ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
СКЛЯРЕНКО А.Н.
В статье рассмотрена возможность решения актуальной задачи формирования компетенций в процессе реализации учебной программы дисциплины, как многоаспектного понятия. В частности, автором предложен новый подход к организации учебного процесса на основе Технологии формирования компетенции. В статье кратко представлены основные признаки технологии, структура, правила организации и реализации Технологии формирования компетенций.
In article possibility of the decision of an actual problem of formation of the competence in the course of studying of the curriculum of discipline, as multidimensional concept is analyzed. In particular, the author offers the new approach to the organization of educational process on the basis of Technology of formation of the competence. In article the basic signs of technology, structure, rules of the organization and realization of Technology of formation of the competence are is short presented.
Особенностью нового поколения учебных программ дисциплин (УПД) (модулей, практик) в составе основной образовательной программы, реализующей ФГОС ВПО, является реализация идей компетентностного подхода, одной из характерных особенностей которого является перенос акцента с преподавателя и содержания дисциплины (подход «центрированный на преподавателе») на обучающегося и ожидаемые результаты обучения (подход «центрированный на обучающемся»).
Такое смещение акцентов с содержания образования на его результаты предполагает и определенное развитие Учебной программы дисциплин (УПД), что требует структурных и процессуальных изменений процесса ее проектирования.
Проектирование учебных программ дисциплин (предметно-дисциплинарных образовательных программ) на основе компетентностного подхода представляет в настоящее время достаточно сложную, и одновременно актуальную задачу современного образования. А представление результатов освоения учебных программ дисциплин (результатов обучения) в формате (в терминах) компетенций осложняется многоаспектностью самого понятия компетенция.
Пока не существует общепринятого определения понятия компетенция, несмотря на все возрастающую ее популярность. Многочисленные попытки в решении этого вопроса предпринимаются и по сей день, но точка отсчета, относительно которой можно оценивать различные подходы в определении и применении понятия компетенция, наметилась только в настоящее время. Именно многоаспектность, которая является отражением самой природы понятия компетенция, и легла в основу разработки Технологии формирования компетенций.
Технология формирования компетенций (краткое описание технологии)
Технология формирования компетенций (ТФК) рассматривается автором как система способов организации деятельности педагога и обучающегося, которая образует запрограммированный (алгоритмизированный) процесс их взаимодействия, направленный на достижение запланированных результатов обучения (в формате компетенций) путем повышение эффективности образовательного процесса за счет его максимальной оптимизации.
Цель создания и реализации ТФК является обеспечение условий достижения запланированных результатов обучения в формате компетенций (как эталона полного усвоения изучаемого учебного материала (далее - эталон)) в рамках точно установленного учебного времени (занятия).
Научная идея ТФК - заключается в разработке такой запрограммированной (алгоритмизированной) системы взаимодействия преподавателя и обучающегося, при которой достижение запланированных результатов обучения в формате компетенций (как эталона полного усвоения изучаемого учебного материала) становиться потенциально возможным для всех обучающихся.
1. Основные признаки технологии формирования компетенций.
Согласно основным методологическим требованиям, предъявляемым к педагогическим технологиям, технология формирования компетенций соответствует следующим критериям технологичности [1].
- Концептуальность (опора на определенную научную концепцию).
- Системность (обладание логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью).
- Эффективность (гарантия достижение установленного эталона обучения).
- Воспроизводимость (возможность воспроизведения с гарантией достаточно высокого уровня ее эффективности).
- Управляемость (возможность предварительного планирования, проектирования и диагностики процесса обучения).
2. Структура технологии формирования компетенций.
Перечисленные критерии технологичности определяют структуру педагогической технологии формирования компетенций, которая включает в себя три части [1].
1) Концептуальная основа. В основу разработки технологии формирования компетенций были положены идеи следующих педагогических технологий: традиционная (репродуктивная) технология обучения; технология развивающего обучения (Л.С. Выгодский, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.); технология дистанционного обучения; теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, Н.Ф. Талызина и др); технология полного усвоения (Дж. Кэррол. Б. Блум); технология гарантированного обучения (В.М. Монахов).
2) Содержательная часть педагогической технологии - это представление целей технологии (общих и конкретных) и содержания учебного материала (содержание изучаемой учебной дисциплины).
