Научная статья на тему 'Технология дополненной реальности в преподавании иностранных языков в высших учебных заведениях'

Технология дополненной реальности в преподавании иностранных языков в высших учебных заведениях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
424
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ ДОПОЛНЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ / ВЫСОКАЯ МОТИВАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / AR-ПРИЛОЖЕНИЯ / КОГНИТИВНАЯ НАГРУЗКА / ПОЗИТИВНОЕ ОТНОШЕНИЕ / AUGMENTED REALITY TECHNOLOGY / USE EFFICIENCY / HIGH MOTIVATION / EDUCATIONAL PROCESS / AR APPLICATIONS / COGNITIVE LOAD / POSITIVE ATTITUDE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жаринов Юрий Александрович, Билалова Дина Нуримановна

В статье обсуждаются преимущества дополненной реальности в качестве современной образовательной технологии обучения иностранным языкам студентов вузов. Рассматривается необходимость внедрения технологии дополненной реальности в учебный процесс с целью повышения качества образования. Эффективность использования данной технологии подтверждается анализом зарубежных исследований в сфере дополненной реальности. Авторы приводят конкретные примеры применения технологии дополненной реальности в образовательном процессе, её преимущества по сравнению с традиционными методами обучения. Делаются выводы о большой пользе интеграции дополненной реальности в процесс обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AUGMENTED REALITY TECHNOLOGY IN TEACHING FOREIGN LANGUAGES IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

The article discusses the advantages of augmented reality as a modern educational technology for teaching foreign languages to university students. The article considers the need to introduce augmented reality technology in the educational process in order to improve the quality of education. The effectiveness of this technology is confirmed by the analysis of foreign research in the field of augmented reality. The authors give specific examples of the use of augmented reality technology in the educational process, its advantages in comparison with traditional methods of teaching. Conclusions are drawn about the great benefits of integrating augmented reality into the learning process.

Текст научной работы на тему «Технология дополненной реальности в преподавании иностранных языков в высших учебных заведениях»

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Технология дополненной реальности в преподавании иностранных языков в высших учебных заведениях

Жаринов Юрий Александрович,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Информационных технологий», Филиал ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет» E-mail: zharinovya@mail.ru

Билалова Дина Нуримановна,

кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры «Информационных технологий», Филиал ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет»

E-mail: dinabil2015@yandex.ru

В статье обсуждаются преимущества дополненной реальности в качестве современной образовательной технологии обучения иностранным языкам студентов вузов. Рассматривается необходимость внедрения технологии дополненной реальности в учебный процесс с целью повышения качества образования. Эффективность использования данной технологии подтверждается анализом зарубежных исследований в сфере дополненной реальности. Авторы приводят конкретные примеры применения технологии дополненной реальности в образовательном процессе, её преимущества по сравнению с традиционными методами обучения. Делаются выводы о большой пользе интеграции дополненной реальности в процесс обучения.

Ключевые слова: технология дополненной реальности, эффективность использования, высокая мотивация, образовательный процесс, AR-приложения, когнитивная нагрузка, позитивное отношение.

о с

CJ

см со

Современные образовательные технологии способны заинтересовать обучающихся, мотивировать их на изучение иностранных языков с большим энтузиазмом, что может привести к повышению эффективности учебного процесса.

Актуальность проблемы активного освоения иностранных языков заключается в том, что используемые технологии, основанные на учебниках и тестах, создают пассивный процесс обучения и не в полной мере способствуют развитию лингвистических умений и навыков студентов вузов, построению образов и стремлению видеть новое [2].

Единственный способ устранить пассивность существующих технологий - это образование, основанное на тех же принципах, которые мы хотим получить от процесса обучения: высокая мотивация, воображение и осознание нового. Применяемые образовательные технологии должны давать обучающимся правильные направления и способы использования своих знаний для достижения поставленных целей и получения новых умений и навыков [1].

