Научная статья на тему 'Технология формирования меховых буф для декорирования изделий'

Технология формирования меховых буф для декорирования изделий Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
147
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУФЫ / ФИГУРНЫЕ БУФЫ / ДЕКОРИРОВАНИЕ / ТЕКСТИЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ / МЕХОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ / ФОРМИРОВАНИЕ БУФ / ТЕХНОЛОГИЯ БУФ

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Терская Людмила Александровна

Декорирование текстильных изделий буфами является эффективным средством усиления выразительности фактуры материала. Наибольшей популярностью у дизайнеров пользуются фигурные буфы, которые делают изделия яркими, стильными и неповторимыми. Однако для меховых материалов эта технология объемного декорирования используется весьма ограниченно и фрагментарно, что связано с отсутствием исследований в данном направлении. Цель работы исследование формирования фигурных буф для декорирования меховых изделий. Проведен анализ существующих технологий формирования меховых буф разрезами, сшиванием отверстий и защипами, который показал, что ассортиментный ряд буф по этим технологиям широтой и новизной не отличается. Выявлены особенности изготовления фигурных буф из натурального меха. Их апробация в демонстрационных образцах позволила показать, каким образом осуществляется реализация традиционной технологии декорирования текстильных материалов применительно к «нетрадиционному» меховому материалу. Дана сравнительная характеристика параметров процесса формирования восьми известных видов фигурных буф из текстильных материалов и меха. Рассмотрена технология формирования меховых буф на примере изделия малых форм мехового шарфа из меха «голубой» норки. Изделия, декорированные меховыми фигурными буфами, вполне могут стать объектом индивидуализированного стиля потребления, когда в системе предпочтений потребителей в качестве целевой функции приобретения товара выступают редкость товара, его исключительность или престижность. Этим требованиям отвечают использование дорогостоящего пушно-мехового сырья и нетрадиционной для меха технологии его декорирования. На фоне классических элементов, применяемых в дизайне костюма, аксессуарах и интерьерах домов, фигурные буфы вносят выгодное разнообразие и новые возможности, что является важным аргументом в пользу целесообразности расширения использования этой технологии и применения ее для декорирования меховых материалов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технология формирования меховых буф для декорирования изделий»

DOI dx.doi.org/10.24866/VVSU/2073-3984/2019-3/167-176

УДК 677.8 Л.А. Терская

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Владивосток. Россия

Технология формирования меховых буф для декорирования изделий

Декорирование текстильных изделий буфами является эффективным средством усиления выразительности фактуры материала. Наибольшей популярностью у дизайнеров пользуются фигурные буфы, которые делают изделия яркими, стильными и неповторимыми. Однако для меховых материалов эта технология объемного декорирования используется весьма ограниченно и фрагментарно, что связано с отсутствием исследований в данном направлении. Цель работы - исследование формирования фигурных буф для декорирования меховых изделий. Проведен анализ существующих технологий формирования меховых буф разрезами, сшиванием отверстий и защипами, который показал, что ассортиментный ряд буф по этим технологиям широтой и новизной не отличается. Выявлены особенности изготовления фигурных буф из натурального меха. Их апробация в демонстрационных образцах позволила показать, каким образом осуществляется реализация традиционной технологии декорирования текстильных материалов применительно к «нетрадиционному» меховому материалу. Дана сравнительная характеристика параметров процесса формирования восьми известных видов фигурных буф из текстильных материалов и меха. Рассмотрена технология формирования меховых буф на примере изделия малых форм - мехового шарфа из меха «голубой» норки. Изделия, декорированные меховыми фигурными буфами, вполне могут стать объектом индивидуализированного стиля потребления, когда в системе предпочтений потребителей в качестве целевой функции приобретения товара выступают редкость товара, его исключительность или престижность. Этим требованиям отвечают использование дорогостоящего пушно-мехового сырья и нетрадиционной для меха технологии его декорирования. На фоне классических элементов, применяемых в дизайне костюма, аксессуарах и интерьерах домов, фигурные буфы вносят выгодное разнообразие и новые возможности, что является важным аргументом в пользу целесообразности расширения использования этой технологии и применения ее для декорирования меховых материалов.

Ключевые слова и словосочетания: буфы, фигурные буфы, декорирование, текстильные материалы, меховые материалы, формирование буф, технология буф.