3) Процессуальная часть (технологический процесс). Характеризуется как непрерывный процесс, спроектированный, но изначально не заданный полностью, а формирующийся и развивающийся в процессе систематизированных, предварительно спроектированных (алгоритмизированных) последовательных действий педагога, гарантирующих достижение запланированных результатов обучения. Процессуальная часть (технологический процесс) представляет собой совокупность следующих элементов (рис. 2): эталон полного усвоения изучаемого учебного материала, формы организации учебного процесса, методы обучения, средства обучения, диагностика учебного процесса, образовательные технологии.
3. Сущность технологии формирования компетенций.
Типичная педагогическая технология строится по формуле (рис. 1).
ТФК = Цели + Задачи + Содержание + уч. Виды + Методы + | Формы +
технологии технологии дисциплины контроля 1 обучения
(общие и (правила (логика (виды, (приемы, Т ( простые,
конкретные) орг-ции и соответствующей формы, средства) \ составные,
реализации ТФК) области науки) методы) комплексные)
Рисунок 1. Формула технологии
Указанная последовательность элементов структуры педагогической технологии (рис.1) является наиболее типичной для многих технологий. Но при этом следует заметить, что в зависимости от целей и специфики той или иной технологии, ее элементы могут либо входить в структуру технологии в большей или меньшей степени, либо совсем отсутствовать. [1].
Необходимо отметить, что все указанные элементы технологии формирования компетенций (рис.3.) следует рассматривать в определенной взаимосвязи, вытекающей из закономерной обусловленности их друг другом. Так: цели технологии определяют структуру и логику содержания изучаемой учебной дисциплины; задачи технологии определяют способ достижения ее цели; цели и содержание - определяют методы и формы обучения, выбор образовательных технологий, видов контроля и организации обучения.
Технология формирования компетенций (ТФК) выражается следующей формулой:
Эталон полного усвоения изучаемого учебного материала *
(методическое обеспечение содержания учебной дисциплины)
ТФК = Цели + технологии Задачи + технологии Содержание + уч. дисциплины Виды + контроля Методы + Формы + обучения
(общие и конкретные) (правила орг-ции и реализации ТФК) (логика соответствую щей области науки) (виды, формы, методы) (приемы, средства) (простые, составные, комплексные)
+ О Б Р А З О В А Т Е Л Ь Н Ы Е ТЕХНОЛОГИИ
формируемая
ДИСЦИПЛИНАРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ
Уровневое содержание учебной дисциплины, заданное четкими формулировками того, что должен усвоить обучающийся.
Осваиваемое содержание учебной дисциплины (образ содержания знаний, умений, навыков, опыта, будущих знаний; программ их реализации; способов и алгоритмов действий)
Рисунок 2. Формула технологии формирования компетенций
Другими словами организация и реализация технологии формирования компетенций характеризуется особой конфигурацией элементов структуры технологии ФК по отношению друг к другу, определенным образом спроектированным механизмом их взаимодействия, подчиненного твердым правилам, соблюдение которых гарантирует достижение поставленной цели (запланированных результатов обучения в формате компетенций). Перед технологией формирования компетенций, таким образом, стоит задача формулирования таких правил организации и реализации технологии формирования компетенций, которые станут основой механизма взаимодействия элементов структуры ТФК.
4. Правила организации и реализации технологии формирования компетенций.
Структура технологии формирования компетенций в целом,- соответствуя типичной последовательности элементов структуры педагогических технологий (рис. 2), имеет некоторые особенности, которые существенным образом отличают ее от существующих на данный момент времени педагогических технологий (рис. 2).
1. Концептуальная основа технологии, которая построена на правилах организации и реализации нескольких педагогических технологий.
2. Гарантируемые технологией формирования компетенций запланированные результаты обучения (в формате компетенций).
3. Эталон полного усвоения изучаемого учебного материала (эталон), являющийся по сути управляющим элементом структуры технологии формирования компетенций, с другой стороны обеспечивает ту самую особую конфигурацию элементов структуры тфк по отношению друг
к другу.
Гарантируемые технологией формирования компетенций запланированные результаты обучения (в формате компетенций)
Как правило, в учебной программе дисциплин прописываются цели и задачи обучения. Цели представляют собой широкую общую формулировку учебных намерений преподавателя. Цели прописывают преподавателем с тем, чтобы показать общее содержание и направленность программы.
Задачи учебной программы дисциплин - это, как правило, формулировка учебных намерений, т.е. Каким образом происходит достижение цели изучения программы.
Таким образом, цель программы показывает общее содержание и направленность программы, в то время как задача программы дает все более конкретную информацию о том, каких результатов планируется достичь преподавателем программы.