Одна из таких технологий - это дополненная реальность (AR). С момента своего появления дополненная реальность отлично зарекомендовала себя как современная технология обучения. Дополненная реальность является прорывным способом передачи нового материала и его усвоения обучающимися. Эффективность использования данной технологии подтверждается различными исследованиями. Анализ зарубежной научной литературы показывает, что изучение английского языка с помощью AR-приложений повышает мотивацию студентов, их интерес к учёбе. Кроме того, отмечается, что студенты, использующие приложения АR на курсах английского языка, повышают свои навыки чтения, понимания, аудирования и разговорной речи на английском языке больше, чем студенты, изучающие английский язык в традиционном образовании [5]. В литературе, в частности, подчёркивается, что студенты должны обладать определёнными навыками и способностями, такими как пространственные способности, технологическая самоэффективность, математическая оценка, умение решать задачи и работать в команде, чтобы не сталкиваться с какими-либо трудностями. Если студенты испытывают трудности при использовании AR-приложения, то такая ситуация может негативно повлиять на настрой сту-

дентов [4]. Студенты, которые используют это приложение, имеют положительное отношение к дополненной реальности [5]. В данных исследованиях внедрение приложений AR в компьютерных лабораториях под руководством преподавателей не вызвало трудностей и беспокойства у обучающихся. Намерение студентов использовать приложения AR в будущем может быть объяснено с помощью объектов, которые претерпевают трансформацию для привлечения внимания студентов и повышения их мотивации [7]. С другой стороны, тот факт, что студенты имеют низкий уровень когнитивной нагрузки при изучении английского языка с помощью AR-приложений, может быть признаком эффективности материалов, которые разработаны в соответствии с принципами теории когнитивной нагрузки. В литературе утверждается, что хорошо разработанные приложения АR, соответствующие принципам мультимедийной теории обучения, имеют потенциал для снижения когнитивной нагрузки на человека и обеспечения эффективного обучения [3].

Дополненная реальность позволяет обучающимся взаимодействовать с виртуальным миром в режиме реального времени и даёт им когнитивный опыт в процессе изучения нового материала. Кроме того, использование данной технологии в процессе получения новых знаний погружает студентов в ощущение реальности происходящего. Анализ результатов исследований, проведённых во время практических занятий по учебным дисциплинам «Иностранный язык», «Иностранный язык делового и профессионального общения», подтверждает тот факт, что технология дополненной реальности имеет положительный эффект, и может внедряться в процесс обучения на различных ступенях образования [1].

Дополненная реальность - это расширенная версия реальности, в которой прямые или косвенные представления о физической среде реального мира дополняются наложенными компьютерными изображениями поверх представления пользователя об окружающем мире. Пользователи видят слои цифровой информации, покрывающие изображения реального мира, что улучшает их общее восприятие реальности. Наиболее распространёнными версиями дополненной реальности являются следующие:

1. AR на основе местоположения. Эта система предоставляет пользователям информацию, в основе которой лежит геолокация человека.

2. AR на основе проекции: программное обеспечение AR позволяет проецировать изображение на физический объект для создания интерактивной панели мониторинга в режиме реального времени.

3. AR на основе наложения, что позволяет человеку полностью или частично заменять фактическое изображение, добавляя новые элементы в точку обзора.

4. Модель AR зависит от желания и целей человека и предоставляет множество возможностей.

При таком количестве способов использования АR, данная прорывная технология может влиять на многие виды деятельности, особенно на образование [6].

В настоящее время дополненная реальность уже не является развлечением, это мощный инструмент, который может решить множество проблем в мире, в частности, стать новой платформой для образования человека. Интеграция дополненной реальности в процесс обучения привлекает внимание обучающихся во время аудиторных занятий, создаёт непринуждённую обстановку, в которой студенты, получая новые знания, лучше усваивают учебный материал. Более того, это новый метод активного вовлечения студентов в процесс закрепления знаний, полученных от преподавателей.

Методология, основанная на дополненной реальности, имеет ряд преимуществ:

1. Обучение на основе AR-технологии способствует персонализированному обучению, которое, как предполагается, является способом получения наилучших результатов от каждого обучающегося. Технология AR повышает эффективность приобретения индивидуального опыта обучения, что предоставляет обучающимся возможность получения образования по индивидуальному расписанию в зависимости от их предпочтений. Используя AR-гаджеты, каждый обучающийся может иметь доступ к занятиям как в образовательном учреждении, так и вне его.

2. Дополненная реальность помогает двум сторонам процесса - преподавателям и студентам получать знания более эффективно, визуализируя контекстную информацию при необходимости.

3. Значительно возрастает межличностное взаимодействие, так как участникам учебного процесса предоставляется возможность давать комментарии по текущей теме обучения.

4. Всегда возможен контроль, роль преподавателей не минимизируется. Преподаватель остается ответственным за принятия решений, цифровые проекции необходимой информации по тематике обучения оптимизируют процесс обучения, а также поднимают степень его привлекательности для обучающихся.

