ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В КОНТЕКСТЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
DOI 10.7442/2071-9620-2018-10-4-46-60
УДК 37.018. 48 + 378.147 ББК 74.324 + 74.480.26
L.P. Repyakh
(Autonomous Non-Commercial Organization of DPO «Verifis», Orenburg, Russia), I.D. Belonovskaya
(Orenburg state university, Orenburg, Russia)
VISUALIZATION AND MODELING TECHNOLOGIES IN PERSONNEL TRAINING FOR PRODUCTION RISKS IN FURTHER PROFESSIONAL EDUCATION
Topical aspects of personnel training at a gas distribution organization for risk in the system of further professional education on the basis of using visualization and modeling technologies for problem production situations are discussed. The role of modeling as the main technology of risk training is substantiated. Experiences of using different visualization tools such as geoinformation technologies, media information and internet resources and commix calendars is described. Pedagogical experiment with automated system controlling the gas distribution networks production processes used for modeling and visualization in the teaching/learning process was conducted. Input and output control data are compared. It was found that the competence formation level of students, motivation and importance of learning increased. Recommendations for implementation of the new educational technologies are given.
Key words: further professional education, riskology, visualization, modeling, readiness for risk competene.
Л.П. Репях
(УАНО ДПО «Верифис», г. Оренбург, Россия) И.Д. Белоновская
(Оренбургский государственный университет, г. Оренбург, Россия)
ТЕХНОЛОГИИ ВИЗУАЛИЗАЦИИ И МОДЕЛИРОВАНИЯ В ПОДГОТОВКЕ ПЕРСОНАЛА К ПРОИЗВОДСТВЕННЫМ РИСКАМ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Рассмотрены актуальные аспекты подготовки персонала газораспределительной организации к риску в системе дополнительного профессионального образования на основе использования технологий визуализации и моделирования проблемных произ-
водственных ситуаций. Обоснована роль моделирования как основной технологии подготовки к риску. Описывается опыт использования разнообразных средств визуализации - геоинформационных технологий, информационных материалов СМИ и Интернет-ресурсов, типографской продукции в виде комикс-календарей. Проведен педагогический эксперимент с использованием автоматизированной системы управления производственными процессами сетей газораспределения для моделирования и визуализации в учебном процессе. Сопоставлены данные входного и выходного контроля результатов обучения. Установлено повышение уровня сформированности компетенций обучающихся (слушателей), мотивации и значимости обучения. Даны рекомендации по внедрению новых педагогических технологий.
Ключевые слова: дополнительное профессионально образование, рискология, визуализация, моделирование, компетенция готовности к риску.
Further professional education (FPE) has become a fundamental attribute of personnel training for the activities in the changing conditions of contemporary production. Flexible adaptive FRE programs are developed not only to reflect the realities of an organization, but also, as a rule, to answer the needs of the sector of economy. One of such prime prognostic demands in the gas distribution sector is training personnel for production risk. Risk study is an intensively developing scientific area nowadays. Riskology is a science focused on the analysis, diagnostics, forecasting, programming and planning the risks in production, risk management in various spheres of human living. Riskology theory maintains that risk is an integral part of subject's activity, because subjectivity per se implies ambiguity, which determines the unpredictable results, possible losses, accidents and other negative consequences.
If the ideas of universal nature of risk just outlined the researches connected with the phenomenon in the 21st century [2], the contemporary Riskology sphere is interdisciplinary, has scientifically proved positions and concrete application areas. A conclusive evidence is a wide scope of the Russian periodicals (more than 30 journals) covering risks in medicine, pharmacology, technical sphere, economy, management, informatization, education etc.
Production risk is viewed as kind of possible losses or additional costs due to failure or stop in production process,
violation of operation technology, poor quality of raw materials or personnel work etc. In the early 21st century production Riskology acquires norms and laws. National system of work safety standards (see e.g. GOST 12.0.00.001-2013) has been created and enacted to represent normative aspects of describing, evaluating and managing the risks. At the same time, unpredictable character of production processes conditions the need in personnel training for the actions in various dangerous situations, that cannot be pre-unified or standardized, and that is the essence and problem of risk training.
The problems of personnel risk training have been developed in pedagogy in the way of studying the methods and tools training the students to work in risk conditions, forming risk culture, riskological components of professional competences of specialists in different areas and of different education level (E.S. Minkova [8], I.D. Belonovskaia, E.M. Ezerskaia [3], L.V. Lvov [6; 7], E.Yu. Polovneva [10], S.A. Chulyukova [16], A.A. Shepenkin [17], C. Hunter [18], M.W. Wood [19] et al.). The tasks of risk training have become much more complicated in the recent years after risk-oriented approach [5; 15] was introduced in Russia. Formation of emotion and value attitude to risk became a new approach in pedagogy [9].
Significance of risk training of the activity subjects grows dramatically in the case of higher danger of professional work. L.V. Lvov believes that "the character
<D ^
Ü. T3
!= -
'.o «
® о
о
id (Л
о Ф
Л 2
О Ü
ф ,_
~ ф
го JZ
Ü ф
. <=
Е J2
ТЗ (Л
с -ц
<° с
£= О
0 ^^ ~ о го :з
N ТЗ
1 2
<л >
го ^
го
(Л >
о
ф m
го
Ci
<u Q1
of professional activities in the modern conditions objectively requires higher preparedness of the person to the events that have unpredictable results" [6, p. 5]. Exploitation of gas distribution networks is such an activity, a hazardous production process, connected with risks for personnel, users and population of the territories adjoining the gas pipelines. Training personnel of gas distribution networks for the work in risk conditions is carried out in the system of further professional education and requires significant time of the students, resources of the educational organization and finances of the client company. At the same time, the analysis of the pedagogical researches showed, that in FPE conditions the problem of personnel risk training in gas distribution is not studied enough and requires looking for efficient professional focused educational technologies.
