Научная статья на тему 'Технологии управления как способ формализации организационных процессов'

Технологии управления как способ формализации организационных процессов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1442
208
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ / КОМПОНЕНТЫ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ / ПРИЗНАКИ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ / ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / ФОРМАЛИЗАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ / MANAGEMENT TECHNOLOGY / COMPONENTS OF MANAGEMENT TECHNOLOGY / FEATURES OF MANAGEMENT TECHNOLOGY / ORGANIZATIONAL PROCESSES / ORGANIZATIONAL PROCESS FORMALIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Третьякова Елена Петровна

Обоснована определяющая роль технологий управления для успеха компании в свете глобальных процессов. Выявлены современные тенденции технологизации управления. Определен и обоснован состав компонентов современных технологий управления, уточнен и дополнен перечень признаков технологий управления. Определены способы формализации основных организационных процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT TECHNOLOGIES AS A METHOD TO FORMALIZE ORGANIZATIONAL PROCESSES

The article proves the crucial role of management technologies for company success in view of global processes. Modern trends in management technologization are identified. The paper determines and substantiates the composition of modern management technology components; specifies and completes the list of management technology features; and identifies the methods to formalize key organizational processes.

Текст научной работы на тему «Технологии управления как способ формализации организационных процессов»

УДК 651.012 + 005 + 658

ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ КАК СПОСОБ ФОРМАЛИЗАЦИИ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

л

© Е.П. Третьякова1

Южно-Уральский государственный университет, 454080, Россия, г. Челябинск, пр. Ленина, 76.

Обоснована определяющая роль технологий управления для успеха компании в свете глобальных процессов. Выявлены современные тенденции технологизации управления. Определен и обоснован состав компонентов современных технологий управления, уточнен и дополнен перечень признаков технологий управления. Определены способы формализации основных организационных процессов. Табл. 6. Библиогр. 10 назв.

Ключевые слова: технология управления; компоненты технологии управления; признаки технологии управления; организационные процессы; формализация организационных процессов.

MANAGEMENT TECHNOLOGIES AS A METHOD TO FORMALIZE ORGANIZATIONAL PROCESSES E.P. Tretyakova

South Ural State University,

76 Lenin Av., Chelyabinsk, Russia, 454080.

The article proves the crucial role of management technologies for company success in view of global processes. Modern trends in management technologization are identified. The paper determines and substantiates the composition of modern management technology components; specifies and completes the list of management technology features; and identifies the methods to formalize key organizational processes. 6 tables. 10 sources.

Key words: management technology; components of management technology; features of management technology; organizational processes; organizational process formalization.

Понятие «технология управления» широко распространено в научном и бизнес-сообществе, однако анализ литературы и периодических научно-экономических изданий свидетельствует об отсутствии не только системного рассмотрения управленческих технологий, но и единого толкования этой категории. Отсутствие общей понятийной базы приводит к терминологической разноголосице, пересечению схожих понятий, а в сочетании с отсутствием согласованного представления о природе управленческих технологий - к усложнению операционализации научных концепций и падению спроса на интеллектуальный продукт управленческой науки со стороны бизнес-сообщества.

Важность отработанных регламентированных организационных процессов для успеха компании отмечается представителями разных концепций стратегического управления. Приведем несколько примеров. Известный американский исследователь Тис Д. Дж. [2] определял фирму как средство производить разнообразные конечные продукты с помощью организационных (управленческих) технологий. Представители экономической эволюционной теории Нельсон Р.Р. и Уинтер С. Дж. [4] отмечали в качестве эндогенного фактора, определяющего поведение и успех компании, рутины, как регулярно повторяющиеся способы ведения деятельности. Подобным образом профессор Г. Хедлунг [2] назвал организацию «машиной для

формализации неявных компонентов знаний», функционирующей на основе кодификации данных о применяемых методах, и далее отмечал, что организация создает свои конкурентные преимущества с помощью талантливой, уникальной формализации. Работы по технологизации управления активно проводились в нашей стране в 70-80-е годы прошлого века [3, 8].

