Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИИ ВИРТУАЛЬНОЙ И ДОПОЛНЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ (VR/AR) В ЗАДАЧАХ РЕКОНСТРУКЦИИ ИСТОРИЧЕСКОЙ ГОРОДСКОЙ ЗАСТРОЙКИ (НА ПРИМЕРЕ МОСКОВСКОГО СТРАСТНОГО МОНАСТЫРЯ)'

ТЕХНОЛОГИИ ВИРТУАЛЬНОЙ И ДОПОЛНЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ (VR/AR) В ЗАДАЧАХ РЕКОНСТРУКЦИИ ИСТОРИЧЕСКОЙ ГОРОДСКОЙ ЗАСТРОЙКИ (НА ПРИМЕРЕ МОСКОВСКОГО СТРАСТНОГО МОНАСТЫРЯ) Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY-NC
815
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИРТУАЛЬНАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ / 3D МОДЕЛИРОВАНИЕ / СТРАСТНОЙ МОНАСТЫРЬ / ВИЗУАЛИЗАЦИЯ / ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / ДОПОЛНЕННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / ВЕРИФИКАЦИЯ / ШЛЕМ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ / ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / ИСТОРИЧЕСКАЯ УРБАНИСТИКА

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Бородкин Леонид Иосифович, Мироненко Максим Сергеевич, Чертополохов Виктор Александрович, Белоусова Маргарита Дмитриевна, Хлопиков Виталий Валерьевич

Предлагается новый подход к созданию виртуальной реконструкции объектов историко-культурного наследия, основанный на передовых технологиях 3D моделирования, применительно к задачам исторической урбанистики. Важным критерием для выбора утраченных объектов культурного наследия (в данном исследовании - монастырского комплекса) в задачах виртуальной реконструкции является, наряду с их социокультурным значением и архитектурными достоинствами, степень сохранности источниковой базы. В центре внимания статьи – вопросы использования технологий виртуальной и дополненной реальности в задачах исторической реконструкции. В качестве дополнительной возможности «погрузиться» в историческое прошлое предлагается создание исторических панорам для использования их в планшете или смартфоне. Рассматривается также технология, связанная с использованием VR шлемов. Моделирование, цифровая лепка, фотограмметрия исторических памятников, технологии послойной проекции составляют важную часть методов, применяемых в данной работе. В статье впервые в отечественной историографии рассматривается опыт использования технологий виртуальной и дополненной реальности в задачах реконструкции утраченных объектов исторической городской застройки (на примере Страстного монастыря). Проводится апробация программного модуля валидации/верификации результатов построенной виртуальной реконструкции, углубления возможностей репрезентации и визуализации этих результатов. С помощью авторской технологии происходит симуляция дополненной реальности внутри виртуальной, тем самым мы снимаем возможные ограничения AR.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Бородкин Леонид Иосифович, Мироненко Максим Сергеевич, Чертополохов Виктор Александрович, Белоусова Маргарита Дмитриевна, Хлопиков Виталий Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИИ ВИРТУАЛЬНОЙ И ДОПОЛНЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ (VR/AR) В ЗАДАЧАХ РЕКОНСТРУКЦИИ ИСТОРИЧЕСКОЙ ГОРОДСКОЙ ЗАСТРОЙКИ (НА ПРИМЕРЕ МОСКОВСКОГО СТРАСТНОГО МОНАСТЫРЯ)»

Технологии виртуальной и дополненной реальности ^к/Лк) в задачах реконструкции исторической городской застройки (на примере московского Страстного монастыря)

Бородкин Леонид Иосифович

доктор исторических наук

член-корреспондент РАН, профессор, заведующий кафедрой исторической информатики, исторический факультет, Московский государственный университет имени МВ.Ломоносова (МГУ)

119991, Россия, г. Москва, ул. Гсп-1, ломоносовский проспект, 27 к.4, исторический факультет

И borodkin-izh@mail.ru

Мироненко Максим Сергеевич

специалист по УМР, кафедра исторической информатики, исторический факультет, Московский

государственный университет имени МВ.Ломоносова (МГУ)