We believe that the degree of students' readiness to the actions in the conditions of different hazards is to be evaluated on the basis of competence approach methodology and assessment theory (I.D. Belonovskaia [3], O.L. Karpova [4], L.V. Lvov [6; 7]). A possibility of defining this readiness via the formation level of risk competence (competence of readiness for risk) becomes evident. We base on our definition of risk competence that is a professional personal quality of production personnel that provides readiness for solving urgent tasks of localization, compensation and elimination of possible negative consequences connected with the failure or stop of production processes, violation of technology of operations, poor raw materials quality or personnel performance. Risk competence includes cognitive a components.
Cognitive component is availability of topical knowledge in production Riskology. Operational is availability of production demanded skills of solving urgent work tasks in the production risk conditions (localization tasks, compensation and elimination of possible negative consequences connected with the failure or stop of production processes, violation of
technology of operations, poor raw materials quality or personnel performance).
The formation level of risk competence in FRE is assessed by cognitive and operation components. The cognitive component is assessed by testing or together with the operation one. The operation component is assessed through the skill and efficiency of task solving and optimal production cost.
Below our experience of applying the technologies of modeling production processes to training the personnel of a gas distribution organization for risks is described.
DPO "Verifis" and AO "Gazprom gazoraspredelenie Orenburg" supported by West-Ural Administration of the Federal Service on Ecological and Power Supervision are carrying continuing training and qualification upgrade of personnel of gas distribution organizations in the sphere of the requirements of industrial safety and technical regulation for hazardous production facilities of the gas distribution and gas consumption networks, providing readiness of the organizations that use the mentioned hazardous facilities to the period of intensive network operation [13].
The training model of DPO "Verifis" agreed with the client includes actualization of personnel knowledge on safety rules, learning new requirements of the industrial norms, work with the automated system of production process modeling using geoinformation technologies and final testing of the formed competences. Realization of the model required search for and implementation of the modern educational technologies, particularly visualization methods and modeling problem situations of the production process.
The students were questioned on the problem of production Riskology before the training start and the knowledge in the sphere was checked. The questionnaire stage revealed insufficient training and motivation level of the personnel. For example, 45.4% of students demonstrated poor knowledge of production safety, 58.61% saw the coming training as a formality, 47.7% respondents
were sure they were not going to use it in their practices and 37.8% believed that the classes would be dull and futile as they would not reflect their work specifics. Thus, students were to be motivated to learning risk problems at a gas distribution facility and professional specifics of the used teaching/learning technologies were to be taken into account.
Students' motivation problem was solved by using the problem situations method. Content of the situations were norms and legal documents supporting personnel qualification upgrade on the basis of Federal laws and industrial sector documents on gas pipeline servicing. For example, the basis for sending a worker for qualification upgrade in production risks is Art. 209 of RF Labor Code where the concept of "professional risk" is formulated. The interpretation of the concept "professional risk" implies not only the necessary measures on its prevention but also worker's preparedness to managing the risk minimizing the very possibility of such risk.
Mastering of the program included actualization of the knowledge in production safety sphere and studying the new normative documents. The content core of FPE were new legislation in industrial safety; requirements for identification and registration of hazardous industrial objects where gas distribution networks operate; industrial safety requirements for gas distribution and gas consumption networks; technical regulation of safety in gas distribution and gas consumption networks; practical experiences and analysis of law enforcement practices in the violations revealed during the audit of organizations that operate gas distribution and gas consumption networks. Visualization and roll up of information in the form of publications (commix-calendars of 2017, 2018, mini-posters, illustrated booklets) marketed in DPO "Verifis" were a substantial pedagogical support.
The teachers did their best to demonstrate their interest in the material studied, defining in that way "student focused"
character of teacher-student interaction. For example, the students were presented the amendments in the article of the Federal Law "On industrial safety of hazardous production objects", new criteria for identification and classification of the hazardous production objects of gas distribution stations, gas distribution and gas consumption networks. In this way it was shown how the themes of FPE are renovated, new educational technologies that provide mastering and development of ne production personnel competences are found.
Students were especially interested in the information digest from the regional media on the situations that caused breakdown in gas distribution. For example, therewere more than 2,300 hazardous facilities in AO "Gazprom gasoraspredelenie" where more than 560 breakdowns and incidents were registered in 2016 with material damage 140 mln rubles [14]. FPE realized the problem situations method with visualization of production events in the form of presentations, photographs and video clips. The selection of photographs from the media pages in internet resources actualized the regional element of the presented information making it personally important.
The next stage of training is mastering technical and technological innovations in regional gas distribution. Technological innovations include automated monitoring and management of the parameters of production processes of gas distribution networks servicing, that ensure stable living at modern megalopolises, cities and villages. According to the technical rules [11] the main technological facility is gas pipeline. Examining gas pipeline condition, and, most important, improving the quality of this examination, is one of main possibilities to decrease the breakdown risks. This very issue was discussed with the students in detail. Taking into account high degree of hazard of gas distribution network functioning movement of technician crews along technical inspection routes is now
Ф ^
Ü. T3
!= -
<л «
® о
о
id <Л
о £
Л 2
О Ü.