Преимущество прописывания результатов обучения заключается в том, что они представляют собой четкие формулировки того, что, как ожидается, будет знать, понимать и/или будет в состоянии продемонстрировать обучающийся по окончании процесса обучения, и как он будет демонстрировать свое достижение. Таким образом, результаты обучения являются более точными, более простыми для написания и гораздо более приемлемыми, чем задачи [2].
Подход, основанный на результатах обучения, положен в основу разработки эталона полного усвоения изучаемого учебного материала. Эталон является элементом системы формирования дисциплинарных компетенций (тфк), которая по сути своей не нарушая логики процесса познания, не нарушая структуры процесса усвоения знаний, а также, не «идя в разрез» с особенностями формирования личности в процессе деятельности (познавательной деятельности), обеспечит последовательное усвоение знаний, формирования умений, навыка, способности, усвоение опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностных отношений путем организации запрограммированного (алгоритмизированного) процесса взаимодействия педагога и обучающегося, укладывающегося во временные рамками одного занятия.
Формулировки знания и понимания изученного обучающимся учебного материала, осознание возможности продемонстрировать достигнутые результаты обучения - описываются «глаголами действия» или «однозначными глаголами действия» [3], по другим источникам: глаголами действия, качества, состояния [4].
Четкая формулировка результатов обучения способствует, с одной стороны, точному пониманию преподавателем того, в каком объеме и форме (и др.) Необходимо преподавать и оценивать программный материал, а с другой стороны, ясность для обучающегося - что именно он будет изучать, какого уровня достижений он должен достичь и как должен демонстрировать свои достижения.
Представление результатов обучения в формате компетенций
Многоаспектность понятия «компетенция» является отражением самой ее природы, что само по себе допускает существование нескольких ее определений. При этом критерием определенности понятия выступает не его единственное определение, а границы того его смыслового, определяющего пространства, для которого доказано, что данный аспект понятия имеет смысл в используемом контексте. Поэтому, можно с уверенность говорить о том, что границы понятия компетенция достаточно определяемы.
В технологии формирования компетенции, понятие «компетенция» рассматривается как многоаспектное (толкование понятия «компетенция» «А», «Б», «В», согласно исследованиям Зимней И.А. [5]). За основу построения технологии ТФК автором (с некоторыми доработками) были взяты результаты анализа, по исследованию Зимней И.А., трех направлений исследова-
ний понятия «компетенция» [5], выявление определения самого понятия «компетенция» и очевидная возможность разграничения понятий «компетенция» и «компетентность». Соответственно, согласно исследования Зимней И.А.: Компетенция «А» - это задаваемое содержание образования (т.е. те же, что и раньше фиксированные педагогом в программах знания, умения и способы их формирования). Компетенция «Б» - выступает как представленность необходимых обеспечивающих эффективность результата последующей деятельности качеств человека (знаний, умений), т.е. осязаемый результат обучения, который должен качественно и количественно оцениваться. Компетенция «В» - это внутренне, сокрытое «психическое явление», это образ результата действия, программа действия ..., которое является предпосылкой и основой формирования компетентности [5]. Где «компетентность» - это актуализированное, интегративное, базирующееся на знаниях, интеллектуально и социо-культурно обусловленное личностное качество, проявляющееся в деятельности, поведении человека и его взаимодействии с другими людьми в процессе решения разнообразных задач.
По мнению автора данной статьи, аспекты компетенции «А», «Б», и «В» есть составляющие одного (единого) понятия - компетенции, которая формируется, во-первых, в процессе изучения учебной дисциплины, а, во-вторых, в процессе всего периода обучения в вузе (рис. 2), при условии, что в основу процесса формирования компетенции положена технология формирования компетенций (ТФК).
1 аспект. Собственно педагогическое толкование компетенции.
В трактовке И.А. Зимней, согласно первого толкования понятия «компетенция», компетенция есть задаваемое и подлежащее освоению содержание обучения [5].
«Заданное требование (норма) к образовательной подготовке обучающегося» в технологи формирования компетенций (рис. 3) есть содержание учебной дисциплины. Это та педагогически (дидактически) адаптированная система научных знаний, умений, навыков, способов деятельности, которые обучающийся должен усвоить в процессе изучения дисциплины. Но при этом надо отметить, что вместе с содержанием дисциплины, обучающийся (пусть и пассивно) усваивает и способы совместной деятельности - деятельности обучающегося и педагога, направленные на достижение установленных образовательных целей, т.е. опосредованно через формы обучения, методы обучения, образовательные технологии.