119991, Россия, Москва область, г. Москва, ул. Гсп-1, ломоносовский проспект, 27 к.4, оф исторический

факультет

И mm@vrmsu.ru

Чертополохов Виктор Александрович

ассистент, кафедра прикладной механики и управления, механико-математический факультет, Московский государственный университет имени МВЛомоносова

119991, Россия, г. Москва, ул. Гсп-1 ленинские горы, 1, механико-математический факультет

И psvr.msu@gmail.com

Белоусова Маргарита Дмитриевна

инженер, кафедра прикладной механики и управления, механико-математический факультет, Московский государственный университет имени МВ.Ломоносова (МГУ)

119991, Россия, г. Москва, ул. Гсп-1, ленинские горы, 1, оф механико-математический факультет

И bmargaretd@yandex.ru

Хлопиков Виталий Валерьевич

инженер, факультет псиюлогии, Московский государственный университет имени МВ.Ломоносова (МГУ)

119991, Россия, г. Москва, уп. Моювая, 11, стр. 9, факультет псиюлогии

И ar-acros@yandex.ru Статья из рубрики "Геоинформационные системы и 3Р-реконструкции"

Аннотация.

Предлагается новый подход к созданию виртуальной реконструкции объектов историко-культурного наследия, основанный на передовых технологиях Эй моделирования, применительно к задачам исторической урбанистики. Важным критерием для выбора утраченных объектов культурного наследия (в данном исследовании - монастырского комплекса) в задачах виртуальной реконструкции является, наряду с их социокультурным значением и архитектурными достоинствами, степень сохранности

источниковой базы. В центре внимания статьи - вопросы использования технологий виртуальной и дополненной реальности в задачах исторической реконструкции. В качестве дополнительной возможности «погрузиться» в историческое прошлое предлагается создание исторических панорам для использования их в планшете или смартфоне. Рассматривается также технология, связанная с использованием УЯ шлемов. Моделирование, цифровая лепка, фотограмметрия исторических памятников, технологии послойной проекции составляют важную часть методов, применяемых в данной работе. В статье впервые в отечественной историографии рассматривается опыт использования технологий виртуальной и дополненной реальности в задачах реконструкции утраченных объектов исторической городской застройки (на примере Страстного монастыря). Проводится апробация программного модуля валидации/верификации результатов построенной виртуальной реконструкции, углубления возможностей репрезентации и визуализации этих результатов. С помощью авторской технологии происходит симуляция дополненной реальности внутри виртуальной, тем самым мы снимаем возможные ограничения АЯ.

Ключевые слова: виртуальная реконструкция, 3D моделирование, Страстной монастырь, визуализация, виртуальная реальность, дополненная реальность, верификация, шлем виртуальной реальности, историко-культурное наследие, историческая урбанистика

DOI:

10.7256/2585-7797.2018.3.27549

Дата направления в редакцию:

01-10-2018

Дата рецензирования:

02-10-2018

Новые подходы к созданию виртуальной реконструкции объектов историко-культурного наследия, основанные на передовых технологиях 3D моделирования, открыли новые возможности в ряде областей гуманитарного знания, в частности - в исторической

урбанистике В современных условиях динамичного развития городов,

изменяющегося городского ландшафта возрастает интерес к возможностям 3D технологий, позволяющим создавать виртуальные реконструкции утраченной исторической городской застройки, ее эволюции, нередко изменяющей облик зданий, улиц и площадей в ходе радикальных перестроек или в результате войн, пожаров и т.д. Немаловажным аспектом такой работы является обеспечение верификации, валидации создаваемой виртуальной реконструкции на основе соответствующей оцифрованной документации.

Четверть века развитие 3D технологий сопровождалось созданием компьютерных программ и технологических средств, дающих возможности реалистично осуществлять виртуальные реконструкции. Эти технологии включают сегодня лазерное сканирование,

развитое программное обеспечение - трехмерные редакторы и конверторы 3D моделей, 3D движки, фотограмметрию, технологии виртуальной и дополненной реальности и др. ^

Среди объектов виртуальных реконструкций заметное место занимают монастырские комплексы. В XX веке в России была разрушена значительная часть монастырей, многие из которых представляют интерес для изучения не только с точки зрения архитектурных особенностей, но и с точки зрения их социокультурной роли и экономического значения. Ряд уничтоженных монастырей располагались в Москве. Важным критерием для выбора утраченного монастырского комплекса в качестве объекта виртуальной реконструкции является, наряду с его социокультурным значением и архитектурными достоинствами, степень сохранности источниковой базы.

