ЭЛЕКТРОННЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ 2020*66(5)
Социальные аспекты здоровья населения / Social aspects of Population Health '
13.11.2020 г.
DOI: 10.21045/2071-5021-2020-66-5-2
1Попсуйко А.Н., 1Данильченко Я.В., 1Бацина Е.А., 1Карась Д.В., 2Крючков Д.В., 1Артамонова Г.В.
ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ ПРИМЕНЕНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
1ФГБНУ «Научно-исследовательский институт комплексных проблем сердечно-сосудистых заболеваний», Минобрнауки России, г. Кемерово
2ГБУЗ КО Новокузнецкий клинический противотуберкулезный диспансер», г. Новокузнецк
Резюме
Актуальность. В Указе Президента РФ от 6.06.2019 г. № 254 «О Стратегии развития здравоохранения в РФ на период до 2025г.» в качестве приоритетных направлений развития среди прочих указаны: разработка и внедрение новых медицинских и информационных технологий в здравоохранение, развитие системы управления качеством медицинской помощи и цифровизация. Они же названы и в перечне ключевых направлений деятельности Минздрава РФ на период 2019 - 2024 гг. Очевидно, что работа в рамках обозначенных направлений возможна только с применением современных научно обоснованных подходов к управлению, а развитие системы предполагает улучшение, в том числе управленческих процессов, с опорой на лучшие российские и международные практики современного менеджмента в здравоохранении.
Цель. Оценить возможности применения современных технологий управления для повышения гибкости и эффективности деятельности медицинской организации.
Материалы и методы исследования. С помощью теоретического анализа и синтеза с использованием баз данных РИНЦ, Google Scholar, справочной системы «Гарант», информации открытых интернет-источников с применением поисковой системы Яндекс по ключевым словам проведен анализ отечественной и зарубежной литературы, нормативно-правовой документации за период с 2015 по 2020 гг.
Результаты. На основе проведенного анализа и с опорой на функциональный принцип авторами предложена классификация современных технологий управления, применяемых в здравоохранении, в форме трех групп, что позволило структурировать процесс управления деятельностью медицинской организацией в зависимости от поставленных задач. На этом основании выделены 1) технологии, обеспечивающие разработку и реализацию организационных решений, 2) технологии, обеспечивающие лечебно-диагностический процесс, качество и безопасность медицинской помощи и 3) технологии управления человеческими ресурсами. Каждая группа технологий представлена совокупностью организационных решений, характеристика которых представлена в работе.
Заключение. Использование гибких технологий обусловлено необходимостью реагирования на изменения деловой среды, адаптации системы управления к новым условиям. Недостаточное внимание со стороны руководителей медицинских организаций может быть обусловлено объективными ограничениями, связанными с нормативной природой функционирования медицинских учреждений и имеющимися кадровыми ограничениями, не позволяющими сформировать необходимые управленческие компетенции у персонала. Накопленный успешный опыт внедрения отдельных инструментов проектного управления, Agile-подхода и иных современных технологий управления в международной практике систем здравоохранения позволяет говорить о возможности их тиражирования для улучшения процессов управления медицинскими организациями России.
Ключевые слова: современные инструменты и методы управления в здравоохранении; проектное управление; гибкие технологии управления.
Контактная информация: Данильченко Яна Владимировна, е-mail: daniyv@kemcardio.ru
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Для цитирования: Попсуйко А.Н., Данильченко Я.В., Бацина Е.А., Карась Д.В., Крючков Д.В., Артамонова Г.В. Технологии управления: от теории к практике применения в учреждениях здравоохранения. Социальные аспекты здоровья населения [сетевое издание] 2020; 66(5):2. URL:
http://vestnik.mednet.ru/content/view/1195/30/lang.ru/ DOI: 10.21045/2071-50212020-66-5-2
1Popsujko A.N., 1Danilchenko Y.V., xBatsma E.A., xKaras D.V., 2Kryuchkov D.V., 1Artamonova G.V.
MANAGEMENT TECHNOLOGIES: FROM THEORY TO PRACTICAL APPLICATION IN HEALTH CARE INSTITUTIONS
^Research Institute for Complex Issues of Cardiovascular Diseases, Ministry of Education and Science of the Russian Federation, Kemerovo
Novokuznetsk Clinical Tuberculosis Clinic, Novokuznetsk Abstract
Significance. Development and implementation of new medical and information technologies in healthcare, development of quality management system and digitalization are prioritized by the Decree of the President of the Russian Federation as of June 6, 2019 No.254 «On Strategy on healthcare development in the Russian Federation for the period until 2025». They are also mentioned in the list of key activities of the Ministry of Health of the Russian Federation in 2019-2024.
Modern evidence-based management approaches are necessary to work in the mentioned fields, while the system development requires improvements including improvements in the management process based on best Russian and international practices in modern management in healthcare. Purpose. To assess the possibility of using modern management technologies to increase flexibility and efficiency of the medical organization.
Material and methods. Analysis of domestic and foreign literature, normative legal documents for the period from 2015 to 2020 was carried out by means of theoretical analysis and synthesis using databases of the Russian Science Citation Index, Google Scholar, «Garant» reference system, open Internet sources and keywords search in Yandex search system.
Results. Based on the analysis and guided by the functional principle, the authors have proposed a three-group classification of modern management technologies in healthcare allowing to structure the management process in a health care organization depending on the objectives. The groups include: 1) technologies that ensure development and implementation of organizational solutions; 2) technologies that ensure treatment and diagnostic process, quality and safety of health care; and 3) technologies for human resource management. Each group of technologies is represented by a set of organizational solutions, the characteristics of which are presented in this study.
Conclusion. Application of flexible technologies is determined by the need to cope with changes in the business environment and to adapt the management system to new conditions. Due to objective restrictions related to the normative nature of the facility functioning and existing personnel limitations preventing development of the necessary managerial competencies of the staff, managers of health care organizations may not be able to properly attend to these issues. At the same time, the accumulated successful experience in implementing individual project management tools, the Agile method and other modern management technologies in the
international practice suggest their possible replication to improve management processes in health care organizations in Russia.
Scope of application. The study results can be used by healthcare managers, heads of health care organizations in developing and implementing managerial decisions, selecting modern tools and management technologies in order to achieve flexibility and efficiency of the institution's performance, as well as by regional authorities in public health in determining priorities for organizational development of health care organizations.
Keywords: modern tools and methods of management in healthcare; project management; flexible management technologies.
Corresponding author: Yana V. Danilchenko, еmail: daniyv@kemcardio.ru Information about authors:
Popsuyko A.N., http://orcid.org/0000-0002-5162-0029 Danilchenko Y.V., http://orcid.org/0000-0001-8308-8308 Batsina E.A., http://orcid.org/0000-0002-4123-006X Karas D.V., http://orcid.org/0000-0002-6506-2769 Kruchkov D.V., http://orcid.org/0000-0002-5408-6562 Artamonova G.V., http://orcid.org/0000-0003-2279-3307 Acknowledgments. The study had no sponsorship. Conflict of interests. The authors declare no conflict of interest. For citation: Popsujko A.N., Danilchenko Y.V., Batsina E.A., Karas D.V., Kryuchkov D.V., Artamonova G.V. Management technologies: from theory to practical application in health care institutions. Social'nye aspekty zdorov'a naselenia / Social aspects of population health [serial online] 2020; 66(5):2. Available from: http://vestnik.mednet.ru/content/view/1195/30/lang.ru/ DOI: 10.21045/2071-50212020-66-5-2. (In Rus).
