Научная статья на тему 'Технологии веб-квеста в создании педагогами медиаобразовательной среды'

Технологии веб-квеста в создании педагогами медиаобразовательной среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
342
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
веб-квест / медиаобразовательная среда / медиаобразование / медиа / творческие способности / web quest / media education environment / media education / media / creative abilities.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Д. В. Ларионова

В статье рассматривается роль использования технологии веб-квестов в развитии медиаобразовательной среды. Автор проанализировал исследования и публикации по тематике медиаобразования, рассмотрел понятие медиаобразовательной среды и ее структурные элементы. В их числе определены электронные образовательные ресурсы, которые включают актуальные на сегодняшний день веб-квесты. В статье рассмотрены компоненты, тематика, формы, этапы создания веб-квеста. Приведен пример разработанного веб-квеста по тематике медиаобразования педагогов. Он содержит этапы подготовки проекта участниками, а также традиционные критерии оценки. Рассмотрены инструменты, показавшие себя как наиболее эффективные при работе, нацеленной на развитие медиаобразовательной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WEB-QUEST TECHNOLOGIES IN CREATING A MEDIA EDUCATION ENVIRONMENT FOR TEACHERS

The article discusses the role of using web quest technology in the development of the media education environment. The author analyzes research and publications on the subject of media education, considered the concept of media education environment and its structural elements. Among them, electronic educational resources have been identified, which include current web quests. The article describes the components, themes, forms, and stages of creating a web quest. An example of a developed web quest on the subject of media education of teachers is given. It contains the stages of project preparation by participants, as well as traditional evaluation criteria. The tools that have proved to be the most effective in the work aimed at the development of the media educational environment are considered.

Текст научной работы на тему «Технологии веб-квеста в создании педагогами медиаобразовательной среды»

- разработка действующих моделей организации воспитательной работы на кафедрах;

- определение индивидуальной траектории развития каждого молодого человека, выделение специальных задач личностного развития, соответствующих его индивидуальным особенностям;

- предоставление студентам возможностей самостоятельного выбора сфер дополнительного образования и занятий в свободное время;

- всесторонняя поддержка деятельности органов студенческого самоуправления;

- рассмотрение воспитательной работы как ведущей компоненты деятельности;

- развитие студенческого самоуправления, молодежных инициатив, создание разнопрофильных студенческих объединений [9].

Стремление к профессиональной деятельности стимулирует активность студентов и создает устойчивое внимание к специальным знаниям, овладение которыми формирует профессиональную идентификацию студентов, помогает глубже понять сущность профессии [10].

Библиографический список

Использование сетевого взаимодействия университетов с организациями культуры и дополнительного образования позволяет осуществлять непрерывное образование в рамках внеучебной деятельности студентов, способствующее формированию устойчивой мотивации обучающихся на избранную профессию и дальнейшее самообразование [11, с. 156 - 158].

Таким образом, проанализировав результаты исследования и общую социально-экономическую ситуацию края, можно сделать выводы. Возросла ответственность учащейся молодежи за свою судьбу, повысилась инициатива, подход к выбору будущих приоритетов связывается с особенностями социально-экономического развития страны и региона. В вузах действует система профессионального воспитания, способствующая личностному развитию студентов. Помимо этого, в рассмотренных образовательных учреждениях широко применяются технологии, позволяющие строить и реализовывать индивидуальные траектории профессиональной подготовки и личностного развития обучающихся, создана система сетевого взаимодействия университетов с организациями культуры и дополнительного образования, которая благотворно действует на формирование у будущих молодых специалистов мотивации на жизненные и профессиональные ценности.

1. Дубин Б. Вверх по лестнице, не ведущей никуда: Жизненные ориентиры современной российской молодежи. Социально-гуманитарные знания. 2003; № 1.

2. Добренько В.И., Кравченко А.И. Социология: в 3 т. Москва: ИНФРА-М, 2002.