ф ,_
~ ф
го JZ
Ü ф
. <=
Е J2
ТЗ (Л
с -ц
<° с
£= О
0
~ о
го :з
N ТЗ
1 2 :з а.
(Л
^ Р
го ^
го
(Л >
о
ф со
го
<U
СС
referred to as a parameter of gas distribution network production processes [1].
Monitoring of technician crews was presented and demonstrated in real conditions to the students on the basis of the introduced geoinformation technologies, telemetric and remote control systems of AO "Gazprom gazoraspredelenie Orenburg" [12]. Monitoring was possible due to new technical and organization solutions -use of GPS-trackers as the equipment providing current geographical coordinates of the controlled object. Control of these parameters plays the major role in decreasing breakdown risks.
Demo version of the automated system of production processes control in gas distribution networks (ASU PP SG) operated in AO "Gazprom gasoraspredelenie Orenburg" was used in the training process to model production processes of servicing gas distribution networks. The third axiom of Riskology, stating that risk situations are not reproduces exactly, repetition is possible only in the abstract models of complex systems, objects, processes and phenomena was substantiation for the modeling technology. Thus, fully featured representation of risk situations (especially in gas distribution) is seen not only as impossible but also as senseless. Modeling in the only way to master risk situations and is a major tool of personnel professional training in production safety.
Modeling technology provided a possibility to demonstrate how to solve a number of problems to decrease breakdown risks via automation tools. Students modeled control of gas pipeline networks parameters in demo version mode and teaching elements of ASU PP SG. Modeling was accompanied by visualization - dynamic reflection of the movement of technician crews on the city map and gas pipeline networks. Visualization was supported with geoinformation technologies with multifunction user interface to take operative managerial decisions on different user classes (dispatchers, foremen of complex servicing, engineers of production technical services of the enterprise).
Modeling process in ASU PP SG includes quality assessment of pipeline technical inspection by technical crews. The program presents modeling situations of shut-off valves inspection at the pipelines and imitation of movements monitoring with the help of trackers. To achieve reality effect the students were asked to use assessment options. These options are based on fuzzy logic and include three desirability functions - time of technician crew new the inspected object (min.), distance of approaching to the inspection object (m.) and period of breakdown-free work of the valve after the inspection (day). Limits of the function criteria values are determined by the requirements of the industrial sector standards, recommendations and professional evaluation of the gas distribution organization experts.
Students were questioned on the outcomes of the used program products ASU PP SG. Student's interest level was measured with interval scale. The lower limit of the assessment scale corresponded to "absolutely unnecessary" and the upper limit was described as "absolutely necessary". 37 students representing different organizations and personnel groups were asked. It was found that 73% assess the necessity of the program and its support with ASU PP SG as high, 12% of students believed that it was necessary to learn ASU PP SG in more detail referring it to their functions and 7% pointed to certain interest in the knowledge. However, three students (ca 8%) noted that they were not interested in this theme and so could not assess its importance and necessity.
The final stage of mastering the course program is testing and assessment of the formation of readiness for risk competence and questioning the students on the results of using the technologies of visualization and modeling problem situations of production processes and the course program as a whole. The final results proved the success of using the technologies under study in the FPE teaching/learning (see Table 1).
Table 1. Program assessment of FPE students
Assessment criteria Index Index va ue
input control output control
Formation level of risk competence low 45.40% 17.20%
medium 42.40% 79.10%
high 12.20% 3.70%
Importance of training not significant 18.40% 3.10%
formally significant 58.61% 26.40%
personally and professionally significant 22.99% 70.50%
Training content not very interesting 47.30% 12.80%
interesting for general development 43.50% 47.90%
interesting for the job 9.20% 39.30%
Training efficiency inefficient 37.80% 8.10%
efficient 47.10% 59.10%
highly efficient 15.10% 32.80%
So, formation level of the students' competence sin readiness for risk sphere significantly increased (middle index grew from 42.2 to 79.1%). 70.5% of students acknowledged personal and professional importance of the training they had had, 39.3% of respondents pointed to the informative classes and the interest they had in the training, 32.8% noted high efficiency of training as they could practically use the acquired competences.
The study makes it possible to maintain that it is rational to introduce the problem situations method together with visualization and production modeling technologies to train personnel in production risks. The degree of readiness of students to acting in the conditions of different hazards can be efficiently accessed via the formation level of risk competence (readiness for risk competence). Risk competence is understood as a professional personal quality of production personnel that provides readiness for solving urgent tasks of localization, compensation and elimination of possible negative consequences connected with the failure or stop of production processes, violation of technology of operations, poor raw materials quality or personnel performance.
Complex character of educational impact in this case is provided both by
higher interest and motivation of students due to cognitive and information richness of the training content and by its emotional impact, maximal proximity to the reality and eventivity of the student's professional environment. References:
1. Belonovskiy P.V., Vlatskaya I.V. Automation of monitoring of gas distribution system in Orenburg Region // Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2015. - No.4. P. 172-176 [in Russian]
2. Beck U. Risk society. Towards a new modernity. - M.: Progress-Traditsiya, 2000 [Electronic resource]. - Available at: http://rn.ngs55.ru/news/60005/view/.