Терская Людмила Александровна - канд. техн. наук, доцент кафедры дизайна и технологий, e-mail: terskayal@mail.ru

167

L.A. Terskaya

Vladivostok State University of Economics and Service Vladivostok. Russia

The technology formation of fur gathers for decorating products

Decorating textiles product with gathers is an effective means of enhancing the expressiveness of the material's texture. The most popular among designers are figure gathers that make products bright, stylish and unique. However, for fur materials, this technology of volumetric decoration is used very limited and fragmentary, which is due to the lack of research in this direction. The purpose of the work is the study of the formation of figured gathers for decorating fur products. The analysis of existing technologies for the formation of fur gathers with cuts, stitching holes and tucks, which showed that the assortment row of gathers with these technologies is not different in latitude and novelty, was carried out. The features of manufacturing figure gathers made of natural fur are revealed. Testing them in demonstration samples allowed us to show how the implementation of the traditional technology of decorating textile materials is applied in relation to the "non-traditional" fur material. A comparative description of the parameters of the process of forming eight known types of figure gathers from textile materials and fur is given. The technology of formation of fur gathers is considered on the example of a product of small forms - a fur scarf made of mink fur. Products decorated with fur figure gathers may well become the object of an individualized style of consumption, when in the system of consumer preferences, the rarity of a product, its exclusivity or prestige are a target function of purchasing goods. These requirements are met by the use of expensive fur raw materials and non-traditional fur technology for its decoration. Against the background of classical elements used in costume design, accessories and house interiors, figure gathers bring profitable variety and new possibilities, which is an important argument in favor of the expediency of expanding the use of this technology and applying it to decorating fur materials.

Keywords: gathers, figure gathers, decoration, textile materials, fur materials, the formation of gathers, technology gathers.

Технология буф имеет в современной моде многовариантное использование - в дизайне костюма, аксессуарах и интерьерах домов. Она дает возможность создавать рельефные поверхности с разнообразными объемными декоративными элементами.

При объемном декорировании буфами текстильных материалов дизайнеры используют главным образом фигурные буфы, когда сборки получают выполнением закрепок по определенным схемам разметок [1-4, 8]. Фигурные буфы делают изделия яркими, стильными и совершенно неповторимыми. Определенное разнообразие фактуры известных видов достигается изменением размеров ячеек схем разметок и стороны скрепления буф.

Для меховых материалов объемный эффект можно достичь, используя технологии формирования буф разрезами, сшиванием отверстий и защипами [6, 10]. Ассортиментный ряд буф по этим технологиям широтой и новизной не отличается. Так, технология буф сшиванием отверстий заключается в том, что

168

на кожевую ткань шкурки с помощью шаблона наносят контур фигуры в виде асимметричной звезды и после вырезания фигуры образовавшиеся углы сшивают на скорняжной машине. При формировании буф разрезами на кожевой ткани с помощью трафарета выполняют разметку разрезов, которые располагаются в определенном порядке, и прорезают их. Буфы получаются при скреплении соседних разрезов посередине плотными стежками ручным или машинным способом. Количество рядов буф, расстояние между рядами, длина разрезов определяются замыслом художника. Известна и технология формирования буф защипами, когда внешний вид объемных элементов определяется длиной и расположением защипов. Их выполняют на скорняжной машине сшиванием кожевой ткани по линиям разметки, которые могут быть в виде квадратов, либо прямоугольников, либо тех и других одновременно. Размер ячеек разметки, как и длина защипов, также могут несколько варьироваться в зависимости от желаемого эффекта.

Столь популярные для декорирования текстильных изделий фигурные буфы для меховых материалов используются фрагментарно и весьма ограниченно, что связано с отсутствием исследований в этом направлении. Немаловажным является и то обстоятельство, что реализация технологии меховых фигурных буф требует в сравнении с наименее затратными технологиями декорирования (формирование буф разрезами и сшиванием отверстий) значительно большего расхода дорогостоящего пушно-мехового сырья. Однако применение фигурных буф дает несравненно большие фактурные возможности в декорировании пушно-мехового полуфабриката, поскольку усиливает выразительность фактуры меха в изделии и, по сути, отражает проектный подход применения «нетрадиционного» материала, а именно меха, к традиционной технологии объемного декорирования текстильного материала, что придает любому изделию уникальность и в своем роде неповторимость.

Изделия, декорированные меховыми фигурными буфами, вполне могут стать объектом индивидуализированного стиля потребления, когда в системе предпочтений потребителей в качестве целевой функции приобретения товара выступают редкость товара, его исключительность или престижность [5]. В данном случае этим требованиям отвечает использование дорогостоящего пушно-мехового сырья и оригинальной современной технологии его декорирования. Интерес вызывает и тот факт, что в настоящее время применительно к текстильным материалам сформулирован своеобразный подход к созданию новых видов фигурных буф путем преобразования раппортов известных видов [9], что являет собой возможность воплощать самые разнообразные идеи.