3. Бестужев-Лада И.В., Блинов Н.М, Житенев В.А. и др. Наш молодой современник: Диалоги и размышления. Москва: Политиздат, 1988.

4. Вишневский Ю.Р, Дидковская Я.В., Певная М.В. Проблемы профессионального самоопределения молодежи: анализ ценностных ориентаций и профессиональных стратегий. Информационно-аналитический отчет. Екатеринбург: УрФУ 2011.

5. Кон И.С. Психология ранней юности: книга для учителя. Москва: Просвещение, 1989.

6. Лисовский В.Т. Социология молодёжи. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет, 1996.

7. Волков Ю.Г, Добреньков В.И., Кадария Ф.Д., Савченко И.П., Шаповалов В.А. Социология молодежи: учебное пособие. Под редакцией проф. Ю.Г. Волкова. Ростов-на Дону: Феникс, 2001.

8. Карпухин О.И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения. Социологические исследования. 2000; № 3.

9. Ретивых М.В. Исторически сложившиеся концепции профориентации и особенности их развития в современных условиях. Вестник Брянского государственного университета. 2013; № 1.

10. Еманова С.В., Легких С.А. Реализация личностно-ориентированного подхода в учебно-воспитательной работе как условие формирования личности студента. Актуальные проблемы профессионального педагогического и технологического образования: материалы Международной научно-практической конференции. Шадринск: Изд-во ОГУП «Шадринский Дом Печати», 2010.

11. Еманова С.В. Хомутникова Е.А. Интегративный подход в системе подготовки специалистов дополнительного образования детей и молодежи в Курганском госуниверситете. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 5 (72).

References

1. Dubin B. Vverh po lestnice, ne veduschej nikuda: Zhiznennye orientiry sovremennoj rossijskoj molodezhi. Social'no-gumanitarnye znaniya. 2003; № 1.

2. Dobren'ko V.l., Kravchenko A.I. Sociologiya: v 3 t. Moskva: INFRA-M, 2002.

3. Bestuzhev-Lada I.V., Blinov N.M, Zhitenev V.A. i dr. Nash molodojsovremennik: Dialogiirazmyshleniya. Moskva: Politizdat, 1988.

4. Vishnevskij Yu.R., Didkovskaya Ya.V., Pevnaya M.V. Problemy professional'nogo samoopredeleniya molodezhi: analiz cennostnyh orientacij i professional'nyh strategij. Informacionno-analiticheskij otchet. Ekaterinburg: UrFU, 2011.

5. Kon I.S. Psihologiya rannejyunosti: kniga dlya uchitelya. Moskva: Prosveschenie, 1989.

6. Lisovskij V.T. Sociologiya molodezhi. Sankt-Peterburg: Sankt-Peterburgskij universitet, 1996.

7. Volkov Yu.G., Dobren'kov V.l., Kadariya F.D., Savchenko I.P., Shapovalov V.A. Sociologiya molodezhi: uchebnoe posobie. Pod redakciej prof. Yu.G. Volkova. Rostov-na Donu: Feniks, 2001.

8. Karpuhin O.I. Molodezh' Rossii: osobennosti socializacii i samoopredeleniya. Sociologicheskie issledovaniya. 2000; № 3.

9. Retivyh M.V. Istoricheski slozhivshiesya koncepcii proforientacii i osobennosti ih razvitiya v sovremennyh usloviyah. Vestnik Bryanskogo gosudarstvennogo universiteta. 2013; № 1.

10. Emanova S.V., Legkih S.A. Realizaciya lichnostno-orientirovannogo podhoda v uchebno-vospitatel'noj rabote kak uslovie formirovaniya lichnosti studenta. Aktual'nye problemy professional'nogo pedagogicheskogo i tehnologicheskogo obrazovaniya: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Shadrinsk: Izd-vo OGUP «Shadrinskij Dom Pechati», 2010.

