Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИИ ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТА В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА: КРАТКИЙ ОБЗОР И ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ'

ТЕХНОЛОГИИ ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТА В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА: КРАТКИЙ ОБЗОР И ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
36
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
тайм-менеджмент / управление временем / организация дня / планирование дня студента / самоорганизация учебного процесса / time management / time management / day organization / student day planning / selforganization of the educational process

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Желаева С.Э., Зубакин А.А.

В данной статье рассмотрены современные технологии тайм-менеджмента. Цель исследования заключается в выявлении возможностей применения теоретических знаний, прикладных технологий и выборе оптимальных методик тайм-менеджмента для ежедневного использования в учебной деятельности студента ВУЗа в целях повышения ее эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TIME MANAGEMENT TECHNOLOGIES IN THE STUDENT’S LEARNING ACTIVITIES: A BRIEF OVERVIEW AND POSSIBLE APPLICATIONS

This article discusses modern time management technologies. The purpose of the study is to identify the possibilities of applying theoretical knowledge, applied technologies and the choice of optimal time management techniques for daily use in the educational activities of a university student in order to increase its effectiveness.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИИ ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТА В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА: КРАТКИЙ ОБЗОР И ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ»

УДК 330:332

ТЕХНОЛОГИИ ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТА В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА: КРАТКИЙ ОБЗОР И ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ

Желаева С.Э., Зубакин А. А.

Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления Российская Федерация, 670013, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, Ключевская ул., 40В/1

E-mail: zhelay@yandex.ru

В данной статье рассмотрены современные технологии тайм-менеджмента. Цель исследования заключается в выявлении возможностей применения теоретических знаний, прикладных технологий и выборе оптимальных методик тайм-менеджмента для ежедневного использования в учебной деятельности студента ВУЗа в целях повышения ее эффективности.

Ключевые слова: тайм-менеджмент, управление временем, организация дня, планирование дня студента, самоорганизация учебного процесса.

TIME MANAGEMENT TECHNOLOGIES IN THE STUDENT'S LEARNING ACTIVITIES: A BRIEF OVERVIEW AND POSSIBLE APPLICATIONS

Zhelaeva S.E., Zubakin A.A.

East Siberian State University of Technology and Management 40V/1, Klyuchevskaya St., Ulan-Ude, Republic of Buryatia, 670013, Russian Federation

E-mail: zhelay@yandex.ru

This article discusses modern time management technologies. The purpose of the study is to identify the possibilities of applying theoretical knowledge, applied technologies and the choice of optimal time management techniques for daily use in the educational activities of a university student in order to increase its effectiveness.

Keywords: time management, time management, day organization, student day planning, self-organization of the educational process.

Рассмотрение такого аспекта, как нехватка времени, является актуальным и насущным для любого студента ВУЗа. Следует предположить, что применение технологий тайм-менеджмента, направленных на повышение способности человека эффективно управлять своим временем, могут сыграть значительную роль в организации учебной деятельности студента и получении им высшего образования.

В нынешний век технологий время стало более скоротечно. Каждый день человечество изобретает что-то новое, а мир претерпевает изменения. Студенты ВУЗов одни из первых ощущают эти изменения на себе, они ежедневно должны успевать за нововведениями для успешного выполнения своих задач в учебной среде [6]. В связи с этим, все более актуальными и востребованными становятся технологии тайм-менеджмента, которые позволяют эффективно распределять свое время на важные дела и исключать ненужные. Эффективное управление личным и рабочим временем рассматривается как один из самых важных аспектов в социально-учебной деятельности студента [4].

Несмотря на разные трактовки понятия «тайм-менеджмент» в целом можно отметить, что это совокупность технологий распределения и использования своего времени, которые применяются с целью повышения эффективности работоспособности в любой известной деятельности [3, 7].

Для эффективного управления временем предлагают множество методик и технологий, которые на практике показали свое успешное применение. Рассмотрим самые известные методики тайм-менеджмента [3].

1. Матрица Эйзенхауэра. Суть матрицы заключается в обобщении принципа Парето, основная идея которого заключается в отделение важных дел от второстепенных и избавление от ненужных. Структура матрицы состоит из двух осей и делится на четыре квадрата. Оси показывают важность и срочность дел, согласно которым дела распределяются по квадратам [2]. Данную методику, легко реализовать в учебной деятельности студента. Для этого требуется изобразить данную таблицу и распределить свои виды работ, которые нужно выполнить (таблица 1).

Таблица 1.

Пример использования матрицы Эйзенхауэра_

Срочно Не срочно

Важно Сдача курсовой работы через 2 дня Подготовка к завтрашнему семинару Сдача отчета о посещаемости группы в деканат Сдача реферата через 2 недели Сдача книги в библиотеку после семестра Поиск предприятия для прохождения учебной практики

Не важно Помощь в организации студенческого КВНа Участие в студенческом собрании Посещение межвузовского чемпионата по баскетболу Поход с одногруппниками в компьютерный клуб Прогулка с другом по городу Чтение художественной книги

При подобном анализе работ у студента появляется точное представление о важности и срочности его дел и обязанностей. Распределив свои дела в соответствии с данными критериями, студент может четко и ясно распоряжаться своим временем.