В литературе имеются отдельные эксперименты по концептуализации накопленной исследовательской информации по технологизации управления, но они немногочисленны и носят исключительно постановочный характер. Главной причиной этого представляется сложность, многообразие и вариативность управленческой деятельности. Вместе с тем, периодически возникающие попытки осмыслить управленческую деятельность в категориях технологии можно считать симптомами необходимости соответствующей организации управленческих знаний и навыков. Учитывая все указанное, считаем, что исследование природы управленческих технологий как формы реализации организационных процессов является не только научной, но и важной методологической задачей.

Понятие, значение, тенденции развития технологий управления

Понятие «технология», означающее обычно способ выполнения какой-либо работы, характеризуется определением характера и инструмента воздействия на объект, определенной последовательностью дей-

1Третьякова Елена Петровна, кандидат технических наук, доцент кафедры маркетинга и менеджмента, тел.: 89514411623, e-mail: helenT89@yandex.ru

Tretyakova Elena, Candidate of technical sciences, Associate Professor of the Department of Marketing and Management, tel.: 89514411б23, e-mail: helenT89@yandex.ru

ствий, регулярностью проверки качества выполняемой работы. В основе технологии лежит разложение процесса на составные элементы, кодификация основных моментов с помощью комплекта регламентирующих документов и разработка критериев качества окончательного и промежуточных результатов. Сочетание этих приемов позволяет многократно повысить эффективность выполнения операций. Это послужило импульсом для экспансии технологизации, в том числе возникновению самого понятия «технология управления».

Выделим современные факторы, определяющие целесообразность технологизации управления:

- появление новых производственных технологий и сокращение жизненного цикла продуктов;

- информатизация различных сфер деятельности;

- глобализация, проявляющаяся в усложнении условий конкуренции и растущей экономической взаимозависимости стран и территорий;

- усложнение связей между организациями;

- необходимость приспособления продукта к потребителю.

Результатами совокупного действия этих факторов становится возрастание неопределенности макро-и микросреды компаний, возрастание потребности в человеческих ресурсах высокого качества, усложнение управленческой деятельности и повышение стоимости управленческих решений. Технологизация управления представляется асимметричным решением, реакцией компаний на усложнение условий функционирования.

Вместе с тем, большинство исследователей еще в 80-е годы признали 2 существенных отличия управленческих технологий от производственных. Это невозможность дробления управленческих работ на операции, а также вариативность регламентации управленческих технологий в диапазоне от жесткого до мягкого в зависимости от характера работы.

Использование управленческих технологий обосновывается повышением эффективности деятельности за счет сокращения затрат разнообразных ресурсов и устойчивости получения желательного управленческого результата. Представляется наличие тесной связи технологизации управления с ценностями компании, определяемыми формирующейся экономикой знаний. В настоящее время в бизнес-сообществе прочно закрепилось представление, что экономиче-

ские результаты являются ключевой ценностью компании. Думается, что экономике знаний в большей мере соответствует позиция Пригожина А.И. [7], который выделил 3 ключевые ценности компании: управляемость, клиентоориентированность и инновацион-ность. Достижение управляемости и клиентоориенти-рованности компании путем использования технологий управления следует из приведенных выше рассуждений. Инновационность достигается путем разработки и использования специальных организационных форм и регулярных организационных процессов поиска и коммерциализации новых идей, как технологического, процессного, так и организационного характера.

Обобщая отмеченное, сведем положения, отражающие значение управленческих технологий для компании, воедино (табл. 1).

На практике технологизация управления осложняется рядом объективных обстоятельств. Прежде всего, следует отметить специфичность социально-экономических систем, причиной которой является протекание в них как детерминированных, закономерных, наблюдаемых, управляемых процессов, так и случайных, стохастических, латентных, неуправляемых. Это определяет разнородность основополагающих законов и закономерностей, на которых строится управление. Часть закономерностей, затрагивающая построение и функционирование системы управления, отличается детерминированным характером и строится на основе общей теории систем. Другая часть закономерностей вариативна и строится на базе поведенческих наук.

