Научная статья на тему 'Технология дифференцированной физической подготовки студентов гуманитарного вуза на основе мониторинга физической подготовленности и функционального состояния'

Технология дифференцированной физической подготовки студентов гуманитарного вуза на основе мониторинга физической подготовленности и функционального состояния Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
118
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Пушкарская Ю.А., Алексанянц Г.Д., Имнаев Ш.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технология дифференцированной физической подготовки студентов гуманитарного вуза на основе мониторинга физической подготовленности и функционального состояния»

УДК 796.011.3

ТЕХНОЛОГИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНОГО ВУЗА НА ОСНОВЕ МОНИТОРИНГА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ И ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ

Ю. А. Пушкарская, преподаватель кафедры физического воспитания и здоровья, Пятигорский медико-фармацевтический институт- филиал ФГБОУ ВО «ВолгГМУ», г. Пятигорск; Г. Д. Алексанянц, доктор медицинских наук, профессор, проректор по научно-исследовательской работе,

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар; Ш. А. Имнаев, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой физической культуры и спорта,

Пятигорский государственный университет, г. Пятигорск.

Контактная информация для переписки: 357501, Ставропольский край, г. Пятигорск, пр. Калинина, 11, e-mail: pushkarskaya_85@mail.ru

Актуальность исследования обусловливается тем, что современные требования к процессу физического воспитания учащейся молодежи предопределяют необходимость разработки и использования новых технологий обучения, новых принципов организации учебного процесса, а также новых форм контроля и оценки физической подготовленности и функционального состояния студентов. Исходя из этого, в исследовании была поставлена цель - обосновать и разработать положения и принципы технологии дифференцированной физической подготовки студентов гуманитарного вуза, основанной на результатах модульно-рейтинго-вого мониторинга физической подготовленности и функционального состояния обучающихся.

Обосновывается инновационная технология дифференцированной физической подготовки студентов гуманитарного вуза на основе мониторинга и диагностики физической подготовленности в динамическом режиме с оценкой результатов по сдвигам анализируемых показателей, объединенных в определенные модули. Суть технологии состоит в дифференцировании объема физической нагрузки в соответствии с индивидуальным уровнем физического развития, функционального состояния и физической подготовленности студентов, который оценивается при исходном (первоначаль-

ном) тестировании физических кондиций обучающихся в рамках модульно-рейтингового мониторинга. Обработка и представление информации о результатах мониторинга осуществляются в автоматизированном режиме при помощи компьютерных технологий.

Использовались методы: изучение и анализ научной и методической литературы, анкетирование, определение антропометрических показателей, тестирование физической подготовленности и функционального состояния.

Анализ эффективности разработанной технологии в процессе педагогического эксперимента, проведенного в период 2015-2016 учебного года, показал, что использование в учебном процессе студентов разработанной технологии дифференцированной физической подготовки на основе мониторинга и диагностики физической подготовленности способствует существенному росту физических кондиций обучающихся. В экспериментальной группе прирост показателей физической подготовленности составил от 4,9 до 15,4 %. В то же время в контрольной группе прирост этих же показателей находился в диапазоне от 1,8 до 8,7 %. Таким образом, применение предлагаемой технологии физической подготовки обеспечивает повышение эффективности процесса физическо-

го воспитания в целом, способствует повышению мотивации к занятиям, самоопределению и самоориентации в сфере физической культуры, позволяет реализовать дифференцированный подход к занимающимся и осуществлять более тонкую индивидуализацию двигательных заданий на занятиях.

Ключевые слова: студенты; физическое воспитание; мониторинг; физическая подготовленность; функциональное состояние.

Актуальность. Современная концепция высшего образования, современные требования к процессу физического воспитания учащейся молодежи обусловливают необходимость разработки новых технологий обучения, новых принципов планирования учебного процесса, а также новых форм контроля и оценки физической подготовленности и функционального состояния студентов. Одним из ключевых аспектов таких инноваций в физическом воспитании является повышение мотивации студентов к занятиям физической культурой и активное вовлечение самих обучающихся в процесс физического воспитания на основе самоопределения и самоориентации в сфере физической культуры и спорта [1, с. 13; 4, с. 12; 13, с. 19; 15, с. 108; 16, с. 5; 18, с. 43]. Современные тенденции развития учебного процесса в высшей школе характеризуются возрастанием доли самостоятельной работы обучающихся, что предопределяет рост значения самоконтроля [2, с. 29; 3, с. 14; 6, с. 22; 11, с. 3; 16, с. 5].