Введение
За последние десятилетия отечественным здравоохранением пройден огромный путь от почти полной технологической изоляции до активного участия российских специалистов в создании и разработке новейших технологий, которые используются по всему миру [1]. Тем не менее, в настоящее время, система здравоохранения характеризуется как инерционная и консервативная. Правительство страны ставит перед ней очень амбициозные цели, достижение которых требует серьезных усилий со стороны высшего руководства медицинских организаций (МО).
В Указе Президента РФ от 6 июня 2019 г. № 254 «О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года» в качестве приоритетных направлений развития среди прочих указаны: разработка и внедрение новых медицинских и информационных технологий в здравоохранение, развитие системы управления качеством медицинской помощи и цифровизация. Они же названы и в перечне ключевых направлений деятельности Минздрава РФ на период 2019 - 2024 гг. [2]. Очевидно, что работа в рамках обозначенных направлений возможна только с применением современных научно обоснованных подходов к управлению, а развитие системы предполагает улучшение, в том числе управленческих процессов, с опорой на лучшие российские и международные практики современного менеджмента в здравоохранении. Как отметил председатель Комитета Государственной Думы по охране здоровья Дмитрий Морозов: «сегодня стала очевидна необходимость осмысления современных финансово-организационных моделей здравоохранения» [3].
Цель. Оценить возможности применения современных технологий управления для повышения гибкости и эффективности деятельности медицинской организации.
Методы исследования
Для достижения поставленной цели был проведен анализ отечественной и зарубежной литературы, а также нормативно-правовой документации за период с 2015 по 2020 гг. В качестве маркеров поиска были использованы такие ключевые слова, как «гибкие технологии», «современные технологии управления», «Agile», «Канбан», «Scrum», «бережливое производство», «принятие управленческих решений».
Для исследования были использованы базы данных Российского индекса научного цитирования (РИНЦ), поисковой системы по полным текстам научных публикаций Google Scholar, справочной системы «Гарант». Проведен анализ публичных докладов представителей органов власти по вопросам развития системы управления здравоохранением, информации открытых интернет-источников с применением поисковой системы Яндекс, нормативных и правовых документов.
В анализ включено 50 публикаций. Для формирования обзора отобраны репрезентативные исследования (39 публикаций) в данной сфере.
Применены методы теоретического анализа и синтеза.
Результаты
Считается, что изменения в процессах управления медицинскими организациями могут служить как катализатором, так и серьезным препятствием для развития и становления нового, качественного уровня функционирования всех элементов системы здравоохранения [4]. Адаптация современной системы управления здравоохранением к новым вызовам предполагает, как ревизию уже накопленного опыта применяемых организационных решений, так и научное обоснование новых технологий, форм, методов и моделей управления.
На основе проведенного анализа и с опорой на функциональный принцип авторами предложено представить современные технологии управления, применяемые в здравоохранении, в форме трех групп (рис. 1).
Рис. 1. Группы современных управленческих технологий в
здравоохранении
Предложенная группировка позволяет структурировать процесс управления деятельностью медицинской организацией в зависимости от поставленных задач. На этом основании выделены 1) технологии, обеспечивающие разработку и реализацию организационных решений, 2) технологии, обеспечивающие лечебно-диагностический процесс, качество и безопасность медицинской помощи и 3) технологии управления человеческими ресурсами.
Каждая группа технологий представлена совокупностью организационных решений, характеристика которых будет представлена в настоящей работе.
Среди основных предпосылок внедрения проектного подхода в деятельности медицинских организаций выделяют следующие: необходимость улучшения деятельности МО; наличие проблем, решение которых не входит в зону от-
ветственности ни одного из структурных подразделений из-за нахождения на «стыке» функциональных областей, которые превосходят границы одного структурного подразделения; необходимость решения сложных проблем, которые требуют участия специалистов разного профиля из разных структурных подразделений [5].
Проектное управление все чаще рассматривается в качестве организационного механизма управления изменениями, а также служит основанием новой схемы взаимодействия между подразделениями и исполнителями проектов развития МО [6]. Востребованность проектного управления в системе здравоохранения подтверждается наличием представителей медицинской отрасли среди участников ежегодного конкурса профессионального управления проектной деятельностью - «Проектный Олимп», «целями которого являются: широкое распространение инструментов проектного управления в государственном секторе, повышение эффективности деятельности органов государственной власти, а также государственных корпораций и компаний, оказывающих наиболее значительное влияние на развитие экономики» [7, 8]. Так, например, в число лучших практик в области проектного управления по итогам конкурса в 2019 г. вошел Региональный центр организации первичной медико-санитарной помощи Свердловской области.
Повсеместное применение проектного управления в России обеспечивается необходимой инфраструктурой, которая включает наличие локальных, региональных и федеральных проектных офисов. Примером функционирования подобной инфраструктуры на региональном уровне может служить проектный офис по строительству Центра ядерной медицины в г. Пенза, региональные проектные офисы для внедрения «бережливых поликлиник» открыты в различных субъектах РФ. Федеральный уровень представлен федеральным проектным офисом Министерства здравоохранения Российской Федерации, а локальный -
практикой создания проектного офиса в Республиканской клинической больнице № 5 г. Саранска (приказ главного врача № 22612-0 от 05.02.2018 г.).
Гибкие, интеративные и инкрементные методологии управления, объединенные общим названием Agile-подход доказали свою эффективность в рамках проектного управления [9] и могут быть рассмотрены в качестве самостоятельных технологий менеджмента здравоохранения.
В основе применения методологии Agile положены следующие принципы:
1. Люди и взаимодействия важнее процессов и инструментов;
2. Работающие продукты важнее исчерпывающей документации;
3. Сотрудничество с заказчиком важнее проработки деталей контракта;
4. Готовность к изменениям важнее следования первоначальному плану.
Исходно данная методология использовалась в IT-индустрии, позднее, получила распространение в других отраслях через применение методов: Scrum, Kanban, бережливое производство (lean production) [10].
Метод Scrum заключается в ориентации на результат и ориентированность на клиента, что является исходной ценностью для системы здравоохранения в реализации пациент-ориентированного подхода. Более подробно с технологией использования Scrum можно ознакомиться в открытых источниках [11].
Существует мнение о том, что государственным учреждениям, деятельность которых основывается на законодательстве, методологии Agile не нужны [12]. Деятельность медицинских организаций в системе здравоохранения РФ регулируется нормативным подходом. На этом основании можно говорить о невозможности применения Agile-подхода ввиду объективных ограничений. Однако, существует противоположное экспертное мнение, в котором медицинскую
отрасль называют возможной областью применения Agile, а Scrum и Kanban являются наиболее популярными методами в государственном управлении [12]. Известно, что только 6% организаций здравоохранения в мире используют Agile [13].
Применение Agile в здравоохранении России имеет как преимущества, так и недостатки (табл. 1) [14].
Таблица 1
Преимущества и недостатки применения Agile в медицине
Преимущества Недостатки
Нет необходимости тратить время на работу, которая не добавляет ценности. Функции, роли и шаги процесса валиди-руются заинтересованными сторонами на сессиях по сбору обратной связи. Требует значимого участия заинтересованных сторон (или клиента).