3. Belonovskaya I.D., Ezerskaya E.M. Forming the readiness of a future engineer to managing production technological risks // Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo universiteta. Seria: Psikhologo-pedagogicheskie nauki. -2015. - No. 1 (25). P. 32-41 [in Russian]
4. Karpova O.L., Gaintseva O.I., Nain A.Ya. Further professional education as a development factor of social ecological competence of teachers // Innovatsii v obrazovanii. - 2016. - No. 1. P. 35-45. [in Russian]
5. Kushnareva O.V. Formation of students' risk focused thinking on the basis of
<D ^
Ü. T3
g
S± (Л
о a
JË 2
О ü
<D ,_
~ Ф
CT JZ
ü
Ф .¡5
E J2
ТЗ (Л
с -¡z
с
£= О
0
о
ГО 3
N ТЗ
1 3
<л >
го ^
го
(Л >
о
ф со
го ^
cp ф
Q1
acmeological approach // Akmeologiya professionalnogo obrazovaniya. Ma-terialy 14 Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. 2018. -P. 115-118. [in Russian]
6. Lvov L.V. Competence - context system of training specialists with operative character of professional activities. - M.: SGA, 2009. - 286 p. [in Russian]
7. Lvov L.V. Role of skills in getting professional competence of future specialists. Obrazovanie i nauka. Izvestiya UrO RAO, no. 5 (29), - Ekaterinburg, 2004. - P. 93-107. [in Russian]
8. Minkova E.S. Forming the readiness for risk management in the engineers of arrangement of transportation. Author's transcript. Diss. ... kand. ped. nauk. Kaliningr. Gos. un-t. -Kaliningrad, 2005. - 21 p. [in Russian]
9. Petrova E.I. Forming the emotional value attitude to professional risk of the Bachelor of Technology of Transport Processes. Author's transcript. Diss. ... kand. ped. nauk. - Baltiyskiy federalnyi universitet imeni Immanuila Kanta, 2017. [in Russian]
10. Polovneva E.Yu. Preparing a future lawyer to the prophylactics of professional risks. Author's transcript. Diss. ... kand. ped. nauk. Zabaik. Gos. Guman. Ped. un-t. im. N.G. Chernyshevskogo. -Chita, 2011. - 20 p. [in Russian]
11. Decree of the Government of the RF of 29 October 2010 N870 "On approval of technical regulations on the safety of gas distribution and gas consumption networks" [Electronic resource]. - Available at: http://base. garant.ru/12180024/. [in Russian]
12. Repyakh L.P., Bolonovskiy P.V. Personnel safety and decrease of breakdown risks on the basis of modeling the servicing processes at gas distribution networks in Orenburg Region. Problemy i perspektivy vnedreniya innovatsion-nykh telekommunikatsionnykh tekh-nologiy. Proc. Int. Conf. - Samara-Orenburg, 2018. - P. 244-249. [in Russian]
13. Repyakh L.P. Belonovskaya I.D. Providing production safety in training enterprise staff on the basis of product life cycle risks. Sovremennaya psikhologiya i pedagogika: problemy i resheniya. Izd-vo Assotsiatsiya nauchnykh sotrudnikov "Sibirskaya akademicheskaya kniga". - Novosibirsk, 2017. - P. 58-63. [in Russian]
14. Rostekhnadzor informiruyet [Electronic resource]. - Available at: ohttp://zural. gosnadzor.ru/news/64/1999/ [in Russian]
15. Fainburg G.Z. Problems of introducing risk focused approach into the practices production safety provision // Aktualnyie problemy povysheniya effektivnosti i bezopasnosti ekspluatatsii gornoshkhtnogo i neftepromyslovogo oborudovaniya. - 2017. - Vol. 1. P. 151167. [in Russian]
16. Chulyukova S.A. Forming the readiness of a future lawyer for legal assessment of a future risk. Author's transcript. Diss...kand.ped.nauk. -Orenburg. Gos. un-t, Orenburga, 2010. -22 p. [in Russian]
17. Shelepenkin A.A. Improvement of methodological support of training SFFS MES Russia to acting in higher risk conditions. Author's transcript. Diss. ... kand. ped. nauk. - SPb., 2004. -20 p. [in Russian]
18. Hunter C. A study of the risk management practices of Historically Black College athletic directors. - D.S.M.: United States Sports Academy, 2005. -98 p.
19. Wood M.W. Exploring the risks that affect community college decision makers. - D.A.C.C.E.: George Mason University, 2006. - 220 p.
Дополнительное профессиональное образование (ДПО) стало непреложным атрибутом подготовки персонала к деятельности в меняющихся условиях современного производства. Гибкие адаптивные программы ДПО создаются не только в соответствии с реалиями той или иной организации, но и, как правило, отвечают перспективным потребностям данной отрасли экономики. Одним из таких важнейших прогностических запросов в отрасли газораспределения является подготовка персонала к производственному риску. Изучение риска в настоящее время представляет собой интенсивно развивающееся научное направление. Рискология - наука, ориентированная на анализ, диагностирование, прогнозирование, программирование и планирование рисков в производстве, управлении рисками в самых разных сферах жизнедеятельности человека. Теория рискологии утверждает, что риск является неотъемлемой частью деятельности субъекта, поскольку сама субъектность предполагает наличие неопределенности, которая обусловливает непредсказуемость результатов деятельности, возможность убытков, потерь, аварий и других негативных последствий.
