Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ В ПРАКТИКЕ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ'

ТЕХНОЛОГИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ В ПРАКТИКЕ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
375
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ ПРОСТРАНСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ / МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ / ЭКОЛОГИЯ ШКОЛЫ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / HEALTH-SAVING TECHNOLOGIES / HEALTH-SAVING SPACE OF AN EDUCATIONAL INSTITUTION / MODEL FOR ASSESSING THE QUALITY OF EDUCATION / GYMNASTICS FOR THE EYES / SCHOOL ECOLOGY / ELEMENTARY SCHOOL STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курбатова Алла Сергеевна, Курносова Любовь Вадимовна

Цель статьи обоснование необходимости внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс. Авторы обобщают результаты анкетирования учителей, младших школьников и их родителей и делают вывод о недостаточном распространении здоровьесберегающих технологий, отмечая их влияние на степень удовлетворенности учебно-воспитательным процессом всех его участников. В статье приводится памятка-сопровождение упражнений для сохранения и укрепления зрения. Авторы делают вывод о необходимости внесения изменений в модель оценки качества начального образования, за счет расширения количества показателей этой модели и включение в нее данных мониторинга изменений состояния здоровья младших школьников за период обучения в начальной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HEALTH SAVING TECHNOLOGIES IN PRIMARY SCHOOL TEACHING PRACTICE

The purpose of the article is the justification of the need to implement health-saving technologies in the educational process. The authors summarize the results of a survey of teachers, primary schoolchildren and their parents and conclude that there is insufficient dissemination of health-saving technologies, noting their impact on the degree of satisfaction with the educational process of all its participants. The article provides an accompanying exercise guide to maintain and strengthen vision. The authors conclude that it is necessary to make changes to the model for assessing the quality of primary education by expanding the number of indicators of this model and including data on monitoring changes in the health status of primary schoolchildren during the period of study in primary school.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ В ПРАКТИКЕ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

Педагогика

УДК 373.1

кандидат философских наук, доцент Курбатова Алла Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Курносова Любовь Вадимовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ТЕХНОЛОГИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ В ПРАКТИКЕ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Аннотация. Цель статьи обоснование необходимости внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс. Авторы обобщают результаты анкетирования учителей, младших школьников и их родителей и делают вывод о недостаточном распространении здоровьесберегающих технологий, отмечая их влияние на степень удовлетворенности учебно-воспитательным процессом всех его участников. В статье приводится памятка-сопровождение упражнений для сохранения и укрепления зрения. Авторы делают вывод о необходимости внесения изменений в модель оценки качества начального образования, за счет расширения количества показателей этой модели и включение в нее данных мониторинга изменений состояния здоровья младших школьников за период обучения в начальной школе.

Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, здоровьесберегающее пространство образовательного учреждения, модель оценки качества образования, гимнастика для глаз, экология школы, младшие школьники.

Annotation. The purpose of the article is the justification of the need to implement health-saving technologies in the educational process. The authors summarize the results of a survey of teachers, primary schoolchildren and their parents and conclude that there is insufficient dissemination of health-saving technologies, noting their impact on the degree of satisfaction with the educational process of all its participants. The article provides an accompanying exercise guide to maintain and strengthen vision. The authors conclude that it is necessary to make changes to the model for assessing the quality of primary education by expanding the number of indicators of this model and including data on monitoring changes in the health status of primary schoolchildren during the period of study in primary school.

Keywords: health-saving technologies, health-saving space of an educational institution, model for assessing the quality of education, gymnastics for the eyes, school ecology, elementary school students.

Введение. Образование и здоровье - фундаментальные жизненные блага, определяющие качество жизни человека и благополучие государства. Преимущество жизни и здоровья человека как важнейший принцип государственной политики России в области образования закреплен в Законе РФ «Об образовании». Реализацию этого принципа поддерживают несколько направлений:

- философско-социологическое (А.П. Бутенко, И.М. Быховская, В.З. Коган и др.);

- медико-гигиеническое (Н.А. Агаджанян, Н.М. Амоносов, В.Е. Апарин, И.И. Брехман и др.);

- психолого-педагогическое (М.Н. Алиев, А.В. Барышева, Э.Ю. Бачиева и др.).

Разработка и реализация мер по формированию здоровьесберегающего пространства образовательного учреждения должны быть в поле зрения не только врачей но, безусловно, и педагогов. «Находясь в некотором противоречии с законами здоровьясбережения, школа должна заложить осознаваемые ребенком основы культуры здорового образа жизни. Ее роль в сохранении и укреплении здоровья ребенка необычайно велика» [4].