Эталон полного усвоения изучаемого учебного материала
(методическое обеспечение содержания учебной дисциплины)
Содержание + уч. дисциплины Виды + контроля М етоды + Формы + обучения
(логика соответствующей области науки) (виды, формы, методы) (приемы, средства) ( простые, составные, комплексные)
+ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Рисунок 3. Компетенция А
2 аспект. Психологическое толкование компетенции.
В трактовке И.А. Зимней психологическое толкование компетенции (рис. 4) раскрывается как важное условие эффективности результата деятельности.
Где эффективность - это отношение достигнутого уровня освоения эталона, к максимально возможному, заранее запланированному уровню эталона полного усвоения изучаемого учебного материала.
Результат деятельности - это то, что получает обучающийся в итоге своей образовательной дея-
тельности. Результат деятельности всегда связан с целью (соответствует / не соответствует).
В основе понимания данной трактовки понятия компетенция лежит важнейшая проблема современного обучения - формирование мотивации учения, в частности мотивации деятельности, ориентированной на достижения (мотивация достижения). Мотивации достижения (как стремление к успеху (высоким результатам) в деятельности), проявляющаяся в активном целенаправленном поведении - есть деятельность достижения, которая определяется в ситуациях, где есть задача и стандарт ее выполнения [5, 7].
Эталон полного усвоения изучаемого учебного материала
(методическое обеспечение содержания учебной дисциплины)
Содержание + уч.дисциплины Виды + контроля Методы + Формы + обучения
(логика соответствующей области науки) (виды, формы, методы) (приемы, средства) ( простые, составные, комплексные)
+ О Б Р А З О В А Т Е Л Ь Н Ы Е ТЕХНОЛОГИИ
Рисунок 4. Компетенция Б.
3 аспект. Лингво-психологическое толкование компетенции.
В трактовке И.А. Зимней - лингво-психологическое толкование компетенции (на основе положения Н. Хомского о языковой компетенции) трактуется как некое внутреннее психическое образование, некая программа действия (рис. 5), [5, 6].
Эта трактовка компетенции берет начало от положения Н. Хомского о «фундаментальном различии» между компетенцией (знанием своего языка говорящим - слушающим) и употреблением (performance), т.е. реальным использованием языка в конкретных ситуациях. При этом Н. Хомский подчеркивает, что «только в идеализированном случае... употребление является непосредственным отражением компетенции». В действительности употребление не может непосредственно отражать компетенцию, что связано с противопоставлением между знанием языка и владением речи (изучающим язык).
Поэтому, если компетенция - это осваиваемое и освоенное структурированное и дидактически организуемое содержание, представляющее собой некоторое внутреннее, психическое образование, образ содержания знаний, программ их реализации, способов и алгоритмов деятельности, то «употребление» есть актуальное мотивированное проявление компетенции как скрытого, потенциального в деятельности и поведении. Таким образом, можно сказать, что в употреблении выявляется психологический склад человека, его личностные особенности [6] и в «нашей логике употребление «perfomence» трактуется как компетентность» [5].
Согласно Согласно лингво-психологического толкования компетенции (в трактовке И.А. Зимней) в рамках ТФК, компетенция (данный факт требует дальнейшего детального дополнительного исследования и доработки) понимается как одновременно: во-первых, задаваемое и подлежащее освоению содержание обучения, во-вторых, как условия эффективности результата деятельности, и, в-третьих, как программа действия, по проектированию, обеспечению, реализации и мотивации, при заранее определенных условиях, заданного и подлежащего освоению содержания обучения.
Освоенное таким образом содержание обучения и представляющее собой «образ содержания знаний, программ их реализации, способов и алгоритмов действий, актуализируемое в деятельности и поведении, являет собой компетентность обучающегося, как личностно и интеллектуально обусловленное, мотивированное проявление компетенций субъекта образовательного
процесса» [5,6].