Если в XX веке представления о всеобщей природе риска [2] только определили контуры научных исследований, связанных с этим феноменом, то современная сфера рискологии имеет междисциплинарный характер, научно обоснованные позиции и конкретные аспекты приложения. Убедительным доказательством этому является обширная номенклатура отечественных периодических изданий (более 30 журналов), обращенных к изучению рисков в медицине, фармакологии, техносфере, экономике, менеджменте, информатизации, образовании и др.
Производственный риск рассматривается как разновидность вероятности убытков или дополнительных издержек, связанных со сбоями или остановкой производственных процессов, наруше-
нием технологии выполнения операции, низким качеством сырья или работы персонала и т.п. Производственная рискология в начале XXI века приобретает нормативно-правовые границы. Создана и деИствует национальная система стандартов безопасности труда (см. например, ГОСТ 12.0.001-2013), в котороИ представлены нормативные аспекты определения, оценки и управления рисками. В то же время непредсказуемость хода производственных процессов обусловливает потребность в подготовке персонала к деИствиям в условиях разнообразных опасностей, не поддающихся предварительной унификации и стандартизации, что составляет сущность и проблематику рискологическоИ подготовки.
Проблемы рискологическоИ подготовки персонала в последнее десятилетие разрабатывается в педагогике в направлении изучения методов и средств подготовки обучающихся к работе в условиях риска, формирования рискологическоИ культуры, рискологических компонентов профессиональноИ компетентности специалистов различных сфер деятельности и уровня образования (Е.С. Минкова [8], И.Д. Белоновская, Е.М. Езерская [3], Л.В. Львов [6; 7], Е.Ю. Половнева [10], С.А. Чулюкова [16], А.А. Шелепень-кин [17], C. Hunter [18], M.W.Wood [19] и др. Задачи рискологической подготовки в последние годы значительно усложнились внедрением в России риск-ориентированного подхода [5; 15]. Новым направлением педагогики стало формирование эмоционально-ценностного отношения в риску [9].
Значимость рискологической подготовки субъектов деятельности значительно возрастает в случае повышенной опасности профессионального труда. Так, по мнению Л.В. Львова «характер профессиональной деятельности в современных условиях объективно требует повышения готовности человека к событиям, результат которых не предрешен» [6, с. 5]. К таким видам деятельности относится эксплуатация сетей газора-
I
го ш о со ГО ср ю
* 1 го о
I I
о -О о с; ср го
ф I 1= о
о
о ф
-&
о ср
S о IT s ГО Ü
СО ф
о ч о ш
о ср
к
га ^
о со
0
1
о с; ф ш
х к
ф о.
с
спределения, которая является опасным производственным процессом, связана с рисками для персонала, потребителей и жителей территорий, прилегающих к газопроводам. Подготовка персонала сетей газораспределения к работе в условиях риска реализуется в системе дополнительного профессионального образования и сопровождается существенными временными затратами слушателей, использованием значительных ресурсов образовательной организации и финансовых средств предприятия-заказчика. В то же время анализ научно-педагогической литературы показал, что в условиях ДПО проблема подготовки персонала к рискам газораспределения малоизучена и требует поиска результативных профессионально-ориентированных образовательных технологий.
Мы полагаем, что степень готовности обучающихся (слушателей) к действиям в условиях разнообразных опасностей целесообразно оценивать, базируясь на методологии компетентностного подхода и теории оценивания (И.Д. Белонов-ская [3], О.Л. Карпова [4], Л.В. Львов [6; 7]). Очевидной становится возможность определения этой готовности посредством уровня сформированности риско-логической компетенции (компетенции готовности к риску). Мы опираемся на авторское определение рискологической компетенции, которая представляет собой профессионально-личностное качество производственного персонала, обеспечивающее готовность к решению актуальных задач локализации, компенсации и ликвидации возможных негативных последствий, связанных со сбоями или остановкой производственных процессов, нарушением технологии выполнения операций, низким качеством сырья или работы персонала. Рискологи-ческая компетенция включает когнитивную и операциональную составляющие.
Когнитивная - наличие актуальных знаний в сфере производственной риско-логии. Операциональная - наличие востребованных на производстве умений
решения актуальных задач работы в условиях производственного риска (задач локализации, компенсации и ликвидации возможных негативных последствий, связанных со сбоями или остановкой производственных процессов, нарушением технологии выполнения операций, низким качеством сырья или работы персонала).
Оценка уровня сформированности рискологической компетенции в ДПО идет по когнитивной и операциональной составляющим. Когнитивная оценивается тестированием или совместно с операциональной. Операциональная оценивается по грамотности, оперативности решения задач и оптимальности затрат производственных характера.
Представим наш опыт использования технологий моделирования производственных процессов в подготовке персонала газораспределительной организации к риску.
АНО ДПО «Верифис» и АО «Газпром газораспределение Оренбург» при поддержке Западно-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору проводят непрерывную подготовку и повышение квалификации персонала газораспределительных организаций в сфере требований промышленной безопасности и технического регулирования для опасных производственных объектов сетей газораспределения и газопотребления, обеспечения готовности организаций, эксплуатирующих указанные опасные производственные объекты, к периоду интенсивной эксплуатации сетей [13].
Модель подготовки АНО ДПО «Ве-рифис» по согласованию с заказчиком включает актуализацию знаний персонала о технике безопасности, ознакомление с новыми требованиями отраслевых нормативов, работу с учебной версией автоматизированной системы моделирования производственного процесса с использованием геоинформационных технологий, итоговое тестирование
сформированных компетенций. Реализация модели потребовала поиска и привлечения современных педагогических технологий, в частности методов визуализации и моделирования проблемных ситуаций производственного процесса.