Нет проблем с управлением, связанным с формальными запросами на изменение. Компоненты процесса, разрабатываемые командой, проверяются заинтересованными сторонами в конце итерации. Снижение бюрократии. В условиях неопределенности невозможно сказать, что получится в результате.
Нет необходимости тратить время на неопределенности в планировании, так как работа планируется в рамках двух-четырехнедельной итерации и последующих итераций. Команда разрабатывает план работы и не нужно принимать все решения в начале. Agile требует сильной команды экспертов в предметной области.
Agile приносит пользу в условиях неопределенности гораздо быстрее, чем традиционное управление проектами. В отличие от команд разработчиков программного обеспечения, в здравоохранении обычно нет никого, кто тренирует команду по Agile практикам.
Несмотря на недостатки, методология Agile нашла свое применение в си-
стеме здравоохранения в форме КапЬап. Здесь можно отметить Красноярскую краевую клиническую больницу, которая применяет данную технологию для поддержки организационных решений в части исполнения требований Рос-здравнадзора по обеспечению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
В системе здравоохранения России метод Agile используется для реализации проектов «Бережливая поликлиника (стационар)» и «Новая модель медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь».
Авторам настоящей статьи близка мысль о том, что необходимость использования цифровых технологий в здравоохранении обусловлена наличием положительных эффектов, а именно: улучшение медицинских услуг и рабочих процессов, обеспечение поддержки принятия решений и клинической информации для медицинских работников, повышение качества и безопасности медицинской помощи, повышение эффективности ухода за пациентами, предотвращение врачебных ошибок и сокращение расходов [15].
Развитие цифровых технологий в России предусмотрено национальным проектом «Цифровая экономика». Со слов заместителя министра здравоохранения России Павла Пугачева, ключевым направлением цифровой трансформации в системе российского здравоохранения является переход на датацентричную модель, которая позволит обеспечить преемственность медицинской помощи и повсеместное внедрение электронного документооборота [16]. Подтверждением этих слов является уже функционирующая единая медицинская информационно-аналитическая система Москвы [17]. Кроме того, в перспективе до 2024 г. предполагается создание единого цифрового контура на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, а также дальнейшее развитие региональных информационных систем.
В здравоохранении России можно обнаружить многочисленные практики применения цифровых технологий для обеспечения качества и безопасности медицинской помощи, для обеспечения системы поддержки клинических решений, для повышения производительности труда медицинских работников, а также для оптимизации внутренних процессов медицинских организаций, в том числе, внедрения электронного документооборота. Так, резидентом Фонда «Сколково», в апреле 2020 года, была разработана система поддержки принятия врачебных решений ^вЬюшсй, которая была утверждена Росздравнадзором [18].
В мировой практике можно найти аналогичный опыт внедрения собственной цифровой медицинской информационной системы. В госпитале Сеульского национального университета Бундан (Bundang) разработана система BESTCare (Bundang Hospital Electronic System for Total Care), которая состоит из системы поддержки принятия клинических решений и онлайн-системы управления ресурсами в режиме реального времени [19].
Внедрение цифровых технологий связано с развитием телемедицины, использованием искусственного интеллекта, робототехники. В РФ с января 2018 года вступил в силу закон о телемедицине, согласно которому у врачей есть возможность помогать пациентам на расстоянии [20].
Активно используется робототехника при проведении высокоточных хирургических вмешательств. Например, в Федеральном центре сердца, крови и эндокринологии им. В.А. Алмазова (г. Санкт-Петербург) выполняется около сотни операций в год совместно с роботом-хирургом Da Vinci [21]. В Федеральном центре сердечно-сосудистой хирургии г. Хабаровска в гибридной операционной используется роботизированная система Artis Zeego [22].
Особое значение в создании единого цифрового контура в здравоохранении приобретают мобильные приложения. В мировой практике это направление реализуется в рамках концепции мобильного здравоохранения (mHealth, mobile health). Существует мнение, что mHealth - это тихая технологическая, медицинская и социальная «революция», происходящая уже сейчас, которая рано или поздно существенно повлияет на все здравоохранение в целом [23].
В системе российского здравоохранения имеются примеры использования мобильных приложений (например, в НИИ «Комплексных проблем сердечнососудистых заболеваний» (г. Кемерово) создано первое в России мобильное приложение реабилитации пациентов, перенесших операцию на сердце [24]).
Катализатором развития цифровых технологий в здравоохранении всего мира послужила пандемия COVID-19. В результате 20 марта 2020 г. Правитель-
ство Сингапура запустило мобильное приложение trace - together, которое позволяет обнаружить и идентифицировать контактные лица на основе расстояния и продолжительности встречи между двумя пользователями. В США мобильное приложение Natural Cycles адаптировали под возможность медицинских работников дистанционно контролировать процесс лечения, а пациентам сообщать о возможных симптомах коронавируса [25].
Перспективным считается развитие систем управления взаимоотношениями с пациентами (CRM) на основе единой мультимедийной платформы, объединяющей информационные системы больниц (HIS), электронные медицинские карты (EHR), лабораторные информационные системы (LIS), больничные веб-платформы, центры обработки вызовов [15].
Следовательно, цифровые технологии являются эффективным инструментом, позволяющим дать ответы на внутренние и внешние вызовы медицинских организаций, однако их использование сопряжено с рядом трудностей. Исследования показывают, что только 4,3% от общего числа МО г. Москва, и 3,4% от общего числа МО по всей России полностью отказались от бумажной карты пациента. Отвечая на вопрос «Сколько дистанционных консультаций Вы провели за последний месяц», в целом ответ «ни одной» был у 80% респондентов [26]. Отметим, что результаты опороса «Практическое применение медицинскими работниками цифровизации здравоохранения» датированы 31 октября 2019 г. и наглядно иллюстрирует существующие проблемы в развитии процесса цифро-визации здравоохранения. Поэтому интересным видится дальнейшее исследование для сравнения результатов применения цифровых технологий медицинскими работниками «до ситуации с коронавирусом» и «после».
В развитии цифровизации здравоохранения РФ считаем необходимым принять во внимание выводы международных экспертов о том, что «до недавнего времени оцифровка здравоохранения была в основном направлена на создание EHRs (электронных медицинских карт) для пациентов, а не TDHS (тоталь-
ных цифровых систем здравоохранения), которые одновременно предлагают внутриорганизационное и межорганизационное взаимодействие и создают большие возможности» [27].
Таким образом, развитие цифровых технологий в здравоохранении должно быть основано на принятии системных решений, интеграции сервисов, что позволит решить задачу создания единого цифрового контура.
В основе принятия и реализации большей части управленческих решений в здравоохранении положен процессный подход [28]. Руководствуясь этим посылом, на примере управления персоналом авторами показана взаимосвязь между этапами процесса и применяемыми технологиями (табл. 2).
Таблица 2
Взаимосвязь между этапами процесса управления персоналом и применяемыми технологиями
Название этапа процесса управления персоналом Современные технологии управления персоналом
Планирование численности персонала Классические инструменты планирования на основе анализа потребности медицинской организации.
Рекрутинг (подбор персонала) Screening (скрининг), Headhunting (охота за головами), Leasing (лизинг), Preliming (прелиминаринг).
Заключение трудового договора Заключение договора в соответствие с ТК РФ.
Введение в должность Наставничество
Непрерывное обучение Цифровые технологии обучения и развития персонала, внутреннее обучение, программы непрерывного профессионального образования.
