Научная статья на тему 'Технологии социальной журналистики: опыт систематизации источников информации'

Технологии социальной журналистики: опыт систематизации источников информации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2445
459
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА / ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОВЕСТКА ДНЯ / ГУМАНИТАРНАЯ ПОВЕСТКА СМИ / ЖУРНАЛИСТСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТИПЫ И ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ / ПРАВИЛА РАБОТЫ С ИСТОЧНИКАМИ / SOCIAL JOURNALISM NEWS / AGENDA / THE HUMANITARIAN AGENDA OF THE MEDIA / JOURNALISTIC TECHNIQUES / TYPES AND SOURCES OF INFORMATION / THE RULES OF WORK WITH SOURCES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Фролова Т. И.

Исходным положением статьи является понимание информационной повестки дня как круга приоритетных для СМИ тем. Развивая понятие, автор выделяет тематические повестки, среди которых одно из основных мест принадлежит гуманитарной повестке. Данная статья посвящена технологическим особенностям работы журналистов в освещении проблем социальной сферы, гуманитарным технологиям в СМИ. Названы основные направления этой работы, описаны и систематизированы типы и виды источников информации в социальной сфере, приведены примеры источников. Сформулированыправилаработыжурналистов социальной сферы с источниками информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL JOURNALISM TECHNOLOGIES:EXPERIENCE IN SYSTEMATIZATION OF INFORMATION SOURCES

The initial position of the article is to understand the information agenda as a range of priorities to the media. In developing the concept, the author highlights the thematic agenda, among which one of the main places belong to the humanitarian agenda. This article focuses on the technological characteristics of the work of journalists in the coverage of social problems, humanitarian technologies in the media. We've named the main directions of this work, described and classified the types and sources of information in the social sphere and the examples of sources. Also we've stated the rules of working with sources for journalists in social media.

Текст научной работы на тему «Технологии социальной журналистики: опыт систематизации источников информации»

УДК: 364.14 ББК: 76.02

Фролова Т.И.

ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ: ОПЫТ СИСТЕМАТИЗАЦИИ

ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

Frolova T.I.

SOCIAL JOURNALISM TECHNOLOGIES:EXPERIENCE IN SYSTEMATIZATION OF

INFORMATION SOURCES

Ключевые слова: социальная журналистика, информационная повестка дня, гуманитарная повестка СМИ, журналистские технологии, типы и виды источников информации, правила работы с источниками.

Keywords: social journalism news, the agenda, the humanitarian agenda of the media, journalistic techniques, types and sources of information, the rules of work with sources.

Аннотация: исходным положением статьи является понимание информационной повестки дня как круга приоритетных для СМИ тем. Развивая понятие, автор выделяет тематические повестки, среди которых одно из основных мест принадлежит гуманитарной повестке. Данная статья посвящена технологическим особенностям работы журналистов в освещении проблем социальной сферы, гуманитарным технологиям в СМИ. Названы основные направления этой работы, описаны и систематизированы типы и виды источников информации в социальной сфере, приведены примеры источников. Сформулированы правила работы журналистов социальной сферы с источниками информации.

Abstract: the initial position of the article is to understand the information agenda as a range of priorities to the media. In developing the concept, the author highlights the thematic agenda, among which one of the main places belong to the humanitarian agenda. This article focuses on the technological characteristics of the work of journalists in the coverage of social problems, humanitarian technologies in the media. We've named the main directions of this work, described and classified the types and sources of information in the social sphere and the examples of sources. Also we've stated the rules of working with sources for journalists in social media.

Понятие информационной повестки дня, обозначающее круг тем, являющихся для средств массовой информации в определенный период времени приоритетными, прочно вошло не только в практику, но и в теорию журналистики1. Однако оно требует дальнейшей разработки, поскольку развитие информационных потребностей общества приводит к интенсивной дифференциации журналистики - к разделению её на ряд тематических сегментов, отличающихся друг от друга предметом отображения, функциональной предназначенностью, технологическими особенностями. В соответствии с этим формируются и разные варианты информационной повестки: экономическая, политическая, культурно-просветительская и т.д. Среди них важ-

1 См.: Землянова Л.М. Коммуникативистика и средства информации: англо-русский толковый словарь концепций и терминов. - М.: Изд-во МГУ, 2004 - С. 22-23; Казаков А. Теория установления повестки дня в российской политической коммуникативистике: анализ основных контекстов, источников и определений // Актуальные проблемы медиаисследований-2014. - М.: Ф-т журн. МГУ, 2014

- С. 67; Дьякова Е., Трахтенберг А. Массовая коммуникация: модели влияния. Как формируется повестка дня? - Екатеринбург: Изд-во Гуманит. унта, 2001 - С. 102.