Можно ли назвать современных школьников здоровыми? Статистика дает отрицательный ответ. Неоспоримым остаётся тот факт, что за период обучения ребёнка в школе его здоровье ухудшается. Согласно различным источникам, информация о количестве здоровых детей в популяции существенно отличаться, колеблясь в весьма широком диапазоне от 2% до 80% (это связано с многочисленностью подходов к дефиниции «здоровье»). По данным же Научного Центра Здоровья Детей РАМН (НЦ ЗД РАМН) в настоящее время лишь не более 3-10% детей (в зависимости от возраста) можно признать полностью здоровыми» [4].

Изложение основного материала статьи. По статистике младшие школьники наиболее уязвимая часть обучающихся, так как ребенку в начальной школе приходится преодолевать адаптационные нагрузки, трудности начала обучения и налаживания межличностного общения. Кроме того, на ухудшение здоровья оказывает сильное влияние распространение компьютеризированной техники. Компьютеризация образования имеет множество плюсов, но из-за того, что многие педагоги не соблюдают требований оформления учебного материала, у учащихся могут возникнуть проблемы со зрением. Не редко высокие образовательные результаты достигаются ценой ухудшения здоровья, учителя игнорируют нарастание усталости, необходимость смены видов и форм деятельности, внедрения здоровьесберегающих технологий.

Часто здоровьесберегающие технологии называют «сертификатом безопасности», содержащим описание приемов, принципов и методов учебно-воспитательной работы, которые не противоречат традиционным технологиям, но расширяют круг задач образования, включая в него еще задачи здоровьесбережения. Как справедливо отмечается в ряде исследований (Андреева И.Г., Зиндяева Т.Н., Смирнов Н.К., Тюмасева З.И.) определение «здоровьесберегающая» должно относиться к характеристике любой образовательной технологии, подтверждая, что при ее использовании здоровью ребенка не причиняется вреда.

Модель оценки качества начального общего образования, разработанная Российской академией образования, включает ряд процедур, ориентированных на мониторинг достижение младшими школьниками предметных результатов по математике, русскому языку и окружающему миру. Основные показатели качества начального образования ориентированы на предметное и метапредметное содержание, опираются на успешность освоения учебной программы. «Успешность образовательной миссии учителя» оценивается по соотношению показателя «Выпускник научится» к показателю «Выпускник получит возможность научиться», т.е. соотношению знаний базового уровня к знаниям, соответствующим углубленному изучению предмета. Показатели качества образования никоим образом не оценивают динамику состояния здоровья

младших школьников за период обучения в начальной школе. Мониторинг состояния здоровья необходимо включить в систему оценки качества образования, а снижение показателей здоровья должно рассматриваться как фактор не позволяющий дать положительную оценку качеству образования, даже при высоких показателях успешности освоения образовательной программы.

Исследование, проводимое в 2018-19гг. в начальных классах нижегородских школ входило в психолого-педагогический эксперимент магистерской диссертации, было направлено выяснения следующего круга вопросов:

1) как часто применяются здоровьесберегающих технологии на уроках в начальной школе;

2) выполняют ли школьники дома упражнения, направленные на сохранение и укрепление здоровья;

3) имеют ли родители представление о здоровьесберегающих технологиях, применяют ли здоровьесберегающие технологии с детьми;

4) насколько осведомлён педагог об инновационных здоровьесберегающих приемах и технологиях, о внедрении здоровьесберегающих технологий в практику обучения.

В исследовании приняло участие 540 учеников 1-4 классов, девятнадцать педагогов, 210 родителей. Опрос учителей выявил, что самыми распространенными здоровьесберегающими приемами на уроке являются физкультминутки, пальчиковая гимнастики и гимнастика для глаз. Причем гимнастика для глаз проводится реже остальных. Проявилось такое соотношение: 55% - физкультминутки, 35% - пальчиковая гимнастика, 10% - гимнастика для глаз. Было отмечено, что, чем больше стаж работы учителя, тем он более склонен игнорировать технологии сохранения здоровья в своей работе.