Образовательная среда ВУЗа
Эталон полного усвоения изучаемого учебного материала
(методическое обеспечение содержания учебной дисциплины)
ТФК =
Цели + технологии
Задачи + технологии
Содержание + уч. дисциплины
Виды + контроля
Методы +
Формы + обучения
(общие и конкретные)
(правила орг-ции и реализации ТФК)
(логика соответствующей области науки)
(виды,
формы,
методы)
(приемы, средства)
(простые, составные, комплексные)
+ОБРАЗОВАТЕЛЬН Ы Е ТЕХНОЛОГИ И
формируемая ДИСЦИПЛИНАРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ
Уровневое содержание учебной дисциплины, заданное четкими формулировками того, что должен усвоить обучающийся
Осваиваемое содержание учебной дисциплины (образ содержания знаний, умений, навыков, опыта, будущих знаний; программ их реализации; способов и алгоритмов действий)
Рисунок 5. Компетенция В
Это значит, что лингво-психологическое толкование компетенции выходит за рамки учебной программы дисциплины, и формирование и развитие заявленной компетенции до уровня компетентности обучающегося происходит уже на уровне образовательной среды вуза (рис. 5).
В силу того, что на данном этапе развития высшего профессионального образования специфика компетентностного обучения только начинает формироваться, пока не представляется возможным измерение и оценивание компетентности обучающегося, т.к. компетентность, формируемая на базе и фундаменте компетенции, является сложным, разнородным, разноплановым, многоаспектным, собственно личностным образованием, подходы к измерению и оцениванию которого только предстоит сформулировать в будущем.
Сейчас же, по мнению автора, можно говорить только о соответствии уровня заявленных к формированию во ФГОС ВПО компетенций обучающегося и возможности вуза обеспечить механизм их формирования, систему измерения и оценки сформированности установленных компетенций на том или ином уровне от заявленного во ФГОС ВПО.
Формирование компетенций на основе технологии, как, возможно, один из первых, но вполне реалистичных подходов к решению вопроса о переходе к компетентностно-ориентированному образованию, определяет и новое представление о качестве образования. Сложившаяся за многие годы распространенная система оценки качества образования по уровню знаний-умений-навыков, освоенных обучающимися в процессе обучения, дополняется задачей разработки и внедрения механизмов обеспечения качества компетентностно-ориентированного образования.
Качество образования может зависеть и зависит от многих факторов, и в частности от качества педагогической деятельности образовательного учреждения, в котором обучающийся получает образование, от его учебно-материальной базы и научно-методического, организационноуправленческого, финансово-экономического, технического и кадрового обеспечения, профессиональной этики вуза. Поэтому можно с уверенностью говорить о том, что (согласно лингвопсихологической трактовке компетенции) формируемая компетенция только тогда может рассмат-
риваться как предпосылка и основа формирования компетентности (как личностного качества обучающегося, проявляющегося в деятельности), когда обучающийся будет помещен в так называемую «языковую среду», т.е. такую «научную школу вуза», проходя через которую, в нем (обучающемся) будут формироваться «интегративные, базирующиеся на знаниях и социо-культурно-обусловленные личностные качества, проявляющиеся в его деятельности и поведении, взаимодействии с другими людьми в процессе решения разнообразных задач в обучении, жизни и будущей профессиональной деятельности» [5], по сути, компетентности. А это значит, что такую «научную школу вуза», его профессиональную образовательную среду следует формировать уже сейчас, тем самым, обеспечивая гарантированное качество образования в будущем, как степень соответствия полученных результатов образования его заявленным целям.
Таким образом, совокупность указанных (трех) подходов к толкованию понятия «компетенция» явились основой для разработки формулы, по которой строится и реализуется технология формирования компетенций (рис. 2). Технология обеспечивает возможность формирования компетенций (дисциплинарных компетенций) как многоаспектного понятия, как системы трех ее сущностных оснований: педагогического, психологического, лингво-
психологического, обуславливающих проявление ее в деятельности.
Одной из особенностей технологии формирования компетенций является введение понятия «дисциплинарная компетенция» (ДК), т.е. это та компетенция, на формирование которой направлено изучение той или иной дисциплины образовательной программы [8, С. 18-22].
Дисциплинарные компетенции, сформулированные в более узких, конкретизированных терминах знаний, умений, навыка, опыта, способности, позволяют:
- детализировать требования к уровню освоения учебной программы дисциплины (по темам, разделам, видам занятий);
- планировать и рационально распределять время, необходимое обучаемому для освоения изучаемого материала;
- реализовывать внутри- и междисциплинарные связи, согласовывать содержание формируемых компетенций, избегать дублирования изучаемого материала;
- определить вклад каждой дисциплины в формирование общих профессиональных и общекультурных компетенций, т.е. вклад в итоговые результаты обучения;
- ранжировать значимость каждой дисциплины образовательной программы и более обоснованно подходить к определению ее трудоемкости в зачетных единицах.