ное место отводится повестке гуманитарной -актуальной проблематике СМИ, отражающей социальную сферу общества во всей ее полноте и целостности2. Как и другие повестки, она имеет собственную специфику, находящую выражение в методологии, технологиях, организации труда журналистов. Данная специфика может быть осознана в содержании особых технологических подходов. Если понимать технологию как состав и последовательность профессиональных шагов, используемых для достижения цели, то легко согласиться с тем, что концептуальность гуманитарной повестки может быть достигнута посредством поиска ответов на ряд основополагающих вопросов, отражающих технологическую сторону деятельности:

- о чем писать? каковы смысловые ориентиры в оценках? (контентообразующие технологии)

- кто главный ньюсмейкер в социальной сфере? (оперативно-поисковые технологии)

- с кем сотрудничать? как организовать диалог? (организационно-проектные технологии)

Фролова Т.И. Гуманитарная повестка российских СМИ. Журналистика, человек, общество. - М.: МедиаМир, 2014.

- какие методы, жанры, форматы наиболее адекватны задачам социальной журналистики? (жанровые технологии)

- для кого писать? как найти формат, подходящий для данной аудитории? (профильные технологии)

- как преодолевать «язык вражды» и находить пути к согласию? (этико-ценностные технологии).

В общетехнологическом ракурсе эти вопросы указывают на несколько самостоятельных и в то же время взаимосвязанных пластов деятельности, и в каждом из них - собственный проблемный аспект, вокруг которого сегодня идет журналистский поиск. Остановимся на таком актуальном аспекте, как работа с источниками информации, на оперативно-поисковых технологиях. На наш взгляд, источники информации в сфере социальной журналистики имеют особый характер, а правила работы журналиста с ними также специфичны.

Одно из главных требований концепту-альности социальной проблематики - полнота информации об обществе. Тот факт, что до сих пор это требование остается во многом нереализованным, напрямую связан с тем, как используются источники информации. В этой связи уместно сделать краткий обзор основных профессиональных норм и правил работы с источниками информации. В учебной и профессиональной литературе эта тема достаточно разработана1, хотя полного, исчерпывающего труда, учитывающего все современные подходы и возможности, пока не появилось.

Традиционно выделяют три типа источников: документ, человек, предметно-вещественная среда - такова самая общая систематизация, в ней отразилась прежде всего материальная природа источников, а также условия образования и хранения информации, определяющие характер действий журналиста при обращении к данному источнику. Однако в практической деятельности этого недостаточно: требуется выделять различные виды информационных ресурсов, из которых непосредственно черпается необходимая журналисту информация, учитывая, что сама по себе информация может быть разноуровневой: оперативной (новые факты, комментарии и мнения, заявления и т.д.), контекстной (не связанная с событием непосредственно, но полезная для понимания ситуации в целом), базовой - (формирующая и упорядочивающая знание проблемы), фоновой, аналоговой

и т.д. Конкретный информационный ресурс может сочетать в себе разные типы источников, давать информацию разных уровней, предполагать использование различных методов освоения. Каждый из ресурсов имеет свои преимущества, особенности доступа к нему, ограничения и барьеры. По сути, это различные информационные среды, способные в совокупности дать полную информацию о предмете. В наиболее общем виде структуру основных информационных ресурсов можно представить следующим образом.

В современных обществах отношения между журналистом и источниками информации опосредованы на нескольких уровнях: законодательными нормами, этическими обязательствами, технологическими правилами. Знание соответствующих профессиональных стандартов - теоретический минимум. Практическое следование им обеспечивает достоверность информации. Особо подчеркнем тот факт, что заботе о достоверности, проверке сведений уделяется первостепенное внимание во всех упомянутых случаях - это и право, и обязанность, и моральный императив журналиста. От журналиста требуется воспринимать действительность как совокупность информационных сигналов, структурировать внешнюю среду; постоянно находиться в поиске информации; накапливать информацию, выстраивать и развивать отношения с источниками информации, поддерживать контакты; проверять информацию, используя не менее трех источников и экспертные заключения; соблюдать конфиденциальность источников; формировать собственную «информационную вертикаль»: специализация в определенной предметной области складывается из детального изучения ее внутренней структуры, законов функционирования, мониторинга состояния.