С помощью AR-инструментов, обучающиеся вовлекаются в образовательный процесс совершенно по-новому. Они могут организовывать виртуальные экскурсии, посещать исторические места, проводить эксперименты и тестировать широкий спектр технических и других устройств. Технологии дополненной реальности добавляют элементы игры в прежде классическую модель образования, поднимая процесс обучения на более высокий и привлекательный для обучающихся уровень [6].

Одновременно с этим обучение становится инклюзивным и гаджеты AR в ближайшие 3-5 лет будут становиться более доступными по стои-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

мости, что приведёт к возможности ежедневного использования практически каждым желающим.

В проведённом исследовании подтверждается тот факт, что студенты, использующие приложения AR для изучения английского языка, имеют высокий уровень достижений, демонстрируют положительное отношение к этой технологии и прилагают много усилий в процессе её внедрения. Кроме того, результатом исследования является то, что студенты, которые использовали приложения AR, имеют намерение применять эти приложения в будущем, удовлетворены их внедрением и не обеспокоены при их использовании. Такая ситуация может быть объяснена тем, что приложения AR привлекают внимание студентов, предлагают эффективную учебную среду и повышают мотивацию студентов к изучению тем. Кроме того, основной причиной, которая превращает отношение обучающихся в позитивное, может быть тот факт, что они сталкиваются с другим стилем образования, отличным от традиционного, и взаимодействуют с содержанием обучения. Дополненная реальность может иметь определённые недостатки, связанные с некоторой социальной изоляцией. Тем не менее, данная технология содержит довольно много особенностей, которые делают её привлекательной: нет никаких причин, чтобы не начать постепенно привлекать и тестировать обучающихся с помощью AR в среднем и высшем образовании. Этот процесс будет медленным и, возможно, болезненным в некоторых случаях, но он принесет невероятную пользу системе образования в долгосрочной перспективе. В системе образования по-прежнему полагаются в основном на стратегию «преподаватель-студент». Однако пришло время принять новые модели обучения, где дополненная реальность может играть важную роль в повышении качества образования.

AUGMENTED REALITY TECHNOLOGY IN TEACHING FOREIGN LANGUAGES IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

Zharinov Y.A., Bilalova D.N.

Ufa State Petroleum Technological University

The article discusses the advantages of augmented reality as a modern educational technology for teaching foreign languages to university students. The article considers the need to introduce augmented reality technology in the educational process in order to improve the quality of education. The effectiveness of this technology is confirmed by the analysis of foreign research in the field of augmented reality. The authors give specific examples of the use of augmented reality technology in the educational process, its advantages in comparison with traditional methods of teaching. Conclusions are drawn about the great benefits of integrating augmented reality into the learning process.

Keywords: augmented reality technology, use efficiency, high motivation, educational process, AR applications, cognitive load, positive attitude.

References

1. "Augmented Reality Education System in Developing Countries". Md. Ashraful Alam, Md. Mehedi Hasan, Intisar Hasnain Faiyaz, Ashikuzzaman Bhuiyan, Sheakh Fahim Ahmmed Joy, Shitab Mushfiq-ul Islam; Department of Computer Science and Engineering, BRAC University; Dhaka 1212, Bangladesh.

2. IS&T International Symposium on Electronic Imaging 2019. The Engineering Reality of Virtual Reality 2019 p. 183-1.https://doi. org/10.2352/ISSN.2470-1173.2019.2.ERVR-183.

3. Klatzky, R. L., Wu, B., Shelton, D., & Stetten, G. (2008). Effectiveness of augmented-reality visualization versus cognitive mediation for learning actions in near space. ACM Transactions on Applied Perception (TAP), 5(1), 1-23.

4. Klopfer, E., & Squire, K. (2008). Environmental detectives: the development of an augmented reality platform for environmental simulations. Educational Technology Research and Development, 56(2), 203-228.

5. Vate-U-Lan, P. (2012). An augmented reality 3d pop-up book: the development of a multimedia project for English language teaching. Proceedings of the Multimedia and Expo (ICME), 2012 IEEE International Conference (pp. (890-895).

6. Wesley, S. Augmented and Virtual Reality: The Future of Learning Experiences. https:// virtualspeech.com>...augmented...re-ality-future-of learning experiences.

7. Zhou, Z., Cheok, A. D., & Pan, J. (2004). 3D story cube: an interactive tangible user interface for storytelling with 3D graphics and audio. Personal Ubiquitous Computing, 8, 374-376.

o с

u

см

CO

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.