Научная статья на тему 'Технологии создания и применения чат-ботов'

Технологии создания и применения чат-ботов Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
9596
977
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕССЕНДЖЕР / ЧАТ-БОТ / MICROSOFT BOT FRAMEWORK / FACEBOOK BOT ENGINE / СРЕДСТВА ЕСТЕСТВЕННОГО ОБЩЕНИЯ / TELEGRAM-BOT / CHAT-BOT / FACEBOOK MESSENGER / WHATSAPP / TELEGRAM MESSENGER / SLACK / MESSENGER / MEANS OF NATURAL COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Матвеева Н.Ю., Золотарюк А.В.

В статье представлены результаты анализа возможностей создания чат-ботов в современных мессенджерах, их актуальность в современном мире и определены основные сферы их применения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technologies оf Creation аnd Use оf Chat-Bots

The article presents the results of the analysis of possibilities of creating chat-bots in modern messengers, their relevance in the modern world and the main sphere of their application.

Текст научной работы на тему «Технологии создания и применения чат-ботов»

новые технологии

УДК 330.88(045)

технологии создания и применения чат-ботов

Матвеева Н. Ю.,

студентка, Финансовый университет, Москва, Россия Mtv.natalya@gmail.com

Золотарюк А. В.,

кандидат технических наук, доцент, доцент Департамента анализа данных, принятия решений и финансовых технологий, Финансовый университет, Москва, Россия AZolotaryuk@fa.ru

Аннотация. В статье представлены результаты анализа возможностей создания чат-ботов в современных мессенджерах, их актуальность в современном мире и определены основные сферы их применения.

Ключевые слова: мессенджер; чат-бот; Microsoft Bot Framework; Facebook Bot Engine; средства естественного общения; Telegram-Bot; chat-bot; Facebook Messenger; WhatsApp; Telegram Messenger; Slack

technologies of creation and use of chat-bots

Matveeva N. U.,

student, Financial University, Moscow, Russia Mtv.natalya@gmail.com

Zolotaryuk A. V.,

candidate of technical Sciences, associate Professor, Department of data analysis, decisionmaking and financial technologies, Financial university, Moscow, Russia AZolotaryuk@fa.ru

Abstract. The article presents the results of the analysis of possibilities of creating chat-bots in modern messengers, their relevance in the modern world and the main sphere of their application.

Keywords: messenger; chat-bot; Microsoft Bot Framework; Facebook Bot Engine; means of natural communication; Telegram-Bot; chat-bot; Facebook Messenger; WhatsApp; Telegram Messenger; Slack

Современный Интернет - это универсальная среда для общения, развлечений и обучения. Общение через Сеть стало частью жизни многих людей. В настоящее время в мире существует довольно много средств, форм и способов общения, и немалая часть из них так или иначе связана с современными техническими возможностями, которые, в частности, представлены использованием глобальной компьютерной сети.

Интернет, кроме полноценного источника разнообразной полезной для всех информации, также является основной формой виртуального общения. Связь с родными и близкими людьми, контакты с рабочими партнерами, новые знакомства - все это является важным компонентом повседневной жизни современного человека, причем выбор наиболее удобных способов он-лайн-общения у современного пользователя достаточно большой.

Рассмотрим, как развивались интернет-сервисы для общения. Сначала были популярны чаты, потом мессенджеры, потом социальные сети, а теперь снова считаются перспективными мессенджеры. Причина повторной волны популярности мессенджеров - изменения в области мобильного Интернета: высокие скорости, намного ниже цены, чем ранее, широкое распространение смартфонов [1].

Крис Мессина в статье "2016 will be the year of conversational commerce" назвал 2016 год -годом диалоговой или разговорной коммерции. Понимая под этим понятием чаты, мессенджеры или другие интерфейсы на естественном языке (т.е. голосом), которые обеспечивают взаимодействие людей с торговыми брендами или услугами. Конечным результатом он видит то, что пользователи будут общаться с брендами и компаниями через Facebook Messenger, WhatsApp, Telegram Messenger, Slack или другие мессенджеры1. При этом, по его мнению, неважно, с кем будут общаться люди - с сотрудником компании, с ботом или с их комбинацией.

В данной статье мы рассмотрим тему, которая касается мессенджеров с поддержкой чат-ботов, которые имеют средства для разработки собственных ботов. Актуальность выбранной темы объясняется тем, что виртуальное общение приобретает все большую значимость и становится одним из основных видов коммуникации людей в современном мире. Причем в будущем общение с чат-ботами не будет отличаться от общения с людьми, а также через такое общение будет осуществляться самая разнообразная деятельность человека в отношении обучения, покупки товаров, заказа услуг. Иными словами, современные и перспективные клиенто-ориентированные информационные системы различной социально-экономической направленности имеют или будут иметь в своем составе мессенджеры для речевого общения и обмена информацией между сотрудниками компаний, учреждений или организаций и клиентами, деловыми партнерами или контрагентами.

Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи исследования:

1 Hello, Bot! Чат-боты - следующее поколение приложений? Блог компании Microsoft. URL: https://habrahabr. ru/company/microsoft/blog/281459/ (дата обращения: 30.11.2017).