Последнее из перечисленных правил требует отдельного рассмотрения. В социальной журналистике складывается особый круг контактов, общения, системы взаимодействий. В изучении и описании этого круга источников вместе с автором принимали экспертное участие сотрудники Агентства социальной информации . Результаты нашего анализа представлены в таблице 1.

См.: Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. - М.: Аспект Пресс, 2006 -С. 152-158; Лозовский Б.Н. Методика сбора информации // Основы творческой деятельности журналиста / под ред. С.Г. Корконосенко. - СПб.: Знание: СПбИВЭСЭП - С. 79-86; Колесниченко А.В. Настольная книга журналиста. - М.: Аспект Пресс, 2013 - С. 259-313.

Впервые результаты этой работы были представлены в материалах дистанционной обучающей программы «Социальная журналистика», реализованной совместными усилиями автора, представляющего факультет журналистики МГУ, и Агентства социальной информации, на базе технических ресурсов Научного парка МГУ им. М.В. Ломоносова. См.: Фролова Т.И. Проблемно-тематическая специализация в системе профессионального образования журналистов // Вестник Моск. ун-та. - Сер. 10. Журналистика - 2007. - № 6.

Таблица 1 - Результаты анализа источников информации

Источники Ресурсное расширение

Учреждения Органы власти и другие государственные институты; предприятия и учреждения экономической сферы; научные институты; социологические службы

Общественные организации Независимые негосударственные объединения граждан во всех сферах социальной деятельности

Справочно-информационные системы Интернет, СМИ, архивы, библиотеки, фонотеки, базы данных, справочники, энциклопедии, каталоги

Специальные мероприятия Выставки, круглые столы, научные конференции, семинары (в том числе обучающие - для журналистов), форумы

Частные лица «Собственные контакты»: информаторы и эксперты; участники и очевидцы событий

Личный круг общения Профессиональный круг; друзья, родственники, частные коммуникативные среды

Окружающая среда Природа, место действия, среда обитания и проживания, культурно-бытовые условия, транспорт и пр.

Таблица 2 - Типы и виды источников информации

Типы и виды источников информации Примеры конкретных информационных ресурсов

Государственные организации и учреждения - «официальные» источники

Федеральные министерства и ведомства и их отделения - Министерство здравоохранения РФ; - Министерство труда и социальной защиты РФ; - Министерство экономического развития и торговли РФ (Департамент стратегии социально-экономических реформ); - Министерство образования и науки РФ; - Министерство регионального развития РФ.

Федеральные службы и агентства и их региональные отделения - Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития; - Федеральная служба РФ по контролю над оборотом наркотиков (региональные управления); - Федеральная миграционная служба; - Федеральная регистрационная служба; - Федеральная служба исполнения наказаний Министерства юстиции РФ; - Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию.

Профильные структуры органов законодательной власти - Комитеты Совета Федерации РФ: по социальной политике, по правовым и судебным вопросам, по делам молодежи и спорту; - Комитеты Государственной Думы РФ: по труду и социальной политике, по безопасности, по делам женщин, семьи и молодежи; - Комиссии Мосгордумы: по социальной политике и трудовым отношениям, по физической культуре, спорту и делам молодежи; - Комиссия по вопросам правопорядка и законности Законодательного Собрания Санкт-Петербурга.

Региональные органы исполнительной власти в социальной сфере - Областные министерства, департаменты и агентства: социального развития, здравоохранения, культуры и молодежной политики, образования и науки.

Профильные подразделения региональных администраций - Комитет по делам семьи, охраны материнства и детства, демографии Администрации Брянской области; - Управление по делам молодежи Администрации Камчатской области.

Продолжение таблицы 2

Местные органы исполнительной власти в социальной сфере - Городские департаменты и управления социальной защиты населения; комитеты по делам семьи и молодежи.

Институт Уполномоченного по правам человека (омбудсмены) - Уполномоченный по правам человека в РФ; - Уполномоченные по правам человека, ребенка в республиках, краях и областях.