Предварительно проводилось анкетирование слушателей по проблемам производственной рискологии и входной контроль знаний в этой сфере. Этап анкетирования выявил недостаточный уровень подготовки и мотивации персонала. Так, 45,4% слушателей демонстрировали низкий уровень знаний в сфере производственной безопасности, 58,61% - считали будущее обучение формальностью, 47,3% респондентов были уверены, что не воспользуются его результатами в практике, а 37,8% опрошенных предполагали, что занятия будут малоинтересными и нерезультативными, так как не отразят специфику их работы. Таким образом, требовалось мотивировать слушателей к изучению проблем риска на предприятии газораспределения, необходимо было также обеспечить профессиональную специфичность используемых технологий обучения.
Проблема мотивации слушателей решалась путем использования метода проблемных ситуаций. Содержательным наполнением ситуаций стало нормативное и правовое обоснование непрерывного повышения квалификации персонала на основе требований федеральных законов, отраслевых документов по обслуживанию газопроводов. Так, например, основанием для направления работника на повышение квалификации в сфере производственного риска является ст. 209 Трудового кодекса РФ, где введено понятие «профессиональный риск». Это понятие характеризует вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) производственных факторов. Трактовка понятия «производственный риск» предполагает не только необходимость мер по его предотвращению, но и подготовленность
работника к управлению таким риском, к минимизации самой возможности такого риска.
Освоение программы включало актуализацию знаний в сфере промышленной безопасности и изучение новых нормативных документов. Содержательным ядром программы ДПО выступали новации законодательства по промышленной безопасности; требования к идентификации и регистрации опасных производственных объектов, на которых эксплуатируются сети газораспределения и газопотребления; требования промышленной безопасности к сетям газораспределения и газопотребления; техническое регулирование безопасности сетей газораспределения и газопотребления; практический опыт и анализ правоприменительной практики в рамках нарушений, выявленных в ходе проверок организаций, эксплуатирующих сети газораспределения и газопотребления. Существенной педагогической поддержкой стала визуализация и свертка информации в виде типографской продукции (комикс-календарей (выпуски 2017, 2018 года), миниафиш, иллюстрированных памяток), макетированной в АНО ДПО «ВЕРИФИС».
Преподаватели стремились продемонстрировать и свою заинтересованность в предмете изучения, определяя тем самым «студентоцентрированный» характер взаимодействия со слушателями. Так, например, слушателям были представлены изменения статей Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», новые критерии идентификации и классификации опасных производственных объектов газораспределительных станций, сетей газораспределения и газопотребления. В этой связи было показано, как обновляется тематика программ ДПО, ведется поиск педагогических средств и технологий, обеспечивающих освоение и развитие новых компетенций производственного персонала.
I
го ш о со ГО ср ю
* 1 го о
I I
о -О о с; ср го
ф I 1= о
о
о ф
-&
о ср
S о IT s ГО СР
со ф
о ч о ш
о ср
к
га ^
о со
0
1
о с; ф ш
х к
ф о.
с
Особый интерес слушателей вызвала информационная подборка по данным региональных СМИ о ситуациях, приведших к авариям в газораспределении. Так, в АО «Газпром газораспределение» насчитывается более 2300-х опасных производственных объектов, на которых по данным Ростехнадзора только в 2016 году было отмечено более 560 аварий и инцидентов, материальный ущерб от которых достигает 140 млн. руб. [14]. В ДПО был реализован метод проблемных ситуаций с визуализацией производственной событийности в форме презентаций, фотографий и видеороликов. Подборка фотографий со страниц СМИ в Интернет-ресурсах актуализировала региональную составляющую представленной информации, сделав ее личност-но-значимой.
Следующим этапом подготовки является освоение технических и технологических новаций в сфере регионального газораспределения. К новациям технологического порядка относятся автоматизация мониторинга и управления параметрами производственных процессов обслуживания сетей газораспределения, что обеспечивает стабильность жизнедеятельности современных мегаполисов, городов и поселков. Согласно техническому регламенту [11] основным технологическим объектом является газопровод. Осмотр состояния газопроводов, а главное, повышение качества такого осмотра, является одной из основных возможностей снижения риска аварийный ситуаций. Именно этот вопрос был подробно рассмотрен на занятиях со слушателями. Учитывая высокую степень опасности функционирования сетей газораспределения, перемещение бригад слесарей по маршрутам технических осмотров в настоящее время относят к параметрам производственных процессов сетей газораспределения [1].
Слушателям были представлены и продемонстрированы в реальных условиях мониторинг перемещения бригад слесарей на основе внедрения геоинфор-
мационных технологий, системы телеметрии и телемеханики в АО «Газпром газораспределение Оренбург» [12]. Мониторинг стал возможен благодаря новым техническим и организационным решениям - использованию GPS-трекеров как оборудования, определяющего текущие географические координаты объекта контроля. Контроль этих параметров играет ведущую роль в снижении риска аварийности.