11. Emanova S.V. Homutnikova E.A. Integrativnyj podhod v sisteme podgotovki specialistov dopolnitel'nogo obrazovaniya detej i molodezhi v Kurganskom gosuniversitete. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 5 (72).

Статья поступила в редакцию 21.01.20

УДК 37.013

Larionova D.V., postgraduate, Institute of continuing education, Moscow City Teachers' Training University (Moscow, Russia);

teacher of additional education of children and youth center of "Raduga" (Pushchino, Russia), E-mail: diana886@yandex.ru

WEB-QUEST TECHNOLOGIES IN CREATING A MEDIA EDUCATION ENVIRONMENT FOR TEACHERS. The article discusses the role of using web quest technology in the development of the media education environment. The author analyzes research and publications on the subject of media education, considered the concept of media education environment and its structural elements. Among them, electronic educational resources have been identified, which include current web quests. The article describes the components, themes, forms, and stages of creating a web quest. An example of a developed web quest on the subject of media education of teachers is given. It contains the stages of project preparation by participants, as well as traditional evaluation criteria. The tools that have proved to be the most effective in the work aimed at the development of the media educational environment are considered.

Key words: web quest, media education environment, media education, media, creative abilities.

Д.В. Ларионова, аспирант, Институт непрерывного образования Московского городского педагогического университета, г. Москва;

педагог дополнительного образования МБУДО ДЮЦ «Радуга», г. о. Пущино, E-mail: diana886@yandex.ru

ТЕХНОЛОГИИ ВЕБ-КВЕСТА В СОЗДАНИИ ПЕДАГОГАМИ МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

В статье рассматривается роль использования технологии веб-квестов в развитии медиаобразовательной среды. Автор проанализировал исследования и публикации по тематике медиаобразования, рассмотрел понятие медиаобразовательной среды и ее структурные элементы. В их числе определены электронные образовательные ресурсы, которые включают актуальные на сегодняшний день веб-квесты. В статье рассмотрены компоненты, тематика, формы,

этапы создания веб-квеста. Приведен пример разработанного веб-квеста по тематике медиаобразования педагогов. Он содержит этапы подготовки проекта участниками, а также традиционные критерии оценки. Рассмотрены инструменты, показавшие себя как наиболее эффективные при работе, нацеленной на развитие медиаобразовательной среды.

Ключевые слова: веб-квест, медиаобразовательная среда, медиаобразование, медиа, творческие способности.

Развитие медиаобразования в России - важная тенденция современного образования. Медиаграмотность и процессы, включающие обучение на базе медиа, подтверждают свою актуальность. При рассмотрении ключевых тенденций в образовательной среде и факторов, обусловливающих их развитие, исследователи прослеживают определяющее значение медиаобразования. Обучающиеся не только используют медиатексты в качестве объектов исследования, но и создают собственный медиапродукт, учатся читать и анализировать источники различных медиа. Таким образом происходит овладение практическими навыками, следовательно, медиаобразование имеет своей целью всестороннее развитие личности обучающегося. Медиаграмотность является незаменимым инструментом развития навыков критического мышления, кроме того, она формирует навыки, которые необходимы для осмысления и анализа информации, поступающей в ежедневном потоке СМИ, а также новых медиа и данных, распространяемых с помощью новых коммуникационных технологий. Часто в сложной и противоречивой медийной среде, в которой конкурируют политические, экономические и идеологические интересы, личность нуждается в новых инструментах, которые обеспечивают её развитие, а также активное гражданское участие в общественных процессах. В связи с растущей ролью медиаобразования свою значимость подтверждает и тема подготовки педагогов к работе с новыми информационными технологиями и современными методиками. При этом и сами содержание, и форма программ переподготовки и повышения квалификации, различных ресурсов для обучения начинающих и опытных педагогов должны соответствовать требованиям времени. Методики, позволяющие самостоятельно или в команде решать творческие задачи, используя возможности сети Интернет, отличаются комплексностью, динамичностью и эмоциональной насыщенностью. В качестве перспективного способа использования Интернета при обучении в последние годы признана технология и формат веб-квеста. Современные технологии позволяют соединять разные виды и формы представления информации в новое качественное единство - медиаобразовательную среду.