Цель работы - исследование формирования фигурных буф для декорирования меховых изделий.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- выявить особенности изготовления фигурных буф из натурального меха;

- адаптировать технологию буф из текстильных материалов для меховых материалов;

- рассмотреть технологию формирования меховых буф на примере конкретного изделия.

Частная научная задача по исследованию процесса проектирования фигурных буф для декорирования меховых изделий решается с применением методов анализа,

169

синтеза, сравнения и обобщения. В основу результатов исследования положен анализ существующих подходов к формированию фигурных буф с помощью правил и принципов рассуждения на основе эмпирических данных об объекте.

Для решения поставленных задач необходимо рассмотреть структуру процесса формирования фигурных буф из различных материалов. Она состоит из двух этапов - определения расхода материала и изготовления буф. Исходными данными для реализации первого этапа являются размер ячейки сетки и коэффициенты сборки буф (увеличения размера материала) по ширине (Кш) и длине (Кд), для расчета которых изготавливается образец из макетного материала [7].

На втором этапе осуществляется сборка буф, которая начинается с нанесения сетки на материал. Для условного изображения рисунка буф используется схема разметки с отмеченными на ней стрелками, указывающими порядок скрепления вершин квадратных ячеек сетки. Она наносится с изнаночной или лицевой стороны материала в зависимости от вида буф. По схеме разметки осуществляется их сборка, после чего складки выправляются на лицевую или изнаночную сторону.

При изготовлении буф из натурального меха сборке буф предшествует ряд операций по предварительной подготовке меховой пластины: подбор однородных шкурок, их увлажнение, пролежка и расправка, раскрой и сшивание шкурок в пластину [11].

Для исследования процесса формирования фигурных буф из натурального меха осуществлялась проработка этого процесса путем апробации меховых буф в демонстрационных образцах. Это позволило выявить следующие особенности их изготовления. По сравнению с текстильными материалами размер ячейки сетки для нанесения схемы разметки буф увеличивается в два и более раз, что связано главным образом с объемностью меха. При этом окончательная величина размера ячейки сетки зависит от фактуры меха, проектируемого изделия и замысла художника.

Следующая особенность связана с тем, что для буф из натурального меха сетка, а значит и схема разметки, может наноситься как под углом 450, так и под углом 900 к хребтовой линии шкурки и только со стороны кожевой ткани.

Как и для декорирования текстильных материалов, сборка меховых буф может осуществляться и с изнаночной, и с лицевой стороны материала, то есть со стороны кожевой ткани или волосяного покрова пушно-мехового полуфабриката. Отличие заключается лишь в том, что со стороны кожевой ткани скрепление сборок выполняется несквозными стежками, а соединение сборок со стороны волосяного покрова производится сквозными стежками.

Апробация меховых буф в демонстрационных образцах позволяет показать, каким образом осуществляется реализация традиционной технологии декорирования текстильных материалов применительно к «нетрадиционному» меховому материалу. Адаптация технологии визуально продемонстрирована на примере известных видов буф (табл. 1). В таблицу включены следующие параметры процесса формирования фигурных буф: схема разметки и раппорт буф, который характеризуется числом столбиков (Я^) и числом рядов (Яг), образующих рисунок буф; сторона скрепления складок; коэффициенты сборки по ширине (КШ) и длине материала (Кд).

170

Для изготовления буф «Оригами» использовалась каракульча крашеная, серо-оливкового цвета. Для буф «Завитки (бумеранги)», «Соты» использовался мех «голубой» норки. Для остальных образцов был использован искусственный мех, имитирующий натуральный.

Таблица 1

Внешний вид и параметры процесса формирования фигурных буф из текстильных материалов и меха

Параметры буф

Наименование буф / сторона сборки буф

Изнаночная (текстильные материалы), кожевая ткань (мех)

Лицевая (текстильные материалы), волосяной покров (мех)

Кш =2,0 КД =2,0

Яо=2

Яг=2

«Палочки (таблетки)»

«Соты»

\ \ \

N \ \

N \ \

КШ =1,7 Кд =2,3

«Плетенка»

«Завитки (бумеранги)»

\

\

N

Кд = 1,7

N

N N

> < > <

«Косточки»

«Звездочки»

Ко=2

Яг=2

171

Как видно из табл. 1, каждой схеме соответствуют два вида буф в зависимости от стороны их сборки. В свою очередь, каждый вид выполнен из текстильного материала и мехового. При этом размер ячейки сетки для декорированных текстильных материалов выбран 10^10 мм, а для декорирования меховых -30^30 мм или 35x35 мм. Коэффициенты сборки материалов одинаковы и не зависят от вида декорируемого материала. Как показала практика изготовления представленных видов буф, они находятся в интервалах: для коэффициента сборки по ширине 1,7 +-2,0, по длине - 1,7 ^ 2,3. Для других видов буф возможен больший диапазон, например, КШ=1,6 ^2,7; Кд =1,6 ^2,3.