Вместе с тем в физическом воспитании студенческой молодежи назрел ряд проблем, решение которых будет способствовать совершенствованию как отдельных сторон этого процесса, так и повышению его эффективности в целом, и, в конечном итоге, приведению его в соответствие с требованиями современной высшей школы. Одной из таких ключевых проблем является отсутствие современного педагогического инструментария, позволяющего осуществлять индивидуальную экспресс-оценку и оперативное получение полной и объективной информации о состоянии физической подготовленности и соматического здоровья студентов. Это существенно ограничивает возможности эффективного управления процессом физического воспитания, определения необходимых мер коррекции учебного процесса, предупреждения и нивелирования неблагоприятных воздействий [14, с. 6].

Данную проблему можно решить с помощью внедрения в процесс физического воспитания студентов оперативной, индивидуально ориентированной системы мониторинга, который, как известно, относится к основным элементам организации педагогического процесса с использованием личностно-ориентиро-ванных технологий [5, с. 86; 7, с. 147; 8, с. 12; 9, с. 40; 10, с. 141; 12, с. 85; 15, с. 108; 17, с. 61].

Цель: обосновать и разработать положения и принципы педагогической технологии дифференцированной физической подготовки студентов гуманитарного

вуза, основанной на результатах модульно-рейтингово-го мониторинга физической подготовленности и функционального состояния обучающихся.

Методика. Исследования были проведены на базе кафедры физического воспитания и здоровья Пятигорского медико-фармацевтического института - филиала ФГБОУ ВО «ВолгГМУ» Минздрава России в 2015-2016 учебном году. Для достижения поставленной цели использовались следующие методы: изучение и анализ научной и методической литературы, анкетирование студентов, тестирование физической подготовленности (бег на 100 м, бег на 2000 м, прыжок в длину с места; сед из положения лежа на спине, ноги закреплены, руки за головой; общая физическая работоспособность, определяемая в тесте PWC170) и функционального состояния (жизненная емкость легких - ЖЕЛ; артериальное давление - АД систол. и АД диастол.).

Результаты исследования. По итогам проведенного анализа научной литературы, данных анкетирования студентов гуманитарных вузов нами было предположено, что повышение эффективности процесса физического воспитания студентов гуманитарных вузов может быть достигнуто, если физические нагрузки на занятиях дифференцировать в соответствии с индивидуальными особенностями физического развития, уровнем физической подготовленности и текущим функциональным состоянием обучающихся. Такая информация может быть получена в процессе постоянного мониторинга физической подготовленности и функционального состоянии студентов, который, в свою очередь, будет эффективен, если обеспечивать реализацию ряда положений.

Во-первых, диагностику физической подготовленности и функционального состоянии необходимо осуществлять систематически, в динамическом режиме.

Во-вторых, проводить оценку физической подготовленности, основываясь на сдвигах анализируемых показателей. Предлагается после выставления оценочных баллов определять динамику прироста результата (в %) в каждом тесте и пробе, сумма которых и будет служить основным показателем физической подготовленности и функционального состояния.

В-третьих, анализ показателей, отражающих различные стороны физического развития и здоровья, необходимо объединять в определенные модули. Мы предлагаем выделение трех модулей: «Физическое развитие», «Функциональная подготовленность» и «Физическая подготовленность».

В-четвертых, оценку наблюдаемых параметров целесообразно проводить по нормализованным величинам (приведение показателей к единой шкале) с учетом влияния этого параметра на интегративный показатель физической и функциональной подготовленности организма - уровень физической работоспособности. Для этого оценка фактических результатов должна осуществляться дифференцированно при использовании весовых коэффициентов по каждому параметру, которые, в свою очередь, определяются в зависимости

Рисунок. Блок-схема технологии дифференцированной физической подготовки студентов гуманитарного вуза на основе использования результатов модульно-рейтингового мониторинга

от значения того или иного параметра в обеспечении уровня физической работоспособности.

В-пятых, обработку и выдачу информации результатов мониторинга желательно осуществлять в автоматизированном режиме при помощи компьютерных технологий с возможностью выхода на неё, в том числе и удаленного, всех участников педагогического процесса, и обучающихся и преподавателей.

