Технологии социального рекрутинга во Вконтакте VK Social Recruiting technologies
Любачев П.А.
Студент 4 курса Факультет политологии Санкт-Петербургский государственный университет
РФ, г. Санкт-Петербург e-mail: lpaspb97@gmail.com
Liubachev P.
Student 4 term Faculty of Political Science Saint Petersburg State University Russia, St. Petersburg e-mail: lpaspb97@gmail.com
Аннотация.
В статье рассматривается одно из направлений HR - социальный рекрутинг и возможности его применения во ВКонтакте. Описываются основные технологии привлечения кандидатов ВКонтакте: продвижение через карьерное сообщество и продвижение без него с помощью инструментов социальной сети. Приводятся реальные примеры внедрения данных технологий.
Annotation.
The article discusses one of the areas of HR - social recruiting and the possibility of its application in VK. Describes the basic technology to attract candidates VK: promotion through career community and moving on without it by using social network tools. Real examples of implementation of these technologies are given.
Ключевые слова: ВКонтакте, социальный рекрутинг, вакансии, социальные сети, HR, рекрутер.
Key words: VK, social recruiting, job, social network, HR, recruiter.
ВКонтакте — это самая популярная социальная сеть рунета. По статистике на 2019 год ежемесячный охват ВКонтакте составляет почти 22 млн. пользователей а ежедневный 9.4 млн1., это в 2 раза больше, чем у социальной сети Facebook в России. Стоит отметить и тот факт, что 26%1 от пользователей являются специалистами. Такие цифры говорят о том, что ВКонтакте уже сейчас может стать основным каналом привлечения кандидатов не только для крупного бизнеса, но и для среднего и малого. Для успешного применения социального рекрутинга в ВКонтакте необходимо знать о доступных технологиях социальной сети в этой области и об их наиболее эффективном применении.
В первую очередь необходимо затронуть само понятие социального рекрутинга. Социальный рекрутинг — это стратегия по поиску и привлечению кандидатов в социальных сетях. Такой вид поиска персонала имеет как преимущества, так и недостатки. К преимуществам социальных сетей можно причислить:
1) Доступ к пассивной базе соискателей, не имеющих аккаунтов в досках объявлений и других сайтах по поиску работы. В социальной сети люди не только ищут работу, но и слушают музыку, общаются с друзьями. Помимо этого, у многих пользователей ВКонтакте указана их должность и позиция. При правильном использовании специфики социальных сетей можно нанимать людей, которые даже и не думали о поиске работы.
2) Большая доля молодой аудитории. По статистике декабря 2017 года почти 20 млн пользователей от 18-35 лет ежемесячно заходят в социальную сеть.
3) Возможность создания лояльной базы кандидатов. Технологии социальных сетей позволяют создавать свой бренд через прямую коммуникацию с подписчиками и соискателями. Благодаря ВКонтакте можно создать доверительные отношения с потенциальными соискателями.
4) Возможность увидеть не только профессиональные компетенции потенциального сотрудника, но и его образ жизни через личную страницу ВКонтакте. По статистике 93% процента HR заглядывают на страницу соискателя в социальных сетях- Наталья Федорушкова, одна из владельцев компании малого бизнеса высказала мысль о том, что человек должен подходить по духу: «В моем бизнесе очень важно, чтобы человек подходил мне по духу и темпераменту, а из профайла на Facebook можно узнать о потенциальном кандидате гораздо больше, чем из обычного резюме»
5) Присутствие людей узких специальностей, которые не представлены на основных работных сайтах. Директор HR департамента Виктория Пятница рассказала, что ей удалось найти очень узкоспециализированного специалиста для фармацевтической компании, который внедрял системы оценки качества на производстве.
Несмотря на все преимущества можно выделить и ряд недостатков:
1) Нерелевантная информация и неполнота данных в профиле кандидата. Пользователь часто может не указывать существенной и необходимой для рекрутера информации. ВКонтакте не обязует своих пользователей заполнять всю страницу в социальной сети и прикладывать резюме.
2) Ненастоящие и "фейковые" аккаунты. Часто пользователи ВКонтакте создают страницу под чужим именем для сохранения анонимности от своих друзей или для других целей
3) Отсутствие аналитики по привлечению сотрудников из социальной сети. На данный момент крайне сложно отследить все шаги по привлечению кандидата, социальная сеть не дает возможности следить за потенциальными заинтересованными кандидатами в отличии от собственного сайта и сайтов по поиску работы.
4) Необходимость администрирования сообществ и ведения аккаунта рекрутера.
5) Необходимость высокой квалификации в сфере $ММ. Рекрутеры чаще всего не умеют работать в социальных сетях, на рынке также нет основательных курсов для их обучения. Без знаний в области социальных сетей работа в них неэффективная и дорогая.