Отметим, что число зарубежных проектов по виртуальной реконструкции монастырских комплексов рода пока невелико, хотя и имеет тенденцию к росту. Это, прежде всего, виртуальные реконструкции цистерианского монастыря Санта-Мария XVI в. (район Санзедаш, Португалия) ^ монастыря Санта-Мария XII в. (г. Риполь, Испания) ^ , монастыря Сент-Ави Сениер XII в. (департамент Дордонь, Франция)!-5!, аббатства Клюни X в. (департамент Сона и Луара, Франция; проект Cluny III)[6], цистерианского монастыря XII г. (г. Пилис, Венгрия)-7 , монастыря Христа Пантепопта XI в. (г. Стамбул,

Турция) ^^ Что касается российских исследований в этой области, то можно отметить проект «Виртуальная реконструкция Спасо-Преображенского мужского монастыря г.

Енисейска XIX в.» Гуманитарного института Сибирского федерального университета Î91.

Широкий интерес вызвала работа французских исследователей, построивших виртуальную реконструкцию Собора Парижской Богоматери (Notre-Dame de Paris), восстановив его облик на 13-ти временных срезах, охватывающих соответствующие

этапы расширения и перестройки собора за девять веков его истории -U0!. в этой работе использовались передовые технологии трехмерного моделирования, основанные на лазерном сканировании, что позволило получить плотное облако точек поверхности всего собора (более миллиарда опорных точек).

Отметим здесь специфику задач виртуальной реконструкции в проектах, реализуемых историками и архитекторами. Так, дискуссия, состоявшаяся в ходе презентации нашего авторского проекта в МАРХИ (Московском архитектурном институте), выявила различия в подходах к созданию виртуальных реконструкций в исследованиях историков и архитекторов. Эти различия определяются, прежде всего, целеполаганием таких разработок, требованиями к используемому источниковому комплексу и к построенным 3D моделям. Так, в проектах архитекторов виртуальные реконструкции имеют обычно достаточно условный характер, в то же время поставленная задача может включать изучение строительной истории реконструируемого объекта, особенностей его архитектурных решений, характера естественного и искусственного освещения

В данной статье впервые в отечественной историографии рассматривается опыт использования технологий виртуальной и дополненной реальности (VR/AR) в задачах разработки виртуальной реконструкции утраченных объектов исторической городской

застройки (на примере московского Страстного монастыря конца XVII - начала ХХ вв.).

* * *

В течение последнего десятилетия на кафедре исторической информатики исторического факультета МГУ были реализованы три проекта по виртуальной реконструкции

монастырских комплексов -Ш/ИЗШ4!/!!5!/!!6!. Речь идет о московских монастырях, утраченных в 1920-30-х гг. Один из них - Страстной монастырь (московский женский монастырь), основанный в 1654 г. и просуществовавший до 1937 г. В 2014-2016 гг. на кафедре при поддержке РНФ был реализован исследовательский проект по виртуальной реконструкции Московского Страстного монастыря и прилегавшей к нему исторической городской застройки конца XVII- начала ХХ вв. Важный принцип реализации этой задачи в нашем исследовании - опора на данные комплекса источников, характеризующих объекты реконструкции в их эволюции (см. http://www.hist.msu.ru/Strastnoy/).

На следующем этапе этой работы в 2017-2018 гг. в центре нашего внимания была адаптация технологий виртуальной и дополненной реальности ^К/АК) для создания новых возможностей валидации/верификации результатов построенной виртуальной реконструкции, углубления возможностей репрезентации и визуализации этих результатов. На этом этапе исследование проводилось кафедрой исторической информатики МГУ (в работе принимали участие также Д.И. Жеребятьев и В.В. Моор) совместно с лабораторией математического обеспечения имитационных динамических систем (МОИДС) механико-математического факультета МГУ, при поддержке фонда «История Отечества».