Совещательные органы (палаты, комиссии, советы) при органах власти - Общественная палата РФ, региональные общественные палаты; - Профильные комиссии Общественной палаты: по вопросам социального развития; по вопросам развития благотворительности, милосердия и волонтёрства; по контролю над деятельностью правоохранительных органов, силовых структур и т.п.; - Совет при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека; советы при главах региона; - Региональные комиссии по правам человека; - Межведомственные комиссии по различным социальным вопросам: межведомственная комиссия по вопросам обеспечения равенства прав мужчин и женщин в РФ при Правительстве РФ и т.п.

Государственные службы по работе в области социальной защиты и социального развития населения, социальные учреждения - Центры: социальной помощи и защиты; помощи семьи и детям; социально-реабилитационные для несовершеннолетних; геронто-логические; труда и занятости; - Органы опеки и попечительства; - Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; - Отделы по делам семьи, охраны (защиты) прав материнства и детства; - Социальные приюты, дома ребенка, детские дома, школы-интернаты, дома престарелых и т.п.

Учреждения системы социальной сферы различных профилей - Образовательные учреждения (школы, вузы, учреждения дополнительного образования и т.п.); - Медицинские учреждения (поликлиники, больницы, учреждения медико-социальной экспертизы и т.п.); - Досуговые учреждения (дома творчества, досуговые центры и т.п.) и др.

Международные и межправительственные организации

Организация объединенных наций (ООН)

Подразделения ООН, специализирующиеся в различных социальных сегментах - ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения); - МОМ (Международная организация по миграции); - МОТ (Международная организация труда); - УВКБ ООН (Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев); - УНП ООН (Управление ООН по наркотикам и преступности); - ЮНЕП (Программа ООН по окружающей среде); ЮНЕСКО (ООН по вопросам образования, науки и культуры); - ЮНИСЕФ (Детский фонд ООН); - ЮНФПА (Фонд ООН в области народонаселения); - ЮНЭЙДС (Объединенная программа ООН по ВИЧ/СПИДу); - Европейский Союз (ЕС); - Совет Европы (СЕ); - Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ); - Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР);

Продолжение таблицы 2

Научно-исследовательские институты и центры

Государственные - Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения Федерального агентства в сфере здравоохранения и социального развития; - Федеральный научно-методический центр по борьбе со СПИДом.

Негосударственные - Независимый институт социальной политики; - Институт прав человека; - Международный центр социально-экономических исследований «Леонтьевский центр»; - Институт толерантности Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы и др.

Некоммерческие организации (НКО) и гражданские объединения -«третий сектор»

Ассоциации, коалиции, профессиональные объединения НКО (т. е. представляющие коллективную позицию и деятельность ряда организаций) - Союз социальных педагогов и социальных работников; - Форум доноров; - Союз благотворительных организаций России; - Союз пионерских организаций - Федерация детских организаций; Коалиция «За демократическую АГС».

Международные НКО - Фонд «Нет алкоголизму и наркомании»; - Центр развития демократии и прав человека; - Фонд «Институт экономики города»; - Молодежное правозащитное движение; - Эколого-просветительский центр «Заповедники»; - Союз комитетов солдатский матерей России.

Региональные и местные НКО - Сибирский центр поддержки общественных инициатив; - Молодые журналисты Алтая; - Ассоциация НКО Волго-Вятского региона «Служение»; - Пермский региональный правозащитный центр; - Общественный фонд Тольятти; - Благотворительная общественная организация «Ночлежка» (Санкт-Петербург); - «Дети Кемерова»; - Школа приемных родителей (Москва); - Первый московский хоспис.

Отдельные проекты или программы НКО - Программа «Линия жизни» российского отделения Британского благотворительного фонда (САБ Россия); - Проект «Дети и молодежь группы риска».

Компании, бизнес-структуры - «второй сектор»

Подразделения компаний, отвечающие за реализацию корпоративной социальной политики, социальные проекты и благотворительную деятельность

СМИ

Информационные агентства - Агентство социальной информации; - ИА Ке§рит; - РосБизнесКонсалтинг; - Национальное агентство молодежной информации; - ШУЛКШГО; - Независимое информационное агентство (Красноярск).

Газетно-журнальная периодика - «Новая газета», «Московский комсомолец», «Русский репортёр», «Огонек»

Электронные СМИ - «Первый канал», «Домашний», «Доверие», местные студии

Окончание таблицы 2

Книги - Алексеева О. История доверия в недоверительные времена; Сорокина С. Мне не все равно.