Медиаобразовательной средой в нашем исследовании называется культурно-образовательная среда, где главным носителем информации для индивида является электронный образовательный ресурс различной модальности (текст, изображение, звук, видео) [1].

Педагогические цели медиаобразовательной среды шире, чем просто обучение конкретным знаниям, пишет В.В. Гура [1]. «Медиаобразование» К. Тупег определяет как «способность иметь доступ, анализировать и осуществлять коммуникацию в широком диапазоне форм» [2]. Таким образом, понятие медиаобра-зовательной среды соединяет в себе идею компьютеризированного обучения, которое осуществляется с помощью электронных образовательных ресурсов, насыщенных мультимедиа, и медиаобразования, т.е. получения знания в процессе взаимодействия с произведениями СМИ как информационно-культурной средой человека. Ключевым структурным элементом медиаобразовательной среды являются электронные образовательные ресурсы [1]. В их число входят веб-квесты, признанные экспертами перспективными для использования в современном образовании.

Исследования, посвященные методике использования веб-квестов в различных областях образования, проводили Е.Л. Багузинова, Г.А. Воробьева, И.Я Лернер, А.В. Вербитский, О.В. Львова, О.Л Осадчик и другие. Однако тематика применения веб-квестов для медиаобразования, а в особенности - для медиаобразования педагогов практически не освещена. Актуальность процессов развития медиаобразования в рамках формирования медиаобразовательной среды и перспективность использования веб-квестов подтверждают необходимость теоретической разработки данной проблемы.

Веб-квест позволяет проводить междисциплинарные интегрированные занятия, включающие в себя интерактивные методы с использованием 1Т-техноло-гий в процессе обучения.

Веб-квест - это специальным образом организованный вид самостоятельной исследовательской деятельности, для выполнения которой реализуется поиск информации в Интернете по указанным адресам. Его реализация основана на использовании 1Т-технологий и Интернет-ресурсов. Концепция веб-квеста была разработана в США в 90-х годах ХХ века в университете Сан-Диего. Веб-квест включал ряд определений в описании среды обучения с новой позиции [3].

В числе ключевых компонентов структуры веб-квестов исследователи выделяют следующие:

1. Введение. В нём заданы и описаны исходная ситуация веб-квеста, темы и цели проекта, сроки выполнения.

2. Задание. Распределение обязанностей и ролей участников, определение формы итогового результата.

3. Выполнение. Описание этапов работы, набор необходимых ссылок на Интернет-ресурсы, иные источники информации.

4. Заключение (оценивание). Критерии и параметры работы над веб-кве-стом, анализ результатов [4].

Тематика веб-квестов не ограничена, проблемные задания отличаются разной степенью сложности и сроками выполнения (от 1 - 3 сеансов работы в Интернете, до 2 - 3 месяцев работы, они называются долгосрочными) [5].

Традиционно формы веб-квестов характеризуют следующим образом:

- база данных по проблеме;

- своеобразный микромир (передвижение при помощи гиперссылок);

- интерактивная история;

- документ, в котором анализируется какая-либо сложная проблема, и который приглашает обучающегося согласиться или дискутировать с мнением авторов;

- интервью online с виртуальным персонажем [6].

Кроме того, результаты выполнения веб-квеста в зависимости от тематики и изученного материала могут быть представлены в виде доклада, презентации, эссе и т.д.

Этапы подготовки веб-квеста

Подготовка веб-квеста для педагогов начинается с определения целевой аудитории проекта. Далее следует разработка темы и идеи методического материала. Тема (о чем?) обычно основана на той предметной области, в которой работает педагог - будущий пользователь ресурса. Далее следует разработка структуры веб-квеста.

