УДК 004.7
Черемисин Д.Г.
Бакалавр
МГТУ им. Н.Э. Баумана (Мытищинский филиал), Московская обл., г. Мытищи, Мкртчян В.Р.
Бакалавр
МГТУ им. Н.Э. Баумана (Мытищинский филиал), Московская обл., г. Мытищи
ТЕХНОЛОГИЯ БЛОКЧЕЙН В ЗАДАЧАХ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССАМИ НА ТРАНСПОРТЕ
Аннотация
В современном мире актуализируются тенденции интеграции информационных и цифровых технологий в транспортно-логистическом комплексе. Одной из наиболее актуальных и представляющих колоссальный потенциал технологий является блокчейн. Цель текущей статьи состоит в анализе вопроса использования технологии блокчейн в задачах управления транспортно-логистическими процессами. Теоретической базой полученных результатов послужили отечественные научные исследования.
Ключевые слова
Информационные технологии, цифровизация, блокчейн, транспортная задача, безопасность, распределенный реестр.
На сегодняшний день достаточно развиты вопросы использования технологий больших данных, искусственного интеллекта, компьютерного зрения и ряда иных инновационных цифровых решений в области транспорта. Однако одной из наиболее современных и перспективных, но при этом малоизученных технологий является В!оскСИат (блокчейн - технология распределенного реестра). На текущий момент времени до конца не ясно, способна ли технология блокчейн значительно повысить качество и эффективность выполнения технологических процессов применительно к транспортной отрасли. Исходя из этого формируется проблема, связанная с необходимостью более детального анализа вопроса применимости технологии распределенного реестра в задачах управления транспортной сферы [1].
Одно из ключевых значений вопроса развития цифровых инструментов принадлежит развитию современной транспортной отрасли. В современном мире наблюдается активная интеграция и создание инновационных решений для повышения эффективности выполнения технологических процессов в области транспорта. Технология блокчейн - это распределенная база данных, в которой отсутствует связь между средствами для хранения и центральным сервером. Основной задачей данной базы является хранение перечня записей (блоков). Каждый из данных блоков включает в себя сведения о времени и содержании изменения, а также ссылку на предыдущий элемент системы. При этом отличительными чертами данной технологии является наличие алгоритмов шифрования, а также самостоятельность и анонимность проведения транзакций. На рис. 1 представлен алгоритм работы технологии распределенного реестра.
issn 2410-700x
международный научный журнал «символ науки»
# 12-1 / 2022
Рисунок 1 - Принцип выполнения транзакций технологией блокчейн
Итак, технология распределенного реестра основывается на работе множества соединенных в единую базу данных таблиц в электронной форме. При работе данных сервисов представляется возможность корректировки и наблюдения за процессами выполнения каждой отдельной операции. Наряду с этим, технология является достаточно удобной и простой в применении, что отсекает необходимость привлечения посредников. Совокупность данных фактов порождает идею использования технологии распределенного реестра в качестве инструмента для повышения безопасности при выполнении транспортных технологических процессов. В частности, подобными задачами могут являться подписание документов, передача и хранение информации о перевозке, оплата внешних услуг, а также ряд иных операций, образующих единую систему доставки грузов [2].
В качестве ключевых преимуществ использования технологии блокчейн в задачах управления транспортными технологическими процессами необходимо отметить следующее: прозрачность сделок и полная доступность или анонимность в зависимости от решаемых задач информации, высокая скорость транзакций и обмена информацией, высокий уровень информационной безопасности и защищенности данных.
Необходимо отметить, что несмотря на существующие цифровые инновации в вопросах отслеживания грузов, операторы управления транспортом и их клиенты все также продолжают сталкиваться с рядом трудностей в сопровождении грузов. Данный факт ставит под сомнение надежность и безопасность сервис существующей системы управления транспортом и актуализирует задачу разработки перспективных методов отслеживания. При этом в ряде некоторых регионов мульти-модальные перевозки все еще продолжают оформляться в бумажном виде без использования электронного документооборота. Это существенно увеличивает время для обмена информацией и сложность выполнения корректировок при необходимости.
Также в управлении транспортно-логистическими процессами имеет место быть коррупция, связанная с подкупом доставки грузов для осуществления перевозки без дополнительных проверок и оформлений. Таким образом, действующая система управления данными процессами нуждается в интеграции технологии распределенного реестра, которая способна увеличить прозрачность осуществления и контролирования действий [3].
Итак, ввиду особенностей управления современным транспортным комплексом особо значимые преимущества своего использования имеет именно технология блокчейн. Именно на основе данной технологии представляется возможным изменение структуры и снижение издержек в ряде бизнес-процессов. Примерами таких процессов являются ведение документооборота, тарификация пользования
инфраструктурой, а также иные процессы управления цепочками поставок при участии большого числа посредников. На основе блокчейн появляется возможность создания единой среды для обмена документацией и ее проверки. В результате реализации такой системы может наблюдаться значительное повышение производительности и эффективности управления транспортными технологическими процессами наряду с укреплением цепочки поставок. Относительно операторов управления и грузоперевозчиков, анализируемая технология также представляет ряд ключевых преимуществ.
Так, достоинством является обеспечение быстрой и точной обработки и хранения данных. Помимо этого, обеспечивается получение абсолютно идентичной для каждого из участников процесса информации, формируемой в единственном источнике. По заявлениям ряда зарубежных исследователей, технология распределенных реестров сможет повлиять на следующие аспекты: высвобождение каптала; снижение уровня транзакционных издержек; ускорение процессов получения, передачи и обработки информации; повысить уровень безопасности технологических процессов; снизить влияние человеческого фактора в управлении [4].
Таким образом, в результате работы был произведен комплексный анализ возможности использования технологии блокчейн в задачах управления транспортно-логистическими процессами. В заключение необходимо отметить, что технология блокчейн является абсолютно новым решение в железнодорожной отрасли и подлежит более глубокому и детальному исследованию возможности своего использования. При этом на сегодняшний день уже предпринимаются первые попытки исследования теоретических возможностей использования технологии блокчейн на примере российской компании ОАО «РЖД». Однако текущий уровень развития вопроса не является достаточным для полномасштабного перехода в сторону практической реализации идей [5].
Список использованной литературы:
1. Мухамедова З.Г., Осадчук В.Д., Тулаев А.У. Перспективы использования технологии блокчейн в организации перевозочного процесса и цепочке поставок // Известия Транссиба. 2022.
2. Намиот Д.Е., Покусаев О.Н., Куприяновский В.П., Акимов А.В. Приложения блокчейн на транспорте // International Journal of Open Information Technologies. 2017.
3. Власов А.В., Чеботарев В.Е. Блокчейн как технология обеспечения цифровой трансформации транспорта: экономико-правовые аспекты // Вестник Академии права и управления. 2019.
4. Бакибаев Т.И., Абешев К.Ш., Жумадил Н.А., Нарбаева С.М., Шубенкова К.А. Blockchain для транспортных средств на базе платформы Exonum // T-Comm. 2019.
5. Полешкина И.О., Васильева Н.В. Технология Blockchain как инструмент управления цепями поставок с участием воздушного транспорта // Научный вестник МГТУ ГА. 2020.
© Черемисин Д.Г., Мкртчян В.Р., 2022