В качестве дополнительной возможности «погрузиться» в историческое прошлое, мы создали исторические панорамы для использования их в планшете или смартфоне. Подразумевается, что пользователь находится на месте утраченного объекта исторической застройки и, наведя планшет на любую точку сегодняшнего городского ландшафта, увидит с помощью АЯ, как выглядело это место 100 или 200 лет назад. Но здесь мы сталкиваемся как раз с ограничением имеющихся пока мобильных технологий -эти панорамы статичны и предлагают лишь ограниченные возможности для ознакомления с результатами реконструкции (см. рис. 1)

Рис. 1. Дополненная реальность: схематичное отображение в АЯ виртуальной реконструкции Страстного монастыря на существующую городскую застройку Пушкинской площади.

Для обновленной версии реконструкции были заново сделаны Эй модели зданий и

текстуры ландшафта: графика была переделана на основе принципов РВ5[17], а прорисовка изображений в реальном времени - быстрее (см. рис. 2, 3, 4, 5, 6, 7).

Рис. 2. Визуализация реконструкции колокольни Страстного монастыря на 1830 г. (вид с одноименной площади)

Рис. 3. Визуализация виртуальной реконструкции собора Страстного монастыря: вид с монастырского двора (1910 г.).

Рис. 4. Визуализация виртуальной реконструкции комплекса Страстного монастыря (1910 г.).

Рис. 5. Визуализация виртуальной реконструкции здания Строгановского училища, находившегося на Страстной площади (1910 г.)

Рис. 6. Визуализация виртуальной реконструкции храма Дмитрия Солунского (Страстная площадь, 1910 г.)

Рис. 7. Визуализация виртуальной реконструкции колокольни Страстного монастыря и окружающей городской застройки (1910 г.)

Для верификации/валидации результатов виртуальной реконструкции нами был написан программный модуль (на языке С#), отвечающий за предоставление в интерактивном режиме информации об источниках реконструкции каждого объекта.

Мы используем технологии VR не только как эффективный инструмент визуализации динамических процессов, но и для изучения реконструированных памятников, артефактов, событий в режиме реального времени и в масштабе 1:1. Для этих целей мы задействуем несколько инструментов, один из них - это панорамная система виртуальной реальности (далее ПСВР) лаборатории МОИДС, на основе которой в мультипользовательском режиме мы можем проверять содержательные гипотезы об архитектурной истории комплекса Страстного монастыря и окружавшей его городской застройки Страстной площади в конце XVII - начале ХХ вв.

Другая технология связана с использованием VR шлемов. В МГУ с 2013 г. ведётся активная работа с комплексом виртуальной реальности на базе шлема отечественного

произ в о дс тв а (с м. рис . 8).

Рис. 8. Первый серийный шлем в России, созданный с использованием разработок специалистов Московского университета.

На настоящий момент выпущена уже 4-я версия компактной системы виртуальной реальности на основе шлема (см. рис. 9), которая, благодаря своим характеристикам, таким как высокое разрешение экрана, адаптированная под продолжительное использование оптическая схема, модульность - позволяет исследователям решать

различные задачи интерактивной работы с построенной реконструкцией.

Рис. 9. Компактная система виртуальной реальности на основе отечественного шлема 4 поколения.

В ходе работы нами был разработан специализированный VR интерфейс (см. рис. 10), дающий исследователю возможность лучше изучить объект, поделиться соображениями по возможным архитектурно-планировочным решениям или уточнить спорные моменты реконструкции. Этот интерфейс отличается от традиционных программных решений в русле Gamedev.

йэГ>с{1 СцмтаДнвэнш ЬвыЯ ипци1пшц|н ■ 1И7 г кздцжи с <а«1 1Ы1-1£НЙм

ГЛМ{И>! п ЛПЦДыв ЦМЛВфЫ11ГрЧ1—ГОчт • А11-К К ш Ы

||*ч!Гй ИХ №11 «бёф* бы» чУММ гда ют* Мраи** •дом К! ни* СгрКЧЧЙ 1ММ <Ц 1вК Г К -И."