Оценка результатов работы Внутренняя и внешняя аттестация
Развитие персонала Коучинг
В настоящее время управление персоналом в МО осуществляется во взаи-
мосвязи традиционных и современных подходов. Практика планирования персонала опирается на традиционный подход обеспечения стабильности персонала, снижения его текучести. Для этого определяется текущая и перспективная потребность организации в персонале. Рекрутинг (подбор персонала) осуществляется при помощи внутренних и внешних источников. Обзорно остановим-
ся на современных технологиях рекрутинга и возможностях его применения в системе здравоохранения [29].
Screening (скрининг) - с перевода на русский (отбор, сортировка) - «поверхностный подбор». При поиске кандидатов ориентируются на обобщенные требования (сфера или отрасль, образование, опыт работы, квалификация). Позволяет собрать максимальное количество резюме, из которых потом и отбирают подходящего специалиста. Данный подход является наиболее распространенным в системе здравоохранения при проведении конкурсного отбора на вакантные должности.
General recruitment (деловые контакты) - подбор специалистов на вакантные места посредством формирования перечня потенциальных организаций отрасли в регионе, которые могут выступить поставщиками высококвалифицированных кадров.
Headhunting (охота за головами) - прямой поиск персонала. Применяется в тех случаях, когда необходим специалист высокого профессионального уровня, с чётко заданными навыками, а на рынке труда такого не найти. Данный подход в здравоохранении может использоваться для поиска узкопрофильных специалистов.
Leasing (лизинг). Данный метод представляет собой долговременную «аренду» специалиста. Предварительно обсуждаются задачи, условия, заключается временный договор. По его истечению работник освобождается от трудовых обязательств.
Preliming (прелиминаринг). Список соискателей формируется из числа успешных и способных студентов и учащихся профильных учреждений. Кандидатам предлагается стажировка с возможностью дальнейшего развития и трудоустройства.
В современном представлении наставничество в общем смысле представляет собой обучение, консультирование, а также оценку нового сотрудника более опытным специалистом [30]. Наставник через трансляцию собственного профессионального опыта способствует развитию профессиональных, управленческих навыков, тем самым обеспечивая преемственность знаний в медицинской организации. Наставничество играет важную роль для молодого специалиста в процессе его адаптации на рабочем месте, включая знакомство с базовыми документами, регламентирующими деятельность организации, а также ценностями, традициями и корпоративной культурой.
Наставничество позволяет новому сотруднику в краткие сроки получить необходимый практический опыт и полноценно приступить к работе, вне зависимости от уровня уже имеющихся теоретических навыков. При помощи наставника, молодой сотрудник в самые короткие сроки сможет адаптироваться в новых условиях, войти в уже сформированный трудовой коллектив, обрести уверенность в себе, переступить через эмоциональную напряженность и волнение [30]. Наставничество создает условия для минимизации ошибок молодым специалистом на начальном этапе профессиональной карьеры, что представляет исходную ценность для системы здравоохранения. Отметим, что наставничество сегодня рассматривается в качестве эффективного инструмента содействия развитию профессиональных и личностных качеств сотрудников на протяжении всего профессионального пути.
Учитывая востребованность технологии наставничества в системе управления персоналом, научно-исследовательский интерес представляет обобщение лучших практик медицинских организаций России в этом направлении. Обращает на себя внимание опыт ГАУЗ РКБ им. Семашко Республики Бурятия, где с 2013 г. создан Совет наставников [31]. В рамках деятельности данного совета формируются индивидуальные планы развития сотрудников, создана система мотивации в виде премии для лучшего наставника и наставляемого.
Процесс обучения и развития персонала медицинской организации включает в себя выполнение следующих стадий: формирование плана обучения, поиск обучающих организаций; обучение; оценка результативности обучения. Планирование обучения осуществляется с учетом обязательных требований по основной деятельности и дополнительных потребностей медицинской организации в развитии новых компетенций, мотивации развития работника. В настоящее время активное применение находят технологии цифрового обучения, которое может рассматриваться в качестве возможной альтернативы традиционному обучению [32].
Оценка труда медицинских работников осуществляется на основании критериев эффективности деятельности сотрудников согласно трудовым договорам. Процесс прохождения внешней аттестации медицинских сотрудников регламентирован нормативными и правовыми документами. Оценка эффективности труда работников осуществляется на основании оценки критериев эффективного контракта. Порядок оценки и перехода медицинских организаций на эффективный контракт определены нормативными документами Министерства здравоохранения РФ [33].
Объектом настоящего анализа в качестве современной технологии развития персонала выбран коучинг. Считается, что он оказывает положительное влияние на производительность труда, выполнение трудовых функций, устойчивость, внимательность и целенаправленную деятельность сотрудника. Положительный эффект достигается благодаря умению коуча (тренера) задавать развивающие вопросы обучающемуся, отвечая на которые раскрываются возможности его внутреннего потенциала для достижения поставленных целей. Гибкость и многообразие форм (телефонные сессии, текстовые сообщения, очные и онлайн сессии) применения коучинга делают эту технологию востребованной во многих отраслях [34].
В системе здравоохранения коучинг рассматривается в качестве технологии управления персоналом, оказывающей помощь врачам и специалистам, находящимся в состоянии эмоционального выгорания, столкнувшимся с жизненными проблемами и трудностями, а также врачам, чья личная и профессиональная жизнь идет стабильно, но которые чувствуют, что у них есть неиспользованный потенциал. Результаты исследования 88 врачей по специальностям семейной медицины и педиатрии клиники Майо в 2019 г. показали, что после проведения 6 телефонных коуч-сессий, выгорание уменьшилось на 17,1% против увеличения на 4,9% в контрольной группе. В этом же году исследование 37 студентов-медиков первого года обучения в Медицинской школе Джорджтаунского университета, прошедших 2 коуч-сессии, показали у них значительное улучшение в управлении стрессом [35].
Это дает основание говорить, что коучинг может рассматриваться в качестве одного из инструментов управления персоналом, позволяющего эффективно решать, как личные, так и профессиональные вопросы сотрудников, а значит - ему необходимо уделять большее внимание.
В мировой практике применение коучинга в здравоохранении рассматривается значительно шире, чем просто технология управления персоналом. Широкое распространение получило направление деятельности под общим названием «Health coaching» («коучинг здоровья»), под которым понимается образовательная стратегия, основанная на мотивационном подходе, в которой особое внимание уделяется мотивации субъектов к изменению своего поведения в отношении здоровья, и в которой поощряется пациент-ориентированность [34].
В период с 2003 по 2018 гг. в США, Австралии, Германии, Нидерландах и Китае проводились исследования направленные на определение влияния «коучинга здоровья» на изменение поведения пациентов с факторами риска сердечно-сосудистых заболеваний в отношении собственного здоровья. Результаты показали, что положительные изменения наблюдались в отношении физической
активности участников исследования, диетического поведения, ответственности за здоровье и управление стрессом, за исключением курения [35]. Перспективность использования технологии «Health coaching» доказана и в лечении гипертонии [36].
Как и любая из технологий управления, коучинг имеет ограничения в применении. Существенным препятствием является отсутствие квалификации и компетенций у сотрудников медицинских организаций для проведения коуч-сессий. Приглашение внешнего коуча считается возможным, но является затратным. Развитие этой технологии в системе здравоохранения видится в повышении квалификации сотрудников для формирования компетенций в области ко-учинга, а также использовании отдельных элементов коучингового подхода в рамках традиционных инструментов работы с персоналом и пациентами, например, при проведении собеседования или внутренней аттестации, а также в процессе реабилитации пациентов, формировании комплаентности и работе «Школ пациентов».