Исходя из изложенных положений нами разработана технология дифференцированной физической подготовки студентов гуманитарного вуза на основе использования результатов модульно-рейтингового мониторинга уровня физической подготовленности и функционального состояния (рис.).

Схема данной технологии состоит из нескольких блоков действий, реализуемых последовательно-параллельно.

Процесс физической подготовки студентов обеспечивается применением средств, в качестве основных из которых выступают физические упражнения. Кроме того, как дополнительные, могут быть использованы и другие средства воздействия на организм, например, благоприятные факторы природной среды, регламентация дыхания и др.

Средства физической подготовки реализуются в рамках определенных форм и с привлечением определенных методов. При этом все применяемые средства физической подготовки дифференцируются (в индивидуальном и индивидуально-групповом виде) как в соответствии с функциональным состоянием, так и в соответствии с уровнем физической подготовленности студентов.

Основанием для такой дифференциации использования физических упражнений и других средств воздействия на организм являются результаты мониторинга параметров физической подготовленности и функционального состояния обучающегося, осуществляемого по модульно-рейтинговой схеме.

Инновационная технология дифференцированной физической подготовки студентов гуманитарного вуза на основе мониторинга физической подготовленности и функционального состояния была апробирована в учебном процессе на кафедре физического воспитания и здоровья Пятигорского медико-фармацевтического института - филиала ФГБОУ ВО «ВолгГМУ» Минздрава России в 2015-2016 учебном году в ходе педагогического эксперимента с участием контрольной (n=27) и экспериментальной групп (n=25) (девушки в возрасте от 18-19 лет).

В начале и в конце педагогического эксперимента у студентов обеих групп определялись показатели, отражающие физическую подготовленность и функциональное состояние. В контрольной группе оценка подготовленности осуществлялась по традиционной схеме при сравнении фактических результатов тестирования с нормативами. В экспериментальной группе контроль подготовленности студентов осуществлялся дифференцированно в соответствии с разработанной технологией мониторинга.

Сравнительный анализ выполнения контрольных норматив студентами экспериментальной и контрольной групп в начале и в конце эксперимента обнаружил более значительный прирост уровня физической подготовленности студентов, которые занимались по раз-

работанной методике дифференциации физической подготовки.

Прежде всего результаты контрольного тестирования уровня физической подготовленности и оценки функционального состояния показали, что за период эксперимента произошли положительные изменения в обеих группах. Вместе с тем в экспериментальной группе прирост всех тестируемых параметров был более существенным.

В контрольной группе за период исследования достоверно изменились результаты в беге на 2000 м (на 7,6 %, р<0,05), седа из положения лежа на спине, ноги закреплены, руки за головой (на 8,7 %, р<0,05), а другие показатели: бег на 100 м, прыжок в длину с места; общая физическая работоспособность практически не изменились.

В то же время в экспериментальной группе прирост всех показателей физической подготовленности оказался статистически значимым: существенно изменились результаты бега на 100 м (на 4,9 %, р<0,05), прыжка в длину с места (на 9,2 %, р<0,05), бега на 2000 м (на 15,4 %, р<0,05), седа из положения лежа на спине, ноги закреплены, руки за головой (на 15,3 %, р<0,05), общей физической работоспособности (на 12,9 %, р<0,05).

Показатели функционального состояния (жизненная емкость легких, артериальное систолическое и ди-астолическое давление), зарегистрированные в начале и в конце педагогического эксперимента, в контрольной группе не претерпели изменений.

В экспериментальной группе жизненная емкость легких статистически достоверно возросла (на 10,5 %, р<0,05) при такой же стабильности показателей артериального давления, как и в контрольной группе.

Анкетирование студентов экспериментальной группы позволило установить, что применение инновационной системы мониторинга в экспериментальной группе обеспечивало наряду с существенным приростом физических кондиций и функциональной подготовленности повышение мотивации к занятиям, самоопределению и самоориентации студентов в сфере физической культуры и спорта.

