Научная статья на тему 'Технологии совершенствования взаимодействия власти и общества в сфере социальной защиты населения'

Технологии совершенствования взаимодействия власти и общества в сфере социальной защиты населения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
804
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ВЛАСТЬ / ОПТИМИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ / INTERACTION / POWER / OPTIMIZATION / SOCIAL PROTECTION OF THE POPULATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Маликов А. Н.

В статье рассматриваются вопросы оптимизации взаимодействия власти и общества в сфере социальной защиты населения, роль общественных и некоммерческих организация в данном процессе.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article are considered questions to optimization of the interaction authorities and society in sphere of social protection of the population, role public and nonprofit organization in given process. Interaction, power, optimization, social protection of the population

Текст научной работы на тему «Технологии совершенствования взаимодействия власти и общества в сфере социальной защиты населения»

УДК-342.56+368.4

ТЕХНОЛОГИИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЛАСТИ И

ОБЩЕСТВА

В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

А.Н. Маликов

В статье рассматриваются вопросы оптимизации взаимодействия власти и общества в сфере социальной защиты населения, роль общественных и некоммерческих организация в данном процессе.

Ключевые слова: взаимодействие, власть, оптимизация, социальная защита населения

Общество заинтересовано в повышении эффективности социальной работы. Однако определить ее и измерить достаточно сложно. Под эффективностью понимается соотношение результатов деятельности и затрат, необходимых для достижения этого результата. Эффективность в социальной сфере - это сложная категория, которая складывается из целей, результатов, затрат и условий социальной деятельности. Результат - это конечный итог какой либо деятельности в соотношении с ее целью. Он может быть положительным или отрицательным. В социальной работе результатом является удовлетворение потребностей ее объектов, клиентов социальных служб, и на этой основе общее улучшение социальной обстановки в обществе. Критериями эффективности социальной работы на макро уровне могут служить показатели материального положения семьи (человека), ожидаемая продолжительность жизни, уровень и структура заболеваемости, бездомности, наркомании, преступности и пр.

С критерием эффективности тесно связана проблема пределов социальной помощи гражданам. Как и при осуществлении политики доходов, необходимо учитывать возможные негативные последствия массированной социальной поддержки: появление иждивенчества, пассивности, нежелания самому принимать решения и решать свои проблемы.

Повышение эффективности проводимой в России работы по социальной защите граждан невозможно без изменения концептуальных подходов к организации процесса взаимодействия власти и общества в данной сфере.

Оптимизация взаимодействия власти и общества в сфере социальной защиты населения невозможна без образования устойчивых связей между участниками взаимодействия, то есть их взаимной определенности. Процесс институционализации взаимодействия власти и общества невозможен без соответствующей формализации. На наш взгляд, отсутствие четких правил взаимодействия, как со стороны власти, так и со стороны граждан и общественных организаций, приводит к низкой инициативности последних и дает возможность властным структурам выстраивать закрытую административную «машину».

По нашему мнению, в Российском обществе не сложилась потребность «идти на контакт» с властью. Между тем, именно сфере социальной защиты населения институтам гражданского общества необходимо проявлять максимальную активность в связи с тем, что при выстраивании социально ориентированного государства, власти необходимо знать и учитывать потребности своих граждан.

Устройство любого современного общества таково, что его можно подразделить на три взаимосвязанные сектора: государственный, коммерческий и некоммерческий. Последний, или как его еще называют "третий сектор", позволяет людям реализовывать свои возможности и самостоятельно решать свои проблемы и проблемы общества в целом. Деление на три сектора очень условно и четкая граница между каждым из них довольно условна. Для эффективного достижения стоящих перед каждым сектором задач необходимо наладить их конструктивное взаимодействие на легитимной основе.

В настоящее время особое значение приобретают своевременное выявление проблем, точное управляющее воздействие. Преодоление негативных проявлений в организации, как государства, так и гражданского общества, может быть обеспеченно только за счет взаимного изменения взаимодействующих сторон.

Значимой проблемой, возникающей в процессе осуществления властных полномочий в системе социальной защиты населения, является отсутствие достоверной информации об

удовлетворенности граждан предоставленными социальными услугами. Между тем, наличие подобной информации позволяет грамотно и оперативно (безусловно, с учетом специфики процесса социального реформирования) проводить социальные реформы, максимально учитывая при этом потребности граждан и предупреждая возникновение социальной направленности в обществе. По нашему мнению, решению данной проблемы будет способствовать проведение мониторингов удовлетворенности граждан проводимой социальной политикой. В целях оптимизации временных, ресурсных и прочих затрат государства, проведение подобных мониторингов с установленной периодичностью (например, 2 раза в год), либо в преддверии внедрения новых социальных технологий и проведения реформ (монетизация льгот, пенсионная реформа) необходимо передать на условиях аутосорсинга общественным организациям. Данная мера будет способствовать не только снижению затрат государства, но и повышению значимости общественных организаций в процессе оказания социальных услуг. Кроме того, стоит не недооценивать факт традиционного недоверия российских граждан, особенно представителей, так называемых социально незащищенных слоев общества, к проводимым органами власти РФ мониторингам и опросам.