Подводя итоги описания социального рекрутинга, можно сделать вывод, что данное направление находится в стадии активного развития и имеет ряд сильных преимуществ, которые нельзя игнорировать, но на сегодняшний день это используется как дополнительный канал привлечения кандидатов. Серьезно затормаживает развитие социального рекрутинга размытие обязанностей HR и SMM-маркетолога. Для реальной работы необходимы структурные изменения, в частности создание подразделения HR-маркетинга, не все компании готовы к таким серьезным переменам
Как уже было сказано социальный рекрутинг работает, и его можно активно применять в социальных сетях уже сейчас. Важно понять, каким образом можно там работать и какие технологии использовать. Абушенкова М.В. Выделяет 4 инструмента рекрутинга в социальных сетях: официальные страницы и группы компаний в социальной сети, таргетированная реклама, личное общение, специализированные приложения. Захаров Д. Х. также выделяет несколько способов: "создание специализированной группы, размещение и перепост вакансий организации, непосредственно деловая переписка в социальных сетях, продвижение в них торговой марки организации, привлечение существующих сотрудников в активное продвижение ценностей организации в социальных сетях"
Технологий и социальных сетей много, остановимся непосредственно на возможностях ВКонтакте. Основной способ работы HR-бренда в этой социальной сети - создание карьерного сообщества. Работа для реализации этой цели строится в несколько этапов:
1) Настройка карьерной страницы ВКонтакте. В настройку входит создание страницы, ее оформление и заполнение информации о компании. Оформление включает в себя загрузку логотипа компании и обложки, а
заполнение - указание адреса, время работы, описания и прочей существенной информации, которую компания хочет донести до подписчика.
2) Установка виджетов и сторонних приложений в сообщество. ВКонтакте позволяет устанавливать приложения сообществ, которые внедряются прямо на страницу ВКонтакте. В каталоге есть приложение для размещения вакансий. Преимущество данного способа размещения вакансий в том, что вакансии со временем не опускается в ленте новостей и упорядочиваются в одном месте. Также карьерным страницам рекомендуется установить персонализированное меню с призывом к действию. Оно также доступно в каталоге приложений сообществ ВКонтакте.
3) Привлечение потенциальных кандидатов. Для этой цели можно использовать таргетированную рекламу. ВКонтакте позволяет таргетировать пользователей не только по социально-демографическим факторам таким как город, возраст и пол, но и профессиональным - по должности и профессии. Это дает большие возможности для точечной рекламы на конкретную аудиторию социальной сети. Таргетированная реклама поддерживает множество форматов, таких как реклама с кнопкой, 'карусель', видео-реклама. С конца 2018 года появилась возможность самостоятельно создавать видео-рекламу прямо в интерфейсе рекламного кабинета. Помимо таргетированной рекламы HR может разместить пост о сообществе в сторонних тематических группах в специальной маркет-платформе ВК также доступной в рекламном кабинете.
4) Заполнение сообщества интересным для целевой аудитории контентом. Чтобы сообщество реально приносило результат оно должно быть 'живым' и вовлеченным. Важно составить подходящий контент-план из интересных для целевой аудитории тем. Блог HR-mag выделил 10 тем, которые могут быть интересны для соискателя: профили сотрудников, новости компании, советы по прохождению собеседований, исследования в сфере, день из жизни компании, тур по офису, истории сотрудников, корпоративные мероприятия, книги и мотивирующие лекции. Каждая тема может быть сделана в различных форматах ВК. Большие тексты должны быть в формате статей, также можно выкладывать картинки, видео и опросы.
5) Взаимодействие и общение с кандидатами. Часто HR-бренды бояться негатива в их сторону со стороны соискателя. На самом деле любой негатив очень быстро убирается при правильном вежливом общении. Помимо этого, стоит отвечать на все комментарии, вовлекать в беседу подписчиков и отвечать на личные сообщения в сообщество.
Развитие карьерных сообществ действительно увеличивает показатели вовлечения компаний. В качестве примера можно привести карьерное сообщество компании Магнит во ВКонтакте. Целью сообщества был выход на молодежную аудиторию Краснодарского края. После создания сообщества, его наполнения и установки необходимых приложений компании удалось достичь высоких результатов: количество подписчиков выросло в 8.5 раз, а вовлеченность в 2 раза- Также можно привести и ряд других крупных карьерных сообществ с большим количеством подписчиков: Career at Mars, Unilever Careers, Карьера Uniqlo. Это говорит о том, что компании уже нанимают через социальные сети и очевидно, что скоро с усовершенствованием технологий ВКонтакте компаний станет еще больше.
Помимо развития карьерных сообществ можно выделить еще несколько технологий социального рекрутинга ВКонтакте. Важно отдельно упомянуть инновационную разработку ВКонтакте, которая появилась в 2018 году - Сервисы VK Apps. Они доступны со всех мобильных устройств на всех личных страницах пользователей. В данном каталоге присутствует приложение Emny, которое позволяет без собственного сообщества разместить вакансию, которую потенциально может увидеть любой пользователь сети в специальном разделе. После отклика из приложения работодателю будет доступна профессиональная информация кандидата, которую он заполнил, и личная страница. Стоит отметить аналитику по откликам и просмотрам вакансий.