Рисунок буф декорированных текстильных материалов более отчетлив, однако и в меховых материалах он также «прочитывается» в большей или меньшей степени. Данная технология декорирования эффектно смотрится как на стриженом, так и на нестриженом мехе, позволяя создавать оригинальные фактурные поверхности меховых шкурок.

Отличительной особенностью раппортов представленных в таблице видов, является то, что за исключением буф «Косточки» и «Звездочки», раппорт по столбикам и раппорт по рядам одинаков. При этом виды «Палочки», «Соты», «Плетенка» и «Завитки» имеют самый маленький раппорт Кс=Иг=2, а буфы «Оригами» и наиболее известные из всех буфы «Цветы» имеют раппорт Ис=Иг=4.

Описанная технология формирования буф из пушно-мехового материала может быть с успехом применена для декорирования различных меховых изделий малых форм (палантины, шарфы, муфты и т.д.), отделочных деталей (перед, спинка, кокетка, рукава, воротники, баска), предметов гардероба и интерьера, а так же аксессуаров.

По адаптированной технологии формирования меховых буф был изготовлен шарф. Изделие выполнено из меха «голубой» норки и декорировано разработанным новым видом фигурных буф - «Бабочка». Для изготовления данного изделия было использовано три шкурки общей площадью 18,6 дм2. Основные стадии процесса подготовки шкурок проведены согласно основным операциям скорняжного производства (в табл. 2).

Согласно структуре процесса формирования фигурных буф с целью определения расхода материала для их изготовления был изготовлен макет. Исходные данные для сборки буф представлены на рисунке. Размер ячейки сетки составил 2x2 см.

172

Таблица 2

Основные стадии процесса изготовления меховой пластины

Стадия

Схема производимых действий

Краткая характеристика производимых действий

I стадия

разрезание шкурки,

увлажнение,

пролежка,

расправка,

удаление пороков,

фиксация,

сушка

II стадия

Раскрой шкурок

III стадия

IV стадия

16

Изготовление меховой пластины (скроя) - сшивание раскроенных шкурок

правка и сушка мехового скроя,

чистка скроя,

глажение волосяного покрова, разглаживание швов

Изготовленный скрой декорированного буфами мехового шарфа обрабатывался трикотажной подкладкой. Внешний вид изделия представлен на рисунке.

16

173

N \

/ /

/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ч

\ \

/ /

/ /

ч

КШ = 1,6 КД = 1,6 Rc = 6 Rr = 4

\ \

/ / /

/ /-

\ \ \

\ \

б в

Рис. Шарф из меха «голубой» норки, декорированный буфами: а - параметры буф «Бабочка»; б - фрагмент схемы разметки меховой пластины; в - меховой шарф в готовом виде

Полученный меховой шарф, декорированный буфами, прекрасное дополнение к изделию, роскошный элемент декора. Как аксессуар в женском гардеробе такой шарф придаст любому образу некую утонченность и неповторимость.

В заключение следует отметить, что на фоне классических элементов, применяемых в дизайне костюма, аксессуарах и интерьерах домов, буфы вносят выгодное разнообразие и новые возможности, что, несомненно, является важным аргументом в пользу расширения использования технологии формирования фигурных буф и применения ее для декорирования меховых материалов. Данное направление создает ресурс конкурентного преимущества производителя за счет дифференциации товаров, т.е. способности производителя обеспечить покупателя уникальным и особо ценным изделием, обладающим новым качеством и особыми потребительскими свойствами. Применение технологии буф для объемного декорирования меха позволит создавать изделия своеобразные, оригинального вида с интересным рисунчатым эффектом, тем самым расширяя ассортимент меховых изделий и удовлетворяя индивидуализированный спрос.

а

1. Буфы на подиуме - дизайны Хелены Хёрстедт [Электронный ресурс] // Рукодельный рунет. URL: http://www.darievna.ru/page/bufy-na-podiume-dizajny-heleny-hjorstedt (дата обращения 04.06.2019).

2. Буфы. Мастер-класс [Электронный ресурс]. URL: https://sewingadvisor.ru/pp/bufy/ (дата обращения 04.06.2019).