В связи с чем, коучинг-технологии следует считать перспективными, однако для большего эффекта необходимы программы дополнительного профессионального образования медицинских работников, направленные на формирование у них «тренерских» умений по различным аспектам медицины.
Обсуждение
Анализ применения технологий управления в области здравоохранения находится в центре внимания современных исследователей. Представляет интерес работа Н.С Григорьева и А.Е. Демкиной, которая посвящена постановке проблемы поиска эффективных управленческих технологий для достижения целей Национального проекта «Здравоохранение» и Федерального проекта «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями» [37].
В работе И.А. Каприной отмечается необходимость использования научного подхода в процессе совершенствования технологий управления кадровыми
процессами в медицинской организации [38]. Современные технологии проектного и процессного управления в контексте формирования общего цифрового контура здравоохранения могут быть объединены, по замыслу Н.Н. Зубаревой, Л.А. Губаевой и П.В. Сороколетова, в модели адаптивного процессного управления медицинской деятельностью [39]. Е.Е. Корчагин с соавторами, а также В.А Липатов, И.Г Зайцев, Д.А. Северинов, В.С. Русова рассматривают развитие современных технологий управления во взаимосвязи с развитием информационных и цифровых технологий [8,40,41].
История возникновения методологии Agile рассматривается Т.М. Лозгаче-вой с соавторами [9]. Интересным представляется подход данных авторов в рассмотрении Agile в сравнении с методологией «научной организации труда», возникшей в начале 20-х годов ХХ века и представленной О.А. Ерманским в 1918 году. На основании проведенного исследования авторы приходят к выводу о своеобразной синхронизации и родственности данных методов. В этой связи видится полезным ретроспективный взгляд на проблему, который может быть почерпнут из анализа регионального опыта применения научной организации труда в здравоохранении Кузбасса [42].
В работе И.Н. Ткаченко и К.К. Сивокоз гибкие технологий Agile и Scrum рассматриваются в качестве ресурса управления стейкхолдерами проектов [10]. Несмотря на все многообразие представленных подходов в научной литературе встречаются единичные исследования, посвященные целостному анализу и возможности применения гибких технологий в здравоохранении.
Заключение
Применение современных технологий управления в здравоохранении органично сочетается с традиционными подходами. Использование гибких технологий обусловлено необходимостью реагирования на изменения деловой среды, адаптации системы управления к новым условиям. Недостаточное внимание со стороны руководителей медицинских организаций может быть обусловлено
объективными ограничениями, связанными с нормативной природой функционирования медицинских учреждений и имеющимися кадровыми ограничениями, не позволяющими сформировать необходимые управленческие компетенции у персонала. Вместе с тем, накопленный успешный опыт внедрения отдельных инструментов проектного управления, Agile-подхода и иных современных технологий управления в международной практике систем здравоохранения позволяет говорить о возможности их тиражирования для улучшения процессов управления медицинскими организациями России.
Библиография
1. Третьякова А.М. Роль и место медицинских технологий в современных системах здравоохранения. Медицинские технологии. Оценка и выбор. 2011;4:47-52.
2. План деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации на период 2019 - 2024г. (утв. Министерством здравоохранения РФ 28 января 2019г.). [Интернет] URL: http://base.garant.ru/72205924/ (Дата обращения: 28.07.2020).
3. Доклад председателя комитета по охране здоровья Дмитрия Морозова на заседании коллегии Минздрава России. Высшая школа организации и управления здравоохранением. [Интернет] URL: https://www.vshouz.ru/news/pravitelstvo/14925/. (Дата обращения: 28.07.2020).
4. Богма К.А. Краудсорсинг в системе российского здравоохранения. Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2017;3:192-196. DOI: 10.23394/2079-1690-2017-1-3-192-196
5. Бошкович Р. Формирование команд для внедрения системы управления качеством и безопасностью деятельностью медицинской организации. Вестник Росздравнадзора. 2019;1:79-88.
6. Килижекова Д.В., Попсуйко А.Н., Карась Д.В., Артамонова Г.В. Готовность медицинских работников к внедрению проекта «Внутренний контроль качества и безопасность медицинской деятельности». Комплексные проблемы сердечно-сосудистых заболеваний. 2020;9(S1):26.
7. Центр оценки и развития проектного управления. Проектный Олимп 2020: Конкурс профессионального управления проектной деятельностью. [Интернет] URL: https://www.isopm.ru/nabl_sovet/part-projects/ contests/proektnyy-olimp-2020/ (Дата обращения: 29.07.2020).
8. Липатов В.А., Зайцев И.Г., Северинов Д.А. О проблемах внедрения IT-систем в практическое здравоохранение. Бюллетень сибирской медицины. 2018;17(1): 177-190. DOI: 10.20538/1682-0363-2018-1-177-190
9. Лозгачева Т.М. Табекина О.А., Федотова О.В. Agile и научная организация труда: практика применения гибких методов в России. Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Экономика и управление. 2019;5(71)2:48-59.
10.Ткаченко И.Н., Сивокоз К.К Использование гибких технологий Agile и SCRUM для управления стейкхолдерами проектов. Управленец. 2017;4(68):85-95.
11.Башкирова Е.В., Ванина Э.Г. Agile как метод управления. Наука XXI века: актуальные направления развития. 2016;(2-1):156-158.
12.Мгерян Н.А. Применение Agile в современном управлении. Современный город: власть, управление, экономика. 2019;1:69-77.
13.Управленческая панацея: как настроить agile под себя [Интернет] URL: https://blog.pmpractice.ru/2019/12/03/upravlencheskaya-panaceya-kak-nastroit-agile-pod-sebya/ (Дата обращения: 29.07.2020).
14.Chet Stagnaro. Agile management can benefit healthcare process improvement projects. Becker's Hospital Review [Интернет] URL: https://www.beckershospitalreview.com/hr/agile-management-can-benefit-healthcare-process-improvement-projects.html (Дата обращения: 29.07.2020).
15.Yahia Baashar, Hitham Alhussian, Ahmed Patel, Gamal Alkawsi, Ahmed Ibrahim Alzahrani, Osama Alfarraj, et al. Customer relationship management systems (CRMS) in the healthcare environment: A systematic literature review. Computer Standards & Interfaces. 2020;71:103442. https://doi.Org/10.1016/j.csi.2020.103442
16.Замминистра здравоохранения назвал отказ от бумаги приоритетной задачей информатизации отрасли. Высшая школа организации и управления здравоохранением. [Интернет] URL: https://www.vshouz.ru/news/zayavleniya/14724/. (Дата обращения: 28.07.2020).
17.Единая медицинская информационно-аналитическая система Москвы (ЕМИАС) [Интернет] URL: http://emias.mos.ru/about/project/ (Дата обращения: 29.07.2020).
18.ТАССнаука. Разработка резидента «Сколково» стала первым медицинским изделием на основе искусственного интеллекта [Интернет] URL: https://nauka.tass.ru/nauka/8308587 (Дата обращения: 29.07.2020).
19.Хараз А., Маклакова Ю. Современные управленческие технологии в здравоохранении. Московская медицина. 2019;5(33):6-13.
20.Российская газета RG.RU Гусенко М. В России вступает в силу закон о телемедицине [Интернет] URL: https://rg.ru/2018/01/01/v-rossii-vstupaet-v-silu-zakon-o-telemedicine.html (Дата обращения: 29.07.2020).