Учителя со стажем работы более 20 лет, чаще пренебрегают технологиями сохранения здоровья. Время на физкультминутки, пальчиковую гимнастику и гимнастику для глаз используют для усиления других этапов урока (изложение нового материала, закрепление), считая эти эту работу более важной. Возможно, такое отношение продиктовано выбором показателей оценки качества образования и успешности «образовательной миссии учителя». Молодые учителя чаще используют здоровьесберегающие технологии на уроке (p < 0,05), но применяют их не систематически, от случая к случаю. Поэтому проблемы со здоровьем и жалобы на переутомление возникают как в классах как опытных, так и молодых учителей.

Исследование показало, что большое количество детей (от 60%, до 90% в разных классах) устают при выполнении домашнего задания. Очень малый процент детей (от 6% до 15%) выполняют гимнастику для глаз при выполнении домашнего задания каждый день, большинство или не делают вообще такие упражнения, или делают их редко.

Анкетирование родителей подтвердило, что они знают о существовании здоровьесберегающих технологий, хотя некоторые родители (20%), на вопрос: «Хотите ли вы больше узнать о здоровьесберегающих технологиях» ответили «нет». Есть родители (25%), которые не применяют здоровьесберегающие технологии при выполнении домашнего задания с ребёнком, даже если ребёнок устал. Большинство (77%) оценивают работу учителя по информированию их о существовании таких технологий как удовлетворительную. На вопрос о том, является ли, по их мнению, школа здороьесберегающей (заботится ли о сохранении и укреплении здоровья обучающихся) 41% ответили «нет», 11% затруднились с ответом. Родители школьников лишь имеют представления о том, что такое здоровьесберегающие технологии, но ими не пользуются. Эти проблемы и должна была решить разработанная программа.

При выборе стратегии формирующего эксперимента мы сделали акцент на внедрение в практику учебно-воспитательного процесса особой группы здоровьесберегающих технологий - это технологии сохранения и стимулирования здоровья. Обращалось внимание на то, что в ситуации малой двигательной активности умственная деятельность и повышенное напряжение могут стать причиной возникновения стресса и серьезных функциональных нарушений у младших школьников. Были разработаны памятки для родителей, которые они получили на родительском собрании после беседы о возможностях сохранения и укрепления здоровья ребенка. Особое внимание мы уделили «гимнастике для глаз».

Гимнастика для глаз - это комплекс упражнений, которые направлены на профилактику ухужшения зрения у младшего школьника. Данная гимнастика проводится в любое время по 3-5 минут в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки учащихся.

Как известно, большую часть информации человек получает с помощью зрения. Глаза очень часто испытывают перегрузки, утомление и болят. Доказано, что с каждым годом всё больше и больше понижается острота зрения у школьников, «они не различают мелкие детали, плохо дифференцируют линейные и угловые величины, смешивают сходные по форме изображения и предметы» [2]. Чтобы такого не происходило, нужно использовать специальные комплексы упражнений. Поскольку именно школьные нагрузки провоцируют ухудшения зрения ребёнка, в начальной школе проводят упражнения для снятия усталости с глаз и улучшения осанки. Обязательным условием проведения гимнастики для глаз является зеркальный показ педагогом выполнения тех или иных упражнений, поэтапное освоение детьми их техники (И.Э. Рабичев). Упражнения могут выполняться как на уроке, так и дома. Анализ методических разработок (А.Р. Поляков, И.П. Борисова, В.В. Елисеев, Н.А. Комарова, А.И. Севрук, В.И. Шалгинова) стал базой для формулировки ряда рекомендаций.

1) Гимнастику для глаз целесообразно провести в середине урока. Если же ученик гимнастику для глаз выполняет дома, то её следует выполнять сразу же как почувствовал усталость, если же усталости не почувствовал, то всё равно нужно сделать гимнастику для глаз для профилактики.

2) Гимнастика для глаз не должна занимать более 2-3 минут, а выполняться должна 2-6 раз в зависимости от зрительного напряжения.

3) Выбор учителем (родителем) упражнений для глаз должен происходить с учётом объема и интенсивности зрительной работы.

4) Зрительная гимнастика может сопровождаться словесным рассказом или стихотворением.

5) Если при выполнении гимнастики для глаз используется предмет, то перемещать его нужно в медленном темпе.

6) Прежде чем выполнять гимнастику для глаз, нужно принять соответствующую позу, выпрямить шею и спину.

7) Зрительную гимнастику и самомассаж следует выполнять не торопясь, голову нужно держать неподвижно.

Несложные упражнения, могут быть очень полезны. При неформальной, заинтересованной позиции

учителя, обладающего высокой организационной культурой, они дают доказанный результат не только сохранения, но и улучшения зрения (В.В. Борисова, Т.А. Шестакова, Л.Д. Борисенко) в силу того, что принципиальное условие эффективности здоровьесберегающих технологии - регулярность и систематичность использования.