• провести анализ популярности современных мессенджеров;

• определить программную платформу (фреймворк) и интерфейс прикладных решений и библиотек API с множеством предоставляемых инструментов (классов, процедур, функций, структур и констант), наиболее приемлемых для реализации современных чат-ботов.

Наиболее эффективными программно-техническими средствами в мессенджерах следует считать мобильные средства коммуникации (смартфоны, планшеты) с установленным программным обеспечением поддержки многоканальной связи в среде Интернет Microsoft Bot Framework с платформой расширения функциональных возможностей по преобразованию речи в текст и, наоборот, распознаванию объектов Microsoft Cognitive Services.

Чат-бот (от англ. - chatterbot) - это компьютерная программа, которая ведет разговор с помощью слуховых или текстовых методов2. Чат-боты, или виртуальные собеседники, используются в диалоговых системах для различных практических целей, включая обслуживание клиентов или сбор информации. Некоторые чат-боты используют сложные системы обработки естественного языка, но одновременно существует много простых систем сканирования ключевых слов на входе, а затем выбор ответа, который совпадает с большинством ключевых слов или наиболее похож на шаблон формулировки из базы данных [2].

Термин «чат-бот» был придуман Майклом Мол-дина (создателем Verbot, Джулия) в 1994 г. для описания разговорных программ [3].

2 Chatterbot // Wikipedia, the free encyclopedia. URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Chatterbot (дата обращения: 30.11.2017).

Изучив современное состояние использования чат-ботов в мессенджерах, мы пришли к выводу, что чат-боты являются универсальными средствами, способными к решению разнообразных задач - от общения до развлечений, от предоставления медицинской консультации до заказа товаров и услуг посредством специализированных прикладных решений, от распознавания эмоций до решения сложных консалтинговых задач в службах поддержки клиентоориентированных информационных систем.

В любом случае, в независимости от платформы, чат-бот - это прикладная программа, которая, получая информацию от пользователя, формирует корректные, логически обоснованные ответы. Правовые последствия таких ответов отличают простые боты с «чатиками» для развлечений от серьезных сервисов.

Если чат-бот позиционируется как некий виртуальный представитель компании, то и чат с таким субъектом может создавать для компании и для пользователя определенные обязательства.

Разнообразие чат-ботов поражает. Некоторые из них используют открытые данные, другие -различные данные по лицензиям или данные, созданные компанией. В любом случае владельцы чат-бота используют информацию, полученную на определенных правовых основаниях, а алгоритм их обработки обычно принадлежит самой компании. А что с информацией, которую предоставляет само лицо во время диалога с ботом? Если передаются персональные данные или так называемые рисковые данные, нужно ли брать согласие у пользователя?

А может чат-бот отвечать, словно он Чарли Чаплин или терминатор? Возможно, у него и фото будет соответственное. Подобных чат-ботов полно, но, если подходить к вопросу серьезно, то компании лучше позаботиться о том, чтобы дизайн и текстовое наполнение

использовались на соответствующих правовых основаниях - на тех же лицензиях или, например, в рамках добросовестного использования.

Если у чат-бота можно заказать бургеры и газировку, то это уже в той или иной форме оферта для заключения договора купли-продажи. А если пойти дальше, например, если заказ можно выполнить онлайн? Например, доступ к определенному функционалу бота с поминутной тарификацией? Это уже получается saas-модель.

А если чат-бот дает советы по конкретным кейсам? Например, это будут кейсы по лигал аспектам бизнеса или по медицине. Необходимо определиться, будут ли такие месседжи советами и кто несет за них ответственность. Следовательно, именно в зависимости от наполнения и функционала чат-бота, а также нюансов его взаимодействия с пользователями и правовых последствий такого взаимодействия необходимо формировать правовой подход к оформлению такого виртуального субъекта.

Таким образом, суммируя полученные в ходе исследования данные, исходя из современного уровня развития коммуникационных средств, можно сделать вывод о перспективности использования чат-ботов не только в бытовой практике, в популярных мессенджерах, но и в сферах экономики, образования, предоставления услуг и многих других областях деятельности человека. Наиболее эффективными программно-техническими средствами в мессенджерах следует считать мобильные средства коммуникации (смартфоны, планшеты) с установленным программным обеспечением поддержки многоканальной связи в среде Интернет Microsoft Bot Framework с платформой расширения функциональных возможностей по преобразованию речи в текст и, наоборот, распознаванию объектов Microsoft Cognitive Services.

Описок источников

1. Михайлов В.А., Михайлов С.В. Особенности развития информационно-коммуникативной среды современного общества // Сборник научных трудов «Актуальные проблемы теории коммуникации». СПб., 2004. С. 34-52.

2. Messina Chris. 2016 wiLL be the year of conversationaL commerce // A Medium Corporation. URL: https://medium.eom/chris-messina/2016-wiLL-be-the-year-of-conversationaL-commerce1586e85e3991#. t8o4698iu (дата обращения: 30.11.2017).

3. ЖигачА. Почему интернет-мессенджеры снова стали популярными. URL: http://www.dp.ru/a/2015/04/07/ Tak_v_chem_zhe_messedzh (дата обращения: 30.11.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.