21.Zdrav.expert Медтехпортал. Роботы-хирурги (мировой рынок) [Интернет] URLlhttp://zdrav.expert/index.php/Статья:РоботьI-хирурги_(миро-вой_рынок) (Дата обращения: 29.07.2020).
22.Федеральное государственное бюджетное учреждение федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии Министерства здравоохранения Российской Федерации г. Хабаровск. В центре открылась гибридная операционная - состоялся прорыв в сфере высокотехнологичных видов меди-
цинской помощи [Интернет] URL: http://www.cardiokhv.ru/viewnews/28. (Дата обращения: 29.07.2020).
23.Шадеркин И.А., Цой А.А., Сивков А.В., Шадеркина В.А., Просян-ников М.Ю., Войтко Д.А., и др. mHealth - новые возможности развития телекоммуникационных технологий в здравоохранении. Экспериментальная и клиническая урология. 2015;(2):142-148.
24.Google Play «Реабилитация пациентов 2» мобильное приложение [Интернет] URL: https://.com/store/apps/details? id=ru.kemcardio.rehab2&hl=ru (Дата обращения: 29.07.2020).
25.Aditya Kapoor, Santanu Guha, Mrinal Kanti Das, Kewal C. Goswami, Rakesh Yadav. Digital healthcare: The only solution for better healthcare during COVID-19 pandemic? Indian Heart Journal. 2020;72(2):61-64. doi:10.1016/j.ihj.2020.04.001
26.Эльянов М. Нужна ли врачам такая цифровизация? Продолжение. Пахать придется всем!!! Ассоциация развития медицинских информационных технологий. [Интернет] URL https://armit.ru/news/8904-nujna-li-vracham-takaya-cifrovizaciya-prodoljenie-pahat-pridetsya-vsem. (Дата обращения: 29.07.2020).
27.Lena Stephanie, Ravi S. Sharma. Digital health eco-systems: An epochal review of practice-oriented research. International Journal of Information Management. 2020;53:2-15. DOI: 10.1016/j.ijinfomgt.2019.10.017
28.Екимов А.К., Чолоян С.Б., Павловская О.Г. Шеенкова М.В., Данилова Л.В., Байгазина Е.Н., и др. Современное управление медицинской организацией на основе процессного подхода в российских научных публикациях. Менеджер здравоохранения. 2019;8:14-24.
29.Лютикова М.А., Нечушкина В.С. Использование систем управления талантами в управлении персоналом. Nauka-Rastudent.ru [электронный научный журнал] 2016;10:21. URL: https://nauka-rastudent.ru/34/3686/. (Дата обращения: 28.07.2020).
30.Караулова В., Лямаева Н. Система наставничества в здравоохранении Ульяновской области. Метод. 2019;1:45-47.
31.ГАУЗ «Республиканская клиническая больница им. Н.А. Семашко». В Республиканской больнице выбрали лучших наставников по итогам года. [Интернет] URL https://rkbsemashko.ru/news/main/564/?
sphrase id=16693. (Дата обращения: 29.07.2020).
32.Laura Martinengo, Natalie Jia Ying Yeo, Kasturi D/O Markandran, Maja Olsson, Bhone Myint Kyaw, Lorainne Tudor Car. Digital health professions education on chronic wound management: A systematic review. International Journal of Nursing Studies. 2020;104:103-512. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ijnurstu.2019.103512
33.Об утверждении Планов мероприятий по повышению эффективности федеральных государственных учреждений в части оказания государственных услуг и выполнения государственных работ на основе целевых показателей деятельности учреждения, совершенствования системы оплаты труда, включая меры по повышению оплаты труда соответствующих категорий работников, оптимизационные меры: Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 марта 2013 г. № 173 [Интернет] URL: https://base.garant.ru/70360346/. (Дата обращения: 28.07.2020).
34.Murray Erlich. Life coaching for doctors. Canadian Journal of Ophthalmology. 2020;55(3S1): 4-6. DOI: 10.1016/j.jcjo.2020.04.016
35.Seonuk An, Rhayun Song. Effects of health coaching on behavioral modification among adults with cardiovascular risk factors: Systematic review and meta-analysis. Patient Education and Counseling. 2020;1-10. https://doi.org/10.1016/j.pec.2020.04.029
36.Darlene Crittenden, Sherry Seibenhener, Bernita Hamilton. Health Coaching and the Management of Hypertension. The Journal for Nurse
Practitioners. 2017;13(5):e237-e239. https://doi.Org/10.1016/j.nurpra.2017.02.010
37.Григорьева Н.С., Демкина А.Е. Ограничения и возможности для достижения целей Национального проекта «Здравоохранение» в борьбе с сердечно-сосудистыми заболеваниями в условиях современной модели государственного устройства. Государственное управление. Электронный вестник [электронный научный журнал] 2019;76:258-278. URL: http://e-journal.spa.msu.ru/uploads/vestnik/2019/vipusk 76. oktjabr 2019 g./ soziologija upravlenija/grigorieva demkina.pdf. DOI: 10.24411/2070-13812019-10012 (Дата обращения: 28.07.2020).
38.Каприна И.А. Совершенствование управления кадровыми процессами в медицинских организациях. Исследования и практика в медицине. 2017;4(3)108-114. https://doi.org/10.17709/2409-2231-2017-4-3-11
39.3убарева Н.Н., Габуева Л.А., Сороколетов П.В. Модели адаптивного процессного управления медицинской деятельностью в условиях цифрового здравоохранения. Экономика: теория и практика. 2020;1(57):11-20.
40.Корчагин Е.Е., Гордеева Н.В., Демко И.В., Соловьева И.А., Крапо-шина А.Ю., Мамаева М.Г., и др. Использование информационных систем в здравоохранении. Сибирское медицинское обозрение. 2019;(3):106-111. DOI: 10.20333/2500136-2019-3-106-111
41.Русова В.С. Цифровое здравоохранение: разработка и применение в России. Креативная экономика. 2019;13(1):75-82. DOI: 10.18334/ce.13.1.39716
42.Бурдина Н.Н., редактор. Опыт НОТ в здравоохранении Кузбасса. Материалы конференции. Кемерово: 1984. 147 с.
References
1. Tret'yakova A.M. Rol' i mesto meditsinskikh tekhnologiy v sovremennykh sistemakh zdravookhraneniya [The role and place of medical technologies in the modern health care system]. Meditsinskie tekhnologii. Otsenka i vybor 2011;4:47-52. (In Russian).
2. Plan deyatel'nosti Ministerstva zdravookhraneniya Rossiyskoy Federatsii na period 2019 - 2024 g [Activity plan of the Health Ministry of the Russian Federation for the period 2019 - 2024]. Utv. Ministerstvom zdravookhraneniya RF 28 yanvarya 2019g. [Online] [cited 2020 Jul 28] Available from: http://base.garant.ru/72205924/ (In Russian).
3. Doklad predsedatelya komiteta po okhrane zdorov'ya Dmitriya Morozova na zasedanii kollegii Minzdrava Rossii [Report of the Chairman of the Health Protection Committee Dmitry Morozov at a meeting of the Board of the Health Ministry of Russia]. Vysshaya shkola organizatsii i upravleniya zdravookhraneniem. [Online] 2020 Jun 27 [cited 2020 Jul 28]. Available from: https://www.vshouz.ru/news/pravitelstvo/14925/ (In Russian).