■"яягтгдгигл К'илчн-* г и.чмрм накм

прмдоя ■ гапчрняяп ныв <1иииш '^^пгя^и» |с !4Ш г 1

-

-<•-. /я \

ИСТОРИЯ « 1- . > •

■ г

ЕДУ

Рис. 10. Визуализация интерфейса VR-модуля верификации виртуальной реконструкции на примере Собора Страстной иконы Божией Матери (в кружках показаны логотипы видов источников).

Перед нами стояла задача не просто разработать интерфейс в VR, но и симулировать с

его помощью возможности дополненной реальности (АЯ), с целью более системного и объемного изучения эволюции этой территории центра Москвы и монастыря. Историческую застройку Страстной площади и монастыря можно было осмотреть с помощью АЯ и первой версии реконструкции, когда ранее существовавшие элементы исторической застройки "вырастали" на месте сегодняшнего городского ландшафта. Но впечатление от увиденного всегда было как от "картины в рамке", расположенной напротив. Разработанные в МГУ шлем виртуальной реальности и специальный костюм отслеживания движений тела, работающие совместно с панорамной системой виртуальной реальности - позволяют получить совсем другие ощущения от виртуальной прогулки по центру исторической Москвы (см. рис. 11).

Рис. 11. Визуализация интерфейса УЯ-модуля верификации на панорамной системе виртуальной реальности (в кружках показаны логотипы видов источников).

Особенностью проекта является реализованная возможность не только перенестись в историческое прошлое Москвы, но и верифицировать степень достоверности объектов виртуальной реконструкции каждого конкретного строения, годах его постройки, его современном облике (если здание сохранилось). В процессе виртуального путешествия достаточно «кликнуть» интересующий пользователя объект виртуальной реконструкции, и специальный программный модуль, разработанный участниками проекта, обеспечит доступ к набору соответствующих источников: картин, планов и схем, текстов (см. рис. 12) Это отличает наш проект от целого ряда других проектов виртуальной реконструкции историко-культурного наследия, т.к. пользователю дается возможность провести верификацию (валидацию) построенной реконструкции самостоятельно, увидеть нереализованные планы по преображению объектов. Кроме того, ещё в процессе реконструкции модуль помогает отслеживать возможные нестыковки между источниками и воссозданными объектами и даже между источниками разных видов или временны х срезов.

Рис. 12. УЯ-проекция плана строений 1820 г. на реконструированную модель (реализация модуля верификации).

Результаты данного проекта, характеризующего новый подход в исследованиях по исторической урбанистике, представлены на федеральном историко-документальном просветительском портале

http://portal.historyrussia.org.

В результате использования УЯ/АЯ технологий источниковая база виртуальной реконструкции используется не только в целях репрезентации, но и приобретает новую функцию, обеспечивая эффективным инструментом работу пользователя, получающего онлайн-доступ к исходным данным построенной 3D-модели. Как всякое научное исследование, создание виртуальной реконструкции должно отвечать важному критерию - возможности научной верификации результата, которая достигается в рассматриваемых нами задачах только при построении открытой информационной среды.

Дополнительной опцией, которая появилась благодаря современным УЯ технологиям, является возможность обозреть виртуальную реконструкцию городской застройки с высоты птичьего полета и сравнить виды утраченного сто или двести лет назад центра Москвы с современной территорией этого района города (см. рис. 13)

Рис. 13. Визуализация виртуальной реконструкции Страстного монастыря и окружающей городской застройки с высоты птичьего полета (1910 г.).

Библиография

1. Бородкин Л.И. Компьютерное 3D-моделирование в исследованиях по исторической урбанистике: новые источниковедческие подходы // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А.Некрасова, том 21, № 1. С. 57-63.

2. Жеребятьев Д.И. Методы трёхмерного компьютерного моделирования в задачах исторической реконструкции монастырских комплексов Москвы. - М.: Макс Пресс, 2014. - 224 с.

