей бумаги, клей, кисточку, ножницы.
2. Возьми в шкафу справа тетради по развитию речи и раздай ученикам. Собери тетради по математике и положи на стол учителя.
Задание 3-го уровня сложности:
1. Мы будем делать аппликацию. Выбери на столе учителя (достань из шкафа) все, что нужно и положи на каждую парту.
2. Дежурный! Прочитай план урока и раздай ребятам все, что будет нужно к уроку.
3. Собери работы учеников и положи на стол учителя. Собери ножницы, кисточки, клей и положи на место. Возьми тряпку, сотри с доски.
В побуждении к активной познавательной деятельности нуждаются все учащиеся. Побуждению способствует эмоциональный уровень урока, его связь с жизнью, поисковый, творческий характер учения. В качестве стимулов выступают для одних учащихся индивидуальные задания повышенной трудности, дополнительные способы приобретения формируемого общеучебного умения, использование интересов, склонностей к различным видам деятельности; для других учащихся - неизменное доброжелательное общение, индивидуальная помощь в случае затруднения и т.д.
Если у ученика недостаточно развито наглядно-образное мышление, его внимание обращается на необходимые подробности, детали формируемого общеучебного умения, перед ним ставятся дополнительные задачи с указанием способа конкретной работы. В случае необходимости ученикам предлагается выполнение заданий в соответствии с предложенным алгоритмом. Учитель следит за продвижением их действий и фиксирует для себя, какие операции успешно выполнятся, какие вызывают затруднения, выясняет их причины.
На этапе первичного закрепления и применения общеучебных умений учащиеся выполняют задания:
• на выявление понимания сущности формируемого общеучебного умения;
• помогающие установить связь формируемого умения с другими умениями, включить сформированные общеучебные умения в систему ранее освоенных учеником умений (от простой связи до сложной);
• на творческое применение освоенных общеучебных умений.
На этом этапе задания даются с постепенным усложнением. Выполнив первое задание, ученик становится способным перейти к выполнению следующего задания. Не всем ученикам требуется выполнять задания в такой последовательности. Ученики с более высоким уровнем обученности могут опускать выполнение отдельных вариантов, используя время для более сложных заданий.
Помощь учащимся со средним и низким уровнем обученности дозируется: вначале она дается в больших «дозах», а затем постепенно уменьшается, задания этим учащимся усложняются от выполнения по образцу к выполнению по алгоритмическим предписаниям, далее - к самостоятельному подбору способов, т.е. предлагаемые задания отличаются по степени трудности, предполагают воспроизведение ранее освоенных общеучебных умений.
Для учащихся с высоким уровнем обученности в заданиях присутствуют элементы, требующие творческого подхода к их выполнению, они связаны с вычленением существенных операций отдельных общеучебных умений, выявлением причинно-следственных связей и т.д. Важным признаком таких заданий является новизна полученного результата, связанного с умением использовать уже освоенные умения для освоения новых умений. Каждое очередное задание дается с учетом изменений в уровне обученности учащихся, с ориентацией на актуальный уровень и «зону ближайшего развития».
Критериями оценки полноты и качества овладения общеучебным умением учащихся являются: правильность и последовательность выполнения операций; перенос приемов деятельности на другую ситуацию; выполнение задания самостоятельно.
Формы проверки сформированности общеучебных умений: мини-задания для всех учащихся класса, решение которых позволяет одновременно проверить усвоение умения и провести закрепление темы урока, а также инди-
видуальные задания для каждого ученика. Формирование общеучебных умений и контроль уровня их сформированности проводится на том материале, который в данный момент изучается классом в соответствии с программой.
Таковы содержательные и педагогические аспекты работы по формированию общеучебных умений у глухих учащихся, строящейся на основе междисциплинарного подхода с реализацией интеграции и координации программных требований, обеспечивающих целенаправленность и систематичность работы.
Литература
1. Гальперин, Я. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий / Я. Я. Гальперин // Психологическая наука в СССР. - М.: АПН СССР, 1966. - 147 с.
2. Зыкова, Т.С. Обучение глухих школьников планированию предметнопрактической деятельности. Методические рекомендации. / Т. С. Зыкова. - М.: Изд-во НИИ дефектологии АПН СССР, 1978. - 28 с.
3. Лошкарева, Н. А. Формирование системы
общих учебных умений и навыков школьников: Методические рекомендации для ФПК директоров и завучей школы. / Н. А. Лошкарева. - М.: Изд-во
МГПИ, 1981. - 88 с.
4. Зикеева, А. Г. Обучение учащихся подготовительного, ЬГУ классов школы глухих: Рус.яз. и предм.-практ. обучения: Пособие для учителя / А. Г. Зикеев. - М.: Просвещение, 1984. - 159 с.
5. Речицкая, Е. Г. Формирование учебной деятельности глухих школьников младших классов. / Е. Г. ручицкая. - Л.: ЛВЦ ВОГ, 1990. - 138 с.
6. Тигранова, Л. И. Исследование обучаемости слабослышащих детей / Л. И. Тигранова. // Особенности усвоения учебного материала слабослышащих учащихся / Под ред. Р. М. Боскис, К. Г. Коровина, - М.: Педагогика, 1981. - С. 145-158.
7. Фридман, Л. М., Кулагина И.Ю. Формирование у учащихся общеучебных умений: Методические рекомендации. /
Л. М. Фридман, И. Ю. Кулагина - М.: Изд-во Российского открытого университета, 1993. - 34 с.
8. Шиф, Ж. И. Усвоение языка и развитие мышления у глухих детей./ Ж. И. Шиф. -М.: Просвещение, 1968. - 316 с.
© Н. И. Бурова, 2008