4. Bogma K.A. Kraudsorsing v sisteme rossiyskogo zdravookhraneniya [Crowdsourcing in the Russian healthcare system]. Gosudarstvennoe i munitsipal'noe upravlenie. Uchenye zapiski SKAGS. 2017;3:192-196. DOI: 10.23394/2079-1690-2017-1-3-192-196 (In Russian).
5. Boshkovich R. Formirovanie komand dlya vnedreniya sistemy upravleniya kachestvom i bezopasnost'yu deyatel'nost'yu meditsinskoy organizatsii [Formation of teams for the implementation of a quality and safety management system for the activities of a health care setting]. Vestnik Roszdravnadzora 2019;1:79-88. (In Russian).
6. Kilizhekova D.V., Popsuyko A.N., Karas' D.V., Artamonova G.V. Gotovnost' meditsinskikh rabotnikov k vnedreniyu proekta «Vnutrenniy kontrol' kachestva i bezopasnost' meditsinskoy deyatel'nosti» [The readiness of medical workers to implement «Internal quality control and safety of medical
activities» project]. Kompleksnye problemy serdechno-sosudistykh zabolevaniy 2020;9(S1):26. (In Russian).
7. Tsentr otsenki i razvitiya proektnogo upravleniya. Proektnyy Olimp 2020: Konkurs professional'nogo upravleniya proektnoy deyatel'nost'yu [The centre for assessment and development of project management. Project Olympus 2020: Competition for professional project management]. [Online] [cited 2020 Jul 29]. Available from: https://www.isopm.ru/nabl sovet/part-projects/contests/proektnyy-olimp-2020/ (In Russian).
8. Lipatov V.A., Zaytsev I.G., Severinov D.A. O problemakh vnedreniya IT-sistem v prakticheskoe zdravookhranenie [On the problems of implementing IT systems in practical health care]. Byulleten' sibirskoy meditsiny 2018;17(1):177-190. DOI: 10.20538/1682-0363-2018-1-177-190 (In Russian).
9. Lozgacheva T.M. Tabekina O.A., Fedotova O.V. Agile i nauchnaya organizatsiya truda: praktika primeneniya gibkikh metodov v Rossii [Agile and scientific organization of labor: the practice of applying agile methods in Russia]. Uchenye zapiski Krymskogo federal'nogo universiteta imeni V.I. Vernadskogo. Ekonomika i upravlenie 2019;5(71)2:48-59. (In Russian).
10.Tkachenko I.N., Sivokoz K.K Ispol'zovanie gibkikh tekhnologiy Agile i SCRUM dlya upravleniya steykkholderami proektov [Using Agile and SCRUM Agile technologies to manage project stakeholders]. Upravlenets 2017;4(68):85-95. (In Russian).
11.Bashkirova E.V., Vanina E.G. Agile kak metod upravleniya [Agile as a management method]. Nauka XXI veka: aktual'nye napravleniya razvitiya 2016;(2-1):156-158. (In Russian).
12.Mgeryan N.A. Primenenie Agile v sovremennom upravlenii [Agile application in modern management]. Sovremennyy gorod: vlast', upravlenie, ekonomika 2019;1:69-77. (In Russian).
13.Upravlencheskaya panatseya: kak nastroit' agile pod sebya [Management panacea: how to customize agile for yourself]. [Online] 2019
Dec 03 [cited 2020 Jul 29]. Available from: https://blog.pmpractice.ru/ 2019/12/03/upravlencheskaya-panaceya-kak-nastroit-agile-pod-sebya/ (In Russian).
14.Chet Stagnaro. Agile management can benefit healthcare process improvement projects. Becker's Hospital Review [Online] 2016 Apr 8 [cited 2020 Jul 29]. Available from: https://www.beckershospitalreview.com/hr/agile-management-can-benefit-healthcare-process-improvement-projects.html
15.Yahia Baashar, Hitham Alhussian, Ahmed Patel, Gamal Alkawsi, Ahmed Ibrahim Alzahrani, Osama Alfarraj, et al. Customer relationship management systems (CRMS) in the healthcare environment: A systematic literature review. Computer Standards & Interfaces. 2020;71:103442. https://doi.org/10.1016/j.csi.2020.103442
16.Zamministra zdravookhraneniya nazval otkaz ot bumagi prioritetnoy zadachey informatizatsii otrasli [Deputy Health Minister called the refusal of paper as a priority target of industry informatization]. Vysshaya shkola organizatsii i upravleniya zdravookhraneniem [Online] 2020 Jun 09 [cited 2020 Jul 28]. Available from: https://www.vshouz.ru/news/zayavleniya/14724/ (In Russian).
17.Edinaya meditsinskaya informatsionno-analiticheskaya sistema Moskvy (EMIAS) [Unified Medical Information and Analytical System of Moscow (UMIAS)] [Online] [cited 2020 Jul 29]. Available from: http://emias.mos.ru/about/project/. (In Russian).
18.TASSnauka. Razrabotka rezidenta «Skolkovo» stala pervym meditsinskim izdeliem na osnove iskusstvennogo intellekta [The development of the Skolkovo resident became the first medical device based on artificial intelligence]. [Online] 2020 Apr 22 [cited 2020 Jul 29]. Available from: https:// nauka.tass.ru/nauka/8308587. (In Russian).
19.Kharaz A., Maklakova Yu. Sovremennye upravlencheskie tekhnologii v zdravookhranenii [Modern management technologies in healthcare]. Moskovskaya meditsina 2019;5(33):6-13. (In Russian).
20.Rossiyskaya gazeta RG.RU V Rossii vstupaet v silu zakon o telemeditsine [Telemedicine law comes into force in Russia] [Online] 2018 Jan 01 [cited 2020 Jul 29]. Available from: https://rg.ru/2018/01/01/v-rossii-vstupaet-v-silu-zakon-o-telemedicine.html (In Russian).
21.Zdrav.expert Medtekhportal. Roboty-khirurgi (mirovoy rynok) [Surgical robots (world market)] [Online] 2018 Jun 18 [cited 2020 Jul 29]. Available from: http://zdrav.expert/index.php/CTaTbfl:P060Tbi-xHpypra_(MHp0B0H_pbi-hok). (In Russian).
22.Federal'noe gosudarstvennoe byudzhetnoe uchrezhdenie federal'nyy tsentr serdechno-sosudistoy khirurgii Ministerstva zdravookhraneniya Rossiyskoy Federatsii g. Khabarovsk. V tsentre otkrylas' gibridnaya operatsionnaya - sostoyalsya proryv v sfere vysokotekhnologichnykh vidov meditsinskoy pomoshchi [Federal state budgetary institution, the federal centre for cardiovascular surgery of the Health Ministry of the RF, a city of Khabarovsk. A hybrid surgery room opened in the center - a breakthrough in the field of high-tech types of medical care] [Online] 2014 Jul 11 [cited 2020 Jul 29]. Available from: http://www.cardiokhv.ru/viewnews/28 (In Russian).
23.Shaderkin I.A., Tsoy A.A., Sivkov A.V., Shaderkina V.A., Prosyannikov M.Yu., Voytko D.A., et al. mHealth - novye vozmozhnosti razvitiya telekommunikatsionnykh tekhnologiy v zdravookhranenii [mHealth - new opportunities for the development of telecommunication technologies in healthcare]. Eksperimental'naya i klinicheskaya urologiya 2015;(2):142-148. (In Russian).