Дисциплинарные компетенции являются результатом детализации компетенций (профессиональных и общекультурных), определенных во ФГОС ВПО в разделе Требования к результатам освоения основных образовательных программ.
Дисциплинарные компетенции являются результатом детализации компетенций (профессиональных и общекультурных), определенных во ФГОС ВПО в разделе Требования к результатам освоения основных образовательных программ.
Организация учебного процесса на основе системного формирования компетенций (на основе технологии формирования компетенций) позволит, по мнению автора, сделать первые реальные шаги в переходе от теоретически обоснованных идей компетентностно-ориентированного обучения [9] к реализации их в практике.
Таким образом, задача исследования, которая заключалась в разработке алгоритмизированного механизма взаимодействия педагога и обучаемого, направленного на достижение запланированных результатов обучения (в формате компетенций) за счет оптимизации образовательного процесса, т.е. разработка механизма формирования компетенций в процессе изучения учебной дисциплины - в целом решена.
Разработанная технология формирования компетенций [10] использует механизм формирования компетенций (дисциплинарных компетенций) в рамках учебной программы дисциплины. А вот
о том, как происходит формирование дисциплинарной компетенции в процессе изучения учебной дисциплины, представляется возможным говорить только после выявления структуры дисциплинарных компетенций. Это позволяет ответить на вопрос: что детально формируется в процессе изучения дисциплины?
От того, из каких компонентов складывается структура дисциплинарных компетенций - будет зависеть выбор средств, форм и методов формирования самой дисциплинарных компетеций, т.е. получен ответ на вопрос: как происходит процесс формирования дисциплинарной компетенции? Эти вопросы и ответы будут изложены в следующих статьях цикла «Технология формирования компетенций».
Библиографический список:
1. Богданов И.В., Лазарев С.В., Ануфриенко С.С., Чмыхова Е.В., Усольцева И.В., Калинина Н.В. Психология и педагогика // Методические рекомендации. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
- (http://imp.rudn.ru/ffec/ psych-index.html - август 2010)
2. Болонский процесс: Результаты обучения и компетентностный подход (книга - приложение 1) / Под науч. ред. д-ра пед. наук, профессора В.И. Байденко - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. - 5З6 с.
3. Fry H., Ketteridge S., Marshall A. Handbook for Teaching and Learning in Higher Education. London: Kogan Page, 2000
4. Отчет по проекту «Научно-методическое обеспечение проектирования основных образовательных программ высшего профессионального образования, реализующих ФГОС ВПО нового поколения на основе компетентностного подхода» аналитической ведомственной целевой программы (научный руководитель проекта - Селезнева Н.А., соруководитель - Борисова Н.В., координатор проекта - Азарова Р.Н.), - М.: 2008 г.
5. Зимняя И.А. Формирование и оценка сформированности социальных компетентностей у студентов вузов при освоении нового поколения ООП ВПО: Образовательный модуль. Для программы повышения квалификации преподавателей вузов в области проектирования ООП, реализующих ФГОС ВПО. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010. - 42 с.
6. Клепко С.Ф. «Філософія освіти в європейському контексті» - Полтава: ПОІППО, 2006. -З28 с. (Перевод Боровой О.А.).
7. Хурум С.Х. Формирование мотивации достижения у подростков / Вестник Адыгейского го-
сударственного университета № З, 2008, зарегистрировано 01.12.2008 под номером 042080005З /0111 в Реестре электронных научных изданий. [Электронный ресурс]. Режим доступа: (http://vashabnp. info/_ld/4/467_s.khurum2008_3.pdf) или
(http://db.inforeg.ru/eni/artUst.asp?j=10&id=0220611340&idfull=0421000053).
8. Девисилов В.А. Журнал высшее образование сегодня №9, 2008. - С. 18-22.
9. Вербицкий А.А., Ларионова О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании. Проблемы интеграции. - М.: Логос, 2009. - ЗЗ6 с.
10. Скляренко А.Н. Инновационные технологии в обучении. Методические рекомендации. // М.: Издательство Международного юридического института, 2011. - с. 225.
Ключевые слова: технология формирования компетенций, педагогическая технология, дисциплинарная компетенция, учебная программа дисциплин.
Keywords: technology of formation of the competence, pedagogical technology, the disciplinary competence, the curriculum of disciplines.