В учебном процессе для моделирования производственных процессов обслуживания сетей газораспределения применена в целях управления производственным риском демоверсия автоматизированной системы управления производственными процессами сетей газораспределения (АСУ ПП СГ), действующая на АО «Газпром газораспределение Оренбург». Обоснованием внедрения технологии моделирования стала третья аксиома рискологии, которая утверждает, что ситуации риска не повторяются абсолютно точно, повторение возможно лишь в абстрактных моделях сложных систем, объектов, процессов, явлений. Таким образом, полноценное воспроизведение ситуаций риска (особенно в случае газораспределения) не только не представляется возможным, но и не имеет смысла. Моделирование является единственным способом освоения ситуаций риска и выступает важнейшим инструментом профессиональной подготовки персонала в сфере производственной безопасности.
Технология моделирования дала возможность демонстрировать решение ряда задач снижения риска аварийности за счет средств автоматизации. Слушатели в режиме демоверсии и обучающих элементов АСУ ПП СГ моделировали управление параметрами производственных процессов сетей газораспределения. Моделирование сопровождается визуализацией - динамичным отображением перемещения бригад слесарей на карте города и сетей газопровода. Визуализация поддерживается геоин-
формационными технологиями с многофункциональным пользовательским интерфейсом для принятия оперативных управленческих решений различными классами пользователей (диспетчерами, мастерами комплексно-эксплуатационных служб, инженерами производственно-технических служб предприятия).
Процесс моделирования в АСУ ПП СГ включает оценку качества технического осмотра газопровода бригадами слесарей. Программа представляет моделирование ситуаций осмотра запорной арматуры сетей газопроводов с имитацией мониторинга перемещений с помощью трекеров. Для достижения эффекта реальности слушателям предлагалось использовать оценочные опции. Указанные опции на основе нечеткой логики включают три функции желательности - время нахождения слесаря бригады рядом с объектом осмотра (мин.), расстояние приближения к объекту осмотра (метры), а также период безаварийной работы элемента запорной арматуры после осмотра (день). Границы критериев значений функций определены требованиями отраслевых стандартов, рекомендаций, методом экспертных оценок специалистов газораспределительной организации.
Проведены опросы слушателей по результатам использования программных продуктов АСУ ПП СГ. Степень заин-
тересованности слушателей измерялась по шкале интервалов. Нижняя граница шкалы оценки соответствовала мнению «совершенно излишне», а верхняя граница - определялась мнением «безусловно, необходимо». Было опрошено 37 слушателей, представляющих различные организации и уровни персонала. Выявлено, что 73% оценивают высокую необходимость данной программы и сопровождения ее учебной версией АСУ ПП СГ, 12% слушателей посчитали безусловно необходимым изучать действие АСУ ПП СГ более подробно, отнеся ее к своему функционала, а 7% указали на определенную заинтересованность в данных знаниях. В то же время трое слушателей (около 8%) отметили, что не интересуются данной тематикой, поэтому не могут оценить ее значения и необходимость.
Заключительным этапом освоения курсовой программы является тестирование и оценка сформированности компетенций готовности к риску, а также опросы слушателей по результатам использования технологий визуализации и моделирования проблемных ситуаций производственных процессов и, в целом, курсовой программы. Итоговые результаты доказали успешность применения исследуемых технологий в учебном процессе ДПО (табл. 1).
Таблица 1. Оценка программы ДПО слушателями
Критерий оценки Показатель Значение показателя
входной контроль выходной контроль
Уровень сформиро-ванности рискологи-ческой компетенции низкий 45,40% 17,20%
средний 42,40% 79,10%
высокий 12,20% 3,70%
Значимость обучения не существенна 18,40% 3,10%
формально значима 58,61% 26,40%
личностно и профессионально значима 22,99% 70,50%
Содержание обучения малоинтересно 47,30% 12,80%
интересно для общего развития 43,50% 47,90%
интересно для работы 9,20% 39,30%
Ре зультативно сть обучения нерезультативно 37,80% 8,10%
результативно 47,10% 59,10%
Высоко результативно 15,10% 32,80%
I
го со о
СО
го Ю
^ 1 ГО о
I I
о -О о с; а. го
ф I 1= о
о
о ф
-& о
^ О =1 ^ ГО
СО ф
О Ч О со
о
к
га ^
о со
0
1
о с; ф ш
х к
ф о.
с
Так, существенно вырос уровень сформированности компетенций в сфере готовности к риску слушателей (средний показатель вырос от 42,2 до 79,1%), 70,5% слушателей признали личностную и профессиональную значимость пройденного обучения, 39,3% опрошенных указали на содержательность занятий и проявленный ими интерес к обучению, 32,8% респондентов отметили высокую результативность обучения, поскольку смогут воспользоваться полученными компетенциями на практике.
Проведенное исследование позволяет утверждать, что в целях подготовки персонала к производственным рискам целесообразно внедрение метода проблемных ситуаций совместно с технологиями визуализации и моделирования производства. Степень готовности обучающихся (слушателей) к действиям в условиях разнообразных опасностей целесообразно оценивать посредством уровня сформированности рискологи-ческой компетенции (компетенции готовности к риску). Под рискологической компетенцией авторами понимается профессионально-личностное качество производственного персонала, обеспечивающее готовность к решению актуальных задач локализации, компенсации и ликвидации возможных негативных последствий, связанных со сбоями или остановкой производственных процессов, нарушением технологии выполнения операций, низким качеством сырья или работы персонала.
Комплексность образовательного воздействия в этом случае обеспечивается как повышением заинтересованности и мотивации слушателей за счет когнитивной и информационной насыщенности содержания обучения, так и его эмоциональным воздействием, максимальным приближением к реальности и событийности профессионального пространства слушателей. Библиографический список: 1. Белоновский П.В., Влацкая И.В. Автоматизация мониторинга обслу-
живания газораспределительных систем Оренбургской области // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2015. - № 4. С. 172-176.
2. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. - М.: Прогресс-Традиция, 2000. - 381 с.
3. Белоновская И.Д., Езерская Е.М. Формирование готовности будущего инженера к управлению производственно-технологическими рисками // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. - 2015. - № 1 (25). С. 32-41.
4. Карпова О.Л., Гаинцева О.И., Найн А.Я. Дополнительное профессиональное образование как фактор развития социально-экологической компетентности педагогов // Инновации в образовании. - 2016. - № 1. С. 35-45.
5. Кушнарева О.В. Формирование риск-ориентированного мышления обучающихся на основе акмеоло-гического подхода // Акмеология профессионального образования: материалы 14-й Международной научно-практической конференции, 14-15 марта 2018 г., Екатеринбург. -Екатеринбург: Издательство РГППУ, 2018. - С. 115-118.
6. Львов Л.В. Компетентностно-кон-текстная система подготовки специалистов с оперативным характером профессиональной деятельности: монография. - М.: СГА, 2009. - 286 с.
7. Львов Л.В. Роль умений в достижении профессиональной компетентности будущих специалистов // Образование и наука. Известия УрО РАО. - 2004. - № 5 (29). С. 94-107.
8. Минкова Е.С. Формирование готовности к риск-менеджменту инженеров по организации перевозок и управлению на транспорте в вузе: ав-тореф. дис. ... канд. пед. наук. - Калининград, 2005. - 21 с.
9. Петрова Е.И. Формирование эмоционально-ценностного отношения к
профессиональному риску бакалавра технологии транспортных процессов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. -Калининград, 2017.
10. Половнева Е.Ю. Подготовка будущего юриста к профилактике профессиональных рисков: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Чита, 2011. - 23 с.
11. Постановление Правительства РФ от 29 октября 2010 г. N 870 «Об утверждении технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления» [Электронный ресурс] // Информационно-правовое обеспечение «Гарант». - Режим доступа: http://base.garant.ru/12180024/.
12. Репях Л.П., Белоновский П.В. Безопасность персонала и снижение рисков аварийности на основе моделирования процессов обслуживания сетей газораспределения в оренбургской области // Проблемы и перспективы внедрения инновационных телекоммуникационных технологий: материалы IV Международной научно-практической очно-заочной конференции. - Самара-Оренбург, 2018. - С. 244-249.
13. Репях Л.П., Белоновская И.Д. Обеспечение промышленной безопасности в подготовке работников предприятия на основе анализа рисков жизненного цикла изделия // Современная психология и педагогика: проблемы и решения: материалы II международной научно-практической конференции. -Новосибирск: Изд-во: Ассоциация на-
учных сотрудников «Сибирская академическая книга», 2017.- С. 58-63.
14. Ростехнадзор информирует [Электронный ресурс] // Западно-Уральское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. - Режим доступа: http://zural.gosnadzor.ru/news/64/1999/
15. Файнбург Г.З. Проблемы внедрения риск-ориентированного подхода в практику обеспечения безопасности производства // Актуальные проблемы повышения эффективности и безопасности эксплуатации горношахтного и нефтепромыслового оборудования. - 2017. -Т. 1. С. 151-167.
16. Чулюкова С.А. Формирование готовности будущего юриста к правовой оценке экологического риска: авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. - Оренбург, 2010. - 22 с.
17. Шелепенькин А.А. Совершенствование методического обеспечения подготовки специалистов ГПС МЧС России к деятельности в условиях повышенного риска: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2004. - 25 с.
18. Hunter C. A study of the risk management practices of Historically Black College athletic directors. - D.S.M.: United States Sports Academy, 2005. - 98 p.
19. Wood M.W. Exploring the risks that affect community college decision makers. - D.A.C.C.E.: George Mason University, 2006. - 220 p.
Поступила 03.11.2018
About the authors:
Repyakh Larisa Petrovna, teacher of Autonomous Non-Commercial Organization of DPO «Verifis» (Russia, Orenburg), [email protected]
Belonovskaya Isabella Davidovna, Orenburg state university (Russia, Orenburg), doctor of pedagogical sciences, professor, [email protected]
For citation: Repyakh L.P., Belonovskaya I.D. Visualization and modeling technologies in personnel training for production risks in further professional education // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2018. - Vol. 10. - No. 4. P. 46-60. DOI: 10.7442/20719620-2018-10-4-46-60
X
ro m о
CO
го ü
ю
S i
го о
X X
о -О о с; ü. го
ф X
1= о
о
о ф
-& о
s о
IX S ГО
^ X
СО ф
О
ч о m
о
Об авторах:
Репях Лариса Петровна, преподаватель АНО ДПО «Верифис» (Россия, г. Оренбург), [email protected]
Белоновская Изабелла Давидовна, кафедра общей и профессиональной педагогики, ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет» (Россия, г. Оренбург), доктор педагогических наук, профессор, [email protected]
Для цитирования: Репях Л.П., Белоновская И.Д. Технологии визуализации и моделирования в подготовке персонала к производственным рискам в дополнительном профессиональном образовании // Современная высшая школа: инновационный аспект. -2018. - Т. 10. - № 4. С. 46-60. DOI: 10.7442/2071-9620-2018-10-4-46-60
к
га ^
о со
0
1
о с; ф ш
х к
ф о.
с с;