24.Google Play «Reabilitatsiya patsientov 2» mobil'noe prilozhenie [«Patient Rehabilitation 2» mobile application] [Online] [cited 2020 Jul 29].
Available from: https://.com/store/apps/details?id=ru.kemcardio.rehab2&hl=ru. (In Russian).
25.Aditya Kapoor, Santanu Guha, Mrinal Kanti Das, Kewal C. Goswami, Rakesh Yadav. Digital healthcare: The only solution for better healthcare during COVID-19 pandemic? Indian Heart Journal. 2020;72(2):61-64. doi:10.1016/j.ihj.2020.04.001
26.El'yanov M. Nuzhna li vracham takaya tsifrovizatsiya? Prodolzhenie. Pakhat' pridetsya vsem!!! [Do doctors need such digitalization? Continuation. Everyone will have to work hard!!!]. Assotsiatsiya razvitiya meditsinskikh informatsionnykh tekhnologiy [Online] 2020 Jun 17 [cited 2020 Jul 29]. Available from: https://armit.ru/news/8904-nujna-li-vracham-takaya-cifrovizaciya-prodoljenie-pahat-pridetsya-vsem (In Russian).
27.Lena Stephanie, Ravi S. Sharma. Digital health eco-systems: An epochal review of practice-oriented research. International Journal of Information Management 2020;53:2-15. DOI: 10.1016/j.ijinfomgt.2019.10.017
28.Ekimov A.K., Choloyan S.B., Pavlovskaya O.G. Sheenkova M.V., Danilova L.V., Baygazina E.N., et al. Sovremennoe upravlenie meditsinskoy organizatsiey na osnove protsessnogo podkhoda v rossiyskikh nauchnykh publikatsiyakh [Modern management of a medical organization based on the process approach in Russian scientific publications]. Menedzher zdravookhraneniya 2019;8:14-24. (In Russian).
29.Lyutikova M.A., Nechushkina V.S. Ispol'zovanie sistem upravleniya talantami v upravlenii personalom [Using talent management systems in HR management]. Nauka-Rastudent.ru [serial online] 2016 [cited 2020 Jul 28];10:21. Available from: https://nauka-rastudent.ru/34/3686/ (In Russian).
30.Karaulova V., Lyamaeva N. Sistema nastavnichestva v zdravookhranenii Ul'yanovskoy oblasti [Mentoring system in healthcare of the Ulyanovsk region]. Metod 2019;1:45-47. (In Russian).
31.GAUZ «Respublikanskaya klinicheskaya bol'nitsa im. N.A. Semashko». V Respublikanskoy bol'nitse vybrali luchshikh nastavnikov po itogam goda [The Republican Hospital chose the best mentors for the year]. [Online] 2016 Dec 02 [cited 2020 Jul 29]. Available from: https://rkbsemashko.ru/news/main/ 564/?sphrase id=16693 (In Russian).
32.Laura Martinengo, Natalie Jia Ying Yeo, Kasturi D/O Markandran, Maja Olsson, Bhone Myint Kyaw, Lorainne Tudor Car. Digital health professions education on chronic wound management: A systematic review. International Journal of Nursing Studies 2020;104:103-512. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ijnurstu.2019.103512
33.Ob utverzhdenii Planov meropriyatiy po povysheniyu effektivnosti federal'nykh gosudarstvennykh uchrezhdeniy v chasti okazaniya gosudarstvennykh uslug i vypolneniya gosudarstvennykh rabot na osnove tselevykh pokazateley deyatel'nosti uchrezhdeniya, sovershenstvovaniya sistemy oplaty truda, vklyuchaya mery po povysheniyu oplaty truda sootvetstvuyushchikh kategoriy rabotnikov, optimizatsionnye mery [On the approval of Action Plans to improve the efficiency of federal state institutions in terms of the provision of public services and the performance of public works based on the target indicators of the institution's activities, improving the remuneration system, including measures to increase the remuneration of the relevant categories of workers, optimization measures]. Prikaz Ministerstva zdravookhraneniya Rossiyskoy Federatsii ot 28 marta 2013 g. № 173 [Online] [cited 2020 Jul 28]. Available from: https://base.garant.ru/70360346/. (In Russian).
34.Murray Erlich. Life coaching for doctors. Canadian Journal of Ophthalmology 2020;55(3S1): 4-6. DOI:10.1016/j.jcjo.2020.04.016
35.Seonuk An, Rhayun Song. Effects of health coaching on behavioral modification among adults with cardiovascular risk factors: Systematic review
and meta-analysis. Patient Education and Counseling 2020;1-10. https://doi.org/10.1016/j.pec.2020.04.029
36.Darlene Crittenden, Sherry Seibenhener, Bernita Hamilton. Health Coaching and the Management of Hypertension. The Journal for Nurse Practitioners 2017;13(5):e237-e239. https://doi.org/10.1016/j.nurpra.2017.02.010
37.Grigor'eva N.S., Demkina A.E. Ogranicheniya i vozmozhnosti dlya dostizheniya tseley Natsional'nogo proekta «Zdravookhranenie» v bor'be s serdechno-sosudistymi zabolevaniyami v usloviyakh sovremennoy modeli gosudarstvennogo ustroystva [Limitations and opportunities for achieving the goals of the «Health» National Project in the cardiovascular disease control under the condition of the modern state structure]. Gosudarstvennoe upravlenie. Elektronnyy vestnik [serial online] 2019 [cited 2020 Jul 28];76:258-278. Available from: http://e-journal.spa.msu.ru/uploads/vestnik/2019/
vipusk_76._oktjabr_2019_g./soziologija_upravlenija/grigorieva_demkina.pdf.
DOI: 10.24411/2070-1381-2019-10012 (In Russian).
38.Kaprina I.A. Sovershenstvovanie upravleniya kadrovymi protsessami v meditsinskikh organizatsiyakh [Improving the management of personnel processes in medical organizations]. Issledovaniya i praktika v meditsine 2017;4(3)108-114. https://doi.org/10.17709/2409-2231-2017-4-3-11 (In Russian).
39.Zubareva N.N., Gabueva L.A., Sorokoletov P.V. Modeli adaptivnogo protsessnogo upravleniya meditsinskoy deyatel'nost'yu v usloviyakh tsifrovogo zdravookhraneniya [Models of adaptive process management of medical activities in digital healthcare]. Ekonomika: teoriya i praktika 2020;1(57):11-20. (In Russian).
40.Korchagin E.E., Gordeeva N.V., Demko I.V., Solov'eva I.A., Kraposhina A.Yu., Mamaeva M.G., et al. Ispol'zovanie informatsionnykh sistem v zdravookhranenii [Use of information systems in healthcare]. Sibirskoe
meditsinskoe obozrenie 2019;(3):106-111. DOI: 10.20333/2500136-2019-3106-111 (In Russian).
41.Rusova V.S. Tsifrovoe zdravookhranenie: razrabotka i primenenie v Rossii [Digital healthcare: development and application in Russia]. Kreativnaya ekonomika 2019;13(1):75-82. DOI: 10.18334/ce.13.1.39716 (In Russian).
42.Burdina N.N., editor. Opyt NOT v zdravookhranenii Kuzbassa [Experience of NOT in health care of Kuzbass]. Materialy konferentsii. Kemerovo: 1984. 147 p. (In Russian).
Дата поступления: 18.08.2020