Р.Ф. МАХИЯНОВ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Аннотация. В данной статье, рассмотрены вопросы, связанные с управлением хореографическим коллективом, раскрыты внутренние проблемы современного состояния творческого коллектива. Рассмотрены возможные варианты применения технологий менеджмента в управлении хореографическим коллективом. Технологии менеджмента - неотъемлемая часть в управлении хореографическим коллективом.
Ключевые слова: управление, хореографический коллектив, управленец, управление хореографическим коллективом, менеджмент, творчество, искусство, коллектив.
R. F. MAHIYANOV
TECHNOLOGIES OF CHOREOGRAPHIC TEAM MANAGEMENT IN MODERN CONDITIONS
Abstract. In this article, issues associated with the management of the choreographic team, revealed the inner problems of the current state of the creative team. The possible applications of management techniques in the management of choreographic collective. Technology management is an integral part in the management of choreographic collective.
Keywords: management, choreographic group, manager, management, ballet staff, management, art,
team.
Р.Ф. МАХИЯНОВ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
В современном мире, в условиях рыночной экономики, менеджмент в сфере культуры и искусства осваивает новые навыки управления, которые позволили бы успешно развиваться и менеджменту, и искусству в целом. Работники и творцы культуры вынуждены искать новые пути и формы распространения культуры, так как в условиях нынешних экономических отношений, где основное значение рынка - выгодная реализация продукта, сложно оставаться на плаву.
Сфера культуры создает «духовный продукт», который не имеет единицы измерения и в отличие от материальной продукции ценность его увеличивается по мере потребления: в зависимости от количества слушателей на концерте, зрителей на выступлении, читателей книги. Его производство происходит параллельно с потреблением. Данный продукт связан с нашим сознанием. И все-таки до сих пор хореографическое искусство является некоммерческим делом, а «живет» благодаря привлечению бюджетных средств, спонсорской помощи, а также родителей, оплачивающих занятия своих детей.
Для развития хореографического коллектива в целом как успешного проекта, его самосовершенствования и привлечения капитала необходим правильный управленец.
Проблемы менеджмента социально-культурной деятельности, в том числе хореографическим коллективом, раскрыты в публикациях В.М. Чижикова, В.В. Чижикова, Г.Н. Новиковой, Т.Н. Суминовой, М.П. Мурашко, В.Ю. Никитина и др.
Известно, что процесс управления хореографическим коллективом связан с целенаправленным, сознательным и систематическим воздействием субъекта на объект на основании знаний, и использование прогрессивных тенденций и присущих закономерностей в интересах обеспечения объекту эффективного функционирования и развития, представляющего собой систему циклов и процессов, последовательных управленческих функций, которые обеспечивают регулирование и координацию деятельности объекта управления.
Каждый хореографический коллектив имеет возможность расти и развиваться. Добившись высоких результатов, коллектив получает популярность и признание, последующая их деятельность профессионализируется. В нынешних рыночных отношениях достичь такого результата сложно. Хореографический коллектив вынужден подстраиваться под современные экономические отношения: участвовать в коммерческих проектах, которые зачастую не подразумевают творческого роста, а только нацелены на получение финансовой выгоды.
Зачастую педагог-хореограф вынужден заниматься «развлечением» участников коллектива для поддержания «клиентской базы». Это не позволяет ему заниматься формированием у них творческих способностей, гармоничным и всесторонним развитием, поддержанием интереса к хореографическому искусству и желанием понять его язык.
Систематическое посещение занятий - обязательный пункт в творческой деятельности хореографического коллектива, а в условиях современных экономических отношений работает принцип «хочу - хожу, не хочу - можно сегодня не пойти».
В этой связи в управлении хореографическим коллективом очень важно владение менеджерскими способностями. Все мы знаем, что менеджмент включает в себя совокупность форм,
средств, принципов и методов управления коллективом, цель которого увеличение эффективности работы аппарата управления. Адаптивная мобильность, контактность, стрессоустойчивость, гибкость и высокий профессиональный и интеллектуальный уровень помогут управлению хореографическим коллективом в решение выявленных проблем.
Секрет успешного менеджера - отсутствие оскорбления таланта и результата его творения, должна присутствовать только конструктивная критика. В коллективе необходимо неписаное правило, что каждый исполняет свою роль в группе и уважает мнение другого равноправного участника. При наличии такого взаимопонимания работа будет сглажена и творческий процесс - протекать «как по маслу».
Для качественного выполнения задач, которые поставлены перед группой, нужно устанавливать требования к себе и коллективу, прежде всего, адекватные. Необходимо разделять творческую часть и не творческую, оговаривать сроки и объемы работ с участниками.
При работе, должен соблюдаться принцип творческой иерархии: в любой момент лидер обязан составить действительно сильную креативную конкуренцию любому из своих подчиненных. В итоге, представлять конечную цель лучше всех.
Под влиянием многих факторов в каждом творческом коллективе складывается определенный стиль руководства. Каждый управленец находит свой стиль. Однако существуют основные типы. Авторитарный тип - решения принимаются единолично, и осуществляется повсеместный контроль над работой. Демократичный стиль подразумевает коллегиальное решение возникших вопросов, но контроль осуществляется за результатом работы. И либеральный, когда работа пущена на самотек, контроль как таковой отсутствует. В то же время, в работе всегда используются все три данных типа, при этом могут появиться и подтипы.