3. P.B. Lourenço, F. Pena, M. Amado A Document Management System for the Conservation of Cultural Heritage Buildings, 2011, 32 pp. (http://repositorium.sdum.uminho.pt/ bitstrea

4. I. Besora, P. Brunet, M. Callieri, A. Chica, M. Corsini, M. Dellepiane, D. Morales, J. Moyes, G. Ranzuglia, R. Scopigno В Proc. 3DPVT08: Fourth International Symposium on 3D Data Processing, Visualization and Transmission (USA, GA, Atlanta, 18-20 June, 2008), USA, GA, Atlanta, 2008, pp. 89-96.

5. T. Sharpe, I. Pickering The St Avit Project, 2011 (http://www.chart.ac.uk/chart1999/papers/ sharpe-pickering.html).

6. C. Père, J. Landrieuet, J. Rollier-Hanselmann В Actes du Colloque Virtual Retrospect 2009 (France, Pessac, 18-20 Novembre, 2009), Coll. Archéovision, Vol. 4, Eds R. Vergnieux, C. Delevoie, Bordeaux, Editions Ausonius, 2010, pp. 151-159.

7. F. Traser Diss. Master Thesis in Architecture Sci., University of Cincinnati, USA, OH, Cincinnati, 2005, 118 pp. (https://etd.ohiolink.edu/!etd.send_file?a

ccession = ucin1123768098&disposition = inline).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Z. Duran, G. Toz В Proc. The ICOMOS & ISPRS Committee for Documentation of Cultural Heritage XIXth CIPA International Symposium (Turkey, Antalya, 30 September - 4 October 2003), Turkey, Antalya, 2003, pp. 523-528 (http://cipa.icomos.org/fileadmin/template/doc/antalya/138.pdf).

9. Историко-культурное наследие города Енисейска (http://www. yeniseisk-heritage.ru).

10. Sandron, D. et Tallon, A. Notre-Dam de Paris. Neuf sieècles d'histoire. Paris, 2013. -190 p.

11. Карелин Д.А. Значение 3D-реконструкций памятников античности для современной архитектурной практики // Современный архитектор и классическая традиция: материалы круглого стола, прошедшего 8 апреля 2015 года в рамках международной конференции «Наука, образование и экспериментальное проектирование» в Московском архитектурном институте / Под ред. Д.О. Швидковского, Ю.Е. Ревзиной и Д.А. Карелина - М., МАРХИ, 2016. С. 27-38.

12. Карелин Д.А. Трехмерная компьютерная реконструкция храма культа римского императора в позднеримской крепости в Луксоре // Современный архитектор и классическая традиция: материалы круглого стола, прошедшего 8 апреля 2015 года в рамках международной конференции «Наука, образование и экспериментальное проектирование» в Московском архитектурном институте / Под ред. Д.О. Швидковского, Ю.Е. Ревзиной и Д.А. Карелина - М., МАРХИ, 2016. С. 49-82.

13. Бородкин Л.И., Жеребятьев Д.И. Технологии 3D-моделирования в изучении пространственных аспектов городской истории: виртуальная реконструкция монастырского комплекса XIX - начала ХХ вв. // Вестник РФФИ, 2016, №3 (91), с. 47-60.

14. Мироненко М.С. Современные подходы к 3d-реконструкции объектов культурного наследия: проблемы визуализации и восприятия (на примере Московского Страстного монастыря и Чудова монастыря Московского Кремля) // Электронный научно-образовательный журнал «История», 2015. T.6. Выпуск 8 (41).

15. Бородкин Л.И., Жеребятьев Д.И, Мироненко М.С., Моор В.В. Комплексные проекты по виртуальной реконструкции историко-культурного наследия: логистика, методы и технологии // Историческая информатика, 2014, №4. С. 15-30.

16. Жеребятьев Д.И., Ким О.Г. Особенности виртуальной реконструкции московского Страстного монастыря и прилегающей площади XVII — начала XVIII вв. // Электронный научно-образовательный журнал «История», 2015. T.6. Выпуск 8 (41).

17. en.wikipedia.org/wiki/Physically_based_rendering

18. Еричев В.П., Ермолаев А.П., Антонов А.А., Григорян Г.Л., Косова Д.В. Новые возможности исследования поля зрения (предварительное сообщение). Вестник офтальмологии. 2018;134(2):66-72. https://doi.org/10.17116/oftalma2018134266-72

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.