3. Дзевановская Д. Д., Терская Л. А. Буфы как технология декорирования материалов // Интеллектуальный потенциал вузов - на развитие Дальневосточного региона России и стран АТР: материалы междунар. науч.-практ. конф. (Владивосток, 24-25 апр. 2013 г.). Владивосток, 2013. С. 185-188.

4. Крючкова Г. А. Технология швейных изделий: в 2 ч. Ч. 2: учебник. М.: Академия, 2011. 288 с.

5. Портер М. Международная конкуренция. М.: Международные отношения, 1993.

174

6. Терская Л.А. Дизайн меховой отделки одежды: монография. Владивосток: Дальнаука, 2012. 144 с.

7. Терская Л.А. Исследование процесса формирования буф в изделиях из текстильных материалов [Электронный ресурс] // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-11. С. 2360-2363; URL: www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_ article& article_id= 10006714 (дата обращения 04.06.2019).

8. Терская Л.А. Определение параметров процесса формирования фигурных буф // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2015. № 1(28). С. 80-84.

9. Терская Л.А. Новый подход к расширению ассортиментного ряда фигурных буф [Электронный ресурс]// Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=19506 (дата обращения 04.06.2019).

10. Терская Л.А. Технологии меховой отделки: учеб. пособие. Ростов н/Д.: Феникс, 2014. 187 с.

11. Терская Л.А. Технология раскроя и пошива меховой одежды: учеб. пособие для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2018. 271 c.

Транслитерация

1. Bufy na podiume - dizajny Heleny Hyorstedt [Elektronnyj resurs] // Rukodel'nyj runet: sajt. URL: http://www.darievna.ru/page/bufy-na-podiume-dizajny-heleny-hjorstedt (data obrashcheniya 04.06.2019).

2. Bufy. Master-klass [Elektronnyj resurs]. URL: https://sewingadvisor.ru/pp/bufy/ (data obrashcheniya: 04.06.2019).

3. Dzevanovskaya D.D., Terskaya L.A. Bufy kak tekhnologiya dekorirovaniya materialov // Intellektual'nyj potencial vuzov - na razvitie Dal'nevostochnogo regiona Rossii i stran ATR: materialy mezhdunar. nauchno-prakt. konf. (Vladivostok, 24-25 apr. 2013 g.). Vladivostok, 2013. S. 185-188.

4. Kryuchkova G.A. Tekhnologiya shvejnyh izdelij: v 2 ch. CH. 2: uchebnik. M.: Akademiya,

2011. 288 s.

5. Porter M. Mezhdunarodnaya konkurenciya. M.: Mezhdunarodnye otnosheniya, 1993.

6. Terskaya L.A. Dizajn mekhovoj otdelki odezhdy: monografiya. Vladivostok: Dal'nauka,

2012. 144 s.

7. Terskaya L.A. Issledovanie processa formirovaniya buf v izdeliyah iz tekstil'nyh materialov [Elektronnyj resurs]// Fundamental'nye issledovaniya. 2015. № 2-11. S. 2360-2363; URL: www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_id=10006714 (data obrashcheniya: 04.06.2019).

8. Terskaya L.A. Opredelenie parametrov processa formirovaniya figurnyh buf // Territoriya novyh vozmozhnostej. Vestnik Vladivostokskogo gosudarstvennogo universiteta ekonomiki i servisa. 2015. № 1(28). S. 80-84.

9. Terskaya L.A. Novyj podhod k rasshireniyu assortimentnogo ryada figurnyh buf [Elektronnyj resurs] // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2015. № 1-1. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=19506 (data obrashcheniya: 04.06.2019).

10. Terskaya L.A. Tekhnologii mekhovoj otdelki: ucheb. posobie. Rostov n/D.: Feniks, 2014. 187 s.

11. Terskaya L.A. Tekhnologiya raskroya i poshiva mekhovoj odezhdy: ucheb. posobie dlya akademicheskogo bakalavriata. M.: Yurajt, 2018. 271 p.

175

© Л. А. Терская, 2019

Для цитирования: Терская Л. А. Технология формирования меховых буф для декорирования изделий // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2019. Т. 11, № 3. С. 167-176.

For citation: Terskaya L.A. The technology formation of fur gathers for decorating products, The Territory of New Opportunities. The Herald of Vladivostok State University of Economics and Service, 2019, Vol. 11, № 3, pp. 167-176.

DOI dx.doi.org/10.24866/VVSU/2073-3984/2019-3/167-176

Дата поступления: 15.07.2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.