Интернет-СМИ - Журнал «Национальные проекты»; - Интернет-газета «Анти СПИД-НаркоСТОП» (Самарская обл.).

Интернет-ресурсы

Справочные ресурсы, библиотеки и базы данных - База данных «Реализация реформ здравоохранения в субъектах РФ»; - Человек и закон - правовая база законодательства РФ; - Справочная база по детским учреждениям на сайте Детские до-мики.ру; - Интернет-библиотека «Исследования Российской благотворительности и некоммерческого сектора».

Специализированные информационные ресурсы - Инфоблаго.ру; - Социальная ответственность бизнеса; - Детские домики; - Ювенальная юстиция в России; - Демократия.ру.

Сайты информационных социальных кампаний - Сайт кампании «Наши дети»; - Сайт общественной инициативы «Год благотворительности в России».

Интернет-акции и интернет-проекты общественных организаций и инициативных групп граждан - Интернет-проект «СТОП.СПИД.ру»; - Сайт по профилактике наркомании в Иркутской области; - Всероссийский интернет-проект по проблеме предотвращения и отказа от курения; - Благотворительный интернет-фонд «Помоги.орг»; - Всероссийский интернет-педсовет.

Виртуальные ресурсные центры НКО и объединенные общественные ресурсы - Ресурсный центр геронтологических организаций; - Портал «Права человека в России»; - Союз образовательных сайтов.

Граждане и группы граждан

Личность - Члены семьи / дальние родственники; - Близкие друзья / более широкий круг общения; - Соседи / проживающие в одном поселке / городе; - Коллеги по работе / люди, с которыми приходилось общаться по работе / специалисты той же сферы, в которой работает субъект; - Знакомые по интересам/ люди, увлекающиеся тем же, что и субъект и т.п.

«Круговые сообщества» и неформальные объединения - Инициативная группа «Таганка-3» (жители Таганского района г. Москвы); - Инициативная группа вкладчиков КБ «Диалог-Оптим»; - Соседские общины.

Оперативно-поисковые технологии для социальной журналистики предполагают не только знание особых источников и их систематизацию, но и специфические методы работа с данными источниками. Выработаны некоторые рекомендации по использованию перечисленных источников, апробированные в практике работы Агентства социальной информации и в мастер-классах для журналистов некоммерческих СМИ.

Рекомендации включают следующие положения:

- информация официальных государственных источников информации используется по возможности в сопоставлении с другими видами информационных ресурсов; важно максимально расширять поле поиска источников;

- преимущество отдается источникам информации, альтернативным государственным. Сегодня еще не наблюдается массового обращения журналистов к специалистам гражданского сектора, сотрудникам социальных отделов и программ бизнес-сообщества в

качестве источников экспертной информации. Между тем чем активнее журналисты будут пользоваться этими источниками постоянно, тем скорее будет достигнута объективность в отражении и рассмотрении социальных проблем;

- граждане как источники информации -также приоритетный «ресурс». В противовес одной конкретной официальной структуре с ограниченным числом обслуживающих ее государственных служащих журналист всегда может найти многие группы граждан, согласных дать информацию, высказать позицию;

- альтернативными государственным источниками могут являться международные, межправительственные организации, которые можно рассматривать и как комментаторов официальной позиции. Во многих конкретных случаях раскрытие социальных тем возможно только с привлечением этих источников;

- в качестве альтернативного или же дополнительного источника могут использоваться мнения экспертов различных специализированных научных, исследовательских, экспертных, академических организаций. Эксперты, не связанные рамками высоких должностей, способны дать более развернутые и открытые ответы на вопросы. Они также могут позволить себе личное мнение и расхождение с официальной точкой зрения;

- в работе с официальными источниками принципы социальной журналистики диктуют стремление к максимальному расширению официальной позиции. Текст с прямым и даже косвенным цитированием официального лица предпочтительно визировать;

- со временем у любого журналиста складывается свой круг официальных и неофициальных источников информации по различным темам. Это признак его растущего

профессионализма: ускоряется поиск информации, повышается степень достоверности получаемых сведений. Но и в этом случае журналист должен стремиться к постоянному расширению круга источников. Социальный журналист при выполнении любого задания пребывает в состоянии мониторинга всего круга источников.