Задачей органов государственной власти при проведении данных мониторингов, будет выступать формулировка основных проблемных тем, по которым необходима информация. Разработкой конкретных вопросов, раскрывающих данные темы наиболее полно и достоверно, должны заняться общественные организации, члены которых апостериори обладают возможностью выбора наиболее подходящего для конкретной проблемной темы способа проведения мониторинга.

Также следует отметить, что общественные организации за счет привлечения добровольческого труда может минимизировать расходы на социальную сферу. Таким образом, налицо выгода бюджетного финансирования общественных организаций для достижения государственных целей. Это оправдано, главным образом, в той мере, в какой оно служит объединению усилий в решении наиболее актуальных проблем региона.

Идеальной для многих представителей благотворительных организаций является такая модель взаимоотношений, когда государство выступает в роли заказчика, который планирует деятельность организаций и справедливо распределяет ресурсы, а благотворительные организации - в роли исполнителя совместных проектов (власть делегирует часть своих полномочий благотворительному сектору). Важно, чтобы власть не оказывала давления, чтобы взаимоотношения строились на основе равноправия и взаимного доверия. Власть должна предоставить всем благотворительным организациям равные возможности.

По нашему мнению, проведение мониторингов, по указанной схеме будет способствовать достижению большей репрезентативности и достоверности получаемой информации, нежели опросы общественного мнения, проводимые ВЦИОМ и рядом коммерческих организаций. Одной из причин будет выступать уже упомянутый выше фактор большего доверия граждан общественным организациям, призванным защищать их интересы.

Кроме того, по нашему мнению, получение подобной информации самими общественными организациями будет способствовать появлению у них возможности выстраивать диалог с властью уже на этапе проработки вопроса проведения тех или иных социальных реформ что, безусловно, положительно скажется на качестве принимаемых управленческих решений.

В современных условиях многообразия социальных проблем особое значение приобретает сотрудничество государственных и негосударственных организаций социальной сферы. Организации "третьего сектора", работающие в сфере социальной защиты населения, являются важным элементом гражданского общества.

Роль общественных организаций состоит в:

формировании в обществе системы взаимной социальной, экономической и психологической поддержки (оказание помощи семьям и лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации);

выражении позиции различных групп населения по вопросам, связанным с разработкой и реализацией государственной политики в области социальной защиты населения, а также организации диалога с органами государственной власти по этим вопросам;

увеличении объема и форм, улучшении качества предоставляемых социальных услуг, оказываемых различным группам населения в рамках реализации государственной политики в области социальной защиты населения;

формировании в обществе ценностей и социально-психологического климата,

благоприятных для жизнедеятельности населения.

В Брянской области в социальной сфере необходима разработка и внедрение модели конструктивного взаимодействия органов государственной власти Брянской области и общественных организаций.

Существуют три основных формы такого взаимодействия:

участие общественных организаций в работе координационных советов и межведомственных комиссий, созданных при органах исполнительной власти Брянской области;

сотрудничество общественных организаций и органов государственной власти Брянской области в разработке и реализации целевых программ Брянской области;

социальная поддержка общественных организаций и оказание помощи их членам за счет средств бюджета Брянской области и внебюджетных фондов.

Взаимодействие органов государственной власти с общественными организациями, в общем виде, направлено на формирование некоммерческого сектора, способного инициативно взять на себя решение части социально значимых проблем при поддержке государства, а также способствовать реализации гражданами своих интересов.

Отсутствие общепринятых социальных норм и правил в процессе взаимодействия власти и общества в системе социальной защиты населения влечет за собой дальнейшее снижение качества предоставляемых гражданам социальных услуг.

В целях исправления складывающейся ситуации необходимо применение комплекса мер, касающегося как организации самого процесса предоставления социальных услуг, так и цели оказания социальных услуг гражданам. Процесс институционализации взаимодействия власти и общества в сфере социальной защиты населения не может быть завершен без изменения самой парадигмы социальной защиты населения. Необходимым условием повышения эффективности оказания социальных услуг, по нашему мнению, является включение в данный процесс общественных (не коммерческих) организаций. Кроме того назрела необходимость пересмотра существующего порядка оценки эффективности деятельности учреждений социальной защиты населения за счет включения показателей, касающихся качества предоставления социальных услуг, а не только их количества.

In article are considered questions to optimization of the interaction authorities and society in sphere of social protection of the population, role public and nonprofit organization in given process. Interaction, power, optimization, social protection of the population

The key words: interaction, power, optimization, social protection of the population

Список литературы

1. Исакова Г.К. Совершенствование социальной защиты населения в условиях переходной экономики: автореф. дис. канд. экон. наук. Махачкала, 2002

2. Нарышкин С.Е., Хабирева Т.Я. Административная реформа в России: научнопрактическое пособие. М., 2006. С .351.

3. Старшинов А.Н. Институциализация социальной защиты населения России: автореф. дис. канд. полит. наук. Казань 2005.

4. Сунгуров А.Ю. Гражданское общество: основные этапы развития и возможная структура // Гражданское общество - в поисках пути / под ред. А.Ю. Сунгурова. Приложение к журналу "СевернаяПальмира". СПб.,1997.

5. Шрамко И.П. Взаимодействие власти и общества в процессе социального реформирования: На примере жилищно-коммунальной реформы в России : автореф. дис. канд. полит. наук. М., 2005.

Об авторе

Маликов А.Н. - начальник отдела развития административной реформы Управления информационных технологий администрации Брянской области, alex240583@yandex.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.