Вторая особенность обусловлена сочетанием естественных и искусственных процессов, протекающих в социально-экономических системах, что оказывает непосредственное влияние на методологию исследования. Если естественные науки имеют дело с существующими процессами и явлениями, то наука управления часто требует изучения проектируемых процессов и явлений, что существенно осложняет прогнозирование результатов принимаемых решений.

Третья особенность связана с динамичностью процессов, протекающих в организации и окружающей ее среде, которая, с одной стороны, затрудняет формирование общих законов и закономерностей, с другой - дает импульс формированию новых закономерностей, каковыми в настоящее время являются концепция динамических способностей, теория хаоса и другие.

Таблица 1

Значение технологизации управления

Технологизация Преимущества технологизации управления

управления Унификация процесса управления

Стандартизация результатов работы

Оперативность выявления и устранения отклонений

Рационализация контроля

Сокращение затрат ресурсов

Повышение надежности получения желательного управленческого результата

Организация и регламентация связей участников процессов в пространстве и времени

Обеспечение клиентоориентированности компании

Формирование и поддержание инновационности компании

В сочетании первая и вторая особенности определяют включение в состав ресурсов компании наряду с материальными активами и нематериальных, спектр которых постоянно расширяется. По тем же причинам существенно расширяется гамма продуктов деятельности компании, в состав которой включают не только товарную продукцию, но и знания, технологии управления, организационную культуру, отношения с контрагентами, новые организационные формы.

После краткого обоснования актуальности технологизации управления и возникающих при этом сложностей следует рассмотреть сложившиеся подходы к определению самого понятия «технология управления». Несколько показательных определений представлены в табл. 2.

Формат статьи не позволяет привести развернутый набор определений, но и представленный набор иллюстрирует возможность объединения подходов в 4 группы:

- традиционный процессуальный подход, который рассматривает технологию управления как алгоритм действий;

- статичный, рассматривающий технологию управления как набор методов и средств воздействия;

- когнитивный, определяющий технологию как описание способов управленческой деятельности;

- ресурсный, характеризующий технологию через способности компании к определенной деятельности.

Разнообразие мнений является свидетельством как многообразия форм проявления, так и эволюции представлений о природе управленческих технологий. В результате эволюции первоначальное представление о технологии управления как алгоритме, процедуре действий постепенно трансформировалось и в настоящее время чаще соотносится со сложным понятием «способности».

Возвращаясь к приведенным в табл. 2 определениям, следует отметить в качестве важного упущения отсутствие условия совместимости и комплементар-ности элементов технологии управления. Думается,

что это условие имплицитно закладывается авторами, однако в силу его значимости для создания интеллектуального продукта, такого как управленческая технология, требуется конверсия в эксплицитную форму. Именно совместимость и комплементарность совокупности компонентов и условий превращает эту совокупность в целостную технологию управления.

На основе приведенных рассуждений предлагаем собственное определение: «Технология управления -это набор совместимых, комплементарных способов и инструментов управленческой деятельности, организованных в пространстве и времени и регламентированных с помощью управленческих документов». Иными словами, технология управления - это формализованный опыт управления, способ формализации организационных процессов. Способности компании, в свою очередь, представляются сочетанием комплементарных технологий управления.

Указанные выше факторы глобальных процессов формируют современные тенденции технологизации управления:

1) смещение интереса от использования отдельных специализированных технологий в сторону комплексных, которые характеризуются переплетением взаимодействующих процессов технологического, экономического, организационного, социально-психологического характера. К их числу можно отнести технологию всеобщего управления качеством (TQM), технологии поведения компании на рынке, технологии реструктуризации;

2) выделение новых приоритетных направлений развития и распространения управленческих технологий, к числу которых исследователи Института проблем глобализации отнесли следующие [6]:

- технологии организации деятельности, иначе технологии построения организационных структур и организации взаимодействия участников. Примерами могут быть технологии построения и регламентации сетевых, виртуальных, горизонтальных компаний;