Опыт высокопрофессиональных журналистов, результативно осваивающих новые реалии современной жизни - а именно на изучении их опыта осуществлена попытка описания и систематизации источников - является уникальным творческим ресурсом социальной журналистики, сформировавшимся в последнее десятилетие. В их творчестве происходит опережающее общий уровень открытие, понимание и утверждение закономерностей и сущностных черт современной социальной журналистики.

Фундаментом профессиональной позиции журналиста гуманитарной проблематики является представление о журналистской деятельности как общественном благе, поскольку она обеспечивает устойчивость и развитие общества. К стратегическим ресурсам социальной журналистики следует отнести следование базовым творческим принципам и переосмысление правил работы с источниками информации, предполагающее выделение новых приоритетов, дающих возможность реализации базовых принципов в конкретных журналистских текстах. Знание «информационной вертикали», т.е. строения отрасли, раскрывающейся в совокупности источников информации, выработка стандартов взаимодействия с ними, учет разнообразных этических аспектов - все это призвано повысить качество гуманитарной медийной повестки.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бережная, М.А. Проблемы социальной сферы в алгоритмах телевизионной журналистики. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2009.

2. Вартанова, Е.Л. Постсоветские трансформации российских СМИ и журналистики. - М.: МедиаМир, 2013.

3. Дзялошинский, И.М. Журналистика соучастия. Как сделать СМИ полезными людям. -М.: Престиж, 2006.

4. Дьякова, Е., Трахтенберг А. Массовая коммуникация: модели влияния. Как формируется повестка дня? - Екатеринбург: Изд-во Гуманит. ун-та, 2001.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Журналистика для здоровья нации. Медиакоммуникации и человеческое развитие / под ред. Т. И. Фроловой. - М.: Изд-во МГУ, 2012.

6. Журналистика социальной сферы: учеб. пособие / под ред. В.И. Новикова, И.В. Старо-стенкова. - М.: Изд-во РГСУ, 2008.

7. Землянова, Л.М. Гуманитарная миссия современной глобализирующейся коммуникати-вистики. - М.: Изд-во МГУ, 2010.

8. Землянова, Л.М. Коммуникативистика и средства информации: англо-русский толковый словарь концепций и терминов. - М.: Изд-во МГУ, 2004.

9. Исакова, Т.Б., Исхаков Р.Х. Личностно ориентированный подход в оценивании профессионального становления студента в условиях практики // Вестник Волжского университета

Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева № 4 (19) 2015

имени В.Н. Татищева - 2014 - №1.

10. Колесниченко, А.В. Настольная книга журналиста: учеб. пособ. - М.: Аспект Пресс,

2013.

11. Кустов, Ю.А., Стацук С.В. Профессиональная социализация молодежи как педагогическая проблема // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. - 2014. - №1.

12. Лазутина, Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. - М.: Аспект Пресс, 2006.

13. Лазутина, Г.В. Профессиональная этика журналиста: учебник. 3-е изд., перераб. и доп.

- М.: Аспект Пресс, 2011.

14. Основы творческой деятельности журналиста / под ред. С. Г. Корконосенко. - СПб.: Знание: СПбИВЭСЭП, 2000.

15. Пешкова Н.Н. Анализ эффективности благотворительной деятельности в современном обществе // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. - 2013. - №1.

16. Самарцев, О.Р. Творческая деятельность журналиста: очерки теории и практики. / О.Р. Самарцев. - М.: Академический проект, 2007.

17. Светлая полоса. Специализация «Социальная журналистика» / под ред. Т.И. Фроловой.

- М.: АСИ, 2004.

18. Социальная журналистика: профессия и позиция / сост. А. Севортьян; науч. ред. Т. Фролова. - М.: АСИ, 2005.

19. Тертычный, А.А. Методы профессиональной деятельности журналиста. - М.: ВК, 2011.

20. Фролова, Т.И. Как писать на социальные темы: учеб. пособие для журналистов. - М.: Выбор, 2010.

21. Фролова Т.И. Проблемно-тематическая специализация в системе профессионального образования журналистов // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. - 2007. - № 6.

22. Фролова, Т.И. Человек и его мир в информационной повестке дня: гуманитарные технологии в журналистике: учеб. пособ. - М.: АСИ, 2009.

23. Фролова, Т.И. Гуманитарная повестка российских СМИ. Журналистика, человек, общество. - М.: МедиаМир, 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.