Заключение. Таким образом, результаты проведенного исследования позволяют сделать заключение о том, что использование в учебном процессе студентов гуманитарного вуза разработанной технологии дифференцированной физической подготовки на основе мониторинга и диагностики физической подготовленности способствует существенному росту физических кондиций обучающихся и, в конечном итоге, обеспечивает повышение эффективности процесса физического воспитания в целом.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Андрющенко Л. Б. Педагогические аспекты управления интеграцией спортивных и оздоровительных технологий в учебный процесс физкультурного образования студентов / Л. Б. Андрющенко, И. В. Лосева, И. В. Орлан // Актуальные проблемы и перспективы физкультурного образования в вузах: материалы

Международной научно-практической конференции. - Волгоград, 2004. - С. 12-21.

2. Апанасенко В. Н. Определение уровня здоровья и оптимальной физической нагрузки у занимающихся оздоровительной тренировкой / В. Н. Апанасенко // Теория и практика физической культуры. - 1989. -№ 4. - С. 29.

3. Апанасенко Г. Л. Методика оценки уровня физического здоровья по простым показателям / Г. Л. Апанасенко // Социальная гигиена, организация здравоохранения и история медицины. - Киев: Здоровье, 1988. - Вып. 19. - С. 1-28.

4. Бальсевич В. К. Концепция информационно-образовательной кампании по развертыванию национальной системы спортивно-ориентированного физического воспитания обучающихся в общеобразовательных школах Российской Федерации / В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2003. -№ 1. - С. 11-17.

5. Губанищева А. А. Формирование готовности к профессиональной деятельности студентов - будущих менеджеров индустрии туризма в процессе профессионально-прикладной физической подготовки / А. А. Губанищева, А. Г. Мастеров // Физическое воспитание и спортивная тренировка.- 2014. - № 1 (7). - С. 84-87.

6. Мандриков В. Б. Технологии оптимизации здоровья, физического воспитания и образования студентов медицинских вузов / В. Б. Мандриков. - Волгоград, 2001. - 322 с.

7. Мастеров А. Г. Совершенствование подготовки будущих спортивных менеджеров на основе применения эргогенических средств и дифференцированного мониторинга физического состояния / А. Г. Мастеров, О. А. Тынянкин, В. В. Галиуллин // Вестник Евразийской академии административных наук.- 2012. -№ 4 (21).- С. 140-149.

8. Мастеров А. Г. Формирование оптимальной структуры физической подготовленности у студентов - будущих спортивных менеджеров на основе дифференцированного мониторинга физического состояния / А. Г. Мастеров, О. А. Тынянкин // Физическое воспитание и спортивная тренировка.- 2013. - № 2 (6).- С. 9-16.

9. Машошина И. В. Мониторинг состояния здоровья и физической подготовленности студентов как методология анализа и оценки продуктивности процесса физического воспитания / И. В. Машошина, Е. В. Го-товцев, Ю. В. Романова // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта.- 2012.- №1 (83.)- С. 40-45.

10. Мещеряков С. П. Применение перцентильных шкал в процессе мониторинга физической подготовленности студентов / С. П. Мещеряков, А. О. Егорычев, А. Д. Викулов // Ярославский педагогический вестник. -2015. - № 6. - С. 141-146.

11. Орлан И. В. Методика физического воспитания студентов основного отделения вузов на основе спортивно-ориентированной проблемно-модульной технологии обучения / И. В. Орлан: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Волгоград: ВГАФК, 2002. - 24 с.

12. Попова Г. П. Мониторинг качества учебного процесса: принципы, анализ, планирование / Г. П. Попова, Г. А. Размерова, И. Б. Ремчукова.- Волгоград: Учитель, 2007, 124 с.

13. Скобликова Т. В. Физическое воспитание как компонент целостной системы воспитания в вузе: Состояние, проблемы, перспективы развития / Т. В. Скобликова // Педагогическое образование и наука. - № 4. - 2013. - С. 18-25.

14. Соколов А. С. Управление физической подготовкой студентов на основе системы автоматизированного динамического контроля: дис. ... канд. пед. наук /

15. А. С. Соколов. - Краснодар, 2008. - 186 с.

16. Сокунова С. Ф. Модель контроля физической подготовленности студентов на основе мониторинга и диагностики / С. Ф. Сокунова, В. Б. Белянцева // Вестник Ульяновской государственной сельскохозяйственной академии. - 2010. - № 2 (12). - С. 107-111.