Для примера воспользуемся уже разработанным автором статьи материалом - веб-квестом, посвященным медиаобразованию. В веб-квесте пользователям Интернета было предложено познакомиться с использованием принципов медиаобразования в работе педагога путем выполнения заданий на материале средств массовой коммуникации с целью формирования культуры целесообразного использования контента медиа, развития творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиа-текстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиасредств [7], [8]. Когда речь идет о перспективных моделях развития медиаграмотности, акцент смещается от теоретических подходов и, как пишет Н.Б. Ковалева, актуализируется в интеграции теоретических подходов и особого внимания к теме организации практической деятельности [9]. Речь идет об обучении с помощью и на материале средств массовой коммуникации. Такой подход диктует стремительно развивающаяся информационная среда, которая требует новых компетенций в изменившихся реалиях профессиональной деятельности [10]. Выполнив задания этого веб-квеста, педагог сможет создать собственный видеоролик. В качестве задания предложена тема: «Урок: сделать полезное интересным». В пятиминутном видеоролике педагог может рассказать о тех инновациях, методиках или приемах, которые он использует в своей работе. Тема определена как для максимального раскрытия педагогом собственных творческих способностей, так и для диссеминации педагогического опыта. Подобные материалы становятся не просто разработкой новой темы, но и ступенью профессионального и личностного роста. Они позволяют автору материала посмотреть на свою педагогическую деятельность новым взглядом, находя в обыденных предметах новые грани, что помогает развить альтернативное мышление, умение видеть иные стороны в знакомом объекте. Задание позволяет пройти несколько этапов журналистского творчества: появление замысла, накопление фактического материала, определение структуры, проблемной стороны, далее следует конкретизация идеи и темы будущего произведения, изучение избранного предмета, окончательное оформление замысла, его конкретизация и исполнение.

Чтобы обозначить направление для подготовки сценария видеоролика или видеосюжета, педагогам были предложены вопросы: «Кто станет героем Вашего материала?» «Чьими глазами посмотрят зрители на Ваше занятие?» «Кто станет экспертом?» «Кто поделится эмоциональным интервью?» На эти вопросы педагог сможет ответить при подготовке ролика.

Ответ на вопросы: «Для чего нужно выполнение этого видеозадания? В чем значимость медиаобразования значимость для работы с обучающимися?» был дан в специально подготовленном автором веб-квеста двухминутном видеоролике (https://www.youtube.com/watch?v=3o-mQMNlXmo&feature=embJogo). Этот ролик вместе с веб-квестом размещен на сайте «Школы журналистики» ДЮЦ «Радуга» го. Пущино (https://jurnalistika.edumsko.ru/articles/post/1931136). Такая форма выбрана как для наибольшей наглядности, так и для демонстрации возможностей медиаобразования в действии.

Важность тематики медиаобразования подтверждалась представленной информацией о том, что обучение не просто с помощью медиа, а с помощью создания медиа делает образовательный процесс качественно иным. Так формируется культура грамотного использования контента медиа, развиваются творческие, коммуникативные способности обучающихся, а также навыки критического мышления, анализа и оценки медиатекстов. Ученики получают возможность научиться различным формам самовыражения при помощи медиасредств. Они сами вносят вклад в создание медиасреды и медиаобразовательной среды, получают обратную связь экспертов и зрителей.

Педагоги часто упоминают об использовании новых информационных технологий в обучении. Они применяют в своей работе презентации, видеофрагменты, воспитанники учатся пользоваться различными программами, справочными системами, электронными библиотеками, другими информационными ресурсами. Но и сама работа над видео может стать методом усвоения полученной информации - это одна из новых форм отражения содержательных занятий. Презентации проектов в видеоформате, переосмысление уже известных произведений с помощью видеообразов - форм масса. С помощью видеосюжетов, крупных проектов и интервью дети учатся строить эффективную речевую деятельность, изучают нормы эффективного социального взаимодействия.