Что же касается творческого коллектива, выбор здесь предопределен самим понятием творчество, демократический строй - самый распространенный способ, выбираемый управленцами в сфере танцевального искусства. Но и в этой форме есть свои минусы, это гибкий график работы, свобода в действиях, лояльность начальства; это, безусловно, расслабляет работников и сказывается на творческом процессе, в котором будет царить хаос. Возможно, выбор мог пасть и на авторитаризм, но все-таки жесткие условия, и творческий характер работы, может обусловить утечку кадров, что отрицательно сказывается на всем процессе работы и не дает стабильности в развитии коллектива. В итоге, отношения в хореографическом коллективе должны быть партнерскими для достижения лучшего результата при работе.
При осуществлении творческого процесса схалтурить не получится, как при однообразной работе. Поэтому повсеместная проверка и бесконечная отчетность не должны озадачивать человека - в творческой работе важен результат. Необходимо полагаться на самого человека, тем самым развивая в нем ответственность, что обеспечит для него свободу действий с соответствующей поддержкой. Но терять бдительность не стоит, творческие люди не охотно переделывают свою конечную работу, поэтому на этапе репетиций необходимо всё-таки наблюдать и пытаться увидеть результат работы.
Всё же управленец в хореографическом коллективе должен являться медиатором процессов и сочетать в себе те качества, которые возможно в обычном коммерческом деле и не использовались:
- креативность;
- способность найти выход из ситуации, когда не обозначена ни цель, ни условия договора;
- умение рисковать;
- быть представительным, когда этого требуют обстоятельства.
Что же касается людей, составляющих творческий коллектив, при работе важно учитывать и их особенности, которые не свойственны обычному человеку:
- творческие люди постоянно импровизируют, правила ими чаще не соблюдаются, спонтанны в своих действиях и всегда высказывают свою точку зрения, не взирая на правильность рассуждений;
- не склонны к точности и пунктуальности;
- созерцание окружающего мира через эстетическую призму;
- идеализация;
- в предметах и событиях подмечают детали, которые не заметили бы другие;
- для них важно постоянно находиться в действии, размышление может происходить в процессе;
- к трудностям относятся как к вероятности очередной самореализации;
- все обычное вызывает у них возмущение;
- эмоциональны в процессе достижения результата;
- все силы и возможности бросают на достижение цели.
Особенностью менеджмента в хореографическом коллективе является то, что искусство и производство нужно уметь совмещать. И иногда необходимо поставить определенные условия, например, сроки выполнения работы.
В условиях жесткой конкуренции, когда значение имеет как качество, так и сроки выполнения работы, необходима четкая организация труда. И прежде всего это зависит от дисциплины в коллективе. Люди, выбравшие своей стезёй творчество, должны иметь представление и о рамках в своей работе и учитывая это, направлять свой талант. Сочетание тайм-менеджмента и дисциплины дают возможность управленцам хореографических коллективов укладываться в сроки.
Много времени предоставлять коллективу тоже не стоит, так как может произойти выгорание людей и переключение на другую идею, и они потеряют интерес.
Для любой группы существует и проблема рутины, когда идет повторяемость концертных программ или номеров. Важно отнестись к этому как к опыту или как к возможности проработать детали. Самое главное - не «опускаться» в это болото рутины.
Менеджер хореографического коллектива должен быть заинтересован в постоянном усовершенствовании знаний и умений своих подчиненных, при отсутствии этого творческий процесс не будет обновляться и усложнение задач приведет к возникновению застоя в работе. Для расцвета творческих идей в человеке необходим непрерывный приток новой информации, знаний и ощущений для достижения новых вершин. Общение с другими товарищами по цеху позволяет расширять свой кругозор, создавать новые проекты. В этом плане хореографы - это люди, которые постоянно повышают свой профессионализм и не отказываются от любой возможности узнать что-то новое для себя. Освоение методов и технологий творческого процесса делает его эффективным и служит гарантией беспрепятственной работы. Современная социально-культурная сфера предоставляет всевозможные варианты самоусовершенствования, даже телевидение обернулось в сторону танцевального искусства, может и не совсем качественного, но начало все-таки есть, а обмен опытом происходит чаще всего посредством сети Интернета, что позволяет всегда быть в курсе происходящего.
Управление хореографическим коллективом очень сложный процесс, который требует знаний и огромной самоотдачи от тех, кто создает творческий продукт. Умение соответствовать современным веяниям и тенденциям должны обеспечивать не похожее на других и постоянное генерирование идей в коллективе.
Творческий процесс должен быть управляемым, многогранные личности составляют хореографические коллективы и их идеи должны быть направленными и слаженными, тогда коллектив будет успешным и востребованным в современном мире.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Мурашко, М.П. Кризис ансамблей русского танца: дискуссия / М. П. Мурашко // Балет: литературно-критический, историко-теоретический иллюстрированный журнал. - 2011. - № 2. - С. 4851.
2. Никитин, В.Ю. Хореографическое образование в России. Размышления о грустном / В.Ю.Никитин // http://mskcc.ru/Files/7cebada5-4eb5-4c44-9ec8-04b062a66980/В.Ю.
3. Новикова, Г.Н. Менеджмент творческо-производственной деятельности (технологии, ресурсы): учебное пособие / Г.Н. Новикова. - М.: МГУКИ, 2014. - 98 с.
4. Суминова, Т.Н. Психологические технологии арт-менеджмента: учеб. пособие / Т.Н. Суминова. - М.: МГУКИ, 2014. - 104 с.
5. Чижиков, В.М. Теория и практика социокультурного менеджмента: учебник / В.М. Чижиков, В.В Чижиков. - М.: МГУКИ, 2008. - 608 с.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Р.Ф. Махиянов, магистрант кафедры менеджмента социально-культурной деятельности Московского государственного института культуры