17. Стрельников Р. В. Организация физического воспитания студенческой молодежи на основе альтернативного выбора содержания занятий: дис. ... канд. пед. наук / Р. В. Стрельников. - Волгоград, 2009. - 146 с.

18. Тынянкин О. А. Организационно-педагогические условия реализации технологии формирования оптимальной структуры физической подготовленности будущих спортивных менеджеров на основе дифференцированного мониторинга физического состояния / О. А. Тынянкин, А. Г. Мастеров // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 1. - С. 56.

19. Якимович В. С. Проектирование системы физического воспитания детей и молодежи в различных учебных заведениях / В. С. Якимович. - Волгоград: Изд-во ВолгГАСА, 2002. - 136 с.

TECHNOLOGY OF DIFFERENTIATED PHYSICAL PREPARATION OF HUMANITARIAN UNIVERSITIES STUDENTS ON THE BASIS OF MONITORING OF PHYSICAL PREPAREDNESS AND FUNCTIONAL CONDITION

Y. Pushkarskaya, Teacher of Physical Education and Health Department, Pyatigorsk Medical and Pharmaceutical Institute - branch of Volgograd State Medical University, Pyatigorsk, G. Alexanyants, Doctor of Medical Sciences, Professor, Vice-Rector for Research Work, Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar,

S. Imnayev, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Physical Education and Sports Department, Pyatigorsk State University, Pyatigorsk.

Contact information for correspondence: 357501, Russia, Stavropol region, Kalinina pr.11, Pyatigorsk, e-mail: pushkarskaya_85@mail.ru

The research relevance is caused by that modern requirements for process of physical training of a studying youth, predetermine necessity of development and use of new training technologies, new principles of the organization of educational process, and also the new forms of control and estimation of physical preparedness and a functional condition of students.

On this basis, the research object was determined- to prove and develop provisions and principles of technology of the differentiated physical preparation of humanitarian universities students, based on the results of modulerating monitoring of physical preparedness and functional condition.

The innovative technology of the differentiated physical preparation of humanitarian universities students on the basis of monitoring and diagnostics of physical preparedness in the dynamic mode with results estimation of the analyzed parameters deviation which were combined in certain modules were revealed.

The content of technology included the differentiation of the amount of physical activity in accordance with the

individual level of physical development, functional condition and physical preparedness of students, which is estimated at the initial testing of students' physical conditions within the framework of modular-rating monitoring. Processing and presentation of information from monitoring results were made in an automated mode using computer technologies.

The following methods were used: studying and analysis of scientific and methodical literature, questioning, estimation of anthropometrical parameters, testing of physical preparedness and a functional condition. Finding-out of efficiency of the developed technique has been made during the pedagogical experiment in 2015-2016 educational year showed that the use of the developed technology of the differentiated physical preparation on the basis of monitoring and diagnostics of physical preparedness during students educational process at humanitarian universities promotes more essential growth of physical indicators. In the experimental group the increase of physical preparedness indicators was more substantial, the increase was from 4,9 to 15,4%. At the same time in

the control group the increase of the same indicators was in the range from 1,8 to 8,7%. Thus, the application of the proposed technology of physical training provides the increase of efficiency of physical training process as a whole, promotes increase of motivation to exercises, self-determination and self-orientation in physical education, allows to realize the differentiated approach and to exercise more individualized tasks at the lessons.

Keywords: students; physical training; monitoring; physical preparedness; functional condition.

References:

1. Andriushchenko L.B., Loseva I.V., Orlan I.V. Pedagogical aspects of managing the integration of sports and health technologies in the educational process of physical training education students. Aktual'nye problemy i perspektivy fizkul'turnogo obrazovaniia v vuzakh: mate-rialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Actual problems and prospects of sports education in universities: proceedings of the International Scientific and Practical Conference], Volgograd, 2004, pp. 12-21 (in Russian).

2. Apanasenko V.N. Determination of the optimal level of health and physical activity have engaged in improving training. Teoriia ipraktika fizicheskoi kul'tury [Theory and Practice of Physical Culture], 1989, ,no 4, pp. 29 (in Russian).

3. Apanasenko G.L. Methods of assessing the level of physical health on common indicators. Sotsial'naia gigiena, organizatsiia zdravookhraneniia i istoriia meditsiny [Social Care, Health Organization and History of Medicine], Kiev: Zdorov'e, 1988, - Vyp. 19. - pp. 1-28 (in Russian).