Конкретизация задания

Сначала педагогу следует определиться с идеей видеопроизведения. Для этого ему следует либо воспользоваться собственным опытом, либо обратиться к необъятным возможностям Интернета.

С технической точки зрения для выполнения этого задания педагогу, а потом и, возможно, его ученикам следует последовательно освоить несколько ролей: корреспондент, оператор, монтажер. Основные программы монтажа, которые используются при подготовке подобных роликов: Sony Vegas, Shotcut, Movie Maker, Movavi Video Editor, Видеомонтаж, Adobe Premiere. Для исполнения указанных ролей педагогу следует воспользоваться информацией, находящейся по указанным в веб-квесте Интернет-адресам.

Когда теоретическая подготовка педагога достаточна для того, чтобы подтвердить ее практикой, следует приступить к выполнению задания. При освоении в ходе практики основ работы с видеокамерой, монтажными программами педагог сможет убедиться, что всё это - не самоцель, а только инструменты для медиатворчества. Впоследствии данный веб-квест может быть использован для медиаобразования обучающихся.

Библиографический список

Важный элемент медиаобразования - представление итогового продукта, именно оно обеспечивает активное социальное взаимодействие обучающихся и получение ими опыта коммуникации и социального опыта. Это может быть просмотр ролика в классе, демонстрация его в других классах, презентация на школьной конференции, размещение в сети (сайт образовательного учреждения, социальные сети и т.д.), размещение в эфире местных телеканалов (при должном качестве видеоматериала и обработки).

Традиционные критерии оценки видеоматериала:

- оригинальность замысла, сценарного хода, операторского и режиссерского решений;

- информационная насыщенность;

логичность повествования, отсутствие фактических, логических, речевых ошибок;

- содержательность работы, законченность сюжета;

- оригинальность использования художественных возможностей выразительных средств в воплощении замысла;

- использование звукового сопровождения;

- качество съемки - ровные кадры, оригинальность ракурсов, движение в кадре;

- качество монтажа - время воспроизведения кадров правильно подобрано, соблюдаются правила сочетания планов, отсутствуют стоящие друг за другом планы, снятые с одной точки и одной крупностью и т.д.

Технология веб-квест позволяет внести весомый вклад в развитие медиа-образовательной среды для эффективной деятельности педагога и последующего воспроизведения полученных в ходе медиаобразования знаний в работе с учениками. Полиформатность веб-квеста дает возможность автору проекта осуществить наибольший охват ролей при подготовке, а значит, позволяет лучше понять богатство тематических связей, усвоить необходимую информацию, раскрыть творческие способности.

1. Гура В.В. Системный подход при педагогическом проектировании медиаобразовательной среды. Известия ТРТУ. 2006; 118 - 122.

2. Tyner K. Literacy in a Digital World - Lawrence Erlbaum Associates, Publishers, Mahwah. New Jersey, London, 1998.

3. Фролова М.И. Формирования общекультурных компетенций и толерантности студентов в процессе художественного образования с применением веб-квест технологий. Проблемы современного педагогического образования. 2017.

4. Дроботенко Ю.Б. Организация самостоятельной работы студентов в вузе при изучении педагогических дисциплин. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Омск, 2006.

5. Осадчук О.Л. Использование веб-квест технологий в самостоятельной работе студентов педагогического вуза по дисциплинам профессионального цикла. Вестник КГПУ имени В.П. Астафьева. 2010; № 1: 175 - 180.

6. Мухина Т.Г Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе: учебное пособие. Нижний Новгород: ННГАСУ 2013.

7. Федоров А.В. Медиаобразование: вчера и сегодня. Москва: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2009.

8. Федоров А.В. Медиаобразование: история и теория. Москва: МОО «Информация для всех», 2015.