Повторное анкетирование, выявило повышение частоты применения технологий сохранения здоровья, все участники отметили пользу подготовленных информационных материалов на тему здоровьесберегающих технологий. Кроме этого и учитель, и ученики, и родители отметили повышение комфортности образовательного процесса.

Выводы. Современные образовательные учреждения обязаны учитывать реальный уровень здоровья ребёнка и его адаптивные возможности. Необходим мониторинг здоровья детей, рациональная организация учебного и воспитательного процесса, сохраняющего и укрепляющего здоровье. В модель оценки качества начального общего образования необходимо включить не только результаты освоения образовательной программы, но и показатели динамики изменения состояния здоровья младших школьников. В образовательных учреждениях на повестке дня должен стоять вопрос об экологии школы, о создании комфортной и здоровьесберегающей среды для всех участников учебно-воспитательного процесса.

Литература:

1. Елисеев В.В. Рекомендации по сохранению здоровья школьников на уроке и оценке эффективности здоровьесберегающей деятельности школы / В.В. Елисеев // Практика административной работы в школе. -2010. - №8. - С. 68-69.

2. Ермаков В.П. Что и как видят дети от рождения до 10 лет с сохраненным и нарушенным зрением. Диагностика, развитие и тренировка зрения. Учебное пособие / В.П. Ермаков. - М., 2017. - 146 с.

3. Караман Е.Л., Курбатова А.С. Гуманистический аспект подготовки социальных педагогов // Вестник Мининского университета. - 2015. - №4.

4. Курбатова А.С., Шкода Г.Н. Формирование здорового образа жизни младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - №6 [Эл. ресурс]. URL: http://www.science-education.ru (дата обращения: 08.03.2018)

5. Курбатова А.С., Пухова А.Г., Беляева Т.К. Изучение самооценки как актуальное направление психолого-педагогических исследований // Перспективы Науки и Образования. 2019. №1 (37). С. 251-261.

6. Рапопорт И.К., Цамерян А.П. Диагностика, профилактика и оздоровление учащихся с рефракционными нарушениями и заболеваниями глаз. Школа здоровья. - 2012; 1. С. 41-51

7. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе / Н.К. Смирнов. - 2-е изд., испр. и доп. М.: АРКТИ, 2006. - 320 с.

8. Тюмасева З.И., Орехова И.Л. Семейная среда как средство сохранения, укрепления здоровья обучающихся и формирования самосохранительного поведения // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №3. С 5.

9. Ханова Т.Г. Организация методической работы в системе повышения эколого-педагогической компетентности педагога дошкольного образования / Т.Г. Ханова, И.Г. Мартынова, А.Г. Платова, А.С. Курбатова // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. - 2018.№1(25) С. 263-272.

10. Шиндина И.В. Совершенствование методических и организационных аспектов проблемы профилактики близорукости у школьников средствами физического воспитания // Гуманитарные науки и образование. - 2016. - №1. - С. 79-84.

11. Центр мониторинга качества образования Нижегородской области. Режим доступа: http://www.clmo.nnov.ru/news/ (дата обращения 16.11.2019)

Педагогика

УДК 377.112.4

старший преподаватель кафедры информационной безопасности Куропятник Дмитрий Леонидович

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Краснодар); заместитель начальника кафедры информационной безопасности Ледовская Маргарита Александровна Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Краснодар)

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИНТЕРАКТИВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИН ПО ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ЗАЩИТЕ

ИНФОРМАЦИИ

Аннотация. В статье рассмотрены педагогические технологии преподавания дисциплин в области информационной безопасности и защиты информации в контексте их инновационности и интерактивного воздействия на целевую аудиторию обучающихся, что обусловлено с каждым днем возрастающей статистикой киберпреступлений и, соответственно, запросов практики на высококвалифицированных специалистов-выпускников вузов МВД.

Ключевые слова: защита информации, информационная безопасность, педагогические технологии, образовательная среда вуза МВД, инновационные и интерактивные технологии процесса обучения.

Annotation. The article deals with pedagogical technologies of teaching disciplines in the field of information security and information protection in the context of their innovation and interactive impact on the target audience of students, which is due to the increasing statistics of cybercrime and, accordingly, requests for highly qualified specialists-graduates of the Ministry of internal Affairs.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.