Подходы к определению понятия «технология управления»

Таблица 2

Авторы, источник Определение

Б.Ш. Рапопорт [8] Технология управления как процесс - это механизм, структура и последовательность взаимодействия во времени и пространстве людей посредством документов и технических средств при преобразовании информации с целью управления деятельностью. Технология управления как наука - это учение о закономерностях построения рациональных технологических процессов управления. Технология управления как документ - это зафиксированное на каком-либо носителе описание процессов управления

В.Ф. Комаров [3] Способы практического применения современных научных методов и средств принятия решений

В.К. Скляренко, О.И. Волков [10] Набор средств и методов осуществления управленческих воздействий, включающий методы и средства сбора и обработки информации, приемы эффективного воздействия на работников, принципы, законы и закономерности организации и управления, системы контроля

А.И. Пригожин [7] Методические средства регулирования бизнес-процессов

Р.М. Грант [1] Способности компании по созданию принципов и моделей взаимодействия между работниками, а также между работниками и другими ресурсами

- технологии повышения эффективности компаний, к числу которых можно отнести информационные, логистические, финансовые технологии;

- технологии формирования массового сознания;

3) разработка технологий по созданию технологий,

которые можно назвать высокими технологиями управления. Удачные примеры таких технологий уже существуют, например, теория решения изобретательских задач (ТРИЗ).

Таким образом, ведущим аспектом управленческой технологии становится управленческий, направленный на генерирование, самовоспроизводство новых управленческих технологий. Технология становится главным инструментом конкурентной борьбы.

Признаки и компоненты технологий управления

Главными принципами технологизации управления представляются рациональность, эффективность и адаптивность. Исследования, проведенные в 80-х годах прошлого века М. Марковым и В.Ф. Комаровым [3], позволили определить характерные признаки управленческих технологий, обеспечивающие выполнение указанных принципов:

- целевая направленность;

- расчленение трудового процесса на фазы, этапы, стадии, процедуры;

- синхронизация фаз, этапов, процедур;

- отработанность организационных способов и однозначность выполнения процедур;

- регламентирующий характер;

- привязка управленческих процедур к определенным календарным срокам;

- уникальность, отражающая зависимость технологии от системы ценностей, целей и квалификации

субъекта управления;

- разный уровень регламентации рутинных и творческих управленческих процедур.

Как видим, перечень признаков отражает более гибкую конструкцию технологий управления от производственных технологий массового производства.

В табл. 3 представлен состав компонентов технологий управления по версиям отечественных ученых.

Сопоставление информации табл. 2 и 3 дает основания для следующих выводов. Состав компонентов, предложенный как Рапопортом В.Ш., так и группой В.И. Пирогова, не обладает полнотой, поскольку не содержит элементов обратной связи, обеспечивающей результативность технологий. Вариант, предложенный А.И Пригожиным, не учитывает многообразия организационных процессов, протекающих в компании. Подход В.К. Скляренко и О.И. Волковой в целом представляется универсальным для всех организационных процессов компании. Вместе с тем, развитие глобализации, информатизации, широкое распространение сетей сопровождалось пополнением традиционного инструментария управления и расширением разнообразия управленческих технологий.

В результате предлагаем следующий перечень признаков и компонентный состав современных управленческих технологий, в сочетании отражающих их природу (табл. 4).

Исходя из представления, что технология управления - это способ формализации организационных процессов, следует выделить приоритетные процессы, которые требуют технологизации, определить способы и инструменты формализации.