9. Ковалева Н.Б. Медиаобразовательные перспективы рефлексивно-позиционного развития личности и способностей учащихся. Медиаобразование Media Education Theories. 2017; № 1: 9 - 25.

10. Ковалева Н.Б. Сюжетно-деятельностные технологии в медиаобразовании. Москва: МПГУ, 2015.

References

1. Gura V.V. Sistemnyj podhod pri pedagogicheskom proektirovanii mediaobrazovatei'noj sredy. Izvestiya TRTU. 2006; 118 - 122.

2. Tyner K. Literacy in a Digital World - Lawrence Erlbaum Associates, Publishers, Mahwah. New Jersey, London, 1998.

3. Frolova M.I. Formirovaniya obschekul'turnyh kompetencij i tolerantnosti studentov v processe hudozhestvennogo obrazovaniya s primeneniem veb-kvest tehnologij. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2017.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Drobotenko Yu.B. Organizaciya samostoyatel'nojraboty studentov v vuzepriizucheniipedagogicheskih disciplin. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Omsk, 2006.

5. Osadchuk O.L. Ispol'zovanie veb-kvest tehnologij v samostoyatel'noj rabote studentov pedagogicheskogo vuza po disciplinam professional'nogo cikla. Vestnik KGPU imeni V.P. Astafeva. 2010; № 1: 175 - 180.

6. Muhina T.G. Aktivnye i interaktivnye obrazovatel'nye tehnologii (formy provedeniya zanyatij) v vysshej shkole: uchebnoe posobie. Nizhnij Novgorod: NNGASU, 2013.

7. Fedorov A.V. Mediaobrazovanie: vchera isegodnya. Moskva: Izd-vo MOO VPP YuNESKO «Informaciya dlya vseh», 2009.

8. Fedorov A.V. Mediaobrazovanie: istoriya i teoriya. Moskva: MOO «Informaciya dlya vseh», 2015.

9. Kovaleva N.B. Mediaobrazovatel'nye perspektivy refleksivno-pozicionnogo razvitiya lichnosti i sposobnostej uchaschihsya. Mediaobrazovanie Media Education Theories. 2017; № 1: 9 - 25.

10. Kovaleva N.B. Syuzhetno-deyatel'nostnye tehnologii v mediaobrazovanii. Moskva: MPGU, 2015.

Статья поступила в редакцию 22.01.20

УДК 378

Naumova Yu.A, Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Novosibirsk State University of Economics and Management (Novosibirsk, Russia),

E-mail: yk-mail@mail.ru

Tereshina A.L., senior teacher, Novosibirsk State University of Economics and Management (Novosibirsk, Russia), E-mail: a_tereshina@mail.ru

FEATURES OF THE RELATIONSHIP BETWEEN TYPES OF ETHNIC IDENTITY, PERSONALITY TRAITS AND VALUE ORIENTATIONS IN THE EDUCATION PROCESS. The article presents a comprehensive study of the relationship of types of ethnic identity with personality traits and value orientations of students. The authors come to the conclusion that the more personality traits such as sociability, coping, openness to experience, and the higher the severity of value-semantic self-determination, the more likely that such a person is characterized by ethnic tolerance. The study is considered, the respondents of which were first and second year students of different levels of training In conclusion, the idea is substantiated that the discovered relationships demonstrate the characteristic of intolerant types of identity, as a poorly formed orientation toward self-development, difficulties in determining the goals of life, and low internal activity of the student's personality.

Key words: Types of ethnic identity, ethnic tolerance, personality factors, value orientations, students.

Ю.А. Наумова, канд. психол. наук, доц., Новосибирский государственный университет экономики и управления, г. Новосибирск,

E-mail: yk-mail@mail.ru

А.Л. Терешина, ст. преп., Новосибирский государственный университет экономики и управления, г. Новосибирск, E-mail: a_tereshina@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.