Платформа и приложение развиваются и благодаря этому стоит ожидать больших сдвигов в сфере привлечения кандидатов с помощью ВКонтакте.
Не стоит забывать и о традиционных способах привлечения соискателей без собственного карьерного сообщества. Можно выделить:
- покупку рекламных записей в сторонних сообществах и репосты. ВКонтакте существует большое количество тематических групп, в которые можно разместить свое объявление о вакансии и получить много откликов. Во ВКонтатке много профессиональных сообщества, к примеру, в одном из самых крупных сообществ программистов, на которое подписано 450 тыс. пользователей - tproger также можно купить и размещение вакансий.
- размещение объявлений в обсуждениях тематических сообществ. Бесплатный вариант, но с маленькой отдачей из-за большой текучки объявлений с разными форматами.
- комментирование от корпоративного аккаунта интересных тем и обсуждений тематических сообществ. Можно вступить в диалог внутри комментариев и тем самым вызвать интерес к аккаунту, в котором будут размещены вакансии компании.
- репосты вакансии со стороны действующих сотрудников. Каждый доверяет своим друзьям поэтому более лояльно относится к предложению о вакансии с их стороны. Этот вариант требует развитых страниц сотрудников для того чтобы дать отдачу, но тем не менее он отличается экономичностью. При правильной рекламе может вызвать вирусный эффект.
- личные сообщения пользователям ВКонтакте через общедоступный поиск. Данный метод имеет серьезные ограничения, так как в день можно писать только 20 пользователям, не добавленным в друзья. Проблема этого способа в том, что не каждый человек готов разговаривать с незнакомцем и может посчитать сообщение спамом. При это такой способ можно назвать наиболее дешевым и подходящим для точечного поиска персонала ВКонтакте
- черные методы. В данной работе эти методы раскрываться не будут, так как они противоречат правилам социальной сети
В заключении можно сказать, что в данной работе был проведен анализ доступных на данный момент технологий поиска сотрудников ВКонтакте. Было раскрыто понятие социального рекрутинга, его преимущества и недостатки. Были описаны основные способы привлечения кандидатов: карьерная страница, ее продвижение с помощью таргетированной рекламы и маркет-платформы, посты в тематических группах, сервис ВКонтакте по поиску работы, репосты вакансий сотрудниками компании и личные сообщения. Социальный рекрутинг — это новое явление в сфере поиска персонала и в данный момент находится на стадии развития. Многие компании уже представлены в социальной сети ВКонтакте и имеют свои собственные достаточно крупные карьерные страницы. Основная проблема социального рекрутинга довольно большая трудоемкость и необходимость корпоративного переустройства. Это может позволить себе не всякая компания. Исходя из этого можно сказать, что карьерные сообщества в основном эффективны для крупных брендов с большими бюджетами на рекламу и контент, маленькие компании хоть и могут открыть сообщество, но раскрутить его у них вряд ли получится, обычно они делают это стихийно без какого-либо плана. Несмотря на это социальная сеть развивается и вскоре с помощью встроенных приложений и сервисов можно будет довольно экономично привлекать соискателей даже без долгой раскрутки карьерных групп. Очевидно, что социальный рекрутинг еще не пережил своего пика и каждой компании в независимости от размера стоит обратить внимание в его сторону.
Список используемой литературы:
1. Абушенкова М.В. Рекрутмент через социальные сети - доверяй, но проверяй / М.В. Абушенкова // Известия Регионального финансово- экономического института. - 2013. - No 3.
2. Захаров, Д.К. Подбор персонала с использованием социальных сетей. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://cyberlemnka.rn/artide/npodbor-persomla-s-ispolzovamem-sotsialnyh-setey
3. «ВКонтакте» дала бизнесу возможность продавать товары и услуги внутри приложения соцсети // vc.ru URL: https://vc.ru/social/44076-vkontakte-dala-biznesu-vozmozhnost-prodavat-tovary-i-uslugi-vnutri-prilozheniya-socseti (дата обращения: 04.04.2019).
4. Гид по социальному рекрутингу // blog.potok.ru URL: http://blog.potok.io/wp-content/uploads/2016/04/Social-Recruiting-Guide-by-HR-mag.ru_.pdf (дата обращения: 04.04.2019).
5. Диджитализация подбора персонала // URL: https://vk.com/doc87409224_496809200 (дата обращения: 04.04.2019).
6. mediascope.net URL: https://webindex.mediascope.net/report?id=16571 (дата обращения: 04.04.2019).
7. Социальные сети в современном рекрутинге // mediascope.ru URL: http://www. mediascope.ru/node/1093