Таблица3

Компоненты технологии управления_

В.Ш. Рапопорт [8] А.И. Пригожин [7] В.К. Скляренко, О.И. Волкова [10] В.И. Пирогов, С.К. Завьялов, Г.Р. Мукушев [5]

Цель управленческого процесса: управление производственной или другой управленческой деятельностью Цели Законы и закономерности организации и управления Информационный вход

Участники: исполнители, контролеры и руководители, разные организации Условия деятельности Принципы организации и управления Состав исполнителей

Средства: документы и технические средства приема, передачи, регистрации, обработки и хранения информации, контракты, соглашения Конкретные работы и правила их выполнения Методы и средства сбора и обработки информации Правила выполнения управленческих работ

Предмет управленческого процесса: информация Связи между работниками Приемы эффективного воздействия на работников Сроки и форма представления результатов

- Продукты деятельности Системы контроля -

Способы формализации организационных процессов

В литературе имеется несколько известных подходов к классификации организационных процессов фирмы. Один из популярных, сформированный на основе эволюционной теории [4], сводится к выделению 3 типов процессов, создающих ценность: операционные, инвестиционные и адаптационные [9]. Операционные процессы - это рабочие процедуры, относящиеся к стандартным методам работы. Инвестиционные процессы направлены на пополнение или расширение активов, участвующих в текущих операциях, а также использование активов и ресурсов для диверсификации деятельности. Наконец, адаптационные процессы направлены на перегруппировку активов и ресурсов для соответствия внешней среде, установление связей с поставщиками, партнерами и покупателями, а также создание организационных способностей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На основе приведенного описания можно определить развернутые характеристики процессов, которые представлены в табл. 5.

Представляется возможным использование этих характеристик как методологической основы построения технологий управления в части определения спо-

собов управления и уровня регламентации организационных процессов. Упрощенно можно отметить следующее. Формализация операционных процессов достигается путем жесткой регламентации действий, методов и сроков, что позволяет получать устойчивый запрограммированный результат. Формализация адаптационных процессов носит мягкий характер, при котором возможна разработка альтернативных процедур, вариативность в последовательности процедур, размыты сроки получения результата и сам результат может отличаться от определенного изначально. Формализация процессов достигается путем разработки комплекса документов и критериев результативности.

Исходя из характеристики организационных процессов и указанных выше принципов технологизации управления, предлагаем способы формализации разных процессов (табл. 6).

Несмотря на универсальность принципов технологизации управления, полагаем, что главной целью технологизации операционных процессов является надежность получения результата, для инвестиционных процессов - эффективность, для адаптационных процессов - рациональность.

Признаки и компоненты современных управленческих технологий

Таблица 4

Признаки управленческих технологий Компоненты управленческих технологий

Направленность на реализацию бизнес-идеи Цели деятельности

Интеллектуальный характер производимых продуктов Принципы управления

Использование формальных, неформальных, наблюдаемых, латентных инструментов воздействия Методы и инструменты воздействия на объекты, построенные на знании закономерностей их функционирования

Взаимодополняемость компонентов Моделирование поведения работников

Вариативность в зависимости от достигнутых результатов Регламентация квалификации работников

Усиление в структуре применяемых инструментов косвенных способов воздействия на объект управления Системы контроля, основанные на оценке результативности

Интерактивность Организация использования подобранных методов и инструментов во времени

Унификация организационных способов Методы и средства сбора и обработки информации

Регламентация по времени и результатам -

Таблица 5

Характеристики организационных процессов_

Сравнительные характеристики процессов Процессы

Операционные Инвестиционные Адаптационные

Направленность Рабочие процедуры, относящиеся к стандартным методам работы Пополнение, расширение активов, использование активов и ресурсов для диверсификации деятельности Перегруппировка активов и ресурсов, установление связей с партнерами, создание организационных способностей

Закономерность Закономерные Закономерные Закономерные

Детерминированность Детерминированные Детерминированные /стохастические Детерминированные /стохастические

Управляемость Преимущественно управляемые Регулируемые Регулируемые

Однородность Установившиеся Переходные Переходные

Регулярность Регулярные Нерегулярные Нерегулярные

Непрерывность Непрерывные Дискретные Дискретные

Уровень регламентации Алгоритмизированные Слабоалгоритмизирован-ные Слабоалгоритмизирован-ные

Таблица 6

Способы формализации организационных процессов_

Принципы технологизации управления Процессы

Операционные Инвестиционные Адаптационные

Рациональность Жесткая регламентация действий, методов, сроков Разработка программы действий по наращиванию активов и соответствующей системы контроля Разработка программы действий, соответствующей рыночной среде

