Известия ТРТУ
Экология 2002 - море и человек
усталости достаточно просто: следует найти наработки n; = Ns /ß; и параметры кривой m и C [5], а далее - долговечности при регулярном режиме нагружения N из выражения
Lg Ni= C -m- lgCi . (6)
Следовательно, подтверждается правильность гипотезы линейного суммирования повреждений по состоянию предельного разрушения при использовании в расчетах данных, относящихся к одной детали.
ЛИТЕРАТУРА
1 Н.В. Олейник, Л.Я Курочкин. Сопротивление стальных конструкций в морской воде. Одесса: Астропринт, 1999. 168 с.
2 Н.В. Олейник. Высокопроизводительные испытания на усталость и оценка индивидуальных характеристик сопротивления усталости. Одесса: Астропринт, 1999. 184 с.
3 О.В. Шумская. Особенности построения кривой коррозионной усталости деталей, работающих в среде аэрозолей морской воды //Украинский морской университет им. адм. Макарова: Сборник научных трудов. 2001. Вып. 5.С.12 - 15.
4 Сосновский Л.А., Богданович А.В. Сопротивление усталости алюминиевого сплава Д16Т при программном нагружении в воздухе и в коррозионной среде // Промл. прочн. 1991. Вып. 3 5.С. 50 - 55.
5 О.В. Шумська Про крит втомленосл стальних деталей в середовищi аерозолiв морсько! води // Тема. 1999. №3. С. 11 - 15.
ТЕХНОЛОГИЯ ФЕРРОНИОБАТА СВИНЦА И ЕЁ ВОЗМОЖНОСТИ
Л. М. Кацнельсон, Т. К. Кузнецова, Г.И. Сидоров
МПО «Сотрудничество», г. Таганрог
Исторически сложилось так, что практически единственными материалами, используемыми отечественной промышленностью для изготовления саморегулируемых нагревательных элементов, являлись материалы на основе титаната бария.
Однако данный материал имеет определенные недостатки: достаточно высокую себестоимость и недостаточно оптимальные электрофизические характеристики (например, высокий стартовый ток, наличие размерного эффекта и др.).
Говорить о появлении в этом смысле альтернативного материала стало возможным только после открытия группой Г.А. Смоленского феррониобата свинца (ГТСС), электрофизические характеристики которого позволяли надеяться на его широкое практическое использование в различных отраслях промышленности. Однако крайне высокая нетехнологичность FNC не оставляла никакой надежды на его практическое использование. Многочисленные попытки исследователей добиться положительных результатов к успеху не привели и, казалось бы, перспективный материал благополучно лёг на «полку».
Проводимые авторами исследования по формированию FNC в рамках разработанного ими системного подхода к оптимизации пьезокерамической технологии (более чем 25-летний опыт) позволили установить некоторые особенности синтеза FNC, которые, с нашей точки зрения, являются определяющими в столь высокой его нетехнологичности (речь идет о переменной валентности железа). Учитывая то, что в рамках классической керамической технологии принципиально невозможно застаби-лизировать соотношение 2- и 3-валентного железа (о чем и говорят столь разноречи-
Секция новых экологически чистых технологий и источников энергии
вые литературные данные по результатам исследований FNC), авторами был разработан достаточно простой и эффективный регламент получения феррониобата свинца. Регламент включает в себя скоростной синтез, скоростное спекание и использование в технологии спецстекол.
Предлагаемая авторами технология позволяет при производстве FNC не использовать реактивы марки ОСЧ. Исследования показали, что загрязнение исходной шихты в пределах 2% (что немаловажно для рядового производства) не оказывает существенного влияния на характеристики нагревательных элементов. Сохраняются такие основные свойства материала, как возможность на одном и том же составе феррониобата свинца (только за счет вариации технологического регламента) использовать для одного и того же типоразмера нагревательного элемента рабочие напряжения в интервале 6 - 220 В с достижением максимальной рабочей температуры 280 - 320 оС за 8 - 10 с. Возможность управления электропрочностью и теплопроводностью материала позволяет говорить о производстве неразрушаемых нагревательных элементов, а низкие стартовые токи и отсутствие размерного эффекта - об использовании FNC в конструкциях с малой площадью локального нагрева (менее 1мм2). Например, развиваемая стартовая мощность нагревательного элемента в форме диска диаметром 10х2 мм в свободном состоянии достигает 120 Вт, при этом разброс практически всех электрофизических и технических характеристик не превышает 10 %.
Авторы полагают, что феррониобат свинца в сочетании низкой его себестоимости с высокой воспроизводимостью и особенностью его указанных положительных электрофизических свойств непременно найдет своего производителя в широкой области практического применения в бытовой и производственной сфере.
В настоящее время разработанный материал использован в конструкции устройства для пуска холодного дизельного двигателя.