2. Принцип Парето. Принцип Вильфредо Парето заключается в том, что 20 процентов затрат своего времени достаточно для того, чтобы получить 80 процентов от желаемого результата. И, наоборот, 80 процентов затрат времени могут дать лишь 20 процентов результата. Данная методика подразумевает отсечение ненужных задач и правильное расставление приоритетов. Малоэффективные задачи, а также задачи, требующие большого объема времени, но не приносящие нужного результата, следует отбросить и заниматься более важными делами. [1] Если студент сможет сочетать принцип Парето и матрицу Эйзенхауэра, его результаты будут расти в геометрической прогрессии и приближаться к значению 20/80, что повысит уровень успеваемости студента.

3. Техника «Хронометраж». Это метод изучения затрат времени с помощью фиксации и замеров продолжительности выполняемых действий. Анализ действий помогает сократить время на ненужные занятия и оптимизировать хронометраж на полезные дела. В данной технике подсчет времени осуществляется с интервалом в 10-15 минут. Суть методики очень проста, но требует постоянной записи для последующего анализа. [3] Выполнять подобную методику необходимо ежедневно (таблица 2).

4. ABC - анализ - создан для классификации ресурсов фирмы по степени их важности. Данный анализ также можно использовать в инструментарии тайм-менеджмента. [1] Распределив свои дела по степени важности, студент расставляет приоритеты наподобие матрице Эйзенхауэра (таблица 3). Таким образом, студент постоянно начинает ориентироваться на категорию А и B, выполняя в первую очередь наиболее важные дела, тем

самым избегает просроченных работ, повышает общую эффективность учебной деятельности.

Таблица 2

Пример графика учебного дня студента_

Начало действия Конец действ ия Длител ьность (мин) Вид деятельности Примечание

8:00 8:25 25 Пробуждение Если я встану раньше, у меня будет больше времени для принятия душа

8:35 9:10 35 Завтрак Из-за того, что вечером я не помыл посуду, я потратил больше времени на приготовление завтрака

9:25 9:50 25 Дорога на учебу Успел повторить лекционный материал перед занятием

10:00 10:45 45 Первая половина занятия Успешно выполнил все задания и получил хорошую оценку

10:50 11:30 40 Вторая половина занятия Был окрылен своим успехом и все оставшееся занятие смотрел в окно

Таблица 3

АВС-анализ

Задачи Степень Наименование задачи

Тип Степень Количество вклада для

важности % достижения цели, %

А Наиболее важные 15 65 Курсовая работа. Подготовка к олимпиаде.

В Важные 20 20 Конспекты лекций. Устная подготовка к занятию.

С Наименее важные 65 15 Участие в общественных мероприятиях. Творческая деятельность.

АВС - анализ можно использовать студенту для распределения своего времени. Однако данный метод крайне схож, с матрицей Эйзенхауэра, которая, в свою очередь, выглядит практичнее и проще в своем понимании.

5. «Метод помидора» - техника управления временем, предложенная Франческо Чирилло в конце 1980-ых. Данная методика предполагает увеличение эффективности работы при меньших временных затратах за счет глубокой концентрации и коротких перерывов. В классической версии техники «помидоры» представляют собой отрезки времени, которые длятся полчаса: 25 минут работы и 5 минут отдыха. Данная методика очень проста в освоении, при этом студенту необходимо сосредоточиться на одной работе и не распылять свое внимание на другие действия [5]. В данном методе отсутствует сложный алгоритм выполнения, при этом он показывает ощутимые результаты в повышении производительности учебного деятельности.

Подводя итоги, мы видим, что суть всех методик сводится к самому главному: контроль над расходом своего самого драгоценного и безвозвратного ресурса - времени жизни. При овладении этими навыками успеваемость студента значительно повысится, поскольку подготовка к сессии начнется задолго до ее начала, а ежедневные навыки студента по организации и вдумчивому распределению времени помогут лучше осваивать и применять

полученные знания и навыки не только в процессе учебы, но и в будущей трудовой деятельности.

Библиографический ссылки

1. Александр Горбачев. Тайм-менеджмент в два счета. — С-Пб.: Питер, 2009.- 139-142 с.

2. Гений, А. Высокоэффективный тайм-менеджмент по Матрице Эйзенхауэра / А. Гений. - М.: АСТ, 2018. - 308-320 с.

3. Глеб Архангельский, Марианна Лукашенко, Татьяна Телегина, Сергей Бехтеров. Тайм-менеджмент. Полный курс. — М.: Альпина Паблишер, 2012. - 86 с.

4. Ноздренко Е.А. Самоменеджмент в организации обучения студентов/Е.А. Ноздренко//Современные проблемы науки и образования. — 2006. — № 1. — 81-82 с.

5. Нётеберг Ш. Тайм-менеджмент по помидору: Как концентрироваться на одном деле хотя бы 25 минут. — М.: Альпина Паблишер, 2013 г. - 187-191 с.

6. Овчинникова Л.В. Формирование приёмов самоменеджмента у студентов ВУЗа/Л.В. Овчинникова//АРКЮЫ. Серия: Гуманитарные науки. — 2013. — № 1. — 10-16 с.

7. Трейси, Б. Тайм-менеджмент по Брайану Трейси. Как заставить время работать на вас / Б. Трейси. - М.: Альпина Паблишер, 2018. - 299-302 с.

© Желаева С.Э., Зубакин А. А., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.