4. Bal'sevich, V.K., Lubysheva L.I. The concept of information and education campaign for the deployment of a national system of sports-oriented physical education students in general education schools of the Russian Federation. Fizicheskaia kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka [ Physical culture: education, education, training],2003,no 1,pp. 11-17(in Russian).

5. Gubanishcheva A.A., Masterov A.G. Formation of readiness for professional activity of students- the future managers of the tourism industry in the process of professional-applied physical preparation. Fizicheskoe vospitanie i sportivnaia trenirovka [Physical education and sports training], 2014, no 1 (7), pp. 84-87 (in Russian).

6. Mandrikov V.B. Tekhnologii optimizatsii zdorov'ia, fizicheskogo vospitaniia i obrazovaniia studentov medit-sinskikh vuzov [Technologies to optimize health, physical education and education of medical students].Vol-gograd, 2001.322 p.

7. Masterov A.G., Tyniankin O.A., Galiullin V.V. Improving the training of future sports managers based on the use of funds and differentiated ergogenicheskih monitoring the physical condition.Vestnik Evraziiskoi akademii ad-ministrativnykh nauk [Bulletin of the Eurasian Academy of Administrative Sciences], 2012, no 4 (21), pp. 140-149 (in Russian).

8. Masterov A.G., Tyniankin O.A. Formation of the optimal

structure of physical fitness of students- future sports managers on the basis of differentiated monitoring of the physical condition. Fizicheskoe vospitanie isportivnaia trenirovka [Physical education and sports training], 2013, no 2(6), pp.9-16(in Russian).

9. Mashoshina I.V.,GotovtsevE.V.,Romanova Iu.V. Monitoring the state of health and physical fitness of students as the methodology of the analysis and evaluation of the productivity of the process of physical education. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of the name PF University Lesgafta], 2012, no 1(83), pp. 40-45 (in Russian).

10. Meshcheriakov S.P, Egorychev A. O., Vikulov A. D. Application percentile scales in monitoring students' physical fitness.Iaroslavskii pedagogicheskii vestnik [Yaroslavl Pedagogical Gazette], 2015, no 6. pp.141-146 (in Russian).

11. Orlan I.V. Technique of physical training of students of the main branch of high schools on the basis of sports-oriented problem-modular technology of training Extended abstract of candidate's thesis. Volgograd,VGAFK, 2002,24 p. (in Russian)

12. Popova G.P., Razmerova G.A., Remchukova I.B., Monitoring kachestva uchebnogo protsessa: printsipy, analiz, planirovanie [Monitoring the quality of the educational process: the principles, analysis, planning].Volgograd: Uchitel', 2007, 124 p.

13. Skoblikova T.V. Physical education as a component of an integrated system of education in high school: State, Problems and Prospects of Development. Pedagogiches-koe obrazovanie i nauka [Teacher education and science], 2013, no 4, pp. 18-25 (in Russian).

14. Sokolov A.S. Management of physical training of students on the basis of the automated dynamic control system. Candidate's thesis.Krasnodar, 2008, 186 p. (in Russian)

15. Sokunova S.F.,Beliantseva V.B. Control Model of physical preparedness of students on the basis of monitoring and diagnostics. Vestnik Ul'ianovskoi gosudarstvennoi sel'skokhoziaistvennoi akademii [Bulletin of the Ulyanovsk State Agricultural Academy], 2010,no 2 (12),pp. 107-111(in Russian).

16. Strel'nikov R.V. Organization of physical education of students on the basis of an alternative choice of content classes. Candidate's thesis.Volgograd, 2009, 146 p. (in Russian)

17. Tyniankin O.A., Masterov A.G. Organizational-pedagogical conditions of realization of technology of formation of optimum structure of physical readiness for future sports managers on the basis of differentiated moni-to-ring of physical condition. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniia [Modern problems of science and education], 2014, no 1,pp. 56 (in Russian).

18. Iakimovich V.S. Proektirovanie sistemy fizicheskogo vospitaniia detei i molodezhi v razlichnykh uchebnykh zavede-niiakh [Designing the system of physical education of children and youth in various educational institutions]. Volgograd, VolgGASA, 2002. 136 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.