Эффективность Цикличность работ, четкая отработанность организационных приемов Определение комплекса целевых показателей, соответствующих потенциалу организации Формирование ресурсов, обладающих ценностью, редкостью, невозможностью копирования и дающих экономическую выгоду

Адаптивность Взаимозаменяемость используемых ресурсов Регулирование потоков ресурсов Развитие динамических способностей, обеспечивающих конкурентоспособность компании

Заключение

Настоящее теоретическое исследование является опытом систематизации сложившихся представлений о природе технологий управления с учетом новых экономических реалий. Анализ доступных автору источников информации позволил выявить несколько подходов к толкованию сущности технологий управления: процессуальный, статичный, когнитивный и ресурсный. Проведен сравнительный анализ и определена собственная позиция автора по этому вопросу. Выявлен и расширен перечень признаков, уточнен и дополнен состав компонентов технологий управления в новых экономических условиях. На основе предлагаемой

автором развернутой характеристики основных организационных процессов компании, определены особенности их технологизации.

Подводя итог, следует отметить, что формат работы не позволяет рассмотреть многообразие технологий управления более подробно, представить классификацию, исследовать технологизацию операционных, инвестиционных и адаптационных процессов. Вместе с тем, представляемая работа может рассматриваться как очередной шаг к систематизации знаний и постижению природы управленческих технологий.

Библиографический список

1. Грант Р.М. Ресурсная теория конкурентных преимуществ: практические выводы для формулирования стратегии // Вестник СПбГУ. 2003. Сер. 8, вып. 3. С. 47-75.

2. Катькало В.С. Эволюция теории стратегического управления. СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента»; Издат. Дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2008. 548 с.

3. Комаров В.Ф. Управленческие имитационные игры. Новосибирск: Наука. Сиб. отделение, 1989. 272 с.

4. Нельсон Р.Р., Уинтер С.Дж. Эволюционная теория экономических изменений. М.: Дело, 2002. 53б с.

5. Пирогов В.И., Завьялов С.К., Мукушев Г.Р. Технологиза-ция - путь совершенствования управления предприятием //

ЭКО. 2008. № 7. С. 3-17.

6. Практика глобализации: игры и правила новой эпохи / Братимов О.В. [и др.]; М.: ИНФРА-М, 2000. 344 с.

7. Пригожин А.И. Методы развития организаций. М.: МЦФЭР, 2003. 864 с.

8. Рапопорт В.Ш. Диагностика управления: Практический опыт и рекомендации. М.: Экономика, 1988. 127 с.

9. Хэмел Г., Прахалад К., Томас Г., Нил Д.О. Стратегическая гибкость. СПб.: Питер, 2005. 384 с.

10. Экономика фирмы: Словарь-справочник / Н.Б. Акуленко [и др.]; под ред. В.К. Скляренко, О.И. Волкова. М.: ИНФРА-М, 2000. 398 с.

УДК 33(470)

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ЦИКЛЫ В РАЗВИТИИ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

А

© И.Ц. Хазагаева1

Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств, 670031, Россия, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Терешковой, 1.

Рассматривается проблема построения институциональной системы отношений, федерального центра и отдельных регионов. Ключевым аспектом является задача создания механизма, наиболее подходящего для России, который предполагает последовательное выстраивание новой схемы распределения полномочий и обязанностей. Выявлены причины и последствия институциональных преобразований, оказавших влияние на развитие экономики России и его регионов. Табл. 2. Библиогр. 6 назв.

Ключевые слова: трансформация; преобразование; институциональный цикл; экономика; регион; отрасль; плановая экономика; хозяйственное управление.

1Хазагаева Ирина Цыбикжаповна, кандидат исторических наук, доцент кафедры маркетинга и менеджмента, тел.: 89148426934, е-mail: hazagaevaic@yandex.ru

Khazagaeva Irina, Candidate of History, Associate Professor of the Department of Marketing and Management, tel.: 89148426934